Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь ЖМП 8 август 2023 /  31 августа 2023 г. 15:00 Печерские подвижники благочестия: традиция жива В этом году исполняется 550 лет со дня основания Успенского Псково-Печерского монастыря . У обители интересная история, братия живет насыщенной жизнью, ведет обширную миссионерскую деятельность. Но когда мы говорим о Печорах, первым делом вспоминаем старцев, которые испокон веков жили в этом монастыре и прославили его. О старцах Печор — наших современниках, о том, какими они были, рассказали игумен Хрисанф (Липилин) и иеромонах Прохор (Андрейчук), долгие годы жившие рядом с ними.   PDF-bepcuя. — Псково-Печерская обитель — единственный в нашей стране монастырь, где не прерывалась традиция старчества. Как зародилось и что способствовало укреплению и сохранению старчества на Псковской земле? Иеромонах Прохор: Исторические и гео­графические условия благоприятствовали формированию в нашей святой обители такого феномена, как старчество. Если обратиться к истории, монастырь основал преподобный Марк, ученик преподобного Евфросина Псковского, одного из великих подвижников благочестия. Этот святой не только уединился в пустыни, но и взрастил целую плеяду учеников, которые прошли по всей Псковской земле и просветили ее светом Евангелия. Преподобный Евфросин готовил монахов-миссионеров, которые из обители шли в те места, где процветало язычество. Монастырь с самого начала существования был в некоторой степени миссионерским. Связанная с этим традиция сохранялась и при преподобномученике Корнилии, когда во время Русско-ливонской войны на вновь присоединенных к русскому государству территориях за счет монастыря строились и снабжались необходимыми богослужебными книгами и утварью храмы. И те люди, которые проживали рядом с монастырем, или обращавшиеся в монастырь за помощью в нелегкие дни войны, были крещены преподобномучеником Корнилием. Недалеко от обители до сих пор существует поселение Сигова, где проживает народность сету (малый прибалтийско-финский народ), предков которых крестил этот псково-­печерский игумен. Каждый год на престольный праздник монастыря — Успение Пресвятой Богородицы — сету приходят в национальных костюмах, они с глубоким почтением относятся к своему просветителю.

http://e-vestnik.ru/church/pecherskie_po...

Печоры. Успенский Псково-Печерский монастырь. Собор Михаила Архангела. Михайловский собор Карта и ближайшие объекты " Построен храм в 1820 г. в память Чудесного избавления России, а в особенности псковского храма, заступлением Богоматери, от нашествия французов в 1812 г., тщанием архимандрита Венедикта на сумму доставленную от графа Витгенштейна и от предводительствованных им в 1812 году воинов первого корпуса, и прочих доброхотных деятелей. Храм сей освящен 29 июня 1827 г. " Собор расположен на верхней площадке монастырского комплекса к югу от входа, западным портиком встроен в прясло крепостной стены. Он стоит на месте бывшей Брусовой башни, разрушенной в 1581 г., остатки которой были разобраны в первой четверти XIX в. Здание выдержано в традициях русского классицизма, квадратное в плане, однокупольное с тремя 4-х колонными портиками и полукруглым алтарем. С западной стороны сделан прямоугольный притвор с хорами. В узлах планового креста поставлены 4 пилона, на подпружных арках которых установлен мощный световой барабан перекрытый куполом. Рукава креста перекрыты коробовыми сводами, в пазухах креста палатки " Г " -образные в плане, они перекрыты перпендикулярно идущими малыми коробовыми сводами. В притворе перекрытие коробовым сводом с распалубками над широкими нишами в торцевых стенах. Портики дорического ордера имеют триглифо-метопный фриз и простые треугольные фронтоны. На апсиде сделаны ниши и продолжен пояс карниза. Внутри здание расписано масляными красками. Здание храма построено из кирпича, оштукатурено и побелено. Пол выложен из мозаичных плит. Основные габариты: длина - 37 м, ширина - 35 м ( с портиками и летсницами). Сам четверик - длина 30 м, ширина 17 м. http://www.opskove.ru/det/197_det.html По окончании Великой Северной войны вся территория Прибалтики была возвращена России, ликвидирована опасность набегов со стороны шведов Ништадтским миром в 1721 году, граница отодвинулась далеко от монастыря. Псково-Печерский монастырь стал вполне безопасен со стороны внешней и мог свободно преуспевать в благочестии христианском. Но в 1812 году России предстояла трудная борьба с новым завоевателем, который, легко покорив Европу, не сомневался покорить и Россию. Опасность угрожала прежде всего западным областям России. Уже Полоцк был взят и занят неприятелем. Та же участь готовилась и Пскову. В эту трудную годину псковитяне, по обычаю предков, с живой верой и теплой молитвой обратились за помощью в обитель Печерскую, к той чудотворной святыне, силою которой они прежде были избавлены от врагов отечества.

http://sobory.ru/article/?object=01984

Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка: " Романов-на-Мурмане " ( romanov-murman.narod.ru ). Преобразование в форматы epub, mobi, fb2 " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ). Псково-Печерский листок 64 19 марта/1 апреля ПРЕПОДОБНАЯ МАТЕРЬ ВАССА ПСКОВО-ПЕЧЕРСКАЯ ТРОПАРЬ, ГЛАС 4. Днесь, вернии, преславно ликовствуем, память преподобныя Вассы совершающе, и раце мощей ея умильно покланяющеся, со слезами и любовию вопием ей: буди ходатаица наша пред Богом, огради молитвами твоими обитель и град наш, в скорбех и печалех нам буди утешительница, ты бо еси крепость верным, и обители Псково-Печерския украшение. ВО ИМЯ ОТЦА, И СЫНА, И СВЯТАГО ДУХА! Русское благочестие веками питалось идеалами, воплощенными русскими святыми, от горения их духа возгорелось духовное пламя в сердцах многих русских людей. Поэтому и назвали Русь Святой. И не только назвали - Русь поистине стала Святой, потому что высшей ценностью, целью, к которой устремлялась соборная душа народа, стала святость. Святая Русь - это прежде всего сонм святых, которых Бог прославил в русской земле. Среди них есть равноапостольные, мученики, святители, преподобные, праведные, благоверные князья, Христа ради юродивые. Но из всех ликов святых наиболее близкой русскому народу стала святость преподобных. Об этом свидетельствует месяцеслов святых Русской Православной Церкви, в котором более двух третей - преподобные. Именно на пути монашеском Русь даровала величайшие примеры святости. Святые Отцы называют монашество восьмым Таинством Церкви Христовой - Таинством будущего века. Проходя свой путь в истории, Русь познавала тайну будущего века не разумом, а прежде всего сердцем, непрестанным молитвенным деланием, предстоянием пред Богом и неусыпными трудами. Преподобные восстанавливают образ Божий в человеке в его целостности: в этих трудах должны участвовать и мужская и женская половина человечества. Так и среди святых жен русских большая часть святых - инокини. Прославление их совершалось после явных знамений, чудесных исцелений, открытий нетленных мощей, подтверждающих их святость.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2093...

священник Сергий Третьяков Скачать epub pdf Валаамское старчество и Псково-Печерский монастырь Не ищи правды на земле... ищи ее в себе Иеросхимонах Михаил (Питкевич) (1877–1962) Источниками к составлению жизнеописания о. Михаила (Питкевича) послужили архивные материалы Псково-Печерского монастыря, а также опубликованные материалы о жизни и старчестве иеросхимонаха Михаила Младшего, среди которых особое место занимает жизнеописание старца, составленное его духовной дочерью монахиней Марией (Стахович). Впоследствии ее записи были изданы отдельной книгой, а также опубликованы по частям в «Русском паломнике», фрагментарно – в книгах «У “пещер Богом зданных”» и «Любовь покрывает все: жизнь и поучения иеросхимонаха Михаила (Питкевича), старца Валаамского и Псково-Печерского». Поучения о. Михаила цитируются по его беседам с писателем С.Большаковым, а также по воспоминаниям иеромонаха Кенсорина (Федорова); впоследствии архимандрита, монахини Марии и других духовных чад подвижника. Иеросхимонах Михаил (в миру Михаил Иванович Питкевич) родился в Латвии, в г. Двинске, 24 июля 1877 г.. «Отец был православный, мать – католического вероисповедания». С детства крещенный в Православии, Михаил стремился посвятить свою жизнь на служение Богу, много паломничал по монастырям. Среднее образование получил в своем родном городе. По достижении совершеннолетия он был призван на военную службу, по окончании которой в 1902 г. смог осуществить свою заветную мечту: поступил в Валаамский монастырь. Только в 1914 г. Михаил был пострижен в монашество с именем Тимон, в честь одного из 70-ти апостолов. Вскоре послан в Санкт-Петербург на Калашниковское подворье, где исполнял послушание певчего. В 1917 г., по возвращении в Валаамскую обитель, монах Тимон рукоположен в сан иеродиакона, а в 1921 г. – в сан иеромонаха. Любимым местом подвига о. Тимона был Гефсиманский скит, где он долгое время ежедневно служил литургию. Во время «календарной смуты» на Валааме иеромонах Тимон, будучи духовным сыном старца Михаила (Попова), был на стороне старостильников. По смерти своего учителя он стал духовником братии, которая не приняла новый стиль.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«Это был радостный труд…» Беседа с диаконом Георгием Малковым и П.Ю.Малковым Диакон Георгий Малков — Фильм «Поп» способствовал росту интереса к закрытым и малоизвестным страницам истории Русской Церкви, и, в частности, связанным с Псковской землей. В вашей книге, отец Георгий, написанной совместно с сыном, Петром Юрьевичем, «Мы всегда под крылом Божиим» рассказывается о старце Псково-Печерского монастыря архимандрите Серафиме (Розенберге), да и две готовящиеся следующие также посвящены насельникам этой обители. Чем для вас был обусловлен выбор именно этих людей? Диакон Георгий Малков: — Видите ли, мы с сыном Петром издавна духовно привязаны к Псково-Печерской обители и неплохо знаем ее историю — и непосредственно церковно-монашескую, и — без ложного преувеличения — достаточно важную российско-государственную. В первом смысле это история молитвенной защиты мира от темных сил зла, во втором — история христианского просвещения Русской земли и ее воинской защиты от внешних нападений: ведь Печерский монастырь уже приблизительно с середины XVI века стал серьезной крепостью на северо-западных рубежах Древней Руси. Обо всем этом я довольно подробно рассказал в вышедшей еще в начале 1990-х годов книге «Летопись Псково-Печерского монастыря». В Печорах же я впервые оказался в 1959 году — восемнадцатилетним молодым человеком, еще лишь приближавшимся душой к Церкви. После этого я посещал монастырь почти каждый год, иногда временами даже трудничал в ней — красил крыши, чистил колокола, помогал печь просфоры. Со временем довольно близко познакомился с наместником — архимандритом Алипием (Вороновым), а затем (как ставший внештатным сотрудником Журнала Московской Патриархии) порой редактировал материалы о монастыре, публиковавшиеся в журнале, временами и сам (как историк и как искусствовед-«древнеруссник») писал об обители. Постепенно я познакомился со многими из печерских отцов, подвизавшимися в ней в 60 — 70-х гг. прошлого века, а во второй половине 80-х моим духовным советчиком в наиболее ответственные минуты жизни стал добрейший и мудрейший о. Иоанн (Крестьянкин), которого я, бывало, посещал тогда уже и с женой Еленой, и с сыном. Он же благословил меня и на принятие священного сана, но предупредил при этом, что это произойдет очень не скоро. Так и случилось — прошло еще 16 лет до того, как я наконец стал диаконом. Таким образом, Печерская обитель, по сути, — моя духовная родина. С юных лет знаком с монастырем и сын, который с радостью подхватил в свое время мою идею написать книгу о печерских старцах XX века, некоторых из которых я знал и сам лично.

http://pravoslavie.ru/35215.html

5 января 2021 года — замечательный день в моей жизни. Два с половиной года я не приезжала в Псково-Печерский монастырь. Первый раз в этой прекрасной обители я оказалась в 1979 году, и это посещение подарило мне встречу с замечательным батюшкой и духовником — архимандритом Иоанном (Крестьянкиным). Отец Иоанн был и остаётся всеми любимым пастырем и мудрейшим наставником, явившим пример истинной христианской жизни. Зачастую своим добрым советом батюшка разрешал сложные проблемы приходящего к нему человека, ему был открыт Промысл Божий о каждом, кто к нему обращался. Отец Иоанн был истинным пастырем и отцом, добрейшим человеком. Поистине Псково-Печерский монастырь стал для меня землёй обетованной. В этом святом месте абсолютно всё пропитано теплом и радостью: древние монастырские храмы, Богом зданные пещеры, камушки на святых дорожках, уютные переулки, внушительные деревья и маленькие белочки — всё это навсегда оставило яркое впечатление в моем сердце. Несмотря на то, что отца Иоанна физически нет с нами, он всё равно незримо присутствует в этой святой обители, и по молитвам этого святого человека я снова оказалась в Свято-Успенской обители спустя три года. Оказавшись в монастыре в преддверии Рождества, мой взор встретила удивительная красота украшенной яркими огнями и Рождественскими экспозициями площади: ёлка, рождественский вертеп, гирлянды лампочек, мерцающие подобно звёздочкам в небе. Всё это создает рождественское настроение, и сердце наполняется радостью и уютом, ожидая Рождества Христова — встречи со Спасителем Мира. Проходя монастырские храмы, нельзя не заметить принесённые людьми в дар родившемуся Богомладенцу праздничные цветы и ели, которые придают храмовому пространству необыкновенно тёплую и домашнюю атмосферу, привлекая людей на Рождественское богослужение. И даже в Богом зданных пещерах была создана подобная атмосфера, ведь праздник Рождества Христова является великим событием как для земной, так и для Небесной Церкви. С тех пор, как я посещала обитель в последний раз, здесь появилась совершенно замечательная богатая церковная лавка с широким ассортиментом духовной литературы, различных церковных предметов и комфортной атмосферой.

http://pravoslavie.ru/136758.html

В воле Божией жить самое спасительное В безыскусственности и простоте общения с отцом Иоанном и с братией проступали укоренившиеся с давних пор монастырские традиции. То, что в монастыре никогда не прерывалось молитвенное служение, создавало в нем особую атмосферу. В августе 1988 года наместник монастыря архимандрит Гавриил (Стеблеченко) 103 был хиротонисан во епископа, а в монастырь по благословению Святейшего Патриарха Пимена приехал после завершения командировки в Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит Павел (Пономарев) 104 . Ему надлежало стать наместником Псково-Печерского монастыря. Только четыре года привел Господь потрудиться в обители архимандриту Павлу, но лето мало, лето долго, говорит пословица. Монастырь отцу Павлу пришелся по сердцу, и монастырю полюбился деятельный и рассудительный новый наместник. Позднее архиепископ Павел (Пономарев) вспоминал: «Я благодарю Бога за Его неизреченную милость ко мне, за возможность пожить и потрудиться в монастыре, где подвизались, подвизаются и теперь в братии небесного Псково-Печерского монастыря многие угодники Божии. Они не покинули его и по кончине своей и продолжают в живой тишине Богом зданных пещер 105 вещать чуткому слуху Божии тайны, прокладывающие и в современной жизни путь в Царство Небесное. Я впервые приехал в обитель с указом о почислении меня в братию монастыря. Моя келья оказалась рядом с кельей отца Иоанна. Я с ним тут же и познакомился. В безыскусственности и простоте общения с отцом Иоанном и с братией проступали укоренившиеся с давних пор монастырские традиции. То, что в монастыре не прерывалось молитвенное служение за всю историю его существования, создавало в нем особую атмосферу. Да и приехавшие и поселившиеся в нем валаамские монахи-подвижники принесли с собой живые традиции старого русского монашества. Отец Иоанн ввел меня в свою келью и в непринужденном дружеском разговоре познакомил с распорядком монастырской жизни, где и когда совершаются службы и какие святыни находятся в каждом из храмов. Так началось мое общение с отцом Иоанном. На следующий день я уже служил свою первую Божественную литургию в Никольском храме.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

Первый импульс к духовному самоопределению дали… церковные здания. В 1957 году мама получила новую квартиру недалеко от минского Александро-Невского храма . И когда я ходил в школу, то всегда смотрел на этот храм. А еще постоянно видел костел святого Роха он вообще в двух шагах от нашего дома был. Видя эти храмы, я стал понемножку интересоваться религиозным миром. И тогда же попала мне в руки одна духовная книжечка. Я оттуда две-три фразы усвоил, и это дало мне какой-то более осмысленный импульс. Однажды гулял я возле военного кладбища, мимо храма проходил, и тут вышел сторож. У нас с ним завязался разговор. Благодаря прочитанной книжечке, я смог кое-что сказать на религиозную тему и так началась наша дружба. Я стал ходить в храм на службу , только не в Александро-Невский мама боялась, что у нас будут неприятности. Ходил в Свято-Духов собор он дальше от дома и от школы, где мама работала. В то время, когда учился в Институте механизации и электрификации сельского хозяйства, ездил в Псково-Печерский монастырь . Прихожане подсказали, что есть такая обитель, помогли доехать. А там с семинаристами познакомился, с некоторыми монахами подружился. И это уже как-то определило жизненный путь. После службы в армии пошел в Псково-Печерский монастырь послушником . Тайком от мамы, от всех прожил там год. После уехал в Ленинград и поступил там в семинарию. Своим родственникам сказал, что перевелся с 3его курса технического вуза на библиотечный факультет Института культуры. И так «дурил» голову, пока не прошел срок моего обучения. Поступил в академию. Где-то на втором курсе захотелось попробовать реальной церковной жизни, и вместе с одноклассником поехали в Карелию. Там служил псаломщиком, позже, после рукоположения в 1982м, дьяконом . И тут буквально чудо какое-то произошло: появилось свободное место дьякона в Минске, и именно в Александро-Невской церкви . Я написал прошение, и владыка Филарет взял меня в Минскую епархию. Два года служил дьяконом , а там и во иереи рукоположили .

http://azbyka.ru/way/episkop-artemij-kis...

поиск:   разделы   рассылка Архимандрит Тихон (Шевкунов) Великий Наместник Источник:  Православие.ру 12 марта 1975 года отошел ко Господу архимандрит Алипий (Воронов), наместник Псково-Печерского монастыря, трудами и мужеством которого обитель была не только спасена от закрытия, но и украсилась цветом старчества, не говоря уже о замечательном внешнем благолепии. Ниже мы публикуем рассказ архимандрита Тихона (Шевкунова) из книги " Несвятые святые " , посвященный этому великому человеку. Архимандрит Алипий (Воронов) Архимандрит Алипий (Воронов) Говоря о себе, Великий Наместник Псково-Печерского монастыря отец Алипий во всеуслышание провозглашал: " Я – советский архимандрит " . И охотно подтверждал это высказывание и словом и делом. В начале шестидесятых годов в монастырь – с заданием отыскать повод для закрытия обители – прибыли члены областной комиссии. Расхаживая по монастырю, они увидели паломников, обрабатывающих грядки и цветники, и тут же приступили к отцу Алипию: – А на каком основании эти люди здесь работают? Советский архимандрит отвечал им: – Это народ-хозяин трудится на своей земле! Вопросов больше не последовало. В другой раз из Пскова с теми же целями была прислана еще одна – теперь уже финансовая – комиссия народного контроля. Наместник осведомился, кем уполномочены прибывшие лица. – Мы представляем финансовый орган, который... Отец Алипий перебил их. – У меня только один начальник – епископ Псковский Иоанн. Поезжайте к нему за разрешением. Без этого я вас к финансовым документам не допущу. Проверяющие удалились, а через несколько часов Псковский архиерей позвонил отцу Алипию и смущенно попросил допустить контролеров для проверки. – Звонок к делу не пришьешь, Владыко. Пришлите мне телеграмму, – ответил отец Алипий. Вскоре поступила и телеграмма. Когда народные контролеры вновь предстали перед отцом наместником, тот, держа телеграмму в руках, спросил: – Скажите, а вы коммунисты? – Да, в основном коммунисты... – И получили благословение у епископа? У Псковского Владыки? Н-да... Пошлю-ка я сейчас эту телеграмму в обком партии...

http://religare.ru/2_100197.html

диакон Георгий Малков Введение Эта книга посвящена истории жизни и исповеднического подвига одного из наиболее богомудрых и смиренных старцев XX века – валаамского и псково-печерского иеросхимонаха Михаила (Питкевича; 1877–1962). Старец Михаил провел почти всю свою монашескую жизнь в стенах Валаамской обители – сначала на островном Старом Валааме, а затем и в Новом (в лесах Северной Финляндии). Оказавшись за рубежом, он по милости Божией смог все-таки в конце концов осуществить то, чего так жаждала душа его на протяжении четырех десятилетий (в период, когда Валаамская обитель в результате большевистского переворота 1917 года была отторгнута от России и Матери – Русской Церкви), – вернулся в 1957 году на Родину и, прожив еще четыре года в Свято-Успенском Псково- Печерском монастыре (который называл раем духовным), упокоился от праведных трудов своих в древней земле Святой Руси – в «Богом зданных» монастырских пещерах. Печерская обитель осталась благодарна ему за доброе научение ее послушников и монахов той поры духовным основам истинного монашества, за поддержание в ней иноческой традиции постоянного творения Иисусовой молитвы, за искреннюю любовь к братии и за мудрый, опытный его подвиг старчества, так много способствовавший делу спасения всех приходивших к нему иноков и мирян. Изначально будучи на иноческом своем пути склонным к отшельничеству и к исихастскому внутреннему безмолвию, старец Михаил со временем стал фактически затворником, наподобие святителя Феофана, Затворника Вышенского (оба одинаково осуществляли свой затворнический подвиг в условиях монастырей с общежительным иноческим уставом, что, естественно, значительно усложняло их задачу). Более тридцати лет, до самой кончины, старец жил или в отдаленных валаамских скитах, или в одиночной келье, где каждый день (!) служил Божественную Литургию, старясь никуда не выходить и даже не посещая общей трапезы (ел он вообще очень мало; если же ему приносили еду, как это бывало в Ново- Валаамской обители, когда он был уже весьма преклонного возраста, то обычно ее оставляли в коридоре под дверью его кельи).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010