RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_49338.html 11 января 2008 Евгений Никифоров " Творческой интеллигенции интересно снимать православное кино... " Беседа с Евгением Никифоровым, президентом фестиваля православного кино " Радонеж " Источник:  http://www.rusk.ru Православие ру Беседа с Евгением Никифоровым, президентом фестиваля православного кино " Радонеж " В ноябре 2007 года в Ярославле прошел очередной фестиваль православных кино-, теле – и радиопрограмм " Радонеж " . А недавно в Москве победителям и лауреатам фестиваля были вручены награды. Анимационная лента " оскароносца " Александра Петрова " Моя любовь " (по роману Ивана Шмелева) признана " лучшим христианским фильмом года " и отмечена Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II: Александр Петров получил орден преподобного Сергия Радонежского III степени. Гран-при фестиваля завоевала телеверсия документального фильма архимандрита Тихона (Шевкунова) " Псково-Печерская обитель " . И автор фильма, и автор телеверсии были награждены серебряными медалями преподобного Сергия Радонежского. Призерами фестиваля также стали фильмы " Святой Георгий " Ираклия Квирикадзе, " Советский монах. Алипий-воин " Ю. Зубкова – о настоятеле Псково-Печерского монастыря, " Ноев ковчег " И. Калядина, " Космос и хаос Алексея Лосева " И. Васильевой и другие. Жюри особо отметило ленту " Старица: любим-город " А. Малечкина и С. Линникова – " за распространение Слова Божьего " . Среди призеров, участников, жюри и гостей церемонии были протоиерей Димитрий Смирнов, представители Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, телеканалов РТР, " Культура " , " ТВ-центр " , " Спас " ; проректор ВГИКа Алла Золотухина и другие. После церемонии награждения нам удалось побеседовать с председателем духовно-просветительского общества " Радонеж " и президентом фестиваля Евгением Никифоровым. – Евгений Константинович, поделитесь вашими впечатлениями от фестиваля теперь, когда он завершился...

http://religare.ru/2_49338_1_21.html

Вчера выставку открыли Святейший Патриарх Кирилл и Президент РФ Владимир Путин. Фото священника Игоря Палкина 5 ноября 2018 г. 22:18 «Православная Русь» меняет облик ЭКСПОЗИЦИЯ XVII ЦЕРКОВНО-ОБЩЕСТВЕННОЙ ВЫСТАВКИ-ФОРУМА ДЕМОНСТРИРУЕТ ШЕДЕВРЫ ИЗ ПОЛУСОТНИ РЕГИОНАЛЬНЫХ РОССИЙСКИХ МУЗЕЕВ После нескольких сезонов проекта «Россия - моя история», увенчавшихся открытием одноименного исторического парка на ВДНХ и его аналогов в 19 субъектах РФ, выставка-форум «Православная Русь» в очередной раз кардинально обновила имидж. Творческий коллектив организаторов при общей координации Патриаршего совета по культуре замахнулся на беспрецедентный проект: под крышей Центрального выставочного зала «Манеж» собрана 281 живописная работа из 50 провинциальных музеев России, многие из которых прежде не только ни разу не были в столице - вообще не покидали родные стены. Несмотря на перезагрузку формата, выставка-форум продолжает придерживаться установившихся за годы ее творческой «биографии» добрых традиций. Помимо обширной деловой и образовательной программы из шести десятков мероприятий (полностью с ней можно познакомиться на веб-сайте выставки ), это принесение одной из чудотворных икон Божией Матери для молитвенного поклонения верующих. На этот раз место на специальном аналое в аванзале занял образ «Умиление» из Успенского Псково-Печерского монастыря , по преданию написанный в 1521 году иеромонахом Арсением с Владимирской иконы Божией Матери. В Псково-Печерскую обитель его в XVI веке принесли местные купцы, после чего образ прославился как защитник северо-западных российских рубежей (во время Ливонской войны войска Стефана Батория пять месяцев осаждали псковскую крепость и 30 раз тщетно пытались взять ее штурмом, а в 1812 году ввиду угрозы взятия города Наполеоном 7 октября с иконой был совершен крестный ход, после чего враг отошел, а русская армия освободила Полоцк). Еще одна ставшая традиционной компонента «Православной Руси» - организованное московским правительством групповое посещение Манежа столичными школьниками. На этот раз к школьникам присоединились группы ветеранов и пенсионеров. Само экспозиционное пространство Манежа специально к выставке, озаглавленной организаторами «Сокровища музеев России», пришлось немного видоизменить. Здесь установлены современнейшие системы климат-контроля, разработанные для музеев с художественными коллекциями живописи. Многие картины, кстати, пришлось реставрировать прямо в Манеже, а некоторые, требующие более длительных и серьезных восстановительных процедур, попадут в руки специалистов профильных институтов Министерства культуры уже после окончания выставки.

http://e-vestnik.ru/reports/pravoslavnay...

Наместник Архимандрит Пимен (Извеков) и предсказание старца Симеона Наместник Архимандрит Пимен и старец иеросхимонах Симеон (Желнин) С 1949 по 1954 год Наместником Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря был архимандрит Пимен (Извеков) — достойнейший преемник Епископа Владимира, которому досталось в трудный удел восстанавливать монастырь, значительно пострадавший от фашистских бомбардировок. За три года, при новом наместнике, обитель ещё больше благоустроилась. Авторитет его среди братии был очень высок. Служения архимандрита Пимена отличались исключительной торжественностью, строгостью и многолюдством. В это время в Псково-Печерской обители подвизался и старец Симеон (Желнин). Прекрасно описывает свои впечатления от встречи со старцем церковный писатель Р. Днепров: “Да, время потеряло здесь свою власть. Вот он, слегка согбенный, сухой, вышел из выдолбленной в скале пещерки, своей кельи, прищуренными с темноты глазами окинул пустынный, залитый вечерним светом монастырский двор, с поклоном широко перекрестился перед вратами храма и медленной походкой направился к скамеечке перед широкой железной дугой на цепях, большой клумбой под нею с пышными разноцветными астрами, гладиолусами и бархатно-темными анютиными глазками. На нём черный куколь и мантия с белыми позументами, крестом и адамовой головой. А лицо схимника — лицо необыкновенной мягкости, легкой усталости и доброты — ничем не похоже на лицо аскета в западном понимании этого слова. Длиннопалая старческая рука, мозолистая и вместе с тем мягкая, как бы ищет человеческую голову — утешить, приободрить, приласкать. Иеросхимонаху Симеону восемьдесят четыре года. Он, по словам его, из “низовых” людей, как, впрочем, и преимущественное большинство иноков,— в миру был столяром-краснодеревцем. Еще и сейчас в маленьких сенцах перед его кельей стоит верстак и полка под ним полна резцов, долот, стамесок, лекал и точных маленьких фуганков, и в часы, свободные от молитвы, он всегда что-то выпиливает, выдалбливает, вырезывает, подгоняет, сколачивает, склеивает, а тридцать шесть тяжелых каменных, украшенных орнаментом тумб, держащих цепи, которыми опоясаны монастырские колодцы и цветники,— тоже труд его прилежных и неутомимых рук.

http://pravoslavie.ru/35069.html

«Остановить алкогольную угрозу!» Выступление архимандрита Тихона (Шевкунова) на конференции «Молодежь XXI века – будущее великой России» Источник: «Благовест», Самара С таким призывом обратился к участникам научно-практической студенческой конференции в Самаре «Молодежь XXI века – будущее великой России» наместник московского Сретенского монастыря Архимандрит Тихон (Шевкунов). 30 мая в Самаре прошла областная научно-практическая студенческая конференция «Молодежь XXI века – будущее великой России», организованная совместно Самарской Епархией, межвузовской кафедрой теологии и истории религий, Самарским государственным университетом. Об этой конференции, основной темой которой стала проблема защиты молодежи от алкогольной угрозы, мы расскажем подробнее в одном из ближайших выпусков. наместник московского Сретенского монастыря Архимандрит Тихон (Шевкунов). Отец Тихон – выпускник ВГИКа, стал послушником Псково-Печерского монастыря, с 1996 года он – наместник Сретенского монастыря, а затем и ректор Сретенской семинарии Опыт работы в Издательском отделе Московской Патриархии пригодился ему, когда в Сретенском монастыре было создано крупное Православное издательство. В марте 2001 года отец Тихон возглавил еще и сельскохозяйственный производственный кооператив «Воскресение» в Михайловском районе Рязанской области – и поднял «дышавшее на ладан» хозяйство. Не зарыт в землю и талант сценариста. Фильм «Псково-Печерская обитель» получил гран-при на XII Международном фестивале Православного кино и телепрограмм «Радонеж». Большой общественный резонанс – от озлобленной ярости до восторженной похвалы, – вызвал его фильм «Гибель империи. Византийский урок». И на конференцию в Самару Архимандрит Тихон привез свою новую работу – фильм «Чижик-пыжик, где ты был?». Представляя эту публицистическую кинокартину, он сказал: Гостем и активным участником конференции был сопредседатель Церковно-общественного совета по защите от алкогольной угрозы, – Есть одна проблема, без разрешения которой никакого будущего у России не будет. Это проблема алкогольной сверхсмертности в России. И почти каждый из нас, особенно мужчины, принимает в создании этой проблемы свое участие. Давайте посмотрим этот фильм, задумаемся о конкретных фактах и, может быть, вместе поразмышляем над тем, разрешима ли эта проблема у нас сегодня.

http://pravoslavie.ru/37506.html

поиск:   разделы   рассылка Евгений Никифоров " Творческой интеллигенции интересно снимать православное кино... " Беседа с Евгением Никифоровым, президентом фестиваля православного кино " Радонеж " Источник:  Православие ру Беседа с Евгением Никифоровым, президентом фестиваля православного кино " Радонеж " В ноябре 2007 года в Ярославле прошел очередной фестиваль православных кино-, теле – и радиопрограмм " Радонеж " . А недавно в Москве победителям и лауреатам фестиваля были вручены награды. Анимационная лента " оскароносца " Александра Петрова " Моя любовь " (по роману Ивана Шмелева) признана " лучшим христианским фильмом года " и отмечена Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II: Александр Петров получил орден преподобного Сергия Радонежского III степени. Гран-при фестиваля завоевала телеверсия документального фильма архимандрита Тихона (Шевкунова) " Псково-Печерская обитель " . И автор фильма, и автор телеверсии были награждены серебряными медалями преподобного Сергия Радонежского. Призерами фестиваля также стали фильмы " Святой Георгий " Ираклия Квирикадзе, " Советский монах. Алипий-воин " Ю. Зубкова – о настоятеле Псково-Печерского монастыря, " Ноев ковчег " И. Калядина, " Космос и хаос Алексея Лосева " И. Васильевой и другие. Жюри особо отметило ленту " Старица: любим-город " А. Малечкина и С. Линникова – " за распространение Слова Божьего " . Среди призеров, участников, жюри и гостей церемонии были протоиерей Димитрий Смирнов, представители Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, телеканалов РТР, " Культура " , " ТВ-центр " , " Спас " ; проректор ВГИКа Алла Золотухина и другие. После церемонии награждения нам удалось побеседовать с председателем духовно-просветительского общества " Радонеж " и президентом фестиваля Евгением Никифоровым. – Евгений Константинович, поделитесь вашими впечатлениями от фестиваля теперь, когда он завершился... – Всегда опасаешься, полезно ли то, что ты предлагаешь аудитории, нужно ли. Фестиваль в очередной раз показал, что то, что мы делаем, востребовано и актуально как для нас, так и для зрителей. Тот факт, что в фестивале " Радонеж " приняло участие 170 компаний, говорит сам за себя: это невероятно большая цифра. Подобный фестиваль невозможно провести больше нигде в мире – ни в Америке, ни в Китае, ни в Европе, потому что там нет такого количества достойных фильмов и передач на духовные темы. Я имею в виду духовность не в смысле мистического триллера, который можно выдумать, я говорю о фильмах – свидетельствах о вере, фильмах – религиозных документах. Такое есть только в России.

http://religare.ru/2_49338.html

Псково-Печерский старец Симеон (Желнин) (1869–1960) Поступив в Псково-Печерскую обитель в 1896 году, отец Симеон в 1927 году удостоился схимнического пострига и был назначен духовником монастырской братии и паломников. Для братии монастыря и многочисленных паломников он становится старцем-утешителем. Тридцать три года старец принимал приходящих к нему, исповедовал, благословлял. Никто не уходил от старца Симеона неутешенным, неободренным – и так было до последних дней его земной жизни. Из духовных наставлений старца Симеона Батюшка говорил: «Наша братия дружная, смиренная, но правило читать ленятся, а читать-то всего нужно три канона: Иисусу Сладчайшему, Богородице и Ангелу-хранителю. Нужно их читать каждый день обязательно, кроме Пасхи. И время-то на них нужно всего один час. А у нас каноны читают очень немногие, ну хорошо, коли человек десять». «У нас, братия, есть будущие столбики, аскеты, юродивые и сильно юродивые. А есть такие, у которых сплошная любовь ко всем людям». «Вот пример смирения. Приходит ко мне один монах и говорит: «Батюшка, ко мне все время ходит одна женщина, предлагает помочь в чем. Я ей говорю: «Спаси Господи». А я его спрашиваю: «Давно ли она тебе предлагает свои услуги?» А он отвечает: «Да, наверное, года три». Я спрашиваю его: «А какая она, молодая или старая?» – «Простите, – говорит, батюшка, – я ее не видел в лицо!» Вот какое смирение у некоторых монахов у нас в обители». Еще говорил батюшка: «Вот в наше время, в XX веке, и у нас в обители есть тоже смиренные отцы, которые считают трудным для себя выйти из алтаря к людям с возгласом. Когда я выхожу с возгласом на народ, у меня вся рубашка мокрая, так тяжело мне выходить на народ». «Вот какой Господь Человеколюбец, – говорил батюшка, – мы пришли в монастырь смолоду, а вот есть такие, которые прожили с семьей долгое время, имеют детей, а Господь призвал их в монастырь, и некоторые из них сподобились ангельского сана». «Есть такая братия, которая несет свое послушание без ропота, со смирением и без гордости. Такая братия спасется».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/besedy...

сост. П.В. Пономарёв Иеросхимонах Михаил Будущий великий валаамский старец (в миру Михаил Иванович Питкевич) родился в Латгалии в 1877 году. Он рано лишился родителей. Детство его было трудным и исполненным многих скорбей. На Валаам он пришел в 1902 году, после чудесной встречи с загадочным старцем; в монашестве был наречен Тимоном, в честь святого апостола; самоотверженно прошел долгий путь монастырских послушаний, после чего нес почти затворнический подвиг в Гефсиманском скиту Валаама. Божественную литургию батюшка совершал ежедневно в течение нескольких десятков лет. В 1920-х годах, когда Православная Церковь Финляндии уклонилась в еретические нововведения, отец Тимон остался верным чистоте Православия и впоследствии возглавил валаамских исповедников. В 1939 году обитель была эвакуирована в Финляндию. Здесь, в Новом Валааме, подвижник принял великую схиму с именем Михаил. Он был редким молитвенником-исихастом, опытно созерцавшим сияние Божественных энергий. Став старцем, окормлял многочисленную паству, за что был постоянно гоним «новостильниками». Имея непрестанную молитву и редкий дар учительного старчества, в 1957 году, по приглашению Московского Патриархата, вместе с шестью валаамскими подвижниками переселился во Псково-Печерский монастырь. Так осуществилась передача драгоценного духовного опыта Старого Валаама в Россию. Преставился иеросхимонах Михаил 15 апреля 1962 года и был похоронен в пещерах Псково-Печерского монастыря. Известно много чудесных случаев помощи старца, в том числе и посмертной. Царствие Небесное Христово силой берется, усилием, постепенно, не вдруг – непрестанным вниманием, самоотвержением, терпением, хранением чувств, покаянием, самоукорением. (8; стр. 294) Пост – это воздержание, а не изнурение себя. Главное в посте – это сердце сокрушенное с искренним покаянием и смирением: Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит ( Пс. 50; 19 ). (5; стр. 131) Ты спрашиваешь об уставе, а знаешь ли, что устав родился от молитвы? И сам устав весь должен быть молитвой. А если не так – будете только букварями; хоть все правила (молитвенные) вычитывай, сколько их ни есть, и сколько ни хвались ими – они будут не на пользу душе, а даже на осуждение, если нет в них сердца сокрушенного и смиренного. А вот вам устав: заповеди блаженства знаете? Возьмите первую заповедь, начинайте ее исполнять, трудитесь над ней – вот вам и устав! Все добродетели и уставы – ничто без этой заповеди. Это у Лествичника читали ведь? А если и все службы выстаивать будете, а внутри не будете очищаться, то будете мнимо праведны, как фарисеи. И устав, и чтение сами должны быть молитвою. От молитвы родился устав и чин, и должен он быть внутренним, а не внешним. Готовиться надо к нему постепенно, со ступени на ступень восходить, а не сразу браться за высокое – труд и труд нужен повседневный. (9; стр. 225)

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/duhovn...

Тайны другого Валаама Сейчас Новый Валаам действует как финская православная обитель 19 декабря, 2014 Сейчас Новый Валаам действует как финская православная обитель Что может открыться православному паломнику в Финляндии Две обители Знаменитый Валаамский монастырь расположен на острове Валаам — это звучит как аксиома. Однако далеко не все знают, что на протяжении последнего столетия этот монастырь оказывался в разных государствах, оставаясь при этом на месте, а потом поменял и само место. Почти полвека его не было на острове, но он тем не менее существовал вместе со своими святынями. А теперь, после возрождения на прежнем месте Валаамского монастыря, есть ещё одна валаамская обитель — за пределами нашей страны. Это Ново-Валаамский Спасо-Преображенский мужской монастырь в поместье Папинниеми муниципалитета Хейнявеси на востоке Финляндии. Появился он здесь в 1940 году. К тому времени остров Валаам вместе с монастырём считался финской территорией, после того как в 1917 году Финляндия стала отдельным от России государством. А когда началась советско-финская война, Валаам оказался в прифронтовой зоне. Обитель подвергалась бомбардировкам. И в декабре 1939 года 205 монахов, послушников и трудников отправились на материк. Место указали Сергий и Герман Не все смогли пережить эвакуацию. По пути погибла десятая часть монахов. Остальные добрались до поместья Папинниеми. Здесь в одной из комнат монахи неожиданно обнаружили икону преподобных валаамских чудотворцев Сергия и Германа. Поместьем владели лютеране, и они не знали, откуда взялась эта икона. Это осталось загадкой, но определило выбор. Монахи усмотрели в этом событии чудесное указание самих валаамских святых и выкупили поместье под монастырь, который получил название Новый Валаам. Монахи сохранили эвакуированные 14 колоколов, 20 тыс. книг, церковную утварь, мебель, картины, а главное — чудотворные иконы. Только семь монахов вернулись позднее в Россию, в Псково-Печерский монастырь, где и почили. Остальные похоронены на кладбище рядом с монастырём. Старейшему было 111 лет. Последний русский монах умер здесь в 1981 году.

http://pravmir.ru/taynyi-drugogo-valaama...

Небесный град на Лубянке РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_100275.html 15 марта 2013 Михаил Тюренков Небесный град на Лубянке Источник:  http://portal-kultura.ru/ Газета " Культура " На уходящей неделе состоялось награждение лауреатов прошедшего в январе открытого конкурса предпроектной концепции нового храма московского Сретенского монастыря. Его возведение в память Новомучеников и Исповедников Российских запланировано к столетней годовщине Февральской революции 1917 года. Однако итоги творческого состязания вызвали неожиданно бурное обсуждение в блогосфере и социальных сетях, а также критику со стороны некоторых СМИ. – Никакой формальной необходимости в проведении этого конкурса у нас не было. Просто мы захотели не облегчить себе жизнь, а выбрать по-настоящему лучший проект. Хотя вполне могли бы просто заказать его своим знакомым авторам, – архимандрит Тихон ( Шевкунов), наместник Сретенского монастыря, ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре, искренне удивлен появившимся негативным откликам о результатах конкурса. Действительно, проигравшие бывают в любых состязаниях, но это совсем не повод устраивать информационную атаку на их организаторов. Особенно – публикуя вырванные из контекста и несогласованные комментарии, а также откровенно шельмуя победителей. Впрочем, обо всем по порядку. Московский Сретенский монастырь, известный еще с XIV века, получил свое второе рождение двадцать лет назад, когда решением священноначалия Русской православной церкви здесь было открыто подворье знаменитого Псково-Печерского монастыря, спустя три года преобразованное в ставропигиальную (то есть подчиняющуюся непосредственно патриарху) обитель со своим историческим названием. Возрожденный Сретенский монастырь практически сразу стал не только центром иноческой жизни в сердце Москвы, но и средоточием церковной жизни многих православных мирян. Со временем обитель значительно укрепилась и разрослась (насколько позволила ее более чем скромная площадь): здесь были открыты издательство и духовная семинария, а число прихожан увеличилось так, что по большим церковным праздникам Сретенский храм уже в буквальном смысле не вмещает всех верующих.

http://religare.ru/2_100275_1_21.html

поиск:   разделы   рассылка Михаил Тюренков Небесный град на Лубянке Источник:  Газета " Культура " На уходящей неделе состоялось награждение лауреатов прошедшего в январе открытого конкурса предпроектной концепции нового храма московского Сретенского монастыря. Его возведение в память Новомучеников и Исповедников Российских запланировано к столетней годовщине Февральской революции 1917 года. Однако итоги творческого состязания вызвали неожиданно бурное обсуждение в блогосфере и социальных сетях, а также критику со стороны некоторых СМИ. – Никакой формальной необходимости в проведении этого конкурса у нас не было. Просто мы захотели не облегчить себе жизнь, а выбрать по-настоящему лучший проект. Хотя вполне могли бы просто заказать его своим знакомым авторам, – архимандрит Тихон ( Шевкунов), наместник Сретенского монастыря, ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре, искренне удивлен появившимся негативным откликам о результатах конкурса. Действительно, проигравшие бывают в любых состязаниях, но это совсем не повод устраивать информационную атаку на их организаторов. Особенно – публикуя вырванные из контекста и несогласованные комментарии, а также откровенно шельмуя победителей. Впрочем, обо всем по порядку. Московский Сретенский монастырь, известный еще с XIV века, получил свое второе рождение двадцать лет назад, когда решением священноначалия Русской православной церкви здесь было открыто подворье знаменитого Псково-Печерского монастыря, спустя три года преобразованное в ставропигиальную (то есть подчиняющуюся непосредственно патриарху) обитель со своим историческим названием. Возрожденный Сретенский монастырь практически сразу стал не только центром иноческой жизни в сердце Москвы, но и средоточием церковной жизни многих православных мирян. Со временем обитель значительно укрепилась и разрослась (насколько позволила ее более чем скромная площадь): здесь были открыты издательство и духовная семинария, а число прихожан увеличилось так, что по большим церковным праздникам Сретенский храм уже в буквальном смысле не вмещает всех верующих.

http://religare.ru/2_100275.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010