Таким образом тем, которые обитали при реке Ховар и сами сдались царю, открывается, что они хорошо сделали, повинуясь божественному определению. Ибо в скором времени и иудейская область и город Иерусалим должны быть пленены. Описываемое здесь великое облако мы должны понимать в том смысле, что оно приносит ливня разрушений на Иудею и дожди разорений. А клубящийся огонь указывает на будущие мучения и бедствия плена. Сияние вокруг его означает открытие судов Божиих. Понимающие же в противоположную сторону, то есть в хорошую, под уносящим или возносящим духом разумеют Духа Святого, который совлекает с человека пороки и грехи или возносит находящихся внизу на высоту и удаляет от крайне холодного северного ветра (Сир. 43:22), от которого возгораются бедствия на всю землю, — и у Иеремии оный страшный котел поджигается от севера (Иерем. 1:13). Великое облако относят также к лицу Христа, который пришел в Египет мира сего на облаке легком и собственно называется великим сравнительно с меньшими, то есть с пророками, апостолами и всеми святыми, о которых написано: и истина Твоя до облак (Псал. 35:6), и повелю облакам не проливать дождя на Израиля (Исаии 5, 6), и в другом месте: облацы прах ног Его (Наум. И, 3), и еще: облак и мрак окрест Его (Псал. 96:21). Также обжигающий огонь и сияние вокруг его понимают согласно с оным написанным Бог огнь потребляяй есть (Второз. 4:24). Относительно его Спаситель говорит, что для ниспослания его Он пришел на землю и желает, чтобы он горел в нас и во всех верующих (Лук. 12:49); принося страх и наказания грешникам, он однако блестит сиянием и полон света и блеска, обжигая нас для того, чтобы чистым и очищенным даровать более радостное.    Ст. 5. И среди его подобие четырех животных, — и таков вид их: подобие человека в них.    Следующее же затем: и сияние в нем должно быть отмечено спереди обелом. Если бы Писание не присоединило, сказав: то есть из средины огня, то мы, вследствие неопределенности выражений, могли бы впасть в заблуждение, думая, что вид или видение янтаря находится среди ветра или духа.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Дан.2:47 . Поистине Бог ваш, той есть. Бог богов, и Господь царей, открываяй тайны, понеже возмогл еси открыти тайну сио. Столько-то пользы оказал ему Правитель всяческих и сном и забвением сна. Во-первых, узнал собственную свою малость, а потом изведал бессилие богов, которым покланялся, сверх же сего известно ему стало могущество Сущаго Бога. Посему-то воззвал: «поистинне Бог ваш, той есть Бог богов и Господь царей, открываяй, тайны». Называет же Богом богов не в смысли божественного Писания, потому что божественное Писание именует богами удостоенных священства. Сказано: «богов да незлословиши, и князю людей твоих да не речеши зла» ( Исх. 22, 28 ). A он нарек богами идолов, потому что еще не мог вполне сознать бессилие их, дознал впрочем разность. Потому и называет Бога всяческих и Богом богов и Господом царей. Так исповедав сие, Дан.2:48 . Возвеличи Даниила, и дары многи даде ему, и постави его над всею страною вавилонскою, и князя воеводам, и над всеми мудрыми вавилонскими. И сие свойственно Божией попечительности. Весьма великую пользу подданным приносит благочестие князя. Так поступал Владыка и с Иосифом; кратко описывая бывшее с ним и песнословя Промысл Божий, блаженный Давид, говорит: «посла пред ними человека, в раба продан бысть Иосиф» ( Псал. 104, 17 ). Потом, исчислив постигшие его напасти, упомянув о темнице и узах, присовокупил: «посла царь, и разреши его князь людей, и отпусти его. Постави его господина дому своему, и князя всему стяжанию своему: наказати князи его яко себе, старцы его умудрити» ( Псал. 104,20–22 ). Так и здесь соделал Правитель всяческих. Ибо, князем воевод и мудрых вавилонских поставив треблаженнаго Даниила, представил в нем образец благочестия и всякой добродетели. Однако же Пророк не согласился один воспользоваться своею честью, но сообщников в молитве приял в сообщники и чести. Ибо сказано: Дан.2:49 . Проси у царя, и пристави над делы страны вавилонския Седраха, Мисаха и Авденаго и Даниил бяше во дворе цареве». И сие сходно с учением Апостола. Ибо говорит: «ныне пребывают вера, надежда, любы, три сия: больши же сих любы» ( 1Кор. 13, 13 ). И сей божественный Пророк возлюбил Бога от всего сердца, от всей души, от всей крепости, и от всей силы; возлюбив же пламенно, искренно веровал, и искренно уверовав, уповал получить Божию помощь; а получив, о чем уповал, оказал любовь к ближнему, и сверстников соделал причастниками в том, что получил сам. «А елика преднаписана быша, в наше наказание преднаписашася: да терпением и утешением Писаний, упование имамы» ( Рим. 15, 4 .) о Христе Иисусе, с Которым слава Отцу со Святым Духом во веки веков! Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Со всем этим толкованием согласиться можно, но с тою необходимой оговоркой, что все это не может идти для характеристики учения св. Кирилла об евхаристии: здесь речь вообще о духовном усвоении божественных истин: св. Кирилл уясняет вопрос путем параллели этого духовного питания с питанием физическим; но об евхаристии здесь нет речи. Мы с своей стороны обратим внимание на выражение: «Чт они воспринимают слухом ( ες ος – auribus); то растирают умом как бы зубами». Выражение это приведено г. Мишо, но не проанализировано им. Ведь никто не сомневается в том, что евхаристия вкушается устами, но не воспринимается слухом; между тем здесь св. Кирилл говорит о восприятии слухом. – Не ясно-ли, что он говорит только вообще о духовном усвоении истин, и не о чем больше. С видимой любовью проф. Мишо ссылается на те места, где св. Кирилл употребляет выражение: «жертва духовная». Для лучшего понимания этих мест мы приведем их полностью, но не отрывочно, как поступает наш автор. Lib. X, n. 866: «Посредством козлов, приносимых в жертву за грех , означается всегдашняя нужда наша в очищении и оставлении прегрешений. Посему и научены мы говорить в молитвах 46 : остави нам грехопадения ( Матф. 6, 12 ); ибо нет времени, когда бы истинно благоразумным и ведающим человеческого естества немощь не было необходимости вопиять: грехопадения кто разумеет? и: от тайных моих очисти мя ( Псал. 18, 13 ). Это есть жертва духовная – τοτο θυδα πνευματικ 47 . Сравн. Lib. X, n. 368: козел был жертвою за отпущение по древнему закону, покаяние 48 же и прошение о забвении (грехов) есть ныне жертва 49 , приносимая нами, приходящими к Богу в духе и истине; ибо сказано: глаголи ты беззакония твоя прежде, да оправдишися (Исаии 43. 26). Lib. XIV, п. 480: «Палладий. Написано: поклонитеся Господеви во дворе святем Его ( Псал. 95, 9 ) и: возмите жертвы, и входите во дворы Его (ст. 8). – Кирилл. Итак, не с тем-ли, чтобы приносить жертвы за себя самих, очевидно духовные ( θυσας, δλον δ τι τς πνευματικς), и чтобы приблизиться к Богу чрез поклонение мысленное ( κατ νοητν προσκνησιν) 50 , входят некоторые в дом Господа и во дворы его»? Lib.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Ponomare...

Избави мя от кровей Боже, Боже спасения моего. Давид непрестанно содержит в памяти убиение Урии. Сие дал видеть и в самом начале псалма: грех мой предо мною есть выну (всегда). Возрадуется язык мой правде Твоей. Симмах перевел сие так: возглаголет язык мой милость Твою. Не буду молчать, получив оставление грехов, но не перестану песнословить Тебя, поведая милости Твои. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Грех обыкновенно связывает язык, заграждает уста, гнетет и принуждает молчать. Посему пророк умоляет, чтобы ему, получив оставление грехов, возиметь прежнее дерзновение, и подвигнуть язык к песнопению. Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Согласно и сие со сказанным в предыдущем псалме. Там слышали мы, глаголет Бог всяческих: не прииму от дому Твоего тельцев, ниже от стад Твоих козлов (Псал. 49,9). И божественный Давид, вняв сему Божию слову, справедливо сказал: яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Ты изрек, говорит Пророк, что не угодны Тебе жертвы бессловесных; посему принесу Тебе жертву угодную. Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Угодная и приятная Тебе, Богу нашему, жертва, говорит пророк, - смиренный образ мыслей. Посему много смирив сердце, и как бы сокрушив, и до крайности истончив оное, принесу Тебе угодную жертву. Сими же словами выразились и блаженные отроки в пещи; ибо сказали: сердцем сокрушенным, и духом смиренным, да прияты будем пред Тобою, яко во всесожжениях овнов и юнцев тучных (Дан. 3, 39-40). Ибо мужественные оные отроки отсюда дознав, какая жертва угодна Богу, принесли в дар Владыке смирение в образе мыслей и сокрушение сердца. Ублажи Господи благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожигаемая: тогда возложат на олтарь Твой тельцы. Из сих речений видим, что псалом исполнен пророчества. Ибо слова сии приличны тем, которые принуждены были жить в Вавилоне, желали освобождения от рабства и оплакивали запустение города.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/991/...

Итак, Онисифор почил после Спиридона, и он-то подвинул почившего, чтобы почивать подле любимого и уважаемого духовного сына пр. Спиридона; 644 таким образом блаж. кончина пр. Онисифора, современника игум. Пимену (1132–1141 г.) и пр. Спиридону последовала 9 нояб. 1148 г. Блажен. митр. Сильвестр, передав повествование Симона о пр. Онисифоре, говорит в заключении: «этою историею, братия иноки, св. Симон напоминает нам, чтобы тщательно оберегали мы благодатное звание свое, чтобы не были овечками кормленными или волками домовыми, чтобы не были на дворе убогими, а в келье богатыми, постниками пред людьми, как Фарисеи, а в келье обжорливыми. Судия праведный за все, что сделано тайно, будет платить явно, на суде Своем. 645 Св. писание учит нас: «кто скрывает проступки свои, тому не будет счастья: а кто признается и оставляет, тот будет помилован» ( Прит.28:13 ). «Если бы мы судили самих себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся Господом, чтобы не быть осужденными с миром» ( 1Кор.11:31:32 ). 646 Преставление св. Максима юродивого Святое дело, дело угодное Господу, – свободною волею обещать Господу то или другое пожертвование, избирать тот или другой путь спасения. «В жертву Богу принеси хвалу и соверши пред Всевышним обеты твои» ( Псал.49:14 ). Обетом отнимаем у себя приятную собственность и приносим ее Богу; обетом изменчивая воля наша удерживается и утверждается на добром пути, для славы имени Божия. Давать или не давать обет – в нашей воле: «если ты ничего не обещаешь, греха нет. Но что раз вышло из уст твоих, то должен ты хранить и выполнять, как обещал ты Господу Богу твоему» ( Втор.23:22:23 ). Благий Бог не останется в долгу за принесенную Ему жертву: но и правда Его накажет обманщика за обман ( Втор.23:21 ). Блаж. Максим положил пред Господом подвизаться для вечной жизни на пути юродства. И шел избранным путем до гроба, верный обету своему. Тяжел был путь, избранный им. Какая твердая воля нужна, чтобы ходить нагим в морозы и еще терпеть голод! Блаж. Максим вел такую жизнь до гроба.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   Вместе с празднествами и бесполезными жертвами Бог отвергает сладкогласие органов, усвояя славословие не бездушным вещам, а напротив поручая участие в столь высоком прославлении тем, кто издает голос, исходящий от силы чистой (души), ибо такое славословие прекрасно и угодно Богу. Иудейские же славословия, то есть — при помощи органов, не знаю откуда — заимствованные, весьма хорошо называет гласом песней, как бы каким излишним и напрасным отголоском, дающим звук невнятный и бессильный. А что это было изобретением Иудейского неразумия, показывает, говоря: песнь органов твоих, то есть как бы говорит: не Мое это дело, потому что оно сверх закона, и об этом ничего не говорил Моисей. Поэтому не защитится и оправдается от обвинений благозвучием органов, но повалится якоже вода суд Мой и исходящая от Меня правда, то есть правое определение о вас, будет якоже водотеча непроходна, то есть — увлекающая что попало и не дающая спуску ничему, потому что водные потоки стремительно срываются с гор. Так и божественное определение, если таковое состоится против них, будет водой неодолимой и непреоборимым потоком и ничем иным где бы то ни было. Вследствие этого является и полезным, и необходимым покаяться и обращением к лучшему отвести от себя гнев, не совершенно бесполезный и невнятный звук воссылая Богу, но от благой силы возглашая песнь истинно мудрую и стройную, ибо, говорит, пожри Богови жертву хвалы и прочее (Псал. 49:14 и далее). Ам.5:25-27. Еда заколения и требы четыредесят лет принесосте ми доме Израилев в пустыни? И восприясте скинию Молохову, и звезду бога вашего Рефана, образы их яже сотвористе себе. И преселю вы далее Дамаска, глаголет Господь: Бог Вседержптель имя Ему.    В том, что сейчас истолковано, Бог говорил потомкам Израиля: возненавидех праздники вашя, а чтобы показать, что Он спасает Израиля по собственному благорасположению и оказывает милость детям в память отцов и делает что-либо не в воздаяние и как бы в отплату за жертвы, Он почитает нужным сказать, что они провели немало лет в пустыне, пищею их была манна, шли они днем под сению облака, ночью — столпа огненного; вождем был служивший образом Бога ковчег, который шел впереди и усматривал себе место и упокоение; они не испытывали нужды ни в чем необходимом, потому что для них внезапно источались воды, — враги падали; и когда все это происходило, они получили законы о жертвах и всегда, при каждом удобном случае слышали провещание: егда введет тя Господь Бог твой в землю, еюже кляся отцем твоим, дати тебе (Исх:13 и др.), сделай то-то и то-то и цринеси жертвы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3518...

Феодорита: Из самых, говорит, дел мы узнали могущество нашего Бога, и что почитаемые у других народов боги никак не могут сравниться с Ним; ибо никто не сравнивает несуществующее с существующим и присносущим. Господь наш над всеми боги. Господь, почитаемый за Бога нами, есть сущий (действительный), а боги, так называемые у Еллинов, вовсе не существенны; и Господь наш есть истинный Господь, а боги Еллинов не истинны. Далее речение: над, Здесь по-видимому употреблено Давидом сравнительно, но это по предусмотрению, т. е. как замечает Златоуст, относительно к грубости и низости познания Иудейского народа, а в других местах называет Его Господом и Богом богов: Бог богов Господь говорил (Псал. 49, 1); и в этом же псалме постепенно возвышая слушателей к истинному познанию Бога, представляет Его делателем и самопроизводителем чудес и впереди поносит богов языческих. И в 96м псалме сказано также: весьма превознесся Ты над всеми богами, где и смотри и изъяснение сих слов. 6. Вся елика восхоте Господь, сотвори на небеси и на земли. То же самое сказал в 113м псалме: Бог наш на небе и на земле, все, что восхотел, Он сотворил. Феодорита: С сим согласно следующее: В величии и красоте тварей, по умозаключению, можно видеть виновника бытия их (Прит. 13, 5). Также Апостольские слова: Ибо невидимое Его от самого сотворения Мира делается видимым чрез рассматривание тварей. И Давид теперь из творения показывает могущество Божие, и говорит, что произведения их соразмерны не силе, но хотению Его: потому что Он мог создать многократно столько же тварей и гораздо огромнее, но Ему угодно было создать столько и таких свойств. Златословесного: И, что особенно удивительно, Он сотворил без труда и напряжения, не по повелению, но одним хотением: стоило только восхотеть, и вдруг последовало самое дело. И как у нас хотение не производить утомления, так и у Него произведение столь многих и столь великих сил. Сие и пророк показал, говоря: все что восхотел, сотворил на небе и на земле. Видишь ли, что не только к созданию земных, но и к творению небесных сил достаточно было одно хотение Его? Примечаешь ли, как вместе с тем представил и легкость и изобилие творений и беспрепятственную власть? Оригена: Все творения Господни на небе и на земле, в морях и в безднах, как произшедшие по воле Божией, хороши. А хотя и сделался кто либо на небе злым, как то духи злобные, или на земле, каковы грешные люди, или в морях, как злоба дракона, или в безднах, как лукавство тех, которым поведено туда идти; но зло сие не Бог сотворил по своему хотению: ибо из уст Всевышнего не может выходить и зло и добро (Плач Иер. 3, 38).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=733...

таин. (См. «Троицк. лист.» 554). XIII. Когда св. Евфимий, именуемый новым, фессалонитским (пам. 14 ок.), на подвижническом своем поприще соединился с некиим Иосифом, то этому Иосифу однажды сказал: «брат! так как мы, будучи в чести, по словам Давида, преступлением заповедей уподобились несмысленным скотам ( Псал. 48, 13 ) и лишились своего благородства, то сочтем самих себя за скотов и, в течение сорока дней, будем питаться одною травою, поникший к земле, как животные: может быть, очистившись чрез это, мы опят получим свою, по образу Божию и по подобию, красоту». Иосиф принял предложение преподобного, и они сорок дней провели в великом злострадании от жажды и голода (Афонский пат. ч. 1, стр. 47 – 48). «Когда же впоследствии они заключились в одной из пещер, то для пропитания собирали лишь желуди, каштаны, и этим едва поддерживали свою жизнь». (Афонский пат. стр. 49). XVI. «Преп. Афанасий (пам. 5 июля), когда был еще мирянином и жил в доме одного вельможи, то не желая баловать свой вкус роскошными блюдами, уговаривал прислужников, чтоб они покупали для него только ячменный хлеб; да и ячменный хлеб вкушал он чрез два дня, с сырыми зелиями, – питием же его была одна вода; редко когда, к малому утешению своей природы, вкушал он некоторые из плодов. Чтобы умерщвлять таким образом плоть свою, он никогда не насыщал чрева, и считал истинным питанием воздержание, находя невыразимое наслаждение в частых и долгих постах». (Афонский пат. ч. 1, стр. 77). «Когда же сделался иноком, тогда, по ревности своей к подвижнической жизни, хотел вкушать пищу только раз в седмицу и только старец – руководитель, чтобы отсечь его волю, велел ему принимать пищу однажды в три дня (там же стр. 79 – 80). Затем старец заповедал ему вкушать хлеба, и то сухого, не в три, а в два дня, и немного воды, а во время четыредесятницы принимать пищу чрез пять дней.... Блаженный сын послушания свято исполнил волю духовного своего отца». (Афонский пат. стр. 80). XV. Св. преподобномученик Онуфрий (пам. янв. 4) вкушал пищу иногда чрез три, иногда чрез два дня, – и то самое малое количество хлеба и воды, – более ничего.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Но, озираясь, он видит, что на него устремляются молниеносные существа, потрясающий удар грома оглушил его, мрак окружил его, колебание стихий его устрашило, полк проворных настигал его, земля потрясалась, камни разевались, затворы сокрушались, устои колебались, смерть была в смятении, светильники духовного огня двигались вперед, содрогнулись глубины ада, море бурлило, бездны преисподней разверзлись, трубные звуки усиливались. Солнце померкло, и можно было рассматривать самое небо и видимую твердь, эту окружность мира, грань создания, кровлю всемирного жилища, неветшающее покрывало, свод, на водах утвержденный, сосуд хрустальный, распростертую хартию, златописьменную книгу, серебряное поле, усеянное звездами, лазурный чертог, огненное ложе, на котором солнце и луна красуются, как жених и невеста. Между тем небо облекалось вместо сияния во тьму, реки, источники и заливы подвигнулись остановить свои струи, но мановением Христа распятого побуждены были продолжать свое течение. Мрачная рать демонов бежала. А все ополчение ангелов, архангелов и служебных сил волновалось в страхе и трепете, созерцая вечного, нетленного и бессмертного Бога – не оставляющим небес и входящим в основания земли за Адамом. Ад корчился в муках, Велиар, ошеломленный всем происходящим, помертвел от страха, а смерть, опаленная и пораженная молнией Божества, извергла из своей утробы всех праведных, составлявших доселе ее добычу. Когда все это таким образом совершилось, вот раздался из уст Святого, Пречистого, Бессмертного и Невидимого голос животворный и не смертоносный, но возбуждающей радость и трепет, радость в праведных, а трепет в начальниках тьмы: вам говорю Я находящимся в узах: выходите! – и пребывающим во тьме: откройтесь! Услышав это, души праведных восторжествовали и лик пророков радостно воспел псалом: «грядет Бог наш, и не в безмолвии: пред Ним огонь поядающий, и вокруг Его сильная буря» ( Псал.49:3 ). И затем души святых, разрешенные от уз, вышли вместе с Адамом , пророки – ударяя дьявола, праведники – бичуя его, святые же – плюя на него, осмеивая его.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Это объяснил Он в притче о семени: «изыде», сказал Он, »сеяй» не для того, чтобы возделывать поле, но «да сеет» ( Матф.13:3 ), так как возделывание и все приготовление долженствовало быть совершено нами. Итак, поелику столь необходимо предварительно быть хорошо расположенными и приготовленными к принятию тайн: то и в чине священнодействия должно быть то, что приготовляло бы нас к сему, и действительно есть. Это – молитвы, псалмы, и все, что во время его совершается и читается: ибо они освящают нас и располагают как к достойному принятию, так и к сохранению освящения, и к тому, чтобы мы и сами были всегда и оставались освященными. Освящают они двояким образом: первое тем, что молитвы, псалмы и чтения доставляют нам пользу сами по себе. Ибо молитвы обращают к Богу и испрашивают отпущение грехов. Подобным образом и псалмопения умилостивляют Его для нас и привлекают благоволение свыше: ибо сказано: »пожри Богови жертву хвалы, и изму тя, и прославиши Мя» ( Псал.49:14,15 ). А чтение священного Писания возвещает нам благость и человеколюбие Божие и вместе правду и суд, вселяет в души наши страх пред Ним и воспламеняет любовь к Нему, а таким образом возбуждает великую ревность к соблюдению заповедей Его. Все это делает душу более совершенною и богоподобною как в священнике, так и в народе, и обоих – способными к принятию и сохранению честных даров, что составляет цель священнодействия; собственно же священника приготовляет это к достойному совершению жертвы, – что составляет существенное дело тайноводства, как сказано. Это же самое заключается и во многих молитвах. Священник молится о том, чтобы не оказаться недостойным предлежащего (т. е. св. даров), но, чтобы чистыми руками и душою, и языком послужить таинству. Таким-то образом мы получаем пользу, в отношении к таинству, и от самого действия и силы слов, которые читаются и поются. – Другой способ, по которому мы освящаемся ими и вообще всем, что совершается во время священнодействия, состоит в том, что мы видим в них изображаемым Христа и Его дела и страдания за нас; ибо и в псалмах, и в чтениях, и во всех действиях, совершаемых священником в продолжение всего священнодействия, изображается домостроительство Спасителя: начало его – началом священнодействия, средина – срединою, конец – последующим так, что тем, которые внимательно смотрят на это, можно иметь все то пред глазами.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/otve...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010