На фото: отец Ипполит в Псково-Печерском монастыре, 1966 г. Архимандрит Ипполит ( Халин ; 1928–2002) – святогорец, один из великих старцев современной России. Он подвизался в Псково-Печерском монастыре в общей сложности 12 лет, окормлялся у печерских и валаамских старцев. Данная статья основана на воспоминаниях архимандрита Ипполита, схиархимандрита Кенсорина (Федорова) и монахини Марии (Стахович). Использованы фотографии из их личных архивов и дневниковые записи валаамского старца схимонаха Николая (Монахова). Архимандрит Ипполит (Халин) поступил в Псково-Печерскую обитель в 1957 году. К старцу Симеону (Желнину), духовнику монастыря, ходил на исповедь и откровение помыслов. В монастыре он познакомился с таким же молодым послушником будущим отцом Кенсорином, и они остались друзьями на всю жизнь. Вместе навещали отца Симеона, и однажды он сказал им: «Наместники пришли, игуменами будете». Действительно, отец Кенсорин стал наместником Святогорского монастыря Псковской епархии, а отец Ипполит после Афона стал наместником Рыльского Свято-Николаевского монастыря Курской епархии. Послушники получили от отца Симеона благословение на монашество и в один день в 1959 году приняли постриг в мантию. Старец Симеон (Желнин; 1869–1962) в своей келье. Ныне прославлен в лике преподобных Из воспоминаний схиархимандрита Кенсорина (Федорова): «После армии из родного Ярославля я приехал в Троице-Сергиеву Лавру – хотел поступить в семинарию. А мне там сказали: “Поезжай в Печоры, там есть прозорливый старец”. Пришел я к отцу Симеону и остался в Печорах, стал ему прислуживать. Вспоминаю, каким смиренным был отец Симеон. У него ножки болели, не мог подняться в Михайловский собор. И мы с другим келейником ему предлагали: “Давайте, батюшка, мы вас понесем!” И складывали руки “стульчиком”, а он, как ребенок, радостно-смиренно садился на них, и мы его поднимали. Я пробыл с отцом Симеоном три года, до самой его смерти. С отцом Ипполитом мы вместе подвизались в Псково-Печерском монастыре. Первое время работали на пекарне. Отец Ипполит отличался особой простотой, любовью, смирением, кротостью. О себе он вспоминал: “В молодости я был веселый, любил шутить, плясать, был первым заводилой, но когда приходилось быть в уединении, то нападала на меня тоска, очень скорбел, переживал, задумывался, для чего я живу и как мне устроить свою жизнь правильно. Эти вопросы не давали мне покоя”.

http://pravoslavie.ru/118154.html

Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… … © Яндекс   Условия использования Открыть в Яндекс.Картах Создать свою карту Найти Слои Схема Спутник Гибрид Панорамы Найти Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь считается одной из наикрупнейших, знаменитых и старейших в России мужских обителей. Ее название обусловлено пещерами, которые тут есть (печоры – древнерусское наименование), они названы пещерами, Богом зданными (созданными). Преподобный Иона выкопал в 1473 году в холме из песчаника и освятил пещерный храм во имя Успения. С того времени и принято считать это датой основания обители. Святая гора – так именуют холм, где располагается и храм, и пещеры. Что характерно, так это то, что монастырь никогда не прекращал действовать. В период 1920–1945 годов пребывал в пределах Эстонии, за счет чего и не закрылся. Здесь подвизался в 1967–2006 годах архимандрит Иоанн (Крестьянкин). См. также: Фотопаломничество в Псково-Печерский монастырь Содержание История [ править править код ] Ранний период Когда началось тут монашеское житие, когда появились тут пещеры, никому неизвестно достоверно. Исследователи сделали выводы, что происхождение пещер этих может быть и природным, и эрозионно-суффозионным. Монастырская летопись содержит предания о начале монашеской жизни здесь, которые потом появились и в псково-печерском патерике. Ряд деталей, возможно, внесен был в ХХ ст. Местное население узнало о пещерах в 1392 г. (дата совпадает с годом смерти прп. Сергия Радонежского ). Здесь оседали монахи, которые удалились с юга в эти земли, спасаясь от ига крымских татар. Есть в предании имя одного затворника, прп. Марка, «начального инока» обители. То же предание сообщает о том, что здешние земли стали достоянием Ивана Дементьева, обнаружившего пещеру, где уже было написано «Богом зданные пещеры». В 1470 г. тут стал жить священник Иоанн, который служил до того в храме Николая чудотворца и великомученика Георгия в Тарту (тогда – Юрьеве-Ливонском, Дерпте, Эстония). Он ископал тут пещеру, и устроил в ней храм во имя Успения Пресвятой Богородицы, освятил ее в 1473 г. После смерти супруги Марии (после пострига – Васса) священник принял постриг с именем Иона. После передачи И. Деменьтьевым земли инокам тут и появилась небольшая обитель. Хоронили иноков в пещерах.

http://azbyka.ru/palomnik/Псково-Печерск...

«Главное – научить народ молиться» Интервью с наместником Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря архимандритом Тихоном (Секретаревым) Наместник Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря архимандрит Тихон (Секретарев) рассказывает о древних традициях никогда не закрывавшегося монастыря, особенностях Богослужения в нем и о том, почему, если вы хотите помолиться, нужно ехать именно в Печоры. Архимандрит Тихон (Секретарев) – Псково-Печерский монастырь не закрывался ни разу за свою 500–летнюю историю. Какое значение для духовной жизни имеет непрерывная духовная традиция? – Действительно, наш монастырь ни разу не закрывался. Есть более древние монастыри, которые тоже не закрывались, например Почаевская лавра. Вновь открытый монастырь может иметь всё: устав, монахов, здания; все красиво и хорошо отреставрировано. Но чувствуется прерванная традиция духовного делания. В нашем монастыре ощутимым образом проявляется эта духовная традиция, переданная нам от основателей монастыря через подвижников и старцев. Более того, здесь соединяются несколько духовных потоков христианской жизни, которые существовали в России до революции. К нам в монастырь возвратились старцы из Старого Валаама, у нас пребывал на покое владыка Вениамин (Федченков), приехавший из Америки, у нас были подвижники, которые прошли места заключений. Благодаря этим традициям, а также замечательным игуменам монастыря, которых Господь послал в монастырь в ХХ веке, создались такие условия, в которых смогли раскрыть свои духовные дарования преподобный Симеон Псково-Печерский, отец Иоанн (Крестьянкин), схиигумен Савва (Остапенко) и другие. Эта традиция проявляется во всем: в молитве, в богослужении, в отношении братьев между собой, в пастырском окормлении верующих христиан. Еще одна сторона уникального положения монастыря в том, что наш монастырь имеет небесным покровителем преподобномученика Корнилия, убитого Иваном Грозным. Мученикам дана особая благодать действовать на земле. Преподобномученик Корнилий умолил Господа нашего Иисуса Христа и Божию Матерь, чтобы его обитель осталась незакрытой. Война, затем хрущевские гонения тоже не смогли уничтожить обитель. Это явное чудо!

http://pravoslavie.ru/48325.html

Преподобные Марк, Иона и Васса Псково-Печерские Память 29 марта/11 апреля Святой Марк явился первым старцем Псково-Печерской обители . Он жил в конце XIV века. Как полагают, подвижник пришел из Киево-Печерской лавры и поселился в лесу в пятнадцати километрах от Пскова, рядом с ручьем Каменцем. Однажды два охотника на волков, отец и сын, отважились забраться в эти места и остановились в изумлении, услышав священные песнопения и почувствовав запах ладана. Они приблизились и обнаружили святого Марка, который служил Божественную литургию вместе с другими подвижниками. Больше о жизни святого ничего не известно. Его мощи почитаются в Псково-Печерском монастыре, который возник впоследствии на месте подвигов святого Марка. Когда третий игумен захотел перенести его останки, они, так же как и одеяние святого, оказались нетленными. Святой Иона, в крещении нареченный Иоанном, служил священником в городе Дерпте и имел семью. Притесняемый тевтонскими рыцарями, он был вынужден бежать вместе с женой и детьми в Псков. Услышав о чудотворной иконе Божией Матери, которая находилась близ ручья Каменца, Иоанн отправился туда и нашел место, где была надпись: «Пещера, созданная Богом». Они поселились в соседней деревне и начали обустраивать пещеру, чтобы превратить в церковь. Его супруга вскоре тяжело заболела и перед смертью успела принять монашескую схиму с именем Васса. Отец Иоанн похоронил ее в церкви, затем сам принял монашество с именем Иона. Рядом с пещерой он построил небольшой деревянный дом, чтобы вести в нем подвижническую жизнь и принимать учеников. Когда псковское духовенство отказалось признать основанный монастырь, Иона отправился в Новгород и получил благословение архиепископа Феофила. Тот освятил церковь во имя Успения Божией Матери и торжественно открыл обитель 15 августа 1473 года. Во время освящения прозрел слепой. Земля, на которой находился Печерский монастырь, была подарена обители владельцем, что позволило монастырю развиваться и дальше. Выполнив служение, возложенное на него Богом, святой Иона в следующем году (1474) почил в мире и был погребен рядом со святыми Марком и Вассой.

http://pravoslavie.ru/60749.html

Любовь покрывает всё… Жизнь и поучения иеросхимонаха Михаила (Питкевича), старца Валаамского и Псково-Печерского Любовь покрывает все... Жизнь и поучения иеросхимонаха Михаила (Питкевича), старца Валаамского и Псково-Печерского/авт.–сост. диакон Георгий Малков, П. Ю. Малков. — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2010. — 400 с. : ил. — (Серия «Подвижники благочестия XX века») В издательстве Сретенского монастыря вышла книга, посвященная истории жизни и исповеднического подвига одного из наиболее богомудрых и смиренных старцев XX века — валаамского и псково-печерского иеро­схимонаха Михаила (Питкевича; 1877–1962). Старец Михаил провел почти всю свою монашескую жизнь в стенах Валаамской обители — сначала на островном Старом Валааме, а затем и в Новом (в лесах Северной Финляндии). Оказавшись за рубежом, он по милости Божией смог всетаки в конце концов осуществить то, чего так жаждала душа его на протяжении четырех десятилетий (в период, когда Валаамская обитель в результате большевистского переворота 1917 года была отторг­нута от России и Матери — Русской Церкви), — вернулся в 1957 году на Родину и, прожив еще четыре года в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре (который называл раем духовным), упокоился от праведных трудов своих в древней земле Святой Руси — в «Богом зданных» монастырских пещерах. Печерская обитель осталась благодарна ему за доброе научение ее послушников и монахов той поры духовным основам истинного монашества, за поддержание в ней иноческой традиции постоянного творения Иисусовой молитвы, за искреннюю любовь к братии и за мудрый, опытный его подвиг старчества, так много способствовавший делу спасения всех приходивших к нему иноков и мирян. Изначально будучи на иноческом своем пути склонным к отшельничеству и к исихастскому внутреннему безмолвию , старец Михаил со временем стал фактически затворником, наподобие святителя Феофана, Затворника Вышенского (оба одинаково осуществляли свой затворнический подвиг в условиях монастырей с общежительным иноческим уставом, что, естественно, значительно усложняло их задачу).

http://pravoslavie.ru/35135.html

Печоры, 13 июля 2014 года Звон колоколов слышен далеко за пределами обители — сегодня, 13 июля, в празднование Собора 12-ти Апостолов, Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь отмечает день ангела приснопоминаемого старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина) . Место захоронения старца Иоанна (Крестьянкина). Псково-Печерский монастырь. Фото: О. Рожнёва/Православие.Ru      Псково-Печерский монастырь, чудесная обитель, чудесно была и основана: в конце четырнадцатого века отец и сын, изборские охотники, услышали в глухом лесу близ ручья Каменца «гласы поющих неизреченно и прекрасно» и ощутили благоухание «яко от множества фимиама». Затем крестьянин Иван Дементьев рубил лес на склоне горы, когда одно из поваленных деревьев, падая, увлекло за собой другие, и под корнями открылся вход в пещеру, а над входом надпись: «Богом зданныя пещеры». Про этот монастырь можно услышать множество интереснейших преданий, можно посмотреть мой любимый фильм «Псково-Печерская обитель» арихимандрита Тихона (Шевкунова), можно открыть самую читаемую книгу наших дней — «Несвятые святые». С благоговением вхожу в святые врата обители. Ранняя Литургия в Успенском храме, древнейшем в монастыре, пролетает незаметно: у здешних святынь молитва, кажется, идёт сама собой. Церковь была выкопана в песчаном холме и освящена в 1473 году, этот год и считается датой основания монастыря. Здесь находится главная святыня обители — чудотворная икона Успения Богоматери (1521 год), а вдоль южной стены храма в нише — рака с мощами преподобномученика Корнилия. После Литургии братия служат панихиду по отцу Иоанну , родителям его Михаилу и Елисавете, а затем все присутствующие на панихиде идут на литию в Дальние пещеры к месту упокоения старца. После летнего дня плюс 5 градусов в пещерах обдают прохладой. Здесь захоронены более десяти тысяч человек: на керамидах — керамических и известняковых плитах — имена представителей славных древних русских родов — Суворовых, Ртищевых, Нащокиных; предков поэтов А.С. Пушкина, А.Н. Плещеева, полководца М.И. Кутузова. Здесь покоятся святые подвижники, архиереи и просто иноки.

http://pravoslavie.ru/72197.html

Успенский Псково-Печерский мужской монастырь Описание: Один из самых крупных и известных в России мужских монастырей с многовековой историей. В 1473 г. здесь была освящена выкопанная в песке пещерная церковь Успения, что считается временем основания монастыря. Монастырь ни разу за всю свою историю не закрывался. В межвоенный период (до января 1945 г.) находился в пределах Эстонии, благодаря чему сохранился. В 1967-2006 гг. в монастыре подвизался архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Монастырь возник в пещерах на берегу ручья Каменец, которые стали известны местным жителям в 1392 г. По преданию в них жили монахи, бежавшие в псковскую землю с юга, от набегов крымских татар. Главный пещерный комплекс носит название «Богом зданная пещера» и состоит из Успенской пещерной церкви с обходной галереей (малые пещеры), ближних пещер с мощами преподобных Печерских Марка («начального инока»), Ионы, Лазаря и матери Вассы и далее продолжается некрополем из семи подземных галерей-улиц с пещерной церковью Воскресения Христова в конце 6-й галереи и часовня. По легенде пещеры были вновь обнаружены Иваном Деменьтевым около 1470 г., уже с надписью над входом «Богом зданная пещера». В 1470 г. в пещере поселился иеромонах Иона, бывший священник Георгиевского храма Юрьева-Ливонского (ныне Тарту), который ископал пещеру, где устроил церковь Успения Пресвятой Богородицы, освященную в 1473 г. Вокруг храма впоследствии образовалась обитель. Находясь на границе между Россией и Ливонией, где владычествовали немцы, обитель не раз подвергалась разорению со стороны немцев, шведов и поляков. Московское правительство, ввиду важного военного положения монастыря, укрепило его крепостными стенами. В Успенском храме в медной раке покоятся мощи прп. Корнилия, одного из первых игуменов обители, погибшего смертью мученика от руки Иоанна Грозного, который подозревал игумена в измене. В ризнице хранилось множество древних драгоценностей и реликвий. Библиотека была богата старопечатными книгами и рукописями. В годы Великой Отечественной войны после оккупации Псково-Печерский монастырь продолжал оставаться в двойном подчинении: митрополиту Таллинскому Александру (Паулусу) и экзарху Прибалтики митрополиту Сергию (Воскресенскому). С 1940 г. и до октября 1941 г. наместником монастыря являлся архимандрит Парфений (Шатинин). В октябре 1941 г. Парфений (Шатинин) ушел на покой по старости и по решению старцев руководство принял игумен Павел (Горшков), управлявший монастырем до ареста советскими спецслужбами в конце 1944 г.

http://patriarchia.ru/db/text/3727347.ht...

В Псково-Печерском монастыре рассказали о судьбе Николая фон-Бюнтинга, погребенного в Богомзданных пещерах Печоры, 19 мая 2021 г.      «Гибель империи. Российский урок» - так называется новый документальный фильм, автором которого стал митрополит Псковский и Порховский Тихон Шевкунов. Он посвящен событиям трагического перелома в судьбе России - Революции 1917 года. В Богомзданных пещерах Псково-Печерского монастыря погребен Николай Бюнтинг, выходец из псковского дворянского рода, Тверской губернатор. Его гибель - один из примеров того, как выглядит бессмысленный и беспощадный бунт. Рассказывает Марина Михайлова/ Вести-Псков . «Богозданные пещеры находятся на глубине 20 метров. Общая протяженность улиц - 200 метров. Всего семь улиц, более 12 тысяч захоронений, есть подземный храм Воскресения Словущего», - Марина Михайлова, корреспондент Над всем этим - Святая гора обители. Первых молитвенников в этих подземных храмах мир узнал в 1392 году. По преданию, срубленное крестьянином Иваном Дементьевым дерево увлекло с корнями большое количество земли, и открылся вход в пещеры Богомзданнные. Здесь погребены Печерские преподобные: Марк, Иона, Лазарь Прозорливый, матерь Васса. «Преподобной Вассе можно безостановочно прикладываться. Преподбная Васса до принятия монашества была супругой преподобного Ионы. Она ему помогала рядом с пещерами в горе выкапывать церковь», - Иеромонах Прохор, благочинный Псково-Печерского монастыря Подземные улицы в разные времена расширялись и удлинялись. В пятой и шестой галереях погребены иноки. В других - благочестивые миряне, «ратные люди», защитники монастыря. Монастырское кладбище открыто для паломников. Здесь молятся об упокоении в небесных обителях душ богослова Вениамина Федченкова, валаамских старцев, прошедшего сталинские лагеря новомученика епископа Георгия Сладковского, архимандрита Алипия Воронова, отстоявшего обитель от закрытия, старцев монастыря отца Иоанна Крестьянкина и отца Адриана Кирсанова. В стенах керамиды - надгробные плиты. Каждая - историческая ценность. Здесь славные имена Суворовых, Ртищевых, Нащекиных, Бутурлиных, Мстиславских, Пушкиных, Кутузовых, Мусоргских, Симанских. В конце пятой улицы - некрополь немцев Бюнтингов-Медем. Баронесса Софья Медем, чья родословная ветвь занесена в дворянскую книгу Псковской губернии, перенесла прах своих родных сюда. После того, как в 1917 году ее супруг, тверской губернатор Николай фон-Бюнтинг, отказался изменить присяге, данной императору Николаю II. И был растерзан революционно настроенной толпой, которой не было дела до заслуг семьи перед Отечеством - построенных благотворительных швейных мастерских для вдов и беженцев Первой Мировой, железнодорожных ветках, внедренных передовых сельхозтехнологий.

http://pravoslavie.ru/139388.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание иконы Умиление Псковско-Печерская Псково-Печерская икона Божией Матери «Умиление» была написана неким иеромонахом Арсением по образцу Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. Образ, написанный «так, как приличествует и как подобает по отношению к Богу – добрыми и честными красками тщательно», был принесен в Печерскую обитель в игуменство преподобного Корнилия псковскими купцами Василием и Феодором около 1521 года. Особенно прославилась икона в 1524 году многочисленными чудесными исцелениями, свидетелями которых стали жители Пскова и Великого Новгорода. Древняя летопись обители гласит: «Не только православным подает Богоматерь исцеления, но и от иноверных, сиречь от латин немецкия земли, приходившим с верою к Пречистой Богородице и к чудотворному Ее образу, подает исцеления». В память чудесного избавления города Пскова от осады войск польского короля Стефана Батория в 1581 году, при царе Феодоре Иоанновиче святой образ был украшен жемчугом и каменьями – алмазами, изумрудами, яхонтами, аметистами. За несколько дней до осады Пскова поляками Пресвятая Богородица чудесно явилась благочестивому старцу Дорофею, предупредила его относительно предстоящего бедствия, объяснив причину постигшего людей за их грехи несчастья и указав пути выхода из него. Тогда архиепископом был вызван игумен Псково-Печерского монастыря Тихон с Печерскими иконами «Успения» и «Умиления», чтобы совершать молебны на местах, указанных Самою Богородицею во время Своего явления. Враг, в течение пяти месяцев тридцать раз штурмовавший Псковский кремль, отступил, так и не взяв города. В воспоминание этого события чудотворную икону Божией Матери «Умиление» ежегодно в седьмую Неделю по Пасхе носили крестным ходом из Псково-Печерского монастыря в Псков «ко святой и великой соборной апостольской церкви Пресвятой и Животворящей. Нераздельней Троицы – чтобы не забывали грядущие роды победу над врагом, благодаря той чудотворной иконе, – во граде Пскове».

http://pravicon.com/info-180

Житие преподобномученика Корнилия Псково-Печерского Преподобномученик Корнилий Псково-Печерский Преподобный Корнилий еще в молодых годах оставил мир и начал подвизаться в Печерском монастыре Псковской области; здесь пострижен он в иночество и проводил жизнь строгую, в трудах и молитве. При нем (с 1519 года) распространили в горе храм Успения Богоматери и устроили его с приделом, в честь преподобных Антония и Феодосия Печерских, а с 1524 года новая храмовая икона Успения Богоматери начала источать исцеления и другия чудеса. В 1529 году блаженный Корнилий облечен был саном игумена новой Печерской обители. В продолжение 40-летнего управления своего он возвысил обитель по всем отношениям. Жизнь его была образцом строгой иноческой жизни, и он старался одушевить ревностию к подвижничеству подчиненных ему иноков. В тогдашнее время случалось, что иные, внося в обитель богатые вклады, дозволяли себе жить в обители не по-иночески, и вклад свой считали за право на жизнь по желаниям испорченнаго сердца. Блаженный Корнилий жил упованием на Господа и не думал поставлять благосостояние обители в зависимость от вкладов; он дорожил высоким значением обители, как училища благочестия, а потому всякаго инока, когда не хотел он жить по иночески, подвергал поправительным мерам, а если тот не приходил в себя, то удалял его из обители, кто бы он ни был. Один из таких изгнанных вкладчиков явился с жалобою к митрополиту Макарию. Митрополит велел отправить его в обитель под строгую эпитимию. Новгородский архиепископ Феодосий писал к блаженному игумену: " Писал к нам святейший господин и отец наш Макарий, митрополит всей России, о вашем Печерском вкладчике старце Савватии, что был он в монастырских службах с мирскими людьми и пал в великие грехи, и что он приходил каяться и плакаться пред тобою о том падении, но ты не принял его на покаяние... Отдайте его доброму старцу под надзор, чтобы жил с правилом и ходил к началу каждой службы, а стоял бы пред церковию каждый день до конца правила, в церковь же не допускайте его. А ты наставляй и учи его по правилам. Ты сам хорошо знаешь писание. Оно говоритъ: если епископ, или игумен, или пресвитер не принимает на покаяние обращающагося от греха, то должен быть извержен " .

http://pravoslavie.ru/1627.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010