Давид, автор многочисленных псалмов, хотя и употреблял эти жесткие выражения, однако сам показывал много раз великодушие и любовь к своим врагам. Хотя в его жизни были и жестокие моменты, за что Господь прямо сказал, что он хотя и велик перед Богом, но слишком много на нем невинно пролитой крови и он не построит Ему Храм. Было много случаев, когда он мог не проливать эту кровь. Не надо забывать, что это жестокий мир Ветхого Завета. Все люди, которые писали псалмы, безусловно принадлежат к миру ветхозаветного человечества. Поэтому все, что присуще человеку ветхому, к нам не имеет отношения. В Евангелии от Матфея Господь сказал: «Не знаете, какого вы духа», когда ученики просили извести огонь, как извел его Илия. Особый признак — это восхваление блаженства в Псалтири; они в изобилии присутствуют в этой книге. Действительно, один из самых прекрасных псалмов, которые все любят: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых» (Пс.1, 1). Псалмы можно сгруппировать по разной тематике. Мессианские псалмы — 15,21,23,39,67, 68,117. Покаянные псалмы — 6,31,50,101,142 и ряд других. Псалмы хвалебные, или псалмы Аллилуйя — 105,110,111,112,116 и много других. Учительные псалмы — 1,5,7,14, 49, 93,100. Псалмы странствия, или восхождения — 119, 133. Они так называются, т.к. эти псалмы читали священники, входя в Иерусалимский храм, поднимаясь со ступени на ступень. Ступени были очень и очень значительными, большими и их было не просто перешагнуть. При вхождении во храм Божией Матери не случайно упоминается, как трехлетняя девочка сама вошла в храм — это было чудом. Ребенок без посторонней помощи войти туда не мог. Есть еще псалмы, так называемые псалмы чистой молитвы. Их и можно читать, как молитву. Это 16, 85,89,101,141 псалмы. Царские псалмы — с 91 по 99 псалом. Есть псалмы общей молитвы, в которых написано молиться вместе, сообща, всем собранием — это 3,15,40,53,55,60 и ряд других. Есть особые псалмы, которые читались при восходе солнца — утренние псалмы — 3,15,56, 62, и после заката — вечерние — 4,8,142. Есть псалмы «негодующие», где выражены ропот, негодование и другие подобные чувства — это псалмы 2,15,39,96,109 и др. И псалмы исторические, которые повествуют об истории израильского народа, тех или иных событиях — это псалмы 77,104,105.

http://sedmitza.ru/lib/text/432150/

Давид, автор многочисленных псалмов, хотя и употреблял эти жесткие выражения, однако сам показывал много раз великодушие и любовь к своим врагам. Хотя в его жизни были и жестокие моменты, за что Господь прямо сказал, что он хотя и велик перед Богом, но слишком много на нем невинно пролитой крови и он не построит Ему Храм. Было много случаев, когда он мог не проливать эту кровь. Не надо забывать, что это жестокий мир Ветхого Завета. Все люди, которые писали псалмы, безусловно принадлежат к миру ветхозаветного человечества. Поэтому все, что присуще человеку ветхому, к нам не имеет отношения. В Евангелии от Матфея Господь сказал: «Не знаете, какого вы духа», когда ученики просили извести огонь, как извел его Илия. Особый признак – это восхваление блаженства в Псалтири; они в изобилии присутствуют в этой книге. Действительно, один из самых прекрасных псалмов, которые все любят: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых» ( Пс. 1:1 ). Псалмы можно сгруппировать по разной тематике. Мессианские псалмы – 15,21,23,39,67, 68,117. Покаянные псалмы – 6,31,50,101,142 и ряд других. Псалмы хвалебные, или псалмы Аллилуйя – 105,110,111,112,116 и много других. Учительные псалмы – 1,5,7,14, 49, 93,100. Псалмы странствия, или восхождения – 119, 133. Они так называются, т.к. эти псалмы читали священники, входя в Иерусалимский храм, поднимаясь со ступени на ступень. Ступени были очень и очень значительными, большими и их было не просто перешагнуть. При вхождении во храм Божией Матери не случайно упоминается, как трехлетняя девочка сама вошла в храм – это было чудом. Ребенок без посторонней помощи войти туда не мог. Есть еще псалмы, так называемые псалмы чистой молитвы. Их и можно читать, как молитву. Это 16, 85,89,101,141 псалмы. Царские псалмы – с 91 по 99 псалом. Есть псалмы общей молитвы, в которых написано молиться вместе, сообща, всем собранием – это 3,15,40,53,55,60 и ряд других. Есть особые псалмы, которые читались при восходе солнца – утренние псалмы – 3,15,56, 62, и после заката – вечерние – 4,8,142. Есть псалмы «негодующие», где выражены ропот, негодование и другие подобные чувства – это псалмы 2,15,39,96,109 и др. И псалмы исторические, которые повествуют об истории израильского народа, тех или иных событиях – это псалмы 77,104,105.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Покой первого и седьмого дня праздника опресноков подобен субботнему, но не так строг ( Исх.16:23 ). Исх.12:17 .  Наблюдайте опресноки, ибо в сей самый день Я вывел ополчения ваши из земли Египетской, и наблюдайте день сей в роды ваши, как установление вечное. Исх.12:18 .  С четырнадцатого дня первого месяца, с вечера ешьте пресный хлеб до вечера двадцать первого дня того же месяца; Исх.12:19 .  семь дней не должно быть закваски в домах ваших, ибо кто будет есть квасное, душа та истреблена будет из общества [сынов] Израилевых, пришлец ли то, или природный житель земли той. Исх.12:20 .  Ничего квасного не ешьте; во всяком местопребывании вашем ешьте пресный хлеб. Исх.12:21 .  И созвал Моисей всех старейшин [сынов] Израилевых и сказал им: выберите и возьмите себе агнцев по семействам вашим и заколите пасху; Сообразно с повелением 3-го ст. ( Исх.12:3 ) Моисей объявляет народу закон о Пасхе. Возвещая волю Божию, он делает некоторые добавления. Исх.12:22 .  и возьмите пучок иссопа, и обмочите в кровь, которая в сосуде, и помажьте перекладину и оба косяка дверей кровью, которая в сосуде; а вы никто не выходите за двери дома своего до утра. К добавлениям относится замечание об иссопе, под которым разумеется не иссоп в буквальном смысле, как не растущий в Сирии и Аравии, а сходный с ним вид растения, и приказание не выходить из домов: кровь спасает только находящихся в зданиях. Исх.12:23 .  И пойдет Господь поражать Египет, и увидит кровь на перекладине и на обоих косяках, и пройдет Господь мимо дверей, и не попустит губителю войти в домы ваши для поражения. В Исх. 11:4 поражающем первенцев египетских «язвою губительною» ( Исх.12:13 ) представляется сам Всевышний. Между тем и 23 ст. от него отличается, как орудие казни, особый губитель 9 . По словам некоторых учителей Церкви – Иустина, Оригена и блаженного Августина , это были злые Ангелы, указание на что дается в Пс.77:49 ; Василий Великий , Иоанн Златоуст и блаженный Феодорит разумеют под «губителем» доброго Ангела; Таргум, согласно замечанию книги Премудрости Соломоновой ( Прем. 18:15 ), видит в губителе непосредственное, чрезвычайное действие слова Божия («мемра», по Таргуму).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Слыши, Дщи, и вииждь, и приклони ýхо Твоé. Слушай, Дщерь, и смотри и приклони ухо Твое ( Пс. 44:11 ). См. Р.Б. стр. 77, 89, 145. Евангелие Обычное в богородичные праздники на утрени – о посещении Пресвятой Богородицей праведной Елисаветы ( Лк. 1:39–49, 56 ), как яснее всего изображающее словами прав. Елисаветы и самой Пресвятой Девы, вдохновенными Духом Святым, величие Богоматери. См. Р.Б. стр. 89–92. Стихира после Евангелия Тогда как все другие песни праздника дышат радостью о успении Богоматери, которое было собственно Ее воскресением к будущей жизни, эта стихира, служащая припевом к покаянном у 50-му псалму, есть плач у одра умирающей Богоматери: она рисует картину Ее последних минут, как одр Ее окружали апостолы и плакали над ним во главе с апостолом Петром; и заключается стихира скорбной молитвою о сохранении Богородицею Ее паствы, которая, конечно, есть весь христианский мир, от всего угрожающего ей. По 50-м псалме стихира, глас 6. Византиево 163 . Егда преставлéние пречистаго Твоегó тéла готовляшеся, тогда апóстоли обстояще одр, с трéпетом зряху Тя; и óви ýбо взирающе на тéло, ýжасом одержими бяху, Петр же со слезами вопияше Ти: о Дéво, вижду Тя ясно простéрту прóсту, живота всéх, и удивляюся в Нéйже вселися бýдущия жизни наслаждéние. Но, о Пречистая, молися прилéжно Сыну и Бóгу Твоемý спастися стаду Твоемý невредиму. Когда подготовлялось преставление пречистого Твоего тела, тогда апостолы, окружая 164 одр, с трепетом смотрели на Тебя, и одни, взирая на тело, были одержимы изумлением, а Петр со слезами восклицал Тебе: о Дева, явственно вижу Тебя прямо 165 простертой 166 , жизнь всех 167 , и удивляюсь 168 (Той), в Которой вселилось наслаждение будущей жизнью 169 ; но, о Пречистая, молись усердно Сыну и Богу Твоему о сохранении невредимым 170 стада 171 Твоего. Канон Как и три важнейшие Господни праздники, Успение имеет два канона лучших творцов – свв. Космы Маюмского и Иоанна Дамаскина (VIII в.). Канон преп. Космы «Преукрашенная» 1-го гласа более говорит о самом событии, о всемирном значении его; канон же преп. Иоанна «Отверзу уста» 4-го гласа более занимается самою личностью Преставившейся в ее значении для человечества. Особенность первого канона выражается и его акростихом: «Да торжествуют богомудрии» – «Да совершают торжество богомыслящие», составляющим шестистопный ямбический стих, 26 буквами которого начинаются песнопения канона. Второй канон акростиха не имеет и заключает 28 песнопений. Оба канона написаны обычным размером церковных песен, не следующим законам классического стихосложения (чем 2-й канон отличается от канонов того же автора на три величайшие Господни праздника – Рождество Христово, Крещение и 50-цу, но сходится с его же пасхальным каноном). Количество тропарей в каждой песне (2 или 3) сообразуется с величиною библейски х песней, в чем второй песнописец щедрее первого.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Спасибо, отец Андрей, за интересную статью. Да, все беды начались тогда, когда Адам и Ева нарушили запрет Бога вкушать " от дерева познания добра и зла " . Бог абсолютно непричастен злу, но оно находится под Его неусыпным контролем, и Он часто использует его как Свое орудие (так,например, Бог послал на египтян " посольство злых ангелов " - Пс. 77,49). Источник зла, конечно, искуситель диавол,поэтому мы просим в молитве " Отче наш " избавить нас от лукавого. А если сами не прилагаем усилия, открываем двери своего сердца, падшего по природе, страстям и похотям, то оно вместо " храма Духа Святого " может стать троном антихриста.Такова реальность, и она слишком серьезна и страшна. Василий Великий пишет: " ...зло - состояние души, противное добродетели. Поэтому не ищи зла вовне, но... каждый пусть признает себя виновником собственного злонравия " . Выдающийся ученый- физик Альберт Эйнштейн заметил: " Настоящая проблема лежит в сердце и мыслях человека... Проще изменить состав плутония, чем изгнать злого духа из человека. Что нас пугает- это не сила взрыва атомной бомбы, но сила злости человеческого сердца, его собственная сила взрыва на злые поступки " . " Осеняющий херувим " из " печати совершенства " (Иез. 29,12)стал носителем зла, печатью проклятия в результате отпадения от Бога. Диавол- сын прелести, и он мастерски обольщает людей, уводя их за собой. С начала человеческой истории действует печать Каина- печать абсолютной бездуховности, полного отпадения от Бога. И все люди, не имеющие печати Божией на своих челах(Отк. 9,4),печати Духа Святого (естественно, духовной), будут также осуждены на вечные муки, как носители зла,независимо от своих мнимых добрых дел на пути прогресса земной цивилизации (каиниты). А что такое добро? Ответ есть: " О, человек! сказано тебе, что- добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить перед Богом твоим " (Мих. 6,8). Без Христа мы идем во тьме " по тонкому льду " , проваливающемся в бездну ада. " Я Свет миру; кто последует за Мной, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни " (Ин. 8,12). " Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется " (Ин. 10, 9). " Придите ко Мне! " - умоляет, протягивая руки, Спаситель, не желающий, чтобы кого увлекло зло, чтобы кто погиб.Помилуй нас, Боже, помилуй нас! И еще: между природой и правдой- неправдой параллель нельзя провести, можно только применять как метафору. " Здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божии и веру в Иисуса " (Отк. 14,12).

http://pravoslavie.ru/91500.html

   О, Пречистая Дева, на Тебя надеемся и Тобою хвалимся, да не постыдимся, рабы Твои! Нравоучение     Пророк Божий Моисей, грозя людям, если бы не сохранили завета Божия, страшными карами, среди многих язв за большую полагает нашествие иноплеменников: «Если же не будешь слушать гласа Господа Бога твоего и не будешь стараться исполнять все заповеди Его и постановления Его, — пошлет на тебя Господь народ издалека, от края земли: как орел налетит народ, которого языка ты не разумеешь, народ наглый, который не уважит старца и не пощадит юноши» (Втор. 28:15, 49—50).     Разительно это пророчество на нас сбывается, когда карой многочисленных нашествий иноплеменников, грехов ради наших, казнит нас Господь каждое мгновение, «в которое мы видели злое» (Пс. 89:15). За то, что «не сохраняем завета Божия и не хотим ходить в законе Его» (Пс. 77:10), «посылает на нас Господь народ издалека» (Втор. 28:49), как устремление орлиное. «Преследовавшие нас были быстрее орлов небесных; гонялись за нами по горам, ставили засаду для нас в пустыне» (Плач. 4:19)...    За то, что не пленяем свой разум в послушание Христово, предает нас Господь в плен, как говорит Давид: «Отдал в плен крепость их и красоту их в руки врагов» (Пс. 77:61). Предал их в руки врагам, и обладали ими ненавидящие их, и досаждали им враги их...    За то, что не Богу добродетелями, а себе плотоугодием служим и греху работаем, предает нас на службу и тяжкую работу врагам наших, о которой предрекал Моисей: «За то, что ты не служил Господу Богу твоему с веселием и радостью сердца, при изобилии всего, будешь служить врагу твоему, которого пошлет на тебя Господь [Бог твой], в голоде, и жажде, и наготе и во всяком недостатке; он возложит на шею твою железное ярмо, так что измучит тебя» (Втор. 28:47—48).     Обратимся же к покаянию, уцеломудримся, наказанные, пойдем следом тех людей, которые, «когда Он (Господь) умерщвлял их, они искали Его и скоро обращались... к Богу, и вспоминали, что Бог помощник им и Бог Всевышний избавитель их» (Пс. 77:34—35).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2821...

45. «…Держись вечной жизни, к которой ты и призван…» (1Тим. 6:12). Ручей и родник Один человек поселился на горе возле родника с прекрасной чистой водой. Однажды, спустившись в селение за покупками, он услышал разговор местных жителей, хваливших ручей с очень хорошей водой, протекавший неподалеку. Он сильно заинтересовался и стал расспрашивать, как найти этот ручей. Ему объяснили, что нужно спуститься из села в ущелье, по дну которого и течет с гор их знаменитый ручей. «А сам-то ты где живешь?» – спросили у этого человека сельские жители. «На горе», – ответил он. «А возле твоего дома есть родник?» – «Есть». – «Зачем же тебе, чудак, нужен наш ручей, раз он течет сверху, из твоего родника?» 46. «…Всякий, делающий грех, есть раб греха.» (Ин. 8:34). Не давай в сердце приют В жилом доме не терпят крыс и мышей, В колодце с питьевой водой не разводят ядовитых змей, В комнате не оставляют пауков и паутину. Никогда в своем сердце не давай приют дурным представлениям. 47. «И Я знаю, что заповедь Его есть жизнь вечная.» (Ин.12:50). Опасно Опасно: Ходить в лесу среди высоких прогнивших деревьев, которые вот-вот упадут, Пытаться устоять на уходящей из-под ног каменной осыпи, Переходить реку по сломанному мосту. Но еще более опасно: Считать надежным этот изменчивый мир. 48. «И он пас их в чистоте сердца своего и руками мудрыми водил их.» (Пс. 77:72). В чистоте сердца В чистой воде нет никакой мути, В чистом небе нет ни единого облачка, В чистом взгляде нет ничего потаенного, В чистом сердце нет ни одной дурной мысли. 49. «Утверждено сердце его: он не убоится, когда посмотрит на врагов своих.» (Пс.111:8). Не поддавайся Терпи боль от раны, пока она не заживет, Терпи обиду, пока она не пройдет. Не уступай дурным желаниям, пока они не исчезнут, Не поддавайся гневу, пока он не умрет. 50. «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.» (Лк. 11:23). Если внимание рассеивается Если река размывает берег, его заново укрепляют, Если дорога осыпается, ее каждый раз восстанавливают,

http://isihazm.ru/1/?id=126

Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» ( Мф.5:17–18 ). Все вещания и пророчества ветхого Завета должны были исполниться на лице Спасителя. А в ветхом Завете от лица Мессии пророк Божий взывал: внемлите, люди мои, закону моему, приклоните ухо ваше во глаголы уст моих. Отверзу в притчах уста моя, провещаю ганания исперва ( Пс.77:1–2 ). Вот, по пророчеству, Мессия будет проповедовать в притчах. Приметьте это, люди Израиля. Внемлите! Эта приточная речь Мессии будет одним из признаков, по которым вы узнаете Его. И Евангелист Матфей, который более других Евангелистов имел в виду показать, что на лице Господа Иисуса исполнились все пророчества ветхого Завета, точно усматривает в приточной форме учения Спасителя исполнение пророчеств – да сбудется реченное пророком, глаголющим: отверзу в притчах уста моя... ( Мф.13:35 ). Но, с другой стороны, мы не можем не заметить, что Спаситель, говоря и поучая притчами, оказывал великое снисхождение в любовь к слушателям. Кто были в числе их? Большею частью люди простые, некнижные, не разумевшие поучений закона и пророков: земледельцы, виноградари, рыболовы, пастухи, мытари и др. «Этот народ невежда в законе, проклят он» ( Ин.7:49 ), говорили гордые Фарисеи книжники об этих людях. Но те, которых вожди и руководители народа отталкивали с презрением, как проклятых невежд, вызывали у Спасителя сострадание, милосердие и любовь. Им Он благовествует тайны царствия Божия. Но они косны и неподготовлены к усвоению того, что должны и действительно с любовью желали слушать. Как же им помощь оказать? Мудрый и опытный учитель всегда сочтет нужным, особенно в начале учения, снизойти до уровня способностей учащихся. Только в таком случае и можно будет ожидать успеха в учении. Большую пользу приносят при этом и пособия в виде картин, карт с обозначением местностей, событий и др. Вот и Господь Иисус, примечая косность слушателей, снисходит к ним. Как Божественный Учитель, испытующий сердца учеников, Он указует им предметы, близкие к ним, и берет примеры из жизни обыденной, всем знакомой.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Потому один из них и сказал: " о, Господи Боже! неужели Ты погубишь весь остаток Израиля " (Иез.9:8)! Мы часто видим наказываемых убийц и других преступников, и со­жалеем и скорбим. Не будем рассудительны чрез меру; но будем милостивы, чтобы и нам быть помилованными. Ничто не может сравняться с этим благом, ничто так не выра­жает наших человеческих свойств, как милосердие, как человеколюбие. Потому и законы предоставляют всякое (наказа­ние) палачам, обязывая судию только произнести приговор к наказанию, а самое исполнение возлагая на них. Так, хотя бы наказание было справедливо, наказывать не свойственно душе любомудрой, но для этого требуется кто-нибудь другой. Потому и Бог наказывает не сам, но чрез ангелов. Следовательно ангелы – палачи? Да не будет! – я не говорю этого; но они – силы, служащие и для исполнения наказания. Когда был разрушаем Содом, все совершено чрез ангелов; когда Египет, – чрез них же. " Ярость и гнев и скорбь, низведенные чрез ангелов (посылающих) бедствия " (Пс.77:49). Но когда нужно было спасти, тогда действует Он сам; так Он послал Сына Своего для спасения рода. И опять: " пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих " : соберите " делающих беззаконие " (Мф.13:41,42). А касательно праведников не так, но: " кто принимает вас, принимает Меня " (Мф.10:40). И еще: " связав ему " , говорит, " руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю " (Мф.22:13). Смотри, здесь действуют слуги. А когда нужно наградить, сам награждает, сам говорит: " приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира " (Мф.25:34). Когда нужно было беседовать с Авраамом, то приходит сам; а когда – идти в Содом, то посы­лает служителей, подобно тому, как судия поставляет испол­нителей казни. И еще: " хорошо, добрый и верный раб " , говорит, " в малом ты был верен, над многим тебя поставлю " . Этого восхва­ляет сам, а раба лукавого не сам, но слуги связывают (Мф.25:21-30). Зная это, не будем радоваться о тех, кого пости­гают наказания; но будем жалеть их, будем скорбеть, бу­дем плакать о них, чтобы и за это получить нам воздаяние.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Избранные псалмы, читаемые в различных жизненных ситуациях Об устроении семейной жизни 1. О долголетии хозяина семьи и тех членов семьи, без которых не могут обойтись другие: Пс. 86 2. Чтобы благословил Господь имущество людей, чтобы не впадали они в уныние, но прославляли Бога: Пс. 103 3. Да сохранится в семье любовь и да прославят Бога: Пс.116 4. Когда нет взаимопонимания между родителями и детьми, да просветит их Господь, чтобы дети слушались родителей, а родители любили детей: Пс. 76 5. Да принесет Господь мир в семью, если возникла ссора: Пс.126 6. Чтобы младшие уважали старших: Пс. 109 7. Об усмирении непослушных детей, чтобы не огорчали они родителей: Пс. 22 8. О матери, страшащейся во время родов, да укрепит и защитит ее Господь: Пс. 75 9. Да защитит Господь беременную женщину, чтобы не потере ей плод: Пс. 142 10. Молодым, когда страдают от несчастной любви: Пс. 41 11. Бесплодным супругам, чтобы Господь исцелил их и они не развелись: Пс. 19 О помощи в денежных и других материальных затруднениях, об укреплении благосостояния и справедливости 1. Да найдут брошенные и впавшие в уныние работу, чтобы больше им не скорбеть: Пс. 38 2. Да просветит Господь заимодавцев, чтобы они были сострадательны и не вымогали долги у должников: Пс. 77 3. Чтобы люди покупали продукты земледельцев (крестьян, огородников), чтобы не огорчались они: Пс. 81 4. Да благословит Господь бедную вдову, чтобы она заплатила долги и спаслась от тюрьмы: Пс.112 Об укреплении в духовной жизни 1. Да даст Господь людям благоразумие, чтобы возрастали они духом: Пс. 91 2. Когда кто испрашивает что у Бога, чтобы Он подал просимое без вреда для просящего: Пс. 25 3. Да покаются удалившиеся от Бога и обратятся, чтобы спастись им: Пс. 49 4. Да покаются люди и исповедуют свои грехи: Пс. 104 Об исцелении от болезней 1. Да поможет Господь женщине, страдающей женской немощью: Пс. 102 2. Да исцелит Господь страдающих душевными и нервными болезнями: Пс. 27 3. Да исцелит Господь страдающих головными болями: Пс. 125

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010