Закрыть itemscope itemtype="" > Священник Александр Гумилевский – организатор приходской благотворительности в Санкт-Петербурге 25.01.2022 714 Время на чтение 29 минут Источник:  Studia Humanitatis Выпуск журнала:  4, 2021 2-463:27-725(470.23-25)   Благотворительность в Древней Церкви и дореволюционной России Церковная благотворительность возникла еще при земной жизни Спасителя, когда ученики Христа собирали пожертвования и раздавали их бедным и неимущим, устраивали братские трапезы. Получив благодать Святого Духа в День Пятидесятницы, апостолы продолжили служение Богу и людям не только в проповеди Слова Божия и совершении Таинств, но и в заботе о неимущих, нуждающихся и больных. Так с самых первых дней существования Христианства неотъемлемой частью церковной жизни стали дела милосердия и благотворительности. Христос говорит, что, накормив голодного и напоив жаждущего, приняв странника и одев нагого, посетив больного или заключенного в тюрьме, человек совершает это для самого Господа (Мф. 25:31-40). В ранней христианской общине осуществление благотворительности (диаконии) было упорядочено апостолами, которые поручили это служение семи специально избранным ученикам, «исполненным Святого Духа и мудрости», которые были поставлены в диаконы (Деян. 6:2-6). В древней Церкви «благотворительная деятельность общины направлялась предстоятелем, именно он решал, кто и какую помощь должен получить из собранных средств. В общине осуществлялись такие формы благотворительности, которые не вполне могли быть осуществлены христианами лично. Участвуя в благотворительном служении общины, каждый оказывался причастным делу, превосходящему его личные возможности, чувствовал себя нужным, независимо от того, сколько он пожертвовал лично. В деятельной любви христианин преодолевал границы себялюбия, освобождался от иллюзий обладания и наслаждения материальными благами и становился открытым к восприятию любви Божией. С течением времени и постепенным возрастанием Церкви практическое проявление милосердной любви утвердилось в качестве одной из приоритетных задач» с. 41].

http://ruskline.ru/opp/2022/01/25/svyawe...

К характеристике церковно-приходской проповеди в Санкт-Петербурге в царствование императрицы Екатерины II Источник Проповедническая деятельность знаменитых проповедников-иерархов времён императрицы Екатерины II, императоров Павла I и Александра I – у нас довольно известна. Проповеди этих ораторов почти все напечатаны или в виде отдельных брошюр, или в виде полного собрания. Какова была проповедь церковно-приходская, рядовая, проповедь, обращенная не к избранному кругу просвещённых слушателей, а к массе приходского народа, та проповедь, которая имеет своим назначением не столько блистать, сколько действительным образом влиять на духовно-нравственное развитие народной массы? Сведения по этому предмету до настоящего времени крайне скудны, до того скудны, что нет возможности категорически решить вопрос: насколько тут имела места импровизация и безыскусственное пастырское учительство, и насколько приходская проповедь этого времени следовала схоластическим традициям тогдашней духовной школы. Одним словом – нет достаточных данных для заключений как о количественных размерах приходской проповеди за это время, так и о качественном её достоинстве. С этой точки зрения, две предлагаемые вниманию читателя проповеди представляют, как мы думаем, некоторый интерес. Первая из них – слово в неделю о слепом принадлежит перу священника церкви Входа Господня в Иерусалим, Гавриила Петрова, и произнесена им в 1794 г. в церкви Рождества Пресвятой Богородицы, что при Невской перспективе, по назначению от консистории, но произнесена без предварительного разрешения благочинным – цензором, что и было причиной сохранения ее до настоящего времени (в архиве С.-Петербургской духовной консистории), так как, в следствие донесения благочинного о нарушении священником Петровым установленных правил, проповедь была истребована в консисторию в подлиннике. Сама проповедь не была найдена предосудительною по содержанию; но, за несоблюдение установленных правил, проповеднику было объявлено, 16 июня 1794 г., замечание консистории. Читатель увидит, что проповедь эта очень недурна для заурядного проповедника того времени как по мыслям, так по построению и изложению.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

Кисловодск. Собор Николая Чудотворца (утраченный). Свято-Николаевский собор /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты В 1824 году у Кислого колодца начали возводить Кисловодскую крепость. Одна из комнат была приспособлена под церковь во имя Святителя Николая Чудотворца. В 1824 году братья Бернардацци создали проект храма, строительство которого закончилось в 1888 году. В 1936 году собор был взорван (приказ об отмене взрыва опоздал на 2 дня) и возродился только 27 марта 1991 года. Закладка собора в честь Святителя Николая состоялась 12 сентября 1993 года. В соборе одна из самых почитаемых икон - храмовая икона Святителя Николая, чудом сохранившаяся в 1936 году. Златоглавый Свято-Никольский собор имеет долгую, почти двухвековую историю. При создании в середине 1820-х годов Солдатской слободки обширное место между ней и кисловодской крепостью было отведено под Базарную площадь, где ежедневно собиралось множество людей, местных и приезжих. Помимо оживленной торговли здесь происходил обмен новостями, оглашение важных указов, массовые собрания и празднества, а также публичные наказания. На площади проводились смотры и военные парады местного гарнизона. Она была настоящим центром общественной жизни растущего селения. На протяжении долгих лет Солдатская слободка не имела постоянного храма. Вероятно, в крепости изначально при лазарете имелась гарнизонная домовая православная церковь, в которой служил военный священник. Позднее, в теплое время в восточной части Базарной площади стала устанавливаться большая палатка, в которой находился походный военный иконостас. Говорили, что ранее этот иконостас сопровождал в походах великого полководца А.В. Суворова. К началу 1830-х годов стала ощущаться настоятельная потребность приходского храма для быстро растущей Солдатской слободки. В 1833 году пожилая полковница Толмачева, которая имела дома в Солдатской слободке, видимо, исполняя некий святой обет, объявила о своем намерении пожертвовать крупную сумму денег на сооружение и оборудование первого приходского православного храма на Кислых Водах. По первому браку благодетельница была женой известного георгиевского аптекаря Ивана Соболева, исследователя и первопоселенца Горячих Вод, помощника доктора Ф. Гааза. Рано овдовев, богатая домовладелица к 1818 году вышла замуж за подполковника Василия Толмачева, предводителя георгиевского дворянства.

http://sobory.ru/article/?object=56202

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАВЛЕКАНОВСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Уфимской епархии, названо по пос. Давлеканово Белебеевского у. Уфимской губ. (ныне город в Республике Башкортостан). Учреждено в дек. 1922 г. по благословению находившегося в Уфе Томского еп. Андрея (Ухтомского) в качестве одной из мер по противодействию обновленчеству . В кон. нояб. 1922 г. еп. Андрей, избранный общим собранием духовенства и мирян Уфы временно управляющим Уфимской епархией, провозгласил временную автономию (автокефалию) Уфимской правосл. епархии, руководствуясь постановлением Патриарха св. Тихона , Свящ. Синода и Высшего Церковного Совета от 20 нояб. 1920 г. (о мерах на случай невозможности связи епархии с Высшим церковным управлением или в случае вынужденного прекращения деятельности последнего) и посланием Патриаршего Заместителя митр. Ярославского сщмч. Агафангела (Преображенского) от 18 июня 1922 г. (о временной самостоятельности епархиальных архиереев в случае отсутствия канонического центра или невозможности связи с ним впредь до восстановления законной высшей церковной власти). 12 дек. 1922 г. во епископа Давлекановского был хиротонисан иером. Иоанн (Поярков) , бывш. прот., вместе с супругой принявший монашество, кандидатура к-рого была выдвинута советом Союза приходских советов и одобрена еп. Андреем. Хиротонию совершили викарные епископы Стерлитамакский Марк (Боголюбов) и Бирский Трофим (Якобчук). 27 дек. 1922 г. Уфимское епархиальное собрание духовенства и мирян поддержало новопоставленных уфимских викарных епископов и просило Давлекановского архиерея ввиду ареста еп. Андрея принять на себя временное управление Уфимской кафедрой. Из-за срыва собрания обновленцами совет Союза приходских советов в тот же день постановил: «Ввиду того что наша Уфимская православная Церковь в настоящее время имеет в Уфе четырех новорукоположенных епископов… временно… управление Уфимской епархией вручить Преосвященным епископам Трофиму (Якобчуку, еп. Бирскому), Марку (Боголюбову, еп. Стерлитамакскому), Аввакуму (Боровкову, еп. Староуфимскому) и Иоанну (Пояркову, еп. Давлекановскому), прося их самих избрать председательствующего» (Арх. УФСБ РФ по Респ. Башкортостан. Д. ВФ-20193. Л. 55). Уфимские викарии поручили Давлекановскому епископу жить в Уфе и председательствовать «в составившемся малом Соборе епископов», выполняя соответствующие адм. функции, предоставив в то же время каждому из епископов управлять частью Уфимской епархии; при Соборе епископов начала действовать канцелярия, закрытая в кон. янв. 1923 г. под давлением властей. Кафедральным храмом Давлекановского архиерея являлась Никольская ц., в к-рой Иоанн (Поярков) служил до епископской хиротонии.

http://pravenc.ru/text/168594.html

Поучение о сборе пожертвований на нужды приходского храма При настоящем собрании, братие христиане, я хочу повести с вами мою речь о нуждах нашего храма и о сборе пожертвований на эти нужды. Прошу вас, послушайте меня со вниманием. Божий храм для всех нас дорог и необходим. Божий храм – это жилище Самого Бога, место нашего спасения. Здесь приносится святейшая жертва Христова за наши грехи, возвещается нам слово Господне, которое для нас дороже всякого золота и серебра ( Псал. 118:72 ). Здесь мы получаем отпущение грехов, питаемся Телом и Кровью Христовою; а это Тело и Кровь есть самое дорогое во всем мире для христианина сокровище. Здесь от св. престола преподается благодать и благословение Господне на наши дома и хозяйства, на наших детей, на наши труды и занятия. А потому и мы, как прихожане храма сего, должны, своими трудами и жертвами, заботиться о его благолепии и украшении. Но если когда, то особливо теперь, храм наш нуждается в наших усердных жертвах и в нашем общем старании о нем. Все вы видите и знаете, что покраска на церковной крыше требует поновления; штукатурка снаружи во многих местах опала; наружные церковные крыльца обветшали и требуют поправки; иконостас также требует поновления; прекрасный колокол наш, который всех нас радовал, от неосторожности разбился. На все эти нужды церковь наша средств не имеет. Конечно, все мы желаем, чтобы храм наш сиял красотою и благолепием. Но всякое доброе желание наше будет оставаться только желанием, без исполнения, если мы сами не постараемся исполнить это желание. Все мы желаем себе, напр., царства небесного; но без добрых дел наших, без наших трудов, оно не дается нам. Равным образом, без нашего старания и трудов, не будет процветать и храм наш, и мы будем оставаться в долгу пред Богом и пред своим храмом. И этот долг пойдет за нами на Божий суд. А потому прошу и молю вас, братие именем Самого Господа, не откажитесь подать ваши усердные жертвы на нужды своего храма. Торговцы и земледельцы, промышленники, всякие труженники и труженницы, и все прихожане храма сего! Все вы в своем храме просите у Господа доброго здоровья, хорошего урожая, успеха в делах, отпущения грехов и царства небесного. Потрудитесь же и вы, как добрые и верные рабы Господни и чада Христовой церкви, потрудитесь послужить для своего храма, не поскупитесь принести свои трудовые жертвы на его необходимые нужды. Люди бедные, подайте жертву от своих праведных трудов, люди состоятельные – от своего довольства и достатка.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/p...

Протвино. Церковь Всех Святых, в земле Российской просиявших. Всехсвятский храм Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. В 1989 году городу Протвино Московской области исполнилось 28 лет. В это время и родилась идея построить в Протвино храм — ее инициатором стал регент церковного хора Виктор Иванович Шкабурин, ныне священник одного из московских храмов. Его идею горячо поддержали друзья, среди которых были сотрудники Государственного научного центра Института физики высоких энергий Сергей Иванович Пилипенко, Сергей Яковлевич Сычков, Анатолий Петрович Самохин, Сергей Александрович Сухов, Андрей Куликов, а также представители других предприятий города. В 1988 году Виктором Шкабуриным был создан мужской вокальный ансамбль «Глас», который исполнял духовную музыку и успешно выступал во многих городах Подмосковья. В 1989 году в наукограде при обществе «Диалог» открылась певческая школа. Пришло время и для строительства православного храма. Вскоре в газете «Ускоритель» появилось объявление, которое гласило, что христианская община для обсуждения вопроса по строительству храма в Протвино приглашает горожан встретиться в Горсовете в среду 6 декабря или выразить свое отношение в письмах в адрес редакции «Ускорителя». «На собрании была избрана «двадцатка» и приходской совет, то есть инициативная группа верующих, взявших на себя заботы по регистрации общины, а в перспективе — и строительства православного храма, — год спустя сказал корреспонденту «Ускорителя» староста приходского Совета православной общины Протвино Виктор Шкабурин. — Наладилось конструктивное сотрудничество с руководством Института. А с городскими властями у нас самые тесные связи в силу того, что заместитель председателя приходского Совета Сергей Яковлевич Сычков и я сам являемся депутатами городского Совета. Отношение большинства депутатов к строительству храма в Протвино — самое заинтересованное и благожелательное». Регистрация прихода церкви Всех Святых, в Земле Российской просиявших продолжалась полгода. В отличие от других обществ и объединений советских граждан, которым для начала своей деятельности достаточно было зарегистрироваться в местном Совете народных депутатов, регистрацию религиозной общины должны были утверждать в 5 инстанциях: Горисполкоме, Совете по делам религий Московской области, Мособлисполкоме, Совете по делам религий РСФСР и, наконец, в Совете по делам религий СССР. Хождение по инстанциям пришлось на период междувластия, когда новые Советы еще не были сформированы, а старые уже отказывались брать на себя какую-либо ответственность. Официальный статус удалось получить только в мае 1990 года. К тому времени Виктор Шкабурин, певчий и регент московских храмов Знамения Божьей Матери, Иоанна Воина, Святителя Николая в Кузнецах и других, принял священнический сан.

http://sobory.ru/article/?object=10602

Разделы портала «Азбука веры» Часть I. Проблемы приходской жизни То, что мы сейчас называем приходом, является основой всей жизни Церкви. Церковь начиналась с маленькой общины учеников Христа, затем это стало общиной апостолов и их учеников, затем апостолы разошлись по разным городам и странам и там постарались собрать такие общины. Апостолы оставляли их, переходя в другие края, писали им письма, посещали своих учеников, учили, спорили, обличали. Из этой приходской жизни древней Церкви, чрезвычайно активной, исполненной присутствием благодати Божией, родилось все наше Священное Писание, Священное Предание, вся жизнь Церкви. И продолжается жизнь Церкви – через века, через тысячелетия – также в общинах, приходах. Очень схожие слова: церковь – «экклесия» по-гречески – те, кто вызваны, созваны, собраны, и «приход» по-русски – те, кто пришли, откликнулись на зов. Вот так вот мы приняли в свой язык, в сферу нашей жизни, иностранное слово, и если церковь мы воспринимаем уже или как здание, или как отвлеченную и неизвестно где находящуюся организацию, то «приход» – слово родное, знакомое. Правда, тоже не всегда понятное. Вот и постараемся сейчас уяснить, откуда взялся приход, каким он был в начале ХХ в, перед нашими трагическими революциями. Часто говорят о возрождении, не понимая, что мы возрождаем, и вот церковная история помогает нам понять, что следовало бы возрождать, а что – забыть, и что в настоящий момент возрождается. Сегодня я постараюсь сделать краткий экскурс в историю приходских общин в России. Если кто-то узнает в них современные проблемы, что ж, как говорится в фильмах, все совпадения с реальными событиями являются случайными и авторы вовсе не ставили цели кого-то оскорбить.  В древности речи о приходских общинах не было. Приход конкретного храма практически полностью совпадал с сельской или городской общиной. Община сама и строила себе храм, приглашала или избирала из своей среды священника, причетников, устанавливала связь с епархией. При крепостном праве естественным возглавителем общины, ответственным за нее перед государством, стал помещик. Основные вопросы решал он, многие даже и ставили священников из своих крепостных – так удобнее, полный хозрасчет в поместье. Если уж помещик не занимался церковными делами, жил далеко, или было недосуг, или вовсе не было барина – были ведь и государственные крестьяне – то все дела решались «миром». В городах община была несколько более расплывчата, потому что более многочисленна, но и здесь основные прихожане друг друга знали, в храм ходили вместе. До 18 века при существовании, конечно же, понятия духовенства, как людей особо посвятивших себя на службу Церкви, они не так уж сильно выделялись из общины. 

http://azbyka.ru/prihod-osnova-cherkovno...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 14 (27) июля Священноисповедник Николай Порецкий Священноисповедник Николай родился 8 марта 1865 года в селе Поречье Калязинского уезда Тверской губернии в с емье псаломщика Андрея Павловича Порецкого. В 1879 году он окончил Кашинское духовное училище, в 1885м – Вифанскую духовную семинарию. 6 февраля 1886 года Николай был назначен псаломщиком в Параскевинскую церковь в Охотном ряду в Москве. В 1888 году он женился на выпускнице московского епархи­ального Филаретовского училища Любови, дочери священника Димитрия Максимовича Зверева, служившего в храме Влахернской иконы Божией Матери в селе Кузьминки Московского уезда ] .  24 июня 1888 года был рукоположен во священника к этому хра­му, на место тестя. С 1894 по 1896 год отец Николай был наблюда­телем церковно-приходских школ. В 1897 году он был избран постоянным членом Московского уездного отделения Совета Кирилло-Мефодиевского братства, с 1902 по 1909 год был заведу­ющим Николо-Перервинской школой и с 1903 по 1915 год – наблюдателем церковно-приходских школ и школ грамоты. В 1906 году отец Николай был избран товарищем председателя Московского уездного отделения Совета Кирилло-Мефодиевского братства, в 1908 году на епархиальном съезде благочинных он был избран членом правления Перервинского духовного учили­ща, в 1913 году уездный съезд духовенства избрал его членом Мо­сковского училищного совета и депутатом в Московское уездное земское собрание. В том же году он прослушал миссионерские курсы в Москве, организованные протоиереем Иоанном Восторговым. С 1914 года отец Николай состоял членом Московской уездной комиссии Комитета великой княгини Елизаветы Федо­ровны по оказанию помощи семьям лиц, призванных на службу во время войны. В 1915–1916 годах он вел религиозные беседы и исполнял требы для пяти рот запасного полка. За свою деятель­ность по реставрации храма, просветительскую, педагогическую и в особенности пастырскую он был неоднократно награждаем. В 1900 году ему прихожанами в соответствии с благословением епархиального начальства был подарен золотой наперсный крест с украшениями, в 1908 году он был награжден наперсным крестом Святейшим Синодом; в 1916 году он был возведен в сан прото­иерея и в том же году за свою активную деятельность на церковно-школьном поприще снова был награжден наперсным крестом, а через некоторое время – митрой.

http://fond.ru/kalendar/553/nikolay/

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Сентября 26 ( 9 октября) Священномученик Александр Левитский Священномученик Александр родился 13 февраля 1875 года в Москве в семье священника Михаила Ивановича Левитского. Окончив в 1900 году Московскую Духовную академию, Александр Левитский был назначен преподавателем гражданской истории и словесности в Мариинском епархиальном училище, а также русского языка и словесности в Филаретовском женском училище в Москве. 12 марта 1904 года Александр Михайлович был определен на место священника к Троицкой, что в Троицкой слободе церкви, или как ее впоследствии стали называть – Троицкая церковь на Самотеке, где во времена гонений на Церковь разместилась резиденция Патриарха Тихона. Отец Александр был заведующим церковноприходской школой при Троицкой церкви и преподавателем Закона Божия. С 1905 года к этим послушаниям добавилось преподавание Закона Божия в 5-й женской гимназии, а с 1906 года – в мужской гимназии, учрежденной А.В. Адольфом. В 1911 году отец Александр был назначен членом приходского совета Троицкой церкви. В 1917 году отец Александр был награжден наперсным крестом, в 1921м – возведен в сан протоиерея. Весной 1923 года в Троиций храм был назначен новый настоятель, признавший обновленцев, к нему присоединились другие священники, служившие в храме, и отец Александр вынужден был покинуть храм. Однако, ради паствы, он все же решил на некоторое время остаться. Не желая подчиняться и признавать живоцерковников, отец Александр попал в сложное в духовном и опасное в практическом отношении положение из-за тех неприятностей, которые ему могли принести обновленцы. 30 июня 1923 года отец Александр подал настоятелю храма заявление, в котором написал, что не имеет ничего общего с новообразованной обновленческой общиной, и с 1 июля прекратил свое служение в Троицком храме, а уже 6 июля 1923 года он был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму. Отца Александра обвиняли в антисоветской агитации, в том, что он явился инициатором приходского собрания, председателем которого обновленцы хотели иметь Красницкого, но прихожане Троицкого храма были настроены категорически против, и Красницкому пришлось удалиться.

http://fond.ru/foto/949/Aleksandr/

Синод Русской Православной Церкви Заграницей одобрил «Акт о каноническом общении» 8 сентября, 2006. Редакция " Правмира " Сегодня настало время, когда следует искать восстановления общения с истоками нашего собственного предания. Ведь на то есть две воли – одна исходит от тех русских людей, которые являются чадами Русской Зарубежной Церкви, готовыми всячески содействовать восстановлению церковной жизни и воцерковлению народа, а другая исходит от наших собратьев и сестер в России, трудящихся ради ее возрождения и протягивающих нам руку. Архиерейский Синод Русской Православной Церкви Заграницей на очередном своем заседании 24 августа/6 сентября 2006 г., имели суждение: О докладе секретаря Комиссии по переговорам с Московским Патриархатом протоиерея Александра Лебедева о прошедшей в конц e июня с.г. седьмой совм e стной встрече комиссий. По всестороннем обсуждении постановили: Обращение Архиерейского Синода к боголюбивой пастве Русской Православной Церкви Заграницей Дорогие о Господе отцы, братие и сестры! Вот уже почти 90 лет существуют епархии Русской Зарубежной Церкви на всех континентах, существуют и монастыри, издательства, приходы. И вокруг них все, что обозначает церковную жизнь в лице приходских советов, сестричеств, школ, молодежных организаций, обще-приходских собраний, великолепных хоров, прислужников и т.д. Все это стало существовать в темпе созывов епархиальных съездов и Церковных Соборов, которые регулировали всю церковную жизнь. Таким образом, в хаосе гонений на Русскую Церковь образовалось стояние вокруг своего Священноначалия русских православных людей, оказавшихся зарубежом и стремившихся к тому, чтобы послужить освобождению и возрождению своего народа, на основах Православной Веры. В пределах же России гонение приняла форму абсолютного истребления веры во Христа. Многое было разрушено, многие пострадали. Но Господь не попустил исчезновения Церкви на нашей Родине. Там, где уцелели древние храмы, люди вновь духовно питаются. Воссоздается разрушенное. Церковная жизнь из пепла возрождается. Архипастыри, священнослужители и верующие стараются заново построить Россию Православную. А этот процесс возрождения требует сил и проявления воли, т.к. необходимо вести церковно-воспитательную работу с наследниками трех поколений безбожного насилия, коснувшегося абсолютно всех без исключения. И еще много препятствий на этом пути, но мы видим что эти препятствия, как и последствия советского времени, постепенно преодолеваются.

http://pravmir.ru/sinod-russkoj-pravosla...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010