За неимением места, не будем перечислять все известные иудействующие, гностические и мистериально-языческие секты первых веков христианства. Отметим лишь то, что к концу III в. после Р.Х. большинство из них слилось в один «сплав» под названием манихейство . Через 20–30 лет после смерти Маркиона в 214 г. после Р.Х. в Месопотамии около Вавилона в семье персидско-парфянского князя родился сын Сураик, более известный под самопрозванием Мани , что значит на греческом языке – дух или ум. Его отец Фатак сменил религию предков (он был парсом-огнепоклонником) и перешел в халдейскую секту сабиев. Эта религиозно-гностическая секта сохранилась доныне на нижнем Евфрате (современный Ирак), в конце XIX в. их было около 20 тысяч человек. Сабии, они же мандеи (греч. – знание), они же крестильники, или «христиане святого Иоанна Крестителя» переселились на Евфрат из Сирии. В учении этой секты, особенно почитающей Сифа и Иоанна Крестителя, смешаны халдейское язычество, гностицизм и библейские представления. В практике секты присутствуют: крещение в воде; нечто, подменяющее Евхаристию; а также обычное для всех сект гностико-парсийского происхождения требование о воздержании от мяса, вина и брака. Воспитанный на этой смеси Сураик-Мани еще в отрочестве по указанию явившегося ему ангела оставил сабиев и в 238 г. после Р.Х. выступил с проповедью собственной религии. Мани (следуя вере предков) признавал два безусловно самостоятельных начала, образующих пару отдельных миров: «светлый эфир» на небесах, а также мир зла и тьмы на земле. Практическая часть учения сводилась к обязательному аскетизму, воздержанию от мяса, вина и половых сношений. Мани учредил «трехчинную иерархию», послужившую образцом для всех последующих «родственных» сект: не могущие вместить строгую аскезу назывались «слушателями»; затем на второй ступени находились «избранные» (элита); и, наконец, на третьей высшей ступени находились «совершенные» (перфекты). Есть указания, что манихеи в Новом Вавилоне имели патриарха (как позднее и богомилы в Болгарии). Мани придумал новый обряд возложения рук, называвшийся «утешением». На молитвенных собраниях сектанты пели гимны, читали священные книги, оставленные основателем религии. Та смесь иудаистских, гностических, парсийских, языческих учений и ритуалов, которая была создана манихеями, устраивала многих людей среди недавно крещеных народов. Они не хотели подчиняться законной богоустановленной церковной иерархии, выстаивать службы, каяться в грехах и считать себя грешными и потому охотно вступали в манихейские общины, где все считались «чистыми» (по-гречески – катарами).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

При этом он писал: «Так как весьма сложное дело открыть и обличить всех еретиков, то я счел необходимым прежде изложить... о происхождении их для того, чтобы ты понимал ПРИРОДУ ДЕРЕВА, произведшего такие плоды». Действительно, ранние гностические секты, имевшие своим родоначальником упомянутого в Деяниях Симона-волхва, дают яркий пример того, что история сект может быть изложена в терминах генеалогии. Симон «родил» (был учителем) Кердона, Кердон «родил» Маркиона и т. д., а по имени каждого из них назывались соответственные секты (симониане, маркиониты и пр.). Но «родоначальником» был не один Симон-волхв, а как пишет святой Иоанн Дамаскин в своем трактате «О ересях вкратце»: «ВСЕХ ЕРЕСЕЙ МАТЕРЕЙ И ПЕРВОООБРАЗОВ ЧЕТЫРЕ» и далее говорит: «Ясно об этих четырех ересях выразился Апостол, сказав: «О Христе Иисусе несть варвар и скиф, эллин и иудей» ( Кол. 3, 11 ), но нова тварь ( 2Кор. 5, 17 )». По состоянию на VIII в. после Р.Х. он дает описание более 100 ересей, среди которых мы встречаем, как большую часть уже обличенных святым Иринеем, так и новые «побеги». И поскольку все человечество происходит от одного первого человека Адама, то и первого «родоначальника» всех ересей нам следует искать среди сынов Адама. Им был никто другой, как Каин, именем которого до сих пор некоторые сектанты называются» ( каиниты ). К сожалению, в современной религиоведческой литературе ереси и секты зачастую рассматривают по одиночке (или по группам, соединенным по второстепенным признакам), как самостоятельные, не связанные друг с другом явления. Авторы, как правило, основное внимание уделяют истории их возникновения и не всегда указывают на их идейное духовное родство и реальную преемственность. Между тем, к настоящему времени насчитывается более 2400 антихристианских сект, и «древо», о котором говорил св. Ириней Лионский , неимоверно разрослось. Построить их полную «родословную», хотя и можно, но ее графическое изображение заняло бы слишком много места. Перечисленные святым Иоанном Дамаскиным прообразы поименованы в соответствии с тем смыслом, который имеют ныне устаревшие термины (эллинизм, скифизм, варваризм).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

В настоящее время большинство специалистов по религиям не ставят прямой вопрос о классификаторах, а излагают сведения про различные вероучения и религии в какомлибо выбранном ими порядке, иногда просто применяя алфавитный принцип упорядочивания. Однако и здесь сложились определенные традиции, имеющие основание в специфике вероучений. Например, православные специалисты по религиям обычно вначале описывают католицизм, затем протестантские конфессии и отколовшиеся от них культы, а заканчивают изложением особенностей наиболее деструктивных эклектических вероучений вплоть до сатанистов и явно демонических культов. Много внимания уделяется оккультно-мистическим течениям. Приведем такой типичный перечень из одного из православных изданий, достоинством которого является наличие сравнительных описаний и оценок. Современные религии, ереси и секты в России 1. Католицизм. 2. Протестантизм: протестантизм, лютеранство, кальвинизм, пресвитерианство, англиканское вероисповедание. 3. Протестантские секты и различные религиозно-мистические лжеучения: социал-унитарии, анабаптисты, меннониты, квакеры, методисты, пятидесятники, баптисты, «Ученики Христа» или кампбеллиты, адвентисты седьмого дня. 4. Современные ереси и секты в России: экуменизм, модернизм и неообновленчество, ересь Порфирия Иванова, Виссарион и его лжеучение, мормоны, «Свидетели Иеговы», саентология, « Церковь Христова», «Белое братство», муниты, «Богороднический центр», «Армия спасения», сатанисты, бахаисты. 5. Оккультизм, современные восточные мистические учения и культы: Астрология и магия, учение Рерихов «Агни-йога», теософия, антропософия, трансцендентальная медитация, «Новый век», кришнаизм, буддизм и дзен-буддизм, Аум синрике. Исследователи, в той или иной мере одобряющие предположение о сущностной близости всех без разбора религий, часто делают упор на объективно присутствующую во многих из них синкретичность. Так, один из подобных специалистов по религиям – Д. А. Таевский предлагает «классификацию синтетических конфессий», основанную на алфавитном принципе упорядочивания:

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

В подавляющем большинстве сект имеются тайные доктрины и уровни посвященных. Одни секты считают лишь свое учение истинным, а другие трактуют все религии, как части более общей истины. Носителем этой истины и источником ее считается руководство секты. Секты всегда нарушают конституционные права человека на свободу получения информации. r Вероучение православия основано на Священном Писании (письменном слове Божием) и Священном Предании (живом слове Божием), согласными между собой. Священное Писание состоит из взаимосвязанных Ветхого и Нового Заветов. Окончательный состав (канонический) книг Нового Завета формировался православием несколько веков, исходя именно из Священного Предания. При этом Церкви пришлось бороться с авторами и сторонниками огромного количества ложных сочинений. Священное Предание для православия есть не догма, а живое слово Божие, реальная жизнь и сознание Православной Церкви (Тела Христова) в Духе Святом. Сущность Священного Предания остается полной и неизменной со дня Пятидесятницы. Основание христианской жизни – любовь, средства для нее – закон Божий внутренний (совесть) и закон Божий внешний (заповеди Божии). Десять заповедей закона запрещают греховные поступки. Иисусом Христом дано девять заповедей блаженства (закон Божественной любви), указывающих путь достижения христианского совершенства или святости. Устные нормы этой реальной жизни Православной Церкви существовали изначально и были в ходе борьбы с ересями письменно по необходимости зафиксированы в книгах Нового Завета и соборном учении святых отцов, стяжавших Духа Святого. Семью Вселенскими Соборами были определены главнейшие правила, регламентирующие (как противодействие расколам и ересям) все существенные стороны жизни Православной Церкви; поэтому после этих Соборов был установлен праздник Торжества Православия. И, держась этих правил, православие не приемлет умствования над тем, что разум вместить не способен. Однако Священное Предание, при необходимости, может и в дальнейшем уточняться по своей внешней форме соборным сознанием Православной Церкви. При этом нужно различать мнение Православной Церкви и частные мнения христиан, иногда несовпадающие друг с другом. Правильное познание Священного Писания и Священного Предания, то есть вхождение в Православную Церковь , воцерковление возможно лишь в постепенном их освоении (как целого, а не в искусственно выделенных фрагментах) через жизнь в Православной Церкви и требует значительного труда.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Статья в газете «Вечерняя Рига» от 5 марта 2003г. и от 2 мая 2003г. «Теология процветания на практике» рассказывает о теневой стороне доходов Латвийского «Нового Поколения» и о связях с криминалом ее лидера А. Ледяева. Статья в газете «Трибуна» от 3 февраля 1999г. «Что выбирает Новое Поколение» рассказывает о запрещенных сеансах массового гипноза провидимые в «Новом Поколении» Ярославля. Также в статье делается совсем небольшой (три предложения) исторический срез секты. Очень важной информацией является численность сектантов на территории Ярославской области, и информация об их религиозно-практической деятельности и вхождение во власть. Статья «Новое Поколение Сгорает заживо» повествует о религиозной практике адептов секты, в частности о трех смертях последовательниц «Нового Поколения». Другие вопросы не рассматриваются. Статья помещенная на независимом информационном портале «Темная сторона Америки» «Пятидесятники и харизматическая церковь «Новое Поколение» рассказывает о истории и зарубежных связях секты не затрагивая вопросов религиозной практики и вероучения. Статья Е. Мухтарова «Мимикрия» повествует о миссионерской деятельности секты «Новое Поколение» на территории Ярославля и области, а так же немного затрагивается вопрос структуры и религиозной практике секты. История, вероучение и социальный состав последователей «Нового Поколения» не затрагивается. Статья Олега Чернышева «Действует ли Бог по нашей вере?» информирует о религиозной практике и о содержании проповедей лидеров секты «Новое Поколение». Книга Станислава «Лицо диавола» рассказывает о вероучении «Нового Поколения» основанного на «Новом Мировом Порядке». Автор разбирает высказывания автора книги «Новый Мировой Порядок» Алексея Ледяева. Для разбора вероучения и религиозной практике, современной жизни секты «Новое Поколение» послужили книги лидера секты А. Ледяева «Новый Мировой Порядок», «Бумеранг», «Камень преткновения», «Жить, чтобы выжить». Трудность данной работы заключается в том, что на сегодняшний день практически нет никаких работ по секте «Новое Поколение» основательно и с научным подходом освящающих историю, структуру, религиозную практику и вероучение «Нового Поколения», а некоторые газетные публикации довольно противоречивы особенно касаясь истории секты. Также представляет особую трудность в раскрытие данных вопросов тот факт, что зародилась секта на территории теперь уже независимо государства – Латвийской Республике и там же находится центральный штаб «Нового Поколения» и главный лидер, и идейный вдохновитель – Алексей Ледяев. И в связи с политическими переменами в странах России и Латвии, особенно во внешней политике, и заявлениями Алексея Ледяева, Российское «Новое Поколение» пытается как бы дистанцироваться, а порой даже отделиться от своих Латвийских истоков и лидеров (истории и вероучения), надумывая, свои Российские корни.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/novoe-po...

«Я хожу, во тьме блуждаю, Свет сокрылся от меня; Не стою я в твердой вере – Колебаюся умом. Я как мертвая могила, Смрад воняет из меня. На глазах моих завеса Потусменная висит. А на сердце тяжкий камень – Он приваленный лежит. Уж ты, ангел, мой архангел, Скинь завесу с глаз моих, Отвали ты тяжкий камень Прочь от сердца моего, И поставь меня на камень, Утверди стопы мои. Тогда Бога я прославлю За все благости Его». Так как вождь секты, живой «христос» «спасает», т.е. отвращает своих последователей от «мира», то послушание его слову есть первейшая обязанность каждого члена секты. Неповиновение слову вождя влечет за собой извержение из секты. То, что лежит вне секты «Старый Израиль», есть «мир». «Мир» – это все человеческие общения, не верующие в вождя секты, не признающие в нем живого воплощенного христа. Мир лежит во зле; мирские люди творят грехи, преступления, и это оттого, что в мире царствует сатана. Если бы мир уверовал в вождя секты, последовал его слову, то он избавился бы от своей греховной жизни. Вместо этого «мир» почитает мертвого Христа, т.е. Иисуса евангельского, Который давно умер и Дух Которого переселился в существующего вождя секты. Вместе с тем мир гонит, преследует истинного христа, т.е. вождя секты и всех его верных последователей. Так было всегда; так будет и впредь; мир не разумеет Духа, не имеет Его в себе; от него сокрыт духовный смысл писаний, который доступен лишь «верным», т.е. сектантам. Мир и общество верных – две крайности, исключающие одна другую. В одной сектантской песне поется: Что-то, братцы, в большом мире суета; Иль упала им на сердце тошнота. Верны хочут стать на истинному пути: Негде будет и лукавому пройти. «Иль упала им» …, т.е. мирским. «Верны» – сектанты. «Лукавому», т.е. мирскому, плотскому человеку. «Мирская церковь » (православная) заражена мирскими заблуждениями. В ней истина загромождена человеческими измышлениями. Наоборот, «соборная апостольская церковь » (т.е. общество сектантов) является носительницей истины, обладательницей Духа, Который и открывает себя «верным» в их собраниях. Мир потому и преследует верных, что он является носителем заблуждения, лжи, вражды и Духу Святому.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sekty-hl...

Противоправная деятельность секты заключается в: – нарушении права на свободу и независимость человеческой личности; – разрушении основ конституционного строя, российской государственности, культуры, морали общества и менталитета русского народа; – поддержании ненависти и вражды ко всем, не признающим веру секты; – резком ухудшение физического и психического здоровья сектантов; – разрушении сложившихся семейных и родственных отношений. Криминальные действия: в 1996 году в Латвии в ночь с 12 на 13 сентября от большой потери крови скончалась в больнице 17-летняя русская последовательница секты «Свидетели Иеговы». Мать-иеговистка не разрешила произвести своей дочери переливание крови, так как это запрещается учением секты. В мире зарегистрировано множество случаев гибели последователей этой секты в результате такого отказа. Особенно опасны подобные действия для рожениц. 5 июня 1996 года прокуратурой г. Сургута возбуждено 6 уголовных дел против адептов организации «Свидетели Иеговы», обвиняющийся в насилии над личностью и подстрекательстве к гражданскому неповиновению. 11 декабря 1996 года газета «Мегаполис-экспресс» сообщила о том, что на Камчатке последовательницы «Свидетелей Иеговы» для пополнения кассы собственной организации занимаются проституцией, а некоторые последователи – сводничеством. По мнению камчатских медиков, члены этой секты вносят существенный вклад в распространение венерических заболеваний... многие моряки, вернувшись из рейса, оказываются в стенах вендиспансера после половой близости именно с представительницами «Свидетелей Иеговы». В разное время за рубежом члены секты обвинялись в изнасилованиях, кражах детей, убийствах, подстрекательствах к убийству и самоубийству, дезертирстве, мошенничестве, воровстве, расизме, вымогательстве, нанесении телесных повреждений, проституции и др. Мормоны Другие названия: « Церковь Иисуса Христа святых последних дней», «Церковь святых последних дней». История секты: Основателем этой секты является американец Иосиф Смит, родившийся в 1805 году в Шароне, штат Вермонт, США. Его отец, Иосиф Смит старший, был мистиком, проведшим большую часть жизни в поисках воображаемых сокровищ и изредка пускавшийся в денежные махинации.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Но вошедшие в эти общины иудеи не желали отказываться от присвоенной себе богоизбранности. Иудеи отвергали учение о Пресвятой Троице, поэтому под их влиянием, как в древности, так и позднее в Европе, возникали секты антитринитариев (противников Троичности Бога), или унитариев (монобожников). Секты, порожденные в древности иудаизмом, продолжают существовать и поныне, большей частью под другими названиями. Члены иудействующих сект считают Иисуса Христа простым человеком, отвергают Новый Завет , вместо Воскресения празднуют субботу, практикуют обрезание, соблюдают пищевые запреты Ветхого Завета и ожидают вместе с талмудистами пришествия Машиаха (своего «мессии», а по сути – антихриста). Их пристрастие к иудаизму сказывается в характерных названиях: субботники, адвентисты 7-го дня (т.е. субботы), «сионская ветвь» (ильинцы), «свидетели Иеговы», мормоны (якобы потомки древних евреев), пятидесятники-сионисты, пятикнижники, «христианские израилиты», «дом Давида», «старый Израиль» (течение в секте духоборов) и т.п. Рассмотрим кратко язычество . После разделения дома Израилева, совершившегося еще при жизни Иисуса Христа, Святые Апостолы стали проповедовать христианство язычникам. Для простоты можно условно представить это изначальное разделение народов на две части: тех, кто принимал Веру и Церковь , и тех, кто или ее открыто отвергал, оставаясь в иноверии, или приспосабливал христианство к своим верованиям, имитировал его путем «перевода» понятийного аппарата на «язык христианства». Чисто языческих сект с явным идолопоклонством в христианском мире не было, но язычество во все времена и в среде всех народов было питательной почвой для двоеверия , когда внешне исповедуемое христианство уживалось с привычными «старыми» ритуалами и «народными» праздниками. Практика языческих жертвоприношений путем сожжения на кострах живых людей, младенцев или животных в быту постепенно сменилась частичной заменой их на чучела. Но в тайных сектах древние языческие ритуалы воспроизводились и воспроизводятся полностью. Древние мистерии были неразрывно связаны с гностицизмом, и в совместном котле гностических сект их учения и обряды сохранились до нашего времени. Конспективно рассмотрим гностицизм . В Апостольские времена в границах Римской империи и под ее влиянием находились сотни разных в этнографическом, а значит, и в вероисповедном отношении народов, но все они были объединены сложившейся со времен завоеваний Александра Македонского (IV в. до Р.Х.) культурой, получившей название Эллинизма. Племенные боги смешались и составили единый пантеон, а в интеллектуальной среде процветало религиозно-философское движение (древнее подобие «масонства»), получившее название гностицизм.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

образованием субъектов Российской Федерации Минобразование России направляет для использования в работе аналитическую информацию правоохранительных органов Российской Федерации о деятельности на территории России представителей нетрадиционных религиозных объединений. Просим довести до сведения руководителей и педагогических коллективов образовательных учреждений, разработать мероприятия, препятствующие проникновению нетрадиционных религиозных объединений в образовательные учреждения Российской Федерации. Заместитель Министра Е. Е. Чепурных информация о деятельности на территории России представителей нетрадиционных религиозных объединений Поступающие в правоохранительные органы Российской Федерации материалы свидетельствуют об активной деятельности на территории России нетрадиционных религиозных объединений, наносящих ущерб личности, российскому обществу, государству. Под влияние различных сект фактически попало значительное число граждан нашей страны. Например, «муниты» и «сайентологи» объединяют десятки тысяч человек, «иеговисты» – сотни тысяч. Религиозные экстремисты продолжают усиливать свою деятельность, меняя формы и методы работы, подстраиваясь под существующее законодательство. Так, получены данные о планах возобновления секты «Аум Синрике» (в настоящее время переименованной в «Алеф») на Дальнем Востоке России. По мнению японских экспертов, это связано с тем, что на территории Дальневосточного региона России сконцентрирована значительная часть принадлежащих секте денежных средств и расположено несколько замаскированных баз. По данным японских правоохранительных органов, именно на территории России скрываются находящиеся в розыске члены экстремистской организации, причастные к осуществлению газовой атаки в токийском метро. Кроме того, несмотря на публичное заявление о бессрочной приостановке деятельности секты, не исключается возможность вербовки в нашей стране новых последователей С. Асахары. В орбиту негативной деятельности зарубежных центров оказались втянутыми ряд российских организаций, в частности « Церковь последнего завета» («Виссарионовцы»), «Богородичный центр» и другие. Из-за рубежа стимулируется деятельность экстремистов, направленная на внесение раскола в традиционные для России православные, мусульманские, буддийские и иудейские общины, что чревато острой внутриконфессиональной конфронтацией и массовыми противоправными проявлениями.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

В политологическом и социологическом смысле: · сакральный организм, соединение верующих, религиозное учреждение, социальный институт, для которого характерны: единство веры и вероучения, единство сакрального общения, особый образ жизни, определенная система внутренних установлений (норм, заповедей и т.п.) и стандартов поведения, организационных форм и имущественных отношений; · солидарная система представлений веры и поведения, относящаяся к сакральным вещам, система, которая объединяет в моральную общность всех тех, кто ей привержен; · всегда определенная концепция человека и его жизненного мира, конкретный способ отношения к нему, этически определенная модификация человеческого существования. Религия – это образ жизни. В теологическом и религиозном смысле: · сакральный организм, система, комплекс устойчиво и организованно взаимодействующих существ, предметов и явлений: объекта поклонения; духов (прежде всего – духа, принятого основателем и лидером культа); своей единой духовности; своей единой веры; своего одного вероучения (включая культовую практику); адептов; структуры управления, своих единых правил, имущества. В православном смысле: · духовно, священнодейственно, обрядово и организационно оформленная благодатная связь Вселенской Православной (единой, Святой, Соборной и Апостольской) Церкви с единым и единственным Богом – Пресвятой Троицей; · жизнь такого общества верующих, которая учреждена на Откровении Божьем, истинном вероучении и существует как деятельность единого Богочеловеческого Организма, где один Глава – Сам Бог (Дух, Истина, Любовь ) и единственное Тело – Вселенская Православная Церковь , всегда находящаяся в благодати Божией, в Духе Святом, имеющая ясные и доступные доказательства своей истинности. В духовно-религиозном понимании секта есть любое объединение верующих, по-своему толкующее духовные законы, что приводит к разным формам внешней и внутренней деструктивности. Секты возникают по ряду причин: духовные искания; корпоративные интересы; поиск комфортности и рациональной понятности; стремление к острым эмоциям; склонность к элитарности и власти; духовные и психические болезни; криминальные интересы; борьба с традиционными созидательными вероучениями; агрессия с целью развязывания противоборства и анархизма в духовном пространстве нашей страны. Первые два источника позитивны, если опираются на созидательную духовность. Остальные – деструктивны. Искушения разумом приводят к рациональным ложным вероучениям, а искушения страстями – к ложным экзальтациям. Тоталитарные секты используют жесткую внутреннюю иерархию власти и агрессивный прозелитизм.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010