9:16). Далее следует: «и сильный не удержит силы своей», — не потому, что он силен, а потому, что хвастается своею силою, или же [здесь идет речь о том], кто надеется на свою силу, а не на милость Божию, подобно тому, как написано: «погублю премудрость премудрых и разум разумных отвергу» (1 Кор. 1:19), не в том смысле, что может погибнуть истинная мудрость и быть отвергнуто разумение истины, а в том, что погибнет мудрость тех, которые сами считают себя мудрыми и надеются на свою ученость. Также крепкий или воитель, который не спасет жизни своей, есть тот, кто не обладает всеоружием апостольским, имея щит, но не [щит] веры, препоясав чресла, но не истиною, облекшись в броню, но не [в броню] праведности, взяв меч, но не [меч] спасения (Ефес. гл. 6). Подобного рода воитель не приготовляется к священной войне и не может вести брани Господней, ратоборствуя за ложь против истины. Такой воитель не может сказать: «благословен Господь Бог мой, научаяй руце мои на ополчение и персты моя на брань, милость моя и прибежище мое» (Псал. 143:1—2). Еретики имеют и стрелков, которые, тщетно натягивая лук, не могут устоять против стрелы Господа, говорящего чрез Исаию: „я как стрела избранная в колчане Господнем“ (Исаии 49, 2). Это те стрелки, о которых и Давид говорить: «се грешницы налякоша лук, уготоваша стрелы в туле, состреляти во мраце правыя сердцем» (Псал. 10:2). И быстроногий, говорит [пророк], не спасется, то есть: кто вследствие своих хитроумствований перебегает от одних свидетельств Писания к другим и путем ораторского красноречия и диалектических софизмов старается истребить истину, тот запутается в этом и падет, потому что он надеется не на Бога, а на свои ноги. Также сидящий на коне не спасет жизни своей, — не обращающий внимания на сказанное пророком: «ложь конь во спасение» (Псал. 32:17), и не знающий написанного: «воздремаша вседшии на кони» (Псал. 75:7). Он не спасет жизни своей, но погибнет и услышит [слова]: «сии на колесницах и сии на конех, мы же во имя Господа Бога нашего призовем.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

" (Рим. 2:17-18, 25). Те, говорит, которым был вверен закон, не получали никакой пользы от того, что им был вверен закон, потому что они не веровали. Тоже выражает и Давид другим образом, когда говорит: " грешнику же говорит Бог: что ты проповедуешь уставы Мои? " (Псал. 49:16). Так как они чрезмерно превозносились слышанием закона, хотя не исполняли его, то Павел и укорил их за такое тщеславие, говоря: " как же ты, уча другого, не учишь себя самого? Проповедуя не красть, крадешь? " (Рим. 2:21-22). Подобным образом и Давид говорит: " когда видишь вора, сходишься с ним, и с " прелюбодеями " сообщаешься " (Псал. 49:18). И дне великаго не потерплю . Говорит о пятидесятнице, празднике кущей, пасхе и прочих праздниках. Поста, и праздности , и праздников ваших ненавидит душа моя. Говорит им человекообразно. Бысте Ми в сытост : в пресыщение, в отвращение. Это служит доказательством неизреченного долготерпения Его, что Он часто согрешавших терпел и не прежде наказывал, как сами грешники крайностью нечестия вызывали Его не это. Ктому не стерплю грехов ваших : более уже не буду терпеть. Это подобно сказанному Давидом: " ты это делал, и Я молчал " (Пс. 49:21). " И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу " (ст. 15). Отсюда видно, что от молитвы, даже продолжительной, не бывает никакой пользы, если молящийся остается в грехах. Нет ничего равного добродетели и молению посредством дел. Ваши руки полны крови , т.е. убийственны; но не сказал: убийственны, а: полны крови, выражая, что они делали грех занятием, и всегда усиленным занятием. 6. И это дело благости Божьей, что, угрожая, Он оправдывается, приводить причины, почему Он и не принимает их молитвы. " Омойтесь, очиститесь " (ст. 16). Почему же Он, сказав: к тому не стерплю грехов ваших , дает совет, и, показав, что они больны неисцельно, говорить об исправлении? Бог обыкновенно так поступает: и угрожает лишением  спасения, чтобы усилить страх, и не останавливается на этом, чтобы подать добрые надежда, и таким образом, привести к раскаянию.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

11:19), — не по твоей заслуге, а по Моему милосердию, и чтобы тогда ты узнала, что Я Господь, и вспомнила о благодеяниях Моих, и устыдилась и сказала по апостолу: иже несмь достоин нарещися апостол, зане гоних Церковь Божию (1 Кор. 15:9), и чтобы тебе более нельзя было открыть рта от стыда. Ибо святым свойственно отверзать уста по апостолу, который говорит: уста наша отверзошася к вам, Коринфяне (2 Кор. 6:11), и Господу Спасителю, который, отверсши уста Свои, учил их (Матф. гл. 5), сказав и в псалме (77, 2): отверзу, говорит, в притчах уста Моя. Грешнику же говорится: согрешил еси, умолкни (Быт. 4:7), и; вскую ты восприемлеши завет Мой усты твоими (Псал. 49:16)? и: не красна похвала во устех грешника (Сир. 15:9). А святой удостаивается слышать: отверзи уста твоя и исполню я (Псал. 80:11). Отсюда, мы заключаем, что даже и тогда, когда мы получили по милости Вожией прежнюю славу или, вернее, вечный завет Евангелия, после того как Господь простил нам все, соделанное нами, мы имеем воспоминание о прежнем грехе и всегда закрываем уста, потому что мы спасены не от дел наших, а по благодати Божией. Глава XVII Ueз.XVIÏ1—6. И было ко мне слово Господне, говорящее: сын человеческий! предложи загадку, скажи притчу к дому Израилеву, и скажешь: так говорит Господь Бог: большой орел с большими крыльями, длинный по протяжению членов, пушистый и пестрый пришел на Ливан и взял наилучшую часть (medullam) кедра. Сорвал верхушку ветвей его и перенес ее в землю ханаанскую, поместил ее в городе торговцев. И взял от семени [этой] земли, и поместил это на земле вместо семени, чтобы утвердило корни у вод многих, на поверхности поместил его. И когда оно дало росток, то выросши стало виноградною лозою, очень широкою, низкою ростом, у которой ветви были обращены к нему, и корни ее были под нею, и стало виноградною лозою, и пустило ветви и дало отрасли. LXX: И было ко мне слово Господне, говорящее: сын человеческий! расскажи повесть и скажи притчу к дому Израилеву и скажешь: так говорит Адонаи Господь: большой орел с большими крыльями, с длинным протяжением со многими когтями, имевший повеление войти на Ливан, и взявший наилучшую часть кедра сорвал нежные верхушки и принес их в землю ханаанскую, поместил это в городе, обнесенном стенами, и взял от семени [этой] земли и насадил его на поле у вод многих, поместил его так, чтобы оно было видно, и взошло оно и стало виноградною лозою слабою и малою ростом, так что лишь были видны ветви ее на ней и корни ее под нею.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Ст. 48—51. Живу Я, говорит Господь, что сестра твоя Содома и дочери ее не делали так, как делала ты и дочери твои. Вот в чем было беззаконие Содомы, сестры твоей: в гордости, в пресыщении хлебом, и в изобилии и в праздности ее и дочерей ее, и руки нуждающемуся и бедному она не подавала. И возгордились они и делали мерзости предо Мною, и отверг Я их, как ты увидела (или Я увидел). И Самария половины грехов твоих не нагрешила, но ты превзошла ее злодеяниями твоими и оправдала сестер твоих всеми мерзостями твоими, какие делала ты. LXX: Живу Я, говорит Адонаи Господь: так [не?] делала Содома, эта сестра твоя, и дочери ее, как делала ты и дочери твои. Но беззаконие Содомы, сестры твоей, состояло в гордости, в пресыщении хлебом и в изобилии. Утопала в наслаждениях она и дочери ее это имела она и дочери ее и не брали за руку бедного и нуждающегося и величались, и делали беззакония пред лицом Моим, и отверг Я их, как ты видела. И Самария половины грехов твоих не нагрешила, и умножила ты более их беззакония твои, и оправдала ты сестер твоих всеми беззакониями твоими, какие ты делала.    Поставленного Семьюдесятью: это имела она и дочери ее в еврейском нет. В Ветхом Завете клятвою Божиею служит: живу Я, говорит Господь (Числ. гл. 14), а в Новом: аминь, амин, глаголю вам (Иоанн. 13, 16). Если же это есть общее [свойство] с прочими: Бог Авраамов, Бог Исааков и Бог Иаковль; несть Бог мертвых, но Бог живых (Марк. 12:27), и в другом [месте: благоугожду пред Господем во стране живых (Псал. 114:8); то спрашиваем: каким образом это общее название усвояет Себе Бог, как Свое собственное? Но как говорится: доброе дерево, и добрый человек, и добрый пастырь и добрый раб, хотя никто абсолютно не добр, за исключением одного только Бога; так, хотя ангелы и прочие силы, также патриархи, и пророки и апостолы суть живые, однако, сравнительно с Богом всемогущим называются мертвыми. Ибо кто есть человек, иже поживет и не узрит смерти (Псал. 88:49)? Поэтому и апостол Павел говорит о Боге: един, имеяй бессмертие и во свете живый неприступнем (1 Тим.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Забвенъ быхъ к мертвъ сердца: быхъ к сосдъ погбленъ. 13. Я забыт в сердцах, как мертвый; я – как сосуд разбитый, к слышахъ 139 многихъ живщихъ крестъ: внегда собратис имъ вкп на м, дш мою совщаша. 14. ибо слышу злоречие многих; отвсюду ужас, когда они сговариваются против меня, умышляют исторгнуть душу мою. 13–14. Так. обр. у одних, которые прежде питали к нему сочувствие и расположение, он оказался забытым и покинутым, будто давно умерший, – выброшенным из их сердца подобно тому, как выбрасывается за негодностью к употреблению разбитый ( погбленъ) сосуд; в других напротив, почти не знавших его, нашёл себе многих пори цаплей и врагов, так что со всех сторон слышит себе злословие ( или и внушающие ужас совещания о том, как бы лишить его жизни (ср. Пс.7:3 , слав. – дш мою; правильнее бы и яснее переводить изти, как в 1Цар.24:12 , или взти, как в Псалт. Скорины и Иез.33:6 ). Разность в переводе выражений 14 ст. в русск.-евр.: отовсюду ужас, и в слав.-грек.-лат.: живщихъ крестъ:, – объясняется тем, что евр. слово (магор)=страх, ужас, – от =(гур) (ягор) – бояться (Ср. Иер.6:25; 20:3, 4, 10 лат. 46:5; 49:29 лат.-слав.; ср. греч. в посл. месте απλεια), – 70 толк. производили от – жить, обитать, читая вероятно во мн. ч. (мегуре). Прош. вр. слышахъ в слав.-гр.-лат., также как в ст. 15 уповахъ, рхъ – букв. перев. евр. 1-го аориста, который однако же здесь правильнее принимать в смысле настоящего, как все русск. переводы и друг. новейш. языков. Ср. Псал. 1:1 прим. Азъ же на т, гди, уповахъ, рхъ: ты бгъ мой. 15. А я на Тебя, Господи, уповаю; я говорю: Ты – мой Бог. Въ рк мо: избави м из рк врагъ моихъ и гонщихъ м. 16. В Твоей руке дни мои; избавь меня от руки врагов моих и от гонителей моих. 15–16. Но, не смотря на свое опасное и совершенно беспомощное положение, псалмопевец не падает духом, не предается отчаянию, а возлагает надежду на Господа и с спокойною уверенностью молит Его об избавлении (ср. Пс.7:2 ): а я на Тебя, Господи, уповаю; я говорю Ты мой Бог (Элогим=всемогущий), т. е. Ты мой всесильный Владыка и Защитник (ср. Пс.5:3: 17:31–32 ); в Твоей руке жребий мой, т. е. в Твоей всесильной власти, в Твоем полном распоряжении (ср. выше ст. 6) воя моя судьба, – и жизнь и смерть, в радости и печали (ср. бл. Феодорита и Зигабена); без Твоей воли, без Твоего попущения враги мои не в силах достигнуть исполнения своих коварных замыслов; от Тебя единственно зависит, предать ли меня им на погубление, или избавить от них; поэтому молю Тебя: избавь меня от руки, т. е. от власти, или от попущенных Тобою гонений и преследований (ср. выше ст. 9) врагов моих и гонителей, и от замышляемого ими (ср. ст. 146) лишения меня жизни (ср. 1Цар.24:13–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Помазавше его елеем во имя Господне. 15 И молитва веры спасет болящаго, и воздвигнет его Господь: и аще грехи сотворил есть, отпустятся ему.16 Исповедайте убо друг другу согрешения, и молитеся друг за друга, яко да изцелеете. Это апостолы совершали уже и в то время, когда Господь жил еще между людьми: они помазывали больных елеем (Марк. 6, 13). Много бо может молитва праведнаго поспешествуема. 17 Илиа человек бе подобострастен нам, и молитвою помолися, да не будет дождь: и не одожди по земли лета три и месяц шесть. 18 И паки помолися, и небо дождь даде, и земля прозябе плод свой. Молитва праведника имеет большую силу тогда, когда и тот, за кого он молится, содействует его молитве душевною скорбию. Ибо если тогда, как молятся за нас другие, мы сами проводим время в роскоши, неге и невоздержании, то мы чрез это ослабляем силу молитвы подвизающегося за нас, и сбывается на нас слово блаженного Петра; когда один строит, а другой разрушает, тогда ничего, кроме труда, не бывает (Сирах. 34, 23). 19 Братие, аще кто в вас заблудит от пути истины, и обратит кто его, 20 да весть, яко обративый грешника от заблуждения пути его, спасет душу от смерти, и покрыет множество грехов. То же говорит и Иеремия: аще изведеши честное от недостойнаго, яко уста моя будеши (Иер. 15, 19). Ибо всякий, возвещающий слова Божии, бывает устами Божиими. Ибо что говорит? «Не вы будете говорить, но Дух Отца моего будет говорить в вас» (Матф. 10, 20). Поэтому-то и воспрещает Он грешнику, чрез Давида, поведать оправдания Его (Псал. 49, 16). ТОЛКОВАНИЕ НА ПЕРВОЕ ПОСЛАНИЕ СВ. АП. ПЕТРА. Содержание первого послания св. ап. Петра. Апостол Петр, как сам говорит, пишет иудеям, находящимся в рассеянии и сделавшимся христианами. Послание его учительное. Так как некоторые из иудеев уверовали, то апостол утверждает их в вере. Прежде всего, он объясняет и доказывает, что вера во Христа предвозвещена была пророками, как и искупление кровию Его было предъявлено чрез них, и что иудеям и язычникам возвещено все то, во что желают приникнуть ангелы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Для происхождения учения о мудрости нельзя указать другого, более приличного пункта времени, кроме времени мудрейшего из всех царей и из всех людей на земле. Но в книге Иова это учение носит еще характер первоначального образования, первоначальной свежести. В 28 главе книги Иова почти одними и теми же словами, как в 8-й главе книги Притчей, изображается превосходство премудрости перед всем, что есть драгоценного на земле, – существование ее прежде сотворения мира, содействие ее Богу в делах творения. Некоторые черты, которыми изображается премудрость во вступительной части книги Притчей, представляют даже дальнейшую, более развитую форму этого понятия сравнительно с книгой Иова. Так, по книге Иова, страх Божий составляет определенную человеку часть в премудрости, а по вступлению к притчам – он есть начало премудрости, ключ к сокровищам, которые она скрывает, плодоносное древо жизни для всех, которые держатся за него ( Прит.3:18 ). Хотя это еще не может быть основанием для предположения о старейшинстве книги Иова перед этой частью Притчей, как некоторые думают; однако может служить подтверждением близости по времени происхождения обеих книг. В доказательство сродства сих книг можно указать еще на многие общие им особенные слова и понятия, на многие параллельные места 9 . Но особенно поразительны следующие слова ( Иов. 26: 6 ) «Преисподняя обнажена пред ним, и нет покрывала Аввадону». ( Прит. 15:11 ) «Преисподняя и Аввадон открыты пред Господом». Нужно заметить, что в других книгах нигде слова эти не встречаются. Сл. еще ( Иов.15:16; 34:7 . Прит.26:6 ). Много параллелей, показывающих взаимное сродство с книгой Иова, находим также в псалмах Давидо-Соломонова времени. Но особенно поражают нас своим сродством с книгой Иова псалмы 87 и 88-й, по написанию Емана и Ефама Езрахитов, которых, обыкновенно, принимают за начальников певцов при храме в Давидово время и за потомков Левия, по ( 1Пар.6:18 ) и сл., но которых еще вероятнее можно принять за мудрецов Соломонова времени, потомков Иуды, упоминаемых ( 3Цар. 4:31 ; 1Пар.2:6 ). Кроме указанных нами выше сходных мест в псалме 87 и книге Иова по изображению Шеола, указывают еще на взаимное сродство их по духу и времени следующие ( Псал. 88:38 ) с ( Иов.16:19 ). ( Псал.88:48 ) с ( Иов.7:7 ). ( Псал.88:49 ) с ( Иов.14:14 ). ( Псал.87:5 ) с ( Иов.14:10 ). ( Псал.87:9 ) с ( Иов.30:10, 31 ). Замечательно и то обстоятельство, что 87 псалом, самый мрачный из всех псалмов, имеет разительное сходство с книгой Иова во всем своем содержании. Писатель псалма представляется в том же самом состоянии искушения, как Иов; это даже подало повод к той догадке, что писателем книги Иова был Еман.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pisarev...

15:4; Map. 7:10; Рим. 7:7  и выше цитов. места); – 21:17 в Мф. 15:4, (сл. Мар. 7:10 ; – 22:27; в Деян. 23:5 ; Лев. 11:44 ; в 1Петр. 1:16 ; – Числ. 16:26 ; в 2Тим. 2:19 ; – Втор. 6:16: в Мф. 4:7 (сл. Луки 4:12 ): – 24:14 в Мар. 10:19 ; срав. так же заповеди заключ. в Маф. 5 г., 21:27; 31:33, 38 и 43 стих. 436 б) пророки: аа) как продолжатели нравственного учения, основание которого положено в Законе Моисеевом, сл. Исаии 52:11 в 2Кор. 6:97 ; Иеремии 9:23 в 1Кор. 1:31  и 2Кор. 10:17 ; Псал. 23 (34), 14–15 в 1Петр. 3:10–11 ; – 94 (95), 8 в Евр. 3:8  и дал. др.; (111 или 112:9 во 2Кор. 9:9 ); – Притчей 3:11–12 в Евр. 12:5,6,25,21 в Рим. 12:20 ; срав. толкователей на все эти новозаветные места. δδ) в смысле обетования –вообще, как побуждение к исполнению новозаветного закона, а именно: α) от временных благ, как напр. благоденствие и долголетие жизни на земле за почитание родителей Исх. 20:12  в Еф. 6:3 , причем Апостол говорит: это первая заповедь с обетованием (ст. 2) срав. св. Златоуста, бл. Феодорита и др. на это место; срав. также «Записки на посл. к Еф.» стр. 157, Москва 1838; срав. также Псал. 33 (34). 13 в 1Петр. 3, 10 ; β) вообще от надежды на то, что Бог не оставит, услышит поможет, Иис. Навин. 1:5 в Евр. 13:5 ; срав. так же Исаии 49:8 во 2Кор. 6:2 , Псал. 33 (34). 16 в 1Петра 3:12 ; – 117 (118). 6 в Евр. 13:6 ; Притчей 3:34 в Иак. 4:6  и 1Петр. 5:5 ; (срав. также Прит. 22:8  лишь по 70-ти во 2Кор. 9:7 ). А главным образом, γ) От внушения надежды на нечто высшее, как напр., на прощение грехов, Псал. 31 (32) 1–2 сл. Рим. 4:7–8 ; срав. также Иерем. 31:31–34 в Евр. 8:8–12 , сл. 10:16,17; и как на необходимое следствие этого – получение жизни т е. возвращения общения с Богом, которому препятствуют грехи и в конце концов достижения жизни вечной, сл. Лев. 18:5  с Рим. 10:5 ; Гал. 3:12  и Луки 10:28  (срав. ст. 25); конкретное, так сказать, это побуждение выражается, как обетование наследия ближе всего земли, в смысле участка, принадлежавшего прежде нечестивому Псал. 36 (37), 11 сл.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Посему мы не веселиться должны, но сетовать, последовать совету говорящего: Яже глаголете в сердцах ваших, на ложах ваших умилитеся (Псал. 4,5), и, размышляя ночью о том, что делали днем, воздыхать. Так Ахаав умилившись раздрал одежду свою, постился, препоясался вретищем и плакал (3Цар. 21,27): и что же Господь? Не наведу, говорит, зла во днех его (29). И Спаситель говорит: Блаженны плачущие (Матф. 5,4), не о умершем, не о потере какой-нибудь, но о грехе, как говорит Давид: Измыю на всяку нощь ложе мое, слезами моими постелю мою омочу (Псал. 6,7), и еще: исходища водная изведосте очи мои, понеже не сохранил закона Твоего (Псал. 118,136). Омывай слезами нечистоту грехов твоих, ударяй в чело твое, бей в грудь твою, сокрушайся о своих согрешениях. Если уловлена будешь когда-нибудь глазами, как некогда Давид, худо отворивший окна; если глаза твои возмутят душу твою: закрой с воздыханием око свое, худо смотревшее; ибо навык греховный ведет падшаго к худшему. Если имеешь чистую одежду, не везде ходи в ней, чтоб она как-нибудь не замаралась. Если вознерадишь о первом, втором и третьем пятне; то имея уже одежду твою нечистою, не будешь чуждаться ее, если она и вся будет в грязи. 3. И так что же? - Нужны молитвы, что-бы как-нибудь не преткнуть ноги своей о камень; чтобы Ангел Божий, ополчась окрест нас, избавлял нас, и таким образом ты могла сказать: Ангел, иже мя избавляет от всех зол (Быт. 49,16), дабы и тебя воззвал Ангел, воззвавший Авраама: ибо Ангелы любят любящих Владыку их. - Приимите псалом, говорит Давид, и дадите тимпан, псалтирь красен с гусльми (Псал. 80,3). Дает одно, но трех просит, потому, что из трех частей мы составлены, как говорит Павел: И совершен ваш дух и душа и тело непорочно да сохранится (1Сол. 5,23). Псалтирь есть дух, душа есть гусли, а тимпан, чтобы был тимпаном, должен быть сделан из кожи мертвой. И так умертви тело, чтобы в тимпане и лике славить Бога. Христос предал тело свое за тебя на поругание: смотри, не говори: Кая польза в крови моей (Псал.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/6...

   Кормчие, гребцы, штурманы и пассажиры будут тав говорить при плаче о городе Тире: какой другой город так умолк, что не имел смелости, чтобы говорить, и выслушал оное евангельское [изречение]: молчи, престани (Марк. 4:39), и из Псалмов: вскую ты поведаеши оправдания Моя, и восприемлеши завет Мой усты твоими (Псал. 49:16)? Каким множеством товаров обогатился ты, Тир? И к чему ты с таким трудом старался днем и ночью собирать то, что погибнет от кораблекрушения? Ты наполнил многие народы и своими богатствами обогатил царей, о которых написано: предсташа царие земстии, и князи собрашася вкупе на Господа и на Христа Его (Псал. 2:2). Но теперь ты потерпел крушение в море и во глубине вод подобно тому, как написано о Фараоне: колесницы фараоновы и силу его вверже в море (Исх. 15:4). Он утонул в глубине, как камень, и мог сказать: приидох во глубины морские, и буря потопи мя (Псал. (38, 3). Все острова или жители островов, подвергающиеся ударам волн века сего, ужаснутся о тебе, и цари их, пораженные бурею, уразумеют погибель свою и, подражая звукам змеи, будут шипеть и говорить: ты уничтожен или сделался погибелью, так что ты имел склонность в погибели не по природе, а по [своей] воле. И не будет тебя. Если бы он сказал только это, то возникал бы важный вопрос: каким образом он не был, когда мы теперь видим его построенным? Но следующими за тем словами в век она указывает на время одного века, которое, соответственно летам жизни человеческой, определяется периодом в семьдесят лет. Или: не будет тебя для Бога, как говорит апостол: нарицающу не сущая (Рим. 4:17); и пророк Исаия: се постыдятся и посрамятся вси сопротивляющиися тебе, будут бо яко не сущии (Ис. 41:11); и Есфирь по переводу LXX: не предаждь, Господи, скиптра Твоего сим, иже не суть (Есф. 4:17), и в Псалме: ослаби мя, да почию, прежде даже не отъиду, и к тому не буду (Пс. 38:14). В каком смысле должно понимать эти свидетельства, об этом мы выше сказали. Но все это мы можем относить к еретикам, которые при разрушении и кораблекрушении Тира уразумеют свое заблуждение и, находясь среди моря, возжелают спасти души свои и будут плакать о сокровищах, которые худыми способами были собраны и которыми они обогатили многих царей, то есть своих патриархов, и простой народ, и богатства коих погибнут посреди моря. Также обитатели всех островов (если, впрочем, мы пожелаем сказанное принимать в хорошую сторону) ужаснутся о сокрушении Тира, и цари всех островов или сами они, пораженные бурею, изменятся в лице или, может быть, выразят сердечную печаль в плаче и слезах и чрез удивление и шипение засвидетельствуют великий ужас относительно того, что уничтожен и погиб тот, который многим народам обещал спасение. И уже не будет его, — не в определенное время, как было бы при переводе [словами]: в продолжение века (in saeculo), а вечно (in регретиит); потому что одно и то же слово имеет оба эти значения.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010