Глава II. Возникновение тринитарной доктрины в доникейский период латинской патристики (150–325 гг.) 1. Тринитарная доктрина Тертуллиана 1.1. Введение Первым представителем латинской патристики, обратившимся к тринитарному вопросу, был выдающийся ранний латинский теолог и апологет – Квинт Септимий Флорент Тертуллиан . Он происходил из языческой патрицианской семьи 774 , проживавшей в столице проконсульской Африки – городе Карфагене. Тертуллиан получил прекрасное образование в области латинской словесности, философии, медицины и особенно права. Кроме латинского языка он хорошо владел греческим, на котором мог не только говорить, но и писать 775 . Получив профессию юриста и адвоката, Тертуллиан какое-то время работал в Риме 776 , а затем ок. 193–195 гг. вернулся в Карфаген. Вскоре в жизни Тертуллиана произошел коренной переворот – в возрасте ок. 30 лет он, в прошлом язычник, враждебно настроенный к христианству, вдруг принял крещение 777 . После обращения Тертуллиан направил всю свою энергию, знания и таланты на защиту христианства. Он написал несколько апологий, адресованных языческой аудитории, а также целый ряд догматико-полемических сочинений, посвященных в основном опровержению гностических и других неортодоксальных учений. Среди этих сочинений выделяется одно, специально посвященное тринитарному вопросу – трактат «Против Праксея» (Adversus Praxean) 778 . Он был написан ок. 213 г. и направлен против некоего Праксея, распространявшего в Риме учение о том, что Бог абсолютно един и что нет реального различия между Отцом и Сыном 779 . Такое учение впоследствии получило название монархианства 780 , поскольку, как заявлял Праксей и его последователи 781 , они придерживались такого представления о Боге, в котором главным было понятие Божественной «монархии» (от греч. μοναρχα, «единое начало», «единая власть»). Поскольку из учения Праксея также следовало, что на кресте пострадал Сам Бог Отец 782 , оно получило еще одно название – патрипассианство (т.е. «учение о страдании Отца») 783 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Заключение Итоги развития латинскогобогословия в доникейский период Подведем краткие итоги развития латинской христианской письменности и богословия в доникейский период. Мы проследили, как возникла и достигла своего расцвета латинская христианская письменность в Италии, Северной Африке иПаннонии. Начавшись с апологетики – Октавия Минуция Феликса , К язычникам и Апологии Тертуллиана , – очень скоро она достигла больших успехов в этой области. Юристы Минуций Феликс и Тертуллиан указали на нарушение норм судопроизводства в процессах над христианами и сформулировали основные ответы на ложные обвинения христиан в безнравственности, безбожии и непочтении к императору. Последующие апологеты – Арнобий и Лактанций , – в свою очередь, дали достойный христианский ответ на вызов со стороны языческого общества, культуры и философии, показав неизмеримое духовное превосходство христианства над язычеством. Лактанций в своей книге О смерти гонителей, впервые описал историю гонений на христиан, страшную смерть их гонителей и долгожданное признание римскими властями христианства в качестве законной религии. Наряду с апологетикой быстрыми темпами развивалась полемика. Более всех в данной области сделал Тертуллиан , написав специальные полемические трактаты против Маркиона, Валентиниан, Апеллеса, Праксея, Гермогена и еретиков в целом (Скорпиак и О прескрипции против еретиков). В последнем трактате он сформулировал основные принципы истинности Церковного учения – древность и апостольское преемство. Свт. Киприан Карфагенский продолжил дело Тертуллиана в другой области – полемике с церковными расколами Новата и Фелициссима в Карфагене и Новациана в Риме. Попутно он сформулировал основные принципы церковного единства.В ходе полемики с ересями и расколами постепенно развивалась и христианская догматика, включая как теологию, таки икономию. Тертуллиан , которого по справедливости следует назвать «отцом латинского догматического богословия», установил основные источники христианского вероучения, определил место веры и разума в богопознании, указал основные разновидности последнего – богопознание естественное и откровенное. Эту тему продолжил Лактанций , выяснивший отношения между христианской религией и мудростью, которые подобны двум рекам, проистекающим из одного Божественного источника.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Глава вторая. Диспут Язона и Паписка Под именем апологий христианства должно разуметь не одни только судебно-защитительные речи но и все те сочинения, в которых доказывается превосходство христианства пред язычеством и иудейством. К последнему роду апологий относится антииудейское сочинение „Диспут Язона и Паписка» 64 . Этот диспут до нас не дошел. Не смотря на это, мы имеем о нем довольно удовлетворительные сведения. „Диспут Язона и Паписка» – это разговор Еврея-христианина Язона с александрийским иудеем – Паписком написанный на греческом языке, в период от 135 до 165 г. и очень распространенный в древней церкви. По своему объему это сочинение небольшое 65 . Содержаниие его христологическое. Здесь доказывается что пророчества ветхозаветных книг относятся ко Христу. „Диспут” носит аллегорический характер, но свободен от крайностей аллегорического направления. – Более полное и ясное понятие о характере и содержании „Диспута Язона и Паписка» может дать „Диспут Симона и Феофила», который, как доказал Ад . Гарнак, есть не более как рабское подражание „диспуту Язона и Паписка», сделанное в начале V в. галльским теологом Евагрием 66 . Бл. Иероним упоминает о „Диспуте Язона и Паписка» два раза. Так в комментариях на III гл. (13 ст.) послания ап. Павла к Галатам бл. Иероним пишет: „в Диспуте Язона и Паписка», написанном на греческом языке, так выражено: Λοιδορα Θεο κρεμμενος, то-есть: „проклятие Бога, который повешен” 67 . Из этих слов бл. Иеронима можно заключать, что автор „Диспута» пользовался не переводом 70-ти, но каким-либо другим, именно – переводом Акилы, по мнению Гарнака 68 . В толковании на I гл. книги Бытия бл. Иероним говорит по поводу слов „в начале Бог сотворил небо и землю»: „Многие думают, как это написано и в „Диспуте Язона и Паписка» и как это утверждает Тертуллиан в книге против Праксея и Гилария в изложении какого-то псалма, – будто в еврейском тексте написано: „в Сыне Бог сотворил небо и землю.” Что хотел сказать бл. Иероним в этих словах? То ли, что автор диспута объяснял выражение „в начале» выражением: „в сыне», или то, что он переводил еврейское слово: «bresith» словом: „в сыне»? „Много, говорит Гарнак, потрачено было труда, чтобы объяснить это место.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Ostroum...

Н.В. Штернов Тертуллиан, пресвитер Карфагенский. Очерк учено-литературной деятельности его Содержание Введение Часть I. Внешняя деятельность Тертуллиана Тертуллиан-апологет а) Против язычников б) Против иудеев Взгляд на внешнюю деятельность Тертуллиана Часть II. Внутренняя деятельность Тертуллиана А. Общая полемика Тертуллиана Б. Частная полемика 1. Маркион 2. Гермоген 3. Валентин 4. Праксей 5. Психологические воззрения Тертуллиана В. Деятельность Тертуллиана, направленная к специальному раскрытию некоторых частных пунктов христианского учения и внутреннему устроению христианского общества 1. Учение о крещении 2. О покаянии 3. О браке 4. Против роскоши и излишеств во внешнем убранстве 5. Против остатков идолопоклонства 6. Гонения, мученичество и посты 7. Увенчание венками и военная служба Заключение     Введение Характер отношений язычества и иудейства к христианству, ереси и нравственное построение в христианском обществе, обусловливавшие литературную деятельность церковных писателей конца II и затем III вв. Тертуллиан , как литературный деятельный в апологетическом, полемико-догматическом и нравоучительном направлениях. Его значение как апологета, полемико-догматиста и моралиста. Отзывы о нем древних и новых писателей. – Разделение сочинений. – Биография и характеристика Тертуллиана как человека и литературного деятеля. Третий век и – еще ранее того – конец II века представляют собою переходное время для Христовой церкви. Здесь можно усматривать начало той перемены, какая потом совершилась в положении христианства. Это было время тяжелое для последователей креста; но здесь же лежит и начало торжества христианства над отжившим свой век язычеством. Прежде немногочисленная, церковь Христова к этому времени уже настолько окрепла, что могла противопоставить язычеству сильный отпор 1 , настолько увеличилась в числе своих членов 2 , что, можно сказать, не боялась уже натиска со стороны язычества, могла развернуть свои силы и, как божественное установление, опирающееся на истине, стоящая на незыблемом камне 3 , смело и решительно вступила в борьбу с заблуждениями язычества и – запечатленная божественным характером – начала одерживать победу за победой.

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/ter...

Скачать epub pdf Вступление Трактат «Против Праксея» (Adversus Praxean), принадлежащий одному из самых замечательных западных христианских апологетов конца II – начала III века Квинту Септимию Тертуллиану , относится к догматико-полемическим сочинениям и представляет собой первый в истории христианского богословия трактат, специально посвящённый тринитарному вопросу. Этот трактат был написан около 213 г. и направлен против ереси Праксея, который утверждал, что Бог Един не только по сущности, но и по Лицу, то есть отрицал догмат о Святой Троице. Впоследствии эта ересь получила название монархианства (единоначалия), под чем понималось учение о неразличимости Ипостасей Святой Троицы. Кроме того, ересь Праксея получила название патрипассианства, то есть учения о крестном страдании Бога Отца. Тертуллиан подробно опровергает ересь Праксея, которую он считает разновидностью иудейства, а также излагает свою точку зрения по тринитарному вопросу, которая сводится к знаменитой формуле una substantia tres personae («единая сущность и Три Лица»). При этом сам Тертуллиан в некоторых подробностях своего учения также отклонился от церковного учения, в частности, слишком сблизив бытие Второй и Третьей Ипостасей Святой Троицы с творением мира и Божественным промышлением о нём (что в целом выражается у Тертуллиана в понятии икономия, то есть домостроительство). Наконец, Тертуллиан защищает монтанизм – раскольническое движение, возникшее в конце II в. в Малой Азии и быстро распространившееся и на Западе империи, сторонником которого стал он сам. Более подробно особенности богословия Тертуллиана обсуждаются в примечаниях к переводу. А. Фокин Глава 1. Праксей и его ересь (§1) 1. По-разному диавол противоборствует истине. Иногда он стремится сокрушить её под видом её защиты. [На сей раз] он настаивает на том, что есть только Единый Господь, Всемогущий Творец мира, чтобы изобрести ересь на основании утверждения о Его единстве. Диавол говорит, что Сам Отец сошёл в Деву, Сам от Неё родился, Сам пострадал, наконец, что Он Сам – Христос. Этот змей забыл, что он, искушая Христа после Иоаннова крещения, приступил к Сыну Божиему, ибо знал, что Бог имеет Сына, знал это даже из самого Священного Писания , на основании которого строил своё искушение: Если ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами ( Мф.4:3 ). А также: Если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, – то есть Отец [заповедает], – и на руках понесут Тебя, да не преткнёшься о камень ногою Твоею ( Мф.4:6 ; Пс.90:11–12 ). Или, возможно, он упрекал Евангелие во лжи, на самом деле говоря: «Пускай [Его] видели Матфей и Лука, я же к Самому Богу приступил, Самого Всемогущего искушал лицом к лицу. Только потому я и приступил, чтобы искусить [Его]. Напротив, если бы это был Сын Божий, я бы, пожалуй, не удостоил Его вниманием». Всё же сам диавол от начала лжец ( Ин.8:44 ), кого бы он ни привлёк на свою сторону, как, например, Праксея.

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/pro...

Сортировать по Исключить новости Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 27, 2000 — 28, 2001 Квинт Септимий Флорент Теруллиан Против Праксея 1 Вступление Трактат “Против Праксея” (Adversus Praxean), принадлежащий одному из самых замечательных западных христианских апологетов конца II — начала III века Квинту Септимию Тертуллиану, относится к догматико-полемическим сочинениям и представляет собой первый в истории христианского богословия трактат, специально посвященный тринитарному вопросу. Этот трактат был написан около 213 г. и направлен против ереси Праксея, который утверждал, что Бог Един не только по сущности, но и по Лицу, то есть отрицал догмат о Святой Троице. Впоследствии эта ересь получила название монархианства (единоначалия), под чем понималось учение о неразличимости Ипостасей Святой Троицы. Кроме того, ересь Праксея получила название патрипассианства , то есть учения о крестном страдании Бога Отца. Тертуллиан подробно опровергает ересь Праксея, которую он считает разновидностью иудейства, а также излагает свою точку зрения по тринитарному вопросу, которая сводится к знаменитой формуле una substantia tres personae (“единая сущность и Три Лица”). При этом сам Тертуллиан в некоторых подробностях своего учения также отклонился от церковного учения, в частности, слишком сблизив бытие Второй и Третьей Ипостасей Святой Троицы с творением мира и Божественным промышлением о нем (что в целом выражается у Тертуллиана в понятии икономия , то есть домостроительство). Наконец, Тертуллиан защищает монтанизм — раскольническое движение, возникшее в конце II в. в Малой Азии и быстро распространившееся и на Западе империи, сторонником которого стал он сам. Более подробно особенности богословия Тертуллиана обсуждаются в примечаниях к переводу.   Содержание трактата: Глава 1. Праксей и его ересь (§ 1); Глава 2. Символ веры, содержащий таинство домостроительства, обуславливающее наличие в Боге единой сущности и Трех Лиц (§ 2); Глава 3. Принципу монархии (единовластия) не противоречит наличие у монарха других управляющих лиц (§ 3, 4);

http://pravmir.ru/protiv-prakseya/

Луи Дюшен (католик) Глава XVII. Распри в Риме. – Ипполит  Императоры Коммод и Север. – Папа Зефирин и диакон Каллист. Ипполит. – Христология адопциан: Феодотиане. – Римские алоги и монтанисты; Кай. – Учение о Логосе. – Школа модалистов: Праксей, Ноэт, Эпигон, Клеомен, Савеллий. – Колебания Зефирина. – Осуждение Савеллия. – Раскол Ипполита: Philosophumena. – Учение Каллиста и его правление. – Литературные произведения Ипполита, его кончина, память о нем. – Римская церковь после Ипполита. – Папа Фабиан и пресвитер Новациан. Со времен Нервы и Траяна императоры наследовали друг другу по праву усыновления и мудро правили государством. Отцовская привязанность Марка Авредия воскресила систему естественного престолонаследия: это было великим бедствием для империи. При сыне его Коммоде воскресла в Риме сумасбродная тирания Калигулы и Нерона. Монарх был поглощен цирком, где чернь рукоплескала его гладиаторским талантам; порядочные люди были придавлены террором, подвергались преследованиям; преторианская гвардия стала главным орудием управления: таков был строй правления, который водворился благодаря тому, что император-философ допустил до престола своего сына. Этот режим длился тринадцать лет. 31 декабря 192 г. морганатическая супруга Коммода, Марция, найдя свое имя в списке обреченных на смерть в ближайшую ночь, упредила мужа и положила конец оргии. Преторианцев склонили объявить императором старого военачальника Пертинакса, строгость которого скоро, однако, так им надоела, что они умертвили его. Тут кандидатами на престол явились два сенатора. Дидий Юлиан был щедрее и потому был избран и навязан гвардией сенату и народу. Эта передача верховной власти по усмотрению римского гарнизона не понравилась пограничным армиям. Их командиры: Север, Нигер, Альбин, были все провозглашены императорами. Север, начальствовавший в Паннонии, первый прибыл в Рим и укрепил свое положение в нем. Потом, условившись предварительно с Альбином, командовавшим войсками в Бретани и уже провозглашенным императором в Галлии, Север предпринял борьбу с Нигером, своим соперником на Востоке, и победил его. Затем, обратившись против Альбина, он отделался и от него и остался единым повелителем империи, – суровым (severus) не только по имени, но и на деле. Порядок восстановился, границы вновь были поставлены под надежную защиту, парфяне опять узнали силу римских армий, которые на этот раз дошли до Персидского залива.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Мало кому мы обязаны таким неоплатным долгом за сохранение живых и рельефных картин из древнехристианской жизни, как Тертуллиану , и ему же более всего обязаны мы долгом благодарности за смелую защиту христианства против его врагов, а также за те меткие и правильные пламенные слова, которыми и до сих пор пользуется христианство в борьбе с врагами истины. “Душа человека – по природе христианка”, “Господь наш есть истина, а не привычка”, “Кровь мучеников – семя христианства”, “Покаяние – это второе крещение”, “Христианами делаются, а не рождаются”, “Противно религии принуждать к религии”. Все эти, а также и многие другие, такие же огненные, сильные, открывающие горизонты слова принадлежат Тертуллиану . Св. Викентий Леринский, Отец и учитель Церкви V в., так пишет о Тертуллиане : “Тертуллиан среди латинян без всякого сомнения является главнейшим из церковных писателей. Кто более образован, чем он? Кто более сведущ и в Божественных, и в человеческих предметах? Благодаря удивительной способности ума, он схватывал и понимал всю философию, все ее подразделения, всех основателей и распространителей философии, все системы, все роды и истории наук. И разве не был он, благодаря своему остроумию, таким ярким, таким сильным, таким мощным, что легко ниспровергал их позиции, быстро разрушал их доводы и силою разума сокрушал их? И далее, кто может выразить достойную похвалу стилю его речи, которая была снабжена таким богатством разума, как я не знаю ни у кого? В его речи сколько слов, столько и мыслей, а сколько мыслей, столько и побед. Это хорошо знали и Маркион, и Апеллес, и Праксий, и Гермоген, и иудеи, и язычники, и гностики, которых кощунственные лжеучения он ниспроверг своими многочисленными писаниями, подобными ударам грома. И увы, этот Тертуллиан не остался до конца верен кафолическому учению, но замарал свои творения позднейшими ошибками”. Мало кого, может быть еще Оригена на Востоке, так оплакивала Церковь , как Тертуллиана . И мы, ощущая искреннее чувство благодарности к нему за его великие ярчайшие творения, будем помнить, что он, как никто иной из древних церковных писателей, обычно обладателей венца святости, нуждается в нашей благодарности и с благодарностью вдохновляемой молитвенной памяти.

http://azbyka.ru/otechnik/Nafanail_Lvov/...

Скачать epub pdf Cod. 62. Праксагор Афинский. История Константина Великого Переводчик: Болгов Н. Н. Переводчик: Зайцева И. В. Классическая и византийская традиция. 2011. Читана «История Константина Великого » Пракасагора Афинского 88 , в двух книгах. В них он говорит нам, что отец Константина, Констанций, был правителем Британии и Испании; Максимин 89 Римский – остальной части Италии, и Сицилии; другой Максим 90 – Греции, Малой Азии, и Фракии; Диоклетиан, как самый старший, управлял Вифинией, Аравией, Ливией, и той частью Египта, которая орошена Нилом. Константина его отец Диоклетиан послал в Никомедию, которая была недавно образована. Тогда Максим 91 , правитель Малой Азии, который случайно оказался там, решил составить заговор против молодежи и заставил его бороться с диким львом. Но Константин преодолел и убил животное, и, обнаружив заговор, нашел убежище с его отцом, после смерти которого он взошёл на трон. Вскоре после своего вступления на престол он подчинил кельтов и германцев, соседние и варварские племена. Узнав, что Максенций, который сделал себя владыкой Рима после Максимина 92 , затронул его территории с жестокостью и грубостью, он пошел против него, чтобы наказать его за поведение. Поход был победным, и тот поместил своего врага в яму, которую он подготовил для других и подготовил смерть, которую он замышлял для своих врагов. Римляне отрезали ему голову, надели на копье, и пронесли её через город. Эта часть империи с радостным рвением встретила Константина. Тем временем, Максимин (который составил заговор против Константина) умер, и его власть перешла к Лицинию. Константин, узнав, что он также затронул свои территории с жестокостью и грубостью, неспособный терпеть такую жестокость по отношению к своему же народу, прошел против него, чтобы положить конец его тирании и заменить её конституционным правительством. Лициний, будучи информированным об экспедиции, встревожился и попытался замаскировать свою жестокость под плащом человечности, и любезно дал клятву, что он затронет лишь свои территории, и строго сдержал своё обещание. Константин, соответственно, на определённое время отложил вою экспедицию. Скоро, так как грешник не может остаться спокойным, Лициний изменил своей присяге и предался всем видам подлости. После этого Константин напал и победил его в нескольких больших сражениях и запер его, осадив в Никомедии, откуда он приехал к Константину в качестве просителя. Его власть была завоёвана, и население благодарило Константина, который таким образом обеспечил себе единоличную власть и стал единственным правителем различных частей большой империи, которая долго желала императора, достойного его. Он унаследовал власть своего отца и часть Рима после ниспровержения Максимина 93 и получил владение Грецией, Македонией, и Малой Азией после смещения Лициния. Далее он взял на себя управление той частью, которая принадлежала Диоклетиану и была присвоена Лицинием, который захватил это право в войне с Максимином 94 , преемником Диоклетиана.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

— Молим вас да предмете учити магистри. — У наредне две године и нешто наши студенти осим основног програма профила праксу на полигонима и предмете посебног модула у предмети као што су: „Црква у условима информационих ратова“, „Црквено у Оружаним снагама и безбедносним органима“, „Духовна учесника у ратним „Општа обука“, „Основе геополитике“, „Ратна медицина и и клира у — конкретни задаци се тренутно а се пред или свештеницима? — Ови задаци су делимично формулисани у горе Уредби о клиру. ако званичне вероватно треба полазити од тога да свештеник пре свега духовник официра и чланова породица. Односно, он мисионар треба да других вера у а пропагандиста, иако сам треба да пружа пример патриотизма. То управо духовни лекар позван да одржава морално бораца, да их снажи Светим да греховне страсти и да открива смисао пожртвоване службе. аутомат нема права да узима у руке, Реч — Сви знамо за проблем тешки психолошки синдроми после ратних Било их након ратова у Авганистану, и других. Да ли се у обуци магистара — Поставили сте веома важно На актуелност овог проблема скренуо светост на одржано прошлог лета. Рат природна активност у нашем грешном свету, али противприприродно за природу Бог створио, иако притом заштита од зла увек зло. Зато човек видео и смрт и их хотимице или нехотице проузроковао изузетно снажан и разоран „борбени стрес“. У таквих се суочава са посттрауматским психичким понекад поприма патолошке форме и може постати узрок агресивног па чак и злочина. У вези с тим ризик од тога да се у сретнемо са тешких злочина против личности у друштву. Психотерапеутске технике, антидепресанти и антипсихотици ако и буду од то бити само на неко време, пошто човек има и духовну подсвесно тражи Бога ништа не може да замени. Због тога наша црквена дужност да се побринемо за ефикасан програм духовне су учествовали у борбеним приликом заштите да покушамо да залечимо духовне и душевне ране им задао страшан рат, да им вратимо радост и смисао живота била и вера. Зато, осталим предметима наше магистратуре“ предмет „Духовна учесника у ратним заузима важно место. сваки рат се завршава, а мир не треба да се врати само на и у срца.

http://srpska.pravoslavie.ru/157036.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010