разделы   рассылка  распечатать Вера Копылова Книга нечаянной радости Источник:  Московский комсомолец " Несвятые святые " архимандрита Тихона вошли в шорт-лист " Большой книги " У каждого из нас наверняка была когда-то в жизни книга, которая перевернула сознание в сторону света. Речь не просто о полюбившихся " светских " произведениях. Жанр религиозной литературы, как ни крути, довольно специфичен. А все-таки, будь ты воцерковлен или нет, однажды в руки попадает нечто, что позволяет повернуться лицом к Богу и открывает Ему путь в сердце. Так вышло, что у восьмисот тысяч человек (а то и больше!) такой книгой оказалось одно и то же издание, став этаким " коллективным сознательным " . " Несвятые святые " и другие рассказы " архимандрита Тихона (Шевкунова) теперь попали в список финалистов премии " Большая книга " . " ...Не все ли равно, откуда приходит толчок, от которого трогается и катится душа, обреченная после сего никогда не прекращать движения " . Эта фраза Набокова, может, мало приемлема в отношении ортодоксального православного, поскольку вышла из-под пера автора " Лолиты " . Но для живущего в миру, в реальности, для того, кто познает жизнь во всей глубине, метаясь, как и все мы, между искушениями и просветлениями, мраком и познанием, – самое то. Да, чудо, имеющее, скажем так, литературно-божественную природу, случилось: сборник рассказов архимандрита Тихона с сентября остается супербестселлером и – для сотен тысяч читателей – становится тем толчком, от которого трогается, сжимается и дышит душа. Между тем ничто не говорило за то, что книга разойдется так широко и будет издана суммарным тиражом 800 000 экз., а покупателями ее станут отнюдь не только воцерковленные. Да, автор – известный священнослужитель. Из церковных заслуг – архимандрит, наместник Московского Сретенского мужского монастыря, ректор Сретенской духовной семинарии, главный редактор издательства Сретенского монастыря и сайта Православие.Ru, ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре, член Высшего церковного совета РПЦ... Из светских – выпускник ВГИКа, автор трех фильмов ( " Сказы матушки Фроси о монастыре Дивеевском " , " Псково-Печерская обитель " , " Гибель империи. Византийский урок " ). Но, чтобы народные массы были наслышаны о священнослужителе, они должны быть воцерковлены и должны интересоваться жизнью РПЦ! Обо всем народе, ясно, так не скажешь.

http://religare.ru/2_95189.html

архимандрит Пантелеймон Жизнь валаамского старца (1873–1958) Предисловие редактор перевода Автор этой книги – архимандрит Пантелеймон, настоятель Ново-Валаамского монастыря в Финляндии. Этот монастырь был основан валаамскими иноками, вынужденными оставить родную обитель во время Советско-Финской войны 1939–40 гг. Ни одному из них не было суждено вернуться на Валаам. Большинство из более чем ста пятидесяти монахов, покинувших родину, среди которых был и отец Иоанн, покоятся на кладбище Нового Валаама; семеро окончили свои дни в Псково-Печерском монастыре. Но Ново-Валаамский монастырь не умер, и его новые насельники – финны, среди которых много молодых людей, – поддерживают светоч Православия в лютеранской стране, «да светит всем в доме» ( Мф. 5:15 ), В том, что монастырь живет, а православная община в Финляндии в последние годы даже стала расти, есть, отчасти, заслуга отца Иоанна, Духовное влияние этого старца распространяется не только в церковной среде, но и среди людей, даже еще не пришедших к Православию, Причины этого становятся яснее, если обратиться к письмам отца Иоанна. Некоторые из них были опубликованы в сборнике «Письма Валаамского старца», а другие легли в основу настоящей книги, которая в значительной своей части составлена из фрагментов этих писем. Отец Иоанн не был высокообразованным человеком. Но в его посланиях к духовным детям виден несомненный литературный талант, глубокий ум, такт, чувство юмора, и главное – евангельская простота. Старец писал, как говорил, – и в книге, по-возможности, сохранен его своеобразный стиль. Незначительные поправки вносились лишь там, где разговорные обороты затемняли смысл написанного. Кроме того, старая орфография заменена на новую. «Не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: «вот, оно здесь», или: «вот, там». Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть». ( Лк. 17:20–21 ) Предисловие к русскому изданию Уже много лет «Письма Валаамского старца» являются излюбленным духовным чтением для русского православного народа. Теперь и жизнеописание схиигумена Иоанна издано в русском переводе. Соотечественники отца Иоанна могут более подробно познакомиться с событиями его жизни и приобщиться к духовному опыту старца.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Valaamsk...

Закрыть itemscope itemtype="" > А в душе – улыбка Памяти сурового на вид архимандрита Антония (Гулиашвили) 11.02.2021 737 Время на чтение 13 минут Источник: Православие.Ru 9 февраля 2021 года в храме Святого Александра Невского в Тбилиси отпели любимого многими и у нас, в России, архимандрита Антония (Гулиашвили) . Для нас он был и остается не только носителем лучших традиций православной Грузии, но и наследником псково-печерских старцев, – 40 лет батюшка окормлялся у отца Иоанна (Крестьянкина). Новопреставленного вспоминает Иоанн Шевчук, послушник московского Сретенского монастыря, где часто гостил отец Антоний. Архимандрит Антоний (Гулиашвили) Доли секунд – и ты новый Я келейничал у отца Антония, когда он приезжал в Москву на лечение. Батюшка всегда был такой статный, что поначалу я даже несколько его побаивался. Он – важный, серьезный, а я скорее веселый человек. «Ну, – думаю, – услужили батюшке». Разве ж я знал, как мы потом и дурачиться будем… Он много потом и сам смешного рассказывал, да и не прочь был какой-нибудь семинарский анекдот послушать. Но все равно благоговение рядом с ним ты ощущал всегда. Батюшка и сам к тебе, даже мальчишке, был подчеркнуто уважителен, пусть и не без юмора. Помню, когда меня приняли послушником в обитель, и я вернулся к нему в наши больничные «казематы» (у него было какое-то такое восприятие) уже в подряснике, с монашеским поясом, он закидывал голову и с серьезным видом, вперяясь остановившимся взглядом, произносил: «О, Иван – пан». Я несколько бываю рассеян. Отец Антоний мне кричит: «Иван, Иван…». А меня нету, где-то в облаках витаю. Потом подхожу с таким видом, что по-прежнему «в непонятках». Другой бы отругал, – у человека в немощах, говорят, душа обнажается, всё его нутро, каков он есть, и часто начинают разматываться клубки страстей: гнев, раздражение, обидчивость, – а батюшка так смешливо улыбается: «Ох, Иван-Иван Рассеянный с улицы Бассейной», – возвращал меня батюшка на землю. А то иногда потом и ввернет при всех: «Вот этот рассеянный… Он меня терпеть не может», – а сам косится, смотрит на реакцию… У тебя душа полное обновление переживет за эти доли секунд. А он – уже улыбается.

http://ruskline.ru/opp/2021/02/11/a_v_du...

Зачарованные жестокостью. О культе почитания Ивана Грозного и Иосифа Сталина «Православный» сталинизм… Как вообще стало возможно то, что даже на слух воспринимается как дикий абсурд? 22 марта, 2016 «Православный» сталинизм… Как вообще стало возможно то, что даже на слух воспринимается как дикий абсурд? О роли личности в истории можно говорить долго. Еще дольше на эту тему можно спорить. Но в споре, вопреки известному афоризму, никакой истины не рождается. Спор заканчивается склоками, взаимными личными оскорблениями и упрямым ожесточением. Всего этого у нас с лихвой хватает во всех социальных сетях, на разнообразных тематических форумах и даже в комментариях к новостям. В этом смысле в интернете уже давно идет страшная и беспощадная война, в которой нет убитых, но зато есть немало раненых. И чаще всего в голову. Другое дело, когда эта самая личность в истории, невзирая на всю историческую правду, как положительную, так и отрицательную, начинает приукрашиваться кому-то удобной неправдой. Зачем, для чего, почему это кому-то нужно? Невыученные уроки Каждый год, 9 января, Православная Церковь чтит память святителя Филиппа (Колычева), митрополита Московского. Жизнь святителя Филиппа оборвалась в 1569 году, от руки одного из приспешников царя Иоанна IV Грозного, опричника Малюты Скуратова. Святитель Филипп был прославлен Церковью в лике святых. Казалось бы, все очевидно и понятно. Но однажды мне довелось быть в квартире вполне благочестивых, вроде бы адекватных православных людей. Там на иконной полке среди привычных и знакомых ликов я вдруг увидел иконографическое изображение царя Иоанна, чем был немало удивлен. На вопрос о том, что делает Иван Грозный среди святых, было получено множество ответов, общий смысл которых сводился к тому, что «святой царь» был оболган, что многое из того, что о нем сказано, – клевета и поклеп. Довод о преподобномученике Корнилии Псково-Печерском, лично убитом Иваном Грозным, не возымел действия, хотя и в этом случае есть утверждение, что, едва ли не в сию секунду он раскаялся и уже сам нес тело убитого им игумена в обитель. Действительно, оригинально…убил и пожалел.

http://pravmir.ru/zacharovannyie-zhestok...

Монастырь – обетованная земля Монастырский период стал вершиной служения отца Иоанна. Здесь он получил от Господа энергию силы на многие годы, в которые раскрылись все стороны его духовного дарования, здесь явилось в нем истинное старческое служение. Колокольным звоном гудел воздух, изливая радость на город и его окрестности, когда новый насельник вошел в монастырские врата. Праздновали день памяти игумена Печерской обители преподобномученика Корнилия . И все вокруг свидетельствовало, что жизнь, отданная Богу, благословенна Им вовеки. Монастырь! Обетованная земля! Желанная и выстраданная! Как же долго отец Иоанн до нее шел! Душу его переполняла благодарность Богу за все: за прошлое, настоящее и даже за будущее. С этим чувством он припал к раке преподобного, его принес Богу за Божественной литургией и, скрыв радость за монашеской строгостью, пошел к наместнику архимандриту Алипию. Он и привел собрата в келью, которая стала его домом до конца дней земных. Слово отца наместника, сказанное им при расставании: «Отсюда тебя и выносить будем», – оказалось пророческим. Псково-Печерский монастырь в 1967 году в буквальном смысле был воином-богатырем. Его доспехами были не стены и башни (что они могли значить в то время?!), но дух насельников. Молитвами и бесстрашным мужеством совсем недавно, в 1961 году, они отразили осаду всемогущего государства, снова воинствующего на Церковь . Насельники, бывшие воины, сменили солдатские гимнастерки на монашеские подрясники. Они хорошо знали цену жизни. И как не выдали врагу свою земную Родину, так могли ли отдать свое Небесное Отечество, обретенное в страданиях военного лихолетья. Приняв в сердца живую веру, они вооружились страхом Божиим, чтобы воинствовать против греха. Вера в Бога, любовь к Богу и молитва освящали жизнь обители. Монастырский период стал вершиной служения отца Иоанна. Придя в монастырь уже в преполовении своего жизненного пути, он получил от Господа энергию и силы на многие годы, в которые раскрылись все стороны его духовного дарования, здесь явилось в нем истинное старческое служение. Все в монастыре вызывало в душе его глубокое благоговение. Стены и храмы воскрешали богатую событиями и духовной жизнью историю. Насельники во главе с наместником – богомудрые старцы. Паломники, притекающие в обитель из безбожного, утопающего во грехах мира, воспринимались как истинные подвижники благочестия. Отец Иоанн видел людей в ограде монастыря ангелами. Частенько из толпы, сопровождавшей его из храма, был слышен его веселый возглас: «Да что ты, миленькая, что ты?! Какие здесь враги? Вот вокруг меня – все ангелы, и ты тоже».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

Москва. Сретенский монастырь. Карта и ближайшие объекты В монастыре - собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери . Основан в 1397 году сыном св.Димитрия Донского Василием Димитриевичем на месте встречи (сретения) чудовторной Владимирской иконы Божией Матери, доставленной в Москву из Владимира в связи с угрозой нашествия Тамерлана. По другим данным, место сретения и сам монастырь первоначально размещались в другом месте Москвы - в конце Никольской улицы, но в XVI веке (по-видимому, в связи со строительством китайгородских стен) монастырь был перенесен на нынешнее место, где москвичи также встречали иконы Богоматери и Спаса Вседержителя из Владимира, но уже в 1518 году. В любом случае, на месте монастыря уже стояла одна из древнейших церквей монастыря - храм Марии Египетской. Этот храм известен с 1385 года как деревянный, в 1482 году перестроен в камне. Этот храм, один из древнейших в Москве, вошел в состав монастыря. Монастырь в 1922 году ненадолго захватили обновленцы. Но уже в 1923 году усилиями свщм. архиепископа Иллариона (Троицкого) Сретенская обитель (первый из монастырей), вновь вернулась под омофор Патриарха Тихона. При этом архиепископ Илларион заново освятил собор по великому чину, показывая тем самым, что обновленчество не имеет отношения к Православию и оскверняет храм подобно ереси. В 1925 году монастырь закрыт. В 1928-1930 годах были уничтожены храмы монастыря - упоминавшийся храм Марии Египетской, и церковь Николая Чудотворца, а также колокольня, Святые ворота и настоятельский корпус. В монастыре разместили общежитие НКВД; позже, в 1960-х годах - реставрационные мастерские. Было уничтожено монастырское кладбище, на котором были похоронены герои 1812 года. В 1991 году собор монастыря возобновил службы, сначала как приходской храм, затем с 1993 года - как подворье Успенского Псково-Печерского монастыря . Наконец, в 1995 году возобновлен сам монастырь. В монастыре возведена колокольня, восстановлены некоторые монастырские помещения, возведены два новых корпуса. При входе в монастырь установлен поклонный крест в память о всех жертвах богоборческой власти.

http://sobory.ru/article/?object=04528

Разделы портала «Азбука веры» ( 66  голосов:  4.2 из  5) Наедине с медведем Так и душа моя идет путем зерна: Сойдя во мрак, умрет – и оживет она. …Затем, что мудрость нам единая дана: Всему живущему идти путем зерна. В. Ходасевич. Говорят, цель лишает свободы. Взыскующий иноческого жития, еще в миру подвизавшийся в бдении-пощении, а особенно в чтении святоотеческих писаний, твердо знает и тем самым заведомо себе и Промыслу предписывает: главное в монашестве – нерассеянная молитва, соединяющая с Богом. Молитва же требует уединения, тишины, покоя и времени – ни один монастырь не дарит этих привилегий прежде, чем насельник, вернее, насельница выработается, постареет, поболеет; в любом случае новоначальным на такой расклад надеяться не стоит. Рассказывают про одного архимандрита, юношей вознамерившегося поступить в Псково-Печерский монастырь; первым послушанием ему определили уборку туалетов – он оскорбился и со словами «я молиться пришел, а не г… возить!» покинул славную обитель. Может быть, он не слышал об Иоанне Дамаскине , исполнявшем это послушание в течение двух лет, ни о епископе Афанасии (Сахарове) , тоже, по странному сближению, великом церковном гимнотворце, который многие годы в лагере бессменно состоял ассенизатором. Всякий новоначальный, намеревающийся не «попытать счастья», а всерьез проходить монашество, оказывается в обстоятельствах прямо противоположных собственным ожиданиям и отнюдь не способствующих возвышенным порывам: тяжелая работа, перенаселенная келья, бездарное начальство, абсурдные приказания, глухое непонимание… бывает и настоящее преследование, которое порой невозможно понять и объяснить, потому как ведь от своих, от православных, единомысленных и даже монашествующих. «Как христианский младенец крещается водой и Духом, иначе не может быть христианином, так и младенец-монах крещается крестом – иначе не может быть монахом» – сказал в видении послушнице Марии Сам Спаситель во время неожиданных скорбей, обрушившихся на нее из-за клеветы, порожденной завистью. А горячо любимая, благородная и добрая игумения, зная правду, всему поверила – почему ? Почему столько издевательств и клевет понес от архиерея, притом хорошего же человека, митрополит Филарет (Амфитеатров) ?

http://azbyka.ru/fiction/plach-tretej-pt...

Самым большим событием в своей жизни я считаю встречу со схиигуменом Саввой (Остапенко). Впервые я встретился с ним в 1955 году в монастырском корпусе Троице-Сергиевой Лавры, когда он ожидал приема у наместника монастыря — архимандрита Пимена (будущего Патриарха всея Руси). Отцу Савве предстояла разлука с обителью: сразу после рукоположения в иеромонахи он оказался в числе гонимых светскими властями, а отчасти — и своими собратиями. Дело в том, что отца Савву постоянно окружал народ; около монастырских ворот можно было видеть толпу богомольцев, которые часами ожидали, когда он выйдет из келии, чтобы взять у него благословение или спросить о чем-то очень важном для себя. Какая сила притягивала к нему людей? Мне кажется, сила непрестанной молитвы, которая делает человека подобным духовному магниту. Молва о великом молитвеннике шла по всей Руси и с каждым днем собирала около него все больше духовных чад. Это было единственным и самым тяжелым обвинением против него для негласного суда. Такие суды, чем-то напоминающие «тройки» тридцатых годов, вершились в кабинетах уполномоченных при закрытых дверях. Гонения на отцаСавву продолжались несколько лет со все возрастающей силой. Ложь, угрозы, притеснения, оскорбления, клевета обрушивались на него, будто удары молота, а он стоял неподвижно, как наковальня. Наконец власти потребовали, чтобы его перевели в какой-нибудь монастырь подальше от столицы. Отец Савва уже получил указ о направлении его в Псково-Печерскую обитель и ожидал благословения наместника отправиться в путь. С Троице-Сергиевой Лаврой было связано начало его духовной жизни. После открытия Лавры он, еще будучи в миру инженером-строителем, участвовал в восстановлении монастыря. Здесь он учился в семинарии, но настоящей духовной школой был для него храм. Рассказывали, что во время церковной службы он забывал обо всем и нередко опаздывал на уроки. Когда педагоги спрашивали: «Где Остапенко?», то дежурные студенты отвечали: «У преподобного Сергия на молебне» или: «Читает записки на панихиде». Некоторым студентам это казалось странным, и они втихомолку подшучивали над ним (на что он отвечал только улыбкой), но когда приближались экзамены, то шутники первыми просили у него молитв. Многие впоследствии с благодарностью вспоминали отцаСавву именно за то, что он своим примером учил их, что самое главное в жизни христианина, особенно священнослужителя, — непрестанная молитва.

http://pravoslavie.ru/36893.html

Управляемая Божиим Промыслом, я впервые приехала в Печоры. Мне очень хотелось увидеть и услышать о. Иоанна Крестьянкина, о котором я много слышала в Питере от подруг. Одна из них, ныне схимонахиня Н., поразила меня рассказом о том, как «случайно» со знакомыми художниками она прибыла в Псково-Печерскую обитель, будучи совсем неверующим человеком, - более того, человеком, не видящим в жизни ни смысла, ни цели и задумавшим свести с нею счёты. Мама моей знакомой лежала в онкологической больнице с очень суровым диагнозом, и Н. думала проводить её в последний путь и потом последовать за ней... Но встреча с отцом Иоанном опрокинула её планы. Знакомая моя поведала, что после службы вдруг увидела, что через весь храм прямо на неё летит, по её выражению, «прекрасная чёрная бабочка»... Это был Батюшка, который и вправду, как отмечают все его знавшие, всегда не ходил, а словно бы летал. Он остановился, внимательно посмотрел на неё, заботливо и заинтересованно задал несколько вопросов и предложил подробней побеседовать на следующий день. Н. сказала, что торопится к тяжело больной матери, но о.Иоанн заверил ее, что с мамой будет всё в порядке. Тогда Н. категорически заявила, что ни за что не придёт на встречу в косынке или платке. Батюшка засмеялся и сказал, что и не надо. ...После этой встречи она сразу же крестилась, совершенно изменила образ жизни, платок носила даже дома, к изумлению соседей по коммуналке. Кроме того, она тайно печатала на машинке и распространяла батюшкины проповеди. В то время, когда мы познакомились, Н. много и тяжело болела - словно «выбаливала» греховное прошлое, очищалась от него... Зато её мама, к изумлению врачей, выздоровела, прожила ещё многая, многая лета, постепенно пришла ко Господу и в возрасте более девяноста лет тихо отошла к Нему... Подобных историй, когда люди благодаря знакомству с о.Иоанном переживали полный духовный переворот, благие перемены в жизни и вступали на путь спасения, было много. Я попробую немного рассказать о своей встрече с Батюшкой.

http://ruskline.ru/analitika/2019/02/05/...

Югская Пустынь (акватория Рыбинского водохранилища). Югская Дорофеева пустынь. /// Объект утрачен Монастырь.  Утрачен.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1615. Год утраты:1941 (снесена при расчистке ложа Рыбинского водохранилища) Ссылки:   Адрес: Россия, Ярославская область, Рыбинский район, акватория Рыбинского водохранилища в 1,2 км западнее д. Свингино Координаты: 58.115605, 38.592074 Проезд:на автобусе от Рыбинска до д. Свингино, далее на лодке. Изменить описание объекта Постройки монастыря: Собор Троицы Живоначальной  (1793-1811) Церковь Молченской иконы Божией Матери (1817-1828) Церковь Николая Чудотворца (1842) Церковь Успения Пресвятой Богородицы (1846) Часовня в здании братского копуса  Колокольня  (1839-1857) Другие объекты: Церковь Илии Пророка (1899, утрачена) на монастырском кладбище (около 0,5 версты от монастыря) Церковь Николая Чудотворца  (1905) и часовня (середина XVIII века, утрачена) на бывшем подворье монастыря в г. Рыбинск В год 400-летия монастыря на ближайшем берегу водохранилища у с. Свингино была построена мемориальная часовня Карта и ближайшие объекты 400 лет со времени основания (03.06.1615) преподобным Дорофеем Югской пустыни во имя Югской иконы Богоматери Праздник Югской иконы Божией Матери считается днём основания Югской Дорофеевой пустыни. Согласно преданию, старец-схимонах Дорофей, в конце XVI - начале XVII в. подвизавшийся в Псково-Печерском монастыре, в 1615 г. возвращался с явленной ему иконой Одигитрии к себе на родину - в с. Нижне-Никульское, близ Мологи. Достигнув места слияния рек Белая Юга и Черная Юга, получил знамение от иконы, повелевшей основать здесь монастырь. Старец устроил на этом месте келью и часовню. Вскоре к нему начали приходить местные жители для поклонения чудотворному образу. После смерти Дорофея (1622) по благословению патриарха Филарета (в миру Фёдора Никитича Романова) на месте строений пустыни была возведена обитель. Не сохранилось документов, отражающих этот период её истории. Известно только, что первая деревянная церковь во славу иконы Божией Матери Одигитрии и придел к первоначальной церкви во имя святой великомученицы Параскевы Пятницы были построены на средства и трудом окрестных жителей. Пустынь получила название Югской Дорофеевой (Рыбинский уезд).

http://sobory.ru/article/?object=34875

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010