Лолита Милявская: А как должно быть? Протодиакон Андрей Кураев: Какое он мое чадо по духу? Лолита Милявская: То же самое с крещением, огромная очередь. И как можно поговорить со всеми родителями? Протодиакон Андрей Кураев: Различие вот в чем, покойника принесли мне, я уже ничего не могу исправить. Когда же приносят малыша, то сейчас Церковь наша, было решение синода в декабре минувшего года 2011-го, о том, что необходимо с крестными родителями перед крестинами ребеночка и со взрослыми, желающими креститься, провести обязательные просветительские беседы. Надо спросить: Ты понимаешь, зачем ты пришел? Мотив твоего крещения? – Кто-то говорит: Я пришел креститься, потому что мне бабки-экстрасенсы сказали: пойди энергетикой зарядись. Лолита Милявская: Кто-то ангела-хранителя хочет и просит для ребенка благодати. Протодиакон Андрей Кураев: У кого-то там нянька отказалась сидеть, если дитя некрещеное будет. У кого-то, понимаете, повод, чтобы свою эмоциональную продекларировать или друзей собрать, поляну накрыть. И они говорят: Батюшка, не затягивай, у нас там уже водка согревается, и так далее, скорее надо. То есть человек убежден: я тебе – попу – заплатил, обслужил, сделай мне духовника. Вот этого не должно быть – такого низменного, потребительского отношения к Церкви. Лолита Милявская: Я с Вами согласна в этом абсолютно. Но тут в другом дело. Ведь Бог принимает на себя новую душу, и Он ответственен, да? Душа встречается с Богом напрямую. И родители могут быть кем угодно. Протодиакон Андрей Кураев: Нет, кем угодно не должны быть. Лолита Милявская: Они могут быть алкоголиками, ребенок вырос Ломоносовым. Как в этом случае? Протодиакон Андрей Кураев: Вот для того, чтоб он таким вырос. Владимир Соловьев: Ну, у Ломоносова родители не были алкоголиками. Лолита Милявская: Мы не знаем, он пришел с обозом. Он пришел с рыбным обозом. Владимир Соловьев: Но и к рыбному обозу он пристал не случайно. Говорят, там и Пётр не только руку приложил. Лолита Милявская: Я слышала эту версию. Владимир Соловьев: Вы тут присаживайтесь. Хоть Ломоносова оставим в покое. А то у нас от Аллы Борисовны до Михаила Васильевича. Присаживайтесь, первый раунд завершен. А я пока что говорю с нашим третейским судьей.

http://pravmir.ru/poedinok-v-soloveva-o-...

Ксения Собчак: Скажите, очернение Церкви происходит сейчас, в современной России? О. Андрей Кураев: Современная Россия настолько многолика… Ксения Собчак: Происходит или нет? Андрей Кураев: В ряде изданий, на ряде сайтов – несомненно. Ксения Собчак: А зачем? Это кому-то выгодно или это такое настроение общества, когда люди ни во что не верят, пытаются разрушить все ценности, из-за чего это? О. Андрей Кураев: Мотивы очень разные, я же говорю, очень разные люди, у них могут быть очень разные мотивы. Ксения Собчак: Но в основном,  как Вы это воспринимаете? О. Андрей Кураев: Например, есть секты, для которых, конечно, очень важно поднять себя, продать свой товар на фоне уничижения конкурента. Есть сатанисты, есть какие-то воинствующие убежденные атеисты, есть люди, которые просто вообще против любого морализаторства – не трогайте меня, живу, как хочу. Ксения Собчак: Но ведь в основном, если мы говорим о широкой общественности, люди осуждают именно, как им кажется, срастание Церкви с государством. И мне кажется, что большое количество даже верующих людей ждут, может быть, изнутри Церкви такого человека, который выступит против этого сращивания. Признает его и выступит против. И может быть, Вы и можете стать таким человеком, который, например, внесет раскол?  Выступит против этого сращивания. Признает его — выступит против. Может быть, вы и сможете стать таким человеком, который, например, внесет раскол внутри? О. Андрей Кураев: Такой человек есть — это патриарх Кирилл. Он неоднократно говорил о том, что он не желал бы, чтобы Церковь стала государственной. Знаете, чего бы мне хотелось? Мне бы хотелось, чтобы собралось два форума — серьёзных, авторитетных. С одной стороны — церковно-общественный, с другой стороны – секулярно-общественный. И оба этих форума помечтали бы вслух о России, в которой мы хотели бы жить. Скажем, православный форум собирается — и мы исходим из того, что мы в неком политическом вакууме, и любые наши желания, мечты — они через полгода воплотятся в жизнь, предположим. И мы мечтаем вслух. Чего мы хотим — что должно быть по нашему мнению в школе, что на телевидении, что в книгоиздании, в театре, в кино, и т.д. и т. п. Прямо на улице городов и сел наших. Тогда люди будут знать, с кем  имеют дело.

http://pravmir.ru/protodiakon-andrej-kur...

Лобков: Екатерина Базанова сегодня обнаружила сайт монастыря в Нижегородской области Вознесенский Печерский духовный монастырь. Там предлагается интернет-магазин. Вы можете заказать молебен, сорокоуст… цены от трех тысяч до 250 рублей. Такое использование Интернета в церкви это что? Протодиакон Андрей Кураев: У меня скорее эстетическое будет неприятие, но если мыслить рационально, то почему нет. Если мой знакомый человек с прихода едет в паломничество в этот монастырь, мне половина прихожан передадут ему записки, передать. Они тоже не знают, кому передают. Лобков: А 300 и 3 тысячи рублей вас не коробят? Протодиакон Андрей Кураев: Не знаю, потому что я не жил монастырской жизнью, какие они предлагают пожертвования и смотря за что. Лобков: Священник и так должен служить требу, а человек приносит пожертвования. Недавно это установила церковная юстиция по Храму Христа Спасителя. Протодиакон Андрей Кураев: Это было очень давно, даже Сергий Радонежский принимал в свой монастырь такие пожертвования вплоть до целых селений. Лобков: Это не вы не считаете греховным использованием? Протодиакон Андрей Кураев: Я знаю ситуацию отчасти изнутри, я, скорее, поставлю вопрос, что дальше с этими записками происходит. Может, это маленький неизвестный монастырь и там действительно все по-честному. Я вижу, что в крупных монастырях эти же записки тут же раздают самим же паломникам, говорят. Давайте молитесь. Они несут на себе монашеский труд. Я считаю, что никто лучше матери о своем ребенке более горячо не будет молиться. Лобков: Всех потрясло предложение депутата Мизулиной штрафовать за разводы, учредить специальный алиментный фонд. То, что называется или считается христианскими семейными ценностями, начинает агрессивно светскими депутатами лоббироваться, в частности, приравнять церковный брак к государственному, чтобы не только в ЗАГСе можно было брак регистрировать, но и в церкви. Протодиакон Андрей Кураев:  Это европейская практика. В любой западной европейской стране церковный брак будет признан государственным. Эта часть предложения нормальна.

http://pravmir.ru/protodiakon-andrej-kur...

Лолита Милявская: Так это не главное. Протодиакон Андрей Кураев: Это очень хорошо. Лолита Милявская: Это же главное, ради чего произошло. Владимир Соловьев: Нет, для христиан это, очевидно, главное. Протодиакон Андрей Кураев: Да. Вопрос тут в другом, что тем самым, Церковь, вообще-то, все таинства Церкви адресованы людям, которые хотят этого, принцип христианства – синергия – сотрудничество Божьей воли и человеческого согласия. Здесь не может быть навязывания никакого – ни государственно-административного, ни вот на приходском уровне. И поэтому Церковь, доверяя родителям, говорит, что вот мы тебя знаем, ты церковный человек, наш прихожанин, поэтому ты хочешь ребенка принести в храм, уже с детства хочешь делиться с ним дарами церковной жизни. Прекрасно, если эти дары принимаешь ты сам, то мы верим, что ты поделишься ими с малышами. Тут возникает вопрос, а если этот родитель церковных даров никогда не просит, он не просил никогда причастия, он сам на самом деле не живет церковной жизнью, он не разделяет всерьез церковную веру и церковные учения и не знает, и даже не интересуется, ну как он сможет передать ребеночку то, чего он сам себя лишил? Владимир Соловьев: Так это вопрос Филиппу Бедросовичу или вопрос тому священнику, который это всё делал, который дал возможность Филиппу Бедросовичу? Лолита Милявская: Священник не может знать всех прихожан. Поскольку существует такса за то, что люди заходят – да? – в церковь, есть отпевание, оно стоит столько-то, есть… Она должна существовать, она отделена от государства, я не вижу плохого в этом. Протодиакон Андрей Кураев: Как это ничего плохого? Лолита Милявская: А что плохого? Вы должны существовать как Церковь. Протодиакон Андрей Кураев: Я скажу, что одна из причин, почему я уже двадцать лет воздерживаюсь стать священником, — это то, что я буду обречен на профессиональную ложь ежедневно. А именно, каждый раз, когда мне будут вносить покойника в храм, я должен… Лолита Милявская: Вы за деньги будете его отпевать. Протодиакон Андрей Кураев: И произносить страшные слова: Сие есть чадо мое по духу. Простите, я этого человека впервые в гробу увидал.

http://pravmir.ru/poedinok-v-soloveva-o-...

Протодиакон Андрей Кураев: Ну, я таких православных не знаю. Максим Шевченко: Я вам расскажу о таком православном. Протодиакон Андрей Кураев: Расскажите. Максим Шевченко: Когда в Москву приезжал архиепископ Севастийский Феодосий (Аталла Ханна) — единственный палестинец, которому сионисты позволили стать епископом в Иерусалимской церкви. (Основная масса епископов – это греки, а он — Палестинец.) При этом присутствовали православные журналисты. Мы сидели, я его спросил: «Скажите, Владыка, может ли православный человек говорить «Аллах Акбар»?». Он сказал так благосклонно: «Конечно, может. В этом нет никакого противоречия для православных» – и более того, он добавил сам, «Кроме того, я считаю, — сказал он – что православный может говорить «bismillahi r-ramni r-ram»» — Во имя Бога милосердного. А вторая часть — про пророка — оставляется, и в этом нет запрета. Я спросил: «Может ли православный, если убили его друга-мусульманина, молиться на его похоронах?». Он говорит: «Для нас, для палестинцев, это практика, так как мы все вместе в борьбе с общим врагом и православный, и мусульманин. Мы постоянно ходим на могилу друг к другу, и постоянно совершаем взаимные молитвы». Протодиакон Андрей Кураев: Здесь есть еще один нюанс. Я сам с радость говорю Иншалла. Максим Шевченко: — Что можно православному. Протодиакон Андрей Кураев: Я могу и эти слова произнести: Аллах акбар. Только при одном условии: если на мне вот такая одежда. И всем понятно, что, хотя я это произношу, то, тем не менее, я христианин. Если бы как у священника — с крестом на груди, то совсем было бы хорошо. Сложность в чем… Максим Шевченко: То есть, я, прежде чем произнести «Бог Велик», должен обязательно одеть на себя специальную религиозную одежду? Протодиакон Андрей Кураев: Если когда вы это произносите, вы сидите со мной – никаких проблем. Но когда вы произносите это во время проведения мусульманского религиозного обряда, то окружающие люди вполне могут счесть, что вы тем самым исповедуете единоверие с ними. И это, во-первых, может быть просто опасным для вас, потому что, скажем, я смотрел материалы по новомученикам-христианам, погибшим во времена Османской империи. Я обратил внимание: турки никогда не убивали христиан за то, что они христиане. Мучениками люди становились, если однажды они совершили нечто, что позволяло туркам считать их конвертитами, что они предали ислам. А тогда по законам шариата, если верный, правоверный мусульманин, отрекается от своей веры и уходит в христианство, иудаизм, и, тем паче, язычество, то за это полагается наказание.

http://pravmir.ru/maksim-shevchenko-vs-o...

Лобков: То есть разные монастыри друг с другом спорят… Протодиакон Андрей Кураев: Это не полемика монастырей. Назову два: пензенские «закопанцы» и бывший епископ Диомид. Лобков: Это так называемые монашеские ереси? Протодиакон Андрей Кураев:  В некоторой степени да. Люди считают, что православие под угрозой, есть некий глобальный заговор против православия, Антихрист вот-вот откровенно воцарится в реальности и он уже действует: это всякие электронные паспорта, налоговые номера, штрих-коды… Люди пугают друг друга. Есть некий уже десятилетиями действующий на монашеской среде механизм взаимного пугания. Лобков: Но это же без Интернета все происходило. Протодиакон Андрей Кураев: С Интернетом это просто быстрее происходит. Лобков: Можно ли таким образом бороться с разногласиями в церковной среде, если действительно цель была такая? Протодиакон Андрей Кураев:  Обратите внимание, где Патриарх это сказал: не на заседании Синода в Москве или Петербурге, а в столице мирового монашества, выступая перед наиболее авторитетными монахами всего православного мира. Насколько я понимаю, они с ним согласились. Для монахов Патриарх может не быть духовным авторитетом, но монахи горы Афон для них духовный авторитет. Именно с Афона идет не приказ, а совет: подумай сам, ты зачем ушел из мира, чтобы потом в кармане протащить туда же этот проводок и все равно жить с мирскими интересами и сплетнями? Я думаю, что именно так обоснован этот совет. Для кого-то он будет значим. Нет и не может быть никакого приказа, что дополнительный обет монашества, кроме обета безбрачия, еще «обет безинтернетия». Лобков: Не накладываются ли дополнительные духовные скрепы на православную конструкцию, не превращается ли при помощи таких приказов церковь в некое подобие рыцарского ордена, предписывавшего своим членам все нормы жизни? Протодиакон Андрей Кураев: Это не приказ, не распоряжение. Вообще это нормально. У нас есть поговорка «В чужой монастырь со своим уставом не лезут». Поговорка есть, реальной разницы между монастырями нет. Поэтому было бы здорово, если бы юноша или девушка на пороге монастыря понимали, этот монастырь работает с больными, у этого ордена или монастыря призвание — педагогика, здесь — книжные черви, работают со старыми рукописями, а здесь — огород, пчелки, а здесь просто молятся и ни на что не отвлекаются.

http://pravmir.ru/protodiakon-andrej-kur...

Первый человек, который в христианстве занимался политикой, а именно — признавал Спасителя нашего царем земным, был Иуда. Не говорит ли это что-то о том, что если первый политик в христианстве — это Иуда, то, может быть, имеет смысл держаться от политики просто максимально далее? о. Андрей Кураев: Это очень тенденциозная интерпретация. Сергей Ильин: Ок. о. Андрей Кураев: Все 12 апостолов были такими же, как Иуда, в этом отношении. И даже, когда Христос уже воскрес, то все равно апостолы спорили между собой, кто из них будет первый сидеть, когда он объявит свое царство. До Пятидесятницы такие настроения были и первоапостольской общине. А Пятидесятница уже их преобразила, конечно. Сергей Ильин: Понятно. Возвращаясь в наши времена, вопрос следующий. Если проводить параллели со временами царизма, то, во-первых, еще сколько-то лет назад был упразднен институт патриаршества, который возобновился непосредственно перед революциями 17-го года. Но еще была такая институция, как Священный Синод. Вопрос: если подобные институции будут пытаться вводить в наше время нынешние власти, это нечто, ни в какие ворота не лезущее, или об этом следует размышлять, как высчитаете? о. Андрей Кураев: Институт патриаршества не есть институт, неотделимый от Православия. Он исторически возник, у него есть плюсы, и есть минусы. Это показала и советская история тоже. Сергей Ильин: Нет, но был же период. о. Андрей Кураев: Оказалось, что одного человека бывает контролировать даже легче, договориться с одним, чем с корпорацией, группой людей. Сергей Ильин: Но все-таки был период на протяжении более 200 лет, когда Церковь Русская Православная возглавлялась митрополитом Московским. о. Андрей Кураев: Нет, это не так. Она никак не возглавлялась. Как правило, митрополит Московский даже не был первенствующим членом Святейшего Синода. Кстати, напомню, сам эту ошибку нередко делаю, но Синода два. Был Святейший Синод, а сегодня Священный Синод. Святейший Синод — это как замена Святейшего Патриарха. А сейчас Синод при Патриархе. Священный Синод при Святейшем Патриархе, начиная с 17-го года. Их полномочия, конечно, совершенно разные.

http://pravmir.ru/protodiakon-andrej-kur...

Лолита Милявская: Еще можно храм построить. Владимир Соловьев: Давайте сделаем храм в интернете. Зашел, так… креститься… заплатил переводом немножко денег e-money и получил е-крещение. О! Модненько! Может, пора? Протодиакон Андрей Кураев: В общем-то, это правда. Это тот выбор, который уже 20 веков стоит перед церковью. Есть аргументы, и очень серьезные, — это отнюдь не только ерничество – аргументы в том, чтобы пойти в ногу с конкретными пацанами, которые сейчас у власти. В том IV веке или XII, или в XV. В любом. Чтобы быть модными комиками и так далее, которых народ почитает и над шутками смеется и так далее. С новыми открытиями новых теософов и так далее. Но надо иметь мужество для того, чтобы не быть современником. Как Марина Цветаева сказала: «У меня есть право не быть собственным современником». Для меня важнее быть современником с апостолами, с Христом, с Серафимом Саровским, с Сергием Радонежским. Для меня это больше радость, чем быть современником с Фабрикой звезд, скажем так. Владимир Соловьев: Потому что живем в последние времена, и потому что, к сожалению, когда я смотрю внимательно вокруг, кажется мне одно – бесноватых много, а вот святых мало. Лолита Милявская: Как так получилось (перед выходом я прочла в интернете), что официальная церковь, оказывается, вас не поддерживает? Протодиакон Андрей Кураев: Это брехня. Я эту заметку читал, там ни слова не было, ни одной цитаты, из официального… Лолита Милявская: Там было написано, что церковь против того, чтобы вы ходили на шоу. Протодиакон Андрей Кураев: Это журналисты придумали заголовок, не имеющий ни малейшего отношения к тексту… Владимир Соловьев: Опять же, это же не армия. Это очень важно понять. Лолита Милявская: Ну, как? Церковь – это государство в государстве. Протодиакон Андрей Кураев: Церковь устами поместного собора высказалась о негативном отношении к суррогатному материнству. Лолита Милявская: И, тем не менее, ребенка крестили. Давайте пожелаем ей… Протодиакон Андрей Кураев: … не зная, что ребенок суррогатный.

http://pravmir.ru/poedinok-v-soloveva-o-...

Голубцов С. А. Московская Духовная Академия дореволюционного периода, т. 2. Кафедры и личный состав академии, ч. 4. Сотрудники академии в 1901–1919 гг. м., 1984. 208 с. (Машинопись). Краткий справочник, содержащий общие сведения, точные биографические даты и фотографии их. Голубцов С. А., протодиак. Жизнь, деятельность и научные труды профессоров [Академии начала XX в.], т. II. ч. 5. 1-я КН. 1-я пол. А–В. М., 2002. 214, XIV с.; 1-я кн. 2-я пол. Г–Ил. 481, 6, IX с.; 2-я КН. Ио–Пок. 379, XVI с.; 3-я КН. Поп–Сп. 219, XIV с.; 4-я КН. Ст–Ш. 198, XII с. Голубцов С. А., протодиак. Московская Духовная Академия дореволюционного периода, Т. 3. Научное наследие, ч. 1. Библиографический указатель к трудам сотрудников академии в 1870–1900 гг. М., 1989. 214 с. (Машинопись). Голубцов С. А., протодиак. Московская Духовная Академия дореволюционного периода, Т. 3. Научное наследие, ч. 2. Библиографический указатель к трудам сотрудников академии в 1901–1919 годах. Кн. 1. Айвазов – Каптерев. м., 1984. 193 с. (Машинопись). Голубцов С. А., протодиак. Московская Духовная Академия дореволюционного периода, Т. 3. Научное наследие, Ч. 2. Библиографический указатель к трудам сотрудников академии в 1901–1919 годах. Кн. 2. Ключевский – Шостьин. м., 1984. 209 с. (Машинопись). Григорьева И. Л., Салопиков Я. В. Библиографический указатель публикаций отечественных учёных о братьях Лихудах (проект издания)//Лихудовские чтения: материалы науч. конф. «Вторые Лихудовские чтения». Великий Новгород, 24–26 мая 2004 г./отв. ред. В. Л. Янин, Б. Л. Фонкич . Великий Новгород, 2009. с. 230–251. Дионисий (Шленов) , игумен (совместно с в. л. Шленовым). Библиография по истории Московской духовной академии//МДА 325 лет. т. 1. Кн. 2. 2010. С. 338–369. Иосиф, иером. Опись рукописей, перенесенных из библиотеки Иосифова монастыря в библиотеку Московской Духовной Академии, м., 1882. 315, XIV с. Леонид, архим. Сведения о славянских рукописях, поступивших из книгохранилища Свято-Троицкой Сергиевой лавры в библиотеку Троицкой духовной семинарии в 1747 г. (ныне находящихся в библиотеке Московской духовной академии). 2 тт. м.: Университетская тип. (М.: Катков), 1884–1887.167 с.; 375, 27, VII с.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Волков В. М. Свято-Троицкая Сергиева Лавра в ее историческом прошлом и Московская Духовная Академия: (историко-библиографический очерк). Загорск, 1972. 66 с. (Машинопись). Воробьев В., прот., Хайлова О. И. Митрополит Арсений Стадницкий – один из великих ректоров Московской духовной академии (по материалам дневника)//МДА 325 лет. Т. 1. Кн. 1. 2010. с. 190–210. Гальковская И. В. православная академическая антропология: B. И. Несмелов и М. М. Тареев : Дисс. ... канд. философ, наук. Екатеринбург, 1995. 157 с. Герасим (Дьячков), игум. Священномученик Игнатий (Садковский) //МДА 325 лет. т 1. Кн. 2. с. 264–273. Глубоковский Н. Н. За тридцать лет: 1884–1914 гг.//у троицы в Академии, М., 1914. с. 737–755. Глухов И. А. Краткие очерки по Истории Московской Духовной Академии с 1875 г. по 1918 год//Московская Духовная Академия: сб. статей, посвященных 150-летию пребывания в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре: (Труд профессорско-преподавательского состава МДАиС). Т. 3. Б. М., 1964. 226 с. (Машинопись), с. 1–77. Голубинский Ф. А. История общества, составившегося под названием «Ученых бесед» в Московской Духовной Академии 1816 года марта 1 дня/Сообщил П. Каптерев//у троицы в Академии, М., 1914. C. 1–9. Голубцов С. А., протодиак. Московская Духовная Академия дореволюционного периода: строительство и хозяйственно-экономическая деятельность правления Академии (1870–1919 гг.): ист. исслед. Т. 1. Ч. 1. М., 1982 (Машинопись). 159 с. Голубцов С. А., протодиак. Московская Духовная Академия первой половины XX века. Уставы, жизнь и научно-педагогическая деятельность профессуры в Академии и вне её. т. 1. ч. 2. М., 1988 (Машинопись). 315, 25 с. Голубцов С. А. Альбом чертежей и планов: приложение к 1 части 1 тома исторического исследования «Московская Духовная Академия», М., 1982. с. Без. паг. Голубцов С. А., протодиак. Из истории «Богословского вестника»//БВ 2.1998. С. 20–38. Голубцов Сергий , протодиак. Материалы к биографиям профессоров и преподавателей МДА: Архиепископ Иларион (Троицкий) , [свт.]//БВ 2. 1998. с. 108–170.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010