“Во дни Самегара, сына Анафова 50 , Во дни Иаили 51 праздны были дороги, И ходившие прежде путями гладкими тогда ходили окольными дорогами. Не было вождей у Израиля, не было, Пока не восстала я, мать во Израиле” ( Суд 5:6–7 – М). Народ заплатил рабством за неверность своему Богу. Не будучи больше поддерживаем Божественным Духом, он потерял силу, которая побуждала бы его действовать против опасности. Одинокий, он чувствовал себя слабым, он сделался трусом. “Избрали новых богов, От того война у ворот. Виден ли был щит и копье У сорока тысяч Израиля?” ( Суд 5 – М). Пророчица была строга, даже сурова в тот час, когда Израиль омыл стыд своего прошедшего. Она, казалось, замечала это сама и с деликатностью, свойственной душам мужественным, выразила свою любовь и свое удивление начальникам, которые вели Израиля на путь победы: “Сердце мое к вам, начальники Израилевы! К народу, показавшему рвение!”. Но послушайте, кому она приписывает превозносимую ею силу: “Прославьте Господа!” ( Суд 5 – М). К торжеству победы она призывает весь народ, всех, которые теперь наслаждаются мирной безопасностью. “Ездящие на ослицах белых, Сидящие на коврах и путешествующие, Пойте песнь!” ( Суд 5 – М). Наконец она доходит до изображения самой победы. Пред величием этого предмета она старается воодушевить себя еще больше: “Воспряни, воспряни, Девора, Воспряни, воспряни! Воспой песнь!” Припоминая, как она звала еврейского военачальника, она восклицает: “Востань, Варак! И веди пленников твоих, сын Авиноамов!” ( Суд 5 – М). Побуждаемые этими словами, евреи победили значительные силы царя хананейского. Своим торжеством над “храбрыми” ( Суд 5:13 ) израильская армия была обязана пророчице. Девора, впрочем, хвалит всех тех, кто послушался ее голоса. Но песнь звучит язвительною насмешкою когда пророчица поет о тех, кто не послушался ее зова. Она смеется над коленами, которые не пришли на поле битвы по нерешительности или по беспечности: над Рувимом, который сидя у своих ручьев со стадами, убаюкивает себя свирелью; над Гадом, который спокойно смотрит, как течет Иордан; над Даном и Асиром 52 , которые сладострастно отдыхают у своих морских берегов. Между тем в то же самое время Завулон и Неффалим составляют большую часть воинов израильской армии, готовы сразиться и умереть за свободу Израиля.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenshi...

Тогда женщина подкралась к Сисаре. В правой руке у ней был молоток, в левой – кол, какие обыкновенно употребляют для поддержки шатра. Это была Иаиль. Она сама умертвила своего гостя, за которым несколько минут назад ухаживала. Варак гнался по следам Сисары. Иаиль вышла и к нему навстречу, как к хананейскому военачальнику, и сказала: “Войди, я покажу тебе человека, которого ты ищешь” ( Суд 4:22 ). Нельзя оправдывать убийство, которое мы теперь воспоминаем. Убивая Сисару, Иаиль с холодной жестокостью предавала не только гостя, несчастного, безоружного, сонного, но еще и друга своего дома. Пусть бы он был даже врагом ее семьи, обычаи ее племени должны бы предотвратить ее преступление: бедуин уважает своего врага под своим гостеприимным шатром. Аравитянка Иаиль даже не имела извинения патриотизма, убивая врага евреев, она не служила делу народа Иеговы, потому что оружие избранного народа уже восторжествовало над врагом и вероломство бедуинки поражало побежденного 48 . Отвернемся от недостойного предательского убийства. В стане евреев мы слышим трубные блестящие звуки победного гимна. Пророчица и Варак пели и пересказывали свои действия. Девора прославляла народ Иеговы, потому что он своею кровью выкупил свою свободу. Она славила Бога Израилева, Бога Синая, потому что Он дал Своему народу вдохновение героизма и честь победы. “Князи поступали, как князи во Израиле, Народ показал рвение; Прославьте Господа! Слышите, цари, внемлите, вельможи: Я Господу, я воспою, Бряцаю Господу, Богу Израилеву. Когда выходил Ты, Господи, от Сеира, Когда шел с поля Едомского, Тогда земля тряслась и небо капало, И облака проливали воду; Горы растаявали от лица Господа, Сей Синай от лица Господа, Бога Израилева” ( Суд 5:2–5 – М 49 ). В упоении торжеством пророчица припоминает прошедшие опасности. Прежде еврей боялся выходить на равнину и идти по прямой дороге: за ним мог следить взор притеснителя. Леденея от страха, народ Божий пробирался по горным тропинкам до тех пор, когда, наконец, Девора на своей груди отогрела Израиля, свое дитя.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenshi...

С наступлением дня евреи, находясь на другой стороне моря, не видя более врагов за собою, вздохнули дыханием свободы. Свои благодарственные клики они выразили в торжественнейшей песне Богу: Пою Господу, Ибо Он высоко превознесся; Коня и всадника его ввергнул в море. Господь крепость моя и слава моя, Он был мне спасением. Он Бог мой, и прославлю Его; Бог отца моего, и превознесу Его. Господь муж брани, Иегова имя Ему… ( Исх 15:1–3 ). Вся песнь дышит религиозным восторгом человека, из мучительной тесноты вырвавшегося на свет Божий, в котором ожили все лучшие надежды, все благородные порывы, который чувствует себя уже не боязливым рабом чужеземцев, но сыном Божиим и владыкою мира. Мужскому хору отвечал более кроткий, но не менее вдохновенный хор женщин. Сестра Моисея, пророчица Мариамна, а вслед за нею все женщины Израиля, ударяя в тимпаны с ликованием, напоминали своим отцам, мужьям, братьям первую строфу благодарственной песни. Пойте Господу, Ибо высоко превознесся Он, Коня и всадника его ввергнул в море ( Исх 15:21 ). Впрочем, этот восторг был делом только скоропреходящего возбуждения. Продолжительное рабство ослабило в израильтянах мужественную силу, которая одна преодолевает все невзгоды; в препятствиях, которые воздвигла против них пустыня, они тратили остаток энергии не для того, чтобы побеждать трудности пути, но чтобы возмущаться против Моисея, своего великого вождя. Моисей дал им независимость, отдал им самого себя; и эти люди, с отолстевшей шеей рабов, плакали, вспоминая хлеб притеснителя. Даже при подошве Синая они дерзнули преклониться пред Аписом, для отлития которого послужили женские драгоценности. Но Моисея ждали и другие скорби. Если народ сомневался в его миссии, то его родные, которые его понимали, ему завидовали. Мариамна также чувствовала себя одушевленной Божественным Духом. Она была пророчица. Пророк Михей считает ее вместе с Моисеем и Аароном освободительницей Израиля ( Мих 6:4 ). Будучи старше Аарона и Моисея, Мариамна захотела быть равною спасителю Израиля. Дело было в Асирофе. Моисей был женат на ефиоплянке. Этим браком была недовольна Мариамна вместе с братом своим Аароном; даже больше, она упрекала за него Моисея. В разговоре с братом она сказала: “Одному ли Моисею говорил Господь? не говорил ли Он и нам?” ( Чис 12:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenshi...

Лк.2:38 .  И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме. «Тут была также» – правильнее: «и была» ( κα ν) – «Анна пророчица», т.е. женщина, одаренная способностью составлять священные песнопения (ср. Исх.15:20 ) или же просто получившая такое прозвание за свою благочестивую жизнь. «От колена Асирова». Она принадлежала к колену, которое не вернулось из плена в Палестину. Может быть, отец ее, Фануил, один вернулся на родину. «От девства своего». Значит, она была только один раз замужем. «Вдова». Это выражение соединено с предыдущим и должно быть переведено так: «прожив с мужем: и теперь будучи вдовой ( κα ατη χρα) 84-х лет от роду» (ср. Мф.18:21 и сл.). «Которая...». Эти слова относятся к выражению «и была Анна пророчица», а находящиеся между ними представляют собой вносное предложение. «Не отходила от храма», т.е. особенное усердие проявляла к общественному богослужению (ср. Лк.24:53 ). Здесь нет намека на то, что она жила в храме, хотя Иосиф Флавий и упоминает о зданиях при храме, назначенных для предавших себя благочестию женщин и девиц. В самом храме оставаться на долгое время не позволялось никому (Эдершейм, с. 254). «Постом и молитвою...». При этом дома она и дни и ночи проводила в посте и молитвах, чтобы угодить Богу. «И она в то время» – точнее: в тот самый час ( ατ τ ρ), когда Симеон беседовал с Марией. «Подойдя», – т.е. выйдя на вид, чтобы говорить ( πιστσα). «Славила Господа» – точнее: «говорила в ответ на хвалебную речь Симеона» или раскрывала со своей стороны те же мысли, что высказаны были старцем. «И говорила о Нем», т.е. о Христе, «ожидавшим избавления...» Анна неоднократно повторяла о пришествии Мессии: на это указывает и несовершенный глагол прошедшего времени λαλω – λλει – «говорила». «Избавление» ( λτρωσιν) – прежде всего политическое освобождение (ср. Лк.1:68 ). Лк.2:39 .  И когда они совершили все по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет. Лк.2:40 .  Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

А современные обстоятельства политические вызывали невольно на грустные размышления и предположения. Халдее-Вавилонское царство приходило от силы в силу; громадные толпы необузданных и страшных Скифов проникли до Египта; племена и народы были в каком-то колебании и напряжении; все давало предчувствовать некоторый великий переворот. А, между тем, народ Божий, некогда славный и могущественный, дошел до крайнего истощения и до полного забвения Иеговы. Вот эти соображения и могли сильно потрясти благочестивого Иосию при чтении подлинной книги закона Господня. Невольно ему пришло на мысль и почувствовалось сердцем, что окончательные громы гнева небесного готовы разразиться над его народом, и что близка погибель этого народа. Ст. 13–14. …И пошел Хелкия священник… и слуги царские, по повелению царя, …к Олдаме пророчице… , которая …жила в Иерусалиме... вопросить через нее Господа за царя, …и за народ, и за всю Иудею, о словах сей найденной книги... Кроме этого места, об Олдаме пророчице Писание нигде более не упоминает. Но, судя по важности дела, с которым отнеслись к ней, можно заключить о высоком ее достоинстве пророческом. Хотя в это же время совершали свою проповедническую деятельность знаменитые пророки Иеремия и Софония; но, вероятно, они находились тогда в отдалении от Иерусалима, или даже, может быть, неизвестно было совсем место их тогдашнего обитания. Глава 23. Благочестивые дела Иосии (окончание). Иоахаз и Иоаким, 17-й и 18-й цари Иудейские 676 а) Чтение найденной книги завета перед всем народом, по повелению царя, в доме Господнем (ст. 1–2). б) Завет народа, по примеру царя, пред лицом Господним с обещанием исполнять заповеди Божии (ст. 3). в) Всецелое истребление язычества и богослужебных принадлежностей его в доме Божием, в Иерусалиме и окрестностях его, а также и в прочих городах Иудейских (ст. 4–14). г) Разрушение жертвенника Вефильского (Иеровоамова) и истребление язычества в городах Самарийских (ст. 15–20). д) Совершение Пасхи по книге завета (ст. 21–23). е) Заключительное замечание о глубоком благочестии Иосии (ст. 26–30). ж) Воцарение нечестивого Иоахаза (в 611 г. до Р. X.), и низложение его (через 3 месяца) Фараоном Нехао с назначением нового царя Иоакима (ст. 31–34). з) Дань, наложенная на Иоакима, время воцарения (610 г. до Р. X.), продолжительность царствования и нечестие этого царя (ст. 35–37).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Ст. 2. И я взял себе верных свидетелей, Урию священника и Захарию, сына Варахиина. Ст. 3. И приступил я к пророчице, и она зачала и родила сына; и сказал мне Господ: нареки ему имя: Магер-шелал-хаш-баз. Ст. 4. Ибо прежде нежели дитя будет уметь выговорит: отец мой, мат моя – богатства Дамаска ц добычи Самарийския понесут перед царем Ассирийским. а) Первое повеление Ст. 1. Возьми себе большой свиток. Вместо нынешних книг в древности употреблялись свитки. Бог повелевает Исаии взять свиток большой – по важности пророчества и по важности Лица, дающего откровение. Так обыкновенно пишутся царские грамоты. И напиши в нем писалом человеческим, т. е. обыкновенными человеческими словами, так чтобы написанное всякий мог читать и понимать. Магер-шалал-хаш-баз (спешит на добычу, бежит на разграбление). Эти слова, по изъяснению Пророка (ст. 4), значат, что царь Ассирийский Феглафелассар в скором времени разрушит царство Сирское и разграбит царство Израильское. Ст. 2. И присоедини к себе (это по переводу LXXII, а по Мазоретскому чтению: И я взял себе) Урию Священника и Захария, сына Варахиина. Чтобы удостоверить Иудейский народ в истине этого откровения, Пророк, по повелению Божию, пригласил двух знаменитых мужей своего времени – Урию Первосвященника ( 4Цар.16:10, 11 ) и Захарию Левита ( 2Пар.29:13 ), которые засвидетельствовали список своим подписанием. б) Второе повеление Ст. 3. И приступил! я к пророчице, и она зачала и родила сына. Бог повелел Исаии назвать новорожденного своего сына пророческим именем для означения времени, в которое последует разрушение Сирии и разграбление царства Израильского. Ст. 4. Ибо прежде нежели дитя будет уметь выговорит: отец мой, мат моя, – богатства Дамаска и добычи Самарийския понесут пред царем Ассирийским, т. е. прежде нежели дитя это будет способно произносить первые слова, обыкновенно обращаемые к отцу и матери, сокровища Дамаска и Самарии будут похищены и отнесены войском пред царем Ассирийским, как победителем, возвращающимся в свое царство с добычею и многочисленными пленниками Сирии и Галилеи.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

Впечатление, какое произвела книга на царя, было необычайное. Когда благочестивый царь выслушал постановление этого давно забытого закона, он ужаснулся при виде того, как далеко жизнь избранного народа уклонилась от заповедей Божиих и какой страшный гнев Божий ожидает за это. В отчаянии, он разодрал одежды свои и обратился к пророчице Олдане (второй пророчице после Деворы) с просьбою, объяснить ему смысл многих непонятных, но поражавших его мест закона. Уверившись из ее объяснения в неизбежности праведного гнева Божия за нечестие и милости к себе за благочестивую ревность, Иосия созвал всенародное собрание, чтобы познакомить с открытой книгой и весь народ свой. В назначенный день обширное пространство храмовой ограды было переполнено толпами народа, явившегося во главе пророков, священников, левитов и глав колена. Для молодого царя воздвигнута была особая платформа во дворе храма, причем вокруг него рядами стояли старейшины народа. Открывая драгоценный свиток, сам царь, для усиления впечатления, начал громко читать его народу, знакомя его со всеми подробностями древнего завета, заключенного с народом Иеговой, о тех обетованиях, которые давались народу в случае соблюдения завета, и о тех проклятиях, которые неминуемо должны были обрушиться на народ, в случае нарушения завета. После чтения последовала поразительная сцена. Возвышая свой голос, Иосия торжественно заявил свою решимость жить сообразно со всеми требованиями божественного слова. Став на возвышенное место, говорит библейский повествователь, царь «заключил перед лицом Господним завет – последовать Господу и соблюдать заповеди Его, и откровения Его, и уставы Его, от всего сердца и от всей души, чтобы выполнить слова завета сего, написанные в книге сей» ( 4Цар. 23:2, 3 ). До восторга воспламененные его примером, старейшины от имени народа немедленно выразили свое сочувствие действию царя, и все собрание народа по-видимому приняло это решение, заявляя о нем громким «аминь». Народ иудейский еще раз, по крайней мере совне, вступил в завет с Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Праздник Сретения — праздник встречи Бога со всеми Его людьми. Ибо вслед за праведными Симеоном и Анной пророчицей весь человеческий род начинает идти навстречу Христу. В праздник Сретения мы размышляем о подлинной встрече с Богом, о том, что пока она не состоится, не может быть у нас подлинной духовной жизни. Мы читаем в Священном Писании об отроке Самуиле, как он прислуживал в доме Господнем. Он служил Господу «в присутствии Илия» в течение долгого времени. И «однажды ночью, когда Самуил спал в святилище», где находился Ковчег Божий, Господь позвал его: «Самуил, Самуил». Он ответил: «Вот я» и вскочив побежал к Илию. Илий сказал ему: «Я не звал тебя. Иди спать». Господь позвал Самуила еще раз. Самуил встал, нашел Илия и сказал: «Вот я. Потому что ты звал меня». Илий снова ответил ему: «Я не звал тебя, сын мой. Иди, спи». И Писание добавляет: «Самуил еще не знал Господа. Слово Господне еще не было открыто ему». Самуил служил Господу уже в течение десяти или двенадцати лет — может быть, и больше, — однако он еще не знал Господа. Знаменитый ученый, очень благочестивый, строгой жизни христианин, пережил такую встречу с Богом в ночь, как он записал в дневнике, «на понедельник 23 ноября года благодати 1654 от приблизительно половины одиннадцатого вечера до половины первого ночи». Он узнал присутствие Божие в подлинном крещении Духа и воскликнул: «Я удалялся от Него. Я бежал от Него, распинал Его. А теперь я хотел бы никогда не расставаться с Ним». До сих пор он служил Богу «трудами», у него было глубокое интеллектуальное знание Бога. В эту ночь он встретил живого Христа и вошел в такие отношения с Ним, о которых он скажет потом: «Бог, Которого я ощутил в сердце». О таком сретении с Богом говорит сегодняшний праздник. О такой встрече, когда в сердце принимают навеки Христа, восклицая с апостолом: «Господь мой и Бог мой!» И Господь становится тем, что является самым живым, самым реальным, самым важным в мире. Весь Ветхий Завет свидетельствует нам, что Бог желает встретить человека, что Он хочет сообщить Себя богоизбранному народу. Собственно, в этом заключается вся Священная история Ветхого Завета. Бог ищет, как сообщить Себя Израилю. Он говорит с ним, утешает его, ведет его, является ему. Когда Израиль предает своего Господа, Он увещевает его, зовет его: «Возвратись ко Мне».

http://moral.ru/sretenje/

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Слово в праздник Сретения Господня 21.03.2013 Рубрика: Великий Пост Метки: Сретение Господне Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Поздравляем всех с праздником! Сегодняшний праздник — это праздник встречи человека с Богом. Весь смысл нашей жизни состоит в том, чтобы увидеть Христа прежде нашей смерти и так к этому стремиться, как стремился святой праведный Симеон, которому открылась тайна жизни и смерти в явлении Богомладенца — тайна того, что Бог должен принять нашу смерть. Эту страшную весть возвещает людям целомудренная Анна Пророчица, которая говорит, что пришедший в мир Младенец Христос примет смерть для того, чтобы дать нам жизнь. Дать нам Свою жизнь для того, чтобы мы тоже были способны отдать Ему самих себя всею своею жизнью и даже смертью, так же, как Он до смерти отдает нам всего Себя. И это есть Сретение Господне, то есть наша встреча с Богом. Потому этот праздник и возвещает нам пророчество о том, что «…се, лежит Сей на падение и на восстание многих…» (Лк. 2, 34). И к Божией Матери обращены слова о том, что Ей «…Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец» (Лк. 2, 35). Встреча с Богом неминуема для каждого человека, и она происходит здесь, на земле, прежде чем будет другая встреча — последняя и вечная. Все решается в жизни каждого человека в зависимости от того, как он относится ко Христу, и здесь не может быть никакой середины: или мы со Христом Богом, или против Него. Это раскрылось тогда, когда Господь был вознесен на Крест, и раскрывается далее во всей истории человечества. Это раскроется и тогда, когда Господь явится в последнем Своем сретении с тем, чтобы судить весь мир, и с тем, чтобы одни были всегда с Ним, а другие отвержены от Него. И здесь нет и не может быть никакой середины. Великое множество людей из грешных становятся святыми. И доныне совершается это чудо, когда слепые прозревают, глухие слышат, прокаженные очищаются, а нищие благовествуют. Эта тайна, когда Христос для многих является камнем преткновения и соблазна, о который претыкаются и падают, совершается и доныне. И никто не может сказать, что он способен как-то обойти этот камень преткновения. Либо это должен стать камень, на котором созидается вечная жизнь, либо это будет камень, о который человек преткнется и, упав, разобьется.

http://moral.ru/слово-в-праздник-сретени...

Господь посылает судей Бог дает Гедеону знамение шерсти и росы. Монастырь Высокие Дечаны, Сербия      Иисус Навин не назначил себе преемника. Сыны Израиля жили по уделам, имея над собой старейшин. Рядом с ними по всей Палестине жили хеттеи, аморреи, иевусеи и остатки других хананейских народов. Израильтяне перенимали от них языческие обычаи, заражались идольским нечестием. В нарушение закона Моисея брали в жены иноплеменниц и отдавали за язычников своих сыновей. За отступничество от Бога Господь предавал евреев для вразумления в руки иноплеменников. Когда же сыны избранного народа, прекратив злые дела и нечестие, взывали к Богу о помощи, Господь Бог воздвигал людей благочестивых и крепких верою. Они избавляли страну от врагов. Их называли судьями. Они были прообразами Иисуса Христа, потому что силой Божией спасали народ. Деяния их описаны в библейской книге Судей. Всего за период от Иисуса Навина до первого царя Саула, продолжавшийся четыреста пятьдесят лет, было четырнадцать судей. Наиболее яркий след в библейской истории оставили Девора, Гедеон, Самсон, Самуил, который был также и великим пророком. Пророчица Девора      Девора. Пророчицу Девору Бог поставил судьей, чтобы спасти страну от поработившего ее ханаанского царя Иавина. Она призвала Варака, под водительством которого было разбито ханаанское войско во главе с Сисарой у потока Киссона. Победа была одержана благодаря тому, что Господь привел в замешательство войско завоевателей. Девора прославила Господа. Ее победный гимн стал одной из библейских песен: Так да погибнут все враги Твои, Господи! Любящие же Его да будут как солнце, восходящее во всей силе своей! (Суд 5, 31). Гедеон. Бог поставил его судьей, когда страна была семь лет под властью мадианитян. Господь послал Ангела и призвал его, когда он молотил пшеницу. Гедеон разрушил жертвенник Ваала и возвел жертвенник истинному Богу. До начала сражения Гедеон просил Господа укрепить его решимость ясными и впечатляющими чудесными знамениями. Расстелив шерсть на гумне , он сказал, что будет уверен, что Господь через него спасет народ Израиля, если роса будет только на шерсти, а на всей земле сухо. Утром Гедеон выжал из шерсти целую чашу воды. Гедеон просил еще одно чудо: пусть будет сухо на одной только шерсти, а на всей земле пусть будет роса. Бог исполнил и эту просьбу. Знамения эти были прообразами важнейших новозаветных событий — Благовещения и Боговоплощения. В христианской гимнографии Пресвятой Богородице усвоено образное сравнение — Руно орошенное.

http://pravoslavie.ru/103714.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010