Дело «Об изъятии церковных ценностей и колоколов» АПРФ, ф. 3, оп. 60, д. 23 В конце дела находятся документы 1930–1938 г?.. об изъятии церковных колоколов (с л. 82). 23–1 Воззвание патриарха Тихона к духовенству и верующим Российской Православной Церкви по поводу изъятия церковных ценностей 15/28 февраля 1922 г. Божиею милостью, смиренный Тихон, Патриарх Московский и Всея России, всем верным чадам российской православной церкви. БЛАГОДАТЬ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА ДА БУДЕТ С ВАМИ. Среди тяжких испытаний и бедствий, обрушив[ши]хся на землю нашу за наши беззакония, величайшим и ужаснейшим является голод, захвативший обширное пространство с многомиллионным населением. Еще в августе 1921 г., когда стали доходить до нас слухи об этом ужасающем бедствии, Мы, почитая долгом своим придти на помощь страждущим духовным чадам нашим, обратились с посланиями к главам отдельных христианских церквей (Православным патриархам, Римскому Папе, Архиепископу Кентерберийскому и епископу Нью-Йор[к]скому) с призывом, во имя христианской любви, произвести сборы денег и продовольствия и выслать их вымирающему от голода населению Поволжья. Тогда же был основан Нами Всероссийский Церковный Комитет помощи голодающим и во всех храмах и среди отдельных групп верующих начались сборы денег, предназначающихся на оказание помощи голодающим. Но подобная церковная организация была признана Советским Правительством излишней и все собранные церковью денежные суммы потребованы к сдаче (и сданы) Правительственному К[омите]ту. Однако в декабре Правительство предложило нам делать, при посредстве органов церковного управления (Св[ященного] Синода, Высш[его] Церк[овного] Совета, Епархиального Совета, Благочинного и церк[овно-]приходского совета), сборы деньгами и продовольствием для оказания помощи голодающим [ 1 ]. Желая усилить возможную помощь вымирающему от голода населению Поволжья, Мы нашли возможным разрешить церковно-приходским Советам и общинам жертвовать на нужды голодающим драгоценные церковные украшения и предметы, не имеющие богослужебного употребления, – о чем и оповестили православное население 6/19 февраля с/г. особым воззванием, которое было разрешено Правительством к напечатанию и распространению среди населения [ 2 ].

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Документы Предсоборной Комиссии 1. Протокол организационного собрания по вопросу об учреждении органа Высшего церковного управления на территории действий Добровольческой армии Юга России 27 апреля 1919 г. В пятницу 27 апреля 1919 г. в 6 ч[асов] веч[ера] в покоях преосвященного Иоанна, епископа Кубанского и Екатеринодарского, состоялось организационное собрание 129 духовных и светских лиц для обсуждения вопроса об особливых мерах и способах церковного действования в области духовно-пастырского окормления как на фронте войсковых частей, так [и] в тылу православного населения приходов, находящихся на территории военных действий Добровольческой армии. На собрании присутствовали: Высокопреосвященные Платон, митрополит Херсонский; Димитрий, архиепископ Таврический; Агапит, архиепископ Екатеринославский; Иоанн, епископ Кубанский; протопресвитер военного и морского духовенства о. Г. Шавельский , протоиерей проф[ессор] А. П. Рождественский, законоучитель прот[оиерей] о. Руткевич, миссионер-проповедник о. Н. Розанов , прот[оиерей] о. Д. Вардия, священник о. В. Свенцицкий , князь E. Н. Трубецкой, гр[аф] Мусин-Пушкин, гр[аф] Д. Ф. Гейден, тайный советник В. М. Скворцов, полковник А. В. Бориславский, поручик М. Ю. Родионов. По предложению собрания приняли на себя председательствование митрополит Платон, секретарство – тайн[ый] совет[ник] Скворцов. После пения «Христос воскресе» протопресвитер о. Г. Шавельский сделал краткое сообщение о намеченных в Религиозно-просветительном совете государственного объединения 130 духовно-просветительных мероприятиях, которые надлежит ныне же планомерно и неукоснительно проводить в церковной жизни той области, где происходит крестоносная борьба новосозидаемого Христолюбивого русского Воинства с большевистскими злыми врагами Церкви и Отечества. Меры эти: 1) Усиление и оживление пастырско-приходской и, в частности, проповеднической деятельности местного духовенства. 2) Привлечение к содействию местному пастырству иноепархиаль-ного духовенства из беженцев, которые в огромном числе (свыше 500) привитают, не имея где главы приклонить, в освобожденных от большевизма городах и весях.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Документы Сообщение Службы коммуникации ОВЦС МП о работе комиссии по расследованию кризисной ситуации в Сурожской епархии 22.08.2006 11:30 Настоящее сообщение создано по материалам Комиссии по расследованию кризисной ситуации в Сурожской епархии, связанной с решением Управляющего епархией епископа Сергиевского Василия о переходе в Константинопольский Патриархат. Комиссия была назначена Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия от 9 мая 2006 года, одобренным журналом Священного Синода Русской Православной Церкви от 7 июня 2006 года. Председателем Комиссии был назначен архиепископ Корсунский Иннокентий, временно управляющий Сурожской епархией. В состав Комиссии вошли архиепископ Берлинский, Германский и Великобританский Марк (Русская Зарубежная Церковь), секретарь по межправославным отношениям Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Николай Балашов и секретарь по взаимоотношениям Церкви и общества Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата священник Михаил Дудко. Предметом рассмотрения Комиссии стали устные и письменные свидетельские показания, собранные Комиссией в течение двух сессий, проходивших с 27 по 28 мая 2006 года в Оксфорде и с 29 по 30 мая в Лондоне, а также с 17 по 20 июня в Лондоне; интервью в прессе непосредственных участников и свидетелей конфликта; документы и официальная переписка, касающаяся дел в Сурожской епархии; документы Британской комиссии по благотворительности, трастовые договоры и другие документы, касающиеся собственности епархии и приходов; протоколы Приходских собраний и заседаний Приходского совета Лондонского кафедрального собора и заседаний Епархиального совета и Епархиальной ассамблеи Сурожской епархии. Общий объем собранных документов составляет более 2500 страниц . Задачей Комиссии было объективное и непредвзятое изучение сложившейся в епархии кризисной ситуации на основании имеющихся документов, а также устных и письменных свидетельств перед Комиссией лиц, вовлеченных в события, связанные с кризисом, как и их свидетелей.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Жизнеописание старца схиигумена Саввы Детство и жизнь в миру до монашества Жизнь схиигумена Саввы до поступления в монастырь осталась нам мало известной. Биографические данные весьма скудны, да и их приходилось собирать по крупицам. Старец не любил говорить о себе. Родился он на Кубани в простой, но благочестивой и истинно христианской семье 12 (25 по н. ст.) ноября 1898 года и во святом крещении был наречен Николаем в память святителя Мирликийского Чудотворца. Родители его Михаил и Екатерина передали своим детям (а их было восемь человек: три сына и пять дочерей) все те боголюбезные навыки, которыми владели сами. Дети жили в атмосфере христианской любви, не зная грубых наказаний, да и не было необходимости их наказывать. Детям никогда не приходилось быть свидетелями криков, брани. На их воспитание оказывали влияние не столько слова родителей, сколько поступки. Детей оберегали от всего дурного: не разрешали им долгих уличных гуляний, особенно вечерних, ограждали от вредных, неполезных сообществ, воспитывали в них трудолюбие и честность, любовь к людям, а прежде всего к Богу, приучали их к молитве. В такой благодатной атмосфере протекали детство, отрочество и юность Николая. Из всех детей в семье выделялся именно он, по счету пятый. Рос он мальчиком особенным. Живой и подвижный, наделен был большой понятливостью и быстрым умом, а вместе с тем чуткостью и внимательностью ко всем окружающим. Сердце его с ранних лет было устремлено к Богу. Чуткий ко всему доброму, Коля, по примеру своих благочестивых родителей, любил ходить в храм Божий. Родители поощряли в детях любовь к храму и потому за трапезой награждали вкусными лакомствами тех, кто в храме внимательно слушал Апостол и Евангелие и безошибочно все пересказывал. Бывало, отец или мать скажет: – А ну-ка, кто лучше расскажет сегодняшнее Евангелие? Наперебой дети старались рассказывать, но лучше всех это делал Коля. С шести лет его определили в церковно-приходскую школу. Там проявилась его большая способность к учению. С восьми лет он уже читал и пел на клиросе. В это время золотого детства он приобрел то религиозное настроение, которое не покидало его в продолжение всей жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Ostapenk...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Богослужение составляет существо жизни Церкви» Святейший Патриарх Кирилл уверен, что перевод Богослужения на современный русский язык не принесет пользы 20.12.2019 1134 Время на чтение 5 минут Сегодня в своем докладе на Епархиальном собрании г. Москвы Предстоятель Русской Православной Церкви напомнил, как в 1990-е годы храмы наполнялись людьми, и для этого не требовалось сверхусилий со стороны духовенства, сообщает Патриархия.ru. «Усилия нужны были в другом: в том, чтобы успеть всем уделить хотя бы малую толику внимания, чтобы ответить на все просьбы об исповеди или о совершении других Таинств. Сегодня люди продолжают приходить в храмы, но многое изменилось. Количество храмов значительно увеличилось и продолжает увеличиваться, в связи с чем число прихожан на каждый храм уже не растет лавинообразно, хотя и остается значительным. Кроме того, можно сказать, что ожидания прихожан изменились. Они стали в хорошем смысле более требовательными к содержанию приходской жизни», — отметил Святейший Патриарх Кирилл. По его словам, едва ли не в первую очередь это касается, отношения к Богослужению: «Сегодня многие прихожане, — быть может, даже больше, чем 20-25 лет назад, стремятся активно участвовать в Богослужении, вникать в его смысл. Это не может не радовать, ибо, как подчеркивал святитель Феофан Затворник, " наши богослужебные песнопения все назидательны, глубокомысленны и возвышенны. В них вся наука богословская, и все нравоучение христианское, и все утешения, и все устрашения. Внимающий им может обойтись без всяких других учительных христианских книг " ». «При этом не сегодня отмечено, что миряне сталкиваются с трудностями в понимании Богослужения, — продолжил Предстоятель. — Этот вопрос, кстати, был очень живо поставлен в ходе моей недавней беседы с рукоположенными мною священниками — клириками Москвы. В связи с этой темой порой возникают идеи перевести все Богослужение на современный русский язык, сократить его изменяемые части и другие подобные предложения».

http://ruskline.ru/news_rl/2019/12/20/bo...

Закрыть itemscope itemtype="" > Долгожданное воссоединение Священный Синод принял в состав Русской Церкви главу Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции, а также клириков и приходы, которые желают последовать за ним 16.09.2019 549 Время на чтение 3 минуты В субботу, 14 сентября, Священный Синод рассмотрел обращение архиепископа Иоанна (Реннето), возглавляющего Архиепископию западноевропейских приходов русской традиции, в котором он сообщил о стремлении большинства клириков и приходов Архиепископии сохранить ее существование посредством вхождения в юрисдикцию Русской Православной Церкви и попросил о вступлении в каноническое общение и единство с Московским Патриархатом вместе с желающими последовать за ним клириками и приходами, сообщает Патриархия.ru. Также архиепископ Иоанн сообщил, что в ближайшее время состоится собрание представителей этих приходов, которые направят Святейшему Патриарху и Священному Синоду свои предложения относительно канонической формы их организации. Члены Священного Синода, обсудив это обращение посредством способов удаленной связи, постановили (журнал 122): Принять архиепископа Иоанна (Реннето) в юрисдикцию Московского Патриархата с титулом «Дубнинский», а также всех желающих того клириков, находящихся под его руководством, и приходы, которые выразят такое волеизъявление. Поручить архиепископу Дубнинскому Иоанну управление упомянутыми приходами. По получении обращения от собрания представителей приходов иметь дополнительное суждение для определения канонической формы их организации, исходя из исторически сложившихся особенностей епархиального и приходского управления, а также богослужебных и пастырских традиций, установленных митрополитом Евлогием с учетом условий существования возглавляемого им церковного удела в Западной Европе. Архиепископия западноевропейских приходов русской традиции была основана в 1921 году, когда временное управление русскими церквями в Западной Европе было поручено Преосвященному архиепископу Евлогию (Георгиевскому) определением святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, Священного Синода и Высшего Церковного Совета.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/09/16/do...

Закрыть itemscope itemtype="" > Епископ Подольский Тихон (Зайцев): Здесь, в России, нам и Вифлеем, и Голгофа Как четырёхлетний мальчик побывал в монастыре, а потом стал солдатом, монахом и владыкой 15.01.2016 1166 Время на чтение 4 минуты 5 фактов из жизни владыки Тихона В числе лучших выпускников семинарии без экзаменов поступил в Московскую духовную академию. В 42 года стал епископом Подольским, викарием Патриарха. В 2009-2014 годах был председателем Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата. Ныне возглавляет две зарубежные епархии - Венско-Австрийскую и Венгерскую, а также Северо-Восточное московское викариатство. Кандидат богословия, автор ряда научных трудов и публикаций, активно переводит работы греческих богословов. Обычно детская память начинается с шести-семи лет. Епископ Тихон рассказывает, как в четырёхлетнем возрасте был с мамой в Псково-Печерском монастыре. Помнит благоухание цветущих в саду флоксов, прозрачную воду артезианского источника, таинственные пещеры и игумена Савву (Остапенко) - старца, к которому многие ехали тогда за советом. «С тех пор монашество стало моей мечтой», - говорит владыка. «Только в весенний призыв!» - Когда вас крестили? - В 13 дней от роду, 26 апреля 1967 года. Мама и бабушка принесли меня в храм Пимена Великого, недалеко от «Новослободской». Таинство совершалось при закрытых дверях, чтобы никто не увидел: тогда были годы гонений, власть боролась с верой. Крестил известный пастырь, протоиерей Алексий Лапин. Он, слава Богу, и сейчас служит, в 90 лет. - И потом вас водили на службы? - Да, мои родные сделали всё, чтобы я полюбил храм, богослужение. Вскоре мы пере­ехали в Тушино, и мама вошла в состав приходского собрания церкви Всех святых на Соколе, стала помощником старосты, казначеем. Она много лет трудилась без выходных и отпусков и на скромную зарплату покупала творения Святых Отцов, дореволюционные издания Игнатия Брянчанинова, Феофана Затворника, Тихона Задонского. Я читал, старался понимать. В то время я учился в физико-математической школе. Я очень любил русский язык, а вот к точным наукам меня не тянуло, я желал поступить в духовную семинарию, а перед этим послужить в армии.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Если русские уйдут, не останется никого» 25.09.2020 1949 Время на чтение 16 минут Мы продолжаем ряд бесед, некую перекличку с людьми, чей подвижнический труд на ниве науки, культуры, искусства сохраняет спасительный для мира материк русской цивилизации. Сергей Владимирович Тимченко – руководитель издательства «Ковчег», которое за четверть века стало частью церковной культуры нашего времени. В издательстве вышли сотни тысяч молитвословов и кратких брошюр святоотеческой и просветительной литературы, а также собрания сочинений богословов и учителей Церкви и подарочные издания церковной тематики. Главный редактор журналов «Славянка» (издаётся с 2006 г.) и «Общенациональный Русский журнал» (2006 – 2008). Родился в 1956 г. в Армении в семье военнослужащего. Окончил Московский инженерно-физический институт, позже Литературный институт. С 1989 по 1992 г. работал в издательстве «Современник». Автор повестей и сценариев. Лауреат премии Министерства культуры «Народное достояние» (2008 г.). В 2004 г. Российской Государственной Библиотекой издательство «Ковчег» награждено дипломом и медалью «Лучшее издательство России 2004 года» в номинации «Религия». В одном из своих интервью С. Тимченко высказал важнейшую для нашего времени мысль: «Нам надо вернуть к своим национальным корням, к вере наших предков, русскую молодёжь… Часто нас упрекают в том, что мы разобщены. Какой-то элемент этого есть, даже в Церкви: проблема крепких церковных приходов и приходской жизни до сих пор не решена у нас, ещё с прошлых веков. Но я убеждён, что русский народ, тем не менее, – самый сплочённый народ в мире. Ибо какие же мы слабые и разобщённые, если держим в мире и единстве самую большую страну во вселенной, раскинувшуюся с запада на восток на десять тысяч километров?.. Наше единение – оно другое, не от плоти и крови, непонятное мирскому разуму. Оно основано на евангельском духе церковного евхаристического общения…» Мы беседуем с С.В. Тимченко в его редакции, недалеко от храма Святых мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии на Миусском кладбище.

http://ruskline.ru/analitika/2020/09/25/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Женский подвиг в истории России 03.04.2017 632 Время на чтение 7 минут После событий октября 1917 года все силы новой власти были направлены на разрушение Русской Православной Церкви, традиционной российской семьи, изменение представления о роли женщины в обществе и государстве. Святейший Патриарх Кирилл на XX Всемирном Русском Народном Соборе (ноябрь 2016 г.) произошедшие в XX веке события назвал трагедией для нашего народа. Нападки и репрессии, которым подверглись верующие в тех странах, где к власти пришли атеистические режимы, разрушения храмов, глумления над святыми, убийства множества верующих и заключение их на длительные сроки в тюрьмы - всё это свидетельствует о произошедшей трагедии. При изучении истории закрытия монастырей и приходов православные учёные Елена Белякова, Елена Еремченко, Надежда Белякова на основании архивных документов выяснили, что женщины выступали основной силой, противостоящей закрытию храмов и монастырей. Женское противодействие атеизму и террору советской власти - это та страница истории, которая только начинает открываться. Как и в периоды гонений, хорошо известных из истории христианства, женщины старались поддерживать арестованных, гонимых, нуждающихся. Поиск новых форм благотворительности, начатый на рубеже веков, стал особенно актуален в условиях войн и революций. Ещё в 1915 году в Москве под председательством Елизаветы Фёдоровны Романовой прошло совещание настоятельниц женских монастырей для решения вопроса о расширении помощи жертвам войны. В 1918 году в Москве был создан кружок православных женщин, считавших, что необходимо объединить разрозненную работу женщин на приходах: «Часто в одном приходе не знают, что делается в соседнем, повторяют ошибки, сделанные другими, не пользуются добытым опытом». В заявлении, подписанным 17 женщинами и представленном в Совет объединенных приходов Москвы, женщины предлагали одобрить создание Союза православных женщин и оповестить через настоятелей церквей и приходские советы о возникающем Союзе. На 24 июня было назначено первое общее собрание православных женщин для выборов правления Союза. Совет объединенных приходов Москвы поддержал эту идею. Открытие Союза состоялось в Соборной палате Епархиального дома. Заседание было открыто Александром Дмитриевичем Самариным, председателем Совета объединенных приходов, затем выступил член Собора П.И.Астров.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2017/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Комары и верблюды. Продолжение 05.05.2011 549 Время на чтение 20 минут Начало «Православная» эквилибристика В качестве иллюстраций приведем несколько примеров жонглирования этическими понятиями, их подтасовывания и подмен. Совесть. Вспоминается одно приходское собрание, на котором новый настоятель пытался обуздать паству, тоскующую по его смещенному предшественнику. После объемной преамбулы о послушании как основополагающей норме церковной жизни, он сказал дословно следующее: «...Иначе у нас „анархия - мать порядка " будет... как у протестантов, у которых высший судья и высший авторитет - это собственная совесть... В силу своей испорченности, что у каждого она своя. У каждого свои авторитеты и мы превратимся тогда в протестантов. Лучше... у нас есть свое священноначалие, которое...» и т.д. в том смысле, что у протестантов - совесть, которая, как видите, не гарантирует от заблуждений и грехов, а у нас - послушание священноначалию: путь надежный, непостыжающий. Что ж, полемический прием безотказный: вы что, хотите в протестантов превратиться? Хотите, чтоб и у нас в итоге содомия стала нормой жизни? Вот плоды жизни по совести!.. Конечно, никто из нас таких последствий не хочет. А ума, чтобы развести по одну сторону уважение к совести (да, несовершенной, да, погрешающей, но все же вряд ли для того вложенной в нас Богом, чтобы мы ее игнорировали как рудимент «ветхого человека»), а по другую - своенравие отвергшего Священного Предание рассудка, закономерно приведшее к чудовищным метаморфозам протестантского сознания - на это ума и сообразительности, а также знаний, у паствы, как правило, не хватает. И в итоге люди пасуют перед кощунственным блефом, паразитирующем на их преданности Православию. Кощунственным потому, что под видом защиты устоев Православия, попирается как Священное Писание, так и Предание, верностью которому мы хвалимся. Попирается игнорированием православного учения о человеке, согласно которому каждый из нас - бесценная в глазах Божиих личность, одаренная разумом и свободой воли (что, согласно прп. Иоанну Дамаскину, составляет образ Божий в человеке ). Пренебрегать мнениями, чувствами паствы, внушать ей пренебрежительное отношение к совести, протезируя ее извращенно понятым послушанием - это надругательство над соборностью Церкви, размывание основ церковной жизни, и создание благоприятных условий для торжества порока, плодящегося под личиной добродетели.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010