Велико снисхождение и любовь преподобного Иосифа к людям. Не только тот, кто обращался к нему с верой и молитвой, получал от него скорое исцеление, но даже и тем, кто не обращался к нему и вовсе не слышал о нем, он подавал скорую помощь. У одной женщины, по имени Екатерина, мужа взяли в солдаты и был тяжко болен сын. Горько плакала бедная женщина о своих несчастьях. И вот однажды ночью она увидела во сне монаха, который сказал ей: «Не скорби, Екатерина, твой муж служит за христианскую веру и великого государя, а сын твой Иоанн вскоре будет здоров. Сходи с ним в Заоникиеву пустынь помолиться пред образом Божией Матери; я – житель той пустыни, старец Иосиф». Когда Екатерина пробудилась от сна, то нашла сына своего совершенно здоровым. Крестьянка Евдокия более двух лет находилась в расслабленном состоянии, не владея ни руками, ни ногами. Однажды ночью, лежа в постели, она увидела монаха, высокого роста с длинной бородой, в куколе и мантии и с жезлом в руке. Монах подошел к ней, взял ее за плечо и сказал: «Встань и с верою призови на помощь Богоматерь и обещайся сходить в Заоникиевскую пустынь к чудотворной иконе и исцелеешь». Когда Евдокия ответила ему, что она не может ходить, не слышала и не знает, где находится Заоникиева пустынь и как найти образ, то старец сказал: «Пустынь – недалеко от города Вологды и хорошо известна по совершающимся в ней чудесам, а я – монах той пустыни Иосиф. Советую тебе не отчаиваться, но иметь веру, и получишь милость». Сказавши это, старец стал невидим. Больная поражена была видением и от страха начала креститься, хотя раньше не могла поднять руки. Утром она была уже совершенно здорова. Немедленно отправилась она в Заоникиеву пустынь, где и поведала о чудесном исцелении своем. Жена сельского булочника Мария Зайцева три года болела глазами. Помогать мужу своему она уже не могла и подвергалась его попрекам и брани. Однажды она подошла к столу, за которым работал ее муж, желая в чем-нибудь помочь ему. И в это время увидела, как отворилась дверь и в комнату вошел монах, держа на груди образ Богоматери.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Празднование Сретению Владимирской иконы Пресвятой Богородицы 23 июля, это празднование иконе во 2-й раз в году. Первое бывает 21 мая (читать там о самой иконе). Празднование 23 июня установлено по следующему случаю. В 1480 г. не получая дани от русских, хан Золотой орды Ахмет двинулся на Россию, чтобы разграбить ее и разорить столицу Москву. Он дошел уже до реки Угры, которую русские называли поясом Богоматери, охраняющим московские владения. Москва была в страхе, и все молились о спасении. Царь Иоанн III решился бороться с ханом и стал с войском на берегу Угры, против татарских полчищ. Он велел войску отступить от берега, но татарам вообразилось, что русские заманивают их в сети – вызывают на бой, приготовив засаду. Тогда великий страх объял хана, и он поспешил удалиться. Современники приписывают это спасение от татар заступлению Пресвятой Богородицы по молитвам к Ней и установили 23 июня праздник Владимирской иконе с крестным ходом в Москве. Заоникиевская Владимирская икона Пресвятой Богородицы явилась в 1588 г. 23 июня, в 12 верстах от Вологды. Тут была поставлена церковь и устроена обитель. «Заоникиевской» икона называется от Аникиевского леса, который получил такое название от имени жившего здесь когда-то разбойника Аники. 24-е число В этот день родился Св. Предтеча и Креститель Господень Иоанн. Великий человек был св. Предтеча, чудно было и его рождение. Родителями его были священник Захария и жена его Елисавета, люди благочестивые и беспорочные. До самой старости не было у них детей, и вот однажды архангел Гавриил, по повелению Божию, является Захарии в храме и возвещает, что у него родится сын, он назовет его Иоанном, т. е. милостью Божией, и сын этот будет великим человеком у Бога, – он будет Предтечей, или предшественником Христовым. Захария не поверил прямо, а просил архангела удостоверить его чем-нибудь. Тогда архангел сказал, что, так как Захария не поверил словам его, то сделается немым до тех пор, пока не родится у него сын. Так и случилось. Когда же родился сын, тогда Захария опять начал говорить и много пророчествовал о своем сыне (подробно читать в Евангелии Луки, в 1 главе).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Когда она сказала ему: отче, как мне идти? Я даже и не слыхала о такой пустыне и не знаю, где она находится, не знаю, где найти мне и образ; то старец отвечал: она недалеко от г Вологды и во всех странах далеко известна по совершающимся в ней чудесам, а я той пустыни монах Иосиф и советую тебе не отчаиваться, но иметь веру и получишь милость. Сказавши это, явившийся стал невидим. Евдокия пришла в удивление и ужас, не зная чему приписать бывшее ей видение, и от страха начала творить на лице своем крестное знамение рукою, тогда как прежде она не могла поднять и донести ее и до груди. Немного успокоившись и чувствуя облегчение своей болезни, она начала будить своего мужа и сына, спрашивая их, далеко-ли и где находится Заоникиева пустыня? Затем рассказала им свое видение и положила обещание исполнить совет явившегося ей старца, она стала и их звать с собою идти в монастырь и встав с постели, почувствовала себя совершенно здоровою. Один из братии монах Сергий, услышав от Евдокии об этом видении, подвел ее к находившимся в церкви иконам Димитрия, Игнатия и многих других преподобных и спрашивал, которому из них подобен был явившийся ей старец? Посмотревши внимательно на лики святых, она указала на изображения преподобных Зосимы соловецкого и Кирилла новоезерского и сказала, что явившийся ей старец по лицу и бороде похож на них. Мария, жена булочника Григория Михайлова Зайцева из села Ильинского Кубенской волости, три года была нездорова глазами, так что почти ничего не могла делать и помогать мужу, за что много терпела от него ругательств и брани. Однажды, когда муж ее делал калачи, она, не вынося его укоризн, с плачем и слезами подошла к столу, чтобы сколько нибудь помогать ему, – то увидела, что двери избы их отворились и в нее вошел монах, несший на груди образ Божией Матери, по всему подобный чудотворной иконе, находившейся в Заоникиевом монастыре. Образ Богоматери сиял таким необыкновенным светом, что вследствие блеска исходивших от него лучей, она не могла рассмотреть лица монаха, но слышала, что он говорил ей: «жено, имей веру и обещайся идти к сему образу Богоматери в Заоникиевскую пустыню и исцелеешь».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Димитрия Прилуцкого упоминается о Заоникиевском игумене Игнатии, на которого, «за многое его согрешение и злого пианственного запойства», нападали беси и мучили немалое время. На основании этих, хотя и недостаточных свидетельств можно думать, что это был период упадка монастыря и иноческой в нем жизни, когда игуменами были большею частью люди недостойные, которые своим нерадением о монастыре привели его в упадок, деморализировали жизнь иноков, и оттолкнули от монастыря даже окрестных жителей; лучшие из иноков, в роде казначея Пахомия, напрасно силились поддержать в монастыре благочиние и подобающее уважение к святым. Как мало тогдашние обитатели монастыря интересовались прошедшим своей обители, какие скудные сведения имели о явлении чудотворной иконы Богоматери и о чудесах от нее, а равно о жизни и трудах своего первоначальника, видно из того, что впоследствии времени при строителе Анастасие оказалось нужным искать дополнения этих сведений вне обители и посылать для того эконома Сергия нарочно в Кириллов монастырь. Но не оставляет Христос жезла на жребии своем. Премудрый промысл Божий попустил на время забвение памяти пр. Иосифа и унижение места его погребения как бы для того, чтобы впоследствии более прославить его, малую и ветхую часовню заменить церковью и гроб св. подвижника сделать неиссякаемым источником благодатных исцелений для всех, с верою к нему притекающих, чтобы всем явно было, что иное дело суд человеческий, иное суд Божий и что прославление св угодников Божиих не только не зависит от обстоятельств и усилил человеческих, но часто совершается вопреки им. – В 1716 году вступил в управление вологодскою епархией епископ Павел. Как бывший священник и урожденец вологодский, он не мог не слышать о чудесных исцелениях, происходивших от иконы Богоматери, и богоугодпой жизни пр. Иосифа, а также и о тогдашнем состоят и монастыря, поэтому одним из первых дел его, по прибытии в Вологду, было рукоположение и определение в Заоникиев монастырь нового настоятеля и дозволение совершать над гробом преподобного вместо панихид молебны, для чего тогда же пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

262 Ключевск. стр. 346, Филарет и Муравьев под 12-м Сентября. Митрополит Сибирский Игнатий (1692–1700), открывший мощи Симеона, рассказывает в составленной им самим повести о проявлении мощей, что когда он шел от города Пелыми в город Верхотурье, игумен Далматского монастыря сделал ему представление: «В Меркушинском селе, рече, при церкви святого архангела Михаила восходит от земли гроб, не изволиши ли его дозреть, еже есть свидетельствовать, дабы православные христиане не имели о том какова себе греха, понеже от того гроба многая бывают знамения». О самом свидетельствовании мощей Игнатий говорит: «Совершенней же бывши литургии (в церкви села), изыдохом из церкве ко оному гробу праведного и вшедшу ми со архимандритом Сергием Знаменским и со игуменом Исааком Далматским и со священники и диаконы, и открыта гроб я видев оное праведное тело мало не все цело, но некия части, яже на руках персты, отданы земли, глава и перси и рамена и ребра и опрепоясания (sic) и бедра и нозе зело целы, кости плотию, яже есть кожею, покрошены, прилпеша плоти его, погребальная же одеяния вся рассыпашася», – 375. лл. 10 и 15. 263 См. у Верюжского стр. 664 sqq (npocьбa священника с прихожанами и резолюция архиепископа приведены дословно). 267 Верюжск., стр. 599.-В монастыре Иосифовом, до установления празднования ему, происходила долгая и сильная, но не объясняемая нам удовлетворительным образом, борьба из-за почитания его памяти: часовня, поставленная над его гробом, три раза была уничтожаема. – Велюжск. стр. 596–597. Дело, по всей вероятности, состояло в том, что часовня была уничтожаема не по настоянию враждебно относившейся к памяти преподобного части монахов монастыря, как хочет представлять дело его жизнеописатель, а по распоряжению епархиального начальства. – В настоящее время в Заоникиевской пустыне есть придел во имя преп. Иосифа, – Верюжск., 606. 268 Что касается до месяцесловов при богослужебных книгах, то в них только общие или всецерковные святые, которые представляют собою не более, если не гораздо менее, трети общего числа всех Русских святых. Есть Месяцеслов всех святых, празднуемых православною греко-восточною церковью, печатаемый от св. Синода, но и в нем из местных святых находятся только очень немногие (внесенные по какому-то, не совсем ясному, выбору).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

546 В нашем поморском сб. л. 51–54. Нач. «Тайну цареву добро есть хранити» Сергий нашел в больнице Кириллова монастыря древнего старца Авраамия, который в молодости, лет за 80 до этого, был пономарем в Заоникиевской обители; тогда, говорил он, «живущии в обители вси памятию житие Иофиса проповедоваху, аще писанию предано имяху, но более речию всех услажаху». 547 Ж. Корнилия в рукоп. Унд. нового письма, 1043; тропарь и кондак написаны, по известию биографа, Димитрием Ростовским , свидетельствовавшим мощи Корнилия в 1705 г. Ж. Илариона в рукоп. Унд. XVIII в. 418; издано в Москве в 1859 и в Прав. Соб. 1869 г. Ж. Феодосия напеч. в Моск. синод. типогр. в 1806 г. Ж. Антония в рукоп. Унд. нового письма, 281 с службой; рассказ об отношениях Антония, родившегося, но житию, в 1206 г., к Варлааму Хутынскому, умершему раньше, основан на ошибочном известии о смерти Варлаама в 1243 г. Ср. выше стр. 144. 549 Синод, рук. 416–автограф Азарьина служба Дионисию, составленная биографом, л. 1–9; житие, л. 10–103; далее: л. 103–467 – записка Ивана Наседки и остальные приложения: грамота царя об исправлении требника, защитительные речи Дионисия, Арсения Глухого и Ивана Наседки, обличительная речь последнего против Антония Подольского, изыскание его же о прибавке «и огнем» в 40 главах и два послания восточных патриархов о том же. В синод, рук. 85, как и в печатном издании 1824 г., записка Наседки внесена в текст жития, а остальные приложения опущены. 550 Синод. рукоп. 1723 г.. 580, л. 232–251. Только в рассказе о Ферапонте и Кирилле есть несколько черт, которых не находим в известных житиях обоих. 551 Списки XVII в. в рукоп. Унд. 341, л. 12, и 1209, л. 18; сокращение этой ред. в рукоп. Унд. XVII в. 1255. Нач. «Ничтоже тепльшия души блажайше зрети ко всякой добродетели простирающийся». На автора – архиепископа указывает, по-видимому, выражение в рассказе о переложении мощей: «Узаконихом и гроб его святаго открывати в церковное славословие», если только форма глагола не есть здесь следствие обычной у древнерусских писателей нетвердости в церковно-славянском спряжении.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Слово по освящении храма, произнесенное в Заоникиевской Богородице-Владимирской пустыни, 9 ноября 1869 года Се ныне благословите Господа вси раби Господни, стоящии в храме Господни, во дворех дому Бога нашего ( Пс.133:1 ). Благодатию Всесвятаго Духа, архиерейским нашим священнодействием, молитвами и молениями освятили мы храм Богу живому и истинному ( Евр.9:14 ). – Се и еще место селения славы Его, место упокоения труждающихся и обремененных, место благодатного питания и напоения душ алчущих и жаждущих словом Божиим и св. Таинствами, место приискреннего общения с невидимым миром ангелов и святых Божиих человеков. Да будет, первее и паче всего, слава, честь и поклонение Господу за то, что Он, Вездесущий и Всеисполняющий, Емуже не довлеют небо и небо небесе ( 3Цар.8:27 ), благоволит вселяться во святых храмах и с особенным обилием являет в них благодать Свою, внимая молитвам верующих. Благодарение Ему – Всемилостивому, увенчавшему это благое дело вожделенным успехом, потому что, аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии ( Пс.126:1 ). Да будет благословение Божие и спасение души зде настоятельствующему, начавшему созидание, а также и понесшим вместе с ним труды по совершению этого дела! Да почиет благословение Господа и великие, и богатые Его милости и на всех добродеявших, послуживших своими жертвами и благотворениями к построению и благоукрашению храма сего! Слава Богу! Есть еще ревнители православной веры, в которых святая любовь к Господу соединяется с благочестивым тщанием об устроении и попечением о благолепии святых храмов, чему и храм сей, сооруженный по преимуществу доброхотными приношениями, служит очевидным и непререкаемым доказательством. Истинная добродетель скромна и избегает похвалы, а посему в утешение усердствующим к св. храмам укажу только на то, что мы ежедневно слышим в храмах. Св. Церковь признает приношение храму некоторым особенным подвигом благочестия, воссылая особые молитвы о плодоносящих и добродеющих во св. храмах, о любящих благолепие их; такое моление Церкви, всегда возносимое к Господу вместе с бескровной жертвой, без сомнения, есть лучший залог благословения свыше. Посему, кто сподобился принести Богу таковый дар, тот да взирает на него, не как на дар Богу, а скорее – как на дар себе от Бога, ущедряющего руку, приносящую сей дар, и возвращающего приносимое обилием даров телесных и духовных.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Raev/...

И оказалось, что рассказы о чудесах истинны и даже в присутствии названных лиц и других свидетелей совершилось чудо — прозрел слепой, семь лет не видевший света. После того епископ повелел воздвигнуть в Заоникиевской пустыне храм в честь Божией Матери и святого Алексия, человека Божия, и при храме устроить монастырь. С великой радостью принял преподобный святительское благословение. Его усердием и трудами окрестных жителей храм был скоро сооружен. В день его освящения Иларион был пострижен в иночество с именем Иосифа. В новоучрежденном монастыре прп. Иосиф явился первым иноком. Скоро пришли к нему сподвижники, обитель наполнилась братиями и нужно было выбрать игумена монастыря. Естественно, что прп. Иосифу, как основателю обители, было предложено взять на себя начальство в ней и духовное руководство братией. Но велико было смирение преподобного! Он отклонил от себя эту честь и просил избрать в игумены другого. Был избран Силуан (1589–1605), а прп. Иосиф до самой кончины своей остался рядовым иноком обители. Над братией монастыря возвышали его лишь великие подвиги. Когда братия и приходящие богомольцы начали почитать и прославлять прп. Иосифа, он принял на себя подвиг юродства: носил в пазухе камни, песок и землю. Удручая тело свое постом, он проводил холодные ночи даже зимой в часовне за непрестанной молитвой пред иконой Богоматери. Тайно от братии он надел на голое тело власяницу и не снимая носил ее. Власяница была грубая и жестокая; как иголками, колола она тело святого, и кровь непрестанно струилась по его ногам. Игумен и братия видели это, но не догадывались, от чего это происходит. В монастыре начали считать подвижника скудоумным и в неразумии своем нередко обижали его и оскорбляли. Много огорчений и обид пришлось перенести подвижнику и от мирян. Жители ближайшей к обители деревни Лусникова боялись того, что монастырь овладеет их лугами и полями, и потому стремились прогнать из своего соседства монахов, всячески вредили им, например, не позволяли ни самим инокам, ни монастырскому скоту проходить свою землю и даже угрожали смертью.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

Затем усердием казначея Пахомия часовня была восстановлена в том виде, в каком существовала раньше. Нравы монахов Заоникиевского монастыря были тогда не высоки. Когда между братий произошли распри, часовня была разрушена и разметана, некоторые бревна ее сожжены; решетка же, окружавшая могилу святого, брошена была под трапезу. Прошло некоторое время, часовню восстановили в третий раз, но в худшем виде: кое–как из старого леса, без окон и дверей, более низкую — «не яко молитвенный дом, но яко непотребную хлевину». Могила же преподобного по–прежнему находилась в совершенном запустении. И опять совершилось чудо. Когда во время одного праздника в обитель собралось много народа, некоторые богомольцы, за неимением места в монастыре, ночевали в часовне. Случилось, что одна женщина, спавшая на самой могиле святого, вдруг неистово закричала: «Оставь меня, отче, не бей, ибо в неведении я легла на твою ногу». Спавшие богомольцы вскочили и стали женщину спрашивать, что с ней случилось, и она отвечала: «Этот монах бьет меня жезлом, так как я легла на его ноги». Слышавшие недоумевали, ибо никого не видели. «И сие чудо не памятно паки положиша» — оно не вразумило иноков, не внушило им почтения к святому месту, хотя об этом чуде много говорили в городе Вологде. Наконец епископ Вологодский Павел (1716–1725), вологодский уроженец, бывший до святительства священником в Вологде и потому много слышавший о чудесах от святой иконы и о богоугодной жизни прп. Иосифа, установил ему местное празднование. Он благословил служить прп. Иосифу молебны, составить ему службу, которая и написана была по образцу службы прп. Галактиону Вологодскому (память 24 сентября/7 октября). В Заоникиевскую пустынь епископ Павел послал в 1717 г. строителем иеромонаха Анастасия. Исполняя святительскую волю, Анастасий поставил над гробом преподобного новую и хорошую часовню, украсил могилу пеленою и стал совершать прп. Иосифу молебны. Верующие устремились в Заоникиевскую обитель ко гробу новопрославленного угодника Божия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

Убедившись в непоколебимом хранении русскими людьми православной веры, их готовности умереть с радостью за Христа, татарские ханы не решились испытывать впредь терпение Божие и не требовали от русских в Одре прямого исполнения идольских обрядов. Но борьба русского народа и Русской Церкви против монгольского ига продолжалась еще долго. Православная Церковь украсилась в этой борьбе новыми мучениками и исповедниками. Отравлен монголами был великий князь Феодор († 1246 г.), замучены были святой Роман Рязанский († †1270 г.), святой Михаил Тверской († 1318 г.) и его сыновья Димитрий († 1325 г.) и Александр († 1339 г.). Всех их укрепляли пример и святые молитвы русского первомученика в Орде — святого Михаила Черниговского. 14 февраля 1572 года, по желанию царя Иоанна Васильевича Грозного, с благословения митрополита Антония, мощи святых мучеников были перенесены в Москву, в храм, посвященный их имени, оттуда в 1770 году они были перенесены в Сретенский собор, а 21 ноября 1774 года — в Архангельский собор Московского Кремля. Сказание об исповедническом подвиге князя Михаила и боярина его Феодора было написано их духовником — епископом Иоанном. Житие и служба святым Михаилу и Феодору Черниговским были составлены в середине XVI столетия известным церковным писателем иноком Зиновием Отенским. Вторичная память святых — 14 февраля. «Род праведных благословится», — говорит святой псалмопевец Давид. Это в полной мере сбылось на святом Михаиле. Он явился родоначальником многих славных фамилий в русской истории. Дети и внуки его продолжали святое христианское служение князя Михаила. Церковь причислила к лику святых его дочь — преподобную Евфросинию Суздальскую (память 25 сентября/8 октября) и его внука — святого благоверного Олега Брянского (память 20 сентября/3 октября). Сентябрь 21 Иосиф Заоникиевский, преподобный Преподобный Иосиф, по мирскому имени Иларион, происходил из крестьян деревни Обухово Кубенской волости (Волгодской губернии), и родился около 1530 г. В обычных заботах житейских и в земледельческих трудах проходила жизнь крестьянина Илариона.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010