Явившаяся роса на руне Гедеоновом предзнаменовала Божию к людям любовь, по которой Слово Отчее воплотилось от Девы: тако бо возлюби Бог мир, яко и Сына своего Единородного дал есть ( Ин.3:16 ). Что же означают слезы, истекшие от иконы Пресвятой Девы? Думаем, что означают они не что иное, как только Ее к нам любовь. Что действительно слезы служат свидетельством любви, докажу это сейчас примерами. Плакал Иисус о Лазаре. И что думают о сем очевидцы Его слез? «Любовь» говорят, «имеет к Лазарю» – прослезися Иисус. Глаголаху убо жидове виждь, како любляше его ( Ин.11:35–36 ). Друзья Иова, увидя его пораженным с ног до головы проказою, возопивше гласом велиим, восплакашася ( Иов.2:12 ). Заключай по сему и о причине слез Пресвятой Девы; плачет над нами, ибо любит нас, видя нас согнившими в струпах беззаконий, лежащими во гробе злого обычая и всеконечно душею умершими, подобно Иисусу над Лазарем и трем друзьям об Иове; соболезнует, сострадает и проливает слезы. Ибо своими злыми делами, во многом мы похожи на прокаженного Иова и умершего Лазаря; лежали – Иов на гноище, Лазарь во гробе, а мы лежим во грехах, так что каждому из нас следует восклицать – «всецело одержим страстями и на ложе зол возлежу!». Лежим мы, и не восстаем, как говорит Давид – падоша вси делающии беззаконие изриновени быша и не возмогут стати ( Пс.35:13 ), кроме того, о восстании своем и не радим, как написано: егда приидет нечестивый, в глубину зол нерадит ( Притч.18:3 ). Иов едва жив, Лазарь уже мертв был; и мы, когда по немощи согрешив, стараемся покаяться, бываем едва живы, если же грех сделался для нас обычным, то уже умираем душею и не можем восстать, так как благодать Божия по причине греха отъята от души нашей. Как для тела душа составляет его жизнь, так жизнь для души есть Бог; и как тело без души мертво, тако равно и душа без Бога. Посему блаженный Августин говорит – «Многие в живом теле имеют мертвые души». Феофилакт согласно с святейшим Златоустом, толкуя, что в Евангелии Луки ( Лк.12:13–31 ), притчу о богатом, говорит – «Еще при жизни богатого была погребена в нем его душа, ибо гроб носила плоть». Удивительно ли поэтому, что Пресвятая Дева плачет над нами, как бы над едва живыми или уже умершими. Мать Живота не хочет видеть нас мертвыми, но живыми. Еда хотением восхощу смерти грешника, глаголет Адонаи Господь, а не еже обратитися ему от пути зла, и живу быти ему ( Иез.18:23 ). Вдовица Наинская плакала об умершем сыне своем, и не остались тщетными ее слезы – видев ю, Господь милосердова о ней ( Лк.7:13 ). – Не всуе проливаются и заступнические слезы Пресвятой Девы Марии; ради Ее слез Господь милосердует о христианах, прощает беззакония людей Своих, укрощает праведный гнев Свой, возвращается от гнева ярости Своея ( Пс.84:3–4 ), чрез подание Своей благодати воскрешает нас, умерших, и осеняет покровом и заступничеством Своея Пречистыя Матери. Нравоучение 1-е

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/o-pochit...

Скачать epub pdf Ноябрь Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна [Кн. 11: гл. 8–9 (Ин.17:11–13)]/Пер. и примеч. М.Д. Муретова//Богословский вестник 1909. Т. 3. 11. С. 65–80 (1-я пагин.) —65— одного и единственного и истинного, в качестве рабов подчиненные Святой и Единосущной Троице. Глава IX. О том, что природно в Сыне достоинство божества, хотя и говорится, что получил это от Отца ради человечества и образа унижения Ин.17:11 . Отче Святый! соблюди их в имени Твоем, еже дал еси Мне, да будут едино, якоже Мы. 1973 Замечай повсюду соединение воедино двух предметов, – то есть человеческого, имеющего свойственную нам ничтожность, и божеского, обладающего превышающею всё славою. Речь представляет смешение из того и другого и, как мы подробно говорили в предшествующих рассуждениях, ни божеское не доводит до последней высоты, ни выступает совсем из свойственных нам пределов. И это потому, что Он есть Бог, ставший человеком несказанным некиим и неизреченным соединением занимая как бы среднее какое место, так что ни из определения истинного божества не выходит, ни оставляет совсем и границ человечества. Неизреченное от Бога и Отца рождение, поскольку Он Слово есть и Единородное, возводит Его в божескую сущность и в славу, справедливо следующую Ему. А уничижение низводит Его в подобие нам, не принуждая к сему насильственно Того, Кто вместе с Отцом является царем над всем, – Единородный никогда не мог быть вынужден к противному Его —66— воле, – напротив, как добровольное, из любви к нам принятое и сохраненное. Ведь Он унизил Себя Сам ( Флп.2:7 ), то есть добровольно и без всякого принуждения. В противном случае, то есть если бы кто в состоянии был всецело властвовать над Ним и приказывал бы Ему идти на это против Его желания, то Он оказался бы уже не добровольно подвергшимся состоянию уничижения. Итак, Он уничижил Себя Сам добровольно ради нас. Ведь иначе и мы никогда бы не получили названия сынов по благодати и богов, если бы Единородный не подверг Себя унижению за нас и ради нас, сообразно Которому, преобразуясь чрез причастие Духа, и сами мы называемся чадами Божиими ( Ин.1:12 ; 1Ин.3:1 ) и богами ( Ин.10:34–35 из Пс.81:6 ). Поэтому, когда говорит что-либо, соединяя некоторым образом с божеским и человеческое, то не соблазняйся этим и оставь неразумное изумление придуманному несравненному искусству речи, всегда тонко выдерживающему для нас этот двойственный образ, так что говорящий в одно и то же время является и Богом по природе, и истинным человеком, прекрасно сочетавая ничтожество человечества с славою неизреченной Природы и безукоризненною и свободною от всякого упрека выдерживая совершеннейшим образом сообразность (речи) по отношению к тому и другому.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Глава 3 Брак Соломона; набожность его и мудрость. 3Цар.3:1 .  [Когда утвердилось царство в руках Соломона,] Соломон породнился с фараоном, царем Египетским, и взял за себя дочь фараона и ввел ее в город Давидов, доколе не построил дома своего и дома Господня и стены вокруг Иерусалима. Фараон, на дочери которого женился Соломон, был, вероятно, одним из последних представителей XXI, танитской династии, ближайшим предшественником Сусакима-Шишака ( 3Цар.11:40 ), родоначальника XXII египетской династии. Родственный союз с фараоном давал Соломону и стране его безопасность со стороны Египта, отчасти содействовал и расширению территории владений Соломона ( 3Цар.9:16 ). С религиозной точки зрения брак этот представлялся, по мнению раввинов, некоторым нарушением брачных запрещений закона ( Исх.34:16 ; Втор.7:3 ), хотя последние ближе всего касались собственно хананеян; раввины думали видеть в дочери фараона прозелитку иудейства, – без опоры в тексте; во всяком случае, она не принесла с собою в Палестину египетского идолослужения (последнее не упомянуто в числе иноземных культов в Иерусалиме при Соломоне, 114–7). «Город Давидов» – восточный холм Иерусалима. Уже Давид построил стены вокруг этой части города ( 2Цар.5:7–9 ; ср. Пс.50:20 ), Соломон же расширил объем стен, включив в них большую часть города: это так называемая «первая стена» Иерусалима (вторая стена – Езекии и Манассии). 3Цар.3:2 .  Народ еще приносил жертвы на высотах, ибо не был построен дом имени Господа до того времени. 3Цар.3:3 .  И возлюбил Соломон Господа, ходя по уставу Давида, отца своего; но и он приносил жертвы и курения на высотах. Общее замечание о состоянии богослужения в Израиле в первые годы царствования Соломона (ср. 3Цар.9:25 ): за отсутствием одного религиозно-национального центра – храма, жертвы приносились на различных местах, освященных какими-либо историческими событиями или воспоминаниями (напр., в Гаваоне, ст. 4; ( 2Пар.1:3 ) ). Жертвоприношения совершались «на высотах» бамот, π τος ψηλος, in excelsis), ст. 2 (ср. 1Цар.9:12 ; Ам.7:9 ; Мих.1:5 ; Ос.10:8 ; 4Цар.12:3 ): по общему обычаю древности служение Божеству совершалось на возвышенностях, естественных или искусственных («бамы»), служивших как бы символом возвышения людей к Богу. До построения храма такое служение Богу жертвами на многих разных местах не являлось предосудительным, почему его совершал даже пророк Самуил ( 1Цар.9:14 ); однако закон ( Лев.17:4 ; Втор.12:5–6 ) имел в виду предохранить евреев «от религиозного разобщения, которое могло произойти через произвольное избрание разных мест для богослужения» (проф. Гуляев, с. 146). Поэтому священный писатель считает Соломоново служение на высотах не вполне отвечающим совершенной любви к Богу (ст. 3, ср. блаженный Феодорит, вопр. 12).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Разделы портала «Азбука веры» епископ Афанасий (Евтич) Святая Земля: История и эсхатология " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" > ( 6  голосов:  4.0 из  5) Святой Землей называется территория нынешнего Израиля, или Палестина. Дословно выражение святая земля встречается у пророка Захарии ( Зах.2:12 ) и в книге Премудрости Соломона (12:3), где она названа и землей драгоценнейшей для Бога из всех других (“земля, драгоценнейшая всех у Тебя”) ( Прем.12:7 ). Название же Палестина, по-древнееврейски Paleseth, означает землю Филистимлян, которые в конце XIII века до Р.Х. заняли эту территорию и дали ей название, о чем позднее и сообщает греческий историк Геродот. Однако древнейшее библейское название этой территории — Ханаан ( Суд.4:2 ), земля Ханаанская или земля Хананеев ( Быт.11:31 ; Исх.3:17 ). Несколько позднее в Ветхом Завете она называется пределы Израильские ( 1 Цар.11:3 ) и земля Господня ( Ос. 9, 3 ) или просто земля (Иер.). Следовательно, по-преимуществу — Земля. Отсюда и в современном разговорном языке в Израиле она называется просто Эрец, или Хаарец — земля (Пс.103:14: “Хамоци лехем мин ха-арец” — “произвести хлеб от земли”) 1 . В Новом Завете она назывется землей Израилевой и землей Иудейской ( Мф.2:20 ; Ин.3:22 ), а также землей обетованной, которую патриарх Авраам “получил в наследие” от Бога (“имел получить в наследие”) и “верою обитал он на земле обетованной, как на чужой” ( Евр.11:8-9 ). В этих последних словах содержится высший исторический, метаисторический смысл Святой Земли, но об этом позднее. Итак, Палестина есть земля библейская — земля священной истории и священной географии трех великих мировых религий: иудаизма, христианства и ислама. Рассмотрим ее сначала с точки зрения географии. В наши дни библеисты называют большую географическую территорию Ближнего Востока, включающую Палестину, Сирию и Месопотамию, подходящим для нее термином — “плодородный полумесяц”. Это георафическое пространство вытягивается в виде некого лука или дуги над Сиро-аравийской пустыней и соединяет Персидский залив со Средиземным и Красным морями. С верхней стороны этой географической дуги расположены горные массивы Ирана, Армении и малоазийского Тавроса, а с нижней стороны — Сирийская и Аравийская пустыни. По территории этой дуги протекают четыре большие реки: Тигр, Евфрат, Оронт и Иордан, а на самой ее границе — река Нил. Восточную оконечность “плодородного полумесяца” составляет Месопотамия, а западная оконечность включает в себя долину между Иудейской пустыней и Средиземным морем и спускается до долины Нила. Палестина является юго-западной оконечностью этой большой географической территории, связующей Азию и Африку, а через Средиземноморье еще и Европу.

http://azbyka.ru/apokalipsis/episkop-afa...

Скачать epub pdf Ноябрь Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна [Кн. 4: гл. 3–4 (Ин.6:66–67)]/Пер. и примеч. М. Д. Муретова//Богословский вестник 1902. Т. 3. 11. С. 81–96 (1-я пагин.). (Продолжение.) —81— отошли назад и упали навзничь несчастные, уже не следуя за Спасителем, но обратившись как бы к другим стезям и увлекшись в обычные страсти. Но посмотрим опять, не обретается ли в Моисеевых книгах прообраза и этому. Когда Иудеи, пройдя длинный путь и одолев дикую пустыню, находились уже у самой земли обетованной, то для осмотра ее, по божественному повелению посланы были Иисус Навин и с ним некоторые другие. И вот, осмотрев всю ее, они возвратились, и некоторые из них в собрании стали рассказывать неприятное нечто. Земля, говорили они, которую мы осмотрели, имеет свирепых жителей, мы видели там великанов и постоянно все прибавляли нечто такое, что способно было устрашать слушателей ( Чис.13:33–34 ). Но Иисус после них старался увенчать землю ту многими похвалами и убеждал такими словами: «Земля, которую мы рассмотрели, весьма прекрасна, – если изберет нас Господь, Он введет нас в нее» ( Чис.14:7–8 ). Но предки Иудеев рассудили, что должно побить Иисуса камнями. Решив, что всемогущий Бог ничего не может (сделать), они «сев плакали», как написано ( Чис.11:4 ), и за это вызвали справедливый гнев Владыки всяческих. И вот за то, что они были столь непослушны и дерзки, они лишились обетования, ибо «как поклялся Я, говорит, во гневе Моем: если (=не) войдут в покой Мой» ( Пс.94:11 ). Что же было потом? Бог повелевает им возвратиться и опять идти назад, ибо говорит к Моисею: «Утром, снявшись, обратите вы путь к морю Чермному» ( Чис.14:25 ). Так как не захотели войти в землю, в которую были призваны, то и посылаются в обратный путь и вынуждаются снова идти по той же дороге; ибо не по- —82— желали последовать словам Иисуса и, слыша о доброте земли, не удостоили своего согласия совет Иисуса. Чему тогда подверглись те, тоже испытали теперь и эти. Научаемые пути к вечной жизни и призываемые к вступлению в царство небесное, они отвечают на это дерзостями. Поэтому справедливо отошли назад и своим упрямством ко вреду своему отвергли уже следование за Вождем спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Комментарии Женевской Библии на книгу пророка Ионы Введение Автор Писание мало говорит нам о личности Ионы, имя которого означает «голубь». Он был сыном Амафии (1,1). Об Амафии не известно ничего. Кроме данной книги, Иона упоминается в Ветхом Завете еще только раз ( 4Цар. 14,25 ) как пророк, возвестивший Божие благословение Израильскому царству во время правления Иеровоама II (793–753 гг. до Р.Х.). Этот монарх расширил границы своего царства за чет Сирии по слову Господа, «изреченному чрез Иону, сына Амафиина, пророка из Гафхефера». Рассказ об Ионе ведется анонимно. Время и обстоятельства написания На основании 4Цар. 14,25 события, описываемые в Книге пророка Ионы, следует отнести к VIII в. до Р.Х. Тем не менее, определение хронологии составления данной книги затруднено. Книга датировалась в интервале от VIII до конца III в. до Р.Х. Но нет никаких оснований отвергать VIII в. как время ее написания (см. ком. к 3,3). Историческим фоном повествования о пророке Ионе является царствование Иеровоама II. В историю Израиля этот монарх вошел как один из выдающихся полководцев. Согласно 4Цар. 14,25–28 , он распространил свою власть на территории Дамаска и Емафа, восстановив таким образом северную границу Израиля там, где она была во времена Соломона ( 3Цар. 8,65 ). Судя по всему, царствование Иеровоама, как и его современника в Иудее Озии (792–740 гг. до Р.Х.), знаменовавшееся ростом численности населения и расширением территории, подъемом торговли и расцветом производства, вступило в период мира и процветания. Но пророки Осия и Амос объявили, что Израильское царство находится в состоянии упадка. Их пророчества состояли отчасти из осуждения религиозного синкретизма и социальной несправедливости ( Ос. 1,2–8; 2,1–13; 4,1 5,14; 6,1–6; 7,11–16; 8,1 9,17; 11,1–11; 12,3–8; Ам. 2,6–16; 3,9–15; 5,21–24; 7,7–17 ). В отличие от обличений современных ему пророков слово Ионы, обращенное к Иеровоаму, обещало территориальные приобретения за счет Сирии. Книга Ионы это рассказ о Боге, о Его милости и любви. Господь был Богом Израиля, которому в первую очередь предназначалась милость Господня и спасение. Тем не менее Ионе предстояло узнать вместе со всем народом, что Израиль не обладал монопольным правом на спасительную любовь Господа ( Рим. 3,29 ). Если иметь в виду исключительные отношения между Господом и Его избранным народом (народом завета), то это был тяжелый урок. Иона разделял со многими своими соотечественниками сильные националистические чувства и веру в исключительность своего народа, что мешало ему понять милость Божию. История Ионы это подтверждение слов: «Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив» ( Пс. 144,8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

П.Т. Лютов Беседа вторая (Мк.1:9–20) § 1. Примечания к тексту К ст.9. «В те дни» – в то время, когда Иоанн начал проповедовать о грядущем Мессии, см. ст. 7 и 8. Назарет – незначительный городок в Галилее ( Ин.1:46 и см. ниже, прим. к ст. 14), скрытый среди холмов, в стороне от главных путей сообщения, на расстоянии одного дня пути от Средиземного моря и на таком же, приблизительно, от Капернаума и Тивериадского озера, в трех днях пути от Иерусалима. На его месте теперь арабский городок, Эн-Назира, с 7 500 жителей. «В Иордане». Точное место крещения Господня неизвестно. Преданием указываются места неподалеку от Иерихона, в нижней части течения Иордана. К ст. 10. «Духа, как голубя». Сошествие Св. Духа в виде голубя было видимо не только самим Иисусом Христом, но и Иоанном Крестителем ( Ин.1:32 ). Голубь – символ кротости, чистоты, нежности (ср. Пс.67:14–15 ; Песн.2:12–14 ) и вестник спасения и примирения человека с Богом ( Быт.8:11 ). К ст. 11. «Ты Сын Мой возлюбленный». По указанию некоторых, ссылающихся на св. Афанасия Великого , в слове «возлюбленный» (греч. γαπιτδς заключается и понятие «единственный». Термин «возлюбленный» в евангелиях употребляется только по отношению ко Христу (в притчах Мк.12:6 , Лк.20:13 , – к лицу, Его изображающему), как выражение Его исключительного отношения к Богу-Отцу, богосыновства в особенном смысле. В ев. от Иоанна этому соответствует термин «единородный». В иудейских неканонических книгах, напр., «Завещании XII патриархов», «Вознесении Исаии» и др., термин «Сын возлюбленный» встречается в качестве именования Мессии. «В котором Μοе благоволение» в греч. тексте употреблена глагольная форма, как и в нашем славянском («о нем же благоволих»). Ср. Ис.42:1 ; Лк.12:32 ... Греческий глагол, стоящий здесь (εδοκω) означает иметь расположение к кому-нибудь или чему-нибудь, находит удовлетворение в ком-нибудь или в чем-ниб., любить кого-ниб. что-ниб. К ст. 12. «В пустыню», какую именно – ближайшим образом не указано. По-видимому, в другие места той же «пустыни», о которой говорилось в ст.4 (см. примеч. к 1:4). Предание указывает гору так наз. «Сорокадневную», арабск. Джебел-Курунтуд, к западу от Иерихона.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/besedy...

Примечания 1 Монастырь, расположенный на частной земле и, как правило, пользующийся почти полной независимостью от епархиального архиерея. — Прим. перев. 2 Эвбея — остров, расположенный на восточном побережье Греции, недалеко от Афин. — Прим, перев. 3 Преп. Иоанн Колов (V век) — знаменитый подвижник Египетского скита, память 9 ноября. — Прим. перев. 4 Кавсокаливия — один из самых древних и известных афонских скитов. Расположен на юго–западной оконечности Афонского полуострова, принадлежит Великой Лавре преподобного Афанасия Афонского. — Прим. перев. 5 Омония — центральная площадь Афин. — Прям, перев. 6 Триодь Цветная, Москва, 1992. С. 240. 7 Пентели — район, расположенный в пригороде Афин. — Прим. перев. 8 2 Кор. 12, 7. 9 Греческая национальная кухня использует больших съедобных улиток, по вкусу напоминающих морские мидии. Часто они называются виноградными улитками. — Прим. перев. 10 Из магнитофонной записи бесед отца Порфирия. 11 Ср.: Ин. 1, 9. 12 1 Ин. 4,19. 13 Каллисия — пригород Афин. — Прим. перев. 14 Храм в центре Афин. — Прим. перев. 15 род, расположенный на юге Греции, недалеко от Коринфа. — Прим. перев. 16 Монастырь близ Афин. — Прим. перев. 17 Согласно греческой богослужебной практике, после окончания Божественной литургии епископ или священник выходит из алтаря и раздает верующим антидор. — Прим, перев. 18 Матала — живописное место с песчаным пляжем и уникальными пещерами на острове Крит недалеко от города Айа Триада. Там с середины 1960–х до середины 1970–х годов проходили ежегодные съезды всех хиппи Европы. — Прим. перев. 19 Мф. 10, 36. 20 Мф. 6,20. 21 Пс. 145, 9. 22 Преподобный Нифонт († 1411), сподвижник и автор первого жития преподобного Максима Кавсокалива. Пещера святого находится близ скита Кавсокаливия. — Прим. перев. 23 Преподобный Нил Мироточивый (+ 1651). Келья и пещера святого Нила расположены на тропе между Великой Лаврой и скитом Кавсокаливия. — Прим. перев. 24 2 Кор. 11,29. 25 Свт. Иоанн Златоуст. Слово о совершенной благодати. PG 56, 281.33.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2417...

св. пророчица XI в. до Р. Х. (пам. 9 дек.), мать прор. Самуила (1 Цар 1. 1-2. 11). Одна из 2 жен левита Елканы из Рамафаима-Цофима (см. Рама ). Будучи бездетной, А. испытывала притеснение со стороны др. жены - Феннаны. Бесплодие А. и ее трагичное положение напоминают ситуацию с Саррой (Быт 16). Во время ежегодного паломничества в Силом А. дала обет: если Бог пошлет сына, посвятит его Господу «на все дни его жизни». Среди многих молящихся свящ. Илий обратил внимание на тихую молитву А. и уверил женщину в том, что ее прошение будет исполнено, она родит сына. Обещание А., что «бритва не коснется головы его» (1 Цар 1. 11), указывает на ее желание посвятить сына в назореи (ср.: Числ 6. 1-21; Иуд. древн. V 10. 3). Через 3 года рожденный ею сын по имени Самуил был приведен к Илию и посвящен на служение Господу. Чувство благодарности Богу за то, что Он сподобил ее родить сына, А. вкладывает в «Хвалебную песнь» - образец древней библейской поэзии. Песнь А. передает состояние глубокого благоговения и смирения при созерцании тайн Божественного Промысла (1 Цар 2. 1-10). Слова А.: «Господь будет судить концы земли и даст крепость царю Своему» (1 Цар 2. 10) - пророчески указывают на царя Давида , (1877-1937) прообразовательно - на Господа Иисуса Христа. В 10-м стихе песни впервые в Свящ. Писании упомянут помазанник (греч. χριστς). Ближайшей параллелью к Песни А. в ВЗ является Песнь Давида (2 Цар 22): первые 3 строфы 8-го стиха Песни А. почти идентичны с Пс 122. 7-8. При этом псалмопевец искусно дополняет этот текст нек-рыми подробностями из истории А.: «[Господь] неплодную вселяет в дом матерью, радующеюся о детях» (ср. упоминание в 1 Цар 2. 21 о рождении А. после первенца еще 3 сыновей и 2 дочерей). Песнь А. послужила прообразом для созвучной ей Песни Пресв. Богородицы (Лк 1. 46-55; см. Песнь Богородицы ; Magnificat) - нек-рые темы из 1-й повторяются во 2-й (ср.: 1 Цар 2. 4, 7-8 и Лк 1. 52; 1 Цар 2. 5 и Лк 1. 53). История А. находит отражение в рассказе апокрифического Протоевангелия Иакова о рождении Пресв. Богородицы. Свт. Иоанн Златоуст называет А. «лучом добродетелей, украшенным молитвою, верою и великим терпением» (Пять слов об Анне. III 1). В нач. XIX в. прп. Никодим Святогорец обобщил святоотеческое толкование Песни А. в своей кн. «Сад благодати, или Истолкование 9 библейских песен».

http://pravenc.ru/text/115544.html

Скачать epub pdf Март Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Толкование на пророка Аввакума [Авв.3:17–19]/Пер. П.И. Казанского; под ред. М.Д. Муретова//Богословский вестник 1895. Т. 1. 3. С. 323–326 (1-я пагин.). (Окончание.) —323— сотворят яди: оскудеша овцы от пищи и не будет волов при яслех 396 . Как бы на чей-либо вопрос и на желание узнать, почему он так сильно хочет оставить эту жизнь и взыти в люди пришелствия своего, он с великой предусмотрительностью прикрывает осуждение синагоги Иудейской и, кажется, оплакивает имеющее случиться в ней бесплодие и различными способами указывает нам на него, говоря, что она будет подобна смоковнице, на которой не будет никакого плода. Так называл ее и Спаситель, когда говорил о ней в притче: смоковницу имяше некий в винограде своем всаждену; а так как она была бесплодна; то сказал, что ее надобно срубить, чтоб она и земли не занимала ( Лк.13:6:7 ); а некогда пред Иерусалимом Он проклял смоковницу, потому что не нашел на ней плода: отныне, сказал, от тебя не будет плода во век ( Мк.11:14 ). Сравнивает ее и с виноградной лозой, не имеющей гроздов; ибо она, как говорит пророк Исаия, виноград Господа Саваофа человек Иудин, новый сад, возлюбленный, ограждением оградих его и окопах, и создах столп посреде его, и предточилие ископах в нем, и ждах, да сотворит гроздие и сотвори терние ( Ис.5:2:7 ). Посему, как говорит Давид, озоба и вепрь от дубравы и уединеный дивий пояде и; низложи оплот его, и объимают и вси мимоходящии путем ( Пс.79:13. 14 ). Солгало дело маслины, то есть опять синагоги Иудейской; ибо таким обра- —324— зом указывает на нее и Пророк Иеремия, говоря: маслину благосенну, красну зраком нарече Господь имя твое, ко гласу обрезания ея: разгореся огнь в ней, велика скорбь на тебе; не потребны быша ветви ея. И Господь сил, иже насади тебе, глаголал есть на тя зло ( Иер.11:16:17 ). Поскольку же, как говорит Пророк, дело его солга (ибо детоводительствуемые ко Христу чрез закон и пророков не приняли веры); то она и была посечена, пали ветви ее, а те, которые от дикой маслины, то есть, из язычников, привились, и сделались общниками корня и тука доброй маслины.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010