144. Дети и церковно-приходская жизнь Ныне много говорят об “оживлении” приходской жизни. Не лучше ли сказать – о пробуждении: ведь, приход есть малая часть Церкви Христовой вселенской, а Церковь Божия жива и умереть не может, ибо ее глава – Христос Спаситель наш смертию Своею смерть всякую попрал и живет в Церкви Своей. Пока – не только приход, но и всякий отдельный член Церкви не порвал связи с Церковью, не стал еретиком, дотоле и он не умер для Церкви, какою бы духовною болезнью, каким бы грехом ни страдал он. Отдельный член Церкви может духовно умереть, порвав, прежде всего, общение с Церковью в ее Таинствах, но при­ход сего сделать не может, ибо он возглавляется совершителем Таин Божиих – священником и совершение божественной литургии в его храме иереем, правильно рукоположенным, уже есть свидетельство жизни прихода, сей малой Божией церквицы. А значит, и говорить об оживлении прихода не подобает: это было бы оскорблением Духа Божия, присно живущего в Церкви и действующего в ее Таинах. Особенно заботится о пробуждении жизни приходской еще юное Московское братство четырех святителей. Оно праздновало вторую свою годовщину 5 октября и вечером сего дня устроило годовое собрание в московском епархиальном доме. Главною своею задачею братство поставило взаимное сближение пастырей и пасомых, а чрез то и развитие деятель­ности прихода. Отчет был краток, ибо братство еще только начинает входить в свое дело, намечая свои ближайшие задачи и средства к их осуществлению. А в этом отношении надо быть особенно осторожным: ныне в воздухе носятся идеи, с виду заманчивые, по существу же противоцерковные, каковы, например, идеи нрава, свободы и т. п. Вот и надобно остере­гаться, чтобы не подменить такими модными идеями – чистые идеалы церковные. И дай Бог, чтобы юное братство, руководимое мудрым первосвятителем Московским, избегало этой опасности и чтобы идея долга не заслонялась бы идеею права, а служила сей последней лишь основою... и все согревалось и оживлялось идеею любви, ибо и Церковь есть великий организм любви.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

I. Определение понятия о приходе «В целях церковного оживления православного прихода и повышения нравственного уровня его членов необходимо поднять в приходе пастырско-учительное делание и усилить активное участие прихожан в религиозно-нравственной и хозяйственной жизни прихода, предоставив приходской общине возможные с точки зрения православной Церкви права и средства к церковно-приходскому самоуправлению и самодеятельности. В этих целях надлежит выделить приход в особую церковную в зависимости от епархиального епископа единицу, с правами юридического лица». Эти основные положения, выработанные отделом Предсоборного Присутствия о благоустроении прихода, были подвергнуты разбору на последних заседаниях названного Присутствия. Из возникших по сему предмету прений выяснилось, что среди членов сего Присутствия существуют лица, мнения которых совершенно противоположны взглядам, высказанным упомянутым отделом относительно приходской реформы. Эти противоположные мнения нашли себе самое рельефное выражение в так названном «сепаратном проекте» профессора Бердникова, который в первом пункте проекта предлагает принять нижеследующее определение прихода: «Церковным приходом в православной Церкви называется церковная община, имеющая особый храм для богослужебных собраний и состоящая под духовным управлением приходского священника. Приход составляет нераздельную часть епископии и подчинен епископу как высшему своему пастырю. Ближайшее же пастырское руководство им принадлежит, по поручению епископа, местному священнику». Оставляя пока в стороне обсуждение всех подробностей этой формулы, мы сначала обратим внимание на те существенные понятия, которые вложены автором проекта в свое определение прихода; именно, на понятие о нераздельности прихода от епископии и на понятие о деятельности священника, как духовного управителя в приходе, по поручению епископа. Эти понятия вызывают целый ряд серьезных недоразумений. Епископия, или, иначе говоря, – епархия, совпадающая в большинстве случаев у нас с территорией губернии, хотя и представляет из себя церковную единицу, но вместе с тем является единицей крайне сложною и составной. В неё входит целый ряд разного рода церковных учреждений и установлений, как – например: архиерейский дом, монастыри, церковные братства, попечительства и другие. Все они хотя и объединены общею церковной дисциплиной под главенством местного епископа, однако в своем внутреннем управлении и хозяйстве большинство из них обладает в известной степени самостоятельностью и самодеятельностью, следовательно, с точки зрения церковной, являются также церковными единицами, но более мелкими, а в гражданском отношении – пользуются правами юридических лиц. Существует ли какая-нибудь необходимость, или же каноническая потребность, при обозначении одной из этих мелких церковных единиц в епархии, или епископии, (хотя бы, например, монастыря) говорить, что она составляет нераздельную часть епархии или епископии?

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

VII. К характеристике церковно-приходской проповеди в С.-Петербурге в царствование Екатерины II Проповедническая деятельность знаменитых проповедников-иерархов времен императрицы Екатерины II, императоров Павла I и Александра I – у нас довольно известна. Проповеди этих ораторов почти все напечатаны или в виде отдельных брошюр, или в виде полного собрания. Какова была проповедь церковно-приходская, рядовая, проповедь, обращенная не к избранному кругу просвещенных слушателей, а к массе приходского народа, та проповедь, которая имеет своим назначением не столько блистать, сколько действительным образом влиять на духовно-нравственное развитие народной массы? Сведения по этому предмету до настоящего времени крайне скудны, до того скудны, что нет возможности категорически решить вопрос: насколько тут имела места импровизация и безыскусственное пастырское учительство, и насколько приходская проповедь этого времени следовала схоластическим традициям тогдашней духовной школы. Одним словом – нет достаточных данных для заключений как о количественных размерах приходской проповеди за это время, так и о качественном ее достоинстве. С этой точки зрения две предлагаемые вниманию читателя проповеди представляют, как мы думаем, некоторый интерес. Первая из них – слово в неделю о слепом принадлежит перу священника церкви Входа Господня в Иерусалим, Гавриила Петрова, и произнесена им в 1794 г. в церкви Рождества Пресвятой Богородицы, что при Невской першспективе, по назначению от консистории, но произнесена без предварительного разрешения благочинным-цензором, что и было причиной сохранения ее до настоящего времени (в архиве С.-Петербургской духовной консистории), так как, вследствие донесения благочинного о нарушении священником Петровым установленных правил, проповедь была истребована в консисторию в подлиннике. Самая проповедь не была найдена предосудительной по содержанию; но, за несоблюдение установленных правил, проповеднику было объявлено 16 июня 1794 г., замечание консистории. Читатель увидит, что проповедь эта очень недурна для заурядного проповедника того времени как по мыслям, так по построению и изложению.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

XCVII. Речь при посещении съезда о. о. уездных наблюдателей, заведующих и учащих второклассных церковно-приходских школ Казанской епархии 101 . О значении школы в просвещения крестьянского население Призываю Божие благословение на вас и на ваши предстоящие труды и от всей души желаю вам придти к надлежащему решению тех вопросов, которые предлагаются на обсуждение настоящего съезда. Вы все созваны для суждения об интересах великого дела обучения и воспитания русского народа. Школа есть ближайшая союзница и помощница церкви. А православие и церковность – это великий незыблемый оплот державы российской. Православием живет искони русский народ, живет и преуспевает на благо церкви, престола и отечества. Истинно-верующий сын православной церкви всегда является верным и преданным слугой своего Государя. Истинный сын церкви – вместе и истинный сын своей родины. Он любит ее горячей любовью, для блага ее он готов отдать все, для защиты ее от врагов внешних и внутренних, которых, к сожалению, в наш мятущийся век расплодилось немало, он готов душу свою положить за родину. Враги внутренние сеют плевелы, смущают слабые души и ведут их к погибели. Но у вас есть твердая и мощная защита против всех козней наших врагов – это православие, истинная, твердая и крепкая вера в Бога и Его помощь. Где же русский человек может почерпнуть эту великую силу, великий и незыблемый оплот против своих врагов? Прежде всего и главнее всего этому учит наша св. церковь в лице ее служителей. У них есть в руках для этого надежное, верное и испытанное средство – церковная проповедь. Я при первоначальном знакомстве с Казанской епархией был немало удивлен, что некоторые священники пишут в клировых ведомостях как о некоторой заслуге, что они произнесли 3–4 проповеди в год. Слово, сказанное благовременно с церковной кафедры, действует на душу простого русского человека самым разительным образом. Это слово может отвратить многих от различных пороков, искоренить вредные и непохвальные обычаи, привести в лоно церкви погибшего от духов нечистых, т.е. искушений и соблазнов мира и сынов века сего, может уничтожить сомнения и колебания смущаемого разными лжеучителями и примирить с Богом всякую трепещущую грешную душу. Я не мыслю литургию без проповеди слова Божия, без назидания молящихся.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

В 1752 году бывшие тогда местные священники Стефан Попов и Иаков (отчество и фамилия последнего неизвестны) с церковным старостою Феодором Чекалевым и приходскими людьми писали Преосвященному Варлааму, бывшему епископу Великоустюжскому и Тотемскому о том, что в Преображенском приходе вместо сгоревших трех церквей построены и имеются две деревянные церкви, первая теплая во имя Рождества Богородицы, вторая холодная во имя Св. Великомученика Георгия, а во имя Преображения Господня церкви не имеется; хотя помянутая церковь холодная имеется, но построена после пожарного случая за скоростию весьма маломестна, в которую летним временем в Господские, воскресные и высокоторжетсвенные дни за многособранием народу вмещается и слушать Божетсвенного пения никак невозможно, чего ради принуждены стоять более половины народа кругом церкви во ограде, понеже в том Преображенском приходе весьма имеется велико прихожан, а по учиненной в 1744 году ревизии написано приходских одного мужеского полу более восьми сот душ, а по нынешнему состоянию как мужеска, так и женска полу может быть вдвое или более, и что церковный староста с приходскими людьми со всего общего согласия имеют намерение означенную деревянную холодную церковь за малопространством, ежели позволена будет, разобрать, а вместо того желают по обещанию собственным мирским иждивением построить каменную холодную для многонародного собрания пространную во имя Преображения Господня об одном престоле, а помянутую деревянную холодную церковь разобрать, а лес употребить на церковное топление или печение просфор. На такую просьбу священников со старостой и прихожанами получена была храмозданная грамота от преосвященного Варлаама от 8 мая 1752 года. Содержание грамоты почти одинаково с вышеприведенной грамотой, данной преосвященным Гавриилом на построение деревянных Грамота хранится в церковной ризнице, имеет 8 верш длины и 6 верш ширины. Печать хорошо сохранилась. На грамоте собственноручная надпись преосвященного: " Божиею Милостию, Смиренный Варлаам, Епископ Великоустюжский и Тотемский " ).

http://sobory.ru/article/?object=41439

Глава четвертая. Монастырские часы I. Правило псалмопения Песненный строй церковных служб первоначально был единственным богослужебным строем, господствовавшим не только в соборно-приходских церквах православного Востока, но и в монастырях. «В монастырях Палестины, Месопотамии и всего Востока, – по словам преп. Иоанна Кассиана († 435), – служба каждого часа состояла из трех псалмов и молитв, как это издревле установлено» 153 . Из слов того же И. Кассиана видно, что соборно-общественный песненный строй был общераспространенным и в монастырях Египта и Фиваиды 154 . На всех службах в этих монастырях, согласно песненной практике, псалмы обычно чередовались с молитвами. Впрочем, на первых порах все вообще монастыри придерживались такой практики и, по примеру приходских церквей, вовсе не допускали непрерывного рядового исполнения псалмов; очевидно, они считали общеобязательным соборное правило «о том, чтобы в (молитвенных) собраниях псалмы не пелись непрерывно один за другим, но чтобы после каждого псалма, в промежутке, следовало чтение» 155 . – Однако, это соблюдалось недолго. Мало-по-малу монастыри уклоняются от общецерковной нормы и вырабатывают свой особый богослужебный строй келейно-одиночного характера, с однообразным рядовым чтением псалмов, без священнических молитв и диаконских возглашений. Этот особый монастырский строй церковного богослужения развился под влиянием древнейшего иноческого устава, или так называемого «правила псалмопения» (κανν τς αλμφας). 1. Происхождение и виды правила псалмопения У преп. И. Кассиана, описывающего порядки египетских монастырей, везде говорится о псалмопении. Было в употреблении у египетских монахов и антифонное пение псалмов. Однако, при этом не полагалось читать общих молитв, составлявших, как известно, необходимую принадлежность песненных служб. В промежутках между псалмами каждый сам про себя совершал «умную» молитву, в которой выражал мысли и чувства, вызванные пением псалма. Отсюда недалеко было и до рядового пения псалмов, – стоило только сократить промежутки между отдельными частями псалмопения, предоставив молящимся сопровождать благочестивыми размышлениями протяжное пение. Самое псалмопение легко могло перейти в чтение. Дело в том, что, по чину, пел один, и пение, по-видимому, скорее походило на речитатив, близкий к нынешнему протяжному чтению нараспев 156 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

Довольно много, в настоящее время, имеется у нас описаний соборов, монастырей и даже приходских церквей с хранящимися в них памятниками древней письменности и искусства, но, разумеется, что еще большая часть их ждут своих описателей. При этом нередко приходится наблюдать и то вполне естественное, но не особенно желательное явление, что в то время, как одни из соборов, монастырей и приходских церквей продолжают оставаться в совершенной неизвестности с своими книжными и монументальными сокровищами, другие уже имеют по два, по три и более описаний. Флорищева пустынь Владимирской епархии в данном отношении может считать себя положительно счастливой. С давних пор о ней начали говорить в печати и мимоходом, и нарочито, а о находящемся при ней рукописном собрании писали даже такие видные учено-литературные деятели, как П.М. Строев, Е.Е. Замысловский, Н.А. Артлебен и А.Е. Викторов . Не успел ученый мир познакомиться, как следует с Флорищевскими рукописями по каталогу последнего, как «тщанием и иждивением» архим. Антония, нынешнего настоятеля Флорищевой пустыни, издан в свет вышеназванный, довольно объемистый (XV+416 стр.), труд заведывающего «Церковно-историческим древлехранилищем» во Владимире губернском. Сказав в немногих словах о значении монастыря для местного края и подробно перечислив во введении к книге источники и пособия ее, автор знакомит затем читателя с началом Флорищевой пустыни и последующей судьбой ее, причем пространно излагает древнее жизнеописание первого строителя ее, не безызвестного в истории нашей церкви Суздальского митрополита Илариона, представляет довольно обстоятельную летопись монастырских настоятелей с указанием того, что каждым из них хорошего или дурного было сделано для обители; описывает храмы и прочие здания и наконец, обозревает достопримечательности ризницы и приписных к пустыни церквей и монастырей. В виде обширного приложения к книге помещены: I) описание рукописей Флорищевой пустыни; II) каталог старопечатных книг; III) тридцать два номера грамот и актов, относящихся к истории монастыря, а также указатель личных имен, географических названий и предметов, встречающихся в рассматриваемом труде.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Golu...

Документы Обращение Архиерейского Синода к боголюбивой пастве Русской Православной Церкви Заграницей 08.09.2006 11:42 Дорогие о Господе отцы, братие и сестры! Вот уже почти 90 лет существуют епархии Русской Зарубежной Церкви на всех континентах, существуют и монастыри, издательства, приходы. И вокруг них все, что обозначает церковную жизнь в лице приходских советов, сестричеств, школ, молодежных организаций, обще-приходских собраний, великолепных хоров, прислужников и т.д. Все это стало существовать в темпе созывов епархиальных съездов и Церковных Соборов, которые регулировали всю церковную жизнь. Таким образом, в хаосе гонений на Русскую Церковь образовалось стояние вокруг своего Священноначалия русских православных людей, оказавшихся за рубежом и стремившихся к тому, чтобы послужить освобождению и возрождению своего народа, на основах Православной Веры. В пределах же России гонение приняла форму абсолютного истребления веры во Христа. Многое было разрушено, многие пострадали. Но Господь не попустил исчезновения Церкви на нашей Родине. Там, где уцелели древние храмы, люди вновь духовно питаются. Воссоздается разрушенное. Церковная жизнь из пепла возрождается. Архипастыри, священнослужители и верующие стараются заново построить Россию Православную. А этот процесс возрождения требует сил и проявления воли, т.к. необходимо вести церковно-воспитательную работу с наследниками трех поколений безбожного насилия, коснувшегося абсолютно всех без исключения. И еще много препятствий на этом пути, но мы видим, что эти препятствия, как и последствия советского времени, постепенно преодолеваются. Сегодня настало время, когда следует искать восстановления общения с истоками нашего собственного предания. Ведь на то есть две воли – одна исходит от тех русских людей, которые являются чадами Русской Зарубежной Церкви, готовыми всячески содействовать восстановлению церковной жизни и воцерковлению народа, а другая исходит от наших собратьев и сестер в России, трудящихся ради ее возрождения и протягивающих нам руку.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Документы. Часть I. Первые шаги большевиков по формированию политики в отношении Православной Российской Церкви. октябрь-декабрь 1917 г. Раздел I. Создание законодательной базы и реализация начальных мероприятий в отношении Православной Церкви. Реакция Церкви I.1. Письмо митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина (Казанского) в Священный Собор Православной Российской Церкви 139 о пожелании приходского совета храма Успения Пресвятой Богородицы с. Феофилова пустынь Петроградской губ. сохранить единение Церкви и государства 25 октября (7 ноября) 1917 г. В Священный Поместный Собор Православной Всероссийской Церкви Вениамина, Митрополита Петроградского и Гдовского рапорт Долгом своим поставляю почтительнейше представить при сем на благоусмотрение Священного Поместного Собора Православной Всероссийской Церкви поступивший к Петроградскому епархиальному начальству приговор прихожан церкви села Феофиловой пустыни Лужского уезда 140 о неотделении Православной Церкви от Российского государства и об обеспечении православного духовенства жалованием из средств казны. Вашего Святейшества покорнейший послушник Вениамин, Митрополит Петроградский и Гдовский 141 6229 25 октября 1917 года. Помета: 9 ноября. Направляется в Отдел о правовом положении Церкви в государстве. А[рхиепископ] Арсений 142 . [Приложение. Заявление членов Феофилопустынского приходского совета в Петроградский епархиальный совет по поводу отделения Православной Церкви от государства. 8 сентября 1917 г.] Приговор 1917 года, сентября 8 дня, мы, нижеподписавшиеся члены Феофилопустынского совета, будучи на собрании при Пустынской церкви, имели суждение о церковных делах и о содержании духовенства и постановили покорнейше просить, чтобы Церковь от государства не отделялась и духовенство было бы обеспечено жалованием в необходимых размерах из сумм казны. Председатель совета:            Василии Николаев Члены: Иван Павлов, Тимофеи Савельев, Николаи Михайлов, Константин Егоров, Афанасий Степанов, Василий Гаврилов Делопроизводитель совета

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > 10 лет на пути трезвости и трезвения! К юбилею Казанского епархиального общества «Трезвение» 04.11.2020 827 Время на чтение 20 минут Встреча общества трезвости в храме Веры, Надежды, Любови и матери их Софии Интервью к юбилею Казанского епархиального общества «Трезвение» газете прихода святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии В Казанском храме святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, также как и в других храмах многих городов, поселков и сел Республики Татарстан регулярно проходят встречи и собрания, посвященные противодействию алкоголизму, наркомании и другим зависимостям. Участники приходского общества «Трезвение» собираются каждую среду. Перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша» в эти дни служатся молебны, читаются акафисты и возносятся молитвы ко Господу жен, матерей, детей, других родственников и близких друзей за освобождение страждущих от пагубных зависимостей. В этом мероприятии принимают участие и сами зависимые, кто принял решение встать на путь трезвости и трезвения. Силами прихода издается прекрасный журнал «Трезвый взгляд». Работу приходского общества трезвости возглавляет настоятель храма протоиерей Александр Павлов. Организовало и курирует это направление в Татарстане Казанское епархиальное общество «Трезвение», которое носит имя Всероссийского пастыря - святого праведного Иоанна Кронштадтского. Председателем этого общества, а также руководителем рабочей группы по противодействию наркомании и алкоголизму, и экспертом при Общественной палате Республики Татарстан является Юферов Владислав Аркадьевич. Общество «Трезвение» работает под непосредственным началом епархиального отдела по противодействию наркомании и алкоголизму, возглавляет который иеромонах Вячеслав (Шапоров), он же является духовником епархиального общества «Трезвение». В этом году 10 октября Казанскому обществу «Трезвение» исполнилось ровно 10 лет, как было проведено первое собрание, после чего стала активно развиваться трезвенная работа по всей епархии.

http://ruskline.ru/analitika/2020/11/04/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010