Среди таковых следует выделить богословские трактаты «Против Праксея» и «О прескрипции против еретиков». Произведение « Против Праксея », написанное Тертуллианом в монтанистический период жизни, посвящено полемике с ранними монархианами-модалистами – учением, ставшим впоследствии печально знаменитым под именем савеллианства. В этом труде Тертуллиан развивает свою триадологию. Как появление модализма, первой триадологической ереси, так и богословие самого Тертуллиана (а вместе с ним и его александрийского антипода – Оригена ) свидетельствуют о том, что именно начало III века задаёт тон в новой для Церкви богословской проблематике – триадологической. Именно с этой точки начинается подспудная подготовка к грандиозным триадологическим спорам, которые разразятся в Церкви спустя столетие. « О прескрипции против еретиков » – это произведение важно для понимания внутренних процессов, которые отторгли этого знаменитого учителя Церкви за церковную ограду; но важно оно также и для понимания той традиции преемственности, которая связывает Тертуллиана с его младшим современником и великим святым – Киприаном Карфагенским (см. об этом ниже, п.п. 17.3.1; 17.3.3). Данный труд посвящён теме Предания Церкви и содержит элементы экклезиологии, ярко характеризующие Карфагенскую школу богословия того времени (см. об этом ниже, п. 16.4). 16.4. Важные особенности богословия При характеристике богословского облика Тертуллиана , не столько послужившего на пользу строительства Церкви, сколько наглядно иллюстрирующего узловые церковные проблемы своего времени, первостепенное значение представляет его триадология , а также учение о Предании Церкви, рассмотренное в экклезиологическом контексте. Учение Тертуллиана о богопознании , характеризуемое максимальным ригоризмом, оказывается в конечном счёте связано как с его триадологией, так и с экклезиологией. 16.4.1. Триадология: субординационизм Тертуллиана Фактически с именем Тертуллиана , а также его немногим младшего современника Оригена догмат о Святой Троице впервые выходит как самостоятельная богословская проблема, требующая осмысления, на всеобщее церковное обозрение.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

“Мы придерживаемся монархии”, — говорят они, и настолько громко и так умело выговаривают это [греческое] слово по-латыни, что можно подумать, что они понимают монархию настолько же хорошо, насколько провозглашают. Но они привыкли говорить по-латыни “монархия”, но не хотят понять смысл греческого слова “домостроительство”. Я же, если воспользоваться чем-нибудь из обоих языков, мог бы обозначить монархию не иначе, как единственной и единой властью. Но таковая монархия как принадлежащая кому-то одному не препятствует тому, кому она принадлежит, иметь сына или самого себя себе сделать сыном, или осуществлять свою монархическую власть через тех, кого он хочет. И я скажу, что нет такого господства, которое до такой степени принадлежало бы одному и было бы до такой степени единственно, словом, было бы такой монархией, что не могло бы управляться также и через других, ближайших к монарху лиц, которых он сам выбрал для себя управляющими. И если бы у того, кому принадлежит монархия, был сын, то от этого она не разделилась бы и не перестала быть монархией только на том основании, что ее участником сделался также сын. В самом деле, она все равно по преимуществу принадлежит тому, от кого сообщается сыну. И поскольку она принадлежит ему, постольку и является монархией, которая содержится двумя связанными друг с другом лицами. Следовательно, и Божественная Монархия, даже если она управляется посредством Ангельских легионов и воинств, — как написано: Тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним (Дан 7:10) , — не перестает принадлежать Одному и не перестает быть Монархией, хотя и управляется через столь великое множество Сил. Как же так может оказаться, что Бог в Сыне и в Святом Духе, получивших второе и третье место как соучастники сущности Отца, претерпевает разделение и рассеяние, которых Он не испытывает в столь великом числе Ангелов, настолько сущности Отца? Неужели ты полагаешь, что Те, Кто суть члены, залоги, органы, сама сила и целая система монархии, искажают ее? Но это неверно. Я хочу, чтобы ты более упражнялся в понимании сущности вещи, чем в произнесении слов. Тебе следует знать, что разрушение монархии происходит тогда, когда появляется еще другая власть, со своими условиями и собственным статусом и поэтому соперничающая [с первой]. Когда, например, вместе с Маркионом вводится другой Бог, противоположный Творцу, или даже многие [боги], как у валентиниан и продикиан 14 . Тогда и происходит искажение монархии, поскольку упраздняется Творец.

http://pravmir.ru/protiv-prakseya/

Патрипассиане появились в последних годах II века, когда Праксей начал проповедовать в Риме свое антитринитарное учение. Сущность учения Праксея, по Тертуллиану, состоит в следующем: Христос Спаситель есть сам Бог Отец (ipse Deus Pater), сам Господь всемогущий. Сам по себе, в своем существе, этот Бог есть Дух, невидимый, бессмертный, неограниченный, который не подвержен ни пространству, ни времени, ни страданию, ни смерти, ни вообще каким-либо условиям или переменам, которым подвержен человек. Во Христе Спасителе этот Бог лично принял тело, так что один и другой составляют одну и ту же ипостась; Бог Отец родился от Марии, жил вместе с людьми, страдал, был распят на кресте, умер и был погребен " Patrem crucifixit " , говорит тот же Тертуллиан о Праксее, выражая свое недовольство против этих еретиков Вторым главным представителем патрипассианских антитринитариев был Ноит, проповедовавший также в Риме в первой половине III века. Первые между церковными писателями говорят о Ноите Ипполит и Епифаний после них Августин Феодорит и др. Учение Ноита в главном одинаково с учением Праксея, только Ноит более развил его и дал ему более полную форму. Дальнейшим представителем патрипассианских антитринитариев был Савеллий, преобразовавший учение Праксея и Ноита и придавший ему новый, более совершенный и научный характер О савеллианах говорится также в 7-м правиле этого же собора, причем их крещение считается недействительным и поэтому при вступлении в православную церковь они должны быть принимаемы как язычники. Настоящим правилом предаются анафеме также и маркеллиане, получившие свое начало от Маркелла, епископа анкирского, жившего около половины VI века Маркелл присутствовал на I Вселенском Соборе и там оказался горячим противником Ария и ревностным защитником единосущности Сына с Отцем Он продолжал спорить с арианами и после Никейского Собора, главным образом с полуарианами. Против одного из главных представителей арианства - Астерия Маркелл написал большое сочинение, сохранившееся в отрывках, приводимых Евсевием Кесарийским в его сочинении - Contra Marcellum.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Глава 4. Рождение Сына от Отца. Разум и Слово как два момента бытия Сына (§ 5–8); Глава 5. Различие Лиц Святой Троицы, исходящее из самих Их имен и других понятий, встречающихся в Священном Писании (§ 9–11); Глава 6. Другие свидетельства Священного Писания о Святой Троице. Различие Приказывающего и Исполняющего не вводит Двух Богов и Двух Господов (§ 12, 13); Глава 7. Содержащееся в Священном Писании различие Отца и Сына как невидимого и видимого, сокрытого и открытого, неявленного и явленного (§ 14–16); Глава 8. Общность имен Отца и Сына (§ 17); Глава 9. Утверждение Священного Писания о Единстве Бога не противоречит единству Божества Отца и Сына (§ 18, 19); Глава 10. Доказательство того, что Сын не тождествен Отцу и Святому Духу, основанное на Евангелии от Иоанна (§ 20–25); Глава 11. Свидетельства о том же из других Евангелий. Субстанциальность Сына как Духа Божия (§ 26); Глава 12. Христология: единство Лица Иисуса Христа и двойство Его природ и природных действий (§ 27–30); Глава 13. Ересь Праксея (модализм) — разновидность иудейства (§ 31). А. Фокин   1. По-разному диавол противоборствует истине. Иногда он стремится сокрушить ее под видом ее защиты. [На сей раз] он настаивает на том, что есть только Единый Господь, Всемогущий Творец мира, чтобы изобрести ересь на основании утверждения о Его единстве. Диавол говорит, что Сам Отец сошел в Деву, Сам от Нее родился, Сам пострадал, наконец, что Он Сам — Христос. Этот змей забыл, что он, искушая Христа после Иоаннова крещения, приступил к Сыну Божиему , ибо знал, что Бог имеет Сына, знал это даже из самого Священного Писания, на основании которого строил свое искушение: Если ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами (Мф 4:3). А также: Если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, — то есть Отец [заповедает], — и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею (Мф 4:6; Пс 90:11–12). Или, возможно, он упрекал Евангелие во лжи, на самом деле говоря: “Пускай [Его] видели Матфей и Лука, я же к Самому Богу приступил, Самого Всемогущего искушал лицом к лицу. Только потому я и приступил, чтобы искусить [Его]. Напротив, если бы это был Сын Божий, я бы, пожалуй, не удостоил Его вниманием”. Все же сам диавол от начала лжец (см. Ин 8:44) , кого бы он ни привлек на свою сторону, как, например, Праксея.

http://pravmir.ru/protiv-prakseya/

Из Рима учение Праксея попало в Карфаген, после чего Тертуллиан и написал свой трактат, где подробно опроверг это учение, которое он считал разновидностью иудейского монотеизма, противоречащего христианской тринитарной доктрине. Попутно Тертуллиан изложил свои собственные взгляды на тринитарную проблему, причем сделал это столь успешно, что его учение о Божественной Троице (сам термин Trinitas впервые в латинской христианской литературе появляется именно здесь) 784 стало образцовым для нескольких поколений христианских мыслителей на Западе. Помимо трактата «Против Праксея» наиболее важным сочинением для понимания тринитарной доктрины Тертуллиана является его «Апология» (Apologeticum), написанная в конце 197 г. и адресованная карфагенскому проконсулу и начальникам римских провинций. В ней Тертуллиан , оправдываясь, в частности, от обвинений в ненависти к языческим богам, впервые развивает учение о Логосе, ссылаясь при этом на стоических философов – Зенона и Клеанфа 785 . Помимо этих сочинений, тринитарная проблематика в определенной степени затрагивается и в других трудах Тертуллиана , таких как трактаты «Против Гермогена», «Против Маркиона» и «Против Валентиниан», направленные на опровержение гностических учений. На основании этих и других сочинений Тертуллиана , а также результатов работы современных исследователей ниже мы постараемся реконструировать целостное тринитарное учение Тертуллиана, попутно рассмотрев, какие философские и теологические источники и концепции в нем использованы, а затем попытаемся определить, какой вклад Тертуллиан внес в решение тринитарной проблемы в целом и какое влияние он оказал на последующую западную традицию. Как представляется, учение Тертуллиана о Троичности Бога можно рассмотреть с двух сторон: генетической и онтологической. Первая посвящена вопросу о происхождении Лиц Троицы и Их особых свойствах, а вторая – обоснованию соотношения в Боге единой сущности и трех Лиц. 1.2. Генетическая сторона: происхождение Лиц Троицы и Их особые свойства

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Затем правило упоминает савеллианскую ересь. Защищая божество Сына Божия против теории субординационизма и желая еще больше доказать равенство Сына с Отцем, савеллианизм дошел до отрицания ипостасной разницы между Отцем и Сыном, так что Отец, Сын и Дух Святый, по учению савеллиан, составляют одну ипостась без всякой разницы между лицами Св. Троицы 490 . Основателем савеллианизма был Савеллий, ливийский епископ Птолемаиды пентапольской, живший в первой половине III века 491 . Во время Каллиста I (с 218 до 223) он был в первый раз отлучен от церкви 492 , а затем был отлучаем на нескольких соборах IV века 493 . У западных отцов савеллиане называются еще патрипассианами (Patripassiani), так как, по их учению, если Отец составляет одну ипостась с Сыном, а Сын страдал на кресте, то и Отец, как лично не различающийся от Сына, должен был пострадать на кресте, как и Сын. Патрипассиане появились в последних годах II века, когда Праксей начал проповедовать в Риме свое антитринитарное учение. Сущность учения Праксея, по Тертуллиану , состоит в следующем: Христос Спаситель есть сам Бог Отец (ipse Deus Pater), сам Господь всемогущий. Сам по себе, в своем существе, этот Бог есть Дух, невидимый, бессмертный, неограниченный, который не подвержен ни пространству, ни времени, ни страданию, ни смерти, ни вообще каким-либо условиям или переменам, которым подвержен человек. Во Христе Спасителе этот Бог лично принял тело, так что один и другой составляют одну и ту же ипостась; Бог Отец родился от Марии, жил вместе с людьми, страдал, был распят на кресте, умер и был погребен 494 . «Patrem crucifixit», говорит тот же Тертуллиан о Праксее, выражая свое недовольство против этих еретиков 495 . Вторым главным представителем патрипассианских антитринитариев был Ноит, проповедовавший также в Риме в первой половине III века. Первые между церковными писателями говорят о Ноите Ипполит 496 и Епифаний 497 , после них Августин 498 , Феодорит 499 и др. Учение Ноита в главном одинаково с учением Праксея, только Ноит более развил его и дал ему более полную форму.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Феодот Кожевник Динамисты учили, что Иисус Христос по природе является простым человеком. От других людей Он отличался только тем, что Он обладал особой божественной силой. В истории было много людей, через которых действовал Бог, которым Бог сообщал свою благодать. Христос – один из них. Логос же в этом учении являлся безличной силой Бога, которая сошла на Иисуса Христа. Основными источниками по истории динамистов являются сочинения Ипполита Римского (Философумены Против Ноэта; Против Артемона), Тертуллиана (Против Праксея), Оригена (Толкование на Евангелие от Иоанна), Афанасия Великого (Против ариан), Епифания Кипрского Ереси), Евсевия Кесарийского (Церковная история). В конце II века в Рим из Малой Азии прибыл Феодот Кожевник. Согласно Ипполиту и Епифанию, он был обломком от алогов. «Сапожника Феодота, главу и отца этого богоотступнического движения, первого заявившего, что Христос – просто человек, Виктор (римский папа) отлучил от Церкви», – сообщает Евсевий Кесарийский (Церковная история, :28) 140 . Евсевий приводит несколько отрывков из древней книги, направленной против монархиан, из которых видно, что эти еретики исправляли Писание, выискивали в нем силлогизмы, занимались геометрией, восхищались Аристотелем, Галена чтили как божество. Епифаний Кипрский говорил о Федоте как человеке ученом: «Этот Феодот происходил из Византии, ныне называемой Константинополем. Ремеслом он кожевник, но по науке муж многоученый» (Ереси, LIV) 141 . Учение свое феодотиане считали апостольским. Ипполит Римский и Епифаний Кипрский объясняли происхождение этого учения из обстоятельств жизни Феодота, который в период гонений отрекся от Христа: «Он вместе со множеством каких-то людей во время наставшего гонения, а в какое гонение, не умею сказать, был взят в числе многих начальников города и вместе с другими подвергнут истязанию за Христа. Все другие рабы Божии, одержав победу, получили небесные награды как мученики за Христа. А он, отрекшись от Христа и отступив от истинной цели, сделался отступником, и от великого срама, потому что был поносим многими, бежал из своего отечества ... Для защиты себя он измыслил этот новый догмат, а именно сказал: «я не от Бога отрекся, но отрекся от человека». Потом на вопрос: от какого человека? – отвечал словами: «я отрекся от человека Христа». Так по этой-то причине утвердил он свой догмат, а также и происшедшие от него феодотиане, которые утверждают, что Христос простой человек и родился от семени мужеского ... «Христос сказал, – говорит он, – ныне же ищете Меня убить, человека, сказавшего вам истину ( Ин. 8:40 ). Видишь, – говорит, – Он – человек» (Ереси, LIV) 142 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Цельс выступает с полемикой против христианства Марк Аврелий Антонин император Поход Марка Аврелия против квадов и «Громоносный» легион Гонение в Галлии; Мученики Лионские и Вьеннские; Ириней, епископ Лионский Коммод император и его благосклонность к христианству; Катехизическая школа в Александрии основанная Пантеном; Распространение христианства по империи и среди варваров Септимий Север император Спор о Пасхе: Поликрат Эфесский и Виктор Римский. Патрипассианские ереси Праксея, Ноэта и других; Рождение Киприана, карфагенского епископа Век III Эдикт императора Севера и пятое общее гонение на христиан; Мученичество Перпетуи, Ревоката, Фелициты и др.; Апология Тертуллиана , он становится монтанистом Каракалла император Элагабал император Александр Север император и веротерпимость Максим император; Шестое общее гонение; Умерщвление Александра Севера Собор в Аравии по делу еретика Берилла Смерть Аммония Сакка неоплатоника Филипп называемый (хотя и сомнительно) первым христианским императором Тысячелетняя годовщина основания Рима; Киприан, епископ Карфагенский Вступление Деция на престол; Седьмое общее гонение Мученичество Фабиана, епископа Римского Смерть Деция в битве с готами; Собор в Карфагене по вопросу о падших; Рождение Антония Фиваидского Вступление Валериана на императорский престол Рождение Ария ересиарха Появление еретика Савеллия Указ Валериана о придании христианского духовенства смерти; Восьмое общее гонение; Мученическая смерть св. Киприана Конец гонения при Валериане и смерть императора Галлиен император, приостановление Валерианова гонения и первые эдикты о веротерпимости Аврелиан император и девятое общее гонение на христиан; Выступление Манеса со своей еретической проповедью Смерть Манеса в Персии Основание Антонием отшельничества Восшествие Диоклитиана на престол Допущение Максимиана к участию в управлении империей в качестве августа; История Фиванского легиона. Допущение Галерия и Констанция к управлению в качестве кесарей; Рождение Пахомия, основателя киновийской системы монашества

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В творениях св. отцов и церковных писателей первых двух веков христианства мы совсем не находим рассуждений об исхождении Св. Духа. Очевидно, что в течение этого времени рассматриваемый предмет ни разу не подвергался недоумениям. Но никому в то время не было, конечно, безызвестно, как получает бытие божественный Утешитель. В собраниях христиан читались вышеприведенные из евангелия слова Спасителя об исхождении Св. Духа. Правда, церковные учители и писатели не раскрывали заключенного в них учения, но не раскрывали именно потому, что не было к тому повода, что об этом предмете все думали так, как открывает точный смысл Христовых слов, и никто не употреблял об исхождении Духа других выражений, кроме евангельских. Ориген , александрийский ученый третьего века, был первым писателем, который стал рассуждать в своих сочинениях о начале бытия Св. Духа, и он же первый уклонился в этом отношении от евангельского учения. Недовольствуясь говорить, что Дух исходит от Отца и посылается Сыном, как научает тому Спаситель, Ориген высказал мнение, будто Дух есть одно из существ, происшедших от Отца чрез Сына. Мнение сего писателя повлекло за собою продолжительные недоумения по этому предмету, которые, наконец, побудили Церковь провозгласить со всею ясностью вселенское учение об исхождении Св. Духа. Ориген рассуждал не в частности только о Св. Духе, но вообще о Св. Троице. Главной целью его при этом было доказать действительное существование в Боге трех лиц, так как в его время было много еретиков, утверждавших, что Отец, Сын и Св. Дух суть только различные имена одной божественной ипостаси, что в Боге как существо одно, так и ипостась одна. Таково было учение Праксея, распространявшего свою ересь в начале третьего века на Западе; таково же было учение Ноэта, несколько позднее рассеявшего свои мысли в Малой Азии. Ноэт говорил: «одного Бога я славлю, одного Бога знаю (т. е. Бога Отца) и не принимаю, чтобы родился, пострадал и умер другой Бог , а не тот же самый» 2 . Защищая против подобных еретиков учение Церкви о Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Kohomsk...

Отселе же, вопреки духу любви Христовой, он твердо настаивал, что падших после крещения не надобно разрешать и второй брак есть грех . По этим ошибочным мыслям, которые Тертуллиан , сделавшись монтанистом, высказывал весьма резко, легко отличить в сочинениях его согласное и несогласное с истиной, легко отличить самые сочинения, писанные им во время союза с церковью от тех, который писаны по уклонению в монтанизм. Поскольку же ошибочные мнения его по свойству своему таковы, что не могли далеко простирать вредного влияния на учение о нравственности, а веры они мало касались; между тем его ревность к истине и необыкновенные дарования поставили его в возможность писать столь же много, сколько и умно, о различных предметах Христианского учения: то и все сочинения его, при должной осмотрительности, могут быть употребляемы с пользой. 765 § 80. Лучшие сочинения: апологетические – апологетик и свидетельство души По содержанию сочинения его могут быть разделены на три класса. К первому относятся сочинения апологетические против язычников и иудеев, ко второму догматико-полемические против еретиков, к третьему те, которые писаны о частных предметах нравственности. Между первыми первое место занимает его Апологетик, и потом – о свидетельстве души; между вторыми самые важные – о давности против еретиков, сочинения о крещении, против Праксея, 5 книг против Маркиона; между последними – сочинения о покаянии, о молитве, 2 книги к супруге, о зрелищах. 766 Апологетик Тертуллиана , писанный в 199 г., составляет одно из лучших сочинений Тертуллиана и одно из самых превосходных в своем роде. «Да позволено будет, так говорит Тертуллиан , обращаясь к проконсулу Африки и к другим областным Правителям Империи, да позволено будет достигнуть истине до слуха вашего, по крайней мере скрытным путем безмолвных букв. Истина не просит покровительства вашего; она знает, что странница она на земле; – знает, что ее происхождение, ее место, ее надежды, ее покровительство, ее достоинство на небе...» Но закон как много теряет уважения от того, что истины не слушают.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010