Закрыть Трагедия или промысл Божий? Нам всем объявлена беспощадная война, которая попущена Богом для назидания и спасения наших душ Роман Илющенко   Андрей Редкозубов   12:24 29.03.2024 664 Время на чтение 12 минут События, которые вслед за печально известным «Норд Остом» 23.10.2002 года, теперь будут именоваться «Крокус – 22.03.24», уже стали частью нашей истории. Специалистам и правоохранителям ещё предстоит установить имена заказчиков, прямых и косвенных виновников и соучастников массового убийства, мельчайшие детали этого теракта. Но есть и другая, главная, сторона данного страшного события – духовная, которая также требует изучения и ждёт своих специалистов. Выбравшие Жизнь Вечную. Отчасти это по «горячим следам» уже сделали многие популярные православные ЛОМы: священнослужители-проповедники и религиоведы-богословы. Не будем отнимать у них хлеб, сняв предварительно перед многими из них шляпу. Имея некоторый опыт и соответствующее образование, дерзнем взять на себя труд обсудить события церковного календаря и тексты Священного Писания, которые были прочтены в тот трагический день в Православной Церкви. Ведь известно, что через Священное Писание, устами Своих пророков и апостолов с нами говорит Господь! А когда Он говорит, надлежит этому со страхом и благоговением внимать. Поскольку эти тексты записаны при непосредственном участии Святого Духа и потому являются богооткровенными, это накладывает серьёзную ответственность на работу с ними, поэтому заранее просим нас грешных строго не судить. Промысл Божий над Россией в начале третьего десятилетия XXI века Итак, теракт произошел 22.03.2024 поздно вечером, т.е. по церковному календарю (где новые сутки начинаются с вечера) было уже 23.03., когда чтутся определённые святые, каждый из которых несёт свою духовную и смысловую нагрузку. В этот день (10 по ст. стилю) Церковь чтила память великомученика Фёдора Тирона, 40 севастийских мучеников и мученика Кодрата. Что это за люди? Чем прославили себя и за что мы их чтим? В основе их житий лежат протоколы допросов и подробное описание пыток и казни, которые велись согласно Римской юриспруденции.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/29/tr...

7. Промысл Божи й «Сказано: «Радость Господня – сия есть сила наша» ( Неем. 8:10 )» (19–2:115) В одном из своих очерков, посвященных раскрытию наставлений святого праведного Иоанна Кронштадтского , я приводил уже определение Промысла Божия. И если это определение применено к творениям Кронштадтского Пастыря, то, естественно и прежде всего, оно относится к Богословию Московского Архипастыря. Повторяю его (хорошо было бы запомнить это определение): «Промысл Божий есть непрестанное действие всемогущества, премудрости и благости Божией, которым Бог сохраняет бытие и силы тварей, направляет их к благим целям, всякому добру вспомоществует, а возникающее чрез удаление от добра зло пресекает, или исправляет и обращает к добрым последствиям». Господь печется о нас «не по нашему достоинству», а по Своему бесконечному милосердию (21:41). Его судьбы «неисоведимы, но всегда премудры и благи» (13:72). «Удивительный вопрос, предлагаете Вы, отец наместник: писать ли об исцелениях, – обращается Святитель к архимандриту Антонию. – О ничтожных делах человеческих пишут, обязаны писать, и писать установленным нарядным образом, а о делах Божиих писать ли? Не даром пророк жаловался, что на дела Господня не взирают ( Ис. 5:11–12 ). Надобно ли, чтобы он и на нас в сем жаловался? В ответе на сей вопрос найдете ответ на вопрос Вами предложенный» (17:23). Господь создает дом души нашей и исполняет ее Своим светом, Своей тишиной (8:93). Господь благословляет соединение душ «в Его имени и в Его радости», посылает «нам Свой истинный мир, который Он оставил Своим верным ученикам» (7:203). Он созидает – Он же властен и разрушить. «Аз соградих, Аз разорю» ( Иер. 45:4 ), – сказано было еще в Ветхом Завете. «Какое страшное решение, – скорбит Святитель и молит: Господи, не разори. Порази елико сие заслужили, но сохрани Твое в Небе. Потряси землю, чтобы мы пробудились, чтобы возопили к Тебе, чтобы Ты услышал наш вопль покаянный и чтобы не до конца прогневался на Небе» (4:624). И Святитель верит: «Отец, из Него же всяко отечество на Небеси и на земли именуется, не оставляет сиротами тех, которые усыновления Ему взыскуют» (4:89). «Бог не предаст – зверь не съест; а если Богу угодно попустить на человека испытание, то Он может сотворить и избытие, а не наше нетерпение или бегство» (4:406).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Для того чтобы определять виновных в любых событиях, надо помнить – люди все разные, и у каждой группы, имеющей свое мнение, будет и свой список виноватых. Поэтому, надо смотреть не на человеческие мнения, а на то, кого виноватым считает Бог. А для этого как раз и необходимо, в каждом разбираемом случае, понимать Промысл Божий. И тогда вдруг откроется такое что нередко бывает и так: творивший по-видимому злое – делал сие защищая Промысл, а выглядевший добреньким и говоривший будто бы правильные слова – оказался противником Промысла и явился причиною постигших за этим бедствий. Потому-то Господь (Ин. 7: 24) и учит нас судить не по наружности, глядя на дела телесные, а судом праведным, ища, насколько содеянное согласуется с угодным Богу. Но беда в том, что с каких-то пор мы утратили единство в понимании Промысла Божия и стали рассматривать окружающие нас события исключительно из множества разнонаправленных человеческих мнений. При этом успокаивая себя словами: «Наше мнение имеет благословение великих духовников и многочисленные группы высокообразованных последователей. Следовательно, мы правы и исполняем Волю Божию». Но давно известно: хождение в церковь, участие в таинствах и даже состояние в клире абсолютно не даёт гарантии рассудительного понимания причинно-следственной связи окружающих нас событий. А уж о мнении большинства, которое в сложных вопросах почти всегда ошибочно, и говорить не приходится. Но и с пониманием Промысла Божия – о котором казалось бы всем и всё известно – у нас тоже проблемы. Разные человеческие мнения и Промысл Божий, оказывается, видят по-разному, а кто-то о нём даже и не вспоминает. Посему вполне естественно, что люди спорят и не могут договориться. Необходимо признать, если уж мы называем себя православными, то в нашем рассуждении должна быть чётко выстроена взаимосвязь Промысла Божия и всех исторических событий. И связь эта должна быть ясно понимаемой от самого начала и до сегодняшнего дня, без всяких противоречий и белых пятен. Потому что только тогда мы сможем увидеть главенство именно Промысла, а не чьё-то самодурство будто бы меняющее весь ход истории. А это ведь совсем другой расклад и смысл, в которых, к тому же, всё ясно и прекрасно видно: и кто виноват, и что делать.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/11/30/ob...

Закрыть itemscope itemtype="" > В чем ошибался Дарвин, как дрогнула цитадель атеизма в Беларуси... И другие истории протоиерея Евгения Грушецкого 16.08.2021 850 Время на чтение 14 минут Сегодня наш собеседник – протоиерей Евгений Грушецкий, настоятель храма святого праведного Иоанна Кронштадтского в Сан-Диего (штат Калифорния), ученый-биолог и кандидат богословских наук. Протоиерей Евгений Грушецкий Такое могло произойти только в СССР Дорогие Михаил и Ольга, вы просите меня рассказать о Промысле Божьем в моей жизни и о том, как этот Промысл привел меня к служению в священном сане. Я постараюсь вспомнить для вас свои детство и юность. Детство мое пришлось на пятидесятые годы: я родился в 1949 году. Как раз в это время Никита Сергеевич Хрущев горел желанием показать стране последнего священника и был настроен на полное уничтожение Русской Православной Церкви. В конце пятидесятых – начале шестидесятых годов в Советском Союзе почти наполовину сократили количество храмов, закрыли пять духовных семинарий и прочее – это был очередной виток гонений на Православную Церковь. Я рос в обычной семье – не церковной, но и не атеистической. Нормальная такая семья была, советская, поэтому о Боге и о Церкви мы почти не разговаривали. Атеистами тоже не были – к атеизму относились критически. Вообще, конечно, в том, что юноша из такой обычной советской семьи пришел к Богу, несомненно, был Промысл Божий. В том, что юноша из обычной советской семьи пришел к Богу, несомненно, был Промысл Божий Папа мой работал геологом, мама ездила с ним. Они постоянно что-то раскапывали – искали какие-то ископаемые. Вообще, интересна была история их знакомства – такое могло произойти только в СССР: папа выучился на геолога в Киеве, и его отправили работать на Камчатку. Мама родилась в Чечне, но чеченкой не была – происходила из старинного казацкого рода. Ее родители были нефтяники, они работали на Сахалине, потом вместе с дочкой приехали на Камчатку, а папа в это время исследовал там земные недра. И вот мама работала в библиотеке, а папа, который очень любил читать, пришел туда – и увидел мою юную маму. И все. Счастливая семья, трое сыновей. Я, их первенец, родился на Камчатке, в поселке геологов, у сопки Ключевской.

http://ruskline.ru/opp/2021/08/16/v_chem...

Закрыть itemscope itemtype="" > О статье А.Д. Степанова «Как быть с миллионами невинно убиенных» 11.01.2016 2312 Время на чтение 9 минут От редакции : Я всегда приветствую дискуссии и лояльно отношусь к критике в свой адрес, поэтому мы и публикуем эту статью. Но критика, как правило, требует некоторого ответа или хотя бы пояснения. Писать полноценный ответ А.В. Сошенко нет времени, да и по большому счету, нет необходимости, но кое-какие нюансы надо уточнить. Поэтому я использую свои возможности редактора и ограничусь редакционным предисловием. О Промысле Божием . Прежде всего, надо отметить, что писать надо именно так - Промысл, а не промысел, как у автора (это - типичная ошибка, поэтому обращаю внимание). Промысел может быть народный, или промысел рыбы, а вот Божий только Промысл. Вновь должен подтвердить, что автор не понимает что такое Промысл Божий и мыслит, в чем сам впрочем и признается, весьма схематично. Крайние разрушители, большевики, которые пришли к власти с идеей мировой революции, возродили великую державу, пришли к идеям славянофильства в коммунистической упаковке, - вот это действие Промысла Божия в русской истории. И Ленин пришел к власти промыслительно, поскольку в тех условиях не было фигур его калибра и другой идеологии, а главное народ готов был купиться на лозунги большевиков. Но Ленин и большевики вопреки своим желаниям сохранили единую страну, выгнали западных интервентов и начали строить социализм в отдельно взятой стране, - вот явное действие Промысла Божия в нашей истории. И Горбачев пришел к власти промыслительно, он отражал духовное и умственное состояние большинства партноменклатуры. И Ельцин победил промыслительно. Но еще более мы должны удивляться и радоваться действию Промысла Божия в истории, что Ельцин привел к власти Путина . Вы правы в одном, Андрей Витальевич, - схематизм к русской истории неприменим. О Петре Великом и Сталине . Вообще-то сам Сталин чувствовал свое родство с Петром Великим, поэтому книги и фильмы о Государе выходили в 30-е гг. неслучайно. Если бы все дело было так, как изображает Сошенко, тогда объяснения этому феномену нет. Проблема в том, что Сошенко использует ходульные обвинения против Петра Алексеевича в духе Бердяева (первый революционер) или еще хуже - Солоневича, который был прекрасным публицистом, но совершенно неглубоким мыслителем. Иван Грозный, Петр Великий и Иосиф Сталин делали одинаковое дело, а главное жили ради Державы, жили идей служения государству, т.е. жили христианскими смыслами. И если мы внимательно (без схематизма) присмотримся к их делам, то увидим это фундаментальное родство.

http://ruskline.ru/special_opinion/2016/...

И.Ц. Миронович Лекция 10. Расцвет еврейской религиозной поэзии в эпоху Давида и Соломона Смотрение Зиждителево – это Его Промысл. Смотрение – Промысл Божий о нашем спасении. И вот этот Промысл Божий определил, что спасение идёт через Деву. И смотрите, как Господь устраивает: падение – через жену; восстановление от падения – через Деву. Вот здесь великая тайна. Ведь Господь мог бы прийти не чрез воплощение от Девы, а мог бы прийти чудесным образом, явившись человеком, потому что для силы Божественной нет никаких препятствий явиться и таким образом. Но нет. Он повторяет путь человеческого развития от эмбрионального. И проходит через все возрасты, дабы все возрасты спасти. Зачинается без семени, но обитает во чреве Девы девять месяцев, как и полагается. Затем Младенец возрастает, и благодать Божия почивает на Нём. И вот Он становится Отроком и совершенным Мужем. По виду всё, как у прочих людей. Единственное, что в этом Существе нет греха, ни тени греха (см. 1Ин. 1:5 ), и неизреченным образом с Его видимой природой, во всём подобной нам, соединяется Божественная, не смешиваясь с ней, non mixis – отсюда вот смешение, микстура, – не mixis, а вот какое-то неразлучно, неслиянно, неизменно – эти термины и осознать-то нам трудно. В каком же соотношении находятся Божественная и человеческая природа? когда появились христологические ереси, они все споткнулись на этой тайне: где это Иисус из Назарета, а где это Бог, превыше всех времён. Нельзя рассекать личность Христову, надо воспринимать Его в целости. Хотя можно сказать: Где положили Его? – спрашивает как человек. Лазарь, гряди вон! – говорит, повелевает как Бог. Но такое деление небезопасно. Мы можем рассечь единую личность Христову. Он – Богочеловек, и этот термин, Богочеловек, Церковь взяла в Своё употребление, и мы должны на этом бы и остановиться. Но человеческая мысль – в силу своего падения – буравит любые Божии заповеди. Ведь сказано: В день, в который ты вкусишь – смертию умрёшь (см. Быт. 2:17 ). Почему запретил? Почему запретил познание добра и зла? Почему? Из-за зависти – будете, как боги? Ах, так, значит – начинает критиковать, и подвергать сомнению саму заповедь Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Разделы портала «Азбука веры» Богословие в тестах Популярное Сейчас в разделе 70  чел. Всего просмотров 15 млн. Всего записей 345 Подписка на рассылку ©2024 Богословие в тестах к содержанию Тест: Преподобный Антоний Киево-Печерский 1. Что из перечисленного сделал при жизни прп. Антоний Киево-Печерский? 1 Построил каменный Успенский собор Киево-Печерского монастыря 2 Выкопал первую пещеру под Киевом для монашеских подвигов 3 Принял первых насельников будущего Киево-Печерского монастыря 4 Ввёл Студийский устав в Киево-Печерском монастыре Правильный ответ: Верно! Материалы для изучения: Житие преподобного Антония Печерского Комментарий: Преподобный Антоний начал... Тест на проверку ударений в словах 1. Воставше от сна, припадаем Ти, Блаже. 1 припадаем 2 припадаем Правильный ответ: Верно! Материалы для изучения: Молитвы утренние. Комментарий: Тропари Троичные: ... Воставше от сна, припадаем Ти, Блаже, и ангельскую песнь вопием Ти, Сильне: Свят, Свят, Свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас ... Ответить Пройти весь тест 2. Тока слез моих не отвратися,... Тест: Как это называется в Церкви? 1. Участие Бога в нашей жизни. 1 Синергия 2 Помысел 3 Промысл 4 Промысел Правильный ответ: Верно! Материалы для изучения: Промысл Божий. Комментарий: Промысл Божий – непрестанное проявление в мире всеблагой, всепремудрой и всемогущей воли Божией, действие Божие, направленное на сохранение и развитие мира, все обращающее ко благу, направляющее к вечному спасению человечество в... Тест: Страстотерпцы Борис и Глеб 1. Расположите по старшинству имена братьев-владимировичей, о которых повествует история гибели страстотерпцев Бориса и Глеба. 1 2 3 4 5 Глеб Святослав Святополк Ярослав Борис Вопрос на сопоставление: упорядочьте правый столбец так, чтобы понятия в нём соответствовали левому. Это делается мышкой или, на смартфонах, - пальцем. Правильный ответ: null Верно! Материалы для изучения: Соловьёв С.М.... Тест: Пословицы и поговорки Вставьте пропущенные слова в популярные русские пословицы и поговорки. 1. Согрешающих видим, о ... Бог весть. 1 праведниках 2 кающихся 3 грешащих 4 молящихся Правильный ответ: Верно! Комментарий: Согрешающих видим, о кающихся Бог весть. Ответить Пройти весь тест 2. ... любезны доводят до бездны. 1 Друзья 2 Грехи 3 Дела Правильный ответ: Верно!...

http://azbyka.ru/test/page/7

Толкование на Евангелие от Матфея в неделю шестнадцатую (Мф.25:14–30) Некоторые лжелюбомудрия ученики, совершенно отвергая Божий Промысл, суесловят, яко бы мир есть без призрения и без промысла, движется же и управляется случаем, или сущими в нем естественными законами. Другие, ограничивая Промысл Божий луною, говорят, что все, находящееся под луною, есть без промысла, и как случится, движется и управляется. Истинное Евангельское Спасителя нашего Иисуса Христа любомудрие, и чтенною в нынешнем Евангелии притчею, объясняя раздаяние талантов сообразно каждого силе, еще же и расчет данных каждому талантов, сиречь, награждения приумножившим, а наказания оные скрывшим, велегласно доказывает особенный о каждом промысл и испровергает погрешительные таковых лжелюбомудров мнения. Душеполезно убо и спасительно будет сея притчи толкование, коего послушайте. Мф.25:14 .  Рече Господь притчу сию: человек некий отходя, призва своя рабы, и предаде им имение свое. Человек, который предал имение свое рабам своим, есть Всеблагий Бог, раздавый дарования Свои людям. Человеком же называется ради человеколюбия Своего, а отходящим – ради великого долготерпения к рабам Своим, приявшим дарования Его, поелику не вскоре, но по прошествии многого времени, требует от них плода данных им даров. «По мнозе же времени, говорит Писание, прииде господин раб тех» ( Мф.25:19 ; Кирил. в бесед.). Но и в другом смысле приемлют некоторые сии слова: человек, говорят, означает ради нас воплощенного Иисуса Христа, Который, когда восхотел отлучиться от мира сего и на небеса вознестись, предал святым Своим ученикам имение Свое, то есть, святую Свою Церковь , «юже стяжа кровию Своею» ( Деян.20:28 ). Мф.25:15 .  И овому убо даде пять талант, овому же два, овому же един, комуждо противу силы его: и отъиде абие. Таланты зде означают дарования Божии, природную способность, мудрость, богатство, чин, искусство и прочее сему подобное. Сих раздаяние есть не равное: иной приемлет пять, иной два, иной един, но никто не остается без таланта. Раздаяние же сие бывает не равно, но коемуждо по мере силы его. Столько талантов поручает Бог, сколько каждый в силах приумножить. Может же быть, пять талантов, два и един не положены просто для примера токмо, то есть, для означения большего и меньшего количества; но пять представлены ради пяти чувств, два же, ради сложения человека из двух существ, душевного, то есть, и телесного; а един, ради единого из двух существ состоящего человеческого лица.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

Предчувствие гражданской войны Епископ Обуховский Иона — о наших прадедах-новомучениках, современных фарисеях, и о том, как нам вести себя с несогласными. 13 февраля, 2014 Епископ Обуховский Иона — о наших прадедах-новомучениках, современных фарисеях, и о том, как нам вести себя с несогласными. Убивали зверски, ради… идей В минувшее воскресенье мы молитвенно обращались ко всем святым нашей земли. Особенно к тем святым, которые просияли в XX веке – новомученикам и исповедникам Русской Церкви. Все мы знаем, что гонения на веру разгорелись сразу после Октябрьского переворота 1917 года. Но особый размах они приобрели после гражданской войны, начиная с 20-х годов. Гражданская война терзала нашу землю несколько лет, и особенно трагична она была тем, что, как в Писании сказано, «восставал брат на брата, отец на сына». Люди враждовали, убивали друг друга, зачастую зверски убивали, ради неких идей. Причем каждая сторона совершенно искренне считала, что лишь у них истина, что именно они борются за правое дело. И это придавало событиям еще большего трагизма. Потому что если война происходит для защиты Отечества, когда враг атакует, и его нападение нужно отражать, или вследствие каких-то геополитических событий, то воюют, в основном, военные, бой ведет профессиональная армия. Но гражданской войной был охвачен весь народ: и гражданские, и военные, и стар, и млад — все пострадали. Парадоксальный промысл Божий Сейчас нам в исторической перспективе видится, что правда, все-таки, была на стороне тех, кто воевал за белое дело, за Русь Святую, против коммунистов, безбожников. Но это по нашим, человеческим меркам. У Господа совсем иной промысл, отличный от нашего мышления. И Господь попустил, чтобы в этой страшной войне победили красные — сторонники безбожия. Вроде бы это парадоксально, вроде бы Господь должен был быть с теми, кто прав, но, повторюсь, у Господа свой промысл. Ведь не секрет, что к тому времени, к началу революции, Русская Церковь да и всё общество находились в состоянии глубочайшего кризиса — и духовного, и политического. Церковь была расслаблена, она находилась под гнетом государства, зачастую очень благовидным и красивым, и жаждала каких-то изменений. Но опять Господь спутал все человеческие планы. 900 лет благоденствия…

http://pravmir.ru/predchuvstvie-grazhdan...

Закрыть itemscope itemtype="" > Оптинские старцы: письма через столетия 09.07.2020 987 Время на чтение 5 минут Старчество в Оптиной пустыни стало явлением, эпохой в истории Русской Церкви. Шел XIX век — время, когда жизнь усложнялась, политические страсти накалялись, людские судьбы запутывались, и в обществе, все дальше уходившем от святоотеческих, да и просто отеческих духовных заветов, подспудно нарастало неверие. Люди — от знатных до самых простых — испытывали внутреннюю нужду в том, чтобы кто-то пролил на терзавшие их противоречия свет евангельской простоты, чтобы кто-то успокоил их душу любовью и показал безбрежность любви Божественной. Не в том же ли нуждаемся сейчас и мы? У нас другой образ жизни, отчасти другие представления об этом мире, но в письмах этих можно найти нечто удивительно современное, адресованное будто бы непосредственно нам. Тоска, по свидетельству Марка Подвижника, есть крест духовный, посылаемый нам к очищению прежде бывших согрешений. Тоска происходит и от других причин: от оскорбленного самолюбия или оттого, что делается не по-нашему; также и от тщеславия, когда человек видит, что равные ему пользуются большими преимуществами; от стеснительных обстоятельств, которыми испытуется вера наша в Промысл Божий и надежда на Его милосердие и всесильную помощь. А верой и надеждой мы часто бываем скудны, оттого и томимся. Рассмотрите хорошенько, нет ли к тому причин земных (что отягощает тоска), и не оскудевает ли в вас вера и упование на Всеблагий Промысл Божий? Апостол сказал (1 Кор. 10, 13): верен… Бог, Иже не оставит вас искусится паче, еже можете, но сотворит со искушением и избытие, то есть избавление от скорби и искушения. Если таких причин не найдете за собой, то потерпите эту печаль и томление тоски, как крест духовный, и получите милость Божию и благовременное утешение по воле Божией, а не по нашим соображениям. В помощь избавления от безотчетной печали советую вам прочесть письма святителя Златоуста к Олимпиаде. (Книжка в хорошем русском переводе.) При внимательном чтении этих писем вы увидите, что, во-первых, печаль и тоска бывает смешанная, происходящая по ухищрению вражию, от мнимоблагих причин; во-вторых, увидите, как зловредна и душевредна такая печаль, что угодник Божий, вопреки общего обычая святых, вынужден был хвалить и ублажать свою ученицу, чтобы каким бы то ни было образом разогнать мрак душевредной печали, и исхитить оную из сетей коварного врага; и для сего употребил труд усиленный, несмотря на свое заточение и крайнюю болезнь телесную и другие неудобства. Если сумеете написанное там приложить к своим обстоятельствам, великую получите пользу духовную!

http://ruskline.ru/opp/2020/07/09/optins...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010