Скворцов В. М. Отдел IX. Миссионерская литература I. Церковная народно-миссионерская библиотека из книг, необходимых для собеседований с раскольниками и для чтения народу а) Старопечатные книги Благовестное Евангелие, Толковый Апостол, Большой и Малый Катихизис, Кормчая книга, Книга о вере, Кириллова книга, Стоглав , Потребнир с Номоканоном , Сын Церковный , Маргарит , Златоуст , Просветитель Иосифа Вол., Летописи Барония (1 и 11 ч.), Соборник (большой), Соборник (малый), Книга Ефрема Сирина , Беседы св. Иоанна Златоуста на 14 посланий ап. Павла, Пандекты с тактиконом Никона, игумена Черной горы. б) Пособия Деяния соборов 1666 и 1667 годов, ц. 1 р. Озерский А. Выписки из старописьменных и старопечатных книг 2 в. Ц. 1 р. 20 к. Пастырское воззвание епископов, собравшихся в г. Казани. Ц. 5 к. Увещание во утверждении истины. М. Платона. Ц. 40 к. Беседы к глаголемому старообрядцу. М. Филарета. Ц. 20 к. Истинно древняя и истинно православная Христова Церковь . М. Григория, в 2 ч. Ц. 1 р. Субботин Н. Материалы для истории раскола. 8 т. Краткое руководство к собеседованию с мнимыми старообрядцами. Прот. Стеф. Кашменский. Ц. 15 к. Собрание сочинений архимандрита Павла в 3-х ч. Ц 2 р. 60 к. Смирнов. История русского раскола старообрядчества Руководство по истории и обличению старообрядческого раскола. Н. Ивановск ого в 3-х ч. Ц. 2 р. 40 к. История и обличение раскола. К Плотникова в 2-х ч. Ц. 2 р. 20 к. Дополнительные уроки по Закону Божию для церковно-приходских школ о предметах, соприкосновенных учению глаголемых старообрядцев. Свящ. И. Легатова. Ц. 10 к. Примерное распределение апологетического материала в курсе Закона Божия для одноклассных ц.-приходских школ среди раскольнич. Населения. М. Чельцова . Ц. 7. К. «Миссионерское обозрение» и его издания. Цена 6 р. за год. «Миссионерский сборник». Ц. 2 р. за год. Александров Д. свящ. Поучения в ограждение чад православной Церкви от раскольнич. суемудрия. Ц. 60 к. Его же. О клятвах соборов 1656, 1666–1667 гг. и об единоверии. Ц. 1 руб.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Фрагменты из приходских бесед. Беседы о Литургии Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 40, 41, 42, 43, 44; 2004, 2005 20 августа, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 40, 41, 42, 43, 44; 2004, 2005 1. Все праздники церковного круга лишены смысла, если нет Пасхи, потому что если Христос не воскрес, то все остальные события церковного круга, Евангельской истории могут быть только историческими, но никак не вечными, и другого отношения к ним, кроме назидательного и культурного, быть не может. А мы говорим, что каждый христианский праздник принадлежит вечности именно потому, что Пасха духовно его наполняет. Вечность присутствует в нашем времени, и мы становимся реальными соучастниками, присутствующими на этом празднике. То же самое можно сказать о Литургии, которая не относится к богослужениям обычного богослужебного круга, а стоит особняком, — над всеми известными нам богослужениями. Если не существует Литургии, то вообще бессмысленно совершать какие-либо службы, потому что вместе с отсутствием Литургии признается и отсутствие Церкви как таковой. Священномученик Ириней Лионский сказал так: “Там, где есть истинная Евхаристия, там есть и апостольская Церковь”. Поэтому разговор о Евхаристии будет у нас идти параллельно с разговором о Церкви, о том, что такое Церковь, и как Церковь и Евхаристия (то есть Божественная Литургия) связаны друг с другом. Когда мы читаем Символ веры, мы говорим, что веруем во Единую Соборную и Апостольскую Церковь. Очень важно осмыслить, что наравне со своей верой в Бога мы исповедуем свою веру в Церковь 1 . Церковь для христиан — это не только место, где люди общаются с Богом (потому что с Богом можно общаться дома, на воздухе, где угодно), а Церковь — это Тело Христово, как об этом говорит апостол Павел. Он объясняет, что Христос есть Глава, а мы, каждый из нас — Его члены. Глава, отчлененная от тела, не может быть живым организмом, а когда говорится, что это действительно тело живое, то понимается, что это некий организм, который соединяет человеческое и Божественное. Этот богочеловеческий организм неразделим; Церковь — это то таинственное собрание людей, где происходит общение человека с Богом и Бога с человеком, и где это общение делает Бога с человеком единым организмом — богочеловеческим организмом.

http://pravmir.ru/fragmentyi-iz-prihodsk...

Юрьев-Польский. Церковь Вознесения Господня. Карта и ближайшие объекты Скромная, сейчас совсем заброшенная Вознесенская кладбищенская церковь была построена в 1780 году на средства, собранные горожанами. Это типичная провинциальная церковь с длинной трапезной, резными украшениями наличников и многослойными карнизами, с ложными закомарами, характерными в основном для архитектуры XVII века, но в провинции продержавшимися до века XIX-ro. В 1840 году к церкви была пристроена двухъярусная колокольня в стиле классицизм, с высоким шпилем. В церкви было три престола: главный Вознесенский и два теплых, или «зимних»: Петропавловский и Сергия Радонежского. При храме действовала церковно-приходская школа. В советское время храм был закрыт, колокольня сломана. http://www.juriev.ru/Arhitect/voznesenskaya.htm Церковь Вознесения Господня каменная, построена в 1780 г. на средства граждан г. Юрьева. В ней три престола: главный, холодный – в честь Вознесения Господня, придельные, теплые – во имя св. апост. Петра и Павла и во имя преп. Сергия, Радонежского чудотворца. В 1840 г. при церкви построена каменная колокольня. При церкви имеется причт: священник и псаломщик. На свое содержание причт получает: 261 руб. 25 коп. процентов с церковного и за требоисправления 577 руб., а всего 840 руб. в год. Дома у причта церковные, деревянные. При церкви имеется церковно-приходская школа и помещается в особо устроенном доме. В.Г. Добронравов, В.Д. Березин «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 3. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1896 г. 2. История Вознесенской церкви 2.1. Строительство церкви в 1770-80-е гг. На начало 60-70-х гг. XVIII в. приходится вспышка эпидемии чумы, которая унесла жизни многих людей. После начала эпидемии в сентябре 1771 г. Сенат издает указ, в соответствии с которым в целях предосторожности от распространения заразных болезней было предписано в городах при церквах впредь никого не хоронить, а отвести для кладбищ особые места за пределами городов на городских выгонных землях. Предписывалось на первое время устроить на новых кладбищах хотя бы деревянные церкви и при них совершать погребение.

http://sobory.ru/article/?object=10141

XXVI. Благотворительное общество Борисоглебского церковного прихода Борисоглебский приход. – Учреждение общества. – Открытие общества. – Первые жертвователи. – Ежемесячные пенсии. – Детский приют. – Собственный дом. – Школа в приюте. – Главнейшие благотворители и деятели. Борисоглебская церковь на Калашниковской пристани выстроена сравнительно недавно, и прежде нынешний приход этой церкви принадлежал к Невскоприходской Скорбященской церкви, что над вратами Александро-Невской лавры; при этой церкви и открыто было в 1877 году нынешнее благотворительное общество Борисоглебского Калашниковского церковного прихода. Устав «Благотворительная общества Невскоприходской Скорбященской церкви, что над вратами Александро-Невской лавры», утвержден министром внутренних дел 18 апреля 1876 года. Особенностью в уставе являлся § 4, допускавший в члены общества лиц «без различия пола, звания, состояния и вероисповедания». Учредителями общества, подписавшими устав, были: протоиерей П. А. Горизонтов, диакон А. К. Попов , церковный староста А. И. Поталовский, директор императорского стеклянного завода В. X. Книпер, Ф. П. Шишов, В. М. Голунов, А. М. Лазутин, П. М. Голунов, Н. П. Горизонтов, В. М. Мартынов, И. А. Воронин, А. И. Печкин, Д. Ф. Воробьев, Г. А. Исаиев, А. А. Лапотников, Н. Н. Соболев и дочь священника А. Н. Алексеева. После утверждения устава учредители общества обратились к прихожанам Невскоприходской Скорбященской церкви с приглашением принять участие в деле приходской благотворительности и, заручившись некоторыми обещаниями, назначили первое собрание для открытия действий общества 15 февраля 1877 года. Но по разосланным восьмидесяти приглашениям явилось на собрание вместе с учредителями только 12 человек, – число, недостаточное даже для полного укомплектования совета. Тогда учредители назначили второе собрание, на 20 апреля 1877 года; в этот день явилось 21 лицо, и общество было открыто. Общим желанием членов общества было открыть детские приюты: постоянные для круглых сирот и дневной для других бедных детей. Совет общества исходатайствовал у управления императорского стеклянного завода предоставление в аренду для этой цели одного из казенных домов, каковой и был уступлен за плату по 120 рублей в год. Но так как в доме этом оказались необходимыми значительный переделки, взявшие целый почти год, то в первое время деятельности общества пришлось ограничиться лишь выдачей бедным денежных пособий. Общество приняло на ежемесячную пенсию 25 бедных женщин.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Архив Пн С основным докладом на Епархиальном собрании города Москвы выступил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий Код плеера Livejournal Liveinternet 12 декабря 2008 г. 21:02 12 декабря в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя  прошло ежегодное Епархиальное собрание города Москвы. В предыдущие годы Епархиальное собрание проходило под председательством правящего Епископа города Москвы Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. В связи с кончиной Предстоятеля Священный Синод Русской Православной Церкви на внеочередном заседании от 6 декабря 2008 года постановил, в соответствии с п. 15 главы IV Устава Русской Православной Церкви , вступить в самостоятельное управление Московской епархией митрополиту Крутицкому и Коломенскому Ювеналию ( журнал 92 ). В соответствии с этим решением сегодняшнее Епархиальное собрание возглавил митрополит Ювеналий; он же выступил с основным докладом, посвященным важнейшим событиям в жизни Русской Православной Церкви в 2008 году. Заместителем председателя Епархиального собрания был избран архиепископ Истринский Арсений , секретарем — протоиерей Владимир Диваков . В собрании приняли участие управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент , викарные архиереи Московской епархии, члены Епархиального совета , отцы-благочинные, председатели и представители Синодальных отделов Московского Патриархата, настоятели, клирики, председатели и члены приходских советов московских храмов, настоятели Патриарших подворий, главы представительств Поместных Православных Церквей, наместники и настоятельницы московских и ставропигиальных монастырей и монастырских подворий. Всего в Зале церковных соборов присутствовали около тысячи священнослужителей. Перед началом заседания его участники помолились о упокоении души Святейшего Патриарха Алексия за литией, которую совершил митрополит Ювеналий. Во вступительном слове владыка Ювеналий рассказал собравшимся о последних днях почившего Первосвятителя. Была зачитана открытка, которую Патриарх незадолго до кончины направил митрополиту Крутицкому, находясь на лечении в Мюнхене.

http://patriarchia.ru/db/text/509495.htm...

Закрыть itemscope itemtype="" > Корень Женевского противостояния Фарисействующее «Общество Русской церкви» мстит архиепископу Михаилу (Донскову) за его преданность России 19.10.2017 1707 Время на чтение 12 минут В минувшее воскресенье, 15 октября, состоялось приходское собрание Крестовоздвиженского собора Женевы, сообщает «Наша газета» . Заседание возглавил архиепископ Берлинский и Германский Марк. Обсуждался конфликт между архиепископом Михаилом (Донсковым) и «Обществом Русской церкви», которое является собственником Крестовоздвиженского собора. Напомним, 1 июня 2017 года в адрес Синода Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) от «Общества Русской церкви» была направлена формальная просьба об отстранении архиепископа Михаила «от его обязанностей как главы Западно-Европейской епархии или, по крайней мере, архиепископа Женевского». 2 октября сего года на экстренном заседании Архиерейского Синода РПЦЗ владыка Михаил был отстранен от управления Западно-Европейской епархией, временное управление освободившейся кафедрой возложено на митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Илариона, Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви. У редакции «Нашей газеты» оказалось два отчета прошедшего приходского собрания Крестовоздвиженского собора Женевы. Согласно отчету сторонников владыки Михаила, сбор прихожан на собрание «вылился в перебранку, согласия достичь не удалось, и после взаимных обвинений председательствовавший архиепископ Марк Берлинский и Германский собрание прервал». «Сильной неожиданностью для прихожан стала новость о том, что только те, кто числится в официальном списке, который мелькал в руках старосты В.В. Мелешко, считаются прихожанами и смогут присутствовать на собрании прихода. Члены совета Общества Русской церкви тихим голосом попросили всех выйти из церкви, чтобы впоследствии запустить по одному в соответствии с этим списком. Это вызвало сильный ропот, и многие решительно отказались выходить из церкви, настаивая, что они считают и ощущают себя полноценными прихожанами, поскольку регулярно посещают богослужения и активно, по много лет участвуют в жизни прихода, посильно поддерживая его деятельным участием, а также финансово», - сообщили изданию прихожане.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/10/19/ko...

Закрыть itemscope itemtype="" > Обращение епископа Архангельского и Холмогорского Тихона на Епархиальном собрании 23 декабря 2004 года 24.12.2004 399 Время на чтение 26 минут Обращение епископа Архангельского и Холмогорского Тихона к клиру, приходским советам, настоятелям и наместникам мужских и настоятельнице женского монастырей на Епархиальном собрании 23 декабря 2004 года. Всечестные отцы, матушка настоятельница, возлюбленные во Христе братья и сестры! Благодарю Господа за данную возможность личной встречи со всеми вами. Специфика нашей епархии такова, что ее огромная протяженность, удаленность и труднодоступность районов глубинки не дают возможности часто общаться. Ежегодно мы собираемся на совместную молитву по случаю пасхальных и рождественских торжеств. Но потребность братского общения, совместное обсуждение насущных вопросов, обмен мнениями и опытом всегда остается востребованным. С учетом того, что за последние годы значительно увеличился клир епархии, появились новые приходы и новые монастыри, наша нынешняя встреча весьма актуальна. Для епархиальных собраний, по милости Божией, у нас теперь есть необходимые условия. Мы должны всем этим эффективно пользоваться, чтобы исполнять главное предназначение Церкви Христовой - возвещать миру спасение. Господь судил нам нести пастырское служение в весьма сложное для Отечества время. Суровые климатические условия, в которых нам приходится жить, накладывают на это свой особый отпечаток. И я всякий раз повторяю, большинство клириков нашей епархии - уже подвижники! Хотя бы потому, что здесь служат. Ибо тот каток атеизма, который прошелся во времена лихолетья по Русскому Северу, практически оставил за собою духовную пустыню. И как сложно в этой духовной пустыне восстанавливать храмы и монастыри, но во сто крат труднее возрождать храмы человеческих душ. Однако, промыслительно и то, что именно наша земля стала называться Русской Голгофой, а Соловки - " Живым антиминсом " . Как говорит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий П, духовная связь с бесчисленным сонмом новомучеников и исповедников Российских делает нас духовно крепкими, одновременно налагает ответственность за то святое дело, которое завещали наши благочестивые предки. " Русь Святая, храни веру Православную, в ней же тебе утверждение! "

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/1...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕПАРХИАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ орган коллегиального управления епархией . Впервые введены как регулярный церковный институт Поместным Собором 1917-1918 гг. В России в допетровскую эпоху епархиальное духовенство собиралось в т. н. соборное воскресенье на «соборики», к-рые обсуждали важнейшие епархиальные дела, в особенности связанные с приходской жизнью и пастырским служением. После отречения имп. мч. Николая II Александровича и до созыва Поместного Собора в авг. 1917 г. вначале спонтанно, по инициативе местного духовенства и церковной общественности, в отдельных случаях даже без разрешения правящего архиерея (напр., в Тверской и Харьковской епархиях), а потом с санкции Святейшего Синода созывались епархиальные съезды, или собрания, на к-рых обсуждались вопросы епархиального и общецерковного значения: на некоторых из них выражалось недоверие правящим архиереям, с разрешения Святейшего Синода избирались кандидаты на епархиальные кафедры, в частности на таких съездах были избраны на Петроградскую кафедру сщмч. Вениамин (Казанский) , викарий Петроградской епархии, а на Московскую - архиеп. Литовский свт. Тихон (Беллавин) , после избрания они были утверждены Святейшим Синодом. 5 июля 1917 г. Святейший Синод утвердил Положение «О созыве Поместного Собора Православной Всероссийской Церкви в Москве 15 августа 1917 г.», в к-ром, в частности, предусматривалось созвать 8 авг. под председательством правящих архиереев Е. с. для избрания членов Поместного Собора: по 2 клирика и 3 мирянина от каждой епархии. Правящие архиереи признавались членами Собора по должности. 61-й пункт Положения устанавливал состав собраний: «В состав собрания входят: а) все имеющие постоянное пребывание в епархии епископы; б) избранные на благочиннических избирательных собраниях выборщики, клирики и миряне; в) представители от духовно-учебных заведений» (Собор, 1918. Деяния. Т. 1. Вып. 1. С. 16). 9 (22) февр. 1918 г. Поместный Собор принял «Определение об епархиальном управлении», в соответствии с ним «высшим органом, при содействии которого архиерей управляет епархией, является епархиальное собрание» (Собор, 1918.

http://pravenc.ru/text/189997.html

Новосибирск. Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Новом кладбище. Богородицкая церковь, Успенская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Деревянная однокупольная церковь в духе эклектики с колокольней, построенная на Новом городском кладбище в 1925 г. В 1940-х гг. оставалась единственной действующей в городе. Закрыта и снесена в 1961 г., на месте храма построен ДК " Строитель " . На месте Нового кладбища Новосибирска во 2-й пол. ХХ в. устроен ПКИО " Берёзовая Роща " .   Еще осенью 1918 г. на заседании общего собрания Союза приходских советов Новониколаевска обсуждался вопрос о построении храма на новом кладбище. В частности, было даже предложено на месте существовавшей к тому времени Воскресенской церкви на старом кладбище построить новый каменный храм, а старую деревянную церковь перенести на новое кладбище. Епископ Томский Анатолий (Каменский) наложил следующую резолюцию на протоколе собрания: «Приветствую начинание… старую деревянную церковь не следует трогать; пусть строится каменная на новом кладбище». Тогда же начался сбор средств на постройку нового храма. Но продолжавшаяся гражданская война не позволила приступить к строительству. В 1922 г. священник Воскресенской церкви Илия Копылов и группа прихожан обратились к епископу Новониколаевскому Софронию (Арефьеву) с просьбой о благословении постройки храма на новом кладбище на добровольные пожертвования. Владыка Софроний предложил рассмотреть это прошение на заседании Окружного церковного управления и Объединенного совета городских приходов. Решение данного собрания пока в архивах не обнаружено, но в 1922 г. на новом кладбище была построена Диомидовская часовня, настоятелем которой стал отец Илия Копылов. Часовня просуществовала недолго – всего два года. В 1924 г. было принято решение о её сносе. Через год на месте часовни был построен храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Новая церковь представляла собой небольшое деревянное здание в форме креста, с куполом и колокольней, выкрашенная в голубой цвет; и была освящена епископом Новониколаевским Никифором (Асташевским) в честь Успения Пресвятой Богородицы. Первым настоятелем Успенской церкви был назначен священник Илья Копылов.

http://sobory.ru/article/?object=39561

ПРЕСС-РЕЛИЗ: Ежегодное заседание Епархиального собрания города Москвы (21 декабря 2005 г.) 21 грудня 2005 р. 11:49 21 декабря 2005 года в 10.00 часов в Зале Церковных Соборов кафедрального соборного храма Христа Спасителя под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ II состоялось очередное ежегодное заседание Епархиального собрания города Москвы. В заседании участвовали: митрополит Калужский и Боровский КЛИМЕНТ , викарные епископы Московской епархии — архиепископ Истринский АРСЕНИЙ , архиепископ Верейский ЕВГЕНИЙ , архиепископ Орехово-Зуевский АЛЕКСИЙ , епископ Красногорский САВВА , епископ Дмитровский АЛЕКСАНДР , епископ Сергиево-Посадский ФЕОГНОСТ , епископ Люберецкий ВЕНИАМИН , епископ Егорьевский МАРК , а также епископы АРКАДИЙ (Афонин) и НИКОН (Миронов). Кроме того, присутствовали председатели и представители Синодальных отделов Московского Патриархата, настоятели, клирики, председатели и члены Приходских советов московских храмов, настоятели Патриарших подворий, Представительств Поместных Православных Церквей, наместники и настоятельницы московских и ставропигиальных монастырей и монастырских подворий. В своем кратком вступительном слове Святейший Патриарх Алексий сообщил, что количество храмов и часовен в Москве увеличилось с 645 в прошлом году до 724 в нынешнем. Клир г. Москвы насчитывает сейчас 1681 священнослужителя (в прошлом году — 1586), из них священников — 1191, диаконов — 490. Были также приведены статистические данные, касающиеся всей Русской Православной Церкви: в настоящее время РПЦ насчитывает 132 епархии с общим количеством приходов — 26 600 (из них в России — 12 665); действуют 688 монастырей (Россия: 207 мужских и 226 женских, Украина: 85 мужских и 80 женских, другие страны СНГ: 35 мужских и 50 женских, зарубежные страны: 2 мужских и 3 женских). Число архиереев на сегодняшний день — 175, из них 132 епархиальных, 32 викарных и 11 находящихся на покое. В Патриаршем ведении находятся 25 ставропигиальных монастырей, в число которых входят 4 мужских и женских обители в Москве.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1202437...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010