Нет, скорее нужно думать, что называемая проф. Заозерским синодально-примасская форма по своему существу тождественна с синодально-митрополитской. Помимо всего другого, за это говорит ясно уже то обстоятельство, что никейский собор, утверждая митрополичью форму (кан. 4:5), в то же время санкционирует и древние обычаи (кан. 6). И по нашему мнению, более правы историки и канонисты – (De-Marca (см. Concor, imp. et saccrd.), Möhler (Die Einheit in der Kirche...) Maassen (Der Primat des Bischofs vom Rom und die alten Patriarchalkirchen), Иоанн Смоленский (Обозрение древних форм пом. церк. управл. Правосл. Собеседн. 1858 г., ч. 3), Ziegler (Versuch einer pragmatischen Geschichte), Hefele (Conciliengeschichte, В. I, S. 382–383) и др.), находящие тожество в существенных чертах между той формой, о которой говорит никейский и последующие соборы, и формой, раньше существовавшей и, таким образом, приписывающее митрополичьей форме более раннее происхождение. 715 Так как с установлением с течением времени (со II вселенского собора) более обширных поместных церквей митрополичья форма управления не отменялась и областные церкви сделались лишь составными частями более крупных церковных единиц, то относительно описанной нами формы управления были постановления и в последующем законодательств. Последующие вселенские и поместные соборы, касаясь митрополичьего управления, обыкновенно повторяли прежние постановления, a частно и дополняли их. Так, они подтверждали то основное положение, что решение всех более или менее важных дел областных церквей принадлежит соборам их епископата (II, 2, 6, 7; III, 1, 8; IV, 9, 17, 19, 25, 28; VI, 8; VII, 6: Карф. 13, 27, 139 и др.), требовали также, чтобы эти соборы созывались ежегодно дважды (IV, 19) или, по крайней мере, один раз (VI, 8; VII, 6) и обязывали всех епископов являться на них, угрожая не исполнявшим эти обязанности наказаниями (IV, 19; VI, 8). Подтверждало последующее церковное законодательство и все права, признанные раньше за митрополитами (IV, 9; Карф.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobor-...

Тем не менее это разнообразие можно подвести под определенное число характеристических форм церковно-правительственной организации. Так, по нашему мнению, в историческом и настоящем положении поместных православных церквей можно отличить следующие формы устройства. В епархиальном управлении можно отметить: епископально-общинную, епископально-клерикальную, епископально-консисториальную – формы устройства. В окружном управлении: синодальную, с подразделением ее на патриаршую, экзархическую, митрополитскую, синодально-национальную и синодально-государственную. К обозрению и характеристике этих форм церковного устройства и перейдем теперь. А. Епархиальное управление Первый, сколько по существу своему важный, столько же и довольно естественный шаг в стремлении церкви к правильной организации ее общественного устройства, в существенных свойствах данного ей св. апостолами, состоял в обозначении территориальных пределов и в определении, личного состава тех отдельных общин, в кои сплачивались христиане, оглашаемые, благодаря благовествовательным подвигам св. апостолов и сотрудников их, в местах своего жительства, и из совокупности коих, как бы ячеек, законченных каждая сама в себе и однако же непосредственно одна к другой примыкавших, составилась и должна была составляться вся, раскинувшаяся по всему миру церковь Христова. К мудрости организаторской первых строителей церкви должно быть отнесено, конечно, то, что в основе видимой организации ее был положен определенный план и стремление к униформе отдельных различных общин. Трудно, да едва ли в настоящее время и возможно, точно исторически проследить, как и как скоро после апостолов осуществился этот план в том виде, в каком церковное устройство выступает фактически существующим в древнейших памятниках церковного законодательства и обычного права – в канонах и уставах апостольских (καννεζ κα διαταγα τν γων ποστλων). Но что касается сих последних, то территориальные пределы и личный состав общин здесь представляются уже прочно установившимися, обозначенными своеобразно искусственною номенклатурою.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

Лютеранство представлено Евангелической церковью Аугсбургского исповедания Румынии (ЕЦАР) и Евангелическо-лютеранской церковью Румынии (ЕЛЦР). Организационно ЕЦАР состоит из поместной церкви, окружной церкви и генеральной церкви. Поместная церковь (община, приход) имеет статус юридического лица и возглавляется общим собранием представителей церковной общины и приходским советом (пресвитерией). Церковь поделена на 5 округов и руководима деканом. Центральными органами являются Окружной церковный конгресс и Окружная консистория. На данный момент действуют 247 общин, организованных в 30 самостоятельных приходов и 217 филиалов; ЕЦАР насчитывает 262 места для отправления культа. Служат 32 приходских священника и 7 свободных священников. Паству составляют ок. 5,4 тыс. чел., из к-рых 53,6% - немцы, 27,8% - румыны, 14,4% - венгры. ЕЛЦР имеет одинаковую доктрину с ЕЦАР и была образована путем выделения из ее состава венгерских и словацких приходов (1918). Организация культа основана на синодально-пресвитеральном принципе, лидером является епископ, избираемый общими собраниями приходов. Высшим представительным органом культа является синод. В 2011 г. в церкви насчитывалось свыше 20,1 тыс. прихожан, из к-рых 62% - венгры, 16% - немцы, 12% - словаки и 9,8% - румыны. Кальвинизм представлен Реформатской церковью Румынии, в состав к-рой входят Трансильванская епархия и епархия Оради. Руководящими органами являются синод, епархиальное общее собрание, генеральная ассамблея, приходское собрание; исполнительные органы - совет управляющих, собор благочиния, приходский совет. По данным на 2011 г., Реформатская церковь в Румынии насчитывала свыше 600 тыс. членов (1352 общины), из к-рых 93,78% - венгры, 3,3% - румыны, 2,74% - цыгане; действовали 709 культовых сооружений, в к-рых служили 886 чел. Унитарии Р. входят в состав Венгерской унитарианской церкви Румынии, насчитывающей 137 приходов, оформленных в 6 благочиний в Р. и одним в Венгрии. В 2011 г. церковь насчитывала свыше 57,7 тыс. членов, 96,7% из к-рых - венгры, 1,8% - румыны, 1,4% - цыгане. Организация унитарианского культа основана на синодально-пресвитеральном принципе: миряне играют важную роль в управлении, руководство является коллективным, а основные единицы - автономными. Высшие органы власти - епископская канцелярия и церковные ассоциации.

http://pravenc.ru/text/2661908.html

Но не на всем пространстве империи на рубеже веков митрополитанское устройство было приведено в строгое соответствие с новым провинциальным делением. Египет представлял собой единую и особую административную единицу – личную собственность императоров. В нее входили также примыкавшие территории Ливии и Пентаполя (Пятиградия). Хотя позже Египет также был разделен на провинции, но Церковь в своем административно-территориальном устройстве не сразу последовала за этим нововведением, сохранив за Александрийским епископом юрисдикцию над всей территорией Египта. Такой порядок был подтвержден I Вселенским Собором, 6-е правило которого гласит: «Да хранятся древние обычаи, принятые в Египте и в Ливии и в Пентаполе, дабы Александрийский епископ имел власть над всеми сими». Русский канонист Н.А. Заозерский на основании этой привилегии Александрийского епископа сделал вывод, что «законодатель оставил неприкосновенным древнее синодально-примасское устройство всюду, где оно уже образовалось и имело свое прошлое; примас оставался с прежним своим значением во всем своем округе; следовательно, синодально-митрополитское устройство вводилось как новая централизующая церковное управление организация только в качестве дополнения прежде существовавшего устройства, а отнюдь не как заменяющая его форма» . Он считал, что митрополиты – это не новое наименование древних первых епископов всякого народа, или примасов, а первоиерархи, области которых входили в состав более обширных округов, находившихся в юрисдикции древних примасов. «Митрополит, – пишет он, – явился посредствующей инстанцией между епископом и примасом» . На деле, однако, как это установлено церковными историками и канонистами, права Александрийского епископа в эпоху I Никейского Собора были именно правами митрополита, несмотря на всю обширность его области; ибо между Александрийским епископом и епископами других городов Египта, Ливии, и Пентаполя не было посредствующих инстанций. Что же касается особого авторитета Александрийского престола, то его нельзя выводить из прав примаса и сводить к этим правам. Авторитет кафедры святого Марка распространялся на всю Вселенскую Церковь. Поэтому то обстоятельство, что Александрийские епископы выделялись из ряда прочих митрополитов, не может быть использовано как аргумент в доказательство того, что они были главами Церкви, включавшей в себя уже в начале IV столетии несколько митрополий.

http://pravoslavie.ru/41990.html

Но главная тема 6-го правила, равно как и 7-го, связана с диптихом первенствующих престолов Вселенской Церкви. 6-е правило настаивает на неприкосновенности преимуществ Александрийских епископов: «Да хранятся древние обычаи, принятые в Египте и в Ливии, и в Пентаполе, дабы Александрийский епископ имел власть над всеми сими… Подобно и в Антиохии, и в иных областях да сохраняются преимущества Церквей». Известный русский канонист Н.А. Заозерский находил тут свидетельство того, что «законодатель оставил неприкосновенным древнее синодально-примасское устройство всюду, где оно уже образовалось и имело свое прошлое; примас оставался с прежним своим значением во всем своем округе; следовательно, синодально-митрополитское устройство вводилось как новая централизующая церковное управление организация только в качестве дополнения прежде существовавшего устройства, а отнюдь не как заменяющая его форма» . На деле, однако, права Александрийского епископа в эпоху I Никейского собора были именно правами митрополита, несмотря на всю обширность его области, ибо между Александрийским епископом и епископами других городов Египта, Ливии, и Пентаполя не было посредствующих инстанций . Что же касается особого авторитета Александрийского престола, то его нельзя выводить из прав примаса и сводить к этим правам. Высокий авторитет кафедры святого Марка распространялся на всю Вселенскую Церковь. Поэтому то обстоятельство, что Александрийские епископы выделялись из ряда прочих митрополитов, не может быть использовано как аргумент в доказательство того, что они были главами Церкви, включавшей в себя уже в IV столетии несколько митрополий. 8-е и 19-е правила устанавливают порядок присоединения к Православной Церкви клириков и мирян из ересей и расколов. В 8-м правиле признается действительность рукоположений у кафар (новациан). Согласно 8-му правилу, новацианское духовенство принимается в Церковь в сущем сане через возложение рук. Иначе судили отцы Никейского собора о еретиках-павлианах – последователях Павла Самосатского. 19-е правило собора, не признавая действительности их крещения, требует вновь крестить «бывших павлиан», «прибегнувших к кафолической Церкви». Но правилом не исключалась возможность после крещения рукополагать тех павлианских клириков, которые не имеют по своим нравственным качествам препятствий для поставления.

http://pravoslavie.ru/44877.html

Не следует ли умерших в последние дни Страстной седмицы хоронить в Великую субботу до истечения трех суток после их смерти, чтобы избежать совершения пасхального чина погребения? Означенное недоумение вытекает из прямого и буквального понимания следующих слов Большого Требника о погребении умерших во дни св. Пасхи: «ведати подобает, аще кто представится на святую Пасху или в который-либо день Светлой недели, до недели Фомины, мало что от обычного усопших пения поется». Отсюда возникает вопрос, не следует ли умерших в последние дни Страстной седмицы погребать в Великую субботу, хотя бы и не прошло требуемых законом трех дней по их смерти, чтобы не отпевать их по чину пасхального погребения? — При решении этого вопроса нужно принять во внимание то, что в погребальных чинах Православной Церкви ясно различаются две стороны. Одни молитвы, чтения и песнопения приспособлены к самим умершим и состоят в прошениях об оставлении прегрешений и о блаженном упокоении умерших. Другие же обращены к живым, родственникам, знакомым и вообще ближним умерших и имеют целью выразить соучастие Церкви в скорби об умерших и в то же время возбудить в живых отрадное и светлое чувство надежды на будущую блаженную жизнь скончавшихся. Что касается умерших, то для них как в случае смерти в дни Светлой седмицы, так и в другое время года необходимы молитвы Церкви, чтобы Господь простил их грехи и даровал им блаженную жизнь. И Церковь в особом пасхальном чине погребения просит Господа даровать им отпущение грехов и блаженную жизнь. Но родственники, знакомые и ближние умерших в дни св. Пасхи должны быть свободны от всякой скорби и сетования, как в светлейший и торжественный праздник. По этой причине Церковь и исключила из чина пасхального погребения те молитвы и песнопения, какие находятся в обычных чинах погребения, и в которых выражаются скорбь и соболезнование об умерших («Святых лик», «Как житейская сладость», «Приидите, последнее целование»…), а определила петь и читать только воскресные песни, возбуждающая одно светлое и радостное чувство надежды на Воскресение и вечную жизнь умирающих о Господе (см. пасхальн. чин погреб. и «Указ о провождении усопших на св. Пасху и во всю Светлую неделю»). Отсюда ясно, что особый пасхальный чин погребения приспособлен не только к умирающим во дни Пасхи, сколько к живым. Следовательно, хотя бы умерший скончался и на Страстной седмице, но его нужно погребать на Пасхальной неделе, если в том будет надобность, напр., если в дни Страстной седмицы не исполнится трех дней со дня его смерти (Р.д.С.П. 1877 г., стр. 371–374).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

В. Помяловским»: стр. IV] «Сильвия Аквитанская» (у проф. А.А. Дмитриевского : стр, 415; в «Правосл. Палест. Сборник»: стр. IV-VIII)... «Так как в этой местности часть народа знает по-гречески и по-сирийски, часть только по-гречески, другая только по-сирийски, – читаем у Сильвии Аквитанской, – то епископ, хотя бы и знал по-сирийски, говорит, однако, всегда по-гречески, и никогда не говорит по-сирийски. И потому всегда стоит пресвитер, который, когда епископ говорит по-гречески, переводит по-сирийски, чтобы понимали все, что толкуется, также и чтения, которые читаются в церкви: и так как необходимо читать по-гречески, то всегда стоит лицо, переводящее по-сирийски, ради народа, чтобы он постоянно поучался. И чтобы не смущались те из латинян, которые здесь находятся, и которые не знают ни по-гречески, ни по-сирийски, объясняется и им, так как есть братья и сёстры, знающие по-гречески и по-латыни, которые толкуют им по-латыни»... («Правосл. Палест. Сборник.»: там же; стран. 170–171: русский перевод; стран. 69–70: латинский т. См. также у проф. А.А. Дмитриевского ; цитиров. примечан. на стр. 415–416 его книги: «Богослуж. страсти, и пасх. седм.»...). «Отмеченный путешественницей обычай, – говорит проф. A.A. Дмитриевский , – побудил иерусалимское духовенство все чтения из Библии и из св. отцов перевести на сирийский язык и положить их наряду в греческих богослужебных книгах. Таких двуязычных рукописей встречается очень много в библиотеках патриарха иерусалимского в Иерусалиме и патриарха александрийского в Каире, с несомненными указаниями на их богослужебное употребление в практике местных церквей» (см. у проф. А.А. Дмитриевского : цитиров. примечан.). 47 Документы, о которых здесь идёт речь, не восходят (по заявлению достопочтенного их издателя) выше IX-ro века. 50 В парижск. изд. 1728 г. см. tom. 8. Здесь в отделе, озаглавленном (р. 515): «Spuria opera multa, quae S. Ioanni Chrysostomo a variis adscripta fuere», см. p. 250 (текст «слова»: «Κατηχητικς ες τ γιον Πσχα sermo catecheticus in sanctum Pascha») и p. 249 (предисловие, касающееся данного «слова»)). У Миня tom. 8-й перепечатан в LIX томе его «Patrologiae curs. compl».; см. рр. 721–722 (предисловие к данному «слову») и рр. 721–724 (текст «слова»). 51 См. цитиров. предисловие его к пасхальн. огласит. «слову», где читаем, что последнее " melioris... notae, quam sequentes, qui a scriptore non indocto quidem, sed admodum intricato profecti sunt». Читать далее Источник: Бронзов А.А. О пасхальном «огласительном слове» св. Иоанна Златоуста//Христианское чтение. 1897. 10. С. 411-447. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

Глава 16 Зач. 70. Путешествие Мироносиц во гробу Христову. Евангелие 2-ое воскресное (на утрени) О путешествии Мироносиц ко гробу Христову еванг. Марк повествует согласно с св. Матфеем, но с некоторыми особенностями, которые пополняют сказание сего последнего ( Мф.28:1–10 ). Перед сказанием об этом путешествии, после сказания о погребении Христовом, еванг. Матфей повествует о поставлении стражи у гроба Христова еврейскими начальниками ( Мф.27:62–66 ); но еванг. Марк опускает повествование об этом. Мк.16:1 . По прошествии субботы, Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти – помазать Его. Минувшей субботе (по прошествии субботы). Суббота была вторым днем поле смерти Христовой. Суббота это – седьмой и последний день недели у Евреев – праздничный (4 зап.). По прошествии субботы, т. е. вечером субботы, когда начинался уже другой день и когда, следовательно, миновало время субботнего покоя, в продолжении которого закон запрещал Евреям заниматься житейскими делами. Мария Магдалина и др. жены. Это – те самые жены, о которых говорилось выше (чит. в объясн. 40 ст. 15 гл.). Они первые пришли на гроб Господень и первые и увидели Его воскресшего ( Мф.28:9 ). „Первее убо воскресение Божией Матери познаваемо бывает, прямо седящей гроба с Магдалиною“, пишется в пасхальн. синаксаре. Это и понятно: любящий Мать Свою, Господь первую Ее и утешил по воскресении из мертвых. „Пресвятая Богородица ближе всех из земнородных была к Господу Иисусу Христу, и сердце ее более других было поражено невыносимой сердечной скорбью, когда Она видела на кресте Спасителя мира, по Своему человечеству Ею рождённого и воспитанного, и связанного с Ней самыми тесными кровными узами. Господь видел со креста страдания Своей Матери и в нежной сыновней заботливости о Ней, в предсмертные минуты, поручил Ее попечениям Своего возлюбленного ученика. Можно ли предположить, чтобы Сей необыкновенный Сын необыкновенной Матери забыл о Ней, когда открылся и настал день Его славы, и когда Он с торжеством явился на земле победителем смерти и ада? Можно ли думать, чтобы Ему угодно было продлить минуты страданий Той, от Которой Он принял плоть Свою, Которая Им жила и дышала и в Которой Он находил утешение и отраду во дни земной жизни Своей“ 5 ? Если не говорится в Евангелии об этом явлении, то и вообще о Пресвятой Богородице говорится там мало.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

В тяжелые годы Гражданской войны она писала ему: «Сейчас больше, чем когда-либо, видишь и чувствуешь, что человек раб, но хорошо, если он раб Божий, ужасно, если раб Его противника. Как тонки нити, как неуловимы сети зла, опутывающие людей, и как велико, как несказанно огромно милосердие и милость Божья, не дающая возможности злу победы даже над отдельной личностью человека, если только в сердце его хоть чуть брезжит свет Христов! сознание счастья быть в Церкви Христовой, чувствовать себя малюсенькой жилкой, но живой жилкой ее, дано мне это пережитым в последние годы Никому, кто мне дорог, не желаю все же пережить всего того, что было переиспытано мною. Если бы не крест, не неугасаемо светящий свет Распятого на нем, было бы, пожалуй, и иное, было бы зло, а от него спаси Господи всякого . Теперь же… я рада , что живу, рада, что через жизнь узнала жизнь» . Когда в 1920-м году Платонова переехала в Москву, случились еще две важные встречи в ее жизни. О них мы также узнаем из ее писем. В июле 1920 г. она пишет: «Очень я благодарна новому настоятелю церкви Дим[итрия] Солун[ского], устроившему пасх[альные] вечерни по воскресеньям, когда поет весь собравшийся народ с ним вместе пасхальн[ые] песнопения знаменным напевом, сам он, светлый и вдохновенный, увлекает всех за собою. Он архим[андрит] Сер[гия-] Троицы, профессор Духовной академии, молодой еще человек лет 30–35» . Так описаны ее первые встречи с человеком, который вскоре станет ее духовным отцом, – в то время архимандритом, настоятелем храма великомученика Димитрия Солунского, что у Тверских ворот в Москве, а с 1921 года епископом Сергиевским Варфоломеем (Ремовым). «Сейчас она без ризы, поцарапана по краям, но ее несказанная красота еще сильнее, еще яснее для всех» В письме от 4 сентября 1920 года Платонова пишет Ухтомскому о встрече с Владимирской иконой Богородицы в Сретенской обители и об аресте отца Варфоломея: «Посылаю Вам листочки от иконы чудотворной Владимирской, что была сокровищем неоцененным Успенского большого собора, а ныне сохраняется в Строг. музее. Господь явил нам милость Свою не увидеть ее в музее, а поклониться ей, насладиться благодатью, источаемой ею, и приложиться к ней с молитвой и Елеопомазанием в церкви. Это было 25–26 августа, в Сретенском монастыре, куда ее на ее праздник привезли и где она сияла 2 дня… Сейчас она без ризы, несколько поцарапана по краям, но ее несказанная красота еще сильнее, еще яснее для всех, ненаглядная в полном смысле этого слова. Такая радость, такое счастье наполняли сердца всех за службой в эти два дня. Службу правил преосвященный Иларион , о котором я говорила Вам. Наш настоятель отец Варфоломей арестован, молимся друг за друга, веря, что Господь его словами и делом утешает тех, с которыми в настоящую минуту воля Божия его соединила. Очень он хороший! …Родной мой, Христос да будет с Вами. Любимый, будьте здоровы духом и телом» .

http://pravoslavie.ru/115636.html

369.  Goar. Εχολγιον, 3. 370. ερατικν. Константинополь, 1895, 8. 371.  Goar. Εχολγιον, 240. 372.  Беляев. Byzantina. II, 149 и д. 373.  Беляев. Byzantina. II, 35. 374.  Codini. De officiis. VI, 45. Вальсамон//Σνταγμα. Изд. Ρλλης Α κα Πτλης Μ., Αθ., 1852–1859, IV, 544. 375.  Tobler Τ. Itiner. et descript. I, 2, 301. Ср. Дмитриевский А Богослужение страсти, и пасхальн. седмиц во св. Иерусалиме IX–X b. Киев, 1894, 98. 376.  Иером. Амвросий. История российской иерархии. М., 1807, 316, 830. Голубцов А. Соборные чиновники//Чтения в Имп. общ. ист. и древн. Росс. М., 1907. IV (223), 251–8. 377. Ркп. Дрезд. Корол. библ. л. 132 об., 21 об. Лисицын М., прот. Первоначальный славянорус. Типикон. СПб., 1911, 233. 378. Ркп. Моск. Синод. библ. л. 1, 3 об. 379.  Дмитриевский Α. Ευχολγια, 486. 380. Стоглав. СПб., изд. Кожанчикова, 1863. с. 142. Голубцов. Соборные чиновники, 127–144. 381. В Римско-католической Церкви и теперь есть нечто аналогичное нашим входам, а в некоторых древних чинах латинской литургии был вход вполне по нашему чину. Так, на галликанской литургии в самом начале после «входного», на песни Захарии «священник, представляя Христа, грядущего в мир, является пред собранием, предшествуемый диаконом, несущим Евангелие, и служителями, несущими светильники, в знак евангельского света, принесенного Иисусом Христом в мир». Точно так же на этой литургии переносятся с бокового алтаря на главный диаконом дискос (patena) с хлебом, а священником чаша с вином пред освящением Даров (Собр. древ. литургий. IV, 102). На нынешнем римском чине литургии нашему малому входу соответствует в начале ее так наз. introitus («вход»), состоящий из антифона и псалма, особых для каждого праздника, при которых священник, по каждении престола, подходит от правой его стороны к середине со сложенными на груди руками, предварительно сделав головой поклон кресту. Великому входу на римско-католической литургии соответствует перенесение пред литургией чаши и др. принадлежностей евхаристии из ризницы на алтарь в предшествии клирика со Служебником при ударе в колокольчик.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010