Скачать epub pdf Такие категории, как Промысл Божий, всеведение, провидение, предопределение, судьба и рок, являются для меня формулами, определяющими некое динамическое состояние человеческой души, которая, выбирая для себя в качестве приоритета то или иное понятие, дрейфует либо в сторону абсолютного принятия христианского мировоззрения, связанного с Божиим Промыслом, либо в сторону язычества. Понятие рока несовместимо с христианским мироощущением, и поэтому ясно, что в Священном Писании ему не могло быть посвящено ни единого слова. И оно попало в поле моего зрения исключительно потому, что и Промысл Божий, и Его всеведение, и провидение, и предопределение так или иначе могут вызывать ассоциации с пониманием, свойственным роковому восприятию жизни. Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое. ( Втор.30:19 ) Поводом к написанию данной статьи стали истории, рассказанные мне одним высокопоставленным лицом; человек этот, будучи православным, тем не менее укоренил в своих убеждениях мысль о предопределении. В какой-то момент своей деятельности он точно знал, что его дальнейший карьерный рост уже невозможен, но в начале 1990-х годов он ненароком получает предсказание, что станет генералом, получит продвижение по службе, второй раз женится и родит ребенка. Справедливости ради надо сказать, что первая его жена к тому времени уже была смертельно больна, но человек устроен так, что не теряет надежды и борется за жизнь изо всех своих сил. И я сам как врач и как священник являюсь свидетелем того, какие усилия он предпринимал для излечения своей супруги. Так что все эти слова, исполнившиеся в точности, в тот момент казались ему абсолютно нереальными. Столь же серьезно он говорил и о предсказаниях Ванги (опять-таки сам он ее не посещал) о том, что Курск окажется под водой и будет море слез. Гибель подводной лодки «Курск» является с его точки зрения актуализацией этого вангиного утверждения. Следует при этом учитывать и то, что в языческом мире существовали предсказатели, слова которых сбывались, но иногда носили поистине издевательский характер. Чего стоит, например, известное пророчество царю Крёзу: «Если Крёз пойдет войной на персов, то разрушит великое царство». Тот, как мы знаем, пошел и погубил… свое 1 . Задача, которую я ставлю перед собой – это найти ответ на вопрос о соотношении категорий, с которых, собственно говоря, и началась данная статья, то есть до какой степени христианин может принимать предопределение, не скатываясь при этом к грубому язычеству.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Timako...

156. Достославное трехсотлетие Богом царие царствуют. Вознесох избранного от людей Моих. Любит Господь нашу Русь Православную, которая когда-то не напрасно именовалась Святою, а ныне так много и тяжко согрешает пред Богом, – любит и любя наказует, и наказуя милует, и в самом наказании пути к избавлению указывает. Только будьте, русские люди, внимательны к неисповедимым путям Промысла Божия, и вы ясно увидите в них перст Божий, указующий вам, где и в чем искать спасения родной стране. Вот уже несколько лет будто туманом ядовитым заволокло нашу Русскую землю и идет по ней такая духовная смута, какой не знала она во времена злой татарщины: нужно ли подробно говорить о том, что в наши дни творилось и доселе творится у нас на Руси?.. Забыты, попраны все заповеди Божии, кощунство, богохульство, все виды распутства и, наконец, такие преступления, которые доводят до ужаса верующее сердце, о коих рука отказывается писать, язык немеет говорить. Чувствует грешное сердце, что вот-вот гнев Божий, как страшный гром небесный, разразится над нами и не будет нам помилования. И вот в такое-то многоскорбное время, когда русская душа так исстрадалась, истомилась горем безысходным, Бог милосердый, как любящий Отец, зовет ее к покаянию, обнадеживает помощью Своею, как бы говорит ей: оглянись назад, вспомни дни минувшие, покайся и ободрись! Грешили некогда твои отцы и тяжко грешили; но умели и каяться, обращались ко Мне в покаянии, и Я миловал их, и снова почивало на них Мое благословение. Я – Тот же и ныне, Каким был тогда: и ныне готов раскрыть пред тобою Мои отеческие объятия, готов ниспослать тебе Мое благословение, только покайся, брось путь погибельный, на коем ты стоишь! Не слышен ли сей глас Божий в тех светлых воспоминаниях, которые, одно за другим, встают и светлыми видениями проходят пред нами именно в наши смутные дни? Не явная ли это милость Божия к нам, грешным, что современная нам смута была попущена по грехам нашим, не раньше сих великих юбилеев – воспоминаний тяжких бед на Руси и великих милостей Божиих к предкам нашим?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Святой праведный Филарет Милостивый Около 780 года, в царствование императрицы Ирины, матери юного императора Константина VI, в пафлагонском городе Амнии жил богатый земледелец по имени Филарет. Бог в изобилии даровал ему всякого рода имение: поля, виноградники, стада скота; в его обширном хозяйстве трудилось множество работников и слуг. Будучи уже в преклонных летах, он жил весьма счастливо, окруженный многочисленной семьей, не имея иной заботы, как только угождать Господу, употребляя свои богатства на благо ближнего. Любящий добродетель, соответственно своему имени, Филарет питал столь великую любовь к людям, ближним и дальним, знакомым и незнакомым, что сердце его не могло спокойно взирать на человека, находящегося в какой-либо нужде. Он, не скупясь, раздавал помощь всем нуждающимся, кто бы ни приходил к нему, и, подобно Аврааму, сам выходил навстречу каждому страннику, почитая за честь оказать ему гостеприимство. Поэтому Господь благоволил к нему, умножая его богатства в той же мере, в какой праведный раб Божий расточал их во благо ближнему. Однако же, завистью бесовской и попущением Божиим, Филарет был, подобно праведному Иову, подвергнут великому испытанию. Грабители расхитили его имущество, и он оказался в совершеннейшей бедности, так что у него не осталось ничего, кроме клочка земли, пары волов, осла, лошади, коровы с теленком и нескольких ульев. Несмотря на столь нежданное и великое несчастье, угодник Божий не проронил ни одной жалобы, ни одного упрека. Напротив, он пребывал в радости и благодарил Бога за избавление от бремени богатства, вспоминая слова Спасителя: «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф. 19: 24). С тех пор он принужден был возделывать землю собственными руками, чтобы прокормить семью. Как-то раз по дороге к своему полю он встретил бедного крестьянина, у которого только что пал один из его волов и который громко жаловался и сетовал по этому поводу. Позабыв о собственной нужде и движимый лишь голосом сострадания, святой тотчас отдал ему одного из своих волов, а несколько дней спустя и второго, тем самым лишив себя скудного урожая, который приносила его земля. Узнав об этом поступке, жена и дети Филарета стали со слезами и стенаниями упрекать его за то, что он обрек их на неминуемый голод. В ответ верный ученик Христов, исполненный надежды на Промысл Божий и веры в слова Спасителя: «Не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить… Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6: 25, 33), увещевал родных набраться терпения и обещал вскоре открыть сокровище, некогда им спрятанное.

http://pravoslavie.ru/put/58091.htm

Слово в Великий пяток 81 Ныне суд есть миру сему. ( Ин. 12, 31 ). И кто же говорит сие? Тот самый, кого мир осудил и распял на кресте. Что это значит? Не был ли судим в тоже самое время и мир невидимым судом Божиим? Действительно, ныне два судии, но истинный Судия – один: это Иисус Христос; ныне два подсудимые, но действительный преступник – один: это мир; ныне два суда, но праведный суд – один: это суд Божий. Точно ныне суд есть миру сему. Будучи собраны Церковью для поклонения Распятому на кресте, воззрим на суд мира, как он представлен в Евангельской Истории, и пожалеем о распинателях; воззрим потом на суд Божий, как Он невидимо совершается над судьбою мира, в суде его над Иисусом, и утешим себя милосердием суда Божия. 1) СУД МИРА. Он начался очень рано. Иисус был еще в колыбели, а суд мира восстал было против Него; и за что? За то, что восточные мудрецы приходили поклониться к Нему с дарами, и возвеличили Его титлом Царя Иудейского; но промысл Божий не допустил нечестивого Ирода совершить Цареубийство. Суд кончился избиением младенцев; и дело казалось решенным. Примечаете ли, христиане, какая страсть первоначально судила младенца Иисуса? Это испуганное честолюбие, которое, смотря большими глазами страха, не видело того, что есть, а видело, чего нет. Возможно ли же было ожидать от такого судии здравого суда? Честолюбие смутилось, испугалось, бросилось в крайность и учинило ужаснейшее преступление – детоубийство. Иисус вступает в общественное служение спасению рода человеческого, начинает учить истине и творить добро, совершать чудеса и устроять Царство Божие. И вот суд мира опять возгорается, опять буйные страсти восстают против смирения и кротости Иисуса. Одни осуждают Его учение; другие порицают дела. Там хотят уловить Его словом; здесь ведут на верх горы, чтобы низринуть Его. Там вземлют камение, чтобы побить Его; здесь изыскивают причины, чтобы обличить Его; и опять за что? За то, что Он учил так назидательно и утешительно, как никто никогда не учил; жил так свято, как никто никогда не жил, и творил чудеса, каких никто не творил. Фарисеи обижались тем, что Иисус обличал их в лицемерии; книжники и законники огорчались тем, что более следовали учению Христову, нежели их изъяснениям закона; первосвященники и старейшины огорчались тем, что более воздавали почтения Христу, нежели им.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

IV. Любовь Божественная спасающая или воссоздающая человечество Основания примышления Божия о мире, в особенности любовь Божия к существам живым и свободно-разумным. Бог – не виновник зла. Зло по своему существу и последствиям ограничивает проявления любви Божественной в мире. Бог воспользовался им, как средством для сильнейшего проявления своей благости и любви. Отношение любви Божией к злым духам – отрицательное. Отношение любви Божией к людям-грешникам, возможность спасения которых заключается, кроме них самих, только в любви Божией, но не в других свойствах Божиих. Величие спасающей любви Божией, проявляемое в отношении ее к правде божией, в препятствиях для ее дела, в побуждении к нему, в правах и средствах для него. Спасающая любовь Бога Отца. Любовь Сына Божия, проявившаяся в Его воплощении и жизнь как самоотверженная жертва, как послушание Богу, как источник благодеяний для людей. Особенное значение в деле спасения людей смерти И. Христа. Смерти И. Христа была послушанием Богу Отцу, жертвой, благом для людей. В крестной смерти и в плодах ее обнаружилась любовь Сына Божия и Бога Отца друг к другу и к людям. Я Бог, а не человек: подвиглось во Мне сердце Мое; воскипела жалость. Не дам действовать ярости гнева Моего. ( Ос. 11:8. 9 ). Любовь Божия, сотворивши мир, не оставила его без своего попечения и после сотворения. Любовь Божия по сотворении мира становится любовью промышляющей о мире. Промышление о мире есть в своем роде продолжающееся творение, и потому в промысле, как и в творении, главная действующая сила есть любовь. Промышление о мире отличается от творения его только тем, что при творении получило бытие и жизнь то, что прежде не существовало, а промышление относится к существующим уже бытию и жизни, поддерживает их и предохраняет от уничтожения, усовершает их и направляет к определенным им при творении целям. Опровергая деистов, отрицающих промысл на том основании, что мир, как хорошо устроенная машина, не нуждается в Божественном промысле, защитники промысла обыкновенно указывают на присутствие в мире существ свободно-разумных, которые могут злоупотреблять и, по свидетельству опыта, действительно злоупотребляют своей свободой и расстраивают механизм мировой жизни; так что становится необходимым вмешательство Божества в жизнь мира для исправления расстройства, необходим промысл Божий о мире.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Краткое рассуждение первое. О провидении и промысле Отверзшу тебе руку, всяческая исполнятся благости: отвращшу же тебе лице, возмятутся: отъимеши дух их, и исчезнут и в персть свою возвратятся ( Пс.103:28–29 ). § I Провидение есть действе Бога, коим Он по предведению и намерению своему – всё премудро и праведно управляет. Провидение иные называют действием, иные определением. Однако сии не различествуют между собою как вещи противные, но суть одна другой подчинённые. Ибо, что Бог ни делает – то и определил сделать: Разумна бо от века суть Богови вся дела его ( Деян.15:18 ). § II Слово Провидения различно взимается: α) Означает сведение о будущем, которое, Бог предвидит, как говорит Пётр Апостол: Сего нарекованным советом и проразумением Божиим предана приемше, руками беззаконных пригвождше убисте ( Деян.2:23 ). β) значит – самим делом иметь попечение о вещах нужных, как говорит Авраам к Исааку: Бог узрит себе овча во всесожжение, чадо ( Быт.22:8 ). Или, как Соломон пишет: мала и велика сей (Бог) сотвори, подобне же проразумевает о всех ( Прем.6:7 ). γ) Означает совокупно три части провидения, кои суть: предведение, намерение, и управление. I. Предведение, о коем говорит Павел: ихже бо предуведе, (тех) и предустави сообразных быти образу Сына своего ( Рим.8:29 ). Оно иногда называется просто предуведением, – иногда благоволением и любовью к избранным; как Сын Божий говорит: Аз есмь пастырь добрый: и знаю моя, и знают мя моя ( Ин.10:14 ). Или, как пишет Павел: ныне же, познавше Бога, паче же познани бывше от Бога, како возвращаетеся паки на немощныя и худыя стихии, имже паки свыше вспять служити хощете? ( Гал.4:9 ). И на другом месте: позна Господь сущыя своя ( 2Тим.2:19 ). Бог предвидит зло, равно как и добро, как напр.: предвидел порабощение Израильтян: и речено бысть ко Авраму: ведый увеси, яко преселно будет семя твое в земли не своей, и поработят я, и озлобят я, и смирят я лет четыре ста ( Быт.15:13 ). Предвидел пленение Павлово, как пишет в Деяниях Евангелист Лука: Пребывающым же нам тамо (в Кесарии) дни многи, сниде некто от Иудеи пророк, именем Агав; и пришед к нам и взем пояс Павлов, связав же свои руце и нозе, рече: тако глаголет Дух святый: мужа, егоже есть пояс сей, тако свяжут его во Иерусалиме Иудеи и предадят в руце языков ( Деян.21:10–11 ). Предвидел опасность Давидову, как пишется: и рече Давид (ко Господу): аще предадят мя иже в Кеиле, и мужи моя в руки Саули? И рече Господь: предадят ( 1Цар.23:12 ). Но притом потребно ведать, что предвиденная вещь не есть необходима. Ибо как из примера видно, хотя и предвидел Бог , что Давида в руки врага предадут; однахож сие не сбылось, поскольку Давид из Кеилы убежал. Христос знал, что может умолить Отца своего, чтоб представил ему вящше неже дванадесяте легеона Ангел ( Мф.26:53 ); однако сего не сделалось.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

Помыслих дни первые и лета вечная помянух, и поучахся Пс.76:6 .   По милосердию Отца Небесного, положившего во власти своей времена и годы, мы встречаем новый год, слушатели! – Каждый новый год естественно возводить мысль к воспоминанию событий – всемирных, народных и частных, потому что бытие мира, существование народов, жизнь каждого человека все это измеряется годами; и как жизнь всегда живущего течет непосредственно от Бога; а равно и события, которые несут с собою река времен и потоки жизни, управляются десницею мудрого и милосердого Промысла Божия: посему каждый новый год, сколько дает поучительных уроков, столько же и возбуждает благодарных чувств к Богу Промыслителю. Но наступающее ныне новое лето, для нас, гораздо богатее прочих, и сладкими воспоминаниями прошедшего, и сильными уроками, из которых внимательный может поучиться тайнам Святого Промысла, и живыми ощущениями неизреченных нам благодеяний Божиих. Почему так? Потому что в наступающее сорок седьмое лето, Москва, столь славная по влиянию на судьбу России, исполняет седьмое столетие гражданской жизни своей. Пройдите внимательно мыслью от настоящего времени к тому незабвенному в нашей истории году, в который сей, ныне обширный и великий град, в немногих, может быть, хижинах, появляется на берегах почти неизвестной реки. Сколько на сем пространстве времени начертано имен, славных в просвещенном мире, незабвенных для отечества, сияющих в самой вечности! – Сколько сменилось событий, при которых сердце Русское не может не ощутить радостного, святого, неизъяснимого движения! Сколько совершилось перемен, великих и чудных, которые заставляют благоговеть пред десницею Неизменяемого, столь ясно открывающеюся в изменениях царств и народов! И так посмотрим на новый год, как на звено бытия целой вселенной, как на эпоху значительную в существовании царственного града Москвы, как на предел, с которым жизнь каждого из нас приблизилась к вечности; посредством сего воззрения, в самом страшном для нас стремлении времен к своему концу – мы увидим перст Божий, который в сем быстром сокращении времени начертывает сколько назидательных, столько же и утешительных уроков.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Ternovs...

Псалом 32 Давид, исповедуя милость и правду Господа, призывает прославлять Его промышление, – особенно о народе Еврейском. Псалом Давиду, не надписан у еврей. Над этим псалмом в еврейском тексте Библии нет надписания: Псалом Давида, – потому что этот псалом составляет, очевидно, продолжение предыдущего псалма ( Пс.31:11 =ст. 1 Пс.32 ). 1–4. Радуйтеся, праведнии, о Господе, правым подобает похвала. Исповедайтеся Господеви в гуслех, во псалтири десятоструннем пойте Ему: воспойте Ему песнь нову, добре пойте Ему со восклицанием: яко право слово Господне, и вся дела Его в вере. Люди праведные – строго и постоянно сообразующие свое поведение с заповедями воли Божией – должны радоваться, ибо они знают, что такое поведение их снискивает им благословение от Бога и – блаженную жизнь ( Пс.1 ). Таким праведникам подобает похвала – прилично славословить Бога, ибо Он приемлет славословие из их уст, как лучшее выражение лучших чувств их. – Большая радость естественно и выражается с большею силою: вот почему к пению должны присоединиться звуки священной музыки – гуслей, десятострунной псалтири – полнозвучной арфы. – Так должно петь новую песнь – каждый раз для славословия новых милостей промысла Божия праведным людям: должно петь добре – стройно, со восклицанием – с выражением чувства сильным звуком музыкальных труб. – Так должно нет Господу, потому что слово Его право – прямо, как истинный показатель жизни, и все дела Его в вере – дела Его промышления всегда точно выражают Его волю, святую и благую. Эту волю Господа и должны восхвалять торжественно праведники, ибо они знают ее по опыту собственной жизни. 5. Любит милостыню и суд Господь, милости Господни исполнь земля. Закон Божий, как слово Господа, является верным в справедливых делах Его промысла (ст. 4), ибо Господь любит милостыню и суд – Он соображает свою правду с благостью своей: и потому, постоянно снисходя к слабым силам природы человеческой, всегда и всюду проявляет свою милость; и милости Его полна земля – наполнена дарами благости, коими пользуется человек, собственно не достойный того за дела своей греховной воли.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Скачать epub pdf Содержание Человеческая свобода Божие владычество Как же это согласовать? Неудачные попытки решения вопроса Божие всеведение Что это значит на практике?     Среди вопросов, которые часто возникают у людей, желающих глубже понять истины Православной веры, многие относятся к таким темам, как промысл Божий, предопределение и свободная воля. Как соотносятся между собой истины, которые открывает нам в этой области Писание и Предание? Во что нам следует верить? Ведь эти истины не относятся к области отвлеченных интеллектуальных упражнений, которые некоторые богословы могут находить увлекательными, но которые, видимо, мало оказывают влияния на нашу жизнь и нашу надежду. Речь идет о том, как мы видим нашу веру, наши обязанности и наши отношения с Богом. Человеческая свобода Слово «свобода» может употребляться разных значениях, например, в смысле политической свободы, свободы от тирании и угнетения, или свободы от страданий и болезней, или – как, например, в Иоан.8:34–36 – в смысле свободы от греха, свободы человека соответствовать своему подлинному благу и предназначению. Здесь мы поговорим о свободе выбора, то есть способности человека быть автором своих решений. Свободе от внешнего детерминизма, от каких бы то ни было сил, которые бы переопределяли решение человека за него самого. Такую свободу Писание за людьми ясно признает. Оно говорит о том, что люди ответственны за свой выбор. Они сами решают, как поступить. Иначе все обетования и предостережения, призывы и упреки, увещевания и повеления не имели бы никакого смысла. Писание обращается к людям как к свободным и ответственным нравственным агентам, способным по своей воле избирать тот или иной курс действий. Уже в Ветхом Завете Бог постоянно обращается к людям с призывами совершить определенный выбор и избежать другого. Уже в повествовании о творении мы читаем: «Заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» ( Быт.2:16, 17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

Слово, произнесенное в 1830 году по случаю появления губительной болезни в городе Белгороде Теща Симонова бе одержима огнем велиим: и молиша Его о ней. И став над нею, запрети огню: и остави ю ( Лк. 4:38, 39 . Сколь блаженное было время, когда сам небесный Врач исцелял людей от недугов! Врачевание совершалось одним всесильным словом и посему надежда на исцеление была несомненна! О Спасителю наш! Где Ты ныне, да спасеши ны от угрожающих нам лютых, да избавиши от уныния, да удалиши от нас страх преждевременные смерти, и отвратиши меч правосудия небесного, поражающий людей достояния Твоего? – Но изречения Спасителя, обещавшего пребывать в Церкви своей – пребывать с нами до скончания века, неужели относились только ко временам первых веков Христианства? Отринем, Христиане, малодушие! Небо и земля прейдут, обетованные же Спасителя не прейдут. Христос вчера и днесь, тойже и во веки ( Мф. 24:35 . Евр. 13:8 )! Но если Он, по непреложному своему обетованию, и ныне пребывает в Церкви своей: то       среди настоящего бедствия мы должны возложить твердое упование на Его промысл. Если Он все устрояет для нашего блага: хо мы должны с благодарностью пользоваться средствами, ниспосылаемыми промыслом Его, для спасения нас от настоящего бедствия. Мы должны питать в сердце своем несомненное упование на промысл Спасителя, и следовательно, должны не токмо отложить всякое уныние; но даже благодушествовать несмотря на опасности, окружившие нас! Кого из сетующих спасло уныние? Полезно сетование о грехах, ради коих грядет гнев Божий на сынов непокорных: но уныние снедает сердце, лишает всякого спокойствия, делает бесполезными все средства к избежанию зла и преждевременно приближает человека ко гробу. Оно есть признак неверия. А вы знаете, слушатели, что сам Спаситель не хотел исцелять людей во время земной жизни своей, по причине их неверия. И не можаше my, замечают Евангелисты ни единыя силы сотворити, за неверство их ( Мф. 13:38 . Мк. 4:6 ). Блюдите убо себе, братья, да не когда будет в некоем от вас сердце лукаво, исполнено неверия. Но утешайте с ебе на всяк день, Дóндеже, днесь, нарицается ( Евр. 3:12 ,13)! Утешайте себе великим и всемощным именем Христа Спасителя, который смертью своей упразднил имущаго державу смерти, да избавит сих, елицы страхом смерти повинни быша греховной работе ( Евр. 2:15 ). Утешайте себя твердой надеждой на Того, который вся содержит глаголом силы своей, коему покорена всяческая: – небесная, земная и преисподняя, который доселе спасал нас святым промыслом своим!

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Marty...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010