Пс.77:35.   И помянуша, яко Бог Помощник им есть, и Бог Вышний Избавитель им есть. Пс.77:36.   И возлюбиша Его усты своими, и языком своим солгаша Ему: Пс.77:37.   Сердце же их не бе право с Ним, ниже уверишася в завете Его. Пс.77:38.   Тойже есть щедр, и очистит грехи их, и не растлит, и умножит отвратити ярость Свою, и не разжжет всего гнева Своего. Пс.77:39.   И помяну, яко плоть суть: дух ходяй и не обращаяйся. Бог умилосердился над ними; хотя видел, что совершенно предались они плотскому мудрованию и не обращаются к покаянию. Только по великому Своему человеколюбию Он не погубил всех евреев в пустыне, но пощадил и помиловал (Афанасий). Пс.77:40.   Коль краты преогорчиша Его в пустыни, прогневаша Его в земли безводней; Пс.77:41.   И обратишася, и искусиша Бога, и Святаго Израилева раздражиша. Давид показывает Божие долготерпение и удивляется глубине нечестия иудеев — даже «в пустыни, в земле безводней» , терпя нужду — они прогневляли и многажды преогорчевали Его, когда следовало бы быть смиренными. «Святой Израилев» — Моисей и Христос. Ибо как на Моисея, так и на Иисуса Христа роптали они (Златоуст). Пс.77:42.   И не помянуша руки Его в день, воньже избави я из руки оскорбляюшаго: Описывает второй способ благодетельности, а именно: бедствия, постигшие врагов (Афанасий). Пс.77:43.   Якоже положи во Египте знамения Своя, и чудеса Своя на поли Танеосе. Пс.77:44.   И преложи в кровь реки их, и источники их, яко да не пиют. Пс.77:45.   Посла на ня песия мухи и поядоша я, и жабы, и растли я. Пс.77:46.   И даде рже плоды их, и труды их пругом. Пс.77:47.   Уби градом винограды их, и черничие их сланою. Пс.77:48.   И предаде граду скоты их, и имение их огню. Пс.77:49.   Посла на ня гнев ярости Своея, ярость и гнев и скорбь, послание ангелы лютыми. Псалом дополняет то, что умолчано Моисеем (см. Исх. 12:29). «Ангелы люты» — это силы, служащие для исполнения наказаний. Бог наказывал египтян не Сам, но через добрых ангелов. «Яростию, гневом и скорбию» Пророк называет жестокие казни (Златоуст, Феодорит).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

a) Дочерние К. «Первой палестинской катены» смешанного типа. В отличие от «Второй палестинской катены», к-рая также является дочерней по отношению к «Первой палестинской катене», данный тип предполагает комбинацию катены-источника с элементами к-польского происхождения (во «Второй палестинской катене» они минимальны). Основными свидетелями этого типа являются следующие рукописи: Patm. 215, XII-XIII вв. (Пс 78. 3-150); порядок источников: полный текст комментария на псалмы Феодорита, «Первая палестинская катена»; Bucur. Acad. Romana. gr. 931, XI в.; CPolit. Bibl. Patr. Panag. 9, XI в.; Hieros. S. Sepulchr. 45. Fol. 5r - 9v, XI в. (CPG. C. 19; тип VI по Каро-Лицману); порядок источников: выборка из гомилий свт. Иоанна Златоуста на псалмы (Пс 4-12, 43-49) и Астерия Софиста (под именем Иоанна Златоуста, Пс 1-3); выборка из «Первой палестинской катены» или сама эта катена; Ath. Esph. 73, XIII в. (CPG. C. 40. 6); Lesb. Leim. 49, X-XI вв. (CPG. C. 18a); Ambros. O 39 sup., X-XI вв. (CPG. C. 18 (2 a); тип V по Каро-Лицману); Vindob. Theol. gr. 8, XI в. (CPG. C. 18) - выборка из «Первой палестинской катены», некатенарные фрагменты разного происхождения (Феодорита, Митрофана Смирнского, Климента Александрийского и др.). b) Дочерние К. «Второй...» и «Третьей палестинской катены» (смешанного типа). Особенностью этих К. является то, что они комбинируют 2 элемента: вторичные К., восходящие непосредственно к «Первой палестинской катене», и палестинские коллекции схолий свт. Афанасия. «Первая палестинская катена» иногда приводит те или иные схолии, но нерегулярно, тогда как в рассматриваемом типе схолии используются систематически. Комбинация «Второй...» и «Третьей палестинской катены» со схолиями свт. Афанасия (на нек-рые псалмы) представлена в рукописи Paris. gr. 139, X в. (CPG. C. 16; тип III, по Каро-Лицману), содержащей вторичные К. разных типов и эпох. Схолии свт. Афанасия здесь выступают не как главный источник, а как дополнительный материал. В указанной рукописи эти схолии добавляются: ко «Второй палестинской катене» (Пс 100-101); к той же «Второй палестинской катене» в сочетании с выдержками из комментария на псалмы Феодора Мопсуестийского (Пс 51); к «Третьей палестинской катене» (на Пс 21, 41 и 50); к парафразу «Первой палестинской катены» (Пс 31); 5) к «Третьей палестинской катене» в сочетании с выдержками из комментария на псалмы Феодора Мопсуестийского (Пс 61, 75, 76, 77 и 78). В кодексе Ath. Vatop. 660, X-XI вв. (CPG. C. 40. 1), представлена т. н. краткая выборка «Третьей палестинской катены» на Пс 51-74 и 76-150, дополненная схолиями свт. Афанасия.

http://pravenc.ru/text/1681377.html

Афанасия В. 994 , или, как говорят св. Иоанн Златоуст 995 и св. Кирилл Ал. 996 , – их «неразумие (и) необузданную дерзость (у Злат. – «необузданность») против Христа» Псалмопевец воспевает во 2-м Псалме. Самую неусыпность Иудеев в злоумышлениях против Него пророк изображает словами: «беззаконие помысли на ложи своем» ( Пс.35:5 ) 997 . Изображая их упорство в этих злоумышлениях, пророк сравнивает их с «аспидом, глухим и затыкающим уши свои» ( Пс.57:5 ), не желающим «слышать заклинателей и потом отложить свою ярость» 998 . «Было пред­сказано (Псалмопевцем) и то, что после многих благодеяний Его, люди будут отвращаться от Него тщетно и напрасно, не имея повода ни в чем обвинять Его, ни в малом, ни в великом»; об этом именно, по объяснению св. Златоуста, пред­возвестил Давид словами: «с ненавидящими мира бех мирен: егда глаголах им, боряху Мя туне» ( Пс.119:6, 7 ) 999 . Вместо благодарности Он терпел от них всевозможные поношения; посему Псалмопевец от лица Его и говорит: «поношения поносящих Ти нападоша на Мя» ( Пс.68:10 ) 1000 ; их неблагодар­ность ко Христу, вследствие коей они, «хотя много видели бла­годеяний, однако же все это изринули из памяти», он изобра­жает словами: «забыша благодеяния Его и чудеса Его, яже по­каза им» ( Пс.77:11 ) 1001 . За враждебное отношение ко Христу он называет весь народ Иудейский «врагом» и «местником» ( Пс.8:3 ) 1002 , за неверие во Христа – «сыном чуждым» ( Пс.17:45–46 ), а за то, что с ругательством называл Его «Са­марянином» ( Ин.8:48 ), – «врагом гневливым» ( Пс.17:49 ) 1003 ; а так как они еще «называли Его противником Богу и нарушителем Закона», то пророк от лица Его справедливо на­звал их «оболгающими Мя у Господа» ( Пс.108:20 ) 1004 , а о Нем Самом от лица Его говорит: «чужд бых братии Моей», т. е. по плоти, и «странен сыновом матере Моея» ( Пс.68:9 ), т. е. синагоги 1005 . Разумея злоумышления Иудеев против Спа­сителя и ту ложь, которую они против Него выставляли, про­рок опять от лица Его молится об избавлении от сего «лу­кавого рода» ( Мф.12:39 ), говоря: «спаси Мя, Господи, яко оскуде преподобный, яко умалишася истины от сынов человеческих.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

В конце концов, жертва хвалы стала православной Божественной Евхаристией, в которой завершаются дела Божии о спасении людей. «Кто приносит в жертву хвалу, тот чтит Меня, и кто наблюдает за путем своим, тому явлю Я спасение Божие» ( Пс.49:23 ). Так, слава Божия предстает как спасение человека – Господь делает с человеком то, «чтобы отвесть душу его от могилы и просветить его светом живых» ( Иов.33:30 ). В книге Иова не раз говорится о делах Божиих как о чудных. Здесь надо понимать, что чудо в Священном Писании – это дело Божие, согласное с Его хотением и волей, когда побеждается установленный естества чин и закон. Господь «делает великое, неисследимое и чудное без числа» ( Иов.9:10 ). Благодарность и вечное славословие требует памяти – «Памятными сделал Он чудеса Свои...» ( Пс.110:4 ). Память о делах Божиих устанавливается в том, что роды человеческие, следующие друг за другом, связаны единым делом – восхвалять дела Божии и возвещать о Его могуществе ( Пс.144:4 ). Праведник, положивший все упования на Бога своего, знает одно только благо – «чтобы возвещать все дела» Его ( Пс.72:28 ). «Не умру, но буду жить и возвещать дела Господни» ( Пс.117:17 ). Ко всем нам сквозь века обращено: «Возвещайте между народами дела Его» ( Пс.9:12 ). И параллельно этому слово о славе – «Возвещайте в народах славу Его» ( Пс.95:3 ). Еще раз видим тождество дел Господних и славы Божией. Даже Богомыслие состоит в памятовании дел Божиих: «Вспоминаю дни древние, размышляю о всех делах Твоих, рассуждаю о делах рук Твоих» ( Пс.142:5 ). (Заметим, что Божии руки имеют дела, а человеческие руки – труд.) Всякое узаконение Божие утверждает память Его дел – именно для постоянства пребывания в зрении Бога человеку даются заповеди жизни. «Он постановил устав в Иакове и положил закон в Израиле, который заповедал отцам нашим возвещать детям их, чтобы... не забывать дел Божиих и хранить заповеди Его...» ( Пс.77:5,7 ). Псалмопевец говорит, что за невнимание и забвение «дел рук» Божиих Господь разрушит беспамятных и не воскресит их ( Пс.27:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Например, в приговоре о Манассии свящ. Историк вспоминает слова Господа: «если израильтяне будут поступать согласно со всем тем, что Я повелел им, и со всем законом, который заповедал им раб Мой Моисей " … Но они не послушались ( 4Цар.21:8 ). Еще: «Иоас не истребил детей убийц своего отца, как написано в книге закона Моисеева: не должны быть наказываемы дети за преступления родителей» ( 4Цар.14:6 ; 2Пар.25:4 = Втор.24:16 ), а особенно (излагаемый в 4Цар.17 и 25 гл.) суд свящ. Историка над всей историей израильского и иудейского царства ясно напоминает суд самого законодателя – Моисея ( Лев.26 ; Втор. 32 ). С приведенными свидетельствами исторических книг вполне согласны свидетельства других отделов ветхозаветного канона. Так, псалмопевцы находили для себя утешение и наставление в изучении Пятокнижия. Оставляя праздные беседы. Давид поучался вместо того в законе Господнем день и ночь ( Пс.1:2 ) и находил, что изучение Господня закона обращает души, веселит сердце, просвещает очи: закон Господень есть «Свидетельство», каким признавал свои книги Моисей ( Пс.18:8–9 = Исх.25:16 ; Втор.31:9,24 ). Особенно же прославляется изучение Божия закона в Пс.118 . Тщательное с любовью изучение Моисеева закона неизбежно отражалось и на писаниях псалмопевцев. Согласно постановлениям последнего, Давид порицает ложную клятву, месть, злодеяние ближнему, ростовщичество, взяточничество ( Пс.14 и 23:4= Исх.22:25;23:7–8 ; Лев.5:4;27:18 ; Втор. 16:19–20 ). Исторические повествования Пятокнижия повторяются нередко с дословною точностью у псалмопевцев, например, история творения мира и человека ( Быт.1 гл.= Пс.8;24:12;32:6;135:4–9 ), история патриархов ( Пс.46:10; 80:6 ), обетование Иуды ( Быт.49:10 = Пс.59:9 ), синайское законодательство ( Пс.80:1–6 ), сорокалетнее странствование ( Пс.77:13–34;135:16 ) и победы над Сигоном и Огом ( Пс.135:17–20 ). В 104 и 105 псалмах воспроизводится почти вся история еврейского народа, излагаемая в Пятокнижии, и рассматривается согласно теократическому воззрению Моисея 6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Например, в приговоре о Манассии священный историк вспоминает слова Господа: «если израильтяне будут поступать согласно со всем тем, что Я повелел им, и со всем законом, который заповедал им раб Мой Моисей»... Но они не послушались ( 4Цар.21:8 ). Еще: «Иоас не истребил детей убийц своего отца, как написано в книге закона Моисеева: не должны быть наказываемы дети за преступления родителей» ( 4Цар.14:6 ; 2Пар.25 ­­ Втор.24:16 ), а особенно (излагаемый в 4Цар.17 и 25 глл.) суд священного историка над всей историей израильского и иудейского царства ясно напоминает суд самого законодателя – Моисея ( Лев.26 ; Втор.32 ). С приведенными свидетельствами исторических книг вполне согласны свидетельства других отделов ветхозаветного канона. Так, псалмопевцы находили для себя утешение и наставление в изучении Пятикнижия. Оставляя праздные беседы, Давид поучался вместо того в законе Господнем день и ночь ( Пс.1:2 ) и находил, что изучение Господня закона обращает души, веселит сердце, просвещает очи; закон Господень есть «свидетельство», каким признавал свои книги Моисей ( Пс.18:8–9 ­­ Исх.25:16 ; Втор.31:9, 24 ). Особенно же прославляется изучение Божия закона в Пс.118 . Тщательное с любовью изучение Моисеева закона неизбежно отражалось и на писаниях псалмопевцев. Согласно постановлениям последнего, Давид порицает ложную клятву, месть, злодеяние ближнему, ростовщичество, взяточничество ( Пс.14 и 23­­ Исх.22:25; 23:7–8 ; Лев.5:4; 27:18 ; Втор.16:19–20 ). Исторические повествования Пятикнижия повторяются нередко с дословной точностью у псалмопевцев, например, история творения мира и человека ( Быт.1 гл. ­­ Пс.8; 24:12; 32:6; 135:4–9 ), история патриархов ( Пс.46:10; 80:6 ), обетование Иуде ( Быт.49 ­­ Пс.59:9 ), синайское законодательство ( Пс.80:1–6 ), сорокалетнее странствование ( Пс.77:13–34; 135:16 ) и победы над Сигоном и Огом ( Пс.135:17–20 ). В 104 и 105 псалмах воспроизводится почти вся история еврейского народа, излагаемая в Пятикнижии, и рассматривается согласно теократическому воззрению Моисея.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Постоим еще, христианин, на Голгофе перед Христом, страждущим ради нас, грешных, и посмотрим, какие еще перенес Он ради нас страдания. Видим, что пречистые Его уста, благовествовавшие мир и Евангелие, запеклись от страшной боли, и язык, проповедавший отпущение грехов грешникам, прильпнул к гортани Его (Пс. 21:16). И слышим, что в том жесточайшем страдании Он вопиет: жажду (Ин. 19:28). Кто Он, Который вопиет: Жажду? Он Тот, Которого земля и исполнение ее (Пс. 23:1), Он напаяющий горы с высот Своих (Пс. 103:13), собирающий, как мех, воды морские, заключающий бездны в сокровищницы (Пс. 32:7); Он Тот, Который извел воду из камня и провел воды, как реки (Пс. 77:16); Он Тот, Который, ударил камень – и потекли воды (Пс. 77:20), расторг камень – и потекли воды (Пс. 104:41). Он плотью, ради нас принятой, жаждет в страдании, и в жажде Своей вопиет: жажду! За нас стоит Заступник и в страдании Своем жажду терпит. Нам следовало в пламени геенском вечно страдать, жаждать, кричать и просить, но просить бесполезно, капли воды, ради прохлаждения языка нашего (см. Лк. 16:24). Но Христос здесь, на Голгофе, жаждет, да от нас отнимет вечную в геенне жажду и подаст нам прохлаждение во царствии Своем небесном, да устроит нас возлечь с Авраамом, Исааком и Иаковом в царстве небесном (Мф. 8:11), где возлежащие не будут терпеть голода и жажды, и не поразит их зной и солнце (Ис. 49:10), ибо Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод (Откр. 7:16-17). Так Христос жаждой Своей отнимает вечную нашу жажду и подает нам воду живую, от которой пьющий не будет жаждать вовек (Ин. 4:14). Посмотрим, чем напояют жаждущего в страдании Сына Божиего. Видим, что и воды студеной не сподобляется Покрывающий небо облаками, но уксусом поят Его: напоив уксусом губку и наложив на иссоп, поднесли к устам Его (Ин. 19:29). И Сам Он через пророка говорит: Дали в пищу Мне желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом (Пс. 68:22). Желчи вкушает и горьким уксусом напаивается Избавитель наш, да отнимет горесть нашу, к душам нашим от плода заповеданного древа прилипшую, и подаст нам есть и пить за Трапезой Своею в царствии Его (Лк. 22:30). И Церковь святая поет Ему: «Да избавимся мы сластнаго греха, желчи вкусил еси, Сладосте жизненная!» (Песнь 7 гласа 5-го, в пятницу на утрени).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Отдельные изречения Книги Псалмов, объясняемые об Иисусе Христе священными писателями Нового Завета и святыми Отцами и учителями Церкви, с достаточной полнотой и обстоятельностью изображают как самое Лицо Спасителя, так и разные события искупительного служения Его. Он есть истинный Бог (17, 32; 49, 3; 117, 26–27), Сын Божий (2, 7; ср. Евр. 1, 5 ; Пс. 109, 3 ), Отчее Слово (32, 6; 106, 20). Во многих псалмах предуказывается пришествие Его к человекам (13, 2, 7; 17, 10; 52, 2; 66, 2; 79, 2; 101, 20) во плоти (45, 5), прикровенное (96, 2), славословимое Ангелами (88, 6; 96, 6), для добровольного исполнения воли Божией о спасении людей (39, 7–9; ср. Евр. 10, 5–9 ; Пс. 67, 25 ). Возвещается также, что по плоти Он произойдет из колена Иудина (77, 68), от рода Давидова (17, 51; 88, 4–5; 30, 36–38; 131, 17), и будет истинным человеком (86, 5) и сыном человеческим (8, 5–6; ср. Евр. 2, 6 ; Пс. 79, 16 ). Приписываются Ему многозначительные имена, как то: муж десницы Божией (79, 18; 89, 12; 97, 1), Спаситель (13, 7; 61, 3; 129, 6), Законоположник (9, 21), Источник Жизни (35, 10), Краеугольный камень (117, 22), Первенец, высокий паче царей земных (88, 28), Великий Учитель правды и истины (39, 10–11), Сама правда (93, 15), Истина (84, 11), Свет (4, 7). Слово Евангелия (147, 4) Он будет предлагать в притчах (48, 5; 77, 2; ср. Мф. 13, 3 ; Ин. 16, 25 ) и распространит учение Свое через апостолов во всем мире (18, 3–6; ср. Рим. 10, 18 ). Особенно же много указаний в псалмах на последние события земной жизни Господа нашего Иисуса Христа: предсказываются вход Его в Иерусалим (8, 3; ср. Мф. 21, 15 ; Пс. 117, 26 ), злоумышление иудеев (2, 1–2; ср. Деян. 4, 24–25 ; Пс. 11, 2–5; 40, 6–9; 108, 3–5 ), предательство Иуды (7, 15–16; 37, 12; 40, 7, 10; ср. Ин. 13, 18 ; ; ср. Деян. 1, 20 ). Обстоятельства страданий Иисуса Христа изображаются в псалмах с такою поразительною точностью, что некоторые изречения писаны царственным пророком как бы у самого подножия Голгофы и Креста, так что между событием и пророчеством видно иногда не только полное, но даже буквальное соответствие (напр.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Matveevs...

«Первая палестинская катена» послужила источником ряда вторичных К. (см. ниже «Вторая палестинская катена», «Третья палестинская катена»), а также следующих компилятивных экзегетических сочинений: комментарий на Псалтирь Петра Лаодикийского (CPG. C. 38, сохр. в 9 ркп.; фрагменты входят в состав изолированной катены ркп. Vat. gr. 753 и Vat. gr. 767 (CPG. С. 36)); часть анонимного комментария на Псалтирь кодексов Ambros. H 112 sup. и Cypr. 21 на Пс 11, 21, 31, 41, 50, 51, 76, 77, 78, 91, 100 и 101; гомилии на Пс 1, 21, 31, 41 и 50 кодексов Taurin. B I 8 и Vat. gr. 525, составленные путем комбинации фрагментов (без лемм) «Первой палестинской катены»; гомилия, приписываемая свт. Иоанну Златоусту на Пс 101 (CPG, N 4551; PG. 55. Col. 635-641), представляет собой смесь комментария Феодорита и выдержек из «Первой палестинской катены» (частично в виде парафраза). 2) Первичные катены к-польского происхождения. С нач. X в. (а по предположению Дориваля, уже с VIII в.) в первичных К. на Псалтирь к-польского происхождения начинают превалировать 2 источника: Гомилии на Псалтирь свт. Иоанна Златоуста (Пс 4-12, 43-49, 108-117, 119-150; гомилия на Пс 41. 1-2 не входила в древний визант. корпус гомилий свт. Иоанна Златоуста) и комментарий на Псалтирь блж. Феодорита Кирского (в той части, в к-рой гомилии свт. Иоанна отсутствуют). Помимо этих 2 источников в ранних к-польских К. на Псалтирь используются гомилии Астерия Софиста (на Пс 4-12), к-рые часто приписывались свт. Иоанну Златоусту. A) «Катена Златоуста-Феодорита» (CPG. C. 30; тип XVII по Каро-Лицману; Grundtypus F по Мюленбергу). По мнению Дориваля, следует делать различие между экзегетическим сборником толкований свт. Иоанна Златоуста и блж. Феодорита и «катеной Златоуста-Феодорита». Разница состоит в том, что сборник для каждого конкретного псалма приводит толкование только одного автора, причем без указания его имени, в то время как «катена Златоуста-Феодорита» указывает пронумерованные фрагменты одного или неск. авторов без лемм или с ними (для некоторых стихов до 17 авторов), а также варианты Гекзапл и лексические глоссы. Примером экзегетического сборника на Псалтирь могут служить кодексы Bodl. Auct. D. 3. 17, X в., и New Haven. Yal. 249, XIII-XIV вв., в к-рых сознательно удалены имена авторов и варианты Гекзапл, так что создается впечатление сплошного комментария, а не катены. По всей видимости, сборник не был источником «катены Златоуста-Феодорита»: выдержки из творений св. отцов в катене сделаны в одних случаях непосредственно из сочинений указанных авторов, в др. случаях - из какой-то утерянной катены, иногда они представляют собой не прямые цитаты, а краткий пересказ толкований.

http://pravenc.ru/text/1681377.html

Свт. Афанасий III Пателларий (1597 — 5.04.1654) — Лубенский чудотворец (память 2 мая), Патриарх Константинопольский (1634 — 1652). В 1652 г. он навсегда покинул Константинополь и искал защиты " от обиды нечестивых агарян... от бусурманской обиды и многих налогов... " у русского царя Алексея Михайловича, " волею своею оставив свой патриаршеский престол... И ты, праведный государь... меня иностранца призрел... " Скончался свт. Афанасий в Мгарском Преображенском монастыре близ г. Лубны (совр. Полтавская обл.) и был погребен по восточному обычаю сидящим на троне. 56 Иванский — муж сестры Глафиры Орестовны, Наталии Орестовны. Старец Амвросий видел, что он пытается обмануть Глафиру при покупке ее наследственной части имения Алехино, и заботился о том, чтобы этого не произошло. 57 Путешествие по Святой Земле в 1835 году Авраама Норова. Ч. 1 – 2. СПб., 1844. 58 Ин. 11, 49. 59 Примеч. авт. (зачеркнуто). 60 Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. 61 Пс. 142, 8. 62 Мф. 10, 37. 63 Пс. 90. 64 Наталья Орестовна Иванская – замужняя сестра Глафиры Орестовны 65 Мф. 10, 36. 66 Кольми паче (церк.-слав.) – тем более. 67 Пс. 33, 2. 68 Пс. 102, 1. 69 См. Мф. 11, 12: От дний же Иоанна Крестителя доселе Царство Небесное нудится, и нуждницы восхищают е... 70 Мухояр – старинная азиатская ткань (Даль В. И. Толковый словарь . Т. II. С. 363). 71 Пс. 39. 1 72 Поверить – проверить, чтобы убедиться на деле в верности. (См. Даль В. И. Толковый словарь... Т. III. С. 151.) 73 Презорство (церк.-слав.) – презирание, пренебрегание, непослушание, строптивость. 74 Первая настоятельница Шамординского монастыря схим. София (Астафьева-Болотова) († 24.01.1888). 75 Ср. Мк. 6, 56: ...которые прикасались к Нему, исцелялись. 76 См. Деян. 5, 15: ...выносили больных на улицы... дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них. ...И исцелялись все. 77 Игумения Евфросиния (Розова), управляла монастырем с 1888 по 14.04.1904 г. 78 На этом рукопись обрывается. comments Комментарии 1

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=105...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010