1:18). " Грядет Бог наш, и не в безмолвии " (Бог яве приидет) (Псал. 49:3). " Перед лицем Его огонь возгорится и попалит окрест враги его " (Псал. 96:3). " День Господень, пылающий как печь " (Малах. 4:1). И никто не берет этого на ум, но эти страшные и ужасные догматы пренебрегаются и преступаются больше всяких басней, и нет никого, кто бы слушал это, но все смеются и издеваются. Какой же исход предстоит нам? Откуда мы получим спасение? " Умираем, погибаем " (Числ. 17:12), стали предметом насмешки для врагов наших и издевательства – для язычников и демонов. Диавол превозносится, ликует и радуется; все ангелы, которым мы вверены, в стыде и печали. Нет обращающегося – неужели же все потрачено нами напрасно, и неужели мы кажемся для вас болтунами? Благовременно воззвать теперь к небу, потому что нет никого слышащего, и стихии призвать в свидетели. " Слушайте, небеса, и внимай, земля, потому что Господь говорит " (Ис. 1:2). Дайте руки, протяните их вы, которые еще не потонули, к тем, кто погибает от невоздержания, здоровые к больным, здравомыслящие к безумствующим и колеблющимся. Никто пусть не предпочитает спасению друга его благодарности; и гнев его, и обличение пусть направляется к одной его пользе. Когда приключится с кем-либо лихорадка, и рабы становятся сильнее господ. Господин лежит в жару, душа в нем возмущена, а множество рабов тут же, никого не слушаются и не исполняют законов господина во вред господину. Умоляю вас: воспрянем. Ежедневные войны, потопления, бесчисленные погибели кругом, повсюду гнев Божий, мы же, точно угодные Ему, чувствуем себя в безопасности: все простираем руки свои на корыстолюбие, и никто – на помощь, все – на грабеж, и никто – на заступничество. Каждый старается о том, как бы умножить свое достояние, и никто, чтобы помочь нуждающемуся; каждый имеет великую заботу о том, чтобы увеличить имущество, и никто, чтобы спасти свою душу. Один страх владеет всеми – чтобы не стать, говорят, нам бедными; о том же, чтобы не впасть в геенну, никто не беспокоится и не трепещет.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Но Я обнажил Исава, открыл тайники его, и они не могут скрыться " (Иерем. 49, 9–10). Слова эти имеют следующий смысл. Если бы воры и грабители, которые обыкновенно ночью делают подкопы под дома и похищают находящееся в домах, проникли к тебе и, будучи сокрыты мраком, осмотрели бы все углы твоего дома, то они взяли бы, конечно, то, что считали нужным для себя, и оставили бы некоторые предметы в твоем доме или потому, что вполне удовлетворили себя, или же потому, что не заметили их. Если бы обиратели винограда вошли в твой виноградник и захотели бы или разграбить его, как враги, или обобрать его, как взявшие его у тебя в наем, то как бы ни было тщательно обирание винограда, однако они оставили бы между отростками [несколько] кистей, закрытых лозами и листьями. Но враги, которые по повелению Господню, напали на тебя (указывается на вавилонян и на войско Навуходоносора), все обыскали, осмотрели все тайники твои, и раселины и отверстия пещер, в которых ты живешь. И действительно, (скажем несколько слов о природе этой местности) вся южная часть Идумеи от Елевферополя до Петры и Елама (ибо это составляет владение Исава) имеет жилища в пещерах и, по причине необычайного солнечного зноя, – потому что это южная область, – пользуется подземными хижинами. «Я обнажил, – говорит, – Исава», то есть обнаружил то, что было сокрыто в земле, и открыл все то, что ты скрывал, и когда Я, вместе с врагами, обыскивал все, бывшее у тебя, то ничто из потаенного не могло укрыться. Иной смысл: под ворами и грабителями, приходящими ночью, потому что они сыны ночи и тьмы, я понимаю еретиков, которые проповедуют учения, противные истине, крадут то, что нужно им, и ежедневно спешат совершать похищения из стад церкви. Они, входя в тот виноградник Господа нашего, который Он перенес из Египта века сего ( Псал. 79:9–10 ) и от плодов которого Он обещает пить вино в царстве Отца ( Мк. 14, 25 ), так желают опустошить его, чтобы не оставалось в нем [ни одной] кисти. Но Господь делает, наоборот, то, что все тайны их и потаенные таинства патриархов Исава (я разумею именно первых изобретателей ереси) обнаруживает чрез Своих святых, чрез мужей церкви и учителей, и первая Его победа состоит в том, что делается открытым то, что держалось в тайне.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

46. Нет для меня утешителя. О, как горек плод (телесных) наслаждений! Горчее желчи, безжалостнее меча. Каким же образом я сделалась запустением? Я вдруг ослабела, я погибла ради нечестия своего подобно сну пробуждающегося; вот почему и сделался уничиженным во граде Господнем образ мой ( Пс. 72, 19–20 ). Изглажено из книги жизни имя мое, я стала как сова на крыше, как одинокий воробей на кровле: нет для меня утешителя ( Пс. 101, 6 ). Смотрю на правую сторону и вижу, что никто не узнает меня ( Пс. 141, 5 ). «Погибе бегство от мене, и несть взыскаяй душу мою» ( Пс. 141, 5 ). Я стала как погибший сосуд, я слышу поношение всех, обитающих вокруг меня ( Пс. 30, 13–14 ). Горе тому дню, в который породила меня несчастная мать и воспринял меня этот безжалостный свет. Следовало бы мне лучше не родиться, чем делаться такою притчею во языцех. По моей вине произошло посрамление для всех рабов Господних и достойно чтущих Его. 47. Рыдайте о мне, горы и холмы; рыдайте о мне источники и реки, ибо я – дочь плача. Рыдайте о мне звери лесные, пресмыкающиеся земли, и птицы небесные, и всякая душа, наслаждающаяся жизнью. Блаженны вы, птицы и звери, у вас нет никакого страха пред преисподней, и по смерти вы не должны будете отдавать отчета, а нас, обладающих смыслом (sensum), ожидают ужасные муки тартара, ибо мы согрешили; посему-то и нет мира для грешников. 48. Мой грех , мое беззаконие не похоже на досаждения людские; ведь он – поругание святыни. Обещавшись сохранить свое тело в девстве, всенародно принесши обет чистоты, я солгала перед Господом. Посему-то и нет для меня дерзновения призывать Высочайшего Господа, ибо заграждены уста согрешающих. Ведь о моем грехе воспел пророк, (когда сказал), что погибнут удаляющиеся от Бога, что погубляет Он всякого отступающего от Него ( Пс. 72, 27 ). И в другом месте: «Язык мой прильпнул к гортани моей, и Ты свел меня к персти смертной» ( Пс. 21, 16 ). 49. Но пока есть еще время, пока есть еще возможность, я буду восклицать пред Господом, ибо в смерти уже нет воспоминания и в преисподней нет исповедания. (Я буду восклицать): «Господи! не в ярости Твоей обличай меня, и не во гневе Твоем наказывай меня. Ибо стрелы Твои вонзились в меня.... Нет целого места в плоти моей от гнева Твоего; нет мира в костях моих от грехов моих. Ибо беззакония мои превысили голову мою и как тяжелое бремя отяготели на мне. Смердят, гноятся раны мои от безумия моего... Я изнемог и сокрушен чрезмерно, кричу от терзания сердца моего. Сердце мое трепещет во мне, оставила меня сила моя; и свет очей моих, – и того нет у меня» ( Псал. 37, 2–7, 9, 11 ). Боже, Ты отринул меня и сокрушил меня, показал мне жестокое, напоил вином сокрушения ( Пс. 59, 3, 5 ). Я отринута от очей Твоих, уже более не приложу (сил), дабы восстать для святого храма Твоего, и я стала изгнанницей.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Предстоит суд, предстоит воскресение, исследование содеянного; Господь идет на облаках: " перед Ним огонь, и вокруг Его сильная буря " (Псал. 49:3); река огненная течет впереди его, червь неумирающий, огонь неугасимый, тьма кромешная, скрежет зубовный. Хотя бы ты тысячу раз был этим недоволен, я говорю и не перестану. Если пророки не молчали, будучи даже побиваемы камнями, то тем более нам следует выносить неприязнь и не беседовать с вами для вашего удовольствия, чтобы, обманув вас, самим не рассечься на двое. Там наказание вечное, безутешное, и никакого заступника. " Кто " , сказано, " пожалеет об ужаленном заклинателе змей " (Сир. 12:13)? Если мы себя не пожалеем, кто, скажи, пожалеет нас? Если ты увидишь, что кто-нибудь вонзает меч в себя, в состоянии ли ты будешь его пощадить? Ни в каком случае. Тем более, когда от нас зависит правильно поступить и мы не поступим, кто нас пощадит? Никто. Сжалимся над собой. Если мы молимся Богу, говоря: " помилуй меня, Господи " , то скажем это себе и смилуемся над собой. От нас зависит, чтобы Бог нас помиловал – Он нас одарил этим: если делаем достойное милости, если совершаем достойное Его человеколюбия, то Бог помилует нас; если же мы себя не жалеем, то кто нас пощадит? Жалей ближнего, и сжалится над тобой Бог. Сколько каждодневно приходят и говорят: " сжалься надо мной " , а ты не обращаешь внимания? Сколько нагих, сколько увечных, а мы не склоняемся и отвергаем их просьбы? Как же ты просишь о помиловании, сам не делая ничего достойного милости? Будем сострадательны, будем милосердны, чтобы таким образом благоугодить Богу и достигнуть благ, обещанных любящим Его, благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу и Святому Духу слава, честь, держава, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. СЛОВО 43 О том, что пренебрегающий настоящим возобладает тем и другим, и что любостяжание хуже всякой грязи и нечистоты. Так как от начала, возлюбленный, имела быть оказанной людям некая великая благодать, то Бог, желая сделать это не в качестве дара, а предоставить, как долг, устроил прежде всего так, что человек отдал своего сына по повелению Божию, чтобы не показалось великим делом, когда Он предаст Своего Сына, если и человек сделал это для Него, чтобы не считалось, что это делается только по дару, но и по долгу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Какое после того останется нам утешение? Он звал нас на небо, а мы столкнули себя в геенну. Проклятие, ложь, воровство, распутство разлиты по земле; одни смешивают кровь с кровью, другие совершают дела хуже крови. Действительно, многие из любостяжателей скорее предпочтут тысячи смертей, чем потерпят ущерб; если бы они не удерживались страхом Божиим, то наложили бы на себя руки – до такой степени они жаждут собственной смерти. Ужели же это не хуже крови? " Горе мне! Ибо не стало милосердых на земле, нет правдивых между людьми " (У, люте мне душе, яко погибе благочестивый от земли, и исправляющаго в человецех несть) (Мих. 7:2). Теперь и мы воззовем прежде всего о себе. Но вы присоединитесь в плаче ко мне. Быть может, некоторые недовольны и смеются? Но поэтому именно и следовало бы усиливать плач, что мы так безумствуем и заблуждаемся, и не сознаем, что безумствуем, но смеемся над тем, по поводу чего следовало бы рыдать. " Открывается, о человек, гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду " (Рим. 1:18). " Грядет Бог наш, и не в безмолвии: пред Ним огонь поядающий, и вокруг Его сильная буря " (Псал. 49:3). " День Господень, как печь горящая " (Мал. 4:1). И никто не берет этого в ум, но пренебрегает этими страшными и ужасными вещами более, чем баснями; никто не слушает, все смеются и издеваются. Какой же у нас выход? Где мы найдем спасение? " Умираем, все погибаем " (Погибохом, потребихомся) (Чис. 17:12), мы сделались посмеянием для наших врагов, поношением для эллинов и демонов. Много думает теперь о себе диавол, ликует и радуется нашему позору; ангелы, которым мы вверены, все в унынии; никто не обращается, все у нас пропадает напрасно, и мы вам представляемся шутами. Благовременно теперь, так как никто не слушает, обратиться к небу, призвать в свидетели стихии: " Слушайте, небеса, и внимай, земля, потому что Господь говорит " (Ис. 1:2). Вы, никогда не утопавшие, протяните руку погибающим от пьянства, здоровые – больным, бодрствующие – безумствующим, старательные и твердые – колеблющимся.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Да и не один раз в течение длительной болезни надобно исповедаться и приобщиться; до последних минут жизни не следует откладывать это; потому что в это время от жестокости болезни и страха смерти, и Суда Божия вся душа бывает возмущена, расслаблена, даже и сознание часто помрачается, и человек становится вовсе неспособным принести покаяние, исповедать свое грехи, и с благоговейными чувствами приобщиться. Оттого многие в бессознательном состоянии и помирали, без напутствия св. Таинствами. 2) Заранее надобно устроить свои домашние дела, составить духовное завещание касательно имущества; со всеми примириться, простить даже врагов лично, или, если неудобно, то простить заочно, от сердца отпустив им вину их. И потом уже ни о чем земном не заботиться, а думать только о том, как встретить смерть и предстать на суд Божий. 3) Пред смертию диавол с особенною злобою нападает с искушениями, наводит уныние, колеблет веру, надежду и любовь к Богу, смущает душу напоминанием прежних грехов, сомнением в милосердии Божием, страхом осуждения на вечное мучение, старается довести до отчаяния - этой смерти души. В это время больной с особенным усердием должен молить Бога, чтобы Он укрепил его веру, надежду, любовь к Нему, не попустил врагу отягощать его искушениями, подавлять унынием, смущать сомнением, страхом. Для утешения и укрепления души полезно почасту заниматься беседою с благочестивыми людьми, чтением или слушанием утешительных мест св. Писания, каких много в Псалмах (Напр. Псал. 6. 17. 21. 24. 26. 30. 31. 37. 40. 41. 42. 49. 50. 61. 62. 68. 72. 76. 83. 93. 101. 114. 117. 118. 142 и другие). Особенно утешительна для умирающего прощальная беседа Спасителя с учениками: Да не смущается сердце ваше, веруйте в Бога, и в Меня веруйте. В дому Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. И когда пойду, и приготовлю вам место; приду опять, и возму вас к Себе, чтобы и вы были там, где Я... и проч. (Иоан. 14-17 гл.). Полезно чаще прочитывать канон на исход души (в требнике) и канон молебный к Пресвятой Богородице на исповедание грешника, Параклисис Богородице, службу по вся дни и другие умилительные каноны. Когда враг наводит смущение напоминанием сделанных грехов, страхом Суда Божия и наказания за них, представлением строгости Божией хочет довести до отчаяния, то надобно ободрять себя размышлением о беспредельном милосердии Божием к людям, по которому Он хочет всех спасти, даже с клятвою уверяет, что Он не хочет смерти, погибели грешников, но чтобы они обратились от пути нечестия и были живы, наследовали спасение (Иез.33,11).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/144/...

   Так, спасти людей нельзя было простому человеку, потому что всякий человек сам имел нужду в спасителе: «вси бо, — говорит св. Павел, — согрешиша, и лишени суть славы Божия» (Рим. 3:23). Так как грех подверг грешника власти диавола, а диавол подверг его смерти, то состояние наше сделалось крайне бедственным; не было никакого способа избавиться от смерти. Были присылаемы врачи, т. е. пророки, но они могли только яснее указать на немощи. Что они делали? Когда видели, что болезнь превышает искусство человеческое, они с небес призывали врача. Один говорил: «Господи, преклони небеса, и сниди» (Псал. 143:5). Другой взывал: «Исцели мя, Господи, и исцелюся» (Иер. 17:14); «воздвигни силу Твою, и прииди во еже спасти нас» (Псал. 79:3). Иной: «яко аще истинно вселится Бог с человеки на земли?» (3 Цар. 8:27); «скоро да предварят ны щедроты Твоя, Господи, яко обнищахом зело» (Псал. 78:8). Другие говорили: «о, люте мне, душе! яко погибе благочестивый от земли, и исправляющаго в человецех несть» (Мих. 7:2); «Боже, в помощь мою вонми: Господи, помощи ми потщися» (Псал. 69:2); «аще умедлит, потерпи ему, яко идый приидет и не умедлит» (Авв. 2:3); «Заблудих яко овча погибшее: взыщи раба Твоего, уповающаго на Тя» (Псал. 118:176); «Бог яве приидет, Бог наш, и не премолчит» (Псал. 49:3). Потому Тот, кто по естеству есть Царь, не презрел естества человеческого, порабощенного лютой властью диавола; благосердый Бог не попустил быть ему всегда под властию диавола: Присносущий пришел и дал в уплату Свою кровь; для искупления рода человеческого от смерти, отдал Свое тело, которое принял от Девы; освободил мир от клятвы закона, уничтожив смерть Своею смертию. «Христос ны искупил есть от клятвы законныя», восклицает св. Павел (Гал. 3:13).    Так знай, иудей, что Искупитель наш не есть простой человек, потому что весь род человеческий порабощен греху; но также Он и не Бог только, непричастный естества человеческого, каковым хочешь считать его ты, манихей: Он имел тело, потому что если бы Он в меня не облекся, то и не спас бы меня.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Он же есть и юнец, яко по силе Своей непобедимый. Назван же Он здесь юнцами, во множественном числе, потому что святая плоть Его разделяется на многия частицы, из которых каждая есть опять весь Христос. Он столько силен, что побеждает всех врагов тех, кои причащаются Его, и им самим дает силу побеждать мир, и область чадами Божиими быти. Называется еще и единолетным агнцем Он, всенепорочный Агнец Божий, яко всесовершеннейший, каковым был. Он носит крест, как роги, которым (крестом) дал Он и смертоносный удар врагу нашему диаволу, когда на нем распяли Его и убили Евреи. Другими рабами, как я сказал, называет здесь Господь святых Апостолов, которых послал Он созывать проповедию, заповедав им на путь язык не идти, и во град Самарянский не входить, но идти паче к погибшим овцам дома Израилева, т. е. к Евреям; но они и Апостолов не приняли, а иных из них поносили и били, иных же совсем убивали, из числа которых есть и первомученик Стефан. И слышав о сем царь той, разгневася, и послав воя своя, погуби убийцы оны, и град их зажже (Матф. 22:7). Убийцами называет Господь нечестивых Евреев, которых Он побил, уничтожил и опустошил посредством римских воинов. Ибо и злые называются Божиими воинами, когда посылаются для наказания других злых, как говорит пророк Давид: посла на ня гнев ярости своея, ярость и гнев и скорбь, послание ангелы лютыми (Псал. 77:49). Тогда наконец глагола царь рабом своим: брак убо готов есть, звании же не быша достойни. Идите убо на исходиша путей, и елицех аще обрящете, призовите на браки (Псал. 77:8, 9). Видишь ли последовательность и порядок вещей? Видишь ли точность притчи? — Тогда глагола: когда это? Когда Евреи, позванные Апостолами в царство небесное, не только не восхотели слушать их, но поносили их и убивали. Тогда уже послал Он их во весь мир, ко всем языкам. И изшедше, говорит далее притча, раби они на распутия, собраша всех, елицех обретоша, злых же и добрых: и исполнися брак возлежащих (Псал. 77:10). Апостолы обошли всю вселенную, проповедуя слово Божие, и собрали в единство веры и боговедения всех тех, которые послушались их и которые были злы, но преложились от злых дел своих и сделались добрыми.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=680...

Посредством соблюдения божественных заповедей достигается наше счастье и в этой и в будущей жизни. (Втор. 5:29; 11:27–28; Псал. 118:111. 105; Мат. 19:17; 1 Тим. 4:8 ). « Благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей .» Кто принимает и исполняет эти предписания Иисуса Христа, как божественные заповеди, и ищет в них своё счастье, тот почитает святой закон Божий и уверен в Божьей непреложности. Но есть люди, которые хотя и знают, что нужно соблюдать заповеди Божьи, однако предполагают, что соблюдение их слишком тяжело для человека и превышает его силы. Такие люди противоречат слову Божьему (1 Иоан. 5:3; Мат. 11:30 ) и представляют Бога лживым. Они привыкли искать свое счастье только в удовлетворении чувственных пожеланий, в наслаждениях земными радостями и удовольствиями; но они не знают блаженства человека добродетельного. Потому они утверждают, что Бог не исполняет своего обещания и не награждает послушания Его заповедям, но оставляет благочестивого терпеть несчастья, бороться с нуждами, скорбями и бедствиями. Не значит ли это представлять Бога лживым? 3. Если мы не верим обетованиям Божьим и не ожидаем от Бога никакой помощи в нуждах и несчастьях. Бог обещает нам в Своем слове Свою всесильную помощь в наших нуждах. «Призови Меня в день скорби», говорит Он, — «избавлю тебя» (Псал. 49:15; 90:14–15 ). Кто верует в Иисуса Христа, тот молит Бога с дерзновением и твердо убежден, что Бог его послушает (1 Иоан. 5:14 ). Он не отчаивается ни в какой нужде и опасности, но постоянно уповает на Бога и уверен, что Бог никогда не оставит уповающих на Него. Но как легко колеблется наше упование, если нужда увеличивается или долго продолжается, а наша молитва о помощи и спасении тотчас не услышана! Мы не усматриваем тогда в нашей участи мудрого устроения Божьего, не считаем Его руководства благодетельным для нас. Мы думаем, что Бог не любит нас так, как других людей. Недоверие к Нему и недовольство охватывает нашу душу до такой степени, что мы все Божьи обетования о Его помощи считаем неистинными, сомневаемся в Его любви, верности и обязательности. Тогда мы представляем Бога лживым.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Гимн 49. Моление к Богу, и как этот Отец, соединяясь с Богом и видя славу Божию, в нем самом действующую, приходил в изумление 343 . Как я внутри себя поклоняюсь Тебе и как вдали Тебя созерцаю? Как в себе усматриваю и на небе вижу Тебя? Ты один знаешь, делающий это и сияющий, как 344 Солнце, невещественно в моем вещественном сердце. Ты воссиявший мне светом славы Твоей, Боже мой, Чрез Апостола Твоего и ученика и раба, Всесвятого Симеона, Сам и ныне воссияй мне И научи Духом петь ему гимны, Новые вместе и древние, Божественные и сокровенные, Дабы чрез меня дивились знанию Твоему, Боже мой, ( Псал. 138, 6 ) И (тем) более проявлялась великая премудрость (Твоя), И все, услышав, восхвалили Тебя, Христе мой, Так как и я говорю новыми языками по благодати Твоей. Аминь, да будет, Господи, по воле Твоей. Я болезную, я страдаю смиренною душою своею, Когда внутри ее явится ясно сияющий свет Твой. Любовь называется у меня болезнью и является Страданием, оттого что я не могу всего Тебя обнять И насытиться, насколько мне желательно, и [потому] я воздыхаю. Однако, так как я вижу Тебя, то для меня довольно и этого, (Что) и будет (мне) славою, и радостью, и венцом царствия, И превыше всего сладостного и вожделенного в мире; Это покажет меня и подобным Ангелам, А быть может, и большим их соделает меня, Владыко. Ибо 345 если Ты невидим для них существом И естеством неприступен, мне же Ты видишься И совершенно смешиваешься со мною сущностью естества (Своего), Ибо они не отделены в Тебе и совершенно не разделяются, Но естество (есть) существо Твое и существо – естество; То поэтому, причастившись плоти Твоей, я приобщаюсь естества (Твоего) И поистине бываю причастником существа Твоего, (Делаясь) соучастником и даже наследником Божества И бывая в теле выше бестелесных, Я полагаю, (что) и сыном Божиим соделываюсь, как сказал Ты Не к Ангелам, но к нам, Богами так (нас) назвав: «Аз рех: Бози есте и сынове Вышнего вси» ( Псал. 81, 6 ; Иоан. 10, 34 ). Так как Ты соделался человеком, будучи Богом по естеству, Неизменно и неслиянно, пребыв тем и другим, То и меня, человека по природе, соделал Богом По усыновлению и по благодати Твоей чрез Духа Твоего, Чудным образом, как Бог, соединив разделенное. Читать далее Источник: Творения : [в 3 т.]/преп. Симеон Новый Богослов. - Сергиев Посад : Свято-Троицкая Сергиева Лавра. - (Сокровищница святоотеческой письменности)./Т. 3: Божественные гимны. - 1993. – 393 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Novyj_B...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010