Киприан (Керн) , прот. И. Мейендорф и некоторых других 130 . Заслуживает внимания тот факт, что Палама и его последователи охотно прибегали в своей полемике к свидетельствам древней патриотической и аскетической письменности, где они с легкостью находили многочисленные подтверждения своего учения 131 , в то время как их противники вынуждены были пользоваться по преимуществу аргументами отвлеченного характера. Уже одно это свидетельствует, что Палама несомненно находился в русле древней церковной традиции. Его аскетическое учение в сущности своей есть не что иное как древнее, восходящее к Евагрию Понтийскому и преп. Макарию Египетскому , учение о путях созерцательной уединенной жизни, известное в истории православного монашества под именем безмолвничества или исихазма. В частности, учение Паламы об умной молитве, ее приемах и о высших духовных состояниях очень близко с учением преп. Иоанна Лествичника , Исихия Иерусалимского и Филофея Синайского, Симеона Нового Богослова и Григория Синаита . Начатки учения о несозданном Божественном Свете встречаются уже у Макария Египетского , бл. Феодорита и, особенно, у Симеона Нового Богослова . О Фаворском Свете как о явлении Божества, учил еще св. Григорий Богослов , а в творениях свв. Андрея Критского и Иоанна Дамаскина содержится, в главных чертах, все учение Паламы о несозданном Свете Преображения. В учения о благодати наиболее близок Паламе Макарий Египетский . Наконец, учение о «сущности и энергии Божества» восходит в своих основных положениях и даже терминологии к свв. Василию Великому , Григорию Нисскому и Иоанну Дамаскину . Еще большее внутреннее сходство с этим учением, при некотором различии в способе выражения, находим в творениях псевдо- Дионисия Ареопагита . И все же, несмотря на несомненную традиционность всех основных аскетических, богословских и философских взглядов Григория Паламы , его нельзя рассматривать как простого компилятора, – ибо исходным моментом мышления Паламы был его личный духовный опыт, а не чисто книжное знакомство со святоотеческой традицией.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/pravos...

Кроме того, в переводе LXX в 16-ом стихе Рождественский заметил изменение лица притяжательных местоимений со 2-го на 3-е: «дом его» вместо «дом твой», «царство его» вместо «царство твое», «престол его» вместо «престол твой». Основываясь на чтении параллельного стиха 1Пар. 17:14 , где у масоретов употреблён местоименный суффикс 3-го лица, прот. Рождественский делает вывод, что и во 2Цар. чтение LXX правильнее, чем масоретское. Таким же образом, разобрав древние текстуальные свидетельства, профессор протоиерей определяет первоначальное чтение во всех толкуемых им местах Священного Писания Ветхого Завета. 3. Экзегетический анализ «Откровения Даниилу о семидесяти седьминах»: пророчество о Мессии Первыми словами в 24–27-ом стихах 9 главы книги Даниила, которые мы относим ко Христу, являются «и помазан был Святый святых». Обратившись, следом за прот. Рождественским, к древним толкователям, мы увидим, что «почти все они относят [это выражение] к Иисусу Христу, понимая Его под «Святым Святых»; под «помазанием» же они разумели или Его Божество, как Евсевий Кесарийский , Полихроний, Афанасий Великий , или – помазание Его человечества ( σρξ) Духом Святым, как Аммоний, Климент Александрийский и Феодорит» 111 . Впрочем, были и такие толкователи, в частности, псевдо-Киприан и Юлий Илариан, которые относили это наименование к храму, в том числе, к его давиру. Понимали под «Святым святых» Мессию и некоторые еврейские экзегеты. Естественно, Мессию, все ещё ожидаемого, а не пришедшего уже Иисуса Христа. Абарбанель же считал, что речь идёт о третьем храме, который «будет помазан и будет превосходить второй» 112 . Саадия Гаон и Раши полагали, что речь идёт о втором храме. Но, так или иначе, все они относили разбираемое выражение к мессианскому времени. Но затем понимание этого словосочетания несколько изменилось. Новейшие экзегеты обратили внимание, что [кодеш кодашим] в Священном Писании почти исключительно относится к предметам, а не лицам. В Исх. 26:33–34 ; Чис. 4:4, 19 ; 3Цар. 6:16; 7:50; 8:6 ; 1Пар. 6:49 ; 2Пар. 3:10; 4:22; 5:7 ; Иез.41:4 ) так названо отделение скинии и храма, где стоял ковчег завета; в Исх. 29:37; 40 – жертвенник всесожжения, а в Исх. 30 – курения; в Исх.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Rozh...

Мейендорф Иоанн, прот. Византийское богословие: исторические тенденции и доктринальные темы. Минск, 2007. С. 201. Прот. Иоанн Мейендорф суммирует её следующим образом: «человек не есть автономное существо, но ... его истинная человечность реализуется лишь тогда, когда он живёт “в Боге” и обладает божественными качествами» (Там же. С. 200). Там же. См. также: С. 199, 241. Симеон Новый Богослов, прп. Слово 29: 5//Указ. соч. Ч. 1. С. 365. Симеон Новый Богослов, прп. Слово 45: 3//Указ. соч. Ч. 1. С. 539. Стоит отметить, что прп. Симеон продолжает линию, начатую прп. Макарием Великим, и предвосхищает паламитское учение о нетварной благодати. По мысли архим. Киприана (Керна) влияние на свт. Григория Паламу прп. Симеона «если не больше, то непосредственнее», чем даже влияние Псевдо-Дионисия Ареопагита и прп. Максима Исповедника ( Киприан (Керн), архим. Указ. соч. С. 235). См.: Симеон Новый Богослов, прп. Слово 5: 1//Указ. соч. Ч. 1. С. 84. См.: Симеон Новый Богослов, прп. Слова 10: 1; 12: 1//Указ. соч. Ч. 1. С. 124, 172. Симеон Новый Богослов, прп. Слово 6: 2//Указ. соч. Ч. 1. С. 95. См.: Симеон Новый Богослов, прп. Слово 91//Указ. соч. Ч. 2. С. 599. Что, конечно, не отменяет участия в грехе и произволения самого человека, ср. в другом месте: «очевидно, что грех бывает и по воле человека, и не по воле его: бывает по воле его потому, что ум сам склоняется на грех, бывает не по воле его потому, что когда слагается он совершить грех делом, то на это бывает влеком и нудим диаволом» ( Симеон Новый Богослов, прп. Слово 12: 3//Указ. соч. Ч. 1. С. 178). См.: Симеон Новый Богослов, прп. Слово 5: 2//Указ. соч. Ч. 1. С. 85–88. См., напр.: Симеон Новый Богослов, прп. Слова 12: 1; 32; 44: 3//Указ. соч. Ч. 1. С. 171, 391–398, 517–518; Слова 69; 70//Указ. соч. Ч. 2. С. 170–194. См.: Симеон Новый Богослов, прп. Слова 12: 1; 17: 4//Указ. соч. Ч. 1. С. 174–175, 229. Почему при подъятии их непременно должна иметься в виду данная цель, подлинный их смысл (см.: Симеон Новый Богослов, прп. Слово 44: 2//Указ. соч. Ч. 1. С. 516).

http://bogoslov.ru/article/6172876

Осмысленность высшего порядка в «работе с материей и духом» как самого индивидуума, так и окружающей его человеческой и информационной среды –– это та категория, которая до сих пор остается крайне недооцененной в образовательных парадигмах современности. Кроме признания фундаментальных законов природы эта осмысленность подразумевает принятие неизменной основы этих законов (логосов промысла Божия) и постулирование бережного отношения при обращении к материи как физического космоса, так и психической энергии человека. В богословском контексте эта идея может быть озвучена как творчество в согласии с логосами/замыслами Божиими. Реализация творческого подхода к образовательным методикам должна с необходимостью включать приучение студентов к встрече с неудачами и продолжительному труду. Христианская антропология дает в этом смысле важнейшую мотивационную базу. Покаяние, по мысли святых отцов, это тоже искусство (τχνη) 43 , и именно оно не дает искусству не перерасти в псевдо-художественную саморекламу, но остаться подлинным творчеством. Литература и источники 1 . Бехтерев В. М. Мозг и его деятельность. Москва; Ленинград: Государственное изд-во, 1928. 2 . Григорий Палама , свт. Триады в защиту священно-безмолвствующих/Пер. с греч., послесловие и комм. В. Вениаминова. М.: Канон, 1996. 3 . Игнатий Кавказский, свт. Письма к друзьям и знакомым. Письмо 31//Его же. Творения. В 8-ми т. М.: Паломник, 2007. Т. 8. С. 204–205. 4 . Иоанн Златоуст , свт. Беседы на книгу Бытия. Беседа 16//Его же. Полное собрание творений. В 12-ти т. Т. 4. Ч. 1. СПб.: Изд. СПбДА, 1898. С. 127–137. 5 . Киприан (Керн) , архим. Антропология св. Григория Паламы . Париж, 1950. 6 . Кирилл (Зинковский) , иером. Великие отцы Церкви о материи и теле человека. Александрийская и Каппадокийская школы. СПб.: Изд-во О. Абышко, 2014. 7 . Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. М.: Изд-во МГУ, 1962. 8 . Макаренко А. С. Книга для родителей//Он же. Избранные произведения. В 3-х т. Киев: Изд-во Радянська школа, 1985. Т. 2. С. 321–524.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Петру относительно его особой задачи в Церкви, находятся в Евангелии от Луки — и, возможно, в остальных Евангелиях — в контексте Тайной Вечери. Этот пункт имеет много важных следствий для помещения петровых задач в перспективе, подобной одной из данного исследования и, возможно, делая их в конечном итоге приемлемой для тех, кто придерживается евхаристического, как и исторического подхода к преемственности Церкви. Но это требует дополнительного исследования. 635 Принцип сущностного равенства всех епископов — и поместных Церквей — проистекает именно из эсхатологического образа апостольской коллегии как неделимого целого, которое реализуется и выражается в своей цельности через каждого епископа в каждой Церкви. Отсюда важность этого принципа в древней Церкви (например, Киприан: прим.6 выше) и в православном каноническом праве. Это не следует запутывать какими-то историческими случаями, указывающими на противоположное. Об этом принципе в контексте Ватикана II смотри у Х. — М. Леграна, цит. соч., стр.122. 636 Изучение этих особенностей смотри у И. Конгара " Церковь св. Августина и современная эпоха " ( " История догмата " III/3, 1970), особенно стр.173 и далее. 637 В Новом Завете вряд ли существует какой-то священнослуженческий титул, который не приписывался бы личности Христа в первоначальной Церкви. Таким образом, Христос есть " апостол " (Евр.3,1.), " пророк " (Мф.23,8; Ин.13,13), " священник " (Евр.5,6,8.4,10.21,2.17), " епископ " (1Петр2.25.5.4; Евр.13.13), " диакон " (Рим.15.8; Лук.22.27 сравн. Фил.2,7) и т. д.. 638 Таким образом, в литургии св. Иоанна Златоуста молитва перед Великим Входом: " Ты бо еси приносяй и приносимый, и " приемляй, и разделяемый, Христе Боже наш " . Многочисленны ссылки на сочинения Златоуста по этому вопросу. Смотри, например, " Гомил. на Евр, " 12–14, ПГ 63.95–116; " Гом. на 1Кор.8,1, ПГ. 61.69; " Гом. на Иоан. " , 86.4, ПГ 59.472. О других Отцах смотри, например, Григорий Наз. " О крещении " 40,26, ПГ. 36,396; и Псевдо–Дионисий Ареоп. " Церк.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=121...

Помимо древности, или непосредственной связи со временем формирования церкви в целом, отцам церкви должны быть свойственны ученость, святость, ортодоксия и одобрение церкви или всеобщее признание. Но эти требования относительны. По крайней мере, мы не можем назвать воззрения доникейских отцов церкви полностью ортодоксальными ни с греческой, ни с римской, ни с евангельской точки зрения. Их догматические представления часто были весьма неопределенными и неточными. В самом деле, Римская церковь исключает из списка «отцов» (Patres) Тертуллиана за его монтанизм, Оригена за его платонизм и идеализм, Евсевия за его полуарианство, а также Климента Александрийского , Лактанция , Феодорита и других выдающихся богословов, определяя их просто как «церковных авторов» (Scriptores Ecclesiasticï). В строгом смысле ни один из доникейских отцов церкви не согласуется с римским вероучением абсолютно во всем. Даже Ириней и Киприан отличались от римских епископов, первый в отношении к хилиазму и монтанизму, второй – в отношении к еретическому крещению. Иероним решительно свидетельствует против канонической ценности апокрифов. Августин, величайший авторитет католического богословия среди отцов церкви, придерживается совершенно евангельских взглядов на грех и благодать, которые были с энтузиазмом возрождены Лютером и Кальвином и по сути осуждены Трентским собором. Папа Григорий Великий отвергал титул «вселенского епископа» как антихристианскую идею, однако титул этот сравнительно безвреден в сопоставлении с официальными титулами его преемников, претендующих на звание наместников Христа и Всемогущего Бога на земле и непогрешимых органов Святого Духа во всех вопросах веры и дисциплины. Ни один из древних отцов церкви и богословов ничего не знал о современных римских учениях о непорочном зачатии (1854) и папской непогрешимости (1870). «Единодушное согласие отцов» – иллюзия, если мы не говорим о самых основополагающих и всеобщих догматах христианства. Здесь мы просто вынуждены придерживаться либеральных представлений об ортодоксии и делать поправку на неизбежность существования разных этапов в развитии церковного вероучения.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Посмотрим, в чем Палама видит превосходство ангельской природы над человеческой. Прежде всего, это наблюдается в большей близости бесплотных духов к, несозданному Богу Духу. «Ангелы чтимее нас, ибо живут вне тела и несомненно ближе к бесплотному Естеству... Ангелы, сохранившие свой чин и любящие то, для чего они созданы, чтимее нас и гораздо превосходнее нас в своем достоинстве» 1748 Из того, что они по умной природе ближе к Первому и Верховному Уму, следует и другое их превосходство над нами. Это их непосредственное причастие несозданного Света, изливающегося из Первоисточника Света, Бога. Разработанное Ареопагитиками и другими писателями церкви учение о вторых светах 1749 , воспринято и св. Григорием. «По этой благодати, – говорит он, – и сиянию и по единению с Богом ангелы превосходнее людей. Потому они и суть вторые сияния, служители Высшего Сияния, вторые светы отблески Первого Света, умные силы и служебные духи. И ангел есть первая световая природа после Первоначальной световой Природы, из Которой сияет; и второй свет, некое истечение Первого Света и причастие Его. И божественные умы, круговращаясь, соединяются с безначальным и безконечным осиянием красоты и блага. Сам Бог есть свет, и не что иное. И то, чем солнце является для чувственных существ, то для умных сил есть Бог, И Сам Он есть Первый и Высший светлый Свет всяческого разумного естества» 1750 . Бросается в глаза влияние псевдо-Дионисия не только в учении о вторичных светах, но и о круговых движениях окрест Первого ума 1751 . Выражение Паламы «истечение» не должно быть, конечно, понимаемо в смысле пантеистическом, как какая-то эманация Божества. Это есть лишь образное раскрытие ареопагитской мысли о «выступлениях» προοδοι Бога, Его энергиях, теофаниях. Вспомним, что и св. Григорий Богослов называл душу человека истечением, струей Божества 1752 , понимая под этим то, что душа человека «вдунута» в него Богом. Блаж. Феодорит поясняет, что «сама душа не есть некая часть сущности Божией; но тем вдуновением обозначается ее природа, т. к. разумная душа есть дух» 1753 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/a...

Преемниками апостольской проповеди были так называемые мужи апостольские и апологеты, Учители Церкви и Отцы Церкви. Это – длинный список имен различной степени таланта и заслуг: Варнавва (ум. в 76 г.), Климент Римский (ум. в 101 г.), Игнатий Богоносец (ум. в 107 г.), Ерм , Поликарп Смирнский (с 80 по 166 г.), Дионисий Ареопагит (умер в начале 2 века), Аристид, Кодрат (оба при Адриане), Иустин Философ (крестился в 133 г., ум. в 150–166 г.), Милитон Сардикийский (около 150–200 г.), Минуций Феликс (150–200 гг.), Татиан (около 150 г.), Феофил (168–181 гг.), Афинагор (около 170 г.), Эрмий (2–3 вв.), Киприан (2–3 вв.), Арнобий (3 в.). Были еще малоизвестные – Аристон, Мильтиад, Клавдий Апполинарий. Общеизвестны громкие имена Климента Александрийского , Иринея Лионского , Оригена , Тертуллиана . Работа, исполняемая всеми этими лицами, была сложна и разнообразна, им приходилось полемизировать и против языческой философии, и против гностиков, и против иудейства, и в то же время приводить христианское учение в систему, критически проверять документы вероучительные и исторические, отбрасывая из них все выдуманное, искаженное, поддельное и апокрифическое. Таких поддельных сказаний, даже псевдоевангелий, было множество; и, пока не была произведена работа критической проверки, им верили даже и очень авторитетные учители христианства (как Климент Александрийский ). Из этого видно, как необходима была чисто ученая работа над источниками вероучения. Без этого невозможно было бы охранить истинное христианское учение от вторжения идей языческих и противохристианских, которые рвались со всех сторон. Вот образчик того, как вторгались идеи, совершенно чуждые христианству, в церковное общество. Очень большим авторитетом пользовались сочинения неизвестного автора, выдававшиеся за произведения Дионисия Ареопагита . В них же развивается учение о Боге, которое составляет как будто пересказ индуистского. Вот как представляет себе Бога псевдо-Дионисий. «Бог в духах, душах и телах, на небе, на земле, везде один и тот же.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Tihomirov/...

Преп. Максим, толкуя это место Священного Писания, говорит: « Мрак же есть совершенное и всецелое неведение Божественной благодати, сплошь проникнувшись которым по произволению, они лишились блаженного и всесветлого даяния чистого света, расточив дарованную им по природе силу на не–сущее». Преподобный Максим Исповедник. Творения. Кн. 2. М., 1993. С. 52. 196 «Божии умы» (τος θεους νας) здесь тождественны Ангелам. См.: «Второй свет есть Ангел — некоторая струя, или причастие первого Света; он находит свое просвещение в стремлении к первому Свету и в служении Ему; и не знаю, по чину ли своего стояния получает просвещение, или по мере просвещения приемлет свой чин». Святитель Григорий Богослов. Собрание творений в 2–х томах. Т. 1. Сергиев Посад, 1994. С. 546. Ср. также: «Учение о том, что Ангелы насыщаются Божественным первоначальным Светом заимствовано от Псевдо–Дионисия. От него воспринял эту мысль и св. Иоанн Дамаскин: " Ангелы видят Бога, насколько это для них возможно, и это служит им пищею " . Палама мог почерпнуть это мнение и непосредственно от Ареопагитиков или через посредство Дамаскина». Архимандрит Киприан (Керн). Антропология св. Григория Паламы M. С. 358. 197 Термином θεοφντωρ («открывающий Бога») неоднократно называл Дионисия Ареопагита преп. Максим Исповедник. См.: PC 91, 84, 348, 1260. 198 Дионисий Ареопагит. О божественных именах. О мистическом богословии. СПб., 1994. С 113. 199 В одной из схолий к сочинению «О небесной иерархии» (замечание к выражению: «иерархии небесных умов») говорится: «Эллинские философы также называют умами разумные, или ангельские, силы, поскольку каждый из них есть всецело ум и полнотой сущности обладает лишь в качестве живого ума, согласующегося с их видом, выражающим сущность». Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии. СПб., 1997. С. 5. 200 Ср. описание Преображения у св. Иоанна Дамаскина: «О чудо, превосходящее всякий ум! Не снаружи слава присоединилась телу, но изнутри, от неизреченным образом соединенного с ним ипостасно Пребожественного Божества Бога Слова.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Преподобный Серафим еще более напоминает древних тайновидцев, преподобного Симеона больше других, с его дерзновенным призывом искать даров Духа. Преподобный Серафим был начитан в отцах... В его опыте обновляется исконная традиция взыскания Духа... “Истинная же цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святаго Божия” ... Все другое должно быть только средством. Под елеем, которого не достало у юродивых дев евангельской притчи, преподобный Серафим разумел не добрые дела, но именно благодать Всесвятого Духа. “Творя добродетели, девы эти, по духовному своему неразумию, полагали, что в том-то и дело лишь христианское... а до того, получена ли была ими благодать Духа Божия, достигли ли они ее, им и дела не было” 76 . Так со властию противопоставляется морализму – духовность... Дух подается, но и взыскуется. Требуется подвиг, стяжание. И подаваемая благодать открывается в некоем неизреченном свете (ср. описание Мотовилова в его известной записке о преподобном Серафиме) ... Преподобный Серафим внутренно принадлежит византийской традиции. И в нем она вновь становится вполне живой» 77 . В своем исследовании «Духовные предки св. Григория Паламы » профессор архимандрит Киприан тоже говорит о непрерывной преемственности православной мистики: «Путь православной мистики и цель ее – стяжание Святаго Духа, а не подражание страдающему Христу и не жертвенное самоистязание. В этом совершается для него личная встреча с Параклитом и заключается им его личный завет со Святым Духом, почему ему и чуждо ожидание третьего Завета и третьего Откровения всему человечеству. Это откровение совершается на его личном пути, личным стяжанием благодати. Эта традиция нашей мистики идет от древнейших духовидцев Востока, эта линия тянется от псевдо-Дионисия через Максима Исповедника , Симеона Нового Богослова , Григория Паламу к подвижникам и мистикам наших дней, когда еще раз расцветает в лице преподобного Серафима Саровского и опытно раскрывает в его беседе с Мотовиловым то, что было драгоценным сокровищем в мистической ризнице Востока; видение обоженной полноты человеческого существа» 78 . V. Наставления преподобного Серафима Саровского

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010