Выписываем подлинные слова св. Дионисия. «О возникшем ныне учении в Птолемаиде в Пентаполе, которое исполнено нечестия и содержит в себе много хулы на Вседержителя Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа, много неверия относительно единородного Сына Его, перворожденного всей твари, вочеловечившегося Слова, и совершенное безумие 754 относительно Св. Духа, об этом учении я, при помощи Божией, сколько мог поучительнее, отвечал братьям и на послания их, присылаемые ко мне с той и другой стороны, и на устные их вопросы. Списки этих посланий отправляю к тебе». 755 В последних словах св. Дионисий, по всей вероятности, имеет в виду свои послания против Савеллия к епископу Вереникской церкви Аммону, к Телесфору, к Евфранору и к Аммону и Евпору. 756 Нет сомнения, что во всех этих посланиях св. Дионисий осуждал и опровергал лжеучение Савеллия, 757 подробно раскрывая, какую «хулу» заключало оно на Бога Отца, и почему учение савеллиан относительно единородного Сына Божия казалось ему «неверием», а учение относительно Святого Духа «совершенным безумием» или «бесчувствием». Хотя отмеченные нами выражения св. Дионисия сами по себе не дают еще ясного понятия о появившемся в Ливии лжеучении, однако сопоставление этих выражений с другими сохранившимися до нашего времени сведениями об учении главных представителей монархианства приводит к тому убеждению, что современные св. Дионисию савеллиане стояли ближе к системе Праксея и Ноэта, чем к тому учению, какое приписывается иногда Савеллию и савеллианам церковными писателями IV и следующих веков. Правда, исходным пунктом в учении всех еретиков этого направления, начиная с Праксея и Ноэта и кончая Маркеллом, возобновившим в IV в. с некоторыми новыми изменениями учение Савеллия, 758 была одна и та же мысль, состоявшая в том, будто в Боге нет и не может быть действительного различия Ипостасей, а есть только различие периодов или форм божественного Откровения. Но у первых представителей этого учения, Праксея и Ноэта, мысль эта выражается в такой форме, которая ближе соответствует характеристике савеллианских заблуждений у св.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Aleks...

Выше мы видели, как церковь постепенно уясняла и определяла значение слов символа. Об руку с этим уяснением и раскрытием символа шло и систематическое богословие. От апостолов не осталось и не могло остаться нам полных богословско-систематическим вероизложений, потому что они были не богословы, а апостолы, которым надобно было верить потому только, что они апостолы, богопросвещенные мужи, – которым некогда было углубляться в исследование истин веры посредством известных ученых приемов. То же делали и мужи апостольские. Они учили в духе апостольском, говорили не больше, как словами апостолов, своих богодухновенных учителей. Последующие церковные учители обращаются уже к богословствованию. Началось это со II века. Но понятно само собой, что тотчас же не могла образоваться целостная система богословская, потому что она, как и всякая система, может быть только плодом многочисленных трудов и наблюдений. И действительно, во II и III веках мы находим только таких богословов, которые рассуждают об отдельных богословских предметах по требованию обстоятельств. Первым на этом поприще явился Ириней, ученик Поликарпа. Он, главным образом, рассуждает о Боге, Его бытии, творении и промышлении против еретиков гностиков. Затем Тертуллиан написал несколько отдельных трактатов, напр. о Троице против Праксея, о единстве Божием и о воплощении против Маркиона, о крещении и покаянии; трактат против Праксея замечателен тем, что здесь Тертуллиан строго различает между терминами сущность и лицо, а это показывает, что в предании сохранялось определенное учение о Троице. – Составлению точной богословской системы в то время препятствовал, между прочим, самый образ тогдашнего наставления: потому что при каждом более или менее знаменитом учителе было несколько сотрудников, которые, находясь при своем учителе безотлучно, слушали его наставления, чем и ограничивалось их нравственное воспитание. Впрочем, в Александрийской церкви еще со второго века открылась необходимость систематического изложения веры по тому поводу, что там всегда были оглашенные, остававшиеся в этом состоянии по несколько лет: время это употреблялось ими на изучение истин веры. Первым учителем этой школы был Климент Александрийский , из ученых философов, посвященных в тайны язычества, что уже побуждало его излагать христианские истины в некоторой системе. К сожалению, от него мы имеем только сочинение нравственного содержания, по заглавием «Педагог», и часть догматической системы в «Строматах», где он поставляет своей целью ознакомить язычников с общими христианскими истинами и потому рассуждает не как только богослов, но и как ученый, старающийся быть научно понятным для других. За Климентом следует Ориген, который в книге «О началах» старался проникнуть в истины веры по началам философии. Это сочинение Оригена можно назвать первым опытом ученого изложения христианских догматов.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Muret...

Первая четверть 3-го века есть время самой усиленной пропаганды в Риме обоего рода антитринитариев. Здесь, в это время, с одной стороны Артемон сменяет недавно прядь тем сошедших со сцены двух Феодотов, а с другой Ноэций и за ним Савеллий продолжают дело Праксея. Здесь же римский епископ (Зефирин), следуя примеру своих предшественников, выступает против еретиков с силою своего церковного авторитета с одной стороны, а с другой выступает против них с силою обличительного слова и писания не менее Тертуллиана просвещённый и горячий ревнитель православия, продолжатель его дела св. Ипполит, который в своём сочинении против Ноэция, также как Тертуллиан в сочинении против Праксея, доказывает противникам учения о св. Троице, что это учение, ясно начертанное в слове Божием и составляющее предмет живой веры всей церкви Христовой, если правильно понимать его, то есть, если представлять одно и тоже Божественное Существо в трёх различных, равно Божественных лицах, не заключает в себе совершенно никакого противоречия, и потому имеет полное право быть учением безусловно обязательным для всей церкви Христовой, для всех истинных членов и сынов ее. В это-то самое время (ок. 215 г.) Александрийский учитель посещает Рим, быть может, именно с целью лично прислушаться к голосу этой, по его словам, старейшей церкви касательно самого живого вопроса времени о существеннейшем христианском догмате – о догмате пресвятой Троицы; и поскольку известно, что только по возвращении из Рима Ориген начал свою литературную деятельность, то в лице Оригена, как писателя по преимуществу, мы должны представлять человека совершенно знакомого с современным ему учением церкви о Троице. Но это не единственный факт: когда в Бостре собор предстоятелей аравийской церкви осудил подобную Савеллиевой ересь епископа этого города Берилла, но не успел убедить еретика в истинности обще-церковного православного учения о Троице, тогда призван был для этой цели Ориген, которого миссия естественно должна была состоять не в чем ином, как в том, чтобы выяснить Бериллу изложенное собором учение и доказать его основательность, истинность и несомненность.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/dogmati...

Однако Шнайдер не признает ее достоверной на том основании, что «а) все эти 5 мест были составлены после Никейского Собора и б) возможно, были составлены вовсе не самим Евсевием, а другим автором». Его ошибка состоит в том, что во всех приведенных 24 текстах не упоминается о совершении крещения, а содержится призыв обратить народы в христианство «во имя Христа», но когда Евсевий Кесарийский говорит о том, что ученики Христовы должны крестится, то непременно приводит троичную крещальную формулу как она дана в Мф.28:19 . Кроме того, тринитарная формула Крещения Мф.28:19 встречается много раз в сочинениях святых отцов, церковных писателей и апокрифах до I века 101 . Самые ранние полные ссылки на нее содержится в «Дидахе» (50–70 гг. – 120 гг.) и у Тертуллиана (225 г.), который ссылается на нее дважды в сочинениях «О крещении» 102 и «Против Праксея». В 26-й главе труда «Против Праксея», выступая против антитринитарного представления о Боге, Тертуллиан цитирует эту формулу: «Он [Иисус Христос] повелел им крестить во [имя] Отца и Сына и Святого Духа ( Мф.28:19 ), а не во [имя] Кого-то Одного» 103 . Несмотря на принципиальные догматические различия между пятидесятниками-единственниками и пятидесятниками среди последних иногда встречается безразличие к этим разногласиям. На первое место выходят общие для пятидесятничества как такового темы духовного возрождения, крещения Святым Духом, исцеления, отказа от греховных привычек и приобретения новых, «святых» привычек, принятых в их сообществе. Для таковых вопросы триадологии и формулы крещения вытесняются на периферию, а в центре оказываются внешние «добрые дела» 104 . 1.5.2. Крещение у свидетелей Иеговы Иеговисты крестят во имя Отца, Сына и Святого Духа в одно погружение, хотя являются антитринитариями – они верят в Единого Бога Отца, а Иисуса Христа считают первым созданным существом, о Святом Духе учат как о безличностной силе Иеговы. Согласно их учению, «крещение – это, скорее, публичное заявление о посвящении, которое уже было сделано в молитве» 105 . Оно совершается полным погружением, символизирующем «драматические изменения, которые мы совершили в нашей жизни – мы образно умираем для нашего прежнего жизненного пути и начинаем жизнь заново в служении Богу» 106 . С 1956 г. 107 крещение у СИ обязательно для всех и совершается во имя Отца, Сына и «святого Духа» 108 , но с учетом их богословских представлений оно сводится к «посвящению» во имя двух принципиально отличающихся друг от друга ипостасей нетварного и тварного бытия и безыпостасной (безличной) силы: во имя Отца, как Бога Иегову; Сына, как архангела Михаила и первого созданного существа; и «святого духа» как безыпостасной силы Иеговы, поэтому их крещение ничтожно 109 .

http://azbyka.ru/otechnik/Roman-Kon/kres...

Тертуллиан учит, что один только Бог Отец есть нерождённый и самобытный. Сын происходит от Отца. Прежде сотворения мира Бог был один, но в Его внутренней жизни существовала некоторая множественность, именно: Он имел в Себе Самом Разум и внутреннее Слово. Для творческой деятельности Бог произнёс первое творческое веление: «Да будет свет». С этого момента Сын становится, несомненно, отдельной самостоятельной Личностью . Таким образом, «как внутреннее Слово Сын Божий вечно существовал в Боге, как Слово произнесённое рождается пред самым созданием мира» ( И.В.Попов ). Рождение Сына Божия обусловлено целями Откровения. Слово Божие рождается пред самым созданием мира, чтобы быть Творцом и Промыслителем. Необходимость Его посредствующей деятельности вытекает из возвышенности природы Бога Отца. «Отец невидим по причине полноты величия, Сын видим по причине низшей степени Своего производного Существа». Глаз не может смотреть на всю массу Солнца, но луч – часть Солнца – доступен зрению. Человек не может видеть Бога Отца и не умереть, но ветхозаветные праведники видели Логоса и не умирали». Здесь мы видим признаки субординационизма. Но, с другой стороны, Сын Божий есть «Всемогущий Бог» (Против Праксея, гл. 17). «Дух Святой происходит от Отца чрез Сына» (Против Праксея, гл. 4, 8). О Нём ясно говорится как о Третьем Лице. Но как Сын до создания мира существовал в Боге как Его неотделимое свойство, так Дух, изойдя от Отца, вместе с Сыном и в Сыне в момент создания света, оставался неотделимым свойством Последнего до момента ниспослания в Пятидесятницу на Апостолов, и лишь с этого момента Он становится отдельной, самостоятельной Ипостасью. Хотя во взглядах Тертуллиана есть признаки субординационизма, но ясно выражается и идея Единства Лиц Святой Троицы: «В Троице нужно различать одну субстанцию и число трёх Лиц. Различие не есть различие субстанций, но Лиц в этой субстанции». «Бог един, и Отец – Бог, и Сын – Бог, и Святой Дух – Бог». «С такими положениями, – говорит Болотов, – можно было твёрдо стоять против Ария» 30 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

21. Синод, пер.: Слушай, Израиль: Господь, Бог наш. Господь един есть. 22. Ex Patre per Filium dono Spiritus Sancti. Подобное выражение часто встречается также у Восточных Отцов Церкви и означает единство природного действия всех Лиц Святой Троицы, которое начинается от Отца как от Источника, осуществляется через Сына и доводится до полноты и совершенства Святым Духом (см., напр., 1-е Послание к Серапиону святителя Афанасия Великого (Святитель Афанасий Великий. Творения. Т. 3. M., 1994. С. 41); кн. " О Святом Духе " святителя Василия Великого (Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. Т. 1. СПб., 1911. С. 607) и др.). 23. Текст блаженного Августина, не считая порядка слов, ближе к греческому, чем Синод, пер.: Ибо все из Него, через Него и к Нему. В Синод. пер.: Ибо все из Него, Им и к Нему. Последнее выражение ες αυτν ( " к Нему " ) может быть переведено также " в Него " , " в Нем " , поскольку в новозаветном греческом языке различие между предлогами εις " в, по направлению к " и εν " в " стирается. Что касается порядка выражений в цитате, то ниже в § 19 Августин дает правильный порядок. Следует заметить, что это место у святых Отцов традиционно рассматривалось как указание на Святую Троицу. 24. Этот же самый " водный " образ использовал в качестве аналогии Святой Троицы уже Тертуллиан; см. указанный перевод его трактата " Против Праксея " . 25. Ср. Ин 10:30. В частности, такое разграничение проводил уже Тертуллиан. См. указанный перевод его трактата " Против Праксея " . 26. Текст Августина ближе к греческому. В Синод, пер.: От начала Сущий. 27. Ипостасные свойства, перечисляемые здесь Августином, часто встречаются у восточных святых Отцов, в частности, Каппадокийцев, причем основной момент здесь - представление о монархии Бога Отца. 28. Выражение, введенное, по-видимому, святителем Иларием Пиктавийским в качестве латинского аналога греческого понятия ομοοσιος " единосущный " . Оно тождественно другому латинскому термину consubstantialis, употребляющемуся в Символе веры (см.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

5) В заключение надо отметить, что Тертуллиан исповедует Божественность всех трех Лиц, их единосущность, но терминология его допускает многие неточности для правильного понимания ипостасных взаимоотношений. По его понятию Благодать Божия ограничена – если её в одном месте много, то в другом не достает. 6) Бог есть Бог любви и правосудия. Тертуллиан , вопреки Маркиону, доказывает, что правосудие и любовь не только совместны, но и необходимо должны быть присущи одному и тому же Богу. Иначе, как и в первом случае при отрицании единства Божества, – исполнится истинное понятие о Боге, данное в Откровении и вырожденное самой природой человека. «Если благодать неразлучна с правдою, то мечта о Боге, единственно благом, равно как и о Боге, единственно правосудном, уничтожается сама собою. Благодать и правосудие Бога одинаково сияют во всех его творениях» (кн. П, гл., 12). Учение о Святой Троице высоко оцененное Болотовым, изложено Тертуллианом в сочинении «Против Праксея» (31 гл. –209). Тертуллиан резко возражает против попыток отдельных гностиков (напр., Праксея) исказить православное учение, приписыванием одному Богу явление в разных «модусах» Отца, Сына или Святого Духа. Раскрывая учение о Святой Троице, он воспроизводит в более редкой форме субординационное ученее апологетов и делает шаг назад сравнительно со Св. Иринеем, учение которого о строгом единстве Лиц Святой Троицы было обусловлено тем, что он боролся только с гностическим разделением Божественного Существа, но не с монархианским слиянием Лиц. Тертуллиан учит, что один только Бог Отец есть нерожденный и самобытный. Сын происходит от Отца. Прежде сотворения мира Бог был Один. Но в Его внутренней жизни существовала некоторая множественность. Именно Он имел в Себе Самом разум и внутреннее Слово. Для творческой деятельности Бог проявил Свое внутреннее Слово во вне в тот момент, когда произнес первое творческое веление «да будет свет». С этого момента Сын становится, несомненно, отдельною Самостоятельной Личностью . Таким образом, «как внутреннее Слово Сын Бог вечно существовал в Боге, как Слово произнесенное рождается пред самим созданием мира» (Попов).

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

C. Учение о Троице изложено Тертуллианом в произведении «Против Праксея». Праксей видел двубожие в учении апостолов о Логосе и, отстаивая единство Божие и возможность религиозного сношения непосредственно с Самим Богом, утверждает, что Один и Тот же Божественный Субъект действует попеременно то в Лице Отца, то в Лице Сына, то в Лице Духа Святого. Возражая против Праксея, Тертуллиан должен был, во-первых (а), доказать, что Сын Божий не есть то же Лицо, что и Бог Отец, и, во-вторых (b), снять с себя упрек в двубожии. Для удовлетворения первой задачи он воспроизводит в более резкой форме субординацианское учение апологетов и делает шаг назад по сравнению со святым Иринеем, учение которого о строгом единстве Лиц Святой Троицы было обусловлено тем, что он боролся только с гностическим разделением Божественного Существа, но не с монархианским слиянием Лиц. В ответ на обвинение в двубожии Тертуллиан излагает собственное учение о Боге, едином по существу и троичном в Лицах. а) Первая группа идей выражается в следующих положениях. а) Один только Бог Отец есть нерожденный и самобытный. Сын происходит от Отца. Прежде сотворения мира Бог был один. Но в его внутренней жизни существовала некоторая множественность. Именно: Он имел в Себе Самом Разум (Ratio, Sophia) и Внутреннее Слово (Sermo), так как размышление есть не что иное, как внутренний разговор размышляющего с самим собой. Представлял ли Тертуллиан это Внутреннее Слово Личностью , из его сочинений не видно, но, во всяком случае, Оно было, по его учению, неотделимо от Бога. Для творческой деятельности Бог проявил Свое Внутреннее Слово вовне в тот момент, когда произнес первое творческое повеление: «Да будет свет». Это совершенное рождение Слова. С этого момента Сын становится отдельной самостоятельной Личностью. Как Внутреннее Слово, Сын вечно существует в Боге, как Слово произнесенное – рождается перед самым созданием мира. Отсюда: fuit tempus, cum Dei Filius non fuit [было время, когда Сына Божия не было]. β) Рождение Сына Божия обусловлено целями откровения. Слово Божие рождается перед самым созданием мира, чтобы быть Творцом и Промыслителем. Необходимость Его посреднической деятельности вытекает из возвышенности природы Бога Отца. «Отец невидим по причине полноты величия, Сын видим по причине низшей степени Своего производного существа». Так глаз не может смотреть на всю массу солнца, но луч, который, как часть, исходит из солнца, доступен зрению. Человек не может видеть Бога Отца и не умереть, но ветхозаветные праведники видели Логос и не умирали. Из этих положений необходимо вытекает субординационизм. Божество Логоса является менее полным, чем Божество Отца. Эту мысль Тертуллиан выражает со всей резкостью, часто говоря о Слове как о части Божественной субстанции: «Pater tota substantia est. Filius vero derivatio totius et portio» [Отец есть полная субстанция. Сын – производное целого и часть].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/ko...

Без латинской христианской литературы история римской культуры III в. и значительной части IV в. выглядела бы убогой. В это время Рим уже не является единственным центром духовной жизни в Империи. На передний план выдвигаются провинции, но особое место здесь принадлежит Африке с ее столицей Карфагеном. Именно тут зарождается латинская патристика, родоначальниками которой стали уроженцы этого региона выдающиеся христианские мыслители и богословы Тертуллиан и Киприан. Отставание Рима в развитии христианской мысли начинает преодолеваться лишь с середины III в., когда о себе заявляет Новатиан, первый из римского духовенства проявивший себя талантливым писателем и теологом. Новатиан, по всей видимости, был италийского происхождения и до обращения в христианство исповедовал стоицизм. Как церковный деятель выдвинулся в январе 250 – марте 251 г., когда римский епископский престол временно пустовал после смерти Фабиана. Новатиан рассчитывал занять это место. Поэтому, когда епископом был избран Корнелий, он отказался подчиниться ему и возглавил церковный раскол, став антипапой. Ситуация обострялась из-за расхождений по вопросу об отступниках (lapsi). Новатиан, как сторонник крайнего ригоризма, решительно возражал против допуска в Церковь тех, кто отрекся от нее в годы правления императора Деция. В переписке Киприана фигурируют два письма (30 и 36), написанные Новатианом после смерти Деция от имени римского клира. В них излагается его позиция относительно возвращения вероотступников в христианские общины. Осенью 251 г. Римский собор за раскольническую деятельность отлучил Новатиана от Церкви. Однако он продолжал упорствовать в схизме и создал свою секту, которая просуществовала до V в. Из многочисленных произведений Новатиана, упоминаемых у Иеронима, сохранились четыре, но два из них ему явно не принадлежат. Самое известное принадлежащее перу Новатиана «О Троице» (De Trinitate). Новатиан вдохновляется здесь полемическим трактатом Тертуллиана «Против Праксея». В своем сочинении карфагенский апологет подвергает критике монархианскую ересь Праксея, который, опасаясь политеизма под видом Троичности, отстаивал максимальное слияние трех Лиц Троицы. У Новатиана речь идет об Отце (главы 1–8), Сыне (главы 9–28), Святом Духе (глава 29) и единстве трех Ипостасей Божества (глава 31). Опровергающий доводы еретиков, трактат «О Троице» стал значительным вкладом в западную теологию, особенно в тринитарное учение.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кирилл Иерусалимский (писал по-гречески,жил ок. 315–387 гг Поуч. оглас. Поучения огласительные. Cyril of Jerusalem. Trans. Edward Yarnold. The Early Church Fathers, 79–168. London: Routledge, 2000. Кирилл Иерусалимский , Архиепископ. Поучения огласительные тайноводственные. Москва: Благовест, 2010, 19–323. Поуч. тайное. Поучения тайноводственные. Cyril of Jerusalem. Trans. Edward Yarnold. The Early Church Fathers, 169–87. London: Routledge, 2000. Кирилл Иерусалимский , Архиепископ. Поучения огласительные и тайноводственные. Москва: Благовест, 2010, 324–49. Ориген (писал по-гречески, жил ок. 185–254 гг.) О начал. О началах. Origen. On First Principles. Trans. G. W. Butterworth. Gloucester, Mass.: Peter Smith, 1973. Ориген, О началах. О. Кулиев (пер.). Александрийская библиотека. СПб.: Амфора, 2007. Тертуллиан (писал по-гречески, жил ок. 160–225 гг.) Прот. Прак. Против Праксея. Tertullian. Against Praxeas. Trans. A. Souter. Translations of Christian Literature. London: Society for Promoting Christian Knowledge, 1919. Тертуллиан , «Против Праксея». A. P. Фокин (ред.)//Альфа и Омега 1–2,27–28, (2001): 66–93, 55–78. О пл. Хр. О плоти Христа. On Flesh On the Flesh of Christ Tertullian. On the Flesh of Christ. In ANF, vol. 3, 521–42. Тертуллиан, Апология. Philosophy. Москва: ACT, 2004. 1 Словосочетание «Отцы церкви» относится к некоторым церковным деятелям, жившим и трудившимся в течение первых пяти столетий после написания Нового Завета. Они оказали существенное влияние на церковь в вопросе библейского толкования, а также в значительной степени сформировали ее представления о богословской и духовной жизни. Эпоха Отцов церкви называется временем ранней церкви или периодом патристики (от латинского слова «отец»), который, как часто считается, начинается ок. 100 г. н. э. и заканчивается 800 г. н. э. 2 По своей профессии я богослов-историк, специализирующийся в области патристики с четвертого по шестой века. Как правило, мои исследования не затрагивают дискуссии современных богословов. Мой вклад в эти дискуссии, скорее, в изложении материала с точки зрения раннехристианского мировоззрения.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/zhiz...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010