Преподобномученик Корнилий Псково-Печерский Преподобномученик Корнилий Псково-Печерский родился в 1501 года во Пскове в семье бояр Стефана и Марии. Чтобы дать сыну образование, родители отдали его в Псковский Мирожский монастырь, где он подвизался под началом старца: делал свечи, рубил дрова, обучался грамоте, переписке и украшению книг и иконописи. Закончив учение, Корнилий вернулся в родительский дом с решением стать иноком. Однажды государев дьяк Мисюрь Мунехин взял с собой Корнилия в затерянную среди лесов Псково-Печерскую обитель, которая тогда была беднее любого псковского погоста. Красота природы, тихая служба в пещерной церкви произвели на Корнилия такое сильное впечатление, что он навсегда ушел из родного дома и принял иноческий постриг в Псково-Печерской обители. В 1529 году, в возрасте 28 лет, преподобный Корнилий был возведен во игумена и избран настоятелем монастыря. В его настоятельство Псково-Печерская обитель достигла наибольшего расцвета. Число братии увеличилось от 15 до 200 человек. Это количество насельников не было превышено ни при одном из последующих настоятелей. Деятельность преподобного Корнилия простиралась далеко за пределы обители: он распространял Православие среди живших вокруг монастыря эстов и сэту, строил церкви, больницы, дома для сирот и нуждающихся. Во времена ужасного мора на Псковщине преподобный Корнилий бесстрашно ходил по моровым деревням причащать живых и отпевать у круглых ям умерших. Во время Ливонской войны преподобный Корнилий проповедовал христианство в отвоеванных городах, строил там храмы, щедрой рукой раздавал пострадавшим во время войны эстам и ливам пособия из монастырских запасов; в обители безмездно лечили и кормили раненых и изувеченных, хоронили в пещерах убитых и вписывали их имена в монастырский синодик на вечное поминовение. В 1560 году, в праздник Успения Божией Матери, преподобный Корнилий послал в благословение русским войскам, осаждавшим город Феллин, просфору и святую воду. В тот же день немцы сдали город. В 1570 году на созданную в Юрьеве Ливонском кафедру был назначен епископом Юрьевским и Вельянским (то есть Феллинским) некий игумен Корнилий. Некоторые отождествляли его с преподобным Корнилием, но это не соответствует действительности. Преподобный Корнилий был большим знатоком и любителем книг - в монастыре была собрана солидная библиотека. В 1531 году вышел его труд под названием " Повесть о начале Печерского монастыря " . В середине XVI века Псково-Печерский монастырь воспринял от Спасо-Елеазаровского монастыря традицию летописания. В основу летописи были положены сведения двух первых Псковских летописей в черновом продолжении с 1547 по 1567 год. Кроме того, игумен Корнилий завел большой монастырский Синодик для поминовения усопших братий и благотворителей обители, начал вести " Кормовую книгу " с 1558 года, составил " Описание монастыря " и " Описание чудес Печерской иконы Богоматери " .

http://patriarchia.ru/db/text/909327.htm...

Год со старцами Псково-Печерского монастыря Год со старцами Псково-Печерского монастыря/Сост. иеродиак. Никон (Париманчук). — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011. — 384 с.: ил. ISBN 978-5-7533-0574-9 Сретенский монастырь продолжает серию церковных календарей, начатую выпуском книги «Год со святителем Иоанном Златоустом». Новый календарь «Год со старцами Псково-Печерского монастыря » поможет читателю совершить мысленное паломничество в древний монастырь. Наставления подвижников этой обители, рассказы об их жизни помогут каждому христианину на его пути ко спасению. 1 января 2012 г. Рейтинг: 9.3 Голосов: 12 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты скрыть способы оплаты Комментарии Ирина 11 августа 2012, 13:07 Уважаемая редакция! Прошу меня простить, но я , читая рубрику " Год со старцами Псково- Печерского монастыря " об архимандрите Досифее ( Сороченков К. С. ) обнаружила неточности в датах его рождения и преставления и датами, которые приводятся в его жизнеописании, например в рассказе на 6-е августа. Указан год его преставления 1941, а в описании говорится, что он уехал на Афон в 1966 году, а в Псково- Печерскую обитель пришел в 1982 году. Скорее всего где- то опечатка. Простите еще раз за мои комментарии. Коля 3 июня 2012, 14:45 Очень опечален что тот храм затоплен Рыбинским водохранилищем. Это очень печально. Но есть же надежда осушить то место? Вячеслав 16 марта 2012, 22:48 У НАС БОЛЬШАЯ ПРОЗБА В ДНИ ВЕЛИКОГО ПОСТА ПОМОЛИТСЯ О БОЛЯЩЕМ АРХИМАНДРИТЕ ОРАНСКОГО МУЖСКОГО МОНАСТЫРЯ НИКТАРИИ.НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ,БОГОРОДСКИЙ РАЙОН СЕЛО ОРАНКИ.БРАТИЯ-СЕСТРЫ И ПРИХОЖАНЕ ДАННОГО МОНАСТЫРЯ,ВАШИМИ МОЛИТВАМИ И МЫ ДА УКРЕПИМСЯ В МОЛИТВЕННОМ СТОЯНИИ ВЕЛИКОГО ПОСТА.АМИНЬ. Шило Людмила Александровна 3 января 2012, 06:47 Простите.Только что переслала Вам письмо по поводу Сретенского календаря-дневника и вспомнила об ошибке в e-mail Нашла также сведения о возможности заказа,но я не смогу выписать литературы на сумму свыше2000рублей.И,кроме того,в перечне высылаемой литературы нет этого календаря на 2012год

http://pravoslavie.ru/50731.html

Главную святыню Псково-Печерского монастыря принесут в Москву ко Дню народного единства 31 октября, 2018. Новостная служба Написанную в начале XVI века икону Божией Матери «Умиление» доставят в Манеж 31 октября. ПРАВМИР. Главную святыню Псково-Печерского монастыря принесут в Москву ко Дню народного единства. Чудотворную икону Божией Матери «Умиление» доставят на выставку «Православная Русь к Дню народного единства. Сокровища музеев России» в московский Манеж 4 ноября, сообщает синодальный отдел по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ.  Экспозиция приурочена к Дню народного единства и церковному празднованию в честь иконы Божией Матери «Казанская», установленному в благодарность за избавление Москвы от нашествия поляков в 1612 году. «Икона Богородицы, датированная началом XVI века, станет центральным и самым древним произведением на экспозиции-продолжении цикла «Россия — Моя история». Для всех желающих будет организован удобный подход к иконе, а также возможность ознакомиться с другими образами, привезенными из региональных коллекций, обычно не доступных столичной аудитории», – сообщают организаторы. По преданию, Псково-Печерская икона Божией Матери «Умиление» была написана в 1521 году иеромонахом Арсением с Владимирской иконы Божией Матери. Она была принесена в Псково-Печерскую обитель в XVI веке и прославилась как исцелительница незрячих и заступница северо-западных рубежей России. С заступничеством Богородицы псковичи связывают спасение города во времена Ливонской войны в XVI веке и нашествия Наполеона в XIX веке. В 1812 году французские войска заняли Полоцк, угроза снова нависла и над Псковом. 7 октября по старому стилю был совершен крестный ход с иконой, и в тот же день русские войска отбили Полоцк. В память об этом событии в Псково-Печерской обители был возведен новый храм в честь святого Архистратига Михаила, куда был помещен чудотворный образ. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/glavnuyu-svyatyinyu-ps...

Закрыть Слово по окончании Литургии в день тезоименитства архимандрита Иоанна (Крестьянкина) 13.07.2023 211 «13 июля 2023 года, в праздник Собора 12-ти апостолов и день тезоименитства приснопамятного архимандрита Иоанна (Крестьянкина), на паперти Михайловского собора Успенского Псково-Печерского монастыря состоялось соборное архиерейское богослужение. Божественную литургию совершили митрополит Минский и Заславский Вениамин, Патриарший экзарх всея Беларуси, митрополит Псковский и Порховский Тихон, митрополит Новгородский и Старорусский Лев, митрополит Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл, митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий, митрополит Каширский Феогност, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, митрополит Волгоградский и Камышинский Феодор, епископ Верейский Пантелеимон, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, епископ Зеленоградский Савва, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, епископ Великолукский и Невельский Сергий, епископ Петергофский Силуан, викарий Санкт-Петербургской епархии. Архипастырям сослужили исполняющий обязанности наместника Успенского Псково-Печерского монастыря иеромонах Иларион (Карандеев), наместник Сретенского ставропигиального монастыря города Москвы игумен Иоанн (Лудищев), насельники Псково-Печерского монастыря и гости обители в священном сане. Среди сослуживших архиереям священнослужителей был секретарь Татарстанской митрополии иеромонах Кирилл (Корытко). Песнопения исполнили братский хор под управлением инока Олега (Гладышева) и Архиерейский хор под управлением диакона Александра Амерханова. За богослужением молились многочисленные прихожане и паломники. По окончании литургии пещерах Псково-Печерской обители, именуемых Богом зданными, была отслужена лития по приснопоминаемому архимандриту Иоанну (Крестьянкину). Архиереи и священники, прибывшие в Псково-Печерскую обитель, чтобы молитвенно почтить память старца Иоанна, посетили его кельи», сообщает сайт Татарстанской митрополии .

http://ruskline.ru/video/2023/07/13/slov...

Архимандрит Алипий (Воронов)      Архимандрит Алипий (Воронов) — великий подвижник, наместник Псково-Печерского монастыря с 1959 по 1975 год. Архимандрит Алипий (в миру Иван Михайлович Воронов) родился в 1914 году в семье бедного крестьянина в деревне Тарчиха Московской губернии. В 1941 году окончил художественную студию при ВЦСПС. На фронт Ивана Воронова призвали в 1942 году. На войну он взял с собой этюдник. Будущий архимандрит прошел от Москвы до Берлина, был награжден медалью «За боевые заслуги», орденом Красной Звезды, другими орденами и медалями. О своем пути в монастырь архимандрит Алипий, недавний фронтовик-артиллерист, рассказывал так: «Война была такой чудовищной, такой страшной, что я дал слово Богу: если в этой страшной битве выживу, то обязательно уйду в монастырь». В 1950 году Иван поступает послушником в Троице-Сергиеву лавру. В этом же году он был пострижен в монашество с именем Алипий, в честь преподобного Алипия, иконописца Печерского. После пострига отец Алипий посмотрел в календарь и прочел перевод своего нового имени: «беспечальный». Когда позднее архимандрита Алипия пытались пугать представители безбожной власти, он отвечал: «Учтите, я — Алипий — беспечальный». Вместе с несением послушания ризничего отец Алипий также руководил художниками и мастерами, проводившими восстановительные работы в лавре, и принимал участие в восстановлении и украшении московских храмов. В 1959 году игумен Алипий был назначен наместником Псково-Печерского монастыря, а через три года возведен в сан архимандрита. Архимандрит Алипий сумел восстановить практически из руин стены, ограждающие обитель, произвел множество восстановительных и реставрационных работ в монастыре. В 1968 году стараниями отца Алипия был объявлен всесоюзный поиск ценностей ризницы Псково-Печерского монастыря, вывезенных фашистскими оккупантами в 1944 году. Спустя пять лет монастырская утварь была найдена. В 1973 году представители консульства ФРГ в Ленинграде передали их обители. Много раз отец Алипий спасал монастырь от закрытия. Об этом можно прочитать и в книге епископа Тихона «Несвятые святые». Архимандрит Алипий был великим подвижником, иконописцем, художником, строителем и реставратором, но главным его подвигом было устроение старчества в Псково-Печерском монастыре. Его называли Великим Наместником, а сам он называл себя «советским архимандритом».

http://pravoslavie.ru/91331.html

Разделы портала «Азбука веры» Псково-Печерская обитель,/издревле славная чудесы иконы Богоматерни,/многия иноки Богови воспита,/тамо и преподобный Корнилий/подвигом добрым подвизася,/чудную Богоматерь славя,/иноверныя просвещая,/иноки и многия люди спасая,/обитель же свою дивно украшая и ограждая./Тамо и мученичества венец/по многих летех пастырства своего доблестне прият./Темже воспоим, людие,/Христа Бога и Пречистую Его Матерь возблагодарим,/яко дарова нам преподобномученика славна//и молитвенника о душах наших достоблаженна. Перевод: Псково-Печерская обитель, издревле славная чудесами иконы Богоматери, множество монахов Богу воспитала, там и преподобный Корнилий подвигом добрым подвизался, чудесную Богоматерь прославляя, иноверцев просвещая, монахов и многих людей спасая, обитель же свою прекрасно украшая и защищая. Там и мученический венец после многих лет пастырства твоего доблестно принял ты. Потому воспоем, люди, Христа Бога и Пречистую Его Матерь возблагодарим, как даровавших нам славного преподобномученика и молитвенника о душах наших достойного блаженства. Кондак, глас 4 Светлый светильник Православия/и сугубая Псковския земли защита был еси,/многобожие искореняя и люди к Богу наставляя./Дом Богоматери тобою укрепися и прославися,/добродетельми же украшен, венец мученика приял еси,//поминай нас, чад твоих, и у Господа, преподобномучениче Корнилие. Перевод: Ты был ярким светилом Православия и особой защитой Псковской земли, многобожие искореняя и людей к Богу направляя. Дом Богоматери тобой укрепился и прославился, добродетелями же украшен, мученический венец ты получил, вспоминай нас, чад твоих, у Господа, преподобномученик Корнилий. Молитва О, святый преподобномучениче Корнилие! Смиренно припадаем к раце мощей твоих и умильно молим тя: милостиво призри на скорби наша душевныя и телесныя и избаву нам подаждь; помози нам, святче Божий, от навета злых человек, от нихже и сам ты невинно на земли пострадал еси. Защити нас от насилия диавола, страстно воюющаго в немощных удесех наших, умоли Господа Бога и Пречистую Его Матерь даровати нам тихое и безгрешное житие, взаимную братскую нелицемерную любовь и мирную христианскую кончину, да чистою совестию предстанем нелицемерному страшному судилищу Христову, и в Царствии Его прославим Животворящую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь. Краткое житие

http://azbyka.ru/molitvoslov/molitva-pre...

В Псково-Печерском и Снетогорском монастырях ведутся работы по укреплению склонов 7 мая 2020 г. 13:14 Председатель Патриаршего совета по культуре , член Совета при Президенте РФ по культуре и искусству митрополит Псковский и Порховский Тихон рассказал о проведении работ по укреплению склонов Успенского Псково-Печерского и Снетогорского монастырей Псковской епархии , сообщает сайт «Псковская лента новостей». В 2019 году владыка Тихон сообщал о том, что опасения специалистов вызывает состояние уникальных карстовых пещер, поскольку между склоном и пещерами было выявлено несколько водяных линз. Для их исследования была направлена группа гидрогеологов. По словам главы Псковской митрополии , в связи с аварийностью ситуации в Псково-Печерском монастыре уже приступили к укреплению сводов своими силами. «Все максимально быстро делается, но для человека несведущего кажется очень медленным, — отметил митрополит Тихон. — Вспомним, сколько времени памятники стояли без ремонтов. Сейчас надо, чтобы все было сделано правильно и по закону». Владыка Тихон рассказал о работах, которые в настоящее время ведутся в Снетогорском монастыре: уже на начальном этапе специалистам пришлось столкнуться с неожиданной проблемой — выяснилось, что берег реки Великой, на котором находится обитель, никому не принадлежит. «Чтобы государство субсидировало берегоукрепление, оно должно кому-то переслать средства — скажем, на исследовательские и проектные работы, — пояснил архиерей. — Берег не принадлежал ни городу, ни Церкви, ни Министерству культуры. Эта ситуация продолжалась 15 лет. И нам понадобились долгие девять месяцев, чтобы " вручить " государственным организациям этот берег, а потом передать его Псковской области». По словам митрополита Тихона, в настоящее время идут работы по исследованию и проектированию, прошли первые конкурсы. «На проектирование вышло несколько организаций, в том числе победила одна местная организация — " Псковгражданпроект " , — сообщил владыка. — Сейчас начинается интенсивное проектирование, а после этого будет целый этап утверждения и экспертиз проектов, затем — конкурс на ремонтно-реставрационные работы. Только тогда приступят к работе».

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

В епархии опровергли слухи об уходе нескольких монахов Псково-Печерского монастыря из-за прививок 9 июля, 2021. Новостная служба Никого из братии и сотрудников не принуждают прививаться 9 июля. ПРАВМИР. В Псковской епархии опровергли слухи об уходе нескольких монахов Псково-Печерского монастыря, отказавшихся делать прививки от коронавируса. В фейке сообщается, что обитель покинули отец Таврион, отец Мефодий, отец Хрисанф, отец Никон и «еще кто-то из братии». В епархии сообщили, что архимандрит Мефодий, как обычно, помогает с сельскохозяйственными работами в женском монастыре во Владимирце. Архимандрит Таврион находится в лечебном отпуске, игумен Хрисанф скоро вернется после лечения. Схиархимандрит Никон находится в монастыре. «Никого из братии и сотрудников, конечно же, не принуждали прививаться, предоставив решение свободному выбору каждого, как митрополитом Тихоном и было подчеркнуто в его обращении к псковской пастве. Часть братии сделали прививки. Часть не захотели. Часть ждут ответа своих врачей или других вакцин», — рассказали в пресс-службе. В Псковской епархии напомнили людям, распространяющим фейки, что «клеветники Царствия Божия не наследуют» (1 Кор. 6:10). «Очевидно, в православную среду кто-то рьяно забрасывает ядовитые плевелы. У новой антицерковной кампании две серьезные цели. Первая – не больше не меньше как раскол в Церкви Христовой. Вторая цель – безжалостно погубить множество православных христиан, понуждаемых под любым предлогом отказаться от профилактики смертельно опасной инфекции», — заявили в пресс-службе. Ранее в интернете распространилась клевета о том, что митрополит Иларион (Алфеев) в Дивееве якобы отказался причащать непривитых прихожан. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 декабря, 2023 4 марта, 2022

http://pravmir.ru/v-eparhii-oprovergli-s...

В Псково-Печерском монастыре сегодня вспоминают старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина) Печоры, 5 февраля 2021 г.      Сегодня пятнадцатая годовщина со дня смерти старца Ионна Крестьянкина. В Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре его служение продолжалось около сорока лет. В православном мире отец Иоанн известен как подвижник, пострадавший в лагерях за веру, прозорливец, вдохновенный проповедник. Об одном из пророчеств старца, сбывающемся в наше время, Марина Михайлова. - О дай нам, Господи, не обижать и не обижаться, самим терпеть и молиться. Уникальные кадры из фильма выпускника ВГИКА Тихона Шевкунова " Обитель " сохранили для последующих поколений одну из проповедей старца Иоанна Крестьянкина. В поисках истины, за утешением и поддержкой к нему ехали со всего мира. Почитали как святого за любовь, возвышающую и очищающую каждого, кто с ним общался, духовную мудрость. Его пророчества становятся понятны спустя десятилетия. «В 2000 году он увидел нечто страшное отец Иоанн, и услышал голос: стой и смотри, что я увидел для вашего вразумления. Без внезапной кончины людей. Виновных не ищите. Будьте в жизни всегда осторожны. Разве не напоминает нам сегодняшнюю страшную напасть во всем мире, когда попущено смерть многих людей без внезапной кончины, для того, чтобы людям было оставлено время на осмысление своей жизни», - Тихон Шевкунов, митрополит Псковский и Порховский. Откровения старца опубликованы. В православном мире признаны духовным наследием. Пророчество двухтысячного года издано в книге " Божий инок " . «Отец Иоанн сказал, здесь виновных не ищите. Это значит: все мы виновны. Все без исключения. В том числе и люди церкви, потому что суд Божий начинается с дома Божия. Если мы найдем в себе вину за умножение зла в этом мире, когда попущено вот такое, это правильно», - Тихон Шевкунов, митрополит Псковский и Порховский. В сталинские лагеря за веру воспитанник Московской духовной академии Иван Крестьянкин был отправлен 1950 году. Содержался на Лубянке, в Лефортово, в Бутырской тюрьме вместе с уголовниками. Работал на лесоповале. Из 7 лет назначенных судом, отсидел пять. Среди богословских трудов старца Иоанна: «Опыт построения исповеди», «Настольная книга для монашествующих и мирян», «Проповеди». Закаленный скорбями и испытаниями, он сохранил в душе храм Божий. Для всех оставался источником бесконечной любви.

http://pravoslavie.ru/137189.html

Печоры. Успенский Псково-Печерский монастырь. Пещерная церковь Воскресения Словущего. Богом зданные пещеры Карта и ближайшие объекты Богом зданные пещеры Глубокий смысл и Божий Промысл можно усмотреть в дате открытия пещер - 1392 год. В этом году почил о Господе великий светильник Земли Русской Преподобный Сергий Радонежский. И в тот же год Господь открывает молитвенников, подвизающихся в здешней пещере. А произошло это так. Однажды местный крестьянин Иван Дементьев пришел на Святую гору рубить лес. Тогда, в конце XIV века, весь склон, по которому теперь расположены монастырские здания, был покрыт большими деревьями, одно из которых начал рубить Иван Дементьев. Срубленное дерево повалилось под гору, увлекая с собой еще несколько деревьев и большое количество земли. Так открылось устье пещеры, над которым была начертана надпись: Богом зданная пещера. Кем и когда была сделана надпись - неизвестно. По свидетельству летописца, в конце XVI века " один юродивый монах, Варлаам, часто приходил к пещере и стирал надпись, которая начертана на стене Богом зданной пещеры. Но это начертание всякий раз снова являлось, как ничем невредимое " . Позже, когда храм и пещеры приводили в более благолепный вид, наружную стену укрепили кирпичом, заложив при этом надпись. Но тогда уже и без надписи всем было известно, что Псково-Печерская обитель действительно создана и утверждена Богом. " Всякий, кто входит в полумрак Богом зданных пещер монастыря, невольно чувствует благоговейный трепет от соприкосновения с вечностью " . При входе в пещеры покоятся мощи преподобных Печерских Марка, Ионы, Лазаря прозорливого и преподобной матери Вассы. Сами пещеры являются монастырским кладбищем. Точное число захоронений в них не установлено. Есть основания полагать, что здесь покоится более десяти тысяч человек. В течение всего года в пещерах держится постоянная температура +5° С. Вблизи входа в пещеры стены для прочности обложены кирпичом. От входа идут семь подземных галерей, так называемых улиц, которые в разные времена удлинялись и расширялись. Пятая и шестая улицы, в стенах которых погребают иноков обители, называются братскими; в других галереях хоронили паломников, благочестивых мирян, " ратных людей " - защитников монастыря. В стенах пещер установлены керамические и известняковые плиты с надписями, так называемые керамиды, которые, являясь надгробными памятниками, имеют большую художественную и историческую ценность. В завершении центральной улицы установлен канун (специальный подсвечник в виде небольшого стола), у которого совершаются панихиды...

http://sobory.ru/article/?object=47739

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010