Вахитовский район. Храмовый комплекс. Собор Владимирской иконы Божией Матери и церковь Рождества Христова. /// Объект утрачен Храмовый комплекс.  Утрачен.   Год постройки:Дата постройки неизвестна. Год утраты:Не установлен. Адрес: Республика Татарстан, город Казань, улица Московская, д. 23. Координаты: 55.790968, 49.106445 Проезд:По улице Московской до перекрестка с улицей Чернышевского (ост. " Улица Чернышевского " ) Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты На левой стороне Булака, недалеко от Успенского собора, находится собор Владимирский. Первоначальное сооружение Владимирской церкви, переименованной в последствие времени в собор, на основании некоторых документов, относится к XVII ст. Владимирская церковь первоначально была не одна. Будучи холодною, она имела около себя, кроме приделов, еще церковь теплую. О последней известно, что она освящена в 1687 г. В документах о Владимирском соборе говорится: «Церковь и собор Владимирской Богородицы близ Булаку. При ней церковь теплая положение ризы Господней, при ней же два придела: первый – мучеников Флора и Лавра, второй – мученицы Парасковеи, нареченной Пятницы, оная церковь теплая освящена в 1687 г., и церковь Пресвятой Богородицы всех скорбящим…». Из этого сведения открывается, что при Владимирском соборе были еще две церкви. Из надписи на Евангелии, пожертвованном в церковь Владимирской Божией Матери Иоанном Колтовским, известно, что сия церковь существовала в 1682 г., но была она, вероятно, деревянная. Когда она возникла – неизвестно. В «Клировых ведомостях» о Владимирском соборе говорится, что холодный каменный собор построен в 1694 г. на сумму, собранную от доброхотных дателей. В 1860-х гг. на Владимирском соборе перекрывали крышу, снимали железные стропила для облегчения крыши, и в это время в верхней главе собора найдена была медная доска, на которой написана крупным полу-уставом следующая летопись собора: «начата сия святая церковь каменная постройкою во имя Богородицы Владимирской от Рождества Христова 1694 году при державе всепресветлейшего императора и самодержца всероссийского Петра Великого… по благословению преосвященного Маркелла, митрополита казанского и свияжского, а освящена сия святая церковь… 1718 году апреля 5 дня преосвященным Тихоном, митрополитом казанским и свияжским, и со всем освященным собором, а в 1732 г. ноября 5 дня, по благословению преосвященного Иллариона, архиепископа казанского и свияжского, у сей св. церкви быть собору и произвел протопресвитером Иоанна Семенова, ключарем Андрея Петрова, а зиждема сия св. церковь приходскими людьми и других доброхотию подателей». Из этой летописи понятно только, что каменная церковь во имя Пресвятой Богородицы Владимирской начала строиться с 1694 г.; освящена в 1718 г. и сделана собором в 1732 г. Почему она так долго строилась, именно 24, года летопись умалчивает.

http://sobory.ru/article/?object=51410

Виловатово. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь /// Объект утрачен Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Деревянная однопрестольная Свято-Никольская церковь в селе Виловатово была построена в 1875 году на средства прихожан. С 1886 года при храме работала церковно-приходская школа. В 1938 году церковь закрыта, в 1965 году разобрана. История самостоятельного прихода с. Виловатово (ранее с. Виловатый Враг) начинается осенью 1873 г., когда благочинным Козьмодемьянского уезда с. Малого Сундыря священником Михаилом Алексеевичем Рождественским было высказано предложение о строительстве православного храма в околотке Виловатом при д. Виловатый Враг и образовании при нём самостоятельного православного прихода. 2 сентября 1873 г. на общем сходе жителей приходских деревень Троицкой церкви с. Малый Сундырь (ныне с. Важнангер) было принято решение о строительстве в д. Виловатом Враге храма и образовании самостоятельного православного прихода. Для данного решения необходимо было собрать общий сход жителей всех соседних приходских деревень и составить общественный приговор. Первая попытка была предпринята 11 февраля 1874 г., но на сход явилось всего около 100 человек. Присутствовавший на общем собрании помощник земского исправника Чириков признал сход несостоявшимся, но М.А. Рождественский предпринял вторую попытку собрать жителей уже на 9 марта 1874 года. Вторая попытка оказалась успешной: общее количество собравшихся на сходе было 353 человека. По итогам собрания был составлен общественный приговор о следующем: 1. построить новую деревянную церковь во имя святителя Николая чудотворца единогласным приговором на месте существующего, ныне упразднённого, виловатовражского этапного здания при выселке этапном и местном Московском почтовом тракте, согласно имеющемуся плану и фасаду; 2. утвердить состав причта: священником – Троицкой церкви с. Малого Сундыря Андрея Троицкого, в псаломщики – пономаря Троицкой церкви с. Малого Сундыря Михаила Аргентова. Попечителями и храмоздателями церкви выступили местные крестьяне из черемис: Егор Яковлев (из д. М. Паратмары), Александр Никитин (из д. М. Паратмары) и Стефан Федоров (из д. Виловатый Враг).

http://sobory.ru/article/?object=54034

«Вино веселит сердце человека» — эти слова стали оправданием для пьянства Священник Илия Шугаев — о трезвости без запретов 12 сентября, 2018 Священник Илия Шугаев — о трезвости без запретов “Я ходил с проповедью много лет, но даже на собраниях в благочиниях слышал смешки и ерниченье в свой адрес. Когда священники собирались вместе за трапезой, то и дело раздавались: «А давай выпьем за здоровье отца Ильи, за успех его дела…” Можно ли проповедовать трезвость,  не раздражая людей и как найти верные слова для молодых, рассказывает протоиерей Илья Шугаев, настоятель храма Архангела Михаила города Талдома, председатель приходского общества трезвости. 11 сентября отмечался День трезвости. Когда-то давно, больше ста лет назад, он был установлен Священным Синодом. Еще раньше, повсеместно стали появляться общества трезвости. И в Талдоме, в краеведческом музее, есть фотография 1907 года, на которой изображено открытие при приходе такого общества. Года четыре назад про День трезвости в нашей стране опять вспомнили. Его опять установили, отмечают. Мне не кажется, как некоторым, что это нечто, насаждаемое сверху, а значит ненастоящее, неработающее. Мне кажется, что такой день  – это лишь очередное напоминание нам всем, что трезвость и трезвение – это полузабытые добродетели в русском народе, которые пора возрождать. Если родителей не спасти, то детей еще можно уберечь Ко мне часто на исповедь приходят женщины, которые жалуются на пьющих мужей и сыновей. Трезвость и семья – вот что взаимосвязано, переплетено. Я хорошо помню опыт собственной семьи. Помню счастливое детство, лет до пяти-шести, и то, что было после того, как отец запил. Еще пять лет спустя они с мамой развелись. Это был крах, катастрофа, разрушение моего счастливого детского мира. В подсознании воспоминание сидело крепко. Каждый раз, когда на исповедях мне открывалась реальность других людей, я все больше понимал какая это всеобъемлющая и сложнейшая проблема. Начало двухтысячных годов было временем какого-то безумия, его пиком. Государственная монополия на продажу алкоголя снята и передана в частные руки. В стране происходили жуткие вещи, настоящий беспредел. К секспросвету добавилась открытая пропаганда алкоголя.

http://pravmir.ru/vino-veselit-serdtse-c...

Вместо предисловия В 2006 г. в издательстве Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета вышла книга «Богородичник. Каноны Божией Матери на каждый день», название которой звучало для многих читателей непривычно. Между тем в Греческой Церкви сборники с аналогичным названием Θεοτοκριον (в древнерусской книжной традиции «Феотокарий» или «Феотокарь»), содержащие десятки богородичных канонов, употреблялись за богослужением еще в византийскую эпоху, а один из них, наиболее авторитетный, с середины 17 в. издавался типографским способом как самостоятельная богослужебная книга 1 . В Русской же Церкви подобное собрание канонов, хотя большей частью и другого подбора, существующее уже несколько веков в переводе с древнегреческого и предназначенное, как и у греков, для чтения на повечерии, не составляло отдельной книги 2 , но всегда включалось в Октоих. А поскольку чин повечерия (принадлежащий, по богослужебному уставу, к ежедневным последованиям) в нашей приходской практике совершается крайне редко, это привело к тому, что значительный пласт богородичных текстов, связанный с именами великих византийских песнотворцев, фактически выпал у нас из литургического употребления. Вот почему собранные, по греческому образцу, в отдельную книгу и изданные ПСТГУ с комментарием, который объясняет их происхождение и место в нашем молитвенном обиходе, эти выдающиеся произведения православной гимнографии вызвали самый живой интерес читателей, о чем говорит неоднократное переиздание «Богородичника» (последнее, 4-е его издание вышло в 2013 г.). Но в греческом церковном мире с конца восемнадцатого столетия употребляется также и «Новый Феотокарий», составителем которого был выдающийся подвижник, богослов, гимнограф и духовный писатель преподобный Никодим Святогорец (1749–1809). Содержание книги составили 62 богородичных канона, носящие имена 22-х древних творцов, причем 59 из них, обнаруженные преподобным Никодимом среди рукописей в монастырских книгохранилищах Святой Горы Афон, до этого не издавались 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Время и место основания монастыря; его история Вполне понятно, что после открытия и прославления святых мощей преподобного Сергия у Ростовцев должна была явиться мысль и желание увековечить память о родине преподобного. – Каким, более достойным, образом могли они исполнить свое намерение, как не постройкой обители? И местные летописцы утверждают, что Ростовский Варницкий монастырь построен именно в память о родине Угодника Божия Сергия. В летописи о Ростовских Архиереях, изданной Имп. Общ. Любит. Древн. Письм. (Спб. 1890 г. XCIV) в примеч. 30, стр. 14, а также в одной из рукописей нашего Собрания 2768) в статье об архиепископе Ростовском Ефреме, поставленном на епархию в 1427 г. 13 апреля митрополитом Фотием, читаем под этим 1427 годом, что им, Ефремом, при самом вступлении па кафедру заложен был в Ростове Троице Сергиевский монастырь на том самом, якобы, месте, где стоял дом отца преп. Сергия Радонежского, боярина Кирилла! Указаны даже число и месяц закладки – 5 июля. – Другое предание, занесенное древними иконографами на образа и свято сохраняющееся в сердцах жителей Ростова в течение нескольких веков, – утверждает, что монастырь Варницкий построен, на месте явления юному Варфоломею ангела Божия в виде инока. Так или иначе, и помимо уже высказанных выше соображений, Варницкому монастырю нельзя отказать в историческом праве быть носителем воспоминаний о родине преподобного. Отнимите это право и – самое существование обители будет лишено всякого основания. Отдаленность ее от окраин города, неудобный путь к монастырю, местность близь которого весной и осенью на далекое пространство заливается водой, редкое посещение обители богомольцами, – все это, повторяем, мало говорит в пользу необходимости существования здесь не только монастыря, но даже бы и просто приходской церкви. Иное дело, если принять во внимание, что основание обители явилось формой выражения благоговейного уважения к месту рождения святого Сергия. Форма эта, принятая нашими предками, не может быть изменена и никакие посторонние соображения не могут иметь на нее влияния. – Это имелось в виду еще в 1764 году, при утверждении штатов, когда перечисленные выше неблагоприятные условия существования Варницкого монастыря чуть было не послужили поводом к упразднению обители. Местный Ярославский историк о. Протоиерей Троицкий, имея под руками подлинное Консисторское дело о восстановляемых монастырях, в своем труде. «Церковно-историческое и статистическое описание Ярославской епархии» в краткой статье о Варницком монастыре замечает, что «по учреждении духовных штатов монастырь из уважения к месту рождения и воспитания Преподобного Сергия не упразднен, а, оставлен на своем содержании».

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/i...

Г. Приходская организация § 53. Древнерусские приходы 545 Древняя Русь знала, как это доказывается старинными писцовыми книгами, оригинальную форму монастырей-приходов, которые с одной стороны представляли собой монашескую общину, сгруппировавшуюся около церкви, а с другой служили приходской церковью для большего или меньшего количества прихожан. Процесс образования таких монастырей-приходов мог быть двоякий: или лица, желавшие монашеской жизни и в тоже время нуждавшиеся в храмах, селились в церковных оградах, основывая монашеские слободки 546 , или, наоборот, возле основавшегося монастыря могли занять свободные земли крестьяне, с тем, чтобы пользоваться монастырским храмом для удовлетворения своих собственных религиозных потребностей 547 . В таких монастырях-приходах игумен был вместе приходским священником, и наоборот; но могло быть и так, что одновременно могли существовать при церкви и чернецы с игуменом, и белое приходское духовенство 548 . С тех пор как христианство стало твердой ногой в русских народных общинах, приходские церкви, в отличие от домовых или частных церквей 549 , устраивались обыкновенно общинами, или в городах улицами и концами 550 . При рассмотрении приходского строя в древней Руси, должно обратить внимание, во-первых, на отношение прихожан к устроенной им церкви и, во-вторых, на отношение их к приходскому духовенству. Построению церквей на счет усердия общин не было никаких границ. В старинных писцовых книгах, при описании церквей в погостах и селах, говорится, что церковь в таком-то селе, со всеми ее принадлежностями, есть «строение мирское», или «строение мирских людей» 551 . Церкви устраивались не только по обдуманному заранее плану и на собранные заранее денежные средства, с благословения епископа, но и в виде так называемых «обыденных церквей», которые сооружались в один день в силу внезапно составившегося решения, по случаю голода, моровой язвы и других народных бедствий. В один и тот же день и свозился материал, и сооружалась самая постройка, и снабжалась устроенная церковь утварью; в этот же день она освящалась, и в ней служили обедню с молебном об избавлении от бедствия 552 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Глава II. «Кровь мучеников – семя Церкви». Страницы истории русской церковной святости – миссионеры-новомученики XX века Житие священномученика Иоанна Кочурова 31 октября 1917 года в Царском Селе открылась новая яркая, исполненная дольней печали и вместе с тем горней радости, страница истории русской церковной святости – святости новомучеников XX века. Открытие этой страницы оказалось связанным с именем русского православного пастыря, ставшего одним из первых, положивших душу свою за чад своих в богоборческом XX веке, протоиерея Иоанна Кочурова. Родился Иоанн Александрович Кочуров 13 июня 1871 года в селе Бигильдино-Сурки Данковского уезда Рязанской губернии в семье сельского священника Александра Кочурова и его супруги Анны. Отец совмещал свое приходское служение с исполнением обязанностей законоучителя Бигильдинского народного училища. Будущий новомученик получил начальное духовное образование в Данковском духовном училище. Затем в Рязанской духовной семинарии, которую окончил в 1891 г., и Санкт-Петербургской духовной академии. Уже в студенческие годы отец Иоанн связывал возможность своего пастырского служения с миссионерской деятельностью, в которой для него воплощался идеал православного пастыря. По окончании Санкт-Петербургской духовной академии 10 июня 1895 года со званием действительного студента отец Иоанн был рукоположен в сан священника 27 августа 1895 года преосвященным Николаем, епископом Алеутским и Аляскинским. И в соответствии с его давним желанием был направлен на миссионерское служение в Алеутскую и Аляскинскую епархию. Приезд отца Иоанна, незадолго до оставления России вступившего в брак с Александрой Чернышевой, в протестантскую Америку привел его в соприкосновение с жизнью, во многих отношениях не схожей с привычной для него жизнью православной России. Начало приходского служения отца Иоанна было связано с открытым Преосвященным епископом Николаем в 1892 году православным приходом города Чикаго. Чикагский храм святого Владимира и приписанная к нему церковь Трех Святителей города Стритора за менее чем трехлетний период своего существования еще не успели сформироваться как полноценные православные приходы и требовали для своего становления поистине подвижнических пастырских трудов со стороны еще совсем молодого священника отца Иоанна. Уже в первые три года своего приходского служения отцом Иоанном были присоединены к Православной Церкви 86 униатов и 5 католиков, а число постоянных прихожан в храмах чикагскостриторского прихода возросло до 215 человек в Чикаго и 88 человек в Стриторе. При обоих приходских храмах успешно функционировали детские церковные школы, в которых обучались более 20 учеников, и курс обучения в которых предполагал еженедельные субботние занятия в период учебного года и ежедневные занятия в каникулярные периоды.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Голуметь. Церковь Николая Чудотворца. Никольский храм Карта и ближайшие объекты История строительства Свято-Никольского храма заслуживает особого внимания и уважения. Не ясно, когда в Голумети появилась первая церковь. Доподлинно известно, что деревянную Никольскую строили в 1779 году, но вскоре она сгорела. Не пожалел огонь и две другие церкви в 1886 году. Пламя съело деревянную Троицкую и каменную Николаевскую. Тогда отец Фортунат Румянцев, служивший при голуметской церкви с 1876 года, начал сбор средств на строительство каменного храма. Зажиточные местные купцы (а их было более сорока) священника поддержали: какое же село без святыни? Но за словами действий не последовало. Народ оказался прижимистый, прихожане не внесли заметных пожертвований — факт редкий и непонятный, если учесть обеспеченность крестьян Голуметского селения и богатство местных купцов. Первым сделал взнос председатель церковно-приходского совета Гавриил Николаевич Невидимов. Сбор денег продвигался медленно. Только благодаря энергии отца Фортуната за 20 лет церковная казна увеличилась более чем в десять раз — с 3 до 40 тысяч рублей. Когда была собрана достаточная сумма, Румянцев занялся поиском подходящего проекта и архитектора. Но судьба-злодейка сыграла с ним злую шутку. В 1904 году началась Русско-японская война — инфляция обесценила деньги. Строительство опять отложили. И лишь в 1909 году епархия приняла решение о строительстве каменного храма в селе Голуметь по проекту иркутского архитектора Н.И. Дудицкого — выпускника Санкт-Петербургского института гражданских инженеров. Возводили храм три года, с 1910-го по 1914-й. Подготовительные работы вели местные крестьяне. Бутовой камень брали в окрестностях Голумети, кирпич делали тоже на месте, из своего сырья. От дедов и прадедов взяли рецепт — кладку стен скрепляли яичными желтками, яйца собирали со всех дворов. Желтки работали как клей БФ: склеивали то, что невозможно склеить. Храм получился одновременно массивным и строгим, как лаконичная гравюра. Мастера выполнили его в русско-византийском стиле — пять глав с широкой объединяющей ротондой под полусферой. Низкая трапезная соединяла храм с колокольней. В центральной части церковь перекрыли куполом на парусах. Габариты получились внушительные: высота барабанного купола — 21 метр, колокольни — 27, длина — 20 саженей.

http://sobory.ru/article/?object=32056

Д.А. Чудинов Аннотация .Святитель Феофан в период затвора приобрел значительную библиотеку рукописных книг. Автор данной статьи исследует судьбу келейной библиотеки Вышенского Затворника. На данный момент в отделе рукописей Российской государственной библиотеки найдены всего три книги, находившихся в келье архипастыря. Abstract. Saint Theophan acquired a significant library of handwritten books during the period of the closure. The author of this article explores the fate of the Recluse’s of Vysha cell library. At the moment, only three books have been found in the manuscripts department of the Russian State Library, which was in the cell of the archpastor. Недавние находки, сделанные в Отделе рукописей РГБ, дают повод еще раз обратиться к истории келейной библиотеки святителя Феофана Затворника (1815–1894). Преосвященный Феофан, затворившись от мира в келье уединенной Вышенской пустыни, затерявшейся в лесах Тамбовской губернии, до последних дней собирал издания и рукописи. Сведения об объеме и составе библиотеки известны нам из подробного описания, сделанного вскоре после кончины святителя библиотекарем Московской духовной семинарии Николаем Александровичем Колосовым, а также из хранящейся в Афонском Пантелеимоновом монастыре описи. Объем келейной библиотеки составлял примерно 3400 томов, не считая периодических изданий и брошюр. Колосов разделил книги библиотеки на 20 тематических разделов: патрология Миня; Священное Писание ; христианская апологетика и история религий; богословие нравственное, сравнительное и догматическое; библейская и евангельская история; патрология; общая церковная история; история западных христианских исповеданий; русская церковная история; проповеди; литургика; философия; всеобщая история; русская история; литература; медицина; естествознание; языкознание; картография и периодика. В 1895 году скончался любимый племянник святителя Феофана – Алексей Гаврилович Говоров. Его несовершеннолетние дети остались круглыми сиротами, поэтому назначенные опекуны приняли решение продать библиотеку, чтобы обеспечить их существование. Покупателями стали московские купцы, потомственные почетные граждане, крупные промышленники и благотворители Александр (1850–1917), Михаил, Сергей и Константин Лосевы. После приобретения Лосевы пожертвовали собрание книг и рукописей святителя Феофана в открытую по указу императора в 1897 году приходскую библиотеку-читальню при московском храме святителя Николая Чудотворца в Толмачах. Приходской библиотеке было присвоено имя Луки и Матвея Васильевичей Лосевых, и по решению совета храма ей мог бесплатно воспользоваться любой желающий. В 1903 году библиотека храма в Толмачах переехала в специально построенное для нее новое двухэтажное здание, где разместилась церковно-приходская школа. После революционных событий 1917 года Толмачевская библиотека прекратила свое существование, и ее судьба долгое время оставалась неизвестной.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Двойной монастырь в Уирмоте и Ярроу (Wearmouth and Jarrow), расположенный в северо-восточной Англии, между реками Тайн и Уир, по праву считался одним из ведущих центров учености и культуры средневековой Англии. Обитель была основана преподобным Бенедиктом в 674 (Уирмут, посвященный апостолу Петру) и 682 (Ярроу, посвященный апостолу Павлу) годах. Святой Бенедикт и его сподвижники, несколько раз совершив паломничество в Рим, собрали в обители огромную библиотеку. В 867–870 годах монастырь был разрушен датчанами и восстановлен около 1074 года Альдвином, бывшим игуменом Уичкомба. Вскоре обитель вновь стала процветать. В годы Реформации монастырь был упразднен. В настоящее время знаменитое монастырское собрание книг хранится в Британском музее. Часть построек обители Уирмут и Ярроу занята приходской церковью. Беда Достопочтенный (672 или 673 – 735), один из ученейших людей своего времени, автор знаменитой «Церковной истории народа англов», был насельником этого монастыря. Жития настоятелей монастыря в Уирмуте и Ярроу: Бенедикта (ок. 628 – ок. 690; память 12/25 января), Кеолфрида (642–716; память 25 сентября/8 октября), Эостервина (ок. 652 – ок. 688; память 7/20 марта), Зигфрида († ок. 690; память 22 августа/4 сентября) и Хвэтберта – написаны Бедой после 716 года (1219). Верный служитель Христов Бископ, получивший имя Бенедикт, с помощью Божией выстроил чуть севернее устья реки Уир монастырь во имя святого предводителя апостолов – Петра. Досточтимый и благочестивый король местного народа Эгфрид пожаловал ему земли; в течение 16 лет Бенедикт, несмотря на болезни и опасности, [коим он подвергался] во время многочисленных поездок, управлял монастырем с той же преданностью Богу, какая побудила его и выстроить монастырь. Скажем словами блаженного папы Григория, которыми он прославлял жизнь другого игумена Бенедикта (1220): Бенедикт был мужем праведной жизни, освященным как благодатью Божией, так и своим именем (которое означает «благословенный»). Он уже в детстве имел разум взрослого человека, превосходил манерами своих сверстников и не придавался скоротечным удовольствиям.

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010