Буря и тишина, каждая отдельно, дают повод к назидательным размышлениям и богатым нравственным приложениям. (Ст. 23) представляет случай беседовать о молитве. (Ст. 24) — о том, что жизнь есть море, обуреваемое волнами. (Ст. 26) — о причинах смущения и страха в нравственной жизни. (Ст. 27) — о том, что малодушие в бедствиях не свойственно истинным христианам. (Ст. 30 и 31) — как мы должны поступать в опасностях жизни? Не следует предаваться отчаянию в бедствиях. Вопль нужды, возносимый от земли, слышится на небе. О маловерии в опасностях жизни. О нехристианском взгляде на разрушительные явления природы. К чему должно служить воспоминание о том, что Господь спасал нас из нужд и опасностей? Где велика нужда, там близка небесная помощь. Корабль на море — образ Церкви Христовой в мире. И т. п. Что побуждает нас к молитве? « И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине » ст. 23. Проведя день в трудах, Иисус Христос заканчивает его молитвой и этим примером учит нас молиться… 1. Первое, что должно побуждать нас к молитве, это — Божье повеление. а) Бог не напрасно заповедал нам молиться . Не Он имеет нужду в наших молитвах, но мы нуждаемся в них. Он знал ограниченность нашей природы, которая так легко теряет из виду свою высшую цель, и потому дал нам заповедь чаще возносить свой ум и сердце от земли к небу, непрестанно молиться (1 Фес. 5:17 ), « и призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня » (Псал. 49:15), « молитесь во всякое время духом » (Ефес. 6:18 ). б) Можем ли мы безнаказанно нарушить заповедь Премудрого? Можем ли не повиноваться благой и угодной воле Всеблагого (Добрейшего)? Подчиненный исполняет волю земного царя, и называется тогда верным подданным; сын следует совету родного отца и называется тогда послушным сыном; слуга внимает приказаниям господина и называется тогда усердным слугой. Как же мы хотим называться христианами и не внимать воле Христа, не следовать Его примеру? Его воля не только наш высочайший закон, но и наше высочайшее благо!

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Иногда указывается напев, по которому псалом следует петь, причем обозначается песнь, напев которой должен служить образцом: таковы указания на песнь о лани и утренней заре в пс. 22, на песнь о голубке на далеком Теревинфе в пс. 56 и на песнь о лилиях в пс. 45 и 49. Часто обозначаются инструменты, которые должны служить для аккомпанемента. Есть целый ряд литургических указаний, очень тёмных. Наконец, каждый из 15 псалмов подряд (120–134) обозначен, как schir hammahaloth – песнь во время паломничества, песнь пилигримов. Есть при некоторых псалмах указания исторического характера. Эти указания мы рассмотрим при случае в следующей главе. Что еще может дать внешний обзор книги псалмов? Не входя даже в рассмотрение содержания псалмов, мы уже видим, что книга составилась по частям, из более ранних собраний. Таких собраний можно различать несколько. Наиболее ясно и бесспорно выделяются три собрания: 1) собрание псалмов, обозначенных именем Давида, именно почти все псалмы 1 книги, за исключением пс. 1, 2, 10 (который первоначально, как видно из текста LXX и технического построения псалма, составлял одно целое с псал. 9) и 33 и следующие псалмы 2 книги: 51–65, 68–70, причём в заключение 2 кн. говорится: «кончились молитвы Давида, сына Иессеева 1 »; 2) собрание псалмов, обозначенных именем Асафа: 50, 73–83 3) собрание песен пилигримов, указанное выше. Различают ещё собрания, но за пределами трёх указанных групп поле бесспорного кончается и начинаются уже споры. Это первое общее заключение, которое мы можем вывести из внешнего обзора псалмов. Второе общее заключение состоит в том, что книга псалмов в её теперешнем виде есть собрание богослужебных песен, исполнявшихся хором, под аккомпанемент различных инструментов во время богослужения в храме. При этом некоторые псалмы имели специальное назначение, напр. пс. 3 – утренняя песнь, пс. 4 – вечерняя песнь, пс. 30 – на праздник освящения храма, пс. 81 – на праздник Кущей и др. Такое же впечатление оставляет в нас и беглое знакомство с содержанием псалмов.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tsar-d...

Одни говорятъ, что образъ заключается въ душе, думая, что объ образе въ теле можно только умозаключать. И такіе люди не понимаютъ того, что и о душе делается умозаключеніе, если только нужно обращать вниманіе на умозаключенія, а не просто, съ искреннею мыслію обращаться къ Богу и верить, что сказанное Богомъ — истина, известная только Ему одному, ведущему всякую истину. Другіе же говорятъ, что ни въ душе, ни въ теле не заключается образъ Божій, но въ добродетели. А иные полагаютъ образъ Божій не въ добродетели, но въ крещеніи и въ благодати, получаемой при крещеніи, согласно съ сказаннымъ: якоже облекохомся во образъ перстнаго, да облечемся и во образъ небеснаго (1 Кор. 15, 49). Другіе опять не соглашаются и съ этимъ, но хотятъ сказать, что образъ Божій былъ въ Адаме; но когда онъ оказался въ преслушаніи и вкусилъ отъ древа и былъ изгнанъ изъ рая, онъ потерялъ образъ Божій. И велика страсть къ измышленію басенъ у этихъ людей, которымъ ни на часъ не должно уступать (Гал. 2, 5), ни этимъ, ни темъ, которые говорятъ то такъ, то иначе, но надобно верить, что образъ Божій находится въ человеке, и притомъ во всемъ человеке, а не просто въ человеке. А где находится и где заключается образъ Божій, это ведомо самому единому Богу, по благодати своей даровавшему свой образъ человеку. Ибо человекъ не утратилъ образа Божія, хотя и унизилъ образъ Божій, осквернивъ себя безразсудными делами и неисцельными грехами. Вотъ что Господь после Адама говоритъ Ною: вотъ Я далъ тебе все, яко зеліе травное. Заколи и яждь. Не ешь мяса въ крови души, потому что я взыщу душъ вашихъ. Всякій, проливаяй кровь человечу на земле, въ ея место его кровь проліется: яко во образъ Божій сотворихъ человека и Я взыщу крови вашей отъ всякаго проливающаго ее на лице земли. (Быт. 9, 3–7; Деян. 10, 13). Видишь ли, что въ человеке признается существованіе образа Божія после десятаго поколенія отъ Адама? Хотя Давидъ спустя много времени говоритъ Духомъ Святымъ: всяческая суета всякъ человекъ живый (Псал. 38, 6), однако же и после него Апостолъ говоритъ: мужъ не долженъ растить власы, образъ и слава Божія сый (1 Кор.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

Я дал, говорит, этот меч, чтобы он был взят рукою Навуходоносора и чтобы был в руке весьма сильного мужа. Посему, пророк, взывай и вопи, и свидетельствуй о наступающих бедствиях громким рыданием. Меч этот никого не пощадил и никого не оставил непричастным угрожающим бедствиям. Он был на народе, был на вождях Израилевых, был на пришельцах и священниках Моих, обитавших во храме Моем. Посему ударяй по бедру или рукою и прими вид рыдающего. Ибо этот меч испытан у Меня, и когда он низвергнет скипетр Мой и царство, то его уже не будет, но оно окончится царем Седекиею. Опять, пророк, повелеваю тебе, ударявшему по бедру от ужаса и удивления, ударять и руками, так как не один раз только, но и во второй и в третий раз придет меч для истребления. Ибо в первый раз приходил Навуходоносор, когда взял Иехонию, во второй — когда царствовал Иоаким, в третий — когда [царствовал] Седекия. И этот меч утроился, когда произошло великое избиение, и он произвел так много разрушений, что дух их пришел в ужас и сердце истаяло, и у всех ворот их он произвел смятение. Поэтому заповедуется ему, то есть мечу острому и вычищенному до блеска, отделанному, приспособленному и готовому к избиению, чтобы он шел, куда захочет, — на право, или на лево. Куда ни захочет лице твое, смело иди, Меня имея вождем, Меня имея помощником. Я буду рукоплескать, чтобы поощрять тебя как бы в качестве твоего покровителя и ободрителя, когда ты с беспощадностию будешь истреблять врагов Моих, Не колеблись, не страшись и не бойся испытать то, что испытал Сеннахирим: Я, Господь, сказал, ты исполнитель Моей воли, исполни Мое определение. В таинственном смысле мы можем под мечем острым и готовым к избиению разуметь диавола, о котором апостол говорит: предами такового сатане во измождение плоти, да дух спасется (1 Кор. 5. 5). И в другом месте: Именей и Александр, ихже предах сатане, да накажутся не хулити (1 Тим. 1:20). И в Псалмах написано: посла ярость, и гнев, и скорбь, послание аггелы лютыми (Псал. 77:49). Некоторые думают, что этот меч был и в руке ангела, когда в царствование Давида был поражаем Иерусалим (2 Цар.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

48) Во всем, что мы делаем, как многократпо говорено, Бог взирает на цель, для Него ли, или для чего другаго мы то делаем. Почему, когда хотим сделать что доброе, будем иметь целию не человекоугодие, но Богуугождение, чтоб на Него всегда взирая, все делать для Него, инако мы и труд понесем и мзду погубим. 49) И простыя мысли о вещах человеческих и созерцания всего сотвореннаго отревай от ума во время молитвы: чтоб мечтая о меньшем не отпасть от Того, Кто несравнено лучше всего сущаго. 50) Если истинно возлюбим Бога, то сею самою любовию отженем страсти. Любить же Его есть предпочитать Его миру, а душу плоти, — с презрением всех мирских вешей, с всегдашним посвящением себя Ему—воздержанием, любовию, молитвою и псалмопением, и проч. 51) Если долгое время Богу внимая, — будем тщательно пещися о страстной части души; то уже не бываем уклоняемы с праваго пути приражениями помыслов, но точнее понимая причины оных и отсекая их, делаемся предусмотрительными, так, что сбывается с нами пророческое слово: возвре око мое на враги моя и возстающыя на меня лукавнующыя услышит ухо мое (Псал. 91, 12). 52) Когда видишь, что ум твой благочестно и праведно вращается в помышлетях мирских: то ведай, что й тело твое пребывает чисто и безгрешно. Когда же видишь ум мысленно занимающимся грехами, и не пресекаешь сего: тознай, что и тело твое не замедлит впасть в них же. 53) Как для тела миром служат вещи, так для ума миром служат помышления; и как тело любодействует с телом женщины, так—и ум любодействует с помышлениями о женах воображением своего тела: ибо он зрит мысленно образ своего тела совокупляющимся с образом женщины. Равно в мыслях отмщает он образом своего тела образу обидевшаго. Тоже бывает и с другими грехами: ибо что тело в мире вещей делом производит, то производит и ум мысленно в мире мыслей. 54) Не должно ли ужаснуться, вострепетать и придти в изступление умом, что, когда Бог Отец, не судя никому, Сам, весь суд даде Сынови (Иоан. 5, 22); — Сын же вопиет: не судите, да не судими будете (Матф. 7, 1), не осуждайте, да не осуждени будете (Лук. 6, 37); подобно и Апостол: прежде времени ничтоже судите, дондеже приидет Господь (1 Кор. 6, 5): и еще: имже судом судиши друга, себе осуждаеши (Рим. 2, 1); когда, говорю, это так есть; люди, оставя плакаться о своих грехах, взяли суд из рук Сына, и сами, как бы безгрешные, судят и осуждают друг друга? Небо ужасается сему и земля трепещет; а они не стыдятся безчувственные!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

Таким образом все мысли св. Макария Великаго мы соберем под следующими заглавиями: 1. Светлое состояние перваго человека. 2. Мрачное состояние падшаго. 3. Единственное спасение наше — Господь Иисус Христос. 4. Образование твердой решимости последовать Господу. 5. Состояние трудничества. 6. Состояние приявших ощущение благодати. 7. Возможное христианское совершенство на земле. 8. Будущее состояние по смерти и воскресении. Везде приводятся речи св. Макария слово в слово. От себя собиратель делает только заглавия. В цитатах первая цифра означает беседу, а вторая главу или параграф беседы. Надо заметить, что есть параграфы, в которых содержится не одна мысль; потому и цитуются они иногда не раз.   Наставления святаго Макария Великаго о христианской жизни, выбранныя из его бесед. 1. Светлое первобытное состояние. а) Последняя цель и верховное благо человека в Богообщении. Бог благоволит почивать в нем и человек нигде не находит покоя, как только в Боге. В таком сродстве состоит человек с Богом по первоначальному назначению в творении.   1. Нет иной такой близости и взаимности, какая есть у души с Богом и у Бога с душою. Бог сотворил разныя твари; сотворил небо и землю, солнце, луну, воды, древа плодоносныя, всякие роды животных. Но ни в одной из сих тварей не почивает Господь. Всякая тварь во власти Его; однакоже не утвердил Он в них престола, не установил с ними общения; благоволил же о едином человеке, с ним вступив в общение, и в нем почивая. Видишь–ли в этом сродство Бога с человеком и человека с Богом? (45, 5). 2. Как небо и землю сотворил Бог для обитания человеку, так тело и душу человека создал Он в жилище Себе, чтобы вселяться и упокоиваться в теле его, как в доме Своем, имея прекрасною невестою возлюбленную душу, сотворенную по образу Его. Почему Апостол говорит: Егоже дом мы есмы (Евр. 3, 6). (49, 5). 3. Высоко достоинство человека. Смотри, каковы небо, земля, солнце и луна: и не в них благоволил упокоиться Господь, а только в человеке. Поэтому человек драгоценнее всех тварей, даже, осмелюсь сказать, не только видимых, но и не видимых, т. е. служебных духов. Ибо об Архангелах Михаиле и Гаврииле не сказал Бог: сотворим по образу и подобию Нашему (Быт. 1, 26), но сказал об умной человеческой сущности, разумею безсмертную душу. Написано: Ангельския ополчения окрест боящихся Его (Псал. 33, 8). (15, 20. 41).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

Будем стойки в своих святых убеждениях веры. Стойкость убеждений может возбудить со стороны одних ожесточение, а со стороны других уважение, как и было в первое время христианства. Таких людей и осмеют, и будут притеснять, гнать, но правда Божия восторжествует. Начало награды для них еще здесь, на земле, в их совести, в сознании святости и спасительности исповедуемой ими веры, а венец – там, на небе. Кроме сего, они еще здесь, на земле, могут видеть спасительные плоды трудов своих. Восторжествует мать, видя, что подверженная порокам дочь начинает понимать, как она неправа в своих убеждениях; направится на путь истины сын, увлеченный примером отца, твердого и непоколебимого в христианских убеждениях. Они же повлияют на другие семьи, а эти в свою очередь на общества, и таким образом постепенно совершится обновление и возрождение жизни на началах Христовой веры. «Я пришел, говорит Спаситель, низвести огонь» с неба ( Лук. 12 ::49). О, как и я желал бы, возлюбленные, чтобы этот огонь ревности по вере возгорелся среди нас! Как я желал бы, чтобы и среди нас не было равнодушных к вере, чтобы мы не были безразличны к церковным обычаям, чтобы мы не смотрели на греховные обычаи света со спокойною совестью. Как бы я желал, чтобы закон христианский соделался правилом нашей жизни. Тогда бы мы не позволяли себе нарушать святости воскресных и праздничных дней, несмотря на то, что гражданский закон не возбраняет такого времяпрепровождения. Тогда не было бы и того преступного «объявления», о котором я упомянул в начале моей речи и которое повергло меня, вашего архипастыря, в такую скорбь. Тогда бы я вчера и сегодня молился со всеми вами в этом святом храме. Тогда бы веселие и удовольствие наше было бы совсем иного характера, а какого именно – послушайте великого Златоуста: «Желаю, чтобы ваше удовольствие было действительным удовольствием, а не обращалось в наказание, в муку, в пьянство и буйное веселие. Пусть узнают язычники, что христиане лучше всех умеют веселиться, но веселиться благопристойно, так как сказано: радуйтесь Господеви с трепетом ( Псал. 2:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Продолжайте же, братие, подвизаться за веру, за свободу, за честь родины; всеми мерами и мужчины и женщины помогайте партизанам бороться против врагов, сами вступайте в ряды партизанов, проявляйте себя как подлинно Божий, преданный своей родине и своей вере народ, готовый жизнь свою сделать священной жертвой верности и любви к своей возлюбленной отчизне, приблизиться через самопожертвование к высшей степени святой. любви по суду самого небесного Судии: «Больше сея любве никто же имать, да кто душу свою положит за други своя» (Иоан. XV, 13). И да будет благословен ваш подвиг! Да не падает, не умаляется, не кончается ваше святое воодушевление, да не гаснет священный огонь, ибо не подобает, невозможно умалиться и угаснуть тому, что по существу духовно и вечно, неоскудеваемо... Близится время нашей победы над врагом человечества, Невидимая рука Провидения, наказующая насильника и угнетателя, уже начертала пределы его кровожадному владычеству: «Исчислил Бог царство его и положил конец ему» (Пр. Даниила V, 26, 27). Правда, еще остры и многочисленны стрелы вражий, но они не пробили и не пробьют нашего щита, ибо щитом нашим является твердость в правде. Велики жертвы, приносимые народом нашим для спасения отечества, но и велико и дорого спасение, ради которого приносятся эти жертвы! Да укрепится же подвиг ваш о имени Господнем: «Надеющиеся на Господа обновятся в силе — по слову Господню, поднимут крылья, как орлы, потекут и не устанут, пойдут и не утомятся» (Псал. 40, 31). Спешите же и вы, уповающие на Господа, летите, как орлы, в силе великой исполнить веление Господне — «восстановить землю, возвратить наследия опустошенныя, сказать узникам: «выходите» и томящимся во тьме: «откройтесь». И веруйте, что «утешит Господь народ Свой и помилует страдальцев Своих (Пр. Исайя, 49, 8- — 9, 13). Мужайтесь, не бойтесь, не оскудевайте верой, будьте едины, Господь, как некогда на льду Чудского озера, на поле Куликовом и на полях Бородинских, так и теперь пошлет вам и всем нам свою всесильную помощь и избавление от впавшего в кровавое безумие насильника и ненавистника славянства.

http://sedmitza.ru/lib/text/439952/

Буря и тишина, каждая отдельно, дают повод к назидательным размышлениям и богатым нравственным приложениям. (Ст. 23) представляет случай беседовать о молитве. (Ст. 24) — о том, что жизнь есть море, обуреваемое волнами. (Ст. 26) — о причинах смущения и страха в нравственной жизни. (Ст. 27) — о том, что малодушие в бедствиях не свойственно истинным христианам. (Ст. 30 и 31) — как мы должны поступать в опасностях жизни? Не следует предаваться отчаянию в бедствиях. Вопль нужды, возносимый от земли, слышится на небе. О маловерии в опасностях жизни. О нехристианском взгляде на разрушительные явления природы. К чему должно служить воспоминание о том, что Господь спасал нас из нужд и опасностей? Где велика нужда, там близка небесная помощь. Корабль на море — образ Церкви Христовой в мире. И т. п. Что побуждает нас к молитве? « И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине » ст. 23. Проведя день в трудах, Иисус Христос заканчивает его молитвой и этим примером учит нас молиться… 1. Первое, что должно побуждать нас к молитве, это — Божье повеление. а) Бог не напрасно заповедал нам молиться . Не Он имеет нужду в наших молитвах, но мы нуждаемся в них. Он знал ограниченность нашей природы, которая так легко теряет из виду свою высшую цель, и потому дал нам заповедь чаще возносить свой ум и сердце от земли к небу, непрестанно молиться ( 1 Фес. 5:17 ), « и призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня » ( Псал. 49:15 ), « молитесь во всякое время духом » ( Ефес. 6:18 ). б) Можем ли мы безнаказанно нарушить заповедь Премудрого? Можем ли не повиноваться благой и угодной воле Всеблагого (Добрейшего)? Подчиненный исполняет волю земного царя, и называется тогда верным подданным; сын следует совету родного отца и называется тогда послушным сыном; слуга внимает приказаниям господина и называется тогда усердным слугой. Как же мы хотим называться христианами и не внимать воле Христа, не следовать Его примеру? Его воля не только наш высочайший закон, но и наше высочайшее благо!

http://azbyka.ru/propovedi/kak-nachat-pr...

9 . Разделяяй 111 сокрушение на крепость, и бедство 112 на твердыню наводяй. С Евр: „повелит гибели взойти над твердынею, и гибель придет на укрепление“. Т. е. Бог действительно может все для вас сделать; ибо Он посылает сокрушение на крепких людей, наводит бедство, горе, бедствия и на мужественных людей – (на твердыню). «С великим удобством (так поясняет бл. Феодор.) и изнемогших приводит в прежнюю крепость, и сильных предает бедствию». Св. Ефр. Сир. так читает и объясняет «Кто немощному дает владычество над крепки м, уничиженного превозносит над высоким, т. е. Езекию и уничиженный и смиренный народ его превозносит над ассирийским царем 113 высокомерным и гордым». 10 . Возненавидеша у врат наказующаго, и словом праведным возгнушашася. С Евр: „они не любят обличающего у врат суда; и гнушаются тем, кто говорит истину“. У древних было в обычае собирать народ при городских вратах. Здесь творили суд, принимали послов (ст. 15. сн. Псал. 126:5 ; Дан. 2:49 ; Руф. 4:1 ). Здесь же слушали пророков. Но вы сами виноваты, говорит пророк, в бедствии, вас ожидающем, вы оскорбляете Бога тем, что ненавидите пророков, обличающих вас в общих собраниях при вратах, вы гнушаетесь праведными словами праведников, отвергаете истину и правду. 11 . Сего ради понеже пястми биете убогих и дары избраны приясте от них: домы украшены соградисте, и не вселитеся в них винограды вожделенны насадисте, и не имате пити вина от них. С Евр: „итак за то, что попираете нищего, и берете у него хлеб в подарок, вы построите дома из тесаных камней, а жить не будете в них, разведете прекрасные виноградники, а вина из них не будете пить”. 12 . Яко увидех многа нечестия ваша, и крепцы греси ваши: попирающе праведного, приемлюще премены, и убогия от врат отреяюще. С Евр: «ибо Я знаю, как велики преступления ваши, и многочисленны грехи ваши; как вы притесняете правого, берете взятки, и нищих низлагаете у врат суда». Т. е. вы решительно недостойны милости Божией; потому что пястми 114 бьете бедных, присовокупляя к горькому их положению наглые оскорбления; любя роскошную жизнь, любите взяточничество, берете не с богатых, а с тех же бедных, коих бьете, и при том берете взятки избранные, т. е. большие и богатые, и такими способами приобретаете средства строить великолепные дома и насаждать вожделенные виноградные сады. Но вы, гов. пророк, не будете жить в таких домах; „потому что пороги их ее благословлены стонами бедных“ (Св. Еф. Сир.), не будете пользоваться и плодами садов своих за ненависть к обличающим, за оскорбления и притеснения бедных, за попрание праведных, за принятие премен, 115 т. е. взяток, из-за которых меняли и превращали свой суд, делая невинного виновным и наоборот, за то, что отревали, отгоняли бедных от врат, т. е. лишали их правосудия на суде, и за другие многие крепкие грехи ваши.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010