Следует иметь в виду, что такое различение действий имеет методологический характер. В действительности, действие Божие едино, единым действием Бог и сохраняет мир, и управляет им, но нами, в силу нашей ограниченности, это единое Божественное действие воспринимается как три различных действия. Промысл Божий обыкновенно разделяется на два вида: на Промысл общий и Промысл частный. Общий Промысл – тот, который объемлет весь мир вообще, все роды и виды существ; частный – тот, который простирается на самые частные существа мира и на каждое из неделимых, какими бы они малыми ни казались. Для античности было характерно представление, что только очень немногое в этом мире является достойным Божественного Промысла. Цицерон в трактате «О природе богов» говорит: «Боги заботятся о великом, а мелким и незначительным пренебрегают». Аристотель ограничивал Промысл Божий только небом, считая, что на земле вообще нет ничего достойного Божественного попечения. Христианское учение утверждает, что и весь мир в совокупности, и все мельчайшие частицы его имеют ценность перед Богом, и поэтому Промысл Божий распространяется на весь мир. В отличие от Аристотеля, христианство не считает, что мысль о том, что Бог промышляет о каждом человеке, есть самообольщение. Наоборот, самое достойное Божественного Промысла – это история человечества и каждого человека в отдельности. Священное Писание говорит нам, что Промысл Божий распространяется на все, и промыслительное действие Божие пронизывает собою все пространство мира. Например: «Может ли человек скрыться в тайное место, где Я не видел бы его? говорит Господь. Не наполняю ли Я небо и землю?» ( Иер 23.24 ). Предметом Божественного Промысла являются растения и животные: «Он (т. е. Бог) покрывает небо облаками, приготовляет для земли дождь, произращает на горах траву и злак на пользу человеку; дает скоту пищу его и птенцам ворона, взывающим к Нему» ( Пс.146:8–9 ). То же самое говорится в Мф.10:29 : ни одна из птиц не упадет на землю без воли Отца Небесного. Но главный предмет Промысла – это, конечно, человек. Говоря словами ап. Петра, Бог печется о нас ( 1Пет.5:7 ). Бог внимает нашим молитвам: «Приклони, Господи, ухо Твое и услышь меня» ( Пс.85:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Предметом Божественного Промысла являются растения и животные: «Он (т. е. Бог) покрывает небо облаками, приготовляет для земли дождь, произращает на горах траву и злак на пользу человеку; дает скоту пищу его и птенцам ворона, взывающим к Нему» (Пс. 146, 8-9). То же самое говорится в Мф. 10, 29: ни одна из птиц не упадет на землю без воли Отца Небесного. Но главный предмет Промысла — это, конечно, человек. Говоря словами ап. Петра: «Бог печется о нас» (1 Пет. 5, 7). Бог внимает нашим молитвам: «Приклони, Господи, ухо Твое и услышь меня» (Пс. 85, 1). Промысл распространяется на всех людей — не только на праведников, но и на грешников. «Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5, 45). Об этом же говорят многие евангельские притчи: о пропавшей овце, о потерянной драхме, о блудном сыне. Каждый человек и его благо являются предметом Божественного попечения. Однако Промысл Божий неодинаков о всех людях. Мы не знаем, по какой причине Промысл Божий более проявляется в жизни одних и менее в жизни других. Тем не менее, можно утверждать, что Бог больше промышляет о людях благочестивых, нежели о грешниках, хотя и последние не изъяты из действия Промысла. Об этом говорит Свщ. Писание: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» (Ин. 14, 21); Ибо мы для того и трудимся и поношения терпим, что Уповаем на Бога Живаго, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных» (1 Тим. 4, 10). Различают два вида Промысла: общий Промысл, который объемлет весь мир, как совокупность всех родов существ с действующими в них силами и законами, и частный Промысл, который распространяется на частные предметы, явления и отдельные существа. 2.7. Образы Божественного промышления о мире 2.7.1. Естественный образ промышления Естественный Промысл есть такой образ промышления о мире, когда бытие и силы тварей поддерживаются в бытии Богом посредством дарованных сил и законов, и судьбы Божий приходят в исполнение по естественному течению вещей, от Бога установленному, только под промыслительным надзором Божиим. «Ты поставил землю, и она стоит» (Пс. 118, 90). В Пс. 148, 6 о солнце, звездах и всех родах существ сказано, что Бог «поставил их на веки и веки; дал устав, который не прейдет» (Пс. 148, 6). 2.7.2. Сверхъестественный образ промышления

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

Само слово " Промысл " встречается в Свщ. Писании. По-гречески " Промысл " — pronoia, латинское, соответствующее ему, слово, — providencia, поэтому говорят, что все в мире провиденциально, т.е. промыслительно. В славянском тексте Промысл называется " Божественным смотрением " (Прем. 14, 3). Святые отцы называли Божественный Промысл словом " попечение " . Св. Иоанн Дамаскин ( " Точное изложение... " , кн. 2, гл. 29): " Промысл есть Божие попечение о существах " . Определение Промысла Божия (Катихизис, 1 глава): " Промысл Божий " есть непрестанное действие всемогущества, премудрости и благости Божией, которым Бог сохраняет бытие и силы твари, направляет их к благим целям, всякому добру вспомоществует, а возникающее через удаление от добра зло пресекает или исправляет и обращает к добрым последствиям " . 2.2. Действительность Промысла Божия Христианское учение о Промысле Божием, как и другие разделы православной догматики, основывается на Божественном Откровении. В Быт. 2,2 говорится: " И сотворил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал " (Быт. 2, 2). Эти слова, конечно, не нужно понимать в деистском смысле, что Бог после окончания творения не принимает в жизни мира никакого участия. Бог почил от дел творения, но не от Своей промыслительной деятельности, поэтому Господь Иисус Христос после исцеления расслабленного при Силоамской купальне в ответ на вопрос иудеев: " Какой властью Ты это делаешь? " отвечает: " Отец Мой доныне делает, и Я делаю " (Ин. 5, 17). В Евр. 1, 3 говорится, что Сын Божий содержит все " словом силы Своей " . Та же самая мысль содержится в Кол. 1,17, где сказано, что " все Им стоит " . Апостол Павел в своей речи в Афинском ареопаге говорит, что Бог дает " всему жизнь и дыхание и все... мы им живем и движемся и существуем " (Деян. 17, 25 и 28). Христианское представление о тварном мире основывается на убеждении о том, что мир имеет основание и цель своего бытия в Боге. Бог, невидимо присутствуя в мире в Своих энергиях, удерживает мир в бытии и сохраняет его порядок, однако, не сливаясь при этом с миром, как учат пантеисты, но пребывая " над всеми " (Еф. 4, 6).

http://sedmitza.ru/lib/text/431691/

Само слово «Промысл» встречается в Свщ. Писании. По-гречески «Промысл» — προνα, латинское, соответствующее ему, слово, — providencia, поэтому говорят, что все в мире провиденциально, т. е. промыслительно. В славянском тексте Промысл называется «Божественным смотрением» (Прем. 14, 3). Святые отцы называли Божественный Промысл словом «попечение». Св. Иоанн Дамаскин («Точное изложение…», кн. 2, гл. 29): «Промысл есть Божие попечение о существах». Определение Промысла Божия (Катихизис, 1 глава): «Промысл Божий» есть непрестанное действие всемогущества, премудрости и благости Божией, которым Бог сохраняет бытие и силы твари, направляет их к благим целям, всякому добру вспомоществует, а возникающее через удаление от добра зло пресекает или исправляет и обращает к добрым последствиям». 2.2. Действительность Промысла Божия Христианское учение о Промысле Божием, как и другие разделы православной догматики, основывается на Божественном Откровении. В Быт. 2,2 говорится: «И сотворил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал» (Быт. 2, 2). Эти слова, конечно, не нужно понимать в деистском смысле, что Бог после окончания творения не принимает в жизни мира никакого участия. Бог почил от дел творения, но не от Своей промыслительной деятельности, поэтому Господь Иисус Христос после исцеления расслабленного при Силоамской купальне в ответ на вопрос иудеев: «Какой властью Ты это делаешь « отвечает: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» (Ин. 5, 17). В Евр. 1, 3 говорится, что Сын Божий содержит все «словом силы Своей». Та же самая мысль содержится в Кол. 1,17, где сказано, что «все Им стоит». Апостол Павел в своей речи в Афинском ареопаге говорит, что Бог дает «всему жизнь и дыхание и все… мы им живем и движемся и существуем» (Деян. 17, 25 и 28). Христианское представление о тварном мире основывается на убеждении о том, что мир имеет основание и цель своего бытия в Боге. Бог, невидимо присутствуя в мире в Своих энергиях, удерживает мир в бытии и сохраняет его порядок, однако, не сливаясь при этом с миром, как учат пантеисты, но пребывая «над всеми» (Еф. 4, 6).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

Промысл Божий Наша святая вера учит нас тому, чтобы мы, надеясь на свой разум, на свои силы, на свои труды, больше всего надеялись на всеобъемлеющий Промысл Божий и всемогущую силу Божию, ибо все в руках Божиих, все зависит от воли Божией. Еще в дни Ветхого Завета говорил Господь через пророка избранному Своему народу иудейскому: «Ты – Мой. Будешь ли переходить через воды, Я с тобою; через реки ли, – они не потопят тебя; пойдешь ли через огонь, не обожжешься, и пламя не опалит тебя» ( Ис. 43:1–2 ). Так образно Господь говорил о том, как Он защищает и охраняет в путях Своего Божественного Промысла верного раба Своего. Верующий в Бога – во всем видит действие Промысла Божия и знает, что ничего случайного нет. Веровать в Промысл Божий надо со страхом и с благоговением. Может ли сын, который пренебрегает своими родителями, не хочет исполнять их просьб, не почитает их, – рассчитывать на их любовь к себе, ожидать и требовать родительского внимания и ласки? Так может ли каждый из нас, если он забывает о своем Небесном Отце, если не хочет жить так, как Он велит, – может ли требовать к себе милости Божией, может ли ожидать помощи, когда в минуты скорби будет особенно в ней нуждаться, – если перед тем, не осознав множества своих прегрешений, не принесет слезного покаяния? Обратись к Господу Богу всей своей душой, и Он обратится к тебе. Будь послушным Его Божественной воле, и Он послушает тебя, когда ты обратишься к Нему со своими нуждами, со своими скорбями. Будь верным Господу до смерти, и Он будет верным в Своих обещаниях, какие оставил Он нам. Мы веруем в Высочайшую Премудрость Божию, которая управляет миром, которая хочет для каждого из нас того, чего мы сами часто не хотим себе, – спасения вечного. Мы веруем в неиссякаемую Отеческую Божию любовь, какою Господь любит нас больше, чем мать любит свое дитя. И эта вера делает нас счастливыми; она является источником радости, утешения во всем, что бы ни случилось в нашей жизни: она усладит нас и в наш смертный час. Тот, кто верует в Промысл Божий, всегда видит перед собою Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

Подобного же фаталистического взгляда придерживаются и современные материалисты. Например, известный нейрофизиолог Френсис Крик говорит: «Вы, Ваши радости и скорби, Ваши воспоминания и устремления, Ваше чувство личной идентичности и свободной воли, на самом деле не более чем определенное поведение огромного скопления нервных клеток и связанных с ними молекул. Вы – не более чем набор нейронов... хотя и кажется, что мы обладаем свободной волей, наши решения уже предопределены для нас и мы не можем этого изменить». Отрицание свободы делает невозможной для человека веру и спасение – ведь чтобы покаяться, уверовать, принять решение обратиться к Богу и покориться Его заповедям, мы должны сначала поверить, что решение за нами, что мы можем отозваться на призыв Божий. Это решаем мы сами, как свободные, личностные агенты, а не непреодолимый фатум и не электрохимические реакции в наших нейронах. О нашей свободе говорит как наш непосредственный опыт – даже трехлетний ребенок, говорящий: «я нечаянно», в состоянии отличить то, что он избрал сам, от того, что случилось помимо его воли, – так и Священное Писание . Божие владычество В то же время – и не менее ясно – Библия говорит об абсолютном Божием владычестве над сотворенным Им миром, в котором мы можем отметить два аспекта, промысл и предопределение. Промысл Божий означает, что ничто в мире не происходит вне и помимо воли Божией, более того, замыслы Бога неизбежно осуществятся и никем не могут быть сорваны. Как говорит Бог через Пророка Исайю: «С клятвою говорит Господь Саваоф: как Я помыслил, так и будет; как Я определил, так и состоится» ( Ис.14:24 ). Божий промысл простирается как на грандиозные исторические явления, такие как возникновение и крушение великих царств, так и на повседневные события в жизни отдельных людей. Как говорит Псалмопевец: «Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было» ( Пс.138:16 ). Господь Иисус удостоверяет нас, что промысл простирается даже на воробьев, а у верующих сочтены и волосы на голове: «Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без [воли] Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены; не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц» ( Матф.10:29–31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

И чем лучше заканчивать день, как не этим прославлением Божиего промысла? Так, братия, с окончанием каждого дня благодарите и прославляйте Господа Бога за Его чудный промысл о вас. Все, что содействовало вам провести день, – воздух, пища, телесные силы, здоровье и пр., и пр., – все это действие промысла на вас. На минуту, на мгновение ока оставит нас промысл – кончено, все погибло, – «в прах свой возвратимся». Вместе с тем, что бы когда ни было с вами – горе, неудачи, болезнь, потери, бедность и т.п., не падайте духом и не унывайте: есть промысл над вами, который не покинет вас ни при каких невзгодах. Господь Бог заботится о каждой былинке полевой, о каждом пресмыкающемся, – тебя ль оставит, забудет? Никогда! Лишь не теряй упования на Него. Вот что сказал Сам Спаситель: взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? ( Мф. 6:26 ). Не пять ли воробьев продаются за два ассария (самая мелкая монета) – и ни один их них не забыт у Бога. А у вас и волосы на голове все сочтены. Итак, не бойтесь, вы дороже многих воробьев» ( Лук. 12:6–7 ). К чему ж после этого уныние, малодушие? Тяжело переносить житейские невзгоды и особенно злобу людскую, – знаю, горьким опытом знаю, что тяжело. Да что? Так или иначе, в горе или радости, под влиянием любви и дружбы или под гнетом вражды и преследований, – а дни наши мелькают, не заметим – мелькнет и вся жизнь; так что тут останавливаться на темных сторонах ее? Мелькнут и они, разве что вспомнятся там – на суде Всеведущего, для воздания каждому по делам. Притом, Божий промысл никогда не допустит до нас невзгоды выше сил наших. Явится беда – у Господа готово и лекарство против нее. Найдутся враги злые, ожесточенные, – такие враги, что «живых убо пожерли быша нас, внегда прогневатися ярости их на ны, – и Господь не даст нас в ловитву зубом их». Непредвиденно для нас пошлет Он друзей, вовсе нам неведомых; сокровенно от нас пошлет помощь, никак нами неожиданную, – и «душа наша, яко птица, избавится от сети ловящих; сеть сокрушится, и мы будем избавлены» ( Пс.123 ). Так, и в горях, и в радостях будем возлагать все свои надежды, все свое упование на Божий промысл – и Он никогда не оставит нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

И чем лучше оканчивать день, как не этим прославлением Божьего промысла? Так, мой друг, с окончанием каждого дня благодари и прославляй Господа Бога за Его чудный промысл о тебе. Все, что содействовало тебе провести день: воздух, пища, телесные силы, здоровье и пр., и пр. – все это действие промысла на тебе. На минуту, на мгновение глаз оставит нас промысл – кончено, все погибло, «в прах свой возвратимся». Вместе с тем, чтобы, когда ни было с тобой – горе, неудачи, болезнь, потери, бедность и т. п., не упадай духом и не унывай: есть промысл над тобой, который не покинет тебя ни при каких невзгодах. Господь Бог заботится о каждой былинке полевой, о каждом пресмыкающемся – тебя ль оставит, забудет? Никогда, лишь не теряй упования на Него. Вот что сказал Сам Спаситель: «Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы, и Отец ваш небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?» ( Мф. 6:26 ). «Не пять ли воробьев продаются за два ассария (самая мелкая монета) и ни один из них не забыт у Бога. А у вас и волосы на голове все сочтены. Итак, не бойтесь, вы дороже многих воробьев» ( Лк. 12:6–7 ). К чему ж, после этого, уныние, малодушие? Тяжело переносить житейские невзгоды и особенно злобу людскую, знаю, горьким опытом знаю, что тяжело. Да что? Так или иначе, в горе иль в радости, под влиянием любви и дружбы, иль под гнетом вражды и преследований – а дни наши мелькают, не заметим, – мелькнет и вся жизнь; так что тут останавливаться на темных сторонах ее? Мелькнут и они, разве что вспомнятся там – на суд Всеведущего для воздаяния каждому по делам. Притом, Божий промысл никогда не допустит до нас невзгоды выше сил наших. Явится беда – у Господа готово и лекарство против нее. Найдутся враги, злые, ожесточенные, такие враги, что «живых убо пожерли быша нас, внегда прогневатися ярости их на ны, и Господь не даст нас в ловитву зубом их». Непредвиденно для нас, пошлет Он друзей, вовсе нам неведомых, сокровенно от нас пошлет помощь, ни как нами неожиданную; и «душа наша, яко птица, избавится от сети ловящих; сеть сокрушится, и мы будем избавлены» ( Пс. 128 ). Так, друг мой, и в горе, и в радостях будем возлагать все свои надежды, все свое упование на Божий промысл – и он никогда не оставит нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

Не наполняю ли Я небо и землю? (Иер.23:24).    Предметом Божественного Промысла являются растения и животные:     Он (т. е. Бог) покрывает небо облаками, приготовляет для земли дождь, произращает на горах траву и злак на пользу человеку; дает скоту пищу его и птенцам ворона, взывающим к Нему (Пс.146:8-9). В Мф.10говорится, что ни одна птица не упадет на землю без воли Божией.    Особым предметом Божественного Промысла является человек. Христиане не считают, что уверенность в Божественном промышлении о каждом человеке есть самообольщение. Наоборот, самое достойное Божественного Промысла — это история человечества и каждого человека в отдельности. Бог печется о вас (1 Пет.5:7), — говорит ап. Петр. Бог внимает нашим молитвам: Приклони, Господи, ухо Твое, и услышь меня (Пс.85:1). Промысл распространяется на всех людей — не только на праведников, но и на грешников. Каждый человек и его благо являются предметом Божественного попечения. Он [Бог] повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Мф.5:45). Об этом же говорят и многие евангельские притчи: о полевых лилиях (см.: Мф.6:28-30), о пропавшей овце (см.: Лк.15:3-7), о потерянной драхме (см.: Лк.15:8-10), о блудном сыне (см.: Лк.15:11-32).    Однако Промысл Божий о людях проявляется неодинаково. Мы не знаем, по какой причине Промысл Божий более проявляется в жизни одних и менее в жизни других. Можно утверждать, что Бог более явно промышляет о людях благочестивых, нежели о грешниках, хотя и последние не изъяты из действия Промысла. Об этом говорит Священное Писание:     Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам (Ин.14:21).     Ибо мы для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога Живаго, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных (1 Тим.4:10).    Различают два вида Промысла: а) общий Промысл, который объемлет весь мир как совокупность всех родов существ с действующими в них силами и законами; и б) частный Промысл, который распространяется на частные предметы, явления и отдельные существа.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Архиепископ Александр (Голицын) перефразирует святого Дионисия Ареопагита: «Промысл – это Бог, когда это касается творения». «Все вещи так или иначе связаны с Провидением, как их универсальным источником и причиной». «Божественный Промысл действует во всем, и нет такой вещи, которая пребывает вне его». Многое из того, что Дионисий говорит о Промысле, находится под началом Божественных Имен. Божие творение, защита, направление всего ко благу, воспитание, любовь и т.д., и все имена, под которыми является Бог (Ветхий Денми, Царь Царей и др.), – это Его Промысл. И в этих действиях (именах) Он являет себя познаваемым для нас. Но спущусь с небес на землю и скажу нечто обыденное. Мы живем посреди действия Промысла Божия. То, что мы существуем, и как мы существуем, – это Его Промысл. Все вокруг нас отражает действие Его благой воли, направленной на наше благо и спасение. Апостол Павел описывает это так: «…открыв нам тайну Своей воли по Своему благоволению, которое Он прежде положил в Нем, в устроении полноты времен, дабы все небесное и земное соединить под главою Христом» (Еф. 1, 9–10). Мы живем посреди действия Промысла Божия Конечно, мы сталкиваемся с рядом трудностей и неприятностей, вещей, которые выглядят как противные нашему благополучию и спасению. Эти проявления человеческой свободы происходят не по воле Божией. Но даже при их наличии действие Божьего Промысла делает наше благо и спасение возможными, о чем апостол Павел пишет: «любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Рим. 8, 28). Так, по всем направлениям и на всяком пути, мы сталкиваемся с Божественными Энергиями, его совместными действиями от имени всех и для всех. И существует путь к «видению» этих действий (энергий): практика непрестанного благодарения за все. Да, именно благодарность являет сердцу сокровенные действия Бога. Это делание утишает страсти и, как выражение наших человеческих энергий, объединяет нас с Промыслом, за который мы благодарим. В Святом Крещении, когда крещаемый отвечает «сочетаюсь с Христом», заключается договор: моя жизнь – это Его жизнь, и Его жизнь – моя. Здесь говорится, что воля Божия, проявившаяся в высшей степени и до конца в жизни, смерти и воскресении Христа, есть и моя воля тоже. Мы исповедуем, что наши жизни, вместе с их целью и смыслом, раскрываются в благой воле Бога, по мере ее реализации.

http://pravoslavie.ru/140927.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010