Духовная жизнь сербов Сербский характеролог и духовник, епископ Николай Велимирович однажды сказал: «История сербского народа – особенно духовная история – не может писаться лишь словами или чернилами, но и кровью, и слезами сердца» 20 октября, 2009 Сербский характеролог и духовник, епископ Николай Велимирович однажды сказал: «История сербского народа – особенно духовная история – не может писаться лишь словами или чернилами, но и кровью, и слезами сердца» Говорить об определенном народе, его характеристиках и его духовной жизни в целом – вовсе не легкое дело. Если взять в качестве примера библейский избранный народ – евреев, то из Священного Писания совершенно очевидно, что народ этот имел самые разные характеристики, позитивные и негативные, так что трудно дать единую картину его характерных особенностей и его духовной жизни. А библейский народ в известном смысле является «прототипом» и «мерой» всех иных народов на земле, и каждый народ мог бы, пусть отчасти, узнать себя в Израиле, прежде всего по своему отношению к Богу – по этому, в конце концов, каждый народ и определяется, оценивается. Статья Епископа Афанасия (Евтича), в переводе Ивана А.Чароты. КАЖДЫЙ НАРОД – «НАРОД ИЗБРАННЫЙ» Безусловно, библейский народ, Израиль – особым образом избранный народ Божий, но это не значит, что любой другой народ на земле не является Божьим народом и по-своему – богопромыслительно – избранным народом. Ибо мы верим в Божий промысл об исторической жизни и пути каждого народа, верим в Божий спасоносный план – «домострой» (икономию) – для каждого народа и каждого человеческого существа. Об этом свидетельствует нам Святое Откровение, особенно слова Апостола Павла, сказанные народу-многобожцу в Афинах: «Бог, сотворивший мир и все, что в нем…, Сам дающий всем жизнь и дыхание и все. Он от одного (человека, или: одной крови) создал всякий народ человеческий/все народы человеческие, чтобы жили по всему лицу земли, и предопределил назначенные времена и границы их проживания – дабы они искали Бога, не коснутся ли Его и не найдут ли Его, хотя Он и не далеко ни от кого из нас; ибо Им живем и движемся и существуем…, ибо мы и род Его» (Деян. 17, 24-29).

http://pravmir.ru/duxovnaya-zhizn-serbov...

Житие Алексия, человека Божия Если презришь все мирское, будешь драгоценнее целого мира. Святитель Иоанн Златоуст Преподобный Алексий, человек Божий Преподобный Алексий родился в Риме в семье благочестивых и нищелюбивых Евфимиана и Аглаиды. Супруги долгое время были бездетны и неустанно молили Господа о даровании потомства. И Господь утешил супругов рождением сына Алексия. В шесть лет отрок начал учиться и успешно изучал светские науки, но особенно прилежно читал Священное Писание. Став юношей, он начал подражать своим родителям: строго постился, раздавал милостыню и под богатой одеждой тайно носил власяницу. В нем рано созрело желание оставить мир и служить Единому Богу. Однако родители собирались женить Алексия и, когда он достиг совершеннолетия, нашли ему невесту. После обручения, оставшись вечером наедине со своей невестой, Алексий снял с пальца перстень, отдал ей и сказал: «Сохрани это, и пусть Господь будет с нами, Своей благодатью устраивая нам новую жизнь». А сам тайно ушел из дому и сел на корабль, отплывавший в Месопотамию. Попав в город Эдессу, где хранился Нерукотворный образ Господа, Алексий продал все, что у него было, роздал деньги нищим и стал жить при церкви Пресвятой Богородицы на паперти и кормиться подаянием. Преподобный питался только хлебом и водой, а полученную милостыню раздавал немощным и престарелым. Каждое воскресенье он причащался Святых Тайн. Родные повсюду искали пропавшего Алексия, но безуспешно. Слуги, посланные Евфимианом на розыски, побывали и в Эдессе, но не узнали в нищем, сидящем на паперти, своего господина. От строгого поста тело его высохло, красота исчезла, зрение стало слабым. Блаженный же узнал их и благодарил Господа за то, что получил подаяние от своих слуг. Безутешная мать святого Алексия затворилась в своей комнате, непрестанно молясь за сына. Жена его горевала вместе со свекровью. Преподобный прожил в Эдессе семнадцать лет. Однажды пономарю церкви, при которой подвизался преподобный, было откровение о нем: Матерь Божия через свою святую икону повелела: «Введи в Мою церковь человека Божия, достойного Царствия Небесного; молитва его восходит к Богу, как кадило благовонное, и Дух Святый почивает в нем». Пономарь стал искать такого человека, но долго не мог найти. Тогда он с молитвой обратился к Пресвятой Богородице, прося Ее разрешить его недоумения. И снова был глас от иконы, возвестивший, что человек Божий есть тот нищий, который сидит на церковной паперти. Пономарь нашел святого Алексия и ввел в церковь. Многие узнали о праведнике и стали почитать его. Святой, избегая славы, тайно сел на корабль, отправлявшийся в Киликию. Но промысл Божий судил иначе: буря унесла корабль далеко к западу и прибила к берегу Италии. Блаженный направился в Рим. Неузнанный, он смиренно просил у своего отца разрешения поселиться в каком-нибудь уголке его двора. Евфимиан поместил Алексия в специально устроенном помещении при входе в дом и велел кормить его со своего стола.

http://pravoslavie.ru/1679.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Вера – шлюз в Мир Божий Веру ни купишь, ни позаимствуешь – её нужно иметь, а верить – значит доверять 10.05.2023 390 Время на чтение 5 минут Фото: предоставлено автором По сети интернет уже не первый год гуляет новость – «русский физик раскрыл тайну Благодатного огня». И каждый раз эту информацию запускают перед Пасхой. Так что же получается, если тайна раскрыта, то это уже не чудо? Далее указывается институт и фамилия учёного, который во время схождения Благодатного огня в храме Гроба Господня зафиксировал резкий всплеск электромагнитного излучения. Кстати, такое измерение могли произвести примерно лет сто назад, подобные приборы тогда уже имелись. Так что же выжидали? И вообще, кому это нужно – сделать невозможное, соединить две ипостаси – Божественную и научную?.. В сущности, что такое физические законы? Это лёгкий росчерк пера Творца в проекте создания материального мира. Параметры, которые сдерживают человечество от вмешательства в дела Божии. Могут ли законы, открытые учёными, описанные в учебниках, подтверждённые формулами, доказанные теоремами и т. д., открыть природу Божественного чуда?.. Прозрение слепых, воскрешение умерших, очищение прокаженных, исцеление расслабленного, превращение змея в золото и много ещё чего сотворённого Господом и Его последователями – всё это не подчиняется законам физики и противоречит человеческой логике. Феномен, не обоснованный законами физики, общество воспринимает как бабушкины сказки. « Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель (Откр. 1:8). Тому, кто создал всё видимое и невидимое не нужны спички, чтобы зажечь огонь, маловеры. Во время съёмок фильма «Воплощённая молитва», в котором рассказывается о чудесных отображениях святых ликов на стёклах киотов, я столкнулся с неверием людей в Божий промысл. В основном многие, особенно те, что за оградой церкви, рассматривают чудеса, как обычный физический процесс: дескать, краска испаряется и оседает на стекло...

http://ruskline.ru/news_rl/2023/05/10/ve...

Надо так жить, чтобы и в сердце, и в уме всегда был Бог Скажу о главном завете отца Иоанна – о вере в Промысл Божий, ведущий человека ко спасению. Эта мысль часто согревает, утешает и направляет меня в теперешней жизни... О своем послушничестве вспоминает ученый-генетик Евгений Андронов 74 . «Я хочу поведать, как под руководством старца, благодаря его духовному опыту, святым молитвам и трудам человек меняется. Старец был, не побоюсь сказать, великий православный педагог, по словам апостола Павла, «детоводитель ко Христу», полагающий за овцы своя не только время и силы, но и жизнь свою. Но писать об этом невозможно, не рассказывая о себе, о своих грехах. Рос я в хорошей, но нерелигиозной семье. Однако Церковь всегда была где-то рядом, прежде всего в лице мой бабушки, крестившей меня и научившей первым молитвам, поившей святой водой с просфорами. Кроме того, город, где я жил, напоминал о Боге своими храмами, в том числе действующими, куда я изредка забегал. Бывал я в детстве и в Печерском монастыре. Но со взрослением многое переменилось, и враг рода человеческого начал вершить свою работу, апофеоз которой пришелся на время моей учебы в институте. Опущу подробности, скажу лишь, что оказался я на краю пропасти, расстроив совершенно не только внутреннего человека, но и отчасти повредив здоровье. Тогда неожиданно и раздался в душе моей голос Божий, который известил меня о причине моего падения. Я ужаснулся и начал сопротивляться греху. Помощью в этом явились книги святых отцов, которые открывали мне мир, доселе неизвестный. С тех пор прошло много лет, сейчас я имею возможность отстраненно взглянуть на себя тогдашнего. И вот что вижу. Молодой человек, успевший разрушить и душу, и тело, захотел эту-то разруху принести в дар Богу – то есть уйти в монастырь или, в крайнем случае, стать священником (!). Когда я все это вспоминаю, то прихожу в трепет. Скажу, забегая вперед: одна из моих великих благодарностей отцу Иоанну – та, что по его совету я, Евгений Андронов, не стал священнослужителем, хотя предлагали и даже просили меня об этом не раз.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

Скачать epub pdf Христос с небес, срящите! Так оглашает нас св. Церковь , предуготовляя к одному из величайших празднеств своих в честь и славу рождества по плоти Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Для чего? Для того, без сомнения, чтобы великое торжество Церкви не прошло для нас туне, чтобы мы готовы были, в день явления Сына Божия во плотит не только предстать в храме Божием с хвалебными песнями в устах; но и приять Его Самого во внутреннее святилище души своей, чтобы Сам Господь пришел и вселился в нас; а для этого, очевидно, нужно – с нашей стороны не малое приготовление, а со стороны Церкви благовременное оглашение. Почему особенно с настоящего дня св. Церковь начинает призывать нас к достойному сретению грядущего с небес Господа? Потому, что днесь благоволения Божия преображение и человеков спасения проповедание, в храм Божий ясно Дева является, и Христа всем предвозвещает, говорит песнь Церковная; т.е., что настоящий день, как день избрания пресвятой Девы Марии в Матерь Сыну Божию, есть начало исполнения обетований Божественных о спасении человеков, есть как бы проповедь о грядущем Спасителе! Что делать нам, чтоб исполнить заповедь Церковную? Как уготовлять себя, ко сретению Господа? Так же, как уготовляли себя древние Праотцы, когда жили еще верой во грядущего Искупителя. Ибо спасение каждого из нас совершается так же, как совершилось спасение всего мира: что делал Бог для привлечения всех человеков к Сыну своему, то же делает и для привлечения каждого; каким путем приходили ко Христу другие, тем же самым можем прийти и мы. Потому-то св. Церковь и назначает пять седьмиц для размышления о том, что совершилось в мире в течение пяти тысячелетий, до пришествия Христова; для того и воспоминает в предпразднественные воскресные дни, всех ветхозаветных праведников, чтобы мы, подражая их вере, покаянию и благоговейному житию, явились готовыми во сретение Христу, как были готовы они. Споспешествуя сему благому делу, мы предлагаем здесь, по возможности, краткое сказание о том, как вседействующий Промысл Божий, или лучше Сам Единородный Сын Божий, иже вчера и днесь, тойже и вовеки, благоволивший, по определению Бога Отца, спасти падший род человеческий от греха, проклятия и смерти, предуготовлял человеков к спасительному пришествию Своему во плоти. Первое обетование о спасении падшего человека

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Muret...

254. Ценим ли мы свое сокровище? Нашествие тевтонов, героическая борьба с народом, вытравившим в своей душе дух истинного христианства, величие подвига, к коему призвал Господь наш народ, – все это побуждает глубоко задумываться о грядущих судьбах нашей Руси Православной, о том великом служении человечеству, к какому зовет нас Господь в истории. Не гордость, не самовозвеличение побуждает нас думать об этом, а благоговейное созерцание судеб Божиих в истории нашей, в истории всех народов земных. Мы, христиане, не можем не видеть, что каждый народ вносил в историю человечества свою долю добра, и это добро как бы оправдывало его существование, его право бытия на земле. И греки, и римляне, и древние египтяне, и вавилоняне – все в путях Промысла Божия послужили, сознательно или бессознательно, приготовлению людей к восприятию спасения вечного, ко вступлению в Церковь чад Божиих, к устроению великого Царства Божия среди созданных по образу Божию, но исказивших сей образ сынов Адамовых. Не говорю об избранном народе Божием, о народе, которому некогда были вверены и словеса Божии, Божественное откровение, но который – увы – сам призвал на себя гнев Божий и отвержение, когда отрекся от Спасителя мира и в безумии своем воскликнул в лице своих предков: кровь Его на нас и на чадах наших! Промысл Божий сделал свое великое дело и в этом народе, как изрек о сем Сам Спаситель мира: спасение от иудей есть ( Ин. 4:22 ). И мы веруем, и тяжко согрешили бы пред Богом, если бы усомнились, что и наш народ имеет свое великое призвание, великое, Богом ему предназначенное служение роду человеческому в своей истории, и должен благоговейно внимать путям Промысла Божия и познавать свое назначение, чтобы быть достойным орудием Промысла в исполнении сего предназначения. Страшная война с новыми варварами уже достаточно раскрыла духовные сокровища русской души народной. Только слепой, гордынею ложной европейской цивилизации ослепленный, может не видеть, что этими сокровищами народ наш всецело обязан родной Православной Церкви, ее духу, ее учению, ее богоносным подвижникам и пастырям – воспитателям народного духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Антоний (Соколов Иаков Григорьевич), еп.Черниговский и Нежинский Родился 9 окт.1850 года в Рязанской области, в семье сельского священника. Семья, среди которой он рос, была самая скромная, простая. Родители воспитывали его в духе христианского благочестия, по старинным русским обычаям: с детства приучали ходить всегда в храм Божий, стоять в нем благоговейно, читать и петь в церкви, дома свято исполнять все благочестивые обычаи, соблюдать строго посты Православной Церкви и вообще, все то, что сохранилось от благочестивой русской старины. Восьми лет он был отдан в духовное училище, находясь, однако под благодетельным влиянием своих родителей. В 1864 он поступил в Рязанскую духовную семинарию и обучался в ней до 1870 года. Время, в которое проходил он курс учения в семинарии, было неспокойным и опасным в том отношении, что, вследствие великого брожения в обществе и литературе, юношество увлекалось разными мечтательными теориями и сбивалось с прямого пути. Но и в такое время он сохранил в себе неповрежденную веру в Промысл Божий и святое Евангелие. Благочестивые обычаи, внедренные в его сердце родителями, он старался соблюдать, хотя и не всегда в надлежащей строгости. К русскому, родному питал самые горячие чувства и ненавидел все противное. К иноземному и иноверческому не лежала его душа. Модные и либеральные идеи он не только не воспринимал, но и всячески противился им. 20 дек. 1870 года поступил на службу по духовно-учебному ведомству в Касимовское духовное училище. И здесь, как и в семинарии, он жил уединенно, избегал всяких светских развлечений и удовольствий. Правда, он питал некоторое влечение к семейной жизни, но оно не могло заглушить в нем того высшего стремления, которое он имел в своем сердце. Богу угодно было устранить его от мирского ига и поставить на путь иночества. В 1875 году он поступил в Московскую духовную академию, которую и окончил в 1879 году со степенью кандидата богословия. Жизнь в стенах академии под покровом преп.Сергия укрепила в нем окончательно религиозные и политические убеждения.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Архив Пн Слово архимандрита Гедеона (Губки) при наречении во епископа Георгиевского и Прасковейского 17 ноября 2012 г. 19:02 17 ноября 2012 года в крестовом храме в честь Владимирской иконы Божией Матери Патриаршей резиденции в Чистом переулке Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Гедеона (Губки) во епископа Георгиевского и Прасковейского. При наречении архимандрит Гедеон обратился к Предстоятелю Русской Церкви и сослужившим Его Святейшеству иерархам со ставленническим словом.  Ваше Святейшество! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Богомудрые архипастыри, святители Церкви Христовой! Промыслом Божиим и изволением Великого Господина и отца нашего Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Священного Синода призван я, недостойный, к высокому служению в Церкви Христовой. Ныне предстою пред вами, святители Божии, с покорностью приемля святую волю Господа нашего Иисуса Христа, указанную мне через ваше решение о моем избрании епископом Георгиевским и Прасковейским. Уповая на Бога и помня Его Слова, обращенные к пророку Исаии: «Я избрал тебя и не отвергну тебя:не бойся, ибо Я с тобою; не смущайся, ибо Я Бог твой; Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей» (Ис. 41:9-10), прошу Господа о Его всесильной помощи ко мне грешному. Вижу особый промысл Божий в том, что будущая моя кафедра носит название святой великомученицы Параскевы, моей любимой святой с детского возраста. Вот уже более двадцати лет я несу послушание в храме ее имени. Возглавляю так называемое Пятницкое подворье Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Со страхом и трепетом и осознанием крайнего своего недостоинства пришел я сегодня сюда, молитвенно взывая к Небесному Отцу: «Отче! Не моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 22:42). Не смею допустить мысли считать себя достойным этого сана, сознавая свою греховность, но боюсь и отказаться от него, слыша слова Господа, обращенные к согрешившему Петру: «Любишь ли ты Меня? паси агнцев Моих, паси овец Моих» (Ин. 21:15-17). Святой Иоанн Златоуст, объясняя это место Евангелия, обращает внимание на то, что в доказательство любви к Себе Господь потребовал от Петра подвига пастырства. Почему же так велико в очах Господних пастырское служение? Потому, что пастыри, по выражению апостола Павла, есть «соработники у Бога» (1 Кор. 3:9). Христос пришел на Землю восстановить падший образ Божий в человеке.

http://patriarchia.ru/db/text/2597764.ht...

Богатство веры Слово в Неделю 34-ю по Пятидесятнице, в день памяти святой равноапостольной Нины Иеродиакон Никон (Париманчук) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Спасительно и назидательно каждое евангельское слово, потому что каждое это слово – слово жизни новой, вечной, о приобретении этой жизни. Но особенность слов сегодняшних – о богатстве. О богатстве веры. Неисповедимыми для людского ума путями ведет Промысл Божий человека по жизни – от рождения до смерти. На этом пути в дар, в радостного спутника жизни дается человеку от Бога вера – знание Бога. Но чудесным даром этим (часто бывает и так) человек не дорожит, небрежет. И в этом неведении того, чем он обладает, проходят годы его жизни. Но однажды Слово Божие повелевает человеку отрясти с душевных очей тяглый сон житейских обольщений (см.: Григорий Нисский, святитель. Изъяснение Песни песней Соломона. Беседа 11-я). И благое желание, обновляющее душу, заставляет спросить его: «Как я живу? Что есть моя вера? Что есть мое богатство? Готов ли я пойти за Христом, пойти даже до Креста?» Глас Провидения, голос совести, как свидетельствуют и сохранившиеся Акты мученические, и жития святых, и вся история Церкви, раздавался в душе людей и грешных, и праведных, и они вмиг за любовь к Богу обновлялись любовью Его (см.: Соф. 3: 17) и избирали путь святости. И в нашей совести звучит этот вопрос, звучит призыв Божий – призыв наше сердце отдать Божественной любви. И человек откликается, но, приходя к основанию своей веры – ко Христу, приносит Ему не верное сердце, но ум, властвующий и господствующий над человеком. Ибо так, по символическому реализму святых отцов, под словом «начальствующий» можно понимать ум человеческий. Приходит к Господу и спрашивает: «Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» И ждет не ответа, нет, но похвалы за исполнение Ветхого закона, за то, что мог делать зло, но не делал. И, уверенный в своей рациональности и самодовольный в правоте своей, ожидает достойного воздаяния за труды несовершенных зол. Ожидает дальнейшего умножения и преумножения благ земных, преумножения благ мира сего. Мира, который когда-нибудь оставит.

http://pravoslavie.ru/59054.html

В начале IV века в Сирии жил некий юноша Ефрем. Его родители были бедные, однако искренно верили в Бога. А Ефрем страдал раздражительностью, мог из-за пустяков вступать в ссоры, предавался худым замыслам, и главное, сомневался в том, что о людях заботится Бог. Однажды Ефрем запаздывал домой и остался ночевать возле стада овец с пастухом. Ночью волки напали на стадо. А утром Ефрема обвинили, что он подвел к стаду воров. Его посадили в темницу, куда заключили еще двоих: одного обвиняли в прелюбодеянии, а другого – в убийстве, причем также безвинно. Ефрем много размышлял над этим. На восьмой день он услышал во сне голос: «Будь благочестив, и уразумеешь Промысл Божий. Перебери в мыслях, о чем ты думал и что делал, и по себе дознаешь, что эти люди страждут не несправедливо». Ефрем вспомнил, как некогда со злым умыслом он выгнал из загона чужую корову, и она погибла. Заключенные с ним поделились, что один участвовал в обвинении женщины, оклеветанной в прелюбодеянии, а другой видел тонувшего в реке человека и не помог. В душе Ефрема наступило прозрение: оказывается, в нашей жизни ничто не совершается просто так, за каждый поступок человек несет ответственность перед Богом, – и с этой поры Ефрем решил изменить свою жизнь. Все трое вскоре были отпущены на свободу. А Ефрем во сне вновь услышал голос: «Возвратись в место свое и покайся в неправде, убедившись, что есть Око, над всем надзирающее». Отныне Ефрем был крайне внимателен к собственной жизни, он много молился Богу и достиг святости (это преподобный Ефрем Сирин , день памяти – 10 февраля). Итак, святые потому и стали святы, что, во-первых, увидели свою неправедность, удаленность от Бога (не надо думать, что каждый угодник Божий был изначально святым). А во-вторых, они глубоко ощутили, что никакое добро невозможно совершить без Бога. К Нему они обратились всей душой. Им пришлось много бороться со злом, и прежде всего в самих себе. В этом – их отличие от обыкновенных героических личностей. Земные герои пытаются изменить мир путем внешней борьбы за справедливость. А святые влияют на мир путем внутреннего его преображения, и начинают это преображение с самих себя. Если Петр I, хотя и был волевым человеком, сокрушался: «Усмирил стрельцов, осилил Софью, победил Карла, а себя превозмочь не могу», то святые сумели победить себя. Потому что они полагались на Бога. А кто может быть сильнее Бога? Его благодать искореняла в их душах все темное, а затем просветила их ум и сердце к видению удивительных тайн.

http://azbyka.ru/fiction/detskaya-pravos...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010