Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Ответы на вопросы читателей журнала «Русский Дом» — май 2019 г. 01.05.2019 Рубрика: Ответы журналу " Русский Дом " В книге Деяний рассказывается о некоем Гамалииле, уважаемом народом, имеющим страх Божий. Он предложил отпустить взятых под стражу за проповедь о Христе воскресшем апостолов: «Если это предприятие и это дело от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не сможете разрушить его. Берегитесь, чтобы вам не оказаться богопротивниками» (Деян. 5, 38—39). Не есть ли это слепое доверие Промыслу Божию? А.С. Мельников, г. Тверь Промысл Божий — это любовь Бога к роду человеческому. Чтобы обрести такое доверие, надо приобщиться, насколько возможно, любви Божией. Посмотрите, как с самого начала Церковь Христова выходит из рамок иудаизма. После убийства первомученика архидиакона Стефана начинаются гонения на христиан. Но Господь обратил это зло на благо. Господь распространил Церковь Христову среди языческого мира. Если бы враги Церкви думали, что бы такое сделать, чтобы распространить Церковь Христову, они не могли бы придумать ничего лучше, как начать гонения, говорит святой Иоанн Златоуст. Так Промысл Божий всегда рассыпает козни врага. Так рассыпался гитлеровский фашизм, который, казалось, покорил уже всю Европу. Мы не сомневаемся, что этому содействовали не только подвиг наших воинов, жизнь свою на поле брани положивших, но в значительной степени молитвы новых мучеников и исповедников Церкви Русской. И то же произошло с коммунистической идеологией, распространившейся уже почти по всему миру. Дух благодати действует непрерывно. И наша верность должна быть тем больше, чем больше испытаний нам дается. Особенно во время отступничества. Мы должны услышать голос Церкви, обращенной к нам, когда торжествует беззаконие, и сами мы не в силах ему противостоять: «Время действовать Господу; разориша закон твой, сего ради возлюбих заповеди Твоя паче злата и топазия» (Пс. 118). Уважаемый отец Александр! Вы когда-то написали книгу «Православная монархия и новый мировой порядок». Тема, которую Вы в ней затрагиваете всегда актуальна и с течением времени будет все более актуальной. Как могли бы Вы обозначить связь одного понятия с другим?

http://moral.ru/dom-05-2019/

архим. Кирилл (Павлов) О уповании на промысл Божий. Слово на акафисте преподобному Сергию Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте их вере ( Евр. 13:7 ), – говорит в своем послании христианам святой апостол Павел. И, действительно, подражать святым угодникам, учиться у них всему потребному ко спасению души весьма необходимо и полезно для каждого христианина, потому что у святых угодников Божиих и мысли, и чувствования, и поступки – все свято и весьма назидательно для хотящих спасения. Из жизнеописания Преподобного особенно обращают на себя внимание его твердое упование и вера в Бога. Несмотря на всевозможные лишения, скорби, искушения бесовские, преподобный Сергий оставался непоколебимым в своем уповании на Божию помощь, и это упование никогда его не посрамляло. Только твердою верою преодолевал он все искушения. Без веры угодить Богу невозможно, – говорит святой апостол Павел, – ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает ( Евр. 11:6 ). Вера... есть уверенность в невидимом и осуществление ожидаемого ( Евр.11:1 ), – говорит он же. Все угодившие Господу ветхозаветные праведники имели твердую веру, благодаря которой они побеждали царства, заграждали уста львов, угашали силу огня, были сильны на войне, прогоняли полки чужих, освобождались от немощи и т. д. ( Евр.11:33–34 ). А в Новом Завете Спаситель дал верующим еще большие обетования, говоря, что все возможно человеку, если будет просить с верою ( Мф. 21:22 ). И святой апостол Иаков пишет: Да просит (всякий) с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа. Человек с двоящимися мыслями, – не тверд во всех путях своих ( Иак. 1:6–8 ). Таким образом, верою были богаты все угодники Божии. В житии преподобного Сергия повествуется, как однажды в обители три дня не было ни хлеба, ни других продуктов питания, братия пришла в сильное смущение и негодование. Надо добавить, что по уставу монастыря братия не должна была даже и в случае нужды выходить в близлежащие селения для испрашивания подаяния и милостыни, но должна была терпеливо пребывать в обители, молиться и ожидать милости от Бога. Это было тяжелое правило, потому что обитель очень часто терпела недостаток в потребном. И вот так случилось однажды, что нужда была особенно острой, братия зароптала, некоторые даже собирались уйти из обители, но преподобный Сергий, видя, что ими овладевает дух уныния, стал их утешать, убеждая возложить все упование на Бога, ибо Он не оставит места сего без пищи.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blizhe...

епископ Петропавловский и Камчатский Артемий ЖМП 5 май 2011 /  5 мая 2011 г. Епископ Артемий: Промысл Божий закаливал мою душу в 12-летнем служении Отечеству в Вооруженных силах 3 апреля за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Кирилл возвел игумена Артемия (Снигура) в сан архимандрита. 8 апреля в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове, по совершении утрени с чтением акафиста Пресвятой Богородице, Предстоятель возглавил чин наречения архимандрита Артемия (Снигура) во епископа Петропавловского и Камчатского. 10 апреля в Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Кирилл и сослужившие архиереи совершили хиротонию архимандрита Артемия (Снигура) во епископа Петропавловского и Камчатского. Предстоятелю Русской Православной Церкви сослужили митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Саранский и Мордовский Варсонофий; архиепископы Клинский Лонгин, Истринский Арсений, Новосибирский и Бердский Тихон, Верейский Евгений, Хабаровский и Приамурский Игнатий, Егорьевский Марк; епископы Зарайский Меркурий, Дмитровский Александр, Солнечногорский Сергий, Карагандинский и Шахтинский Севастиан. Слово архимандрита Артемия (Снигура) при наречении во епископа Петропавловского и Камчатского Ваше Святейшество, Святейший владыка и милостивый отец! Ваши Высокопреосвященства, Преосвященства, богомудрые и богоносные архипастыри Церкви Христовой! В сердечном сокрушении и с трепетом в душе ныне предстою я, грешный и недостойный, перед вами, святители Христовы. В великом волнении звучит мой голос перед сонмом богомудрых и богопросвещенных иерархов. Вы, облеченные благодатью Духа Святаго, умудренные опытом святительского служения, призвали меня, младенствующего умом, к епископскому служению. Что могу сказать я и как возвышу голос перед вами? Знаю только, что служение это не может быть восхищено человеческим произволением, но Промыслом Божиим, совершающимся прежде всего через Первосвятителя нашего, Патриарха, и через вас, богоносные архипастыри. Чувствую себя немощным сосудом, не имеющим и капли той живой воды, , текущей в жизнь вечную (Ин. 4, 14), пустым колодцем, не способным напоить ни единого жаждущего. Но твердо верю, что благодать Божия, «немощная врачующая и оскудевающая восполняющая», по вашим святым молитвам уврачует немощи, восполнит скудость моего ума и очистит сердце мое для совершения нового служения в высоком звании архиерея.

http://e-vestnik.ru/docs/episkop_artemiy...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Верь в Промысл Божий и рассуждай с советом» Об архимандрите Иоанне (Крестьянкине) 08.03.2016 1203 Время на чтение 16 минут Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) Впервые отца Иоанна я увидел в монастыре и услышал его живые, яркие проповеди году в 1968-м. Он сразу произвел на меня впечатление человека одновременно и очень спокойного, сосредоточенного, и в то же время чрезвычайно энергичного, бодрого и духовно целеустремленного. Когда он, поблескивая и очками, и глазами (иногда даже чуть лукаво, но и очень ласково щурясь), быстро шел после Литургии по монастырскому двору, то производил впечатление даже не идущего, а как бы летящего, но притом все время налетающего на преграду из устремлявшихся к нему богомольцев, только что не хватавших его за полы, - так привлекал он всех своей вдумчивой, заботливой и терпеливой добротой. Сам я тогда же и познакомился с отцом Иоанном поближе - когда тогдашний отец наместник, архимандрит Алипий, дал мне как-то раз послушание сопроводить его на машине из Печор в Псков и помочь сесть в псковском аэропорту на самолет в Великие Луки: батюшка был срочно направлен туда для отпевания местного городского священника и, насколько я помню, для последующей временной замены его на приходе. Наместник отец Алипий говорил об отце Иоанне: «Да таких, как он, и трех-то монахов не наберется!» По дороге в машине отец Иоанн живо расспрашивал меня о моей жизни и дальнейших намерениях, о том, как я вообще попал в монастырь и чем ныне занимаюсь в Москве , о Московском университете (который я как раз тогда закончил и где некоторое время работал) и о степени религиозности в среде его преподавателей - и из замечаний его по этому поводу складывалось впечатление, что он смотрит на всю нашу современную жизнь как-то двойственно: и с прискорбием, с жалостью, и одновременно, несмотря ни на что, с удивительно твердым, можно сказать - несокрушимым оптимизмом. В этом он оказался для меня чрезвычайно схож с наместником отцом Алипием (умершим позднее - в 1975 году), который, когда я докладывал ему о благополучном отлете отца Иоанна и своем ярком впечатлении о нем, сказал: «Да у меня таких, как он, и трех-то монахов не наберется!»

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Дай покаяние Каину! Дарья Богуслаева считает, что если Учитель покается, то русский народ простит его, как прощал пленных немцев 09.08.2017 1784 Время на чтение 4 минуты «Дай рвущемуся к власти навластвоваться всласть, Дай покаяние Каину…» (Булат Окуджава) О фильме «Матильда» написано и сказано уже так много, что трудно добавить что-то существенное. Проведена очень серьезная экспертиза, сделаны однозначные заключения, которые дают возможность русскому православному народу вести непримиримую борьбу с кощунственным фильмом и его создателями. Сказано и сделано уже очень много. Но мне бы хотелось посмотреть на эту проблему с иного ракурса. Православные люди понимают, что все на Земле происходит по Промыслу Божию, по Его Воле, или попущению. В чем же Промысл Божий этой ситуации вокруг «Матильды», затронувшей сердца русских и нерусских людей, православных и либералов, деятелей искусства и политики? Сегодня в России практически нет людей, не знакомых с этой темой. Фильм «Матильда» стал той чертой, которая разделила белое и черное, зерна и плевелы, защитников и врагов нашего Отечества. И именно в этом Великий Промысл Божий о Святой Руси! Каждая душа сегодня, еще при жизни дает ответ, с кем она: с Господом нашим или с Его антиподом, с Христом или с антихристом? «Матильда» - это поле битвы тьмы и света, это - Куликово поле живых и мертвых душ. И преподобный Сергий снова дает благословение на битву, прорекает победу православному воинству во главе со святым царем Николаем над очередным «игом». Для русского человека эта победная тема близка и понятна. Россия всегда побеждала видимого врага. И именно сегодня этот враг вылез из окопов, снял маскировочные халаты, лицедейские маски, стал зрим и узнаваем. Этот враг думал, что он уже победил Россию, уничтожил народ и веру. Он уже готов был праздновать победу и плясать на костях. Но не тут-то было… И, если с победой русского воинства уже все понятно. «Нам отступать некуда, за нами Москва , победа будет за нами!» Святая Русь, по Божьему Промыслу, в соборном молитвенном стоянии уже одержала духовную победу над врагом. «Здесь Русский Дух, здесь Русью пахнет!», - в ужасе кричит нечистая сила, поджав хвосты и пытаясь спрятать копыта.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/08/09/da...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Кризис - это когда человек живет не по Евангелию» Пастыри о кризисе и его духовной пользе 01.04.2015 511 Время на чтение 21 минут Протоиерей Артемий Владимиров Протоиерей Артемий Владимиров , старший священник и духовник Алексеевского ставропигиального женского монастыря, преподаватель Православного Свято-Тихоновского гуманитарного и Российского православного университетов, член Союза писателей России: - Конечно, дорогие друзья, это «рукотворный» кризис, связанный с инфляцией и удешевлением рубля. И только потому мы ощущаем эти болезненные изменения, что Россия искусственно интегрирована в мировую экономику и рубль не является, как некогда, самостоятельной валютой (он привязан к золотому запасу и полезным ископаемым, но пока связан с бумажным царством долларов.) Сегодня имеет место некая стагнация в движении финансов, многие теряют работу; нет свободного циркулирования денежных средств, соответственно - и товаров; предприниматели чувствуют, что не справляются с трудностями и вынуждены сокращать персонал. У людей возникает обеспокоенность, как прокормить детей, как выжить в этих обстоятельствах, когда у всех волнения, тревоги, напряжение душевных и телесных сил... Но можно ли извлечь из кризиса духовную пользу? Прежде всего, если мы сравним положение России с Украино й (всё познается в сравнении!), если поймем, что «цивилизация моря» ведет войну против «цивилизации суши», Атлантика - против Русского мира, то «на войне как на войне». Люди, прошедшие войну, воспринимают жизнь как самый драгоценный дар и рады жить в стесненных условиях, «лишь бы не было войны». Так, после Великой Отечественной, в годы разрухи жили дружно в очень стесненных условиях и радовались тому, что есть возможность созидать, радовались каждому наступившему дню. Промысл Божий, пекущийся о нашем спасении, постоянно поставляет нас перед необходимостью взывать к Богу, просить Его о помощи Поэтому, чувствуя, насколько хрупко равновесие, как легко темные силы могут устроить всемирный пожар, мы должны уметь благодарить Бога за всё и не роптать, не смущаться в этих обстоятельствах. Слава Богу, мы живем в мирных городах, хоть и не всё нам дается легко. Главное - уметь сохранять присутствие духа и быть вместе со всей страной. Когда ты объединяешься с жителями Донецка и Луганска , Дебальцева и Горловки, полностью разрушенных, тогда по-иному смотришь на собственные невзгоды и трудности. «Чем глубже скорбь, тем ближе Бог». И говорят, что Промысл Божий , пекущийся о нашем спасении, постоянно поставляет нас перед необходимостью взывать к Богу, просить Его о помощи, призывать Его святое имя.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Преподобный Макарий: у истоков русского старчества 04.03.2021 671 Время на чтение 14 минут Под влиянием преподобного Макария в Оптинской обители возникла целая школа издателей и переводчиков духовной литературы. Уникальное и удивительное явление – старчество – зародилось в начале XIX в., когда воздействие европейского либерализма стало сказываться во многих сферах жизни российского общества и государства. Культура все более европеизировалась и отходила от истоков, основ и принципов православного вероучения. В обществе ощущалась огромная потребность в людях, которые положили бы конец этому губительному для России процессу. И вот в 1829 г. в Оптину пустынь прибывает старец Лев (Леонид) с шестью учениками (среди которых был будущий знаменитый подвижник и святитель Игнатий (Брянчанинов), где его с радостью принимает тогдашний настоятель отец Моисей, – он передает отцу Льву духовное руководство братией. Неустанная деятельность старца Льва, а затем его ученика – преподобного Макария – по возрождению и укреплению Оптиной пустыни была одновременно не только началом Оптинского старчества, но и началом духовного возрождения православной веры, ее освобождения от губительного влияния европейского либерализма. Оптина пустынь. Конец XIX в. Старец Макарий первостепенное значение придавал вере в Божий Промысл, поскольку на этом основано все христианское и православное вероучение. «Много может предстать случаев, чрез кои искушается наша вера к Богу и терпение; надобно твердо веровать в Промысл Божий, что Он ведет нас путями неведомыми, но не стесняя нашего самовластия. Бог даровал нам разум, и свободную волю, и заповедь – что делать и чего не делать; по избранию нашим разумом и волею того или другого подвергаемся награждению или наказанию здесь или еще в будущем веке. А как мы часто подвергаемся преступлениям заповедей Божиих, то Он, по милосердию Своему, посылает нам скорби, наказуя оными, отвращая от грехов и приводя к покаянию. Кающихся грешников Он прощает и приемлет – как мытаря, блудного сына и разбойника; а некающихся и неисправляющихся ожидает вечное наказание». (Здесь и далее цитируется книга: «Преподобный Макарий Оптинский. Письма к мирским особам». М., 2012.)

http://ruskline.ru/opp/2021/03/04/prepod...

Закрыть Великий праздник новомучеников 05.02.2017 374 Богом было попущено, чтобы минувшие сто лет Россия шла тернистым, мученическим путем, вписывая в историю новейшего времени имена сонма святых. Об итогах 1917-2017 гг. размышляет архиепископ Верейский Евгений, ректор Московской духовной академии. Вспоминаю случай: однажды еще в советское время один светский человек 7 ноября поздравил священника с праздником. Тот на минуту задумался и ответил очень серьезно: «Да, действительно, сегодня - великий праздник. Сколько мучеников дал он нашей Церкви!» Вступая в новый, 2017 г., мы будем еще раз переосмысливать случившееся. Как старейшее учебное заведение России, мы, конечно же, вспомним, какой путь прошло наше образование за минувшие сто лет. Мы видим полный разгром духовного образования после революции - совершенно все было запрещено. Ибо враги Церкви знали, что, борясь с Церковью, главный удар нужно нанести именно по образованию. Что и было сделано. И только в 1943 г., во время Великой Отечественной войны, в ходе знаменитой встречи Сталина с митрополитами Сергием, Алексием, Николаем была достигнута договоренность о возобновлении деятельности богословских курсов. После этого были еще 10 последних лет правления Сталина, потом десятилетие хрущевских гонений. 14 октября 1964 г. - в день, когда в Малом актовом зале Московской духовной академии, рядом с Покровским храмом МДА скромно праздновалось 150 лет пребывания Академии в Троице-Сергиевой Лавре, Хрущев был освобожден от всех занимаемых должностей и стал персональным пенсионером. Можно по-разному относиться к случившемуся, выискивать совпадения или же просто сказать: Промысл Божий. В данном случае Промысл Божий судил так, чтобы три духовных учебных заведения были открыты Постановлением Совета Министров СССР от 29 мая 1946 г. - в Москве , Ленинг раде и Киеве. А постановление от 9 июля 1946 г. предоставляло возможность преобразования Богословско-пастырских курсов в Москве, Ленинграде, Киеве, Саратове, Львове, Одессе, Минске, Луцке, Ставрополе - в духовные семинарии.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2017/f...

И.Ц. Миронович Лекция 2. Беседы Иисуса Христа с Никодимом и Самарянкой Всех приветствую, присаживайтесь, и мы с вами рассматриваем программу, как программу-минимум, которую вы должны приготовить к экзаменам. Но все атрибуты экзаменов – билеты и прочее – не будет. Буду спрашивать так: ну, что вы приготовили? Что вы можете сказать? А вот нужны бы билеты! Потому что при билетах-то и вскрывается, знаете, какая удивительная картина – Промысл Божий: вот приготовил человек 30-ть билетов, а 31-й нет – выходит брать билет и берёт 31-й. Вот вам Промысл Божий: уж если готовить, так надо готовить всё, а не выборочно. Ну а здесь, у нас вот уже отношения такие, более благостные, потому что всё-таки вас надо пожалеть в известной мере. Вы трудитесь на производстве, приходите сюда, уходите после 9-ти, и после многие ещё 2 часа в пути находятся, и строжничать никак невозможно. Всё будете сдавать пред Господом Богом! Экзамен наш – пред Господом Богом. И посмотрите, чем бы нам надо с вами заниматься и чем был озабочен пастырь Церкви Вселенской Апостол Павел. Вот если сравнить то, чем он был озабочен, и наши прошения к Богу, знаете, я вам скажу: Богу с нами неинтересно. Неинтересно! Ну такой примитивизм! Такой, что прямо не знаю, как и сказать вам. Вот давайте сейчас Послание к Колосянам откроем. Господи, помилуй! Вот это бы и надо. Читаю вам Послание к Колосянам, 1-я глава, читаю с 3-го стиха: «Благодать вам и мир [это не пацифизм – мир, – а внутренний мир, такое умирение души в Боге, упокоение души в Боге, вот мир Мой даю вам, мир Мой, не так, как дает, Я даю вам (см. Ин 14:27 )], от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа». Что же он дальше пишет? – «Благодарим Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа [во-первых], всегда молясь о вас [вот пастырская озабоченность: молитва о своей пастве], услышав о вере вашей во Христа Иисуса и о любви ко всем святым [имеются в виду члены общины, они назывались святыми по святой их жизни], в надежде на уготованное вам на небесах [вот мы питаемся этой надеждой], о чем вы прежде слышали в истинном слове благовествования [свою проповедь он называет истинным словом евангельским, истинной благой вестью], которое пребывает у вас, как и во всем плод, и возрастает, как и между вами, с того дня, как вы услышали и познали благодать Божию в истине ».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

«Кризис – это когда человек живет не по Евангелию» Пастыри о кризисе и его духовной пользе      Протоиерей Артемий Владимиров , старший священник и духовник Алексеевского ставропигиального женского монастыря, преподаватель Православного Свято-Тихоновского гуманитарного и Российского православного университетов, член Союза писателей России: – Конечно, дорогие друзья, это «рукотворный» кризис, связанный с инфляцией и удешевлением рубля. И только потому мы ощущаем эти болезненные изменения, что Россия искусственно интегрирована в мировую экономику и рубль не является, как некогда, самостоятельной валютой (он привязан к золотому запасу и полезным ископаемым, но пока связан с бумажным царством долларов.) Сегодня имеет место некая стагнация в движении финансов, многие теряют работу; нет свободного циркулирования денежных средств, соответственно – и товаров; предприниматели чувствуют, что не справляются с трудностями и вынуждены сокращать персонал. У людей возникает обеспокоенность, как прокормить детей, как выжить в этих обстоятельствах, когда у всех волнения, тревоги, напряжение душевных и телесных сил… Но можно ли извлечь из кризиса духовную пользу? Прежде всего, если мы сравним положение России с Украиной (всё познается в сравнении!), если поймем, что «цивилизация моря» ведет войну против «цивилизации суши», Атлантика – против Русского мира, то «на войне как на войне». Люди, прошедшие войну, воспринимают жизнь как самый драгоценный дар и рады жить в стесненных условиях, «лишь бы не было войны». Так, после Великой Отечественной, в годы разрухи жили дружно в очень стесненных условиях и радовались тому, что есть возможность созидать, радовались каждому наступившему дню. Промысл Божий, пекущийся о нашем спасении, постоянно поставляет нас перед необходимостью взывать к Богу, просить Его о помощи Поэтому, чувствуя, насколько хрупко равновесие, как легко темные силы могут устроить всемирный пожар, мы должны уметь благодарить Бога за всё и не роптать, не смущаться в этих обстоятельствах. Слава Богу, мы живем в мирных городах, хоть и не всё нам дается легко. Главное – уметь сохранять присутствие духа и быть вместе со всей страной. Когда ты объединяешься с жителями Донецка и Луганска, Дебальцева и Горловки, полностью разрушенных, тогда по-иному смотришь на собственные невзгоды и трудности. «Чем глубже скорбь, тем ближе Бог». И говорят, что Промысл Божий , пекущийся о нашем спасении, постоянно поставляет нас перед необходимостью взывать к Богу, просить Его о помощи, призывать Его святое имя.

http://pravoslavie.ru/78269.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010