Напомним в связи с этим важный фрагмент из определения Конституционного суда Российской Федерации – Постановление от 23 ноября 1999 г. N 16-п (см раздел 1.2.3. настоящей книги): «Государство вправе предусмотреть определенные преграды, с тем чтобы не предоставлять статус религиозной организации автоматически, не допускать легализации сект, нарушающих права человека и совершающих незаконные и преступные деяния, а также воспрепятствовать миссионерской деятельности (в том числе в связи с проблемой прозелитизма), если она несовместима с уважением к свободе мысли, совести и религии других и к иным конституционным правам и свободам, а именно сопровождается предложением материальных или социальных выгод с целью вербовки новых членов в церковь , неправомерным воздействием на людей, находящихся в нужде или в бедственном положении, психологическим давлением или угрозой применения насилия и т.п. На это, в частности, обращается внимание в Постановлении Европейского парламента от 12 февраля 1996 года «О сектах в Европе» и в рекомендации Совета Европы N 1178 (1992) «О сектах и новых религиозных движениях», а также в Постановлениях Европейского суда по правам человека от 25 мая 1993 года (Series А N 260-А) и от 26 сентября 1996 года (Reports of Judgments and Decisions, 1996-IV), разъяснивших характер и масштаб обязательств государства, вытекающих из статьи 9 названной Конвенции». Напомним также определение прозелитизма (см. раздел 1.2.4. настоящей книги): 1) (в политологическом и теологическом смысле) – любая прямая или косвенная попытка воздействовать на религиозность человека другого вероисповедания с целью склонения к вероотступничеству через какую-либо «приманку», обманом или утаиванием правды, используя неопытность и незнание личности, доверие, нужду; прозелитизм отличается от миссионерства нарушением канонических и иных духовно-нравственных законов и норм, в частности, свободы человеческой воли; 2) (в православном смысле) – в настоящее время в православном богословии под прозелитизмом понимается обращение из одного вероисповедания в другое с использованием методов и средств, противоречащих принципам, духу христианской любви и свободы личности; православное миссионерство признает только те методы и средства, которые дозволяются христианской нравственностью, правилами и канонами Православной Церкви, и не приводят к нарушению светского законодательства. Апостольская законность основана и охраняема Самим Господом Иисусом Христом ( Числ.16:1–5; 31–35 ; Мф.10:1 ; Мк.3:13; 6:7 ; Ин.1:12; 6:39; 10:29; 15:16; 17:6 ; 2Тим 2. 5 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Получается, что «кто-то» сберегает нашу Землю. «Земля, о которой Господь, Бог твой, печется: очи Господа, Бога твоего, непрестанно на ней, от начала года и до конца года» ( Втор.11:12 ). Но мы не должны бездеятельно уповать на милость Божию, потому что: «А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков» ( 2Петр.3:7 ). Спасает нас, прежде всего, дар молитвы, то есть живое общение с Богом: «Неразумные! не Тот же ли, Кто сотворил внешнее, сотворил и внутреннее?» ( Лк.11:40 ). Итак, если исходить из биохимических потребностей жизни, то необходимо признать, что наша планета, безусловно, – центр (по биофизическим и биохимическим критериям) мира . Это – следствие широко известного в науке так называемого сильного антропного принципа: «Вселенная должна быть такой, что бы в ней на некоторой стадии эволюции мог существовать наблюдатель». Однако когда рассматривается вся совокупность этих поистине чудесных совпадений, то становится ясным, что вовсе не сама Земля является центром Вселенной. Каждому человеку Божий промысел предназначил быть центром всего нашего тварного мира. То есть, сколько людей, столько может быть и центров мира... или мipa. Выбор за человеком. Но если человек отвергает Бога, Его духовность и веру, а, следовательно, Его единственную Церковь , то он сразу по своей же воле перестает быть центром мира, оказывается на задворках Вселенной, в полной тьме. «А сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» ( Мф.8:12 ). «Вы были некогда тьма, а теперь – свет в Господе: поступайте, как чада света, потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине. Испытывайте, что благоугодно Богу, и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте» ( Еф.5:8–11 ). Значит, все люди, принявшие Бога, через Него и в Нем образуют некую последовательность центров мира. Подобных людей многие миллионы. Но у этой огромной последовательности центров тоже имеется свой центр, обусловливаемый особой сущностью.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Иоанна_ 7 июля 2020, 13:55 Дорогой владыка Питирим, каждый год Московскую Духовную Академию покидают десятки выпускников, многие защищаются, и каждый из них счёл бы за честь остаться преподавателем в родной академии - разве не так? ЗАЧЕМ же призывать с Дальнего востока на должность профессора богословия человека с сомнительными заслугами и странными богословскими взглядами, не имеющего систематического богословского образования (которое вроде бы и не обязательно, однако в данном случае совсем не было бы лишним) и в результате пожинать смятение и раздоры в академической среде и далее во всём церковном сообществе??? Владислав 7 июля 2020, 13:38 " Корпоративная этика " Екатерина 7 июля 2020, 13:02 Для наталии 7 июля 2020, 09:24 Бывшие ведут себя по-другому, если они бывшие! Александр 7 июля 2020, 12:26 “сложнейший богословский вопрос” был снят в Символе веры, это скорее политический вопрос Катерина 7 июля 2020, 12:07 наталия 7 июля 2020, 09:24 -- при чем тут масс-медиа, если уже состоялся Церковный суд, на который теперь уже бывший монах не пришел? Сообщение на этом сайте вывешено, перечислены причины, по которым монах перестал быть тем, кем был и стал тем, кем был до. Мало плодов? Нужны какие-то особые дополнительные решения? Прот. Андрей Хвыля-Олинтер 7 июля 2020, 10:54 После богословско-лингвистического изучения трудов профессора О. Давыдова сложилось у меня четкое понимание, что данный специалист гораздо ближе к сатанизму и атеизму, чем к христианству... Jelena Svintsova 7 июля 2020, 09:35 Самое печальное, что пока боролись с католицизмом, протестантизм тоже не спал. Хорошо бы регулярно проверять профпригодность преподавателей, аудит какой-то делать. Александр 7 июля 2020, 09:34 " Администрация Академии выражает сожаление, " призывая о. Р.Коня к покаянию, напрочь забывая член Символа веры о соборности святой апостольской Церкви и ставят светское выражение последних лет " корпоративная этика " выше учения святых отцов против т.н. философских воззрений некоторых приверженцев «богословских гениев» в статье которого (Давыдова) содержатся утверждения, что " тема Filioque – сложнейший богословский вопрос, в спорах о котором к собственно богословским мотивам нередко примешивались личные амбиции. " Христу фарисеи и книжники тоже запрещали проповедовать правду о добре и зле. Очень полезно почаще перечитывать главу 3 пророка Иссаи

http://pravoslavie.ru/132345.html

С момента своего уникального и неповторимого возникновения (Иерусалим, 33-й год Р.Х., день Пятидесятницы) бесконечно чтит Православная Церковь внутреннюю свободу воли каждого человека, ибо эта свобода есть дар Божий. Православие знает еще и свободу духовную – власть личности над собой, над своей природой, в первую очередь над своим эгоизмом, своими страстями и недостатками, греховными чувствами и влечениями. Для оценки толерантности важно еще то значение (смысл, стоимость) человека, которое реально предоставляют официально господствующая идеология, а также его личные убеждения. Кто такой человек? Как он возник? Случайно на мгновение из бездушной материи или целенаправленно и навечно по Образу Бога? Во втором случае ценность человека и его конкретной жизни неизмеримо большая, чем в первом варианте. А значит, и уважение к другому человеку, терпимость к его инаковости, любовь к нему бесконечно более высоки. То же можно сказать и об отношении человека к самому себе. Отсюда для православия ближним является любой иной человек, независимо от его веры, национальности, профессии, пола, возраста, здоровья и иных признаков. «Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» ( Мф. 22, 36–41 ). Видите, как написано – «подобная ей», через любовь ближний по благодати ставится рядом с Самим Богом. Любовь преодолевает все ограничения бытия, и трансцендентность, и имманентность. Это – онтологические и антропологические аксиоматические пределы толерантности. Поэтому православие призывает и молится: «Господь же да управит сердца ваши в любовь Божию и в терпение Христово» ( 2Фес. 3, 5 ). Устами апостолов оно учит: «терпением вашим спасайте души ваши» ( Лк. 21, 19 ); «терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка» ( Иак. 1, 4 ); «Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение» ( Кол. 3, 12 ). А это и есть призыв к настоящей и всеобъемлющей толерантности. Поэтому в Российской Империи не было этнических и религиозных войн. Православие молится не только за всякого ближнего, но в своей сверхкосмической любви и за государство, правителей, природу, весь мир.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

– в международной сфере: (во всестороннем поддержании русской диаспоры за рубежом). В концепции заявлено, что наиболее характерными для Москвы являются следующие группы угроз: социальные, политические, коммунально-бытовые, природные, техногенные, экологические, информационные, психологические, криминальные, террористические, военные. В ней справедливо указано, что значимость угроз усиливается тем, что Москва исторически является духовным центром русской земли, и что влияние этого города на судьбу России имеет определяющее значение. Однако отметим то, что, несмотря на признание особой духовной роли Москвы, духовные угрозы в этом разделе концепции не выделены в самостоятельную группу. В ней отдельно выделены угрозы: террористические, криминальные, коммунально-бытового и жилищного характера, военные, природные, экологические, эпидемиологического характера, экономические, социального характера, политического характера, информационные и психологического характера. Очевидно, что Русская Православная Церковь и другие традиционные религиозные созидательные движения России могут сделать ощутимый духовно-нравственный и иной вклад в снижении уровня большей части отмеченных угроз. Главной стратегической целью обеспечения безопасности Москвы в концепции считается создание и поддержание такого политического, экономического и социального положения города, которое создавало бы благоприятные условия для устойчивого развития личности, общества и города, превращения Москвы в один из самых безопасных городов мира для проживания и деятельности его жителей и гостей и исключало бы опасность ослабления роли и значения Москвы как столицы России, одного из ведущих политических, экономических, деловых, научных и духовно-культурных центров мира. В концепции признается, что деятельность по обеспечению безопасности города должна предусматривать охрану и сбережение национальных ценностей . Среди предусмотренных концепцией основных мероприятий по обеспечению безопасности можно выделить те, в реализации которых на территории нашей страны полезно привлечение Русской Православной Церкви и других традиционных религиозных созидательных движений России:

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Крещение – таинство, в котором человек получает прощение всех – и личных, и наследственных – грехов, совершенных до момента крещения. Миропомазание – таинство, в котором крещенному даются дары Святого Духа через помазание особым веществом – Святым Миром, освящаемым главой Церкви совместно с другими епископами. Евхаристия (причащение) – таинство соединения с Христом через вкушение Его Тела и Крови, которые даются верующим под видом хлеба и вина. Освящение хлеба и вина, преложение их в Тело и Кровь Господни, совершается на главном христианском богослужении – Божественной Литургии, переданной нам без изменения Самим Иисусом Христом через Своих апостолов. Покаяние – таинство, в котором верующий в присутствии священника исповедует перед Богом свои грехи и получает от Бога их прощение. Необходимое условие действенности таинства – раскаяние в грехах и твердое намерение никогда их больше не совершать. Священство – таинство, в котором избранные для служения в Церкви люди законно посвящаются в священный сан, получая благодатный дар Божий для совершения таинств и других священнодействий. Брак – таинство, в котором благословляется христианская семья, где супруги получают особые благодатные дары. Елеосвящение – таинство, в котором при помазании елеем (растительным маслом) больного на него призывается благодать, исцеляющая болезни тела и души, а также дающая возможность больному познать подлинные причины болезни. Кроме таинств Вселенская Православная Церковь имеет и другие священнодействия , которыми она освящает всю жизнь верующего человека, а также и его посмертное существование. Огромное значение для православия имеет общение с умершими людьми . Смерть для христианина – не прекращение существования, а переход в новую, вечную жизнь, новое рождение. Поэтому в православии присутствуют обязательные молитвы за умерших людей, всегда остается надежда на милосердие Божие. Таинства и молитва – основа духовной жизни православного человека. Православный христианин молится практически непрерывно. Но особое значение имеет общая молитва , на которую верующие собираются в храмах (церквях). Богослужебный (литургический) день начинается с вечера в соответствии с последовательностью творения мира. В богослужебном времени присутствуют три совмещенных круга (цикла): суточный, недельный и годовой. Каждый из этих кругов содержит изменяемые и неизменяемые части. Кроме того, на них накладываются неподвижный (по датам календаря) и подвижный (по дню Пасхи) циклы. Все эти особенности, несмотря на кажущуюся сложность, имеют ясное и строгое богословское обоснование, вытекающее из самой сущности православия.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Эти стихи явно противоречат иудейским и христианским текстам Библии, научная достоверность и сохранность которых многократно доказаны. Стихи, в которых описаны негативные свойства Объекта поклонения: Сура 3, аят 3. Поистине, Аллах велик, обладатель мщения ! В книге «Основы мусульманской религии» Курамухаммада хаджи Рамазанова при раскрытии значения 81-го имени Аллаха (Аль-Мунтакиму – могущественный) написано: «Мстящий, ломающий хребет ослушавшимся, мучающий нечестивцев…». Сура 3, аят 47. И хитрили они, и хитрил Аллах, а Аллах – лучший из хитрецов . Эти стихи несовместимы с христианским учением о едином Боге – с характеристиками Господа Иисус Христа и единого Бога – Пресвятой Троицы. Некоторые из стихов, содержащих призывы к возмездию: Сура 2, аят 173. О те, которые уверовали! Предписано вам возмездие за убитых… Сура 2, аят 175. Для вас в возмездии – жизнь , о обладающие разумом! Эти стихи противоречат христианской нравственности и общепринятому праву. Стихи, содержащие призывы к неповиновению иноверцам: Сура 25, аят 54. Не повинуйся же неверным и борись с ними этим великой борьбой! Эти стихи противоречат христианской нравственности и общепринятому праву. Некоторые из стихов, содержащих призывы к физической расправе с иноверцами: Сура 2, аят 92. Кто бывает врагом Аллаха, и Его ангелов, и Его посланников… то ведь и Аллах – враг неверным ! Сура 2, аят 189. И сражайтесь с ними, пока не будет больше искушения, а вся религия будет принадлежать Аллаху… Сура 3, аят 3. Поистине, те, которые не веруют в знамения Аллаха, – для них сильное наказание . Сура 4. аят 76. Пусть же сражаются на пути Аллаха те, которые покупают за ближайшую жизнь будущую! И если кто сражается на пути Аллаха и будет убит или победит, Мы дадим ему великую награду. Сура 4, аят 80. Где бы вы не были, захватит вас смерть , если бы вы были даже в воздвинутых башнях… Сура 4, аят 91. ... Не берите из них друзей, пока они не выселятся по пути Аллаха; если же они отвратятся, то схватывайте их и убивайте , где бы ни нашли их. И не берите из них ни друзей, ни помощников.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

На православном богослужении (литургии), во время евхаристического канона с призыванием Святого Духа, хлеб и вино пресуществляются (прелагаются) в истинные Тело и Кровь Господа Иисуса Христа . Это не результат магического заклинания колдунов, а бескровная Жертва, приносимая по общей молитве всей совокупной Церкви (не только конкретного храма и общины). В ней сам Господь Иисус Христос Спаситель представляет собой приносящего Первосвященника, а также и Жертву, приносимую за грехи мира. Тело и Кровь есть не земные от страдающего существа, а преображенные и прославленные уже после Вознесения, имеющие свойства неземные, сверхкосмические, превышающие природные. Поэтому в каждой частичке хлеба и в каждой капле смеси вина с водой присутствует благодатно после пресуществления (преложения) Господь Иисус Христос во всей своей полноте, всецелый, неразделимый и неповрежденный. Каждый православный, будучи верным, знает описываемое на собственном очевидном опыте. Это не результат внушения под влиянием экзальтации, изощренной психотехники или самообмана. Значительно, что в православных Церквах все законно допущенные, как священнослужители, так и миряне причащаются (приобщаются) и Телу, и Крови Господа Иисуса Христа ( Ин.6:53–58 ). Причем хлеб у православных используется квасной (вскисший) . Согласно Священному Преданию, такой хлеб применил в ходе Тайной Вечери сам Господь Иисус Христос. Это было сделано Им в соответствии с мирной жертвой благодарения. «Кроме лепешек пусть он приносит в приношение свое квасный хлеб, при мирной жертве благодарной» ( Лев.7:13 ). «Опять будет слышен голос радости и голос веселья, голос жениха и голос невесты, голос говорящих: славьте Господа Саваофа, ибо благ Господь, ибо вовек милость Его, и голос приносящих жертву благодарения в доме Господнем; ибо Я возвращу плененных сей земли в прежнее состояние, говорит Господь» ( Иер.33:11 ). «И вознесутся из них благодарение и голос веселящихся; и Я умножу их, и не будут умаляться, и прославлю их, и не будут унижены» ( Иер.30:19 ). Если верующие ( верные! ) с чистой совестью причащаются такой Жертвы, то принимают Господа Иисуса Христа в свое сердце и становятся храмом Святого Духа, призываемого в Таинстве. Верующие освящаются и соединяются с Господом Иисусом Христом в одно единое Тело, Святую Православную Церковь (ту единственную, которую основал Он).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Древний иврит, в силу крайне законнического характера нынешнего иудаизма (уподобляющегося в этом магизму), активно используется для обоснования каббалистических учений, причем не только в собственно иудаизме, но и в оккультизме, гностицизме и сатанизме. Это весьма знаменательно при оценке направлений иудаизма, каббалы и нумерологии. Поэтому даже апостол любви Иоанн Богослов пишет: «Знаю твои дела, и скорбь, и нищету (впрочем ты богат), и злословие от тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, но сборище сатанинское» ( Откр. 2, 9 ), смотри также ( Откр. 3, 9 ). Оценка тех иудеев здесь резкая, однако во многом справедливая. Но так как православие есть религия любви, трезвения и гармонии, то для того, чтобы каждый из нас заглянул в собственное сердце, полезно вспомнить совет апостола Павла римлянам об отношении ко всем иудеям (см. Рим.11:2536 ). Древний иврит и церковно-славянский язык духовно тесно взаимосвязаны, прежде всего, через Священное Писание, поэтому сравним начальные буквы их алфавитов. Однако еще раз припомним, что иудейский язык зиждется на законничестве, а церковно-славянский – на благодати. Проанализируем букву иудейского алфавита a – « Алеф ». Значений этой буквы у мистиков несть числа. Об этом написано много книг, в частности, в оккультно-эзотерическом источнике/6/, далеком от православия (тем не менее, эти сведения полезны в православной миссионерской деятельности). Например. Понятие буквы: парадокс, божественный отпечаток на человеческом существе. Смысл названия буквы: бык, тысяча, учение, защитник. Форма: две противоположные силы (верхний и нижний штрихи Йод) удерживаются вместе уравновешивающей силой (диагональный штрих Вав). Число: 1. Пространство: атмосфера между небом и землей. Время: промежуточный сезон между зимой и летом, когда земля напитывается дождями. Качество: великое сострадание. Архетип: высшее проявление души Мессии. Теперь рассмотрим церковно-славянскую букву А – Азъ . Ее имя есть местоимение первого лица единственного числа. Напомним, что на иврите местоимение первого лица единственного числа записывается (справа налево) как yna, то есть, также начинается с первой буквы a – Алеф.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Напомним, что Господь Иисус Христос как Бог извечно есть первоисточник (все через Него) существования цельного мира и каждого объекта в мире. Совершает Таинство сам Господь Иисус Христос, «священниковы только уста, произносящие освятительную молитву, и рука, благословляющая дары. Действующая же сила исходит от Господа. Иисус Христос сам приносит Себя в Жертву Отцу, и Отец во Святом Духе приносит Сына верующим, «дабы Жизнь имели, и имели с избытком» ( Ин.10:10 )». Сознательно уклоняющиеся от принятия святого Причастия люди (или самочинно изменяющие правила, учрежденные Господом Иисусом Христом, или устанавливающие свои) отделяют себя от того Бога, в Которого веровали, веруют и будут веровать истинные христиане, – начиная с Апостолов и до всех православных в будущем. Православное Таинство святого Причастия установлено Господом Иисусом Христом на Тайной Вечери в присутствии Его учеников ( Мф.26:2628 ; Мк.14:2226 ; Лк.22:1520 ). Православная Церковь творит Евхаристию в подлинное воспоминание Самого Господа Иисуса Христа (…сие творите в Мое воспоминание – Лк.22:19 ). Здесь имеет место не только воспоминание, но и… творение (именно так написано в Евангелии!), как уже цитировалось, в духе и по правилам Господа Иисуса Христа, а значит, единственно законное для всех людей и всего мира. Это творение (совершение) в каждом конкретном православном храме осуществляется, как уже отмечалось, Самим Богом вместе со всей Вселенской Православной Церковью. Все чинопоследование истинного Таинства Евхаристии исполняется, напоминаем, только законно рукоположенными и допущенными епископом священнослужителями. Православная Евхаристия творится сакральным действием и молитвенным обращением к Богу Отцу через Иисуса Христа в Духе Святом. Она содержит благодарение за творение мира и промышление о человечестве, повествование об искуплении и установлении этого Таинства на Вечери, призывание Святого Духа . Она есть высочайшая молитва и действие любви, простирающейся на прошлое, настоящее и будущее. Она распространяется на видимый и невидимый мир; повторяет боговоплощение; производится действием и благодатью Святого Духа. Богословское содержание православной Евхаристии строго сохраняется с апостольских времен благодаря законной и непрерываемой преемственности.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010