С 1 по 4 марта в городе Печоры Псковской области прошли XVIII Корнилиевские образовательные чтения 9 марта 2006 г. 14:23 В Псковской области в Печорах с 1 по 4 марта прошли Православные чтения, приуроченные памяти Преподобномученика Корнилия (+1570 г.), память которого почитается Церковью 5 марта (20 февраля ст. ст.). Чтения проходили на тему «Современное образование и основы семейного воспитания». Святой Корнилий является первым игуменом мужского Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. Он сподобился мученического венца, а в жизни своей совершил многочисленные подвиги. Тропарь Преподобномученику гласит, что святой Корнилий «подвигом добрым подвизася, чудную Богоматерь славя, иноверныя просвещая, иноков и премногия люди спасая, обитель же свою дивно украшая и ограждая». Псково-Печерский монастырь, где подвизался Преподобномученик, традиционно является не только военным форпостом, но и духовным просветительским центром Северо-Запада России, сегодня монастырь продолжает древние традиции просветительской деятельности его основателей. Корнилиевские чтения уже в восьмой раз проводятся по инициативе монастыря. Чтения начались 2 марта с молебна Преподобномученику в храме Архистратига Михаила. А завершились в день, когда Церковь чтит его память торжественным богослужением и крестным ходом с мощами святого Корнилия. Чтения проводятся по благословению архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия катехизаторами  монастыря, а также Псковской, Печорской администрацией, Государственным управлением образования и науки Псковской области, педагогами гимназии города Печоры. Участники Корнилиевских чтений, прибывшие из Москвы, Петербурга, Новгорода, Островского, Великолукского, Пыталовского районов Псковской области, увидели итог кропотливой и сложной совместной работы педагогов, духовенства и властей. Нужно отметить, что чтения достаточно активно освещались областными СМИ. Евангельская тема о необходимости единства и невозможности устоять царству, расколовшемуся в себе, лейтмотивом звучала на чтениях. Говорилось о необходимости единства представителей государственной власти и Церкви, школы и Церкви. История существования Псково-Печерской обители является свидетельством такого союза в истории Российского государства.

http://patriarchia.ru/db/text/87661.html

Руська Православна Церква сайт Московського новини Кирил прийняв митрополита Зарайського Костянтина Кирила з РФ К.А. Чуйченко Кирил виставку сучасного церковного мистецтва та при князя Володимира в Кирил звершив освячення Володимирського храму в та очолив (Тихонова) на Колпашевського Стрежевського Кирил з головою Ради конгресу В.П. Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30             1 лютого 2024 р. 12:15 в В. Р. Легойда про — до Кирила [Стаття] Статтю голови Синодального Церкви з В.Р. Легойди, присвячену Московського Кирила, 1 лютого на газети «Комерсант». (рос.) 23 жовтня 2023 р. 17:10 Майте добру пам " ять [Стаття] Стаття, у вересневому «Журналу присвячена обрання на 1943 року. (рос.) 5 вересня 2023 р. 09:20 Митрополит Никодим глазами младших поколений [Стаття] В девятом номере журнала Санкт-Петербургской митрополии «Вода живая» за 2023 год, посвященном 45-летию со дня кончины митрополита Никодима (Ротова), опубликована статья настоятеля Феодоровского собора г. Санкт-Петербурга протоиерея Александра Сорокина. 2 вересня 2023 р. 10:20 Божие благословение людям. Псково-Печерская обитель и традиции старчества [Стаття] Псково-Печерский Успенский монастырь, древний удел Пресвятой Богородицы на северо-западе Руси, имеет важное значение для истории Русской Православной Церкви и русского монашества. Среди иноков выдающиеся церковные деятели, в том числе два Патриарха — Иоаким и Пимен — и восемь епископов. Печерская обитель, отмечающая 550-летие в 2023 году, за многовековую историю прославилась своими старцами. 23 червня 2022 р. 17:55 Родом угреня. преподобного Новоторзького: новий погляд [Стаття] У статтю, присвячену преподобному Новоторзькому, якого в (рос.) 6 червня 2022 р. 15:28 Сосуд благодати полный и преизливающийся. К 600-летию обретения мощей преподобного Сергия Радонежского [Стаття] За шесть веков у мощей преподобного Сергия Радонежского сложилась своя история, о которой «Журналу Московской Патриархии» рассказал насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры, и.о.

http://patriarchia.ru/ua/db/items/1264/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Деятельность царя Иоанна IV по восстановлению края. Епископ Юьевский и Вельядский Корнилий Иван IV предпринимал энергичные меры не только по восстановлению торговли и хозяйства Прибалтийского края, но и по утверждению православной веры среди местного населения. Склонность эстонцев к принятию православия и роль, которую играла в крае Псково-Печерская обитель, как нельзя более благоприятствовали его целям. В городах строились церкви, начиналось богослужение, и это было тем более необходимо, что здесь разместились русские гарнизоны. Некоторым храмам царь жаловал значительные земельные угодья. Печерский монастырь получил почти всю волость до Ливонского Новогородка (Нейгаузена) . В середине XVI в. игумен псковского Печерского монастыря Корнилий уже крестил чудь Нейгаузена и учредил там Рождественскую и Троицкую церкви с полными причтами . Данных о том, где и сколько было построено еще церквей, почти не сохранилось, но известно, что в 1581 г. шведский король предписывал своим военачальникам щадить в завоеванных городах и землях в Ливонии русские церкви и монастыри, которых особенно много было в окрестностях Дерпта . Стараясь придать делу православия еще более успешный характер, Иван IV учредил кафедру Юрьевского епископа в центре страны (1570 г.) и поставил Корнилия первым православным епископом. «Приехал в Новгород владыка с Москвы Корнилий новый с города Юрьева Ливонского». Эти сведения сохранились как в Новгородской летописи , так и в записках легата папы Григория XIII иезуита Антония Поссевина . Неизвестно, сколько лет пребывал на кафедре епископ Корнилий. В синодике Псково-Печерского монастыря указан день его преставления, 5 февраля, с титулом священноепископа Юрьевского и Вельядского (Феллинского). Преемником его считают епископа Савву , который в декабре 1578 г. присутствовал на Московском Соборе .

http://sedmitza.ru/lib/text/430142/

Варнья (Varnja). Церковь Сретения Господня. Issanda Templisse Viimise kirik Деревянная церковь. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Сретения Господня Год постройки:2015. Адрес: Эстония, уезд Тартумаа, волость Пейпсияяре, посёлок Варнья Координаты: 58.501643, 27.236463 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Варнья — старинное русское поселение в Эстонии. Православная община этой деревни очень нуждалась в новом храме. 14 июня 2015 года здесь состоялось знаменательное событие — епископ Нарвский и Причудский Лазарь освятил строительство храма Сретения Господня. Правящий архиерей отслужил молебен, после чего освятил крест и закладной камень. Обращаясь со словом напутствия к духовенству и мирянам, архипастырь выразил надежду, что новый храм поможет возрождению православной духовной жизни в этой деревне. По благословению Преосвященного владыки Лазаря помощь в возведении этого храма оказывала Псково-Печерская обитель. По благословению Высокопреосвященного митрополита Псковского и Великолукского Евсевия, монастырь пожертвовал на строительство небольшой деревянной церкви в деревне Варнья сруб, а также купола с крестами. Земельный участок под строительство выкупила Нарвская епархия. Со временем здесь предполагается также построить колокольню. 25 июля 2015 года по благословению епископа Лазаря были освящены новые кресты и подняты вместе с куполами на строящийся деревянный храм. 22 ноября 2015 года в деревне Варнья, расположенной в Тартуском уезде Эстонии на берегу Чудского озера, состоялось историческое и радостное событие: Преосвященный епископ Нарвский и Причудский Лазарь совершил чин Великого освящения храма в честь Сретения Господня и первую Божественную литургию в новопостроенной церкви. Правящему архиерею сослужили наместник Псково-Печерского Успенского мужского монастыря архимандрит Тихон (Секретарев), благочинный Нарвской епархии настоятель храма Нарвской иконы Божией Матери протоиерей Виталий Гаврилов, благочинный Причудья настоятель храма святителя Николая в городе Муствеэ иеромонах Илия (Сорокатый), настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в причудской деревне Нина иерей Вячеслав Дмитриев и клирик этого храма диакон Петр Михайлов, клирик кафедрального Нарвского Воскресенского собора старший диакон Алексий Смирнов. За богослужением молились жители причудских деревень, а также паломники из городов Муствеэ и Тарту. Празднование началось крестным ходом к новому храму от небольшого деревянного здания, в котором как во временном помещении располагался с 2013 года Сретенский храм. Торжественное шествие с иконами и другими святынями, сопровождаемое молитвенным пением, прошло более чем километровый путь по всей деревне.

http://sobory.ru/article/?object=40321

ЦВ 15-16 (436-437) август 2010 /  28 августа 2010 г. Святейший патриарх Кирилл посетил Псковскую епархию 18–19 августа состоялся визит Предстоятеля Русской Православной Церкви в Псковскую епархию. В ходе поездки Святейший Патриарх Кирилл посетил Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, освятил храм в честь Трех святителей в педагогическом университете, а также принял участие в торжественной передаче иконы XIV века «Спас Вседержитель» («Елеазаровский») из собрания Псковского музея-заповедника Русской Православной Церкви. По прибытии в Псков Святейший Патриарх Кирилл направился в Псковский государственный педагогический университет, где совершил чин малого освящения храма в честь Трех святителей, воссозданного на месте домового храма бывшей Псковской духовной семинарии. В этом храме в декабре 1891 года принял постриг преподаватель духовной школы В.И. Белавин — будущий Святейший Патриарх Тихон. Днем на площади перед памятником святой равноапостольной Ольге Святейший Патриарх Кирилл обратился с Первосвятительским словом к нескольким тысячам горожан, пришедших на встречу с Предстоятелем. «Сегодня немыслимо движение нашего Отечества вперед без обновления нашей веры, нашего национального самосознания, без обновления общей духовной системы ценностей и общей ответственности народа за свою страну, за своих детей, за будущее», — сказал, в частности, Святейший Патриарх. «Мы никогда не сможем отказаться от нашей истории, от того великого наследия, которое так ярко представлено в том числе и на Псковской земле», — отметил Патриарх Кирилл, напомнив, что святая княгиня Ольга, уроженка Псковской земли, в равной степени почитается и в России, и на Украине, и в Белоруссии. По словам Предстоятеля, святая Ольга «была дочерью Святой Руси». Вечером, в канун праздника Преображения Господня, Святейший Патриарх Кирилл возглавил всенощное бдение на площади у Михайловского собора Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. Во время службы начался сильный дождь. Несмотря на резкое похолодание и ливень, шум которого заглушал пение монастырского хора, тысячи людей, пришедшие в обитель помолиться с Предстоятелем, не покинули площадь до конца богослужения и дождались Первосвятительского слова.

http://e-vestnik.ru/reports/svyatejshij_...

Преподобный Кирилл Новоезерский Преподобный Кирилл Новоезерский родился в благочестивой семье. Господь уже во чреве матери отметил его избранничество. Однажды, когда мать Кирилла, носившая сына под сердцем, молилась в храме за Божественной литургией, младенец трижды - при чтении Евангелия, при пении Херувимской и в момент пресуществления Святых Даров - возгласил во чреве ее. С детства полюбил преподобный уединение и молитву, мечтал об иноческой жизни. Пятнадцатилетний Кирилл тайно ушел из дома, чтобы поступить в Псково-Печерскую обитель. Пути в монастырь он не знал, из дому не взял ничего на дорогу и шел, возлагая все упование на Господа и на Пречистую Его Матерь. Верстах в 20 от города отрок встретил благолепного старца-монаха, который проводил его до обители и на прощание благословил со словами: " Бог да благословит тебя, чадо, и сподобит Ангельского образа, и да будешь сосудом избранным Божественного Духа " . Сказав это, старец сделался невидим. Отрок понял, что это был посланец Божий, и возблагодарил Господа. Настоятель монастыря - преподобный Корнилий (память 20 февраля) прозорливым оком увидел явленную на отроке благодать. Он много наставлял его и облек в иноческий образ с именем Кирилл. Пятнадцатилетний инок удивлял братию своими подвигами: постом и молитвой изнурял плоть, ревностно исполнял послушания, день и ночь готов был учиться Слову Божию; уже тогда помышлял окончить дни свои в пустыне, в уединении. Однажды к родителям отрока, которые оплакивали его как умершего, пришел старец из монастыря преподобного Корнилия и рассказал им о сыне и его жизни в обители. Радостная весть еще более утвердила мать Кирилла в любви Божией. Уговорив мужа отнести в обитель часть ее имения, она оставила мир, приняла иноческий образ с именем Елена и вскоре тихо скончалась. Отец преподобного пришел в обитель, и игумен Корнилий повелел Кириллу увидеться с ним. Смутился инок, но, не смея ослушаться настоятеля, пал к ногам родителя, моля о прощении за то, что тайно ушел из дома. Отец с любовью простил Кирилла и навсегда остался в обители. Преподобный Корнилий нарек ему в иночестве имя Варсонофий и отдал на обучение сыну. Через три года он мирно преставился. Сын его с еще большим усердием продолжал работать Господу, отсекая во всем свою волю в совершенном послушании не только игумену, но и братии. Он жаждал обойти всю Русскую землю, чтобы поклониться ее святыням и избрать себе пустыню для жизни в безмолвии. Получив благословение преподобного Корнилия, преподобный Кирилл оставил обитель, в которой окреп духовно, и ушел в поморские страны, скитаясь по лесам и пустыням, питаясь древесной корой и лесными ягодами. В трудном подвиге странничества провел он около двадцати лет, обошел пределы Московские, Новгородские, Псковские, но никогда не заходил в дома и не брал милостыни. Днем странствовал, а ночь проводил в молитве в притворах храмов, не пропуская церковных служб.

http://patriarchia.ru/db/text/909069.htm...

ЗАВЕТ.RU - ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ Жировичская обитель для Беларуси – Троице-Сергиева лавра для России 09.04.2012 г. Беларусь – это некая частичка русской Православной церкви, экзархат Московского патриархата. В годы советской власти правительство СССР стремилось сделать Белоруссию самой атеистической республикой, разрушая храмы, оскверняя святыни, притесняя верующих. И только чуду Божию можно приписать то, что не уничтожили в то время и Жировичский монастырь. Сейчас – это одно из главных мест поклонения паломников, притекающих сюда из разных уголков, припадающих к живительному источнику спасения – чудотворной иконе Матери Божией. Всех страждущих принимает она и покрывает своим святым омофором, подает исцеления и утешение. Находится обитель в 10 км. от г.Слонима Гродненской области, откуда регулярно ходит рейсовый автобус. Поверьте, поездку в Жировичи не забудет ни один паломник или даже просто турист. Попадая на территорию монастыря, вдруг появляется ощущение отсутствия времени. Здесь нет обычной вседневной суеты, тишина и покой подымают, словно на крыльях и отрывают от земли. Несмотря на то, что монастырские службы гораздо длиннее тех, которые проходят в обычных приходских храмах, здесь их выстаиваешь на одном дыхании. Прекрасное пение мужского монастырского хора никогда не выбивает из молитвенного состояния и сосредоточенности. А в день празднования иконы Жировичской Богоматери 20 мая собирается паломников не меньше, чем в Псково-Печерском монастыре в день Успения. И все эти люди соборно и единомысленно (!) чествуют Божию Матерь и ее образ, явленный в конце XV в. (называют 1470 г.) простым пастухам в ветвях дикой груши, росшей над небольшим родничком. От каменного образа на дереве исходило сияние, которое и привлекло простых людей, шедших через лес, бывшем на том месте. Они сняли образ с дерева и отнесли своему боярину, тот просто положил его в ларец. Вечером же образка там не оказалось. На следующий день икона снова сияла в ветвях груши. Боярин, когда ему доложили о том, самолично посетил то место, поклонился Богородице и дал обет построить здесь храм, что и исполнил вскорости. Уже в 1493 г. здесь образовался монастырь. А в 1520 г. к прискорбию насельников монастыря и всех жителей монастырь сгорел дотла, икона пропала. Но уже через небольшое время в утешение верующим ученики церковно-приходской (недаром Христос говорил «Будьте как дети») вновь обрели икону. По их словам, ее держала в руке «прекрасная сияющая Дева», сидящая на камне. На том месте остались отпечатки ладони и пальцев.

http://zavet.ru/obs/mx/mest/015zhirovich...

Будучи послушником и в монашестве, ревностно относился к молитве и богослужению, любя храм Божий и обитель деятельной любовью 13 декабря. ПРАВМИР. Преставился один из старейших насельников Святогорской Лавры монах Трифон (Дахневич). Отец Трифон скончался 12 декабря на 80-м году жизни после тяжёлой продолжительной болезни, сообщается на сайте обители. Прощание с ним прошло в Успенском соборе Свято-Успенской Святогорской лавры в присутствии паломников и монастырской братии. «Будучи послушником и в монашестве, ревностно относился к молитве и богослужению, любя храм Божий и обитель деятельной любовью. Великий труженик и простец, в любое время дня и ночи готов был по зову старшей братии беспрекословно выйти на послушание. Всегда ревностно и усердно исполнял то, что ему поручали, и был примером для остальной братии, особенно для младшей, в том, как нужно относиться к своему послушанию», – пишет о почившем братия лавры. Монах Трифон (в миру Виктор Петрович Дахневич) родился 14 ноября 1939 года в городе Темрюк Краснодарского края в семье рабочего. Будущий монах служил в армии и закончил Донецкий техникум промышленной автоматики. После этого работал механиком на заводе Рембыттехники, а также в Институте технико-экономических разработок по обслуживанию холодильной техники и в шахтоуправление шахты им. А. Ф. Засядько. Был женат, имел дочь и сына. Со своей сестрою Ларисой (в настоящее время схимонахиней Феодосией) они  были духовными чадами схиигумена Саввы Псково-Печерского. В марте 2001 года он был зачислен в число братии Свято-Успенского Святогорского монастыря. 5 января 2008 г. в Успенском соборе послушник Виктор (Дахневич) был пострижен в иночество с наречением имени Никита (в честь святителя Никиты, затворника Печерского, епископа Новгородского). 14 апреля 2009 г., в Великий Вторник Страстной седмицы, в Покровском храме Святогорской обители инок Никита был пострижен в мантию с наречением имени Трифон в честь преподобноисповедника Трифона, архимандрита Святогорского. Оба пострига совершил епископ Святогорский Арсений, наместник Свято-Успенской Святогорской Лавры.

http://pravmir.ru/skonchalsya-odin-iz-st...

Псков 468. Святая и благоверная княгиня Евпраксия Псковская В мире Евфросиния, дочь Полоцкого князя Рогволода Борисовича и тетка св. князя Довмонта, была в супружестве за князем Ярославом, сыном князя Владимира Мстиславича, княжившим во Пскове. Отвергнутая злым супругом, который то воевал против Немцев, то дружился с ними, наконец ушел к рыцарям и там женился на немке, она построила во Пскове обитель, где постриглась и была первою настоятельницей. Приглашенная для свидания с мужем в Ливонский городок Одемпе (Медвежья Голова), она была умерщвлена там 8 мая 1243 г. пасынком (вероятно сыном Ярослава от немки). Мощи ее принесены в Псков и здесь погребены, а чрез несколько дней совершилось чудо, о котором в летописи записано так: «того же месяца 18 (мая 1243 г.) на память святаго мученика Александра явися знаменье в Пльскове у святаго Иоанна в монастыри, от иконы святаго Спаса, над гробом княгинином Ярославлеи Володимировича, юже уби свой пасынок в медвежи голове, иде миро от иконы по 12 дней; найде 4 вощаницы, яко с стькляницею, и привезоша в Новгород две на благословение, а в Пскове оставиша две собе». Эта чудотворная икона и теперь на прежнем месте над гробницею блаж. Евпраксии; по сторонам Спасителя изображены также древним письмом на двух приделанных досках две молящиеся княгини – Евпраксия и Марфа. Евпраксия изображена и на другой весьма древней иконе в молитвенном положении пред Иоанном Предтечею и ап. Андреем Первозванным. У гробницы стоит настоятельский черного дерева жезл благоверной княгини и древний медный подсвечник с описанием чуда, пожертвованный старицей Неонилой. Иа же надпись о чуде повторена на древнем камне, вделанном в стену церкви. В ногах княгини Евпраксии погребена келейница ее, монахиня Сандулия (Челыш.). 469. Преподобный Дорофей прозорливый Псковский Во время осады Пскова Польским королем Стефаном Баторием, живший в Покровском монастыре старец Дорофей, лишенный зрения, удостоился духовного прозрения: он видел Пресвятую Богородицу, идущую по воздуху с преподобным Антонием Киево-Печерским и преподобным Корнилием Псково-Печерским, чрез Великую реку от Спасо-Мирожского монастыря в Псков и взошедшую в Покровский храм. Когда Царица небесная вышла из церкви на угловую Покровскую башню, на самое место битвы и будущего приступа, там предстали пред нею равноапостольный князь Владимир, князья-заступники Пскова Всеволод-Гавриил и Довмонт, святитель Нифонт, юродивый Николай и чудотворцы Псковские Евфросин и Савва; все они умоляли Владычицу об избавлении

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл возглавил служение Божественной литургии в Пюхтицком монастыре 15 июня 2013 г. 17:49 15 июня 2013 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, совершающий архипастырский визит в Эстонию, возглавил в  Пюхтицком ставропигиальном монастыре  Божественную литургию. Святейшему Владыке сослужили: председатель  ОВЦС   митрополит Волоколамский Иларион ,  митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий , руководитель  Административного секретариата  Московской Патриархии  епископ Солнечногорский Сергий ,  епископ Даугавпилсский и Резекненский Александр ,  епископ Нарвский и Причудский Лазарь , наместник Псково-Печерского монастыря архимандрит Тихон (Секретарев), глава  Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества   протоиерей Всеволод Чаплин , заместитель председателя ОВЦС  протоиерей Николай Балашов , секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук, клирики обители, помощник председателя ОВЦС протодиакон Владимир Назаркин, другие священнослужители. Много людей из разных концов страны собрались на Патриаршую службу, они наполнили храм и стояли вокруг него. Для тех, кто не смог попасть в собор, у его стен была организована видеотрансляция. В числе молившихся за богослужением были председатель  Синодального информационного отдела   В.Р. Легойда  и генеральный консул России в Нарве Г.С. Болховитин. За богослужением Святейший Владыка удостоил клирика Пюхтицкого монастыря протоиерея Димитрия Ходова права служения Божественной литургии с открытыми Царскими вратами до Херувимской песни. Клирик обители иеромонах Самуил (Караск) был награжден наперсным крестом с украшениями. Благочинная монастыря монахиня Нектария (Каллина) была удостоена наперсного креста. По отпусте Литургии к Святейшему Патриарху обратилась настоятельница обители  игумения Филарета . «Дорогой наш Первосвятитель! — сказала, в частности настоятельница. — Все мы чувствуем силу Вашей любви к нам и благодарим Вас — от лица насельниц обители, ее священнослужителей, паломников — за Ваше желание посетить Пюхтицкую обитель, за то, что Вы возглавили это торжественное богослужение, за то, что мы сподобились духовной радости молиться вместе с Вами».

http://patriarchia.ru/db/text/3050081.ht...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010