Слышавшие недоумевали, ибо никого не видели. «И сие чудо не памятно паки положиша». Оно не вразумило иноков, не внушило им почтения к святому месту, хотя об этом чуде много говорили в городе Вологде. Можно указать две причины такого небрежения к месту погребения преподобного Иосифа: во-первых, епархиальная власть, осторожно поступавшая в деле прославления новых подвижников, с недоверием относилась к святости преподобного и чудесам при его гробе; во-вторых, среди братии Заоникиевской пустыни померк светлый образ преподобного Иосифа: не было помнящих богоугодное житие его, не находилось и подражателей его подвигов; так что, когда строителю Анастасию понадобилось собрать сведения о явлении чудотворной иконы Богоматери и о преподобном Иосифе, он должен был посылать в 1717 г. иеромонаха Сергия в Кириллов Белозерский монастырь. Там и отыскана была книга, описывавшая явление святой иконы, и нашелся инок, – весьма старый иеромонах Афанасий, прежде, за 80 лет до того бывший пономарем Заоникиевской пустыни, который и поведал Сергию с клятвою о жизни преподобного Иосифа. Наконец епископ Вологодский Павел (управлял епархией с 1716 по 1725 гг.), Вологодский уроженец, бывший до святительства священником в Вологде и потому много слышавший о чудесах от святой иконы и о богоугодной жизни преподобного Иосифа, установил ему местное празднование. Он благословил служить преподобному Иосифу молебны, составить ему службу, которая и написана была по образцу службы преподобному Галактиону Вологодскому. (Память преподобному Галактиону 24 сентября.) В Заоникиеву пустынь епископ Павел послал в 1717 г. строителем иеромонаха Анастасия. Исполняя святительскую волю, Анастасий поставил над гробом преподобного новую и хорошую часовню, украсил могилу пеленою и стал совершать преподобному Иосифу молебны. Верующие устремились в Заоникиеву обитель, ко гробу новопрославленного угодника Божия. На их приношения была украшена икона Божией Матери, а на гробницу преподобного возложена была новая пелена, шелковая, с золотыми украшениями. Вскоре решено было построить над гробом преподобного Иосифа храм вместо часовни, и начат был сбор пожертвований. В том же 1717 г. одному из братии Заоникиевой обители таинственный голос повелел отыскать и положить при гробе власяницу преподобного. Ее нашли и положили, и с того времени она стала служить источником исцеления для верующих. (Власяница преподобного Иосифа утрачена в начале XIX столетия.) Так Господь возвеличил и прославил Своего угодника.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Но если кн. Андрей Боголюбский был прославлен по причине праведной жизни, то К. его сына, по всей видимости, была связана с хорошей сохранностью его мощей. Исторические свидетельства о благословении на прославление святых со стороны местоблюстителя Патриаршего престола митр. Стефана (Яворского) отсутствуют. В Сибирской епархии при митр. Филофее (Лещинском) были осуществлены К. св. прав. Симеона Верхотурского († 1642, прославлен местно в 1704 при перенесении мощей) и св. прав. Василия Мангазейского († ок. 1602, прославлен местно в 1719). Начало почитания этих 2 святых было связано с обретением их нетленных останков, что в данном случае явилось главным основанием для прославления. Предположительно к 1707-1716 гг. относится местное (в Устюжской епархии, при архиеп. Иосифе) прославление блж. Андрея Тотемского († 1673) и блж. Вассиана Тиксненского († 1623 или 1624), первые свидетельства о почитании которого датируются 1647 г. В 1715 г. произошла местная К. блж. Максима Тотемского († 1650); для прославления оказалось достаточным наличия неск. чудес при практически полном отсутствии информации о жизни блж. Максима, о котором известно лишь, что он был священником и принял на себя подвиг юродства. Подобные местные К. имели место в условиях отсутствия патриарха в Русской Церкви и были осуществлены архиереями самостоятельно. Основанием для прославления святых было их народное почитание. Обращает на себя внимание тот факт, что все чаще происходило прославление в чине Христа ради юродивых. Это свидетельствует о распространенности подвига юродства во 2-й пол. XVII - нач. XVIII в. и о его популярности в народной среде. В Вологодской епархии при еп. Павле (Васильеве) были совершены местные К. прмч. Галактиона Вологодского († 1612, прославлен в 1716-1717) и прп. Иосифа Заоникиевского († 1612, прославлен в 1717). Согласно «Слову на память Иосифа Заоникиевского», составленному в 1717-1718 гг. (РГБ. Ф. 354. 74), инициатором К. этих 2 святых был вологодский архиерей. Показательным является тот факт, что еп.

http://pravenc.ru/text/1470233.html

Видение кончилось. В духовной радости Иларион вернулся в деревню и рассказал все, что с ним было. Крестьяне собрались, очистили все это место, поставили крест и часовню для явления иконы, прозванной Заоникиевской, и от нее стали истекать обильные чудеса.  На глазах духовных следователей, посланных епископом Вологодским, прозрел слепой, и епископ решил  основать здесь монастырь. Первым его иноком стал Иларион, постриженный с наречением ему имени Иосиф. От настоятельства он уклонился, притворившись слабоумным, и 30 лет прожил в тяжелых подвигах: на себе носил он груз камней и песка и жесткую власяницу, натиравшую его до крови. Длинные зимние ночи он проводил без сна на молитве пред чудотворной иконой... Любимую свою обитель он защищал от врагов.  Скончался прп. Иосиф 21 сентября 1612 г. в возрасте 80 лет, в великой радости, вспоминая все виденные им чудеса и благодаря Бога. Погребли его в часовне Пресвятой Богородицы, и в ней стали совершаться великие чудеса.  Но через 50 лет вера в той местности пала. Часовня разрушилась, монастырь сгорел, а другую часовню, которую поставил на могиле преподобного один благоговейный инок и которая одна только уцелела от пожара, сломали. Могила преподобного была до того забыта, что одна женщина села на нее. Но ей явился невидимый другим инок и ударил ее.  Так продолжалось, пока не был возведен на Вологодскую кафедру преосвященный Павел (1717), чтивший всех святых своей епархии. Игуменом Заоникиевского монастыря тогда был благоговейный старец Анастасий. Они выяснили, что память прп. Иосифа чтится в Кирилло-Белозерском монастыре, где был жив еще престарелый инок, положивший начало в Заоникиевском монастыре. Нашли книгу о явлении Заоникиевской иконы Богоматери и власяницу прп. Иосифа. Ее возложили на его гробницу, воздвигли над ней церковь, и опять начались чудеса. Таким образом возобновилось почитание преподобного.  Так, в 1717 г., во время засухи, после молебна прп. Иосифу пошел дождь. В 1718 г. прозрела слепая девушка Ирина. Расслабленный Давид, услышав из гробницы голос: «Встань, Давид, и молись о том, что пришел просить», вскочил от ужаса: он был исцелен. Расслабленной Евдокии явился инок высокого роста, назвал себя иноком Заоникиевского монастыря Иосифом и велел ей идти к Заоникиевской иконе Божией Матери просить об исцелении. Евдокия испугалась и перекрестилась, чего раньше она не могла делать,— она была исцелена. После двукратного явления прп. Иосифа и молитвы на его могиле исцелилась больная глазами Мария Зайцева. Прп. Иосиф во сне явился солдатке Екатерине, у которой был болен ребенок, и сказал ей что-то утешительное; когда она проснулась, ребенок был здоров. 

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИОСИФ ЗАОНИКИЕВСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прп. Иосиф Заоникиевский Иосиф Заоникиевский (+ 1612 ), преподобный Память 23 июня , 21 сентября и в Соборе Вологодских святых В миру Иларион, благочестивый крестьянин из деревни Обухово Кубенской округи Вологодской губернии. Долгое время он страдал болезнью глаз и усердно молил о помощи Господа, Пресвятую Богородицу и святых угодников, в особенности святых бессребреников Косму и Дамиана. Молитва его была услышана, и в 1588 году, по откровению святого Космы, преподобный Иосиф нашел в лесу, в болотистом месте, икону Божией Матери , от которой получил исцеление. В благодарность преподобный расчистил лесные дебри на месте явления чудотворной иконы и построил часовню, в которой поставил икону. Сам он поселился рядом, приняв иноческий образ с именем Иосиф. Впоследствии, по благословению святителя Антония , епископа Вологодского, на месте подвигов Иосифа возникла Заоникиевская обитель , названная так по имени разбойника Аники, некогда обитавшего в этом лесу. Когда обитель расширилась и число иноков возросло, по совету преподобного Иосифа, игуменом был избран Антоний. Сам он по смирению не принял настоятельства и, скрывая от других свои строгие подвиги, воспринял юродство Христа ради , ночами стоял на молитве в своей часовне, в жестокие морозы ходил босой. Скончался 21 сентября 1612 года, в возрасте 83 лет и был погребен в основанной им обители. Молитвы Тропарь, глас 4 Исперва житие твое, преподобне,/хитростию благоюродства от человек утаено, на небесех пред Ангелы явлено,/и аще на земли тмою очес претыкаяся хождаше,/но мысленными крилы на высоту возшед./Присносущным Светом облистаем,/во отечествии наследова,/и земных мнящихся красных храмов не требовав,/но в Небесных селех пресветлыя обители стяжал еси,/ни ризами мягкими одеялся,/но паче власяницу возлюбил еси,/и сего ради паче всех имений земных Небесная сокровища приобрел еси/и на земли плотян сый с безплотными совокупляяся,/Небесной Царице служа и Той приносимых ангельских песней насладився,/ихже многия люди желая насладитися не могут./Сего ради Всевышний Творец образ Свой/и Рождшия Его Богоматери/с высоты воздуха на руце твоя,/яко на Херувимская носила, дарова тебе./От Негоже Присносущным Светом очи твои уясни,/и, яко росоточащий облак, молитвами твоими весь мир милованный напои./И ныне в последняя времена святую персть твою, яко Едемский источник, во исцеление недугов устрои,/Егоже моли, наставниче наш, чудоносче Иосифе,/даровати нам мир и велию милость.

http://drevo-info.ru/articles/3967.html

23. Суббота. Мц. Агриппины. Владимирской иконы Божией Матери. Собор Владимирских святых. Прав. Артемия Веркольского. Свт. Германа, архиеп. Казанского (службу зри 6 ноября) . Прп. Иосифа Заоникиевского (службу зри 21 сентября) . Блгв. кн. Феодора Владимирского. Служба мц. Агриппины не имеет праздничного знака, может совершаться вместе с полиелейной службой в честь Владимирской иконы Божией Матери (А) . Приводим также порядок совершения полиелейной службы в честь Владимирской иконы Божией Матери (без соединения со службой мц. Агриппины) (Б) . Примечание. Если накануне совершалась аллилуйная служба, то 9-й час не читается, а служба начинается вечерней (с «Царю Небесный...» и обычного начала). А. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры на 8: Богородицы, глас 4-й – 5, и мученицы, глас тот же – 3. «Слава» – Богородицы, глас 8-й: «Приидите, российстии собори...», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Царь Небесный...». Вход. Прокимен дня. Паримии Богородицы – 3. На стиховне стихиры Богородицы, глас 8-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – Богородицы, глас тот же: «Да радуются российстии собори...». По Трисвятом – тропарь мученицы, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь Богородицы, глас тот же. На утрене на «Бог Господь» – тропарь Богородицы, глас 4-й (дважды). «Слава» – тропарь мученицы, глас тот же, «И ныне» – тропарь Богородицы, глас тот же. Кафизмы 16-я и 17-я . Малые ектении. Седальны Богородицы. Полиелей. Величание Богородицы и избранный псалом. Седален Богородицы по полиелее, глас 1-й. «Слава, и ныне» – тот же седален. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен Богородицы, глас 4-й: «Помяну имя Твое во всяком роде и роде»; стих: «Слыши, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твое». Евангелие Богородицы. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами Богородицы...». Стихира Богородицы, глас 2-й: «Готовися, всечестный граде Москва...». Каноны: Богородицы (Минеи) со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды) и мученицы на 4. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия «Отверзу уста моя...».

http://patriarchia.ru/bu/2024-07-06/

Крестьянин и крестьянка, страдавшие глазами, получили здоровье и ясное зрение от прикосновения к священной раке. Многие другие получали исцеления от разных болезней. – Новгородский митроп. Макарий свидетельствовал мощи праведника в 1610 г. и благословил перенести их в сам храм, в д. свят. Николая. Тогда же сочинена и служба блаженному Артемию. Праведный продолжал благотворить. Житель Холмогор Иларион доходил до отчаяния от скорби о потере зрения и хотел наложить на себя руки. В самый день памяти свят. Николая явился страждущему отрок с посохом в левой руке и с крестом в правой и, осеняя его крестом, сказал: «встань, исцеляет тебя Христос рукой раба Своего Артемия; иди в Верколу, приложись к его гробу и расскажи о всём священнику и крестьянам». Иларион исполнил приказание и прозрел. – Это было в 1623 г. Сын Мезенского воеводы Афанасия Пашкова также получил исцеление от Артемия и – признательный отец построил близ храма святителева храм в честь св. мученика, соименного праведному Артемию. Спустя 30 лет оба храма сгорели. – При царе Алексее Мих. дозволено было построить монастырь на том месте, где были обретены мощи, и в 1649 г. св. мощи перенесены были в обитель. По случаю пожаров три раза выносили их и из храма обители. В 1793 г. построен был каменный храм и освящён в честь праведного Артемия Веркольского. Память праведника чтится 23 июня и 20 октября 230 . † Память о преп. Иосифе Заоникиевском За 16 вёрст от Вологды и ближе к ней был некогда тёмный лес; в 2 вер. от нынешней Заоникиевой пустыни по этому лесу шла из Москвы большая Белозерская дорога. В этом лесу имела притон шайка разбойника Аники, грабившего и убивавшего людей на Белозерской дороге; знаменитый разбойник оставил своё имя лесу, где и ныне показывают могилу его 231 . В этом лесу июня 23-го 1588 г. явилась благочестивому Илариону Владимирская икона Божией Матери, исцелившая его от давней болезни. Благодарный Иларион принял иночество с именем Иосифа и на месте явления иконы основал обитель с храмом. Так место грабежей и разбоев Богоматерь освятила й Своим явлением с тем, чтобы населилось оно певцами славы Божией, день и, ночь воздыхающими о грехах и небесной отчизне.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Без мала тысячу лет в России почти не было других училищ, кроме храма и однако же, это не помешало ей возрасти и укрепиться, и выйти целой, и невредимой из всех бед и несчастий. Если бы и ныне, мы более и прилежнее внимали учению, преподаваемому в этом училище, то конечно не узнали, и не испытали бы многих несчастий и бед, ныне нас удручающих. Храм есть такая врачебница, где сотни и тысячи христиан находят себе врачевание от всех своих немощей и болезней духовных в продолжение всей своей жизни. Храм, это рай, место общее для людей и ангелов, небо на земле, скиния Божия с человеки ( Отк.1:3 ). Страшно место сие, несть сие, но дом Божий, и сия врата небесные ( Быт.28:17 ). Много различных путей к небу; и путем иночества, и путем мирской жизни можно достигнуть его; но дверь в него одна – святой храм, сии врата небесные! Потому-то пр. Давид столько любил посещать храм сам, что лучше для него было провести в нем один день, нежели тысячи в другом месте, желал приметатися ( Пс.83:11 ), у порога стоять, последним быть, но только бы в храме и радовался, когда другие говорили: пойдем в храм Господень. Одним словом: надобно вовсе не понимать значения храма для христианина, чтобы в созидании и украшении храмов, и пожертвовании на них, не видеть величайшего благодеяния ближним и считать их ненужными. Когда слышишь подобные суждения нынешних мудрецов, невольно приходит на память тот несчастный, который, под видом заботы о нищих, пожалел драгоценного мира возлеянного на главу Спасителя. Правда, что Бог не требует излишнего великолепия; и бедный, и богато украшенный храм одинаково святы и приятны Ему; но, по Его же повелению все, что было во святая святых древней скинии, было из чистого золота, а она была еще только прообразование нынешних христианских храмов, сень грядущих благ. Ежели мы веруем, что храм есть жилище Вседержителя: то как бы ни были богаты и великолепны его украшения, хотя бы он весь блистал золотом и драгоценными камнями, разве можно когда-либо назвать их излишними и превосходящими меру приличия, подобающего дому Божию? На что же прежде всего и должны мы употреблять данные нам Богом блага, если не для славы Его имени? И если мы хлопочем, и стараемся об убранстве и украшении собственных жилищ; то не стыдно ли будет нам и не грешно ли оставить в бедности, и как бы в пренебрежении то место, где видимо и невидимо обитает сам Бог , где совершаются для нас святейшие таинства нашей веры? И по чувству благоговения к Всевышнему, и по чувству любви и благодарности к Нему, не должны ли мы быть готовыми на всякие пожертвования и всячески стараться о том, чтобы только соделать храм достойным обиталищем Царя небесного, и чтобы этот дом Божий, как великолепием, так и украшениями далеко превосходил все жилища человеческие, и напоминал тем нам, как свято и страшно место сие.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Veryuzhs...

Перед кончиной за воскресной литургией И. З. причастился Св. Таин; несмотря на крайнее изнеможение, святой молился, преклонив колени. В келье он рассказал братии о чудесном обретении Заоникиевской иконы Божией Матери и о явлении ему святых. На следующий день, предчувствуя близкую смерть, старец завещал похоронить его в часовне; игум. Феодосий исполнил просьбу И. З. Место погребения святого в часовне оградили решеткой. Богомольцы, приходившие поклониться Заоникиевскому образу Божией Матери, служили у могилы И. З. панихиды, многие исцелялись от болезней. В 1716 г., вскоре после хиротонии в янв. этого года на Вологодскую кафедру Павла, строителем Заоникиевой пуст. был поставлен иером. Анастасий, к-рый возобновил часовню И. З. и повелел эконому Сергию записывать чудеса, происходившие у гроба преподобного или совершавшиеся по молитвам к нему (РГБ. Волог. 74. Л. 32-33 об. (чудеса 29-34), 82 об.- 90 об. (чудеса 35-43), 110-119 (служба И. З.), возможно, написаны Сергием). 2 июня 1717 г. обитель посетил еп. Павел, у гроба преподобного он молился о даровании дождя, поскольку в то лето стояла сильнейшая засуха. После молебна при сияющем солнце пролился обильный дождь. По благословению еп. Павла была совершена канонизация И. З. к местному почитанию. Епископ повелел вологодскому иконописцу свящ. Максиму Яковлеву написать «образ на плащанице преподобнаго Иосифа», а ярославскому иконописцу Тимофею сделать копию с Заоникиевской иконы Божией Матери с чудесами на полях «во уверение впред будущему христианскому роду и в похвалу Божия Матери и Ея служителю новому чудотворцу Иосифу» (РГБ. Вологод. 74. Л. 2). Образ преподобного был положен на его гробницу. 28 июля 1717 г., после откровения свыше одному из монахов, в старой кладовой нашли власяницу святого, к-рую впосл. хранили у раки и возлагали на больных (И. З. почитали как «новаго врача»; власяница была утрачена в нач. XIX в.). Первое время у могилы новопрославленного святого совершались панихиды (о чем свидетельствуют чудеса 1717-1719 гг.), а затем была составлена служба И. З. по образцу службы прп. Галактиону Вологодскому . В нояб. 1717 г. из Заоникиевой пуст. в Кириллов Белозерский мон-рь был послан эконом Сергий для сбора пожертвований на строительство каменного храма в пустыни. В Кирилловом мон-ре Сергий обнаружил рукопись, содержащую «Сказание о явлении иконы Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии». В монастырской больнице Сергий встретил иеросхим. Авраамия (в миру Афанасий Слеза), который рассказал, что 80 лет назад (т. е. в 40-х гг. XVII в.) он служил пономарем в Заоникиевой пуст. Схимник сообщил мон. Сергию некоторые подробности жизни И. З.

http://pravenc.ru/text/673669.html

Обитель сия в недавние времена особенно прославилась именем Преосвященного Тихона I, бывшего Епископа Воронежского, жившего в оной на обещании 13 лет, и скончавшегося там в 1783 году, Августа 20. Добродетели его привлекали к нему при жизни, а ещё более ныне, по кончине, привлекают почитателей отовсюду. Везде читаемые его сочинения, одушевлённые истинным благочестием и христианским добродушием, время от времени больше умножают его славу, а от того заимствует некую славу и обитель, имеющая честь сохранять в себе гроб его. Со времени начала монастыря по церковному синодику считается доныне бывших настоятелями в сей обители 14 Архимандритов и 13 Игуменов. В 1798 году в силу Высочайшего Учреждения новых Духовных Штатов, Указом Святейшего Синода от 10 Сентября учреждена в сем монастыре Архимандрия 3 класса. Крестьян было за монастырём сим 236 душ. Зазимский Николаевский Скиток Находился в Киевской Епархии в Остерском уезде над рекой Десной, расстоянием от города Черниговской Губернии Остра в 60 вёрстах. До учреждения в 1764 году Духовных Штатов принадлежал к Киево-Софийскому монастырю, что ныне кафедральный собор, а с тех пор упразднён. Зазуловский Коробовский Золотоношский монастырь Девичий. Первоначально построен был при селе Коробовке от Золотонош в 7 вёрстах, почему и называется Коробовским Золотоношским, иждивением Мошногорского Игумена Иосифа Раковича и монахини Анфисы. По сгорании оного Святейшим Синодом предписано перевести его в город Золотоношу в предместье Зазуловки с наименованием Зазуловский и по-прежнему Коробовский Золотоношский. В оном монастыре строения: 1) ЦЕРКОВЬ деревянная во имя Благовещения Пресв. Богородицы, построена в 1765 году; 2) ЦЕРКОВЬ деревянная во имя Св. Иоанна Златоустог о в память перенесения св. мощей его, построена в 1783 году с трапезой; 3) ОГРАДА деревянная. Заиконоспасский Московский ставропигиальный монастырь Училищный. См. Историю Иерархии, ч. II, стр. 503 и след. Заозерская Введенская пустынь Упразднённая при Штатах 1764 года. Находилась в прежней Устюжской, а нынешней Вологодской Епархии в Тотемском уезде, близ озера Сондушского, расстоянием от Тотьмы к северо-западу в 40 вёрстах; построена в 1722 году Строителем оной иноком Евфимием и с того времени до Штатов настоятельство было Строительское; а здания две церкви и кельи. По генеральному свидетельству 1722 года служителей и работников было за пустыней сею 19 душ; земли на 7 четвертей, и сенокоса на 810 пудов. Заоникиевская Владимирская пустынь

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

В Вологде монастырю принадлежал полукаменный двухэтажный дом. Земли за монастырем числилось 810 десятин, лошадей – 11, крупного рогатого скота – 33 головы. Источниками материального обеспечения монастыря были: проценты с неприкосновенного капитала, пожертвования, церковные доходы (продажа свеч и просфор, кошельковые, кружечные, молебенные), выручка от хождения с чудотворными иконами, деньги за продажу сельхозпродукции, доход с постоялых дворов и гостиницы. Все насельники добросовестно выполняли свои обязанности и соблюдали монастырский устав. Богадельни не было в монастыре, но каждый год пустынь давала кров и кормила странников, они оставались в монастыре на день-два. В 1916 году богомольцев прошло через пустынь 8900 человек. Благочестивые обычаи монастыря – два крестных хода: к Васильевской Едковской церкви и в деревню Обухово. В 1916 году в Заоникиевой пустыни обитали 39 насельников: настоятель, 4 иеромонаха, 2 иеродиакона, 4 манатейных монаха, 5 рясофорных послушников и 23 бельца. Все рясофорные послушники были из крестьян: Виктор Катаев из Вологодского уезда, Павел Павлов и Стефан Непомилуев из Вельского уезда, Николай Упадышев и Иван Пешков из Тотемского уезда. 20 бельцов были также из крестьян, 3 человека - из другого сословия: коллежский секретарь Алексей Поликарпович Богоявленский (письмоводитель в монастыре), сын священника Николай Васильевич Соколов и мещанин Николай Иванович Миролюбов. Паспортные обитатели монастыря трудились по обету или были послушниками на испытании. Они выполняли разные работы в монастыре: шили одежду и обувь, ухаживали за скотом, трудились в полеводстве, столярничали, плотничали и т.д. В 1918 году церковь отделена от государства. Всё имущество и земли Заоникиевского монастыря были национализированы. В своём отчете игумен Марк писал в 1918 году: «В хозяйственном отношении обитель находится в самом жалком положении. Все земли, принадлежавшие ей, с живым и мертвым инвентарём, взяты коммуной. Нет ни лошади ни коровы. Обитатели обители постоянно терпят оскорбления от коммунистов, выражающихся в постоянных придирках к братии, доносах. Они ругаются самыми скверными словами и часто в горячке угрожают убить. Обители нет спокойствия от постоянных обысков, а равно и возводимых обвинений в агитации и чтении будто бы воззваний и т.п.».

http://sobory.ru/article/?object=06923

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010