Сретение Господне Событие праздника и его эортологическая динамика В праздник Сретения Господня Церковь воспоминает важное событие в земной жизни Господа Иисуса Христа (см.: Лк. 2: 22–40 ). В сороковой день по рождении Богомладенец был принесен в Иерусалимский храм – центр религиозной жизни богоизбранного народа. По закону Моисееву (см.: Лев. 12 ), женщине, родившей младенца мужского пола, в продолжение 40 дней было запрещено входить в храм Божий. После этого срока мать приходила в храм с младенцем, чтобы принести Господу благодарственную и очистительную жертву. Пресвятая Дева, Матерь Божия, не имела нужды в очищении, ибо неискусомужно родила Источник чистоты и святости, но по глубокому смирению Она подчинилась предписанию закона. В это время жил в Иерусалиме праведный старец Симеон. Ему было откровение, что он не умрет, пока не увидит Христа Спасителя. По внушению свыше благочестивый старец пришел в храм в то время, когда Пресвятая Богородица и праведный Иосиф принесли туда Младенца Иисуса, чтобы исполнить законный обряд. Богоприимец Симеон взял Богомладенца на руки и, благословив Бога, изрек пророчество о Спасителе мира: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» ( Лк. 2: 29–32 ). Пресвятой Деве праведный Симеон сказал: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец» ( Лк. 2: 34–35 ). В храме была также 84-летняя вдовица Анна, пророчица, дочь Фануилова, которая постом и молитвой служила Богу в храме день и ночь. Она «славила Господа и говорила о Богомладенце всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме» ( Лк. 2: 37–38 ). До Рождества Христова все праведные мужи и жены жили верой в грядущего Мессию – Спасителя мира и ожидали Его пришествия. Последние праведники уходящего Ветхого Завета – праведный Симеон и Анна, пророчица, – удостоились встретить в храме Носителя Нового Завета, в Котором уже соединились Божество и человечество.

http://pravoslavie.ru/34023.html

Почти подгоняем их взглядами, он шел молча по этому храму пустому к белевшему смутно дверному проему. И поступь была стариковски тверда. Лишь голос пророчицы сзади когда раздался, он шаг придержал свой немного: но там не его окликали, а Бога пророчица славить уже начала. И дверь приближалась. Одежд и чела уж ветер коснулся, и в уши упрямо врывался шум жизни за стенами храма. Он шел умирать. И не в уличный гул он, дверь отворивши руками, шагнул, но в глухонемые владения смерти. Он шел по пространству, лишенному тверди, он слышал, что время утратило звук. И образ Младенца с сияньем вокруг пушистого темени смертной тропою душа Симеона несла пред собою как некий светильник, в ту черную тьму, в которой дотоле еще никому дорогу себе озарять не случалось. Светильник светил, и тропа расширялась. 16 февраля 1972 Когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу, и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных. Евангелие от Луки Очень давно, еще до Рождества Христова, в Иудее был установлен обычай, по которому родители приносили в храм своих новорожденных детей, чтобы Господь принял их как своих детей. Детей приносили на сороковой день после их рождения. Богатые отдавали при этом в жертву ягненка, а бедные — пару голубей. И вот, когда Иисусу исполнилось сорок дней от роду, Дева Мария и Иосиф принесли его в Иерусалимский храм. Для жертвы Богу было у них два голубя… Когда Она в церковь впервые внесла Дитя, находились внутри из числа Людей, находившихся там постоянно Святой Симеон и пророчица Анна. И старец воспринял Младенца из рук Марии; и три человека вокруг Младенца стояли, как зыбкая рама, В то утро, затеряны в сумраке храма. В один из теплых дней августа 1961 года четверо молодых ленинградских поэтов: Евгений Рейн, Анатолий Найман, Иосиф Бродский и Дмитрий Бобышев, сели в пригородную электричку и отправились в Комарово, на дачу, где жила Анна Ахматова. В этот же день второй советский космонавт, Герман Титов, полетел осваивать просторы шестого океана. Поэтому настроение людей было праздничным, звучала бодрая музыка.

http://pravmir.ru/sretenie-iosif-brodski...

Здравствуйте, дорогие читатели! Поздравляем вас с великим двунадесятым праздником Сретения Господня! Предлагаем вам подборку материалов о празднике. Полную коллекцию материалов вы можете посмотреть на этой странице . Желаем душеполезного чтения! Сретение Господне В праздник Сретения Господня Церковь воспоминает важное событие в земной жизни Господа Иисуса Христа (см.: Лк. 2: 22–40). В сороковой день по рождении Богомладенец был принесен в Иерусалимский храм – центр религиозной жизни богоизбранного народа. По закону Моисееву, женщине, родившей младенца мужского пола, в продолжение 40 дней было запрещено входить в храм Божий. После этого срока мать приходила в храм с младенцем, чтобы принести Господу благодарственную и очистительную жертву. Пресвятая Дева, Матерь Божия, не имела нужды в очищении, ибо неискусомужно родила Источник чистоты и святости, но по глубокому смирению Она подчинилась предписанию закона. В это время жил в Иерусалиме праведный старец Симеон. Ему было откровение, что он не умрет, пока не увидит Христа Спасителя. По внушению свыше благочестивый старец пришел в храм в то время, когда Пресвятая Богородица и праведный Иосиф принесли туда Младенца Иисуса, чтобы исполнить законный обряд. Богоприимец Симеон взял Богомладенца на руки и, благословив Бога, изрек пророчество о Спасителе мира: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк. 2: 29–32). Пресвятой Деве праведный Симеон сказал: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец» (Лк. 2: 34–35). В храме была также 84-летняя вдовица Анна, пророчица, дочь Фануилова, которая постом и молитвой служила Богу в храме день и ночь. Она «славила Господа и говорила о Богомладенце всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме» (Лк. 2: 37–38). До Рождества Христова все праведные мужи и жены жили верой в грядущего Мессию – Спасителя мира и ожидали Его пришествия. Последние праведники уходящего Ветхого Завета – праведный Симеон и Анна, пророчица, – удостоились встретить в храме Носителя Нового Завета, в Котором уже соединились Божество и человечество.

http://pravoslavie.ru/101003.html

Закрыть Та самая Встреча О том, что вспоминает Святая Церковь в двунадесятый праздник Сретения Господа нашего Иисуса Христа, размышляет священник Алексий Стрижов 15.02.2017 669 Время на чтение 6 минут Выведя народ израильский из египетского рабства, Господь дал ему через пророков Своих Моисея и Аарона закон, по которому надлежало посвящать Господу все, разверзающее ложесна, мужеского пола (ср.: Исх. 13, 12), то есть всякого первенца из сынов Израилевых. Это повеление служило для богоизбранного народа вечной памятью о той ночи, в которую Ангел Господень умертвил всех первенцев в земле Египетской, от первенца человеческого до первенца из скота (Исх. 13, 15), пощадив евреев. Было дано Господом и другое повеление, относящееся к иудейкам-родильницам: по окончании дней очищения своего женщина, родившая ребенка, должна была принести однолетнего агнца во всесожжение и молодого голубя или горлицу в жертву за грех (Лев. 12, 6). Если же она была не в состоянии принести агнца, то должна была принести двух молодых голубей - одного во всесожжение, а другого - в жертву за грех. По истечении положенных сорока дней очищения после родов Пресвятая Дева Мария в сопровождении праведного Иосифа пришла в Иерусалимский храм и принесла Своего Первенца - Богомладенца Иисуса, чтобы исполнить всё, положенное по закону. Удивительно! Пречистая, оставшаяся Девой, приносит жертву очищения; по закону приносится выкуп за Законодателя. Но тайна свершившегося Боговоплощения была еще далеко не для всех очевидна, в глазах народа надлежало исполнить заповеданное Моисею. Свидетельство о событиях, лежащих в основании праздника Сретения, мы находим во второй главе Евангелия от Луки. В единственном тогда храме Святое семейство встретили двое: праведный и благочестивый старец Симеон, пришедший в тот день в храм по вдохновению от Духа Святого, и пророчица Анна, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь (Лк. 2, 37). Старец, которому Духом Святым было обещано увидеть Христа еще в этой жизни, признал в сорокадневном Младенце своего Владыку и взял Его на руки, пророчица же Анна не только прославила Христа как Бога, но и разнесла благую весть о Спасителе всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме (Лк. 2, 38).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2017/f...

Кто был этот таинственный старец? При каких обстоятельствах ему было это обещано? Писание об этом умалчивает, но в Церкви сохранилось предание о том, что Симеон был одним из семидесяти двух ученых толковников, которые выполнили перевод книг Ветхого Завета на греческий язык. (Этот перевод получил название Септуагинта и широко использовался среди грекоязычных иудеев а, впоследствии, и среди христиан). Когда святой Симеон переводил книгу пророка Исайи и прочитал слова Се, Дева во чреве приимет и родит Сына (Ис 7:14), он подумал, что это явная ошибка и вместо «Дева» должно стоять «Жена», и счел нужным исправить текст. Но ангел Господень остановил его руку и пообещал ему, что он не умрет, пока сам не убедится в истинности этого пророчества. Шишкин Андрей Алексеевич. Симеон и Иисус Евангелист рассказывает о праведной Анне: Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме (Лк 2:36—38). Восемьдесят четыре года — почтенный возраст даже по нашим меркам, в мире же, где общая продолжительность жизни была ниже, эта цифра подчеркивает, что Анна была очень, очень пожилым человеком. И всю свою долгую, и, насколько мы можем понять, трудную, жизнь она ждала Мессию. И вот, наконец, терпение и вера ветхозаветного Израиля обретают свою награду, Мессия приходит. Старец Симеон и Анна Пророчица встречают Спасителя от лица всех праведников Ветхого Завета. Всех тех, кто все эти столетия жил в ожидания Спасения Божия. И Симеон исповедует, что с этим Младенцем спасение пришло — к Израилю и ко всем народам. Пророчества исполнились, надежды осуществились: Бог поселился среди людей. Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии.

http://foma.ru/sretenie-stoletie-ozhidan...

Но не только во сне, а и в бодрственном состоянии ветхозаветный человек испытывал на себе действие духа Божия – в экстазе, говоря иначе, экстатическое состояние и восторженное настроение принимались за божественное воздействие на человека. Тогда была у людей сильная предрасположенность к религиозному восторгу. В таком восторженном настроении воспели Мариам-пророчица, сестра Моисея, переход евреев чрез Чермное море и Девора-пророчица победу над Сисарой. Так Давид скакал пред ковчегом Иеговы. Пророческие школы, очевидно, были обществами, в которых чрез влияние и искусственно поддерживалось восторженное религиозное настроение. Уже о Моисее повествуется, что Иегова взял от духа, который на нем, и дал семидесяти мужам старейшинам, и они стали пророчествовать (но потом перестали) 327 . Нужно также упомянуть об обществе назореев, которые воздерживались от вина и не стригли волос 328 . Позднее, ко временам Христа, назореи составляли преимущественно аскетическую секту; но еще пророк Амос сопоставляет назореев с пророками 329 . Из времени судей нам известен назорей Самсон 330 , народный герой, в котором дух Божий открывался в необычайной физической силе, хотя и не указывается принадлежность его к обществу назорейскому 331 . Собственно, в пророческих школах воодушевление поддерживалось внешними средствами, напр. музыкой. Самуил изображает «сонм пророков, сходящих с высоты, и пред ними псалтирь и тимпан, и свирель и гусли, – и они пророчествуют» 332 . Их восторженное состояние заразительно действовало на лиц, с которыми они соприкасались и которые были способны к такому же восторгу. Так, когда Саул, только-что помазанный Самуилом, встретился с сонмом пророков, сошел на него дух Божий и он пророчествовал среди них 333 . В другой раз «послал Саул слуг взять Давида (который вместе с Самуилом остановился в Навафе); но когда увидели они сонм пророков пророчествующих и Самуила начальствующего над ними, то дух Божий сошел на слуг Саула, и они стали пророчествовать». То же повторилось с ними во второй и третий раз.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

В год, когда святому исполнилось 360 лет, Святой Дух привел его в Иерусалимский храм. И случилось это в тот же день, когда Иосиф Обручник и Дева Мария со Спасителем, которому исполнилось 40 дней, пришли в храм, чтобы представить своего первенца пред Господом и принести положенную иудейским законом жертву. Именно тут, в сердце Святой Земли, состоялась встреча праведного старца и Святого Семейства. Симеону вновь было откровение от Господа — он понял, что Младенец на руках Марии — тот самый долгожданный Мессия, о котором в течение сотен лет писали пророки. Святой Симеон благоговейно взял на руки Младенца Христа и сказал: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех людей. Свет к просвещению язычников и славу людей Твоих Израиля (Лк 2, 29—32). Благословив Марию и Иосифа, он добавил пророческое: Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, - И Тебе Самой оружие пройдет душу, - да откроются помышления многих сердец (Лк 2, 22—35). Из описания, которое нам дает евангелист Лука, мы узнаем также об Анне Пророчице. Лука пишет о ней немного, но даже по этим скудным сведениям мы можем увидеть весь жизненный путь этой женщине во всей его чистоте и любви к Богу: Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и пророчествовала о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме (Лк 2, 36—38). Мощи праведного Симеона Богоприимца Как говорит Церковное Предание, праведный Симеон Богоприимец умер вскоре после встречи с Младенцем Христом и Святым Семейством в Иерусалимском храме. Ему было 360 лет. Согласно отдельным историческим источникам, в 1243 году мощи святого Симеона появились на берегу Адриатического моря в городе Зара (сейчас — город Задар в Хорватии). Сегодня мощи покоятся в реликвариях в двух хорватских городах: в Задаре и Загорье. А в немецком городе Ахене хранится десница (правая рука) праведного Симеона Богоприимца. Десница праведного Симеона Богоприимца

http://foma.ru/simeon-bogopriimecz-i-ann...

Иез.13:19 .  И бесславите Меня пред народом Мо­им за горсти ячменя и за куски хлеба, умерщвляя души, которые не должны умереть, и оставляя жизнь душам, которые не должны жить, обманывая народ, который слушает ложь. «Бесславите Меня», выдавая за слово Божие собственные выдумки, потакающие грехам Израиля; выступая во имя Божия и возвещая совершенно противоположное воле Божией, а также пользуясь именем Божием при своей нечистой профессии. – «За горсти ячменя и за куски хлеба». Они оскорбляют величие Божие из-за насущного хлеба. Само по себе вознаграждение за пророчество, как и за всякий труд, было непредосудительно и не отвергалось истинными даже столь великими пророками, как Самуил ( 1Цар 9.7–8 ) и Елисей ( 4Цар 4.22 ; ср. 3Цар 14.3 ). Не осуждает Иезекииль лжепророчиц и за особое вымогательство, как Мих 3.5 ; впрочем в ст. 21. упрек за то же сильнее. – «Умерщвляя души, которые не должны умереть», т. е. праведников, которых пророчицы портили ложными предсказаниями, «и оставляя жизнь душам, которые не должны жить» т. е. нечестивым через обещание им благополучия. Так дает право понимать эти выражения ст. 22, где они дополняются и разъясняются. Но можно понимать конкретнее: пророчицы предсказывали смерть тем, которые покорятся царю вавилонскому, между тем как последнее спасло бы их, и жизнь тем, которые будут противиться ему, между тем как их за это ждала погибель. – «Обманывая народ, который слушает ложь». Следовательно, народ охотно шел к этим пророчицам и опасность от них была серьезная. Иез.13:20 .  Посему так говорит Го­с­по­дь Бог: вот, Я – на ваши чародейные мешочки, которыми вы там уловляете души, чтобы они при­летали, и вырву их из-под мышц ваших, и пущу на свободу души, которые вы уловляете, чтобы при­летали к вам. «Вот Я на…». Сильное чувство, как в ст. 8 и Иез.5.8 . – «Чтобы они прилетали». Это одно из возможных значений темного евр. слова лепорхот. Сравнение погибающих благодаря пророчицам душ с птицами, попадающими в силки. Может быть, намек и на вызывание умерших. В слав. это слово здесь не переведено, а в конце стиха: «на рассыпание»: разгоню от вас поддавшиеся вашему влиянию души. – «И пущу на свободу души». Когда обнаружится лживость предсказаний и бессилие заклинаний, главным образом при падении Иерусалима, обманутые пророчицами освободятся от их влияния.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Никаких общебаптистских постов не имеется, разве что иногда пастор может призвать свою общину попоститься какое-то время, как правило, один день, ради какой-либо нужды (как он может призвать общину сделать пожертвование на определенное дело), но и такой призыв (равно как и призыв к пожертвованию) не вменяется членам общины в обязанность. Да и то, многие современные, особенно западные, протестанты не практикуют и таких редких, по назначению пастора, общих постов. Кроме того, в общеизвестных православных постах протестанты усматривают противоречие со словами Христа: «А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное , воздаст тебе явно» ( Мф.6:16–18 ). Православные же, объявляя о своих постах, уже постятся не «втайне». III. Православные практикуют частичное пощение , когда они отказываются не от всякой пищи, а только от скоромной . Протестанты же не признают и не используют такого поста. Более того, в связи с тем, что православные разделяют пищу на постную (разрешённую в пост) и скоромную (в посты запрещённую), некоторые протестанты сравнивают их с упоминаемыми ап. Павлом отступниками от веры, которые в частности запрещают «употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением» ( 1Тим.4:3 ). О сказанном в этих трёх пунктах и пойдёт речь в настоящей главе. I. О важности поста В Православии пост занимает весьма значимое положение в духовной жизни как одно из важнейших средств аскетизма и борьбы духа с плотью, о чём уже был начат разговор в предыдущей главе. Но так как протестантизм не признаёт необходимости аскетизма и усмирения плоти в деле спасения человека, то и пост протестант считает вещью маловажной и не имеющей большого смысла. Итак, насколько важен пост в духовной жизни истинного ученика Христова? Для начала рассмотрим несколько отрывков из Библии о посте. Христос предсказал, что после Его отшествия верующие « будут поститься ...» ( Мф.9:15 ). Ап. Павел свидетельствовал о себе, что он был « часто в посте » ( 2Кор.11:27 ). Пророчица Анна « день и ночь служила Богу постом и молитвой » ( Лк.2:37 ). Пророк Давид говорит о себе: « Колена мои изнемогли от поста » ( Пс.108:24 ). О православных всё это можно сказать: они действительно, по слову Христа, постятся , и постятся, подобно ап. Павлу, часто ; многие же из них, как пророчица Анна, постоянно пребывают в посте, нередко при этом, как праведный Давид, даже изнемогают от него. О себе такого протестанты, положа руку на сердце, никогда не скажут. Для исследования я нарочито спрашивая многих своих знакомых баптистов-активистов о том, как часто они постятся. Некоторые не постились ни разу в жизни; другие – два или три раза в жизни (по одному дню). То есть протестантское отношение к посту явно не библейское.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Вот в чем состояли теоретические предпосылки учения николаитов, выражавшегося практически в прелюбодеянии и ядении идоложертвенного. На взаимные отношения этой секты и ортодоксально церковных общин апокалипсические послания содержат неопределенные указания, – причем такой характер последних обусловлен, конечно, самым положением дела. В Ефесе николаиты представляли, очевидно, отдельную секту, противонравственный характер учения которой был ясен для всех церковных христиан. В Пергаме дело уже обстояло несколько иначе: там еретики вкрадывались в самую общину. Особенно же последнее заметно было в Фиатире. Их пропаганда здесь была настолько успешна, что они имели на своей стороне какую-то экзальтированную женщину, которая, – пользуясь широким признанием и уважением, – своими пророчествами распространяла лжеучение. χω κατ σο, говорит Господь ангелу этой церкви, τι φες τν γυνακα (σου) εζβελ, λγουσα αυτν προ­φτιν, κα διδσκει κα πλαν τος μος δολους πορνεσαι κα φαγεν εδωλθυτα ( Откр.2:20 ). Th. Zahn 676 убедительно доказывает подлинность чтения τν γυνακα σου, засвидетельствованного кодексами A, B, многими минускульными и древне-латинским переводом (Киприан, Примазий) 677 . Признание в чтении с σο ошибки переписчика ничем не оправдывается; – наоборот, чтение без σο в более позднее время гораздо понятнее. Если согласиться с Zahn’oм, то под ложною пророчицею, которая символически называется Иезавелью, придется признать жену самого предстоятеля. В этом случае самое имя Иезавель как нельзя более кстати: роль жены предстоятеля действительно очень сходна с ролью супруги слабого израильского царя Ахава 678 . Впрочем, если и не видеть в пророчице жену предстоятеля, все-таки нам представляется самым естественным видеть в Иезавели определенное лицо. Это реалистическое толкование подтверждается и дальнейшим: „Я дал ей время покаяться в любодеянии ее, но она не покаялась“. Здесь, конечно, имеется в виду какое-то определенное событие, цель которого состояла в том, чтобы побудить жену к покаянию. Считаем мы возможным понимать буквально и следующую после этого угрозу пророчице Иезавели: „Вот, Я повергаю ее на одр и любодействующих с нею в великую скорбь, если не покаются в делах своих. И детей ее поражу смертью , и уразумеют все церкви, что Я есмь испытующий сердца и внутренности; и воздам каждому из вас по делам вашим“ ( Откр.2:22:23 ). Название Господом Себя Самого в последнем стихе: ραυνν νεφρος κα καρδας также свидетельствует о вкрадчивости, обольстительности николаитизма, который под прикрытием благородной маски врывался в церковь и вносил туда деморализацию. В таких чертах представляется нам отношение секты к церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010