Преподобные Иосиф Заоникиевский, Нил Сорский, Кирилл Новоезерский. Фрагмент иконы «Спас Великий Архиерей, с предстоящими святыми». 3-я четв. XVIII в. (ВГИАХМЗ) Преподобные Иосиф Заоникиевский, Нил Сорский, Кирилл Новоезерский. Фрагмент иконы «Спас Великий Архиерей, с предстоящими святыми». 3-я четв. XVIII в. (ВГИАХМЗ) Очевидно, 1-м изображением И. З. был «образ на плащанице», написанный в 1717 г. свящ. Максимом Яковлевым по распоряжению еп. Вологодского Павла. В описании Владимирской Заоникиевой пуст. 1865 г. говорится о существовании надгробной иконы с ростовым изображением святого: «Мощи преп. Иосифа Заоникиевского почивают под спудом в приделе Живоначальныя Троицы подле леваго клироса. Над мощами устроена… гробница, на которой положен образ преподобного, писанный в рост, украшенный серебряным позлащенным венцом и медною отбеленною ризою». Такое же описание иконы на раке дает И. М. Верюжский в 1880 г. ( Суворов. 1865. С. 34; Верюжский. Вологодские святые. С. 606). Икона святого «с большим, во весь рост, изображением преподобного» на раке отмечена и в описании обители 1910 г. (Правосл. рус. обители. 1910. С. 77), к наст. времени ее местонахождение неизвестно. Среди немногочисленных достопримечательностей пустыни отмечена в 1865 г. «чудотворная явленная икона Божьей Матери Казанской, мерою «пядница малая». Икона вставлена в середину большой местной, первой по левую сторону царских врат в холодной церкви, иконы, на которой в четвероугольных клеймах изображены шестнадцать чудес из жизни преподобного Иосифа…» ( Суворов. 1865. С. 35). Об участии иконы И. З. с кон. XIX в. в крестных ходах свидетельствует донесение Вологодской духовной консистории Синоду 1893 г., где упоминается почитаемая икона «прп. Иосифа, основателя обители», к-рая «износится довольно давно, по просьбам жителей» из Заоникиевой пуст. «по окрестным селениям и приходам» (ГАВО. Ф. 496. О. 1. Д. 16480. Л. 12 об.). На уникальном по иконографии образе XVIII в. из музея-ризницы Николо-Угрешского мон-ря (см.: Святая Угреша: К 625-летию основания Свято-Никольского Угрешского мон-ря/Сост.: С. В. Перевезенцев, игум. Иоанн (Рубин). М., 2005. С. 238) облик И. З. в отличие от его изображений на др. памятниках, где он представлен как преподобный, соответствует чину юродивых. Святой представлен вполоборота влево в молении Казанской иконе Божией Матери в левом верхнем углу. Он худ; на нем лишь повязка, прикрывающая чресла; длинные седые волосы волнами спускаются на плечи и спину; узкая, слегка вьющаяся борода достигает земли. На заднем плане пейзаж с горками, деревьями, рекой и красным строением (возможно, построенной И. З. часовней).

http://pravenc.ru/text/673669.html

В селе Косине Московского уезда находится чудотворная икона, названная Моденскою, потому что, по преданию, взята из г. Модены в Италии графом Борисом Петровичем Шереметевым во Моденская – в селе Косине время его путешествия по Европе и принесена им в приходскую церковь села Косина. Но по другому сказанию, более достоверному, известно, что эта икона пожертвована с. Косино императором Петром Великим. Когда Измайловский пруд и Яуза оказались тесны для флотилии, на которой отрок Пётр обучался морской службе, тогда он перенёс свою флотилию на Белое озеро в Косино, где она и оставалась до перенесения на Переяславское озеро. Благодарный за первую науку обоим озёрам, Пётр не забывал их и не один раз посещал Измайлово и Косино и в знак своего благоволения оставил Косинской церкви драгоценный дар – икону Божией Матери, именуемую Моденскою. На этой иконе Пресвятая Богородица изображена стоящею с Предвечным Младенцем на левой руке. Спаситель обращён лицом к народу; правою рукою благословляет, а левою – держит свиток. Эта икона имеет 1 аршин 3 вершка вышины и 10/2 вершков ширины. Живопись на иконе древняя, итальянская, прекрасно сохранившаяся. Пресвятой Богородице угодно было прославить сию икону многими благодатными знамениями и чудесными исцелениями. Во время свирепствовавших в 1848 году эпидемических болезней в окрестных селениях и на фабриках много раз приносили из с. Косина чудотворную икону для общественного молебствия, и заступлением Владычицы мира болезни утихали и прекращались. 23.06. Заоникиевская Заоникиевская В 1588 году июня 23 явилась икона Владимирская в 12 верстах от Вологды. В честь сей иконы преподобный Иосиф на месте её явления построил храм и обитель. Эта пустынь названа Заоникиевскою, как говорит предание, потому, что в окрестном лесу жил разбойник Аника, отчего и самый лес назывался Аникиевским, а как пустынь находится за сим местом, то и названа Заоникиевскою, так же как икона, в ней пребывающая. 23.06. Владимирская Празднество сей иконе установлено в 1480 г. повелением великого князя Иоанна Васильевича III, по благословению митрополита Московского Терентия, в память внезапного удаления татар и освобождения России заступлением Богородицы от нашествия в 1480 году ордынского царя Ахмата. Подробные сведения находятся в описании 21 мая. 23.06. Владимирская – в Поречской Ордынской пустыни

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

Ночью на 17 марта она увидела во сне монаха, который подошедши к ней, сказал: «не скорби Екатерина, муж твой служит за христианскую веру и великого государя, а сын твой Иван вскоре будет здоров, сходи с ним в Заоникиевскую пустыню помолиться пред образом Божией Матери, я житель той пустыни старец Иосиф». Пробудившись от сна Екатерина нашла сына своего совершенно здоровым. Вечером 26 июля того же года прибыли в монастырь из Вологды внук покойного вологодского архиепископа Гавриила Димитрий Иванов Борисов и жена кафедрального протоиерея Алексея – Иулиания Антипиева и привезли с собою расслабленного Давида, 30 лет не владевшего ни руками, ни ногами и не могшего даже двинуться с места. Ради позднего времени они не пошли тогда в церковь , а расслабленного перенесли на ночь в часовню и положили у гроба пр. Иосифа. Ночью, когда расслабленный находился в часовне один и начал уже засыпать, вдруг слышит голос: «встань Давид и молись о том, зачем пришел». Расслабленный от страха тотчас же вскочил на ноги, опомнившись он почувствовал себя совершенно здоровым и всю ночь проплакал над гробом преподобного, благодаря его за свое исцеление. Когда стали благовестить к утрени, Давид к изумлению всех, вышел из часовни и пришел в церковь к чудотворному образу Богоматери и положил обещание навсегда остаться в Ее обители. Евдокия Иванова, жена Григория Артемьева, крестьянина Двиницкой волости, Никольского прихода, вотчины г Волчкова, деревни Глебова, вместе с сыном своим Прокопием пришедши в монастырь, объявила пред всеми в церкви, что она Евдокия была в расслаблении и не владела ничем более двух лет, когда же она ночью в январе 1718 года лежала в постели, стонала и плакала от болезни, вдруг двери в комнату отворяются и входит монах, видением высок, поник, браду имея длинну и седу, в куколь и мантию облечен, имея в руках жезл и пришед двинув ее в плече рукою говорит ей: встань и с верою призови на помощь Богоматерь и обещайся сходить в Заоникиевскую пустыню к чудотворной иконе и исцелеешь.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Известны 2 иконы-пядницы кон. XIX в., находящиеся в частных собраниях Вологды ( Суров М. В. Вологодчина: Неиссякаемая дивность. Вологда, 2003. С. 369). И. З. показан вполоборота влево, коленопреклоненным, с крестообразно сложенными на груди руками, на пейзажном фоне; над ним, в воздухе, Казанская икона Божией Матери. По обе стороны И. З., на уровне его головы, коленопреклоненные на облаках святые Косма и Дамиан. И. З. изображен в белой рясе с поясом и в темной мантии, у него седые волосы до плеч, причесанные на прямой пробор, и широкая окладистая борода, не доходящая до середины груди. Место явления чудотворной иконы обозначено пейзажем (с условно изображенной растительностью), лесом на дальнем плане и гористой местностью, спускающейся мелкими террасами к широкой площадке с фигурой И. З. на переднем плане. Данная иконография сложилась под воздействием изображений прп. Серафима Саровского в молении - святого, особо почитавшегося в Заоникиевой пуст., где в главном храме находился «небольшой овальный камень, на котором утвержден перламутровый крест: этот камень есть часть от того камня, на котором преп. Серафим Саровский молился 1000 ночей» (Правосл. рус. обители. 1910. С. 77). Точное повторение основных иконографических черт, поз и жестов свидетельствует об использовании в качестве образца для обеих икон общего прототипа, несмотря на явное различие манеры исполнения и происхождение из разных мастерских. Один из 2 образов ремесленных писем, с графичной упрощенной живописью, относится к типу «раздаточных икон», что также говорит о широком распространении данной иконографии. И. З. представлен на неск. иконах «Спас Вседержитель, с предстоящими и припадающими Вологодскими святыми» XVIII-XIX вв. (все в собрании ВГИАХМЗ). Чаще всего изображался в левой части композиции вместе с преподобными Евфимием и Харитоном Сянжемскими и Герасимом Вологодским. Святой представлен в молении, облачен в монашеские одежды, куколь на плечах, наличие пояса варьируется, именуется как Иосиф Заоникиевский или Иосиф Вологодский.

http://pravenc.ru/text/673669.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОСИФ ЗАОНИКИЕВСКИЙ (Амвросимов Иларион; ок. 1530, дер. Обухово Вологодского у.- 21.09.1612, Заоникиева пуст. (близ совр. пос. Дубровское Вологодской обл.)), прп., Христа ради юродивый (пам. 21 сент. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), основатель Заоникиевой пуст. в честь Владимирской иконы Божией Матери. Сведения о святом сохранились в «Сказании о иконе Богоматери Заоникиевской», составленном в нач. XVIII в. Произведение состоит из нескольких частей: собственно «Сказания...», найденного экономом Заоникиевой пуст. Сергием в Кирилловом Белозерском в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ре в 1717 г., «Слова на память преподобнаго отца нашего Иосифа, Иоаникиевскаго новаго чудотворца», составленного, возможно, при участии Сергия, и Повести о посещении Заоникиевой пуст. Вологодским еп. Павлом в 1717 г. Наиболее ранний список «Сказания...» (РГБ. Волог. 74) точно датирован: он содержит запись иерея Димитрия, в которой тот сообщает, что переписал текст в марте-апр. 1718 г. (Л. 82; свящ. Димитрий написал листы 3-31 об., 34-82). Список происходит из Заоникиевой пуст., о чем свидетельствуют владельческие записи на листах 119 об., 124 об. В рукопись вошли Повесть о посещении Заоникиевой пустыни Вологодским еп. Павлом (Л. 2) и «Сказание...» (Л. 3-9; нач.: «И зрети на образы подобия святых икон несумненною верою...»). К «Сказанию...» добавлены описания чудес, происходивших от Заоникиевской иконы Божией Матери (34 чуда (Л. 9-33 об.), изложение чудес начинается с 4-го чуда; по мнению А. Эббингхауса, первые 9 чудес воспроизводят запись XVI в.), а также записанные разными почерками в 1716-1729 гг. рассказы о чудесах, совершившихся по молитвам к И. З. (Л. 82 об.- 98; нумерация чудес не соответствует реальному количеству, случаются повторы, пропуски и т. д.); последнее чудо - «об исцелении крестьянок Анны дочери Максимовой и Евфросинии дочери Ивановой» датировано 1729 г.

http://pravenc.ru/text/673669.html

21/4 Отдание праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня. Апостола от 70-ти Кодрата, иже в Магнисии (ок. 130) 13 . Обретение мощей святителя Димитрия, митрополита Ростовского (1752). Преподобного Иосифа Заоникиевского (1612). Тропарь апостолу Кодрату, глас 3 Апостоле святый Кодрате,/моли милостиваго Бога,/да прегрешений оставление подаст душам нашим. Кондак, глас 8 Яко священноначальника честна,/и страдальца твердейша,/вселенная приносит Тебе, Господи, Кодрата апостола,/и песньми почитает честную его память,/просящи всегда прегрешений оставления/тем дароватися, поющим его, Благоутробне. Величание Величаем тя,/апостоле Христов Кодрате,/и чтим болезни и труды твоя,/имиже трудился еси/во благовестии Христове. Тропарь святителю Димитрию, митрополиту Ростовскому, глас 8 Православия ревнителю, и раскола искоренителю,/Российский целебниче, и новый к Богу молитвенниче,/списаньми твоими буих уцеломудрил духовная, Димитрие блаженне,/моли Христа Бога спастися душам нашим. Кондак, глас тойже Звезду Российскую от Киева возсиявшую,/и чрез Новград Северский в Ростов достигшую,/всю же страну сию ученьми и чудесы озарившую,/ублажим златословеснаго учителя Димитрия,/той бо всем вся написа, яже к наставлению,/да всех приобрящет, якоже Павел, Христу/и спасет правоверием души наша. Величание Величаем тя,/святителю отче Димитрие,/и чтим святую память твою,/ты бо молиши за нас/Христа Бога нашего. Тропарь преподобному Иосифу Заоникиевскому, Вологодскому чудотворцу, глас 4 Исперва житие твое, преподобне,/хитростию благоюродства от человека утаено, на небесех пред ангелы явлено,/и аще на земли тмою очес претыкался хождаше,/но мысленными крилы на высоту возшед./Присносущным Светом облистаем,/во отечествии наследова,/и земных мнящихся красных храмов не требовав,/но в Небеснех селех пресветлыя обители стяжал еси,/ни ризами мягкими одеялся,/но паче власяницу возлюбил еси,/и сего ради паче всех имений земных Небесная сокровища приобрел еси/и на земли плотен сый с безплотными совокуплялся,/Небесной Царице служа и Той приносимых ангельских песней насладився,/ихже многия люди желая насладится не могут./Сего ради Всевышний Творец образ Свой/и Рождшия Его Богоматери/с высоты воздуха на руце твоя,/яко на Херувимская носила, дарова тебе./От Негоже Присносущным Светом очи твои уясни,/и, яко росоточащий облак, молитвами твоими весь мир милованный напои./И ныне в последняя времена святую персть твою, яко Едемский источник, во исцеление недугов устрой,/Егоже моли, наставниче наш, чудоносче Иосифе,/даровати нам мир и велию милость. Ин тропарь, глас 5

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Кулемесово. Церковь Василия Великого на Едке. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Едковская Васильевская церковь. Современное местоположение: южнее д. Кулемесово, Кубенское с/п, Вологодский р., Вологодская обл. Историческое местоположение: Вологодский уезд, Вологодская губерния. Церковь Василия Великого на Едке упоминалась в окладной книге 1618 года. Едковская Васильевская церковь, 1722 (1721?) года. Согласно описанию, составленному в 1851 г., построена во время Елизаветы Петровны и епископа Вологодского и Белозерского Пимена, а освящена в 1747 г. (возможно, это дата освящения верхней Троицкой церкви). Каменная, двухэтажная, пятиглавая. Престолы в честь: свт. Василия Великого, архиепископа Кесарийского - главный, Святой Троицы, свт. Николая Мирликийского (освящён 26 ноября 1867 г.). 16 мая 1876 г. освящён возобновлённый храм во имя Св. Духа (?). Высота храма составляла 17 саж., ширина - 21 саж. Колокольня каменная, трехъярусная, построена в 1813 г., высотой 21 саж. Местоположение: на 1691 год - Кубенская волость Вологодского уезда. Описание Васильевской Етковской церкви 1851 года Описание церквей, составленное Благочинным Вологодского уезда Крестовоздвиженской Закубенской церкви священником Димитрием Е…(?-неразборчиво) с сотрудниками. 1851 г. 6-я Васильевская Етковская, ныне существующая, каменная, двухэтажная, трехпрестольная, с каменною в одном корпусе колокольнею и оградою, пятиглавая, покрыта вся железом. От губернского города Вологды в 21 версте, на северо-западном берегу реки Етки и на восточной стороне Белозерской дороги. Построена во время царствования Елизаветы Петровны и Преосвященного Епископствования на Вологде и Белозерске Пимена, а освящена 1747 года. В холодном храме престол во имя Живоначальной Троицы, а в теплом – по правую руку во имя Василия Великого, а по левую – Николая Чудотворца. О первоначальном ея в приходе существовании неизвестно. По устному преданию – существует она якобы прежде жития на земле преподобного Иосифа, основателя Заоникиевской Владимирской пустыни. Это основывают на том, будто бы сей Преподобный выходил из дремучего Оникиевского лесу на день Сошествия Св. Духа на Апостолов, как на ...(?-неразборчиво) праздник, к Васильевской церкви к обедне. С того времени будто бы к сей церкви установлено из Заоникиевской пустыни крестное хождение, которое и ныне совершается и Етковские Священноцерковнослужители как бы платя долг ходят в Заоникиевскую пустыню каждогодно с иконами в 23-е число месяца Июня на праздник Владимирския Божия Матери.

http://sobory.ru/article/?object=13103

мон. Таисия (Карцова) Скачать epub pdf Преподобный Иосиф Заоникиевский († 1612) Память его празднуется 21 сент. в день преставления и 23 июня в день явления Заоникиевской иконы Божией Матери В деревне Обухове, находившейся в Вологодской области, жил крестьянин по имени Иларион, родившийся около 1530 г. Жил он, как и другие крестьяне, не богато, но и не бедно. Но Господь посетил его, и он стал слепнуть. Ему грозила нищета. Но Иларион не отчаялся: он стал ходить по местным церквам и всюду служить молебны, прося себе у Господа исцеление. Однажды во время Божественной литургии явился ему некий дивный муж, весь в белом, назвал себя Космой, рабом Господа нашего Иисуса Христа, благословил его и обещал ему исцеление. По выходе из церкви он повел Илариона в глухое урочище, все заросшее кустарниками – звалось оно Заоникиевским, по имени укрывавшегося здесь в древности разбойника Аники,– и велел ему прийти сюда на следующий день, чтобы видеть Славу Божию. Затем он стал невидим. Когда на другой день Иларион пришел туда опять, ему явились свв. бессребреники Косма и Дамиан и сказали, что они посланы Пресвятой Богородицей, желающей исцелить его, и что на этом месте совершится множество чудес. Тогда явилась икона Божией Матери, сияющая подобно солнечным лучам, и был от нее глас, повелевавший очистить это место и воздвигнуть на нем крест. Иларион пал ниц и, как только приложился к иконе, исцелился. Не знал он, во сне или наяву он видит все эти чудеса, но святая икона осталась в явное свидетельство истины всего происшедшего. Видение кончилось. В духовной радости Иларион вернулся в деревню и рассказал все, что с ним было. Крестьяне собрались, очистили все это место, поставили крест и часовню для явления иконы, прозванной Заоникиевской, и от нее стали истекать обильные чудеса. На глазах духовных следователей, посланных епископом Вологодским, прозрел слепой, и епископ решил основать здесь монастырь. Первым его иноком стал Иларион, постриженный с наречением ему имени Иосиф. От настоятельства он уклонился, притворившись слабоумным, и 30 лет прожил в тяжелых подвигах: на себе носил он груз камней и песка и жесткую власяницу, натиравшую его до крови. Длинные зимние ночи он проводил без сна на молитве пред чудотворной иконой... Любимую свою обитель он защищал от врагов.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И Господу Богу все такие приношения наши в пользу святых храмов, как выражение и свидетельство чувств наших, благоговения, любви и благодарности к Нему, без всякого сомнения приятны и благоугодны. В этих вещественных жертвах, Он видит нашу духовную жертву, – наше сердце, живущее верой в Него и пламенеющее к Нему любовью. Опытом дознали это отцы наши, жители г. Вологды, в один день построившие св. храм и тем избавившиеся от поражавшей их смертоносной язвы. Благодарение Господу Богу! Дело, начатое в прославление святого имени Его, благополучно приведено к окончанию, храм Господень воздвигнут, украшен и освящен. Но торжествуя освящение его, будем помнить, братья, что у Господа есть другой храм, еще более для Него дорогой и любезный – душа наша. He весте ли, яко храм Божий есте и Дух святый живет в вас? Необходимы, честны и святы храмы вещественные, но потому только, что они служат орудием и средством к освящению храма духовного. В каком же положении находится у нас этот последний храм, все ли в нем достроено, украшено и освящено? Написан ли в нем образ Христов, о чем так много заботился великий апостол Павел, говоря: чадца м я, ими же паки болезную, дóндеже вообразится в вас Христос ( Гал.4:19 ). Горит ли в нем светильник веры, поставлена ли трапеза любви? Омывается ли он у нас слезами покаяния, облагоухается ли ароматами дел благих? Ибо не будет нам ни малейшей пользы, если мы и все сокровища мира употребим на украшение храмов вещественных и оставим в нечистоте, и без освящения душу свою, этот нерукотворный и разумный храм Божий. Обновим же новоосвященный храм усердной и пламенной молитвой об очищении и освящении душ наших, и будем всегда всеми силами стараться о том, чтобы самим нам, яко камению живу, созидаться в храм духовен, святительство свято, возносити жертвы духовны, благоприятны Богови Иисус Христом. Господи Боже наш! Аще небо и небо небесе не довлеют Ти, кольми паче храм сей. Но смиренно молимся, да будут очи Твои отверсты на храм сей день и нощь, и услышиши молитву рабов Твоих, о них же помолятся на месте сем, и Ты услышиши на месте обиталища Твоего на небеси: и сотвориши, и помилуеши. ( 3Цар.8:39 , 3Цар.8:30 ). Аминь. Священник Иоанн Верюжский Читать далее Источник: Верюжский Иоанн, свящ. Слово на освящение храма в Заоникиевской пустыне: окт. 1878 г.]//Вологодские епархиальные ведомости (Прибавления). 1878. 23. С. 360–367. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Veryuzhs...

В 1921 году настоятель пустыни игумен Марк умер от чахотки. Его заменил архимандрит Антоний.В монастыре в это время проживали 14 человек: настоятель, 4 иеромонаха, иеродиакон, 2 манатейных монаха, 3 рясофорных послушника и 3 послушника. Выбывшего иеромонаха Паисия заменил иеромонах Варсанофий 58-и лет (в миру Василий Михайлович Пантелеев). Вскоре последние насельники покинули закрытый монастырь. В настоящее время на территории монастыря находится Заоникиевская специальная (коррекционная) школа-интернат. Сохранились полуразрушенные здания соборной церкви и братского корпуса, где была устроена скитская церковь. По материалам: Македонская Н.М. Заоникиева Богородице-Владимирская мужская пустынь. Описание Зверинского В.В. http://parishes.mrezha.ru/library.php?id=343 4 мая 2018 года митрополит Игнатий издал указ об образовании в деревне Лучниково Вологодского района Архиерейского подворья «Заоникиева Богородице-Владимирская мужская пустынь». Глава Вологодского района Сергей Жестянников передал комплекс зданий, в которых располагалась Заоникиевская школа, Русской Православной Церкви. 10 мая владыка Игнатий и глава Вологодского района Сергей Геннадьевич Жестянников осмотрели бывшие храмы монастыря и сохранившиеся здания, в которых до последнего времени располагалась специальная коррекционная школа-интернат. Накануне праздника Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий впервые за сто лет совершил в возрождаемой Заоникиевой Богородице-Владимирской мужской пустыни всенощное бдение и монашеский постриг. http://vologda-mitropolia.ru/msluzheniya/item/ Добавить комментарий Комментарии и обсуждение В настоящее время действующий монастырь. Проходят богослужения. 10 марта 2021. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=06923

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010