И.Ц. Миронович Лекция 24. Значение разума в постижении Священного Писания Старую Руссу, там случился инсульт и человек отошёл. Остаётся жена, ну и жена непраздная уже была. В смысле этом как всё это объяснить, кому предъявить эти все вот такие требования? Ну как Господь мог попустить такое? Вот если мы с вами будем обсуждать эти темы с нашей точки зрения, мы, конечно, вскоре придём к обвинению Бога, и на этом всё будет . И на этом нам конец. Поэтому: судьбы Твоя бездны многи (см. Пс. 35:7 ), и слды Твоя не познаются, стопы Твоя въ мори, и слды Твои не познаются ( Пс. 76:20 ), – как на воде – стирается любой след, и невозможно определить, где прошёл корабль или что-то ещё. Так вот и в Промысле Божием. Мы можем ответить на это только , если откроется, а так – это всё сокрыто. И возблагодарим Бога за то, что Он нам открывает, и за то, что Он от нас скрывает. Пробовали выяснить эту истину несколько мудрецов, и из их выступления образовалась целая книга, «Книга Иова». А какой результат? А результат такой: Так, я говорил о том, чего не разумел, рассуждал о том, что не понимал. Я слышал о Тебе слухом уха, а теперь очи мои видят Тебя, и я раскаиваюсь и отрекаюсь в прахе и пепле от своих рассуждений, которые казались такими умными и заумными, и кладу перст на уста свои (см. Иов. 42:3–5 ). И два слова: Кто сей?– помрачающий Провидение словами без смысла? – вот цена всему нашему богословию: слова без смысла. Мысли наши ошибочны, мы с трудом понимаем то, что перед глазами. А кто на Небе, что на Небе – кто исследовал? Кто может понять и раскрыть волю твою и объяснить, если не Сам Господь сотворит и сделает это ? (см. Прем. 9:14–18 ) Для чего? А вот ответа-то и нет. Мы поэтому должны знать пределы для своих рассуждений и за эти пределы не выходить. Что сказано в «Книге Иова» о безбрежном океане? И у этого океана есть берега и о нём сказано: Вот доселе дойдёшь и дальше не перейдёшь, и здесь предел надменным волнам твоим (см. Иов. 38:11 ). Вот и надменным мыслям нашим также надо уметь положить предел и не выходить (ср. 2Пет. 1:6 ). Кто нас выталкивает за эти пределы? Только лукавый. Он хочет, чтобы мы надорвались в своих рассуждениях и как те первые люди обвиняли Бога во всём. Человек начинает обвинять своего Творца. В нём не видно ни обращения, ни покаяния: Голос Твой я услышал в раю и убоялся. Ибо я наг и скрылся (см. Быт. 3:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

И.Ц. Миронович Лекция 7. Давид. 50-й псалом. Псалмы < Сейчас мы с вами> проходим «Царствование Давида», с именем которого связал Своё имя и Христос, сын Давидов. Но поскольку этого недостаточно, задаёт вопрос: Как же Давид своего сына назвал Господом: «Сказал Господь Господу моему: седи одесную Мене» ( Пс. 109:1 )? Что? это было бы кощунством в устах Давида, если бы он сказал это сам от себя. Но это было сказано в пророческом вдохновении и сказано потому, что истинный сын Давидов – Господь, – в первую очередь, имеет божественную природу, а нас ради человек – приимет нашу природу. И вот , читая всю жизнь Священное Писание, встали в тупик: как же они-то сами, учители закона, не подумали об этом и не замечали этого? Как могло такое произойти? А вот потому и читали, и так до сих пор читают, что покрывало лежит на уме и на сердце их. И это покрывало, мешающее им правильно понимать Ветхий Завет и пророчества о Мессии, снимается только Христом: только Он Один в состоянии избавить человека от умственной и сердечной слепоты. И тогда человек тот же Ветхий Завет читает совершенно уже в ином ключе и везде видит намёки на Христа и прямые пророчества. И вот такой царь , наделённый Богом всеми дарованиями: музыкальным, поэтическим, пророческим, государственным умом, творческим – личность развитая всесторонне, и она вызывает у Бога такое к нему расположение, что Господь говорит: если он согрешит, Я накажу его ударами и бичами, но милости Своей не отниму от него. И вот Давид терпеливо сносит эти удары бичами и только просит: «Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от Мене» ( Пс. 50:13 ) – вот чего он боялся. Он нашёл в себе мужество исповедовать грехи свои на весь Господь сказал ему: ты сделал это тайно, Я объявлю твои грехи явно пред всем народом. И вот он их и объявил. А мы давайте прочтём вот эти слова из 12-й главы – пророк Нафан напрямую побоялся обличить Давида за его преступление, а только в притче. Открываем 12-ю главу 2-й книги Царств, с 11-го стиха, и здесь есть такие слова:

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Поскольку грех производит таковое разлучение между Богом и человеком, то все люди, особенно желающие посвятить себя духовной жизни, должны жить по Евангелию, в пример другим, чтобы тем успешнее и быстрее достигнуть этой цели, исключая и отвергая все, что может препятствовать исполнению таковой любви. Если же мы таким истинным отвержением от всех творений воспарим к Богу, то точно можем тогда поклоняться Ему в духе и в истине (Ин. 4, 23). Для такого поклонения можем мы войти к Господу во внутреннейший чертог сердца, но исполнять это должно с чистым сердцем и доброй совестью, а не с мнимой верою. Кратко сказать, человек должен совершенно отвлечься от всех прочих вещей, быть им чуждым и забыть их. Более того, горячее желание духа своего должно открывать Богу тихими устами, но с крепкою надеждой, и все стремление любви, со всеми силами, всеискреннейше и совершенней- ше излить, погрузить, расширить, воспалить и растопить. Глава II Как человек должен презирать все и прилепляться единственно ко Христу Кто старается прийти в такое состояние, тому весьма нужно иметь чувства затворенными ко всему вещественному, чтобы не иметь попечения ни о чем постороннем, но отвергать все вещи мира сего как не нужные, его не касающиеся, бесполезные и вредные. Тогда должен он войти совершенно во внутреннее, и не помышлять, не желать и не прилепляться ни к чему иному, как только к изъязвленному Христу, чтобы через Него и в Нем, через язвы сего Человека стремиться прилепиться со всею прилежностью, серьезностью и верностью ко внутреннейшему Божества Его. Также все прочие обстоятельства свои, не ожидая совета и помощи от собственного рассуждения и сил, должен он предать совершенно Господу, по совету Божественному: возложу заботы свои на Господа(Пс. 54, 23). Не заботьтесь (см. Мф. 6, 25, 31). Возложи помышления твои на Господа, и Он не оставит тебя. А мне благо соединяться с Богом (Пс. 72, 28). Всегда нужно иметь Господа пред лицом своим. Как говорит невеста о таковом прилеплении: " Обрела любезного души моей; ибо вместе с Ним пришло ко мне все благое " (см. Песн. 3, 4; Прем. 7, 11).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2142...

прот. В. Сперанский Выбраны из двух сочинений: De mendacio и Contra mendacium ad Consentium. Кроме раскрытия главного предмета, в этих сочинениях заслуживают внимания остроумные и, большей частью, основательные изъяснения многих мест Св. Писания. Во времена блаженного Августина были люди, старавшиеся доказать, что в некоторых случаях ложь необходима, и потому позволительна и христианину. Против этого мнения Августин доказывает, что ложь ничем не может быть оправдываема, и что употреблять ее, хотя бы и для доброй цели, христианину ни в коем случае не позволительно. Прежде всего Августин определяет, что такое ложь. Ложь, говорит он, бывает тогда, когда кто-нибудь одно имеет в мыслях, а другое выражает словами или какими-либо знаками. Потому и говорится, что у лжеца двоякое сердце, т. е. двоякая мысль, одна о том, что он считает за истинное и чего не высказывает, другая о том, что он высказывает, зная, что это ложное. Итак, по мысли говорящего надобно определять, признавать ли его лжецом, или не лжецом. Кто говорит ложь вместо истины, думая, что он говорит истину, того можно назвать заблуждающимся и опрометчивым; назвать же его лжецом было бы несправедливо: у него нет двойной мысли, он не желает обманывать, но сам обманывается. Виновность же лжеца состоит именно в том, что он желает обмануть, независимо от того, успевает ли в этом, или не успевает. Такая намеренная ложь решительно запрещается в Св. Писании. В Десятословии сказано: не послушествуй свидетельства ложна ( Исх.20:16 ), где разумеется всякая ложь. В книге псалмов говорится: погубиши вся глаголющия лжу ( Пс.5:7 ). Угоден Господу тот, кто глаголет истину в сердце своем и не ульсти языком своим ( Пс.14:2:3 ). Уста лжущая убивают душу ( Прем.1:11 ). Сам Господь говорит: буди слово ваше: ей-ей, ни-ни, лишшеже сею от неприязни есть ( Матф.5:37 ). И Апостол, когда учил христиан совлекаться ветхого человека, под которым разумеются всякие грехи, говорит: темже отложшше лжу, глаголите истину кийждо ко искреннему своему ( Еф.4:25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Чудо есть очевидное, доступное внешнему наблюдению, действие или событие сверхъестественное, производимое непосредственно силою Божию для достижения важных религиозных целей. Таково, например, воскрешение мертвого, насыщение пятью хлебами и двумя рыбами нескольких тысяч человек, мгновенное исцеление расслабленного по одному слову и многие другие действия Божественного всемогущества, о которых говорится в Библии . Они действительно суть события сверхъестественные, совершаемые только силою Божию, или иначе – чрезвычайные действия Божественного промышления о мире ( Мф.24:24 ; 2Сол.2:3 ). Сами от себя ни человек, ни ангел не могут совершать истинных чудес, и только один Бог может дать им силу чудотворений. Эта дивная и всемогущая сила Божия побудила Псалмопевца воскликнуть в изумлении величию Божию: «кто Бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог, творяй чудеса» ( Пс.76:15 ). В этих последних Бог являет себя Владыкою и Господом всей природы и ее сил и явно показывает, что, по своему исключительному могуществу, Он не есть один из многих ( 3Цар.20:23 ). Сила Божественная всемогущества с особенною очевидностью проявилась в чудесах Господа Иисуса Христа, совершенных Им Самим в продолжении Его земной жизни. В них Он явил Себя: а) Владыкою внешней природы, когда претворил воду в вино ( Ин.2:1–11 ), повелевал ветрам и морю ( Лк.8:24 , Мф.8:25–28 ), ходил по водам ( Мф.14:26 ); б) Владыкою природы человеческой, когда одним словом, одним прикосновением своей руки или одежды исцелял всякие болезни; в) Владыкою самой преисподней, когда одним приближением своим к людям, одержимым нечистыми духами, заставлял трепетать последних и одним словом изгонял их из людей вон ( Мф.8:28–34 , Лк.8:26–40 ); г) Владыкою жизни и смерти, когда воскресил сына вдовы Наинской ( Лк.7:11 ), дочь Иаира, начальника синагоги ( Мф. 9:18–19 , Лк.8:49 ) и, наконец, Лазаря, находившегося во гробе уже четыре дня ( Ин.11 ). Что эти чудеса были событиями сверхъестественными и, следовательно, действиями Божественного всемогущества, очевидным доказательством тому служит самое их свойство и образ их совершения. Все они, очевидно, превышают силы и законы природы. Никто здравомыслящий не станет утверждать, чтобы, например, возможно было человеку одним словом воскресить мертвого или исцелить болезнь, дать зрение слепорожденному, или повелевать стихиями природы. Очевидно, они не имели ничего подобного себе среди обыкновенных дел немощных людей – ни по характеру, ни по образу совершения. Это – дела, превосходящие естественные силы человека и обычные способы действования природы. Это были дела, поразительные для воображения и блистательные по своему характеру, свидетельствовавшие о высшем, неземном происхождении их Совершителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Verzhbo...

Глава 6 1–11. Приглашение царей и правителей народов научиться премудрости, если они хотят избежать карающего суда Божия. 12–21. При искреннем желании научиться премудрости легко, а результат этого научения весьма важен: помимо других благ премудрость приводит к блаженному бессмертию. 22–27. Желающим научиться писатель предлагает от лица Соломона полное учение о премудрости. Писатель в том, что он сказал выше о будущей судьбе праведных и нечестивых, находит для себя побуждение снова обратиться с увещанием к тем самым владыкам земным, о которых была речь в Прем. 1:1 , выясняя им, насколько для них необходимо приобретение мудрости если они хотят избежать божественного наказания ( Прем. 6:1–8 ), поэтому он приглашает их внимательно отнестись к его наставлению о мудрости (9–11). Прем.6:1 . Итак, слушайте, цари, и разумейте, научитесь, судьи концов земли! Прем.6:2 . Внимайте, обладатели множества и гордящиеся пред народами! 1–2. «Итак, слушайте, цари…» Подобное же обращение находим в Пс.2:10 ст. Выражение «концы земли» означает, прежде всего, отдаленные земли, а потом употребляется для обозначения всего пространства земли. Это широкое обращение, конечно, не мешает предположению, что писатель имел в виду прежде всего тех владык и царей, под властью которых были тогда евреи и если не называет их прямо, то только потому, что не считает это полезным. «Обладатели множества». В соответствии с последующим «гордящиеся пред народами» следует разуметь множество народов, подвластных тогдашним восточным правителям. Прем.6:3 . От Господа дана вам держава, и сила – от Вышнего, Который исследует ваши дела и испытает намерения. Прем.6:4 . Ибо вы, будучи служителями Его царства, не судили справедливо, не соблюдали закона и не поступали по воле Божией. 3–4 . Указываются основания, почему правители земли должны обратить внимание на предлагаемые им наставления: 1) потому что они свою власть получили от Бога (3 ст.); 2) этою властью до сих пор злоупотребляли и нарушали волю Вышнего (4 ст.). В основании обоих стихов лежит теократическое воззрение, что господство чужих народов и царей над Израилем в плане божественного мироправления является только средством научить их не гордиться своею силой, как собственной, и не злоупотреблять ею, в противном случае Бог ставит пределы их власти (3 ст.), ср. Рим. 13:1 ; Еккл. 5:7 . – «Будучи служителями Его царства…» Вся вселенная рассматривается как Царство Божие, конечно, не в узком теократическом смысле, в каком только еврейский народ составлял Его Царство ( Прем. 3:8 ), а в смысле вообще господства и власти Его над миром. В таком общем и несколько отвлеченном значении слова «царство» употреблено еще в стихе. – «Не соблюдали закона». Не Моисеева, разумеется, а вообще основных положений права и справедливости.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Обязаны мы, возлюбленные, по словам Апостола, увещевать и упрашивать друг друга (1Сол.5:11). В другом же месте сказано: ведущему добро творити, и не творящему, грех ему есть (Иак.4:17). Но послушай, что и Пророк говорит: се устнам моим не возбраню (Пс.39:10). Итак умоляю вас, примите совет и моей худости. И если погрешил я в слове; извините меня, человека неученого и грешного. Если же слова сказаны правильно; то это - дело благодати. И потому так как благодать подает нам слово, не должно возбранять устнам. Ибо Господь и леность поставил в одном ряду с лукавством, сказав: рабе лукавый и ленивый, подобаше тебе вдати сребро Мое торжником: и пришед, Аз взял бых свое с лихвою (Мф.25:26.27). Да подаст Господь нам, приявшим слово, сотворить и принести Господу плоды благоприятные. Ему слава во веки веков! Аминь. Глава 1 Слушай, возлюбленный, пришедши с тем, чтоб стать монахом, решился ты отречься от мира. Если совершишь сие законно, то возрадуются о тебе не только люди, но и Ангелы Божии, как написано: радость бывает на небеси о едином грешнице кающемся, нежели о девятидесятих и девяти праведник, иже не требуют покаяния (Лк.15:7.10). Итак, если законно ты начал, законно и соверши. Прежде нежели облекся в сей образ, знай, что идешь на подвиг. И с кем у тебя брань? Слушай того, кто говорит: несть наша брань к крови и плоти, но к началом, ко властем, и к миродержителем тмы века сего, к духовом злобы поднебесным. Сего ради приимите вся оружия Божия, да возможете противитися в день лют (Еф.6:12.13). Итак не изнемогай в своем течении, пока не получишь награды. Возненавидел ты мир? Питай ненависть и к кичливости его. Отверг временное богатство? Отвергни и гордыню богатства. Стал чужд родителям по плоти? Пребывай в отречении, мужественно перенося труды добродетелей. Ибо отречением называется не то, которое на один день сделано, но которое продолжается до смерти. Если хочешь действительно стать победоносцем, то учись переносить труды добродетелей мужественно, с мудрою кротостию. Скажу для примера: обиженный низшими, не гневайся; уничижаемый, переноси; заушаемый, терпи; оклеветанный, будь великодушен; лишенный принадлежащего тебе, благодари. Посмотри на согражданина своего (разумею нищего Лазаря): в какой скудности и в каком труде терпел он для Господа? Взираше бо на мздовоздаяние (Евр.11:26), по написанному: недостойны страсти нынешняго времени к хотящей славе явитися в нас (Рим.8:18). И ты, возлюбленный, возжелав сподобиться ублажения от Господа, иди путем смиренномудрия; и Господь даст тебе венец жизни, егоже обеща любящим Его (Иак.1:12). Ему слава во веки! Аминь. Глава 2. Притча

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/762/...

Скачать epub pdf 11. Как распознать неверное толкование? Можно встретить множество самых разнообразных толкований библейского текста, некоторые из них вызывают сомнения. Конечно, чтобы дать точную оценку каждому такому толкованию, нужно обратиться к специальной литературе, посоветоваться со знатоками… Но нет ли каких-то признаков, которые позволяют даже неспециалисту сразу отсеять явные ошибки и передергивания? Манипуляции текстом Разумеется, такие признаки есть. Большинство подобных манипуляций совершенно не уникальны – к ним прибегают не только толкователи Библии, но и политики, и рекламисты, да и обыкновенные демагоги, когда они хотят убедить других в собственной правоте. Но внимательный слушатель обычно легко распознает такие трюки. Прежде всего, это жонглирование вырванными из текста цитатами. Библия утверждает, например: «нет Бога» (на самом деле она вкладывает эти слова в уста безумца – Пс.9:25, 13:1, 52:2 ). Конечно, никто Библию таким образом не цитировал, но то и дело видишь, как ее используют не как целостный текст, а как копилку цитат, удобных и не очень. В результате два человека, держа в руках одну и ту же книгу, на самом деле применяют два совершенно разных цитатника. На втором месте – произвольное проведение причинно-следственных связей. Например, Павел проповедовал в Афинах ( Деян.17 ), а затем писал коринфянам: «я рассудил быть у вас не знающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого» ( 1Кор.2:2 ). Из этого некоторыми делается вывод: в Афинах Павел попробовал говорить с греками на языке их философов, и у него не вышло основать там общину верующих, а когда в Коринфе он отказался от философии, то всё сложилось удачно. Но результат проповеди мог зависеть и от тысячи иных причин. Да и что считать успехом, в конце концов? Книга Деяний ( Деян.17:34 ) ясно указывает, что даже единственное выступление Павла на Ареопаге привлекло к вере несколько язычников, а в Коринфе Павлу пришлось провести полтора года ( Деян.18:11 ), чтобы там возникла община! Еще один вариант – ложная альтернатива, когда рассуждения строятся на непременном противопоставлении двух крайних точек зрения, между которыми якобы не может быть ничего среднего. Например, фундаменталисты обычно исходят из такой альтернативы: либо каждое выражение Библии следует понимать как истинное в самом прямом смысле слова, либо Библия вообще не есть истинная книга. Но если Христос называл Себя «дверью» ( Ин.10:7 ) или «лозой» ( Ин.15:1–5 ), не являясь ими в прямом и буквальном значении этих слов, то и «дни» творения могли быть чем-то иным, нежели промежутки времени по 24 часа. Образная речь вообще нередко становится предметом злоупотреблений: можно придавать метафорам строго буквальное значение, а можно, наоборот, сводить всё к метафорам, тем более что граница на самом деле не всегда ясна.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

Познание Бога в ВЗ обычно раскрывается не на уровне отдельной личности, а на уровне целого народа (чаще всего израильского). Бог, сотворивший человека по Своему образу (Быт 1. 27), хочет, чтобы творение знало своего Творца. Он Сам дает познать Самого Себя, открывая народу Свое имя (Исх 3. 14-15). 40 лет Он водит избранный народ по пустыне, дабы тот утвердился в вере, что Он - их «Господь Бог» (Втор 29. 6). Даруя заповеди, Бог ограждает народ от идолопоклонства (Исх 20. 2-4). «Итак,- взывает Он к нему,- знай ныне и положи на сердце твое, что Господь [Бог твой] есть Бог на небе вверху и на земле внизу, [и] нет еще [кроме Его]» (Втор 4. 39). Если Израиль будет искать Его «всем сердцем» и «всею душою», то всегда сможет найти Его (Втор 4. 29). Однако народ с самого начала проявляет неверность Богу и ищет себе др. богов (Исх 32. 8). Он не познал путей Господних и оказался народом, к-рый заблуждается сердцем (Пс 94. 10). У него «нет ни истины, ни милосердия, ни богопознания» (Ос 4. 1). И хотя он взывает: «Боже мой! Мы познали Тебя, мы - Израиль» (Ос 8. 2), такая молитва лишь обнаруживает его лицемерие, потому что «забыл Израиль Создателя своего» (Ос 8. 14). Религ. сознание становится у него настолько низким, что ему предпочитается даже вьючное животное: «Вол знает владетеля своего и осел ясли господина своего, а Израиль не знает Меня»,- говорит Господь устами прор. Исаии (Ис 1. 3). Обличая израильский народ, Он постоянно указывает, что никакого познания Бога не может быть там, где имеют место нарушение Божественного закона и формальное отношение к религ. обязанностям. «Я,- говорит Господь,- милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений» (Ос 6. 6). Неверность Богу оборачивается для народа ужасными испытаниями, цель к-рых у прор. Иезекииля обозначается троекратным повторением грозных слов: «И узнаете, что Я - Господь» (Иез 6. 7; 7. 4, 9). Стремление к этой цели появляется в период вавилонского плена и усиливается с осознанием своих грехов и той измены, какую народ допустил по отношению к Богу. Зародившееся покаяние приносит свои плоды; прор. Иеремия выражает надежду на духовное обновление народа: «И дам им сердце, чтобы знать Меня, что Я - Господь, и они будут Моим народом, а Я буду их Богом, ибо они обратятся ко Мне всем сердцем своим» (Иер 24. 7). Эта надежда постепенно переходит в пророчество о новозаветных временах, когда «земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море» (Ис 11. 9), и когда «уже не будут учить друг друга, брат - брата и говорить: «познайте Господа», ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого» (Иер 31. 34). Новозаветная перспектива дополняется прор. Иезекиилем, усматривающим в открывающемся боговедении действие Св. Духа: «И дам вам сердце новое и дух новый дам вам, и… вложу внутрь вас дух Мой» (Иез 36. 26-27). У того же пророка имеется предвозвещение о познании Бога не только израильским, но и др. народами (Иез 36. 23).

http://pravenc.ru/text/149523.html

Беседа 10 Евр.6:7–8 .  Земля, пившая многократно сходящий на нее дождь и произращающая злак, полезный тем, для которых и возделывается, получает благословение от Бога; а производящая терния и волчцы негодна и близка к проклятию, которого конец – сожжение. 1. Со страхом мы должны слушать слово Божие, со стра­хом и великим трепетом: " Служите, – говорит (Псалмопевец), – Господу со страхом и радуйтесь... с трепетом» ( Пс. 2:11 ). Если же самая радость наша и веселье должны быть с трепе­том, то когда говорится что-нибудь страшное, каково (сказан­ное) теперь, какого не заслуживаем мы наказания, если без трепета слушаем сказанное? Показав, что отпавших невоз­можно крестить вторично и что им невозможно опять через купель (крещения) получить отпущение (грехов), и объяснив, как это страшно, (апостол) продолжает: «Земля, пившая многократно сходящий на нее дождь и произращающая злак, полезный тем, для которых и возделывается, получает благословение от Бога; а производящая терния и волчцы негодна и близка к проклятию, которого конец – сожжение». Устрашимся же, возлюбленные! Не Павлова это угроза, не человеческие это слова; это – Духа Святаго, Хри­ста, глаголавшаго в Павле. Кто чист от этих терний? Если бы даже мы были чистыми, то и тогда нам следовало бы не оставаться спокойными, а страшиться и трепетать, как бы в нас не выросли терния; а если мы все всецело состоим из терний и волчцов, то, скажи мне, как мы можем оставаться спокойными и беспечными? Что делает нас беспечными? Если думающий, что он стоит, должен бояться, чтобы не упасть, – «кто думает, что он стоит, – сказано, – берегись, чтобы не упасть» ( 1Кор. 10:12 ), – то падший сколько должен заботиться, чтобы востать? Если Павел боялся, «дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» ( 1Кор. 9:27 ), если он, столь достойный, боялся сделаться недостойным, то мы, уже сделавшиеся недостойными, какое будем иметь оправдание и прощение, не имея никакого страха, но исполняя христианские обязанности, как бы какой обычай, и только для вида?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010