81 л. об. ( Пс.49 ). Троица в виде трех ангелов, угощаемых за столом Авраамом. Изображена так же, ка на знаменитой иконе в Троице-Сергиевой Лавре. Внизу у стола лежит агнец. Сара выглядывает из-за двери. 92 л. ( Пс.57 ). Человек трубит в трубу перед змеем-аспидом. 103 л. и 103 об. ( Пс.65 ). Несколько групп мучеников, подвергаемых разного рода мучениям. Между прочим, (рис. 222), замечательно изображение смерти в виде темной фигуры, которая со змеей стоит позади одного мученика в момент его убиения. 222. Убиение мученика, Псалтырь Барберини, л. 103 105 л. ( Пс.66 ). Иисус Христос извлекает из ада Адама и Еву. Ад, тоже античная фигура, весь черного цвета, повержен стремглав вниз головой. Так же в Лобковско-Хлудовской Псалтыри. 105 л. об. ( Пс.66 ). То же изображение, только ад зеленого цвета и лежит навзничь. Над изображением надпись: αναστασις. 110 л. ( Пс.68 ). Двое разрушают икону Иисуса Христа в медальоне; внизу чаша, как обыкновенно изображается она в сценах иконоборства и в Барберинской и вЛобковско-Хлудовской Псалтыри (см. выше, Сочинения, т. I, рис. 21). Надписано: ειχονομαχ. 117 л. ( Пс.72 ). Двое с красными языками, выпущенными до земли, как и в Лобковско-Хлудовской Псалтыри. 120 л. Крещение Иисуса Христа в Иордане. Внизу со стороны вод Иорданских изображена черная голова; еще ниже два змия перевиты своими хвостами, синие. 124 л. об. Два синих потока реки идут от двух синих же человеческих фигур. 129 л. об. ( Пс.77:43 ). Кровавый Нил красного цвета; но человеческие фигуры, его олицетворяющие, цвета тельного, приодеты. Одна фигура в царском венце выливает реку, другая держит ее конец. 137 л. ( Пс.80:17 ). Большой камень (рис. 223), с подписью внизу: πιτρα; на нем стоит Иисус Христос. Напротив, от зрителя, Моисей (тоже с надписью: Μωυς) ударяет по камню жезлом, а налево от камня исходит источник, от которого две фигуры пьют воду. Изображение в высшей степени важное по 223. Изведение воды Моисеем, Псалтырь Барберини, л. 137 отношению к некоторым древнехристианским памятникам, которым Де-Росси приписывает особенное значение по вопросу о папском наместничестве на римском престоле св.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Давид говорит: “Но, как бы от сна, воспрянул Господь, как бы исполин, побежденный вином, и поразил врагов Его в тыл, вечному сраму предал их”(Пс. 77, 65–66.). И Осия говорит: “Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?”(Ос. 13, 14.) И еще он же говорит: “Он уязвил — и Он исцелит нас, поразил —…и оживит нас через два дня, в третий день восставит нас…”(Ос. 6, 1–2.) Захария говорит: “Ты кровью завета Твоего освободил узников Твоих изо рва, в котором нет воды”(См. Зах. 9, 11.). Давид говорит: “Воскресни, Боже, суди землю, ибо Ты наследуешь все народы”(Пс. 81, 8.). И еще: “Он спас их от бедствий их; вывел их из тьмы и тени смертной, и расторгнул узы их… Ибо Он сокрушил врата медные и вереи железные сломил… Он спас их от бедствий их; послал Слово Свое и исцелил их, и избавил их от могил их”(Пс. 106, 13–14, 16, 19–20.). Исаия говорит: “Узники, выходите, те, которые во тьме, покажитесь”(Ср.: Ис. 49, 9.). Софония говорит: “Ждите Меня, говорит Господь, до того дня, когда Я восстану… Тогда опять Я дам народам уста чистые…”(Соф. 3, 8–9.) Давид говорит: “Ради страдания нищих и воздыхания бедных ныне восстану, говорит Господь, поставлю в безопасности того, кого уловить хотят”(Пс. 11, 6.). И еще: “Ты не оставишь души Моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление”(Пс. 15, 10.). Об этом же говорит первоверховный апостол Петр: “Давид, будучи пророком… прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления”(Деян. 2, 30–31.). Ибо Давид умер, был погребен и видел тление, а Тот, Которого Бог восставил, не видел тления. И еще говорит Давид: “Восстань, Господи, Боже мой, вознеси руку Твою, не забудь угнетенных Твоих до конца”(Пс. 9, 33.). И еще: “Воскресни, Боже, суди землю, ибо Ты наследуешь все народы”(Пс. 81, 8.). И еще: “Восстань, Господи, да не преобладает человек, да судятся народы пред лицом Твоим, поставь, Господи, над ними законодателя, да знают народы, что человеки они”(См. Пс. 9, 20–21.). И еще: “Да воскреснет Бог, и расточатся враги Его…”(Пс. 67, 1.) О Вознесении на Небеса Господа нашего Иисуса Христа

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Все они отличаются поучительным пророчественно-увещательным тоном – не только там, где псалмопевец прямо поучает или обличает своих современников (как в Пс.49, 72, 77:81 ), но и там, где он славит и благодарит Бога за явленные Им милости и благодеяния своему народу (как в Пс.74, 75:80 ), или умоляет о помощи и избавлении от постигших его несчастий (как в Пс.73, 76, 78, 79:82 ). Впрочем, только 5 псалмов: 49, 72, 77, 80 и 84, судя по их содержанию, могут быть приписаны пророку Асафу, современнику Давидову, остальные же должны быть отнесены к различным позднейшим временам, частью Иосафата ( Пс.82 ) и Езекии ( Пс.74 и 75), частию к последним временам существования царства иудейского от Манассии до Седекии ( Пс.76 и 79) и времени халдейского нашествия и разрушения Иерусалима ( Пс.73 и 78). Неизвестные по имени певцы из межени Асафа старались подражать ему в своих песнях и скрыли сбои имена под его именем, подобно как певцы из племени Кореева скрывали свои имена под общим фамильным названием сынов Кореевых. 5) Ефам, иначе называемый Идифумом (ср. 1Пар.6:31–32 и 44; 15:17, 19; 25:1–6 и 2Пар. 25:15 ), левит из племени Мерари, по устроении богослужения при Давиде и после него при Соломоне, подобно Асафу и Еману, состоял в звании одного из трёх главных начальников священного хора, управляя свящ. музыкою и пением при Моисеевой скинии в Гаваоне ( 1Пар.16:39, 41 и 42), с 6-ю чредами певцов и музыкантов, состоявших под управлением 6 сыновей его ( 1Пар.25:3 ). История отличает его именем царского прозорливца и мудреца, соперничествовавшего в мудрости с премудрым царём израильским, и точно также как Емана, вероятно по месту жительства, прозывает «Езрахитом» ( 3Цар.4:31 ). – В Псалтири Ефаму приписывается один псалом 88-й, который, судя по содержанию, надобно полагать, написан был им уже в глубокой старости в последние смутные годы царствования Соломона, или в первые годы царствования Ровоама. 6) Сыну и преемнику Давида, премудрому Соломону, по свидетельству надписаний, принадлежат два псалма 71 и 126, из коих первый, по всей вероятности, составляет вдохновенно-поэтическое изложение его молитвы к Богу в Гаваоне о даровании ему премудрости, а последний представляет поучительное выражение благодарности его к Богу за успешное окончание построения храма и вообще за благополучие своего царствования.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Псалмы Кораха («сынов Кореевых») Пс.42–49 и 84–85, 87–88 – в отличие от псалмов Асафа – характеризуются богословием не истории, но Сиона. Используя мифологические представления (Сион как гора богов, творения и всего мира), эти псалмы подчеркивают функцию Яхве как борца с хаосом, восседающего на Сионе как в своей царской резиденции и в своем граде Божием. В отличие от псалмов Асафа, размышляющих над опытом исторических катастроф Израиля (гибель Северного Царства в 722г. до н.э., разрушение Иерусалима в 586г. до н.э.) и использующих при этом богословие Северного Царства, псалмы Кораха прославляют нерушимость Сиона и его «вечную» функцию источника жизни. Кроме того, хорошо различимы еще некоторые группы псалмов, каждая из которых имеет свой специфический композиционный и богословский профиль: псалмы Царя Яхве (93–100), т.н. псалмы «Песах-Халлель» (113–118) и паломнические псалмы («псалмы восхождения»; 120–134). То, что здесь содержатся указания на целенаправленное придание книге определенной композиции, становится еще яснее, если обратить внимание на отражение в группах псалмов, объединенных общими заголовками, еще и определенных схем высказывания, относящихся к истории форм. Пс.42–49 и 84–85, 87–88 обозначаются как связанные друг с другом с помощью заголовков «(для) сынов Кореевых», а Пс.73–83 – с помощью заголовка «(для) Асафа». В своей последовательности они образуют богословски релевантные композиционные линии: Композиция Псалмы Кораха (42–49) Псалмы Кораха (84–85, 87–88) Жалоба 42/43 (я) – 44 (мы) 84 (я) – 85 (мы) Ответ (Бога) Жалоба Композиция Псалмы Асафа 73–77 Псалмы Асафа 78–83 «Учение» Жалоба 74 (мы) 79–80 (мы) Ответ (Бога) Жалоба Но и группы псалмов, отмеченные разными заголовками, искусно расположены в архитектуре Псалтири. Так, например, псалмы с 42 по 88 (89) выстраиваются в следующую концентрическую последовательность: Псалмы Кораха Псалмы Асафа Псалмы Давида Псалмы Асафа Псалмы Кораха (4) Ясное указание на то, что по меньшей мере некоторые части Псалтири читать следует как взаимосвязанную медитацию, видно в т.н. «давидизации» книги, проявляющейся в четырех моментах:

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

Близким к Давиду по авторитету и славе среди псалмопевцев, а равно и по духу, характеру и сердечности содержания псалмов, был Асаф, сын Варахии, благочестивый и богомудрый современник Давида, удостоившийся Божественных откровений и называвшийся «провидцем – » ( 1Пар.25:2 ). В книге Неемии он поставляется, как псалмопевец, в параллель с Давидом и признается подобно Давиду даже организатором богослужебного псалмопения ( Неем.12:46 ). Именем этого знаменитого псалмопевца надписывают 12 псалмов: 49:72–82. В них прославляется и разъясняется благочестие ветхозаветного подзаконного исполнителя закона обрядового, но соединяемое с высшим духовным пониманием и исполнением его (особ. 49 пс.); радостное исполнение воли Божией, предпочитаемое всем благам земным и награждаемое на небе (особ.72:23–25). Но ближайший и детальный анализ псалмов с именем Асафа и сопоставление их с ветхозаветными историческими свидетельствами побуждают современных западных и русских ученых апологетического направления признать не все эти псалмы современными Давиду и происшедшими от современника Давидова – Асафа. Ортодоксальной западной 193 и русской литературой 194 признается и доказывается происхождение от современника Давидова Асафа лишь пяти псалмов: 49,72,77,80,81. Некоторые западные ученые сюда же причисляют 76 и 79 195 , но о. Вишняков оспаривает это мнение и относит эти псалмы к эпохе Манасии и Седекии 196 . Относительно остальных пяти псалмов все упомянутые ученые согласны, что они не принадлежат современнику Давида – Асафу, а что это имя было впоследствии родовым среди псалмопевцев, а потому нередкл его носили лица, жившие позже Давида. Ученые согласны и в определении времени их происхождения: пс.82 считается современным Иосафату, 74 и 75 современным ассирийскому нашествию при Езекии, 73 и 78 современными халдейскому нашествию и разрушению Иерусалима 197 . Из ветхозаветных книг видно, что на одного из потомков Асафа – Иозиила, сына Захарии современника Иосафата, сходил Св. Дух ( 2Пар.20:14 ). О других потомках Асафа – псалмопевцах ничего неизвестно, и вообще, конечно, указанное предположение об имени Асафа не лишено гипотетичности. Только относительно времени происхождения обозреваемых псалмов можно быть более уверенным.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Близким к Давиду по авторитету и славе среди псалмопевцев, а равно и по духу, характеру и сердечности содержания псалмов, был Асаф, сын Варахии, благочестивый и богомудрый современник Давида, удостоившийся Божественных откровений и называвшийся «провидцем – » ( 1Пар.25:2 ). В книге Неемии он поставляется, как псалмопевец, в параллель с Давидом и признается подобно Давиду даже организатором богослужебного псалмопения ( Неем.12:46 ). Именем этого знаменитого псалмопевца надписываются 12 псалмов: 49:72–82. В них прославляется и разъясняется истинное благочестие ветхозаветного подзаконного исполнителя обрядового закона, но соединяемое с высшим духовным пониманием и исполнением его (особ. Пс.49 ); радостное исполнение воли Божией, предпочитаемое всем благам земным и награждаемое на небе (особ. 72:23–25). Но ближайший и детальный анализ псалмов с именем Асафа и сопоставление их с ветхозаветными историческими свидетельствами побуждают современных западных и русских ученых апологетического направления признать не все эти псалмы современными Давиду и происшедшими от современника Давидова – Асафа. Ортодоксальной западной и русской литературой признается и доказывается происхождение от современника Давидова Асафа лишь пяти псалмов: 49, 72, 77, 80, 81. Некоторые западные ученые сюда же причисляют 76 и 79, но о. Вишняков оспаривает это мнение и относит эти псалмы к эпохе Манассии и Седекии. Относительно остальных пяти псалмов все упомянутые ученые согласны, что они не принадлежат современнику Давида – Асафу, а что это имя было впоследствии родовым среди псалмопевцев, а потому нередко его носили лица, жившие позже Давида. Ученые согласны и в определении времени их происхождения: Пс.82 считается современным Иосафату, 74 и 75 современными ассирийскому нашествию при Езекии, 73 и 78 современными халдейскому нашествию и разрушению Иерусалима. Из ветхозаветных книг видно, что на одного из потомков Асафа – Иозиила, сына Захарии современника Иосафата, сходил Св. Дух ( 2Пар.20:14 ). О других потомках Асафа – псалмопевцах ничего неизвестно, и вообще, конечно, указанное предположение об имени Асафа не лишено гипотетичности. Только относительно времени происхождения обозреваемых псалмов можно быть более уверенным.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

льдом. И предал граду скот... их и имущество их огню« ( Пс.77:45–48 ). У Моисея ука­зан другой порядок чудес, совершенных в Египте. Но здесь пророк о нем и не заботиться, потому что цель его – указать, что все стихии по Божию велению восстали против фараона. И посмотри, как соответственно он обозначил действие каждой казни. О песьих мухах он говорит »жалили их«, потому что они нападали не на плоды, а на людей; а о жабах говорить: »и жаб,... (которые) и губили их»; это они делали, заползая не только в дома, но и в печи, и похищая все необходи­мые яства их; в этом смысле они поистине растлевали. Кроме того, умирая, жабы заражали землю зловонием, а от этого зловония есте­ственно опять рождалась гибель. Труды их и плоды их, говорит, отданы были «вредной росе» и «саранче», потому что они вредят одним только плодам и ничему больше. Слыша о гусенице, не удивляйся, что она не указана в числе казней у Моисея; пророк разумеет маленький и несовершенный род саранчи, почему Акила, вместо гу­сениц, переводит: бескрылая саранча. Хорошо далее пророк говорит, что виноград был убит градом, потому что последний больше всего губит его плоды и ветви, и дальше, что шел­ковичные деревья – льдом, так как растение это не терпит холода, почему и растет обычно только в теплых странах. Лед произве­ден градом. Но пророк упомянул дальше еще и об огне, сказав, что скот был убит градом, а имение их огнем, разумея, очевидно, под имением богатства земли. Градом и огнем, таким образом, были уничтожены и истреблены все растения. Тем чудо и было поразительно, что огонь разливался в воде. 7. А ты, замечая силу, ясность и краткость пророческих изречений, удивляйся премудрости Духа, – только для нее одной возможен такой пре­восходный способ речи. «Послал на них яростный гнев... Свой: ярость и гнев и скорбь, низведенные чрез ангелов (посылающих) бедствия» ( Пс.77:49 ). Разумеет ангелов злых не по природе, и не по расположению воли, потому что такими ангелами Бог для служения не пользуется; пророк назвал их злыми потому, что они по Божию повелению приносили бедствия и несчастья.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Откр.9:13–21 «И шестый ангел воструби, и слышах глас един от четырех рогов олтаря златого, сущего пред Богом, глаголющий шестому ангелу, имеющу трубу: разреши четыре ангелы связаны при реце велицей Евфрат. И разрешены быша четыре ангелы уготованы на час и день, и месяц и лето, да избиют третию часть человек. И число воинов конных две тме тем: и слышах число их. И тако видех в видении кони, и седящия на них имущия броня огненны и иакинфовы и жупелны: и главы конем (их) яко главы львом, и из уст их исхождаше огнь и дым и жупел. И от трех язв сих погибе третия часть человеков, от огня и дыма и от жупела, исходящих из уст их. Область бо коней во устех их бе, и ошиби их подобии змием, имуще главы, и теми пакости деюще. И прочии от человек, иже не вреждени быша язвами сими, ниже покаяшася от дел рук своих, да не поклонятся демоном, ни идолом златым и сребряным и медяным и каменным и древяным, иже ни видети могут, ни слышати, ни ходити: и не покаяшася от убийств своих, ни от волхвований своих, ниже от блуда своего, ниже от татьб своих». Вопрошающий. Какие события означаются трубою шестого ангела и когда будет их исполнение? Отвещающий. Иное из сказанного о бывшем по возглашении трубы шестого ангела ясно показано и может быть уразумеваемо, иное же Богу точию известно до времени события. От уразумеваемых укажу следующее. О казнях, последовавших за возглашением предыдущей, пятой трубы, сказано, что наказуемые не убиваются, но точию предаются мучениям: значит, долготерпение Божие еще щадит от смерти души их. О бывшем же по возглашении сей шестой трубы сказано, что от трех язв погибе третья часть человеков, и сбылось на них, как иногда и на египтянах, за их нераскаянное ожесточение, то, что сказано в псалме: «и не пощаде от смерти душ их» ( Пс.77:50 ). От сего и мы должны научаться не пренебрегать меньшими наказаниями, да не большими наказаны будем. Под указанными служителями казни сей, как и посланной на египтян, могут быть разумеваемы ангелы лютые, то есть духи ( Пс.77:49 ), ибо и говорится о разрешенных ангелах, или же разумеются военный брани. Ясно также, что казни сии посланы не на христиан, не на неверных, поклоняющихся идолам, как показывают сии слова Откровения: прочии же от человек, иже не вреждени быша язвами сими, не покаяшася, да не поклонятся идолом златым и сребряным и медяным и древянным, иже ни видети могут, ни слышати, ни ходити. Словом не покаяшася явственно указуется, что за сие, т. е. за идолослужение и погибла смертью третья часть людей. Вот что можно почитать ясным и ведомым в сем откровении; неизвестно же, и Богу единому ведомо то, каким образом будут совершены указанные здесь наказания и когда они будут. Можно сказать только, что доколе идолопоклонство и служение ложным богам продолжится, оные казни не престанут, дóндеже до конца истребятся идолослужители, как древний Вавилон и Ниневия и многие прочие нечестивые языки.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

26, 67–68; Лук. 22, 64–65; 18, 22; 19, 3)! О, Уста, иныя медоточивыя соты, хотя вы и вкусили горчайшую желчь и были напоены острейшимъ уксусомъ (Матф. 27, 34)! О, Уста, въ которыхъ не обретеся ложь (Исх. 53, 9), хотя и лживое предало Тебя на смерть (Матф. 26, 49)! О, Руки, которыя человека создали, а ныне были пригвождены ко кресту, и въ аду и рукъ, некогда коснувшихся запретнаго древа (Быт. 3, 1–6), и отъ всего Адама; о, Ребро, пронзенное созданной изъ ребра (Адама) Праматери! О, Стопы, по водамъ, и жидкую природу явно Увы Мне, Сынъ Мой, и Меня! Какое надгробное и погребальныя песни воспою Тебе? Я больше не являюсь Стамной, потому что душепитательная Манна въ гробъ изливается. Я уже больше не являюсь Неопалимой Купиной (Исх. 3, 2 сл.), потому что невещественнымъ огнемъ Твоего гроба Я всецело спалена. Я уже больше — не златой Светильникъ, потому что Светъ Мой поставленъ подъ спудъ (Матф. 5, 15). О, какъ много явилъ Мне Сильный (Лук. 1, 49)! Изъ всехъ родовъ Ты избралъ Меня. Пророческими языками предвозвестилъ Меня. Имея придти съ небесъ, путемъ известнымъ Тебе Самому, Ты откладывалъ Свое въ не имея достойнаго Сосуда, могущаго принять Божество. Себе единому Ты обручилъ Меня, даже и прежде Моего Я была приведена на светъ жизни, и на кратчайшее время пребыла съ Моими родителями. И вместе съ темъ, какъ я попрощалась съ материнскимъ молокомъ, я разсталась съ Моими родителями, и вся была принесена Тебе въ даръ, и была помещена въ храме, чтобы стать чистейшимъ Храмомъ для Тебя. Отецъ Мой и мать Моя оставили Меня, Ты же Меня (Пс. 26, 10), и кормилъ чрезъ Ангела, и, какъ говоритъ Давидъ: Хлебъ яде человекъ (Пс. 77, 25). Я видела Ангела Первостоятеля, который говорилъ со Мной, какъ съ Владычицей, котораго, когда увиделъ раньше, пришелъ въ чувствъ и онемелъ (Лук. 1, 5–23). И возрадовался младенецъ во чреве (Елисаветы) и своимъ обменялся покланяясь Тебе, бывшему тогда въ Моемъ чреве (Лук. 1, 39–45). Ты разрешилъ въ Меня законы природы. Ты зачался безъ семени, какъ зналъ, и после соблюлъ Меня Девой.

http://predanie.ru/book/217301-velikaya-...

Соломону приписывают три псалма: 71, 126 и не имеющий в надписании имени писателя 131 Пс. Псалмы эти написаны: 71 – при восшествии на престол после молитвы гаваонской, 126 – по окончании постройки храма, 131 – по случаю перенесения Кивота Завета из скинии в храм. Имя Асафа встречается в надписании 12-ти псалмов: 49, 72–82. Под именем псалмопевца Асафа известен левит времени Давида, отличавшийся поэтическим талантом. Вместе со своими четырьмя сыновьями он начальствовал над 4-мя чредами певцов Давидовых, был главным распорядителем священной музыки и пения пред скинией на Сионе. Асаф был чрезвычайно предан Давиду и свою судьбу связал с его жизнью; поэтому содержание для своих псалмов он брал из истории жизни Давида. Собственно ему принадлежат пять из 12-ти псалмов 49, 72, 77, 80, 81. Остальные семь псалмов: 73–76, 78, 79 и 82 принадлежат потомкам Асафа. Еману принадлежит 87-й псалом, Ефаму , иначе Идифуму, 88-й. Оба эти лица были современниками Давида и певцами при вновь устроенной им скинии. Они были левитами и стояли, как и Асаф, во главе певцов Давидовых. Сынам Кореевым принадлежат 11 псалмов: 41, 43–48, 83, 84, 86 и не надписанный в еврейской Библии 42 Пс. Сыновья Кореевы были потомками Корея, возмутившегося при Моисее, и сохранили за собой название по имени этого предка, вероятно, в назидание себе. В число их обязанностей, как левитов, входило следить за благочинием молящихся во дворе храма и за содержанием чистоты двора. Их семья отличалась преданностью Давиду и вместе с последним разделяла его бегство, почему в псалмах этого периода главным предметом содержания являются скорбные чувства от переживаемых Давидом бедствий и, – во время бегства – от насильственного удаления от храма. Ко времени Давида из Кореевых псалмов относятся пять: 41–43, 48, 83. Один – 44 относится к времени Соломона, четыре – 45–47 и 86 – ко времени Езекии; 84-й псалом написан вскоре после возвращения евреев из плена вавилонского. Таким образом, известны авторы 107 псалмов: сто псалмов имеют в надписаниях еврейской Библии имена писателей, и, кроме того, авторы еще семи псалмов из числа ненадписанных в еврейском тексте определены с достоверностью. Остальные 44 псалма анонимные: 65, 66, 90–99, 101, 104–106, 110–120, 122, 124, 125, 127–129, 133–136 и 145–151. Они относятся к разным событиям и эпохам жизни еврейского народа: 65, 66, 90 и 91 – ко времени избавления от нашествия Ассириян при Езекии; 92–99 – ко времени возвращения Манассии из плена или ко времени Иосии при восстановлении им богослужения; 101 псалом относится ко времени разрушения Иерусалима халдеями; 104 и 105 написаны в утешение находящимся в плену евреям; 106, 112–116 являются благодарственными песнями; 110, 111 и 118 относятся ко времени после плена; 117 – ко времени построения в второго храма; 119, 120, 122, 124, 125, 127 и 128 – ко времени возвращения из плена; 129 – ко времени Ездры; 133 – ко времени окончания второго храма, 136 – ко времени плена; 145–150 ко времени Ездры и Неемии.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/uchitel...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010