Arhiva Delegaia Universitii ortodoxe umanistice „Sfântul Patriarh Tihon” a vizitat sfintele odoare din Kazahstan 27 august 2019 18:18 С 15 по 26 августа 2019 года паломническая делегация Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета посетила святыни, связанные с именами новомучеников и исповедников Казахстанских. В составе делегации: ректор ПСТГУ протоиерей Владимир Воробьев , декан факультета церковных художеств ПСТГУ протоиерей Александр Салтыков, сотрудники и преподаватели вуза, приходской актив Никольского храма в Кузнецкой Слободе. По благословению митрополита Астанайского и Казахстанского Александра для гостей была организована большая программа, включающая поклонение святым местам и знакомство с историческими и культурными достопримечательностями. 15 августа паломники прибыли в город Чимкент, где их встречал руководитель епархиальной пресс-службы протоиерей Александр Могилевский. Делегация побывала на месте казни страдальцев за веру Христову, политзаключенных и репрессированных в «Лисьей балке». У мемориала убиенным была вознесена молитва по всем «архипастырям, пастырям, монашествующим и мирянам в земле Казахстанской в годину лютых гонений за правду Божию, Церковь Христову пострадавшим, и в месте сем неправедно умученным и убиенным». Члены паломнической группы посетили храмы города, после чего состоялась встреча с секретарем Чимкентской епархии архимандритом Вениамином (Рудым). 16 августа московская делегация знакомилась с церковной жизнью казахстанской столицы. Гостей сопровождал ключарь Успенского кафедрального собора Нур-Султана протоиерей Димитрий Байдек. Группа посетила Константино-Еленинский собор, где была совершена заупокойная лития по безвинно убиенным в годы гонений на Православную Церковь. Далее паломники встретились с духовником женского монастыря в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» иеромонахом Модестом (Дроздовым). Гости побывали в церковно-археологическом музее новомучеников Казахстанских при духовно-культурном центре Казахстанского митрополичьего округа имени равноапостольных Кирилла и Мефодия. Протоиерей Дмитрий Байдек провел экскурсию по мемориальному центру, посвященному жертвам политических репрессий, пострадавшим за православную веру, ознакомил с уникальными экспонатами, фотографиями и архивными документами, рассказывающими об истории Православия в Казахстане и трагических событиях ХХ столетия. В оформлении музея использованы материалы, собранные сотрудниками Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Глава делегации протоиерей Владимир Воробьев дал высокую оценку проделанной научной работе по формированию экспозиций. Затем гости совершили молитву в главном храме Православной Церкви Казахстана — Успенском кафедральном соборе.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5490907...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Поучение Патриарха Никона священному чину и причетникам Приводится по изданию: Лобачев С.В. Патриарх Никон. СПб, «Искусство-СПб», 2003. Приложение 5. С.372-375 В начале февраля 1654 г. в Москве прошло заседание Освященного собора, на котором было принято решение об изменении некоторых церковных обрядов. Вскоре после этого по приходским церквям была разослана память патриарха Никона с указанием, как следует класть поклоны во время божественной литургии. Об этой памяти впоследствии писал в своем Житии протопоп Аввакум: «По преданию святых апостол и святых отец, не подобает во церкви метания творити на колену, но в пояс бы вам творити поклоны...» Однако сам текст этого источника до сих пор не был известен исследователям. В древлехранилище Государственного Исторического музея, в собрании графа А. С. Уварова, нам удалось обнаружить любопытный документ, который в описи значится как «Поучение патриарха Никона священному чину и причетникам». В описании фонда, составленном архимандритом Леонидом, документ значится под номером 1543 (312) (750) (см.: Архимандрит Леонид. Систематическое описание рукописей графа А. С. Уварова. М., 1894. Ч. 3. Отд. IV). Он написан четким почерком, в столбец, на двух склееных сставах. Судя по орфографии, это современный оригиналу список. В документе не проставлена дата, но присутствие в нем поучения о поклонах наводит на мысль, что источник мог появиться в канцелярии патриарших приказов примерно в то же время, что и изложение соборного деяния 1654 г. На наш взгляд, его можно с достаточно большой долей вероятности отождествить с пресловутой памятью Никона. С.В.Лобачев Текст Февраль 1654 г. Никон божиею милостию патриарх московский и веса Русии сыном [сво]им архимаритом и игуменом, протопопом и всем священником и дияконом и причетником.

http://sedmitza.ru/lib/text/443604/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Прот. Владислав Цыпин. История Русской Церкви IX. Русская Православная Церковь 1970-1980 К оглавлению После блаженной кончины Патриарха Алексия I Местоблюстителем Патриаршего Престола стал в соответствии с «Положением об управлении Русской Православной Церковью» старейший по хиротонии из постоянных членов Синода митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен. 25 июня 1970 года Синод вынес постановление о созыве Поместного Собора. Была образована Комиссия по подготовке Собора из 22 деятелей: постоянных членов Синода, видных архипастырей и богословов во главе с Местоблюстителем. Комиссия разработала нормы представительства клириков и мирян на Соборе, утвердила процедуру соборных деяний и подготовила необходимые материалы к Собору. На приходских и епархиальных собраниях обсуждались важнейшие вопросы церковной жизни, высказывались суждения о кандидате на Патриарший Престол; народ единодушно высказался за митрополита Пимена. В канун Собора 26 мая 1971 года в Успенском храме Новодевичьего монастыря состоялось Архиерейское Совещание. Предстояло утверлить Постановление Архиерейского Собора 1961 года с внесением изменений в «Положение об управлении Собора Русской Православной Церковью» на Поместном Соборе. С критикой этого постановления выступил архиепископ Брюссельский Василий. Он сказал: «Одобрить их я по совести ... не могу. Прежде всего, они нарушают церковные каноны, а именно 38-е и 41-е Апостольские правила, согласно которым «Епископ да имеет попечение о всех церковных вещах» (правило 38) и «Предписываем епископу иметь власть над церковными вещами. И если ему следует вручать ценные человеческие души, то тем более ему можно управлять деньгами...» (41 правило). А между тем, по постановлениям 1961 года епископ совершенно отделен от всякого контроля над материально-хозяйственной стороной жизни приходов, также отстранены и настоятели приходов, представители и доверенные лица епископов... Говоря это, я отнюдь не предлагаю вернуться к порядкам 1945 года... Там был перегиб в смысле предоставления слишком большой власти настоятелям и умаления участия мирян в управлении материальной стороной приходской жизни. Это имело результатом злоупотребления. Но в 1961 году произошел перегиб в противоположную сторону: настоятели были совершенно отстранены, и все было передано мирянам. Нужно сейчас выработать нечто среднее. Устранить оба перегиба, так, чтобы права мирян в хозяйственной жизни приходов были бы сохранены, а надзор епископов и настоятелей над всеми сторонами жизни приходов, духовной и материальной, восстановлен. Чтобы настоятели опять стали возглавителями приходов, а не наемниками».

http://sedmitza.ru/lib/text/440013/

II.7. Молодежная работа О миссии среди молодежи (принято Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 13–16 августа 2000 г., определение «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви», п. 18) 18. (...) Особой сферой внимания должна быть миссия среди молодежи. Для ее активизации, а также для развития церковной деятельности самих молодых людей Собор счел нужным образовать Синодальный отдел по делам молодежи. О работе с молодежью в Русской Православной Церкви (принято Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2011 г., определение «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви», пп. 18, 35) 18. Собор указывает на необходимость активизации работы по введению на приходах Русской Православной Церкви штатных оплачиваемых должностей педагога, социального работника и ответственного за работу с молодежью. Вместе с тем, учитывая неизбежные трудности в осуществлении этого решения, на первом этапе эти должности следует вводить в крупных городских приходах. Кроме того, штатные оплачиваемые сотрудники должны быть в каждом благочинии, с тем чтобы они помогали всем настоятелям в рамках благочиния развивать соответствующую работу. Заслуживает одобрения опыт некоторых епархий, создавших при профильных епархиальных отделах коллегии, включающие всех благочиннических и приходских сотрудников. (...) 35. Одной из важных сфер деятельности епархий и приходов сегодня является проповедь Евангелия среди молодежи и воспитание молодых людей в духе христианских нравственных ценностей. Епархиям и – в рамках их возможностей – приходам следует разрабатывать ежегодные программы в области работы с юным поколением, включающие в себя разного рода проекты, к организации и осуществлению которых привлекались бы молодые люди. Важно при этом учитывать неоднородность молодежных групп и различную степень воцерковленности молодых людей. Необходимо развивать и постепенно распространять во всех епархиях опыт создания молодежных объединений и советов при приходах города Москвы. Синодальному отделу по делам молодежи надлежит усилить координационную деятельность и методическую поддержку соответствующих епархиальных отделов. Об организации молодежной работы в Русской Православной Церкви

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

II.8. Социальная работа О необходимости введения на приходах оплачиваемых должностей социального работника (принято Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2011 г., определение «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви», п. 18) 18. Собор указывает на необходимость активизации работы по введению на приходах Русской Православной Церкви штатных оплачиваемых должностей педагога, социального работника и ответственного за работу с молодежью. Вместе с тем, учитывая неизбежные трудности в осуществлении этого решения, на первом этапе эти должности следует вводить в крупных городских приходах. Кроме того, штатные оплачиваемые сотрудники должны быть в каждом благочинии, с тем чтобы они помогали всем настоятелям в рамках благочиния развивать соответствующую работу. Заслуживает одобрения опыт некоторых епархий, создавших при профильных епархиальных отделах коллегии, включающие всех благочиннических и приходских сотрудников. О детских приютах в Русской Православной Церкви (принято Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2011 г., определение «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви», п. 26) 26. Организация детских приютов при монастырях и приходах является благим и спасительным делом. Отрадно отметить, что в подавляющем большинстве церковных приютов дети, будучи окружены любовью, получают индивидуальное воспитание. Похвально, что многие приюты, заботясь о том, чтобы их воспитанники были подготовлены к жизни в миру, обеспечивают им возможность получения высшего образования уже после достижения ими совершеннолетия. К сожалению, в отдельных редких случаях приходится констатировать, что монашествующие воспринимают учрежденные ими приюты исключительно как базу для подготовки пополнения монастырей, фактически навязывая детям выбор монашеского пути. Воспитание детей требует особого настроя и квалификации и должно осуществляться при соблюдении светского законодательства. О благотворительности в Русской Православной Церкви

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

VIII. Сергиевское братство Открытие братства. – Задачи и устав. – Братский приют. – Выдача пособий бедным. – Братство под председательством генерал-лейтенанта А. Г. Лашкарева. Расширение деятельности: усиленная выдача денежных пособий бедным; книга спроса и предложения труда; отдел помощи бедным больным; дом трудолюбия и братская столовая-чайная; библиотека и читальня: приют, церковь в нем и классы для приходящих. – Деятели и благотворители. – Заметка о средствах содержания. – Братство в последние годы. Сергиевское братство открыто 2 февраля 1869 года. Целью братства в его уставе поставлено, «бескорыстное, ради единой любви ко Христу, вспомоществование как материальному, так и нравственному благосостоянию бедных» в приходе Сергиевского собора, при котором братство было основано и от которого оно взяло себе имя. Первой заботой братства поставлялось учреждение и развитие братского приюта. Приют основывался на широких началах. В нем полагались: особые отделения «для малолетних мальчиков» и «для малолетних девочек», богадельня для престарелых женщин, больница с особыми отделениями для мальчиков и для девочек и старух, школа – также с двумя отделениями, мужским и женским, с допущением и приходящих мальчиков и девочек, и, наконец, ремесленное обучение, по усмотрению и удобству. Не ограничивая своей деятельности заботами о приюте, братство предполагало, по уставу, помогать бедным и другими способами: даровыми обедами, денежными пособиями, доставлением постоянного заработка, устройством детей из приюта в заработки, и т. п. Братство, при своем учреждении, не хотело ограничить своей деятельности исключительно заботами о материальной помощи бедным и имело в виду учредить для бедных библиотеку из религиозно-нравственных книг. Главной заботой имея помощь бедным прихода, братство «не лишало себя права» оказывать помощь и внеприходским бедным. Ко времени открытия Сергиевского братства в Петербурге существовало уже пять приходских благотворительных обществ и одно братство, одинаковых с ним но цели; поэтому, естественно, устав Сергиевского братства в главных чертах заимствовал для себя уже выработанные основы приходской благотворительности. Средства братства указывались из членских взносов, единовременных пожертвований – деньгами и натурой, из так называемого кружечного сбора и сбора но книжкам. Члены должны были жертвовать в пользу братства не менее как по рублю в месяц. Делами ведал совет, состоящий из председателя, его товарища и не менее девяти членов, избираемых каждогодно, и обязанный собираться ежемесячно. Церковный староста считался непременным членом совета. Общее собрание братства полагалось раз в год, 25 сентября, в день памяти преподобного Сергия Радонежского, бывший и днем открытия приюта.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

VII. К истории законодательных работ по духовному ведомству в царствование Императрицы Екатерины II В 1767 г. Св. Синод, приступая, по воле Императрицы Екатерины II, к составлению наказа назначенному от Синода депутату в учрежденную Императрицей комиссию для составления нового Уложения, нашел нужным предварительно испросить от каждого из своих членов, как бывших на лицо в Св. Синоде (присутствовавшем в то время в Москве), так и отсутствовавших, отдельные соображения о том, какие, по его мнению, желательны были бы, для блага церкви, преобразования и новые законоположения в области церковного и гражданского законодательства в России. Соображения эти от присутствовавших на лицо требовались изустные, от отсутствующих – письменные, изложенные раздельно по пунктам; по обсуждении тех и других в общем собрании Св. Синода, они должны были войти в состав того наказа, какой Синод имел в виду дать своему депутату. На лицо в Св. Синоде в то время присутствовали преосвященные: Димитрий (Сеченов), архиепископ Новгородский и Великолуцкий, Иннокентий, епископ Псковский и Рижский, Амвросий, архиепископ Крутицкий и Можайский, Палладий, епископ Рязанский и Шацкий и архимандрит Новоспасский Симон. Прочие члены Св. Синода преосвященные: Гавриил (Кременецкий), архиепископ С.-Петербургский и Ревельский, Афанасий, епископ Ростовский и Ярославский, Сильвестр, епископ Переяславский и Дмитровский, и Порфирий, епископ Белгородский и Обоянский – находились в отсутствии, в своих епархиях и, соответственно указу Св. Синода, прислали письменное изложение своих соображений. В библиотеке рукописей С.-Петербургской духовной академии сохранился обширный рукописный том, содержащий в себе черновые бумаги «митрополита Новгородского Гавриила, относящиеся до депутатства его в комиссии по составлению нового Уложения» (как известно, преосв. Гавриил после смерти преосв. Димитрия, последовавшей в конце 1767 года, заступил его место в Екатерининской комиссии, в звании синодального депутата). В этой рукописи (по каталогу 415) находятся как наказ и пункты, данные синодальному депутату в комиссии, преосв. Димитрию, так и пункты помянутых четырех преосвященных, и кроме того разного рода сведения, неизвестно откуда собранные, о количестве епархий и церквей, о размерах приходов по количеству душ, о количестве получаемого приходским духовенством содержания – в католических государствах западной Европы и два дополнительных к наказу и пунктам, данным преосв. Димитрию, указа Св. Синода относительно полномочий его в комиссии. Статистические данные, собранные преосв. Гавриилом, относительно материального быта духовенства в иностранных государствах, указывают на то, что Св. Синод или по крайней мере депутат его, преосв. Гавриил, свои планы об улучшении быта духовенства в России имел в виду мотивировать в комиссии указанием на положение духовенства в других государствах Европы, что в царствование Екатерины II, так много придававшей значения во всем примеру запада, должно было иметь особенное значение.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

VI. Учреждение особого присутствия для дел православного духовенства Дружное желание нашего общества внести необходимые улучшения в быте и строе православного духовенства, а также оживление в церковно-приходскую деятельность, побудило высшее правительство обратить серьезное внимание на эти важные общественные задачи. В 1861 году министр внутренних дел И. А. Валуев, представляя Государю в Ливадии выписки из конфиденциального отношения киевского генерал-губернатора о положении православного духовенства и русской народности в юго-западном крае и полагая, что состояние всего православного духовенства в империи требует преобразований и улучшений, предложил ряд мер к возвышению духовного сословия 107 . Эти меры должны были состоять: в наделении сельского духовенства землею, в предоставлении некоторых прав и преимуществ детям духовенства, окончившим курс в семинариях и академиях, и в ведении епископов в государственный совет. По воле Государя проект этот дозволено было сообщить только небольшому кружку лиц, а именно: обер-прокурору Св. Синода графу А. П. Толстому, митрополитам Исидору и Филарету и протопресвитеру Бажанову, а затем рассмотреть в особом комитет под председательством великого князя Константина Николаевича. Обер-прокурор Св. Синода граф А. П. Толстой находил неудачным проект о допущении епископов в государственный совет: предполагая, что этот совет, пользуясь присутствием епископов, будет решать дела подлежащие ведению Синода, и таким образом светское управление еще более прострет свою власть над церковью. Митрополит Филарет отнесся также отрицательно к предположению о введении епископов в государственный совет, в видах могущего произойти вследствие сего уменьшения значения Св. Синода и отвлечения епископов из их епархий. При этом митрополит Филарет указал, что еще на основании петровских законов в экстренных случаях возможны совместные конференции Синода и государственного совета, без нарушения независимости и целости каждого их них 108 . В заключении своего мнения митрополит Филарет высказал следующее суждение: «может быть не столько нужно то, чтобы епископ заседал в правительственном собрании вельмож, сколько то, чтоб вельможи и благородные мужи чаще и усерднее, вместе с епископом, окружали алтарь Господень, украшая тем церковь и ее праздники, утешая своим общением и поощряя епископа, и подавали назидательный пример народу, который довольно прилежно окружает епископа в праздники церковные» 109 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

XXIV. Николаевское православное братство Церковь святителя Николая на Черной Речке. – Основание братства. – Первые годы деятельности. – Постройка собственного дома. – Богадельня и приют. – Новый устав братства. – Братство под председательством К. П. Победоносцева : учреждение церковного капитала; обмер земли; нарочитые дни поминовения наследника цесаревича Николая Александровича; собрание сведений о воспитанниках братства, вышедших из приюта; общий ремонт; приучение приютских детей к церковности и обучение мастерству; библиотека для прихожан; обеспечение причта квартирами; городское училище в доме братства. – Заметка о состоянии братства в последние годы. На берегу Большой Невки, по дороге на Островк, у пристани «Черная Речка», стоит, приветливо глядя на реку, бледно-розовая, изящной архитектуры церковь с зеленой крышей и золотыми маковками куполов. Эта церковь, во имя святителя Николая, Мирликийского чудотворца, построена в память безвременно почившего 12 апреля 1865 года, в Ницце, наследника престола, государя цесаревича и великого князя Николая Александровича и имеет свою историю. Обыватели значительного пространства по берегу Черной Речки, на Выборгской стороне, не имея церкви вблизи, еще в 1864 году предприняли чрез тогдашнего петербургского военного генерал-губернатора, генерал-адъютанта, светлейшего князя Италийского А. А. графа Суворова-Рымникского ходатайство о построении в их местности церкви. Ходатайство не было удовлетворено, по недостатку в духовном ведомстве капитала. Когда в следующем году вся Россия была поражена безвременной кончиной наследника, у чернореченских жителей явилась мысль предположенную у них церковь сделать памятником о почившем царственном юноше и создать ее на пожертвования. На докладе об этом князя Суворова государь император Александр II написал: «Согласен и благодарю». Была образована строительная комиссия, приобретен с аукционного торга в опекунском совете участок земли бывшего головинского дворца, в 721 1 / 2 квадратную сажень, составлен план профессором А. И. Кракау, испрошено благословение святейшего синода, 1 октября 1866 года вбита первая свая под церковный фундамент и 17 августа 1871 года церковь была освящена, в высочайшем присутствии их императорских величеств, обошедишсь в 114,000 рублей, не считая даровых приношений строительными материалами и работами, колоколов, мраморного иконостаса и клиросов, икон, облачений и различной церковной утвари.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

#ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть itemscope itemtype="" > В Санкт-Петербурге состоялся благодарственный молебен в честь 210-летия взятия Русскими войсками Парижа 18:59 01.04.2024 35 Фото: предоставлено организаторами Во второе воскресенье Великого Поста, 31 марта 2024 года, в храме-памятнике Первой Отечественной войны (1812 года) Казанском кафедральном соборе по благословения Высокопреосвященнейшего Варсонофия, митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского состоялся благодарственный молебен в честь 210-летия взятия Русскими войсками города Парижа и капитуляции наполеоновской Франции. Этим была поставлена точка в истории завоевательного похода Императора Наполеона с его так называемой Великой армией на земли нашего Отечества, сообщается в пресс-релизе, поступившем в редакцию «Русской народной линии». Молебен возглавил председатель Приходского совета Казанского кафедрального собора протоиерей Александр Пашков в сослужении председателя епархиального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Александра Пелина. Представители Российского Имперского Союза-Ордена, Петербургского Дворянского собрания, Санкт-Петербургского отдельского казачьего общества «Казачья стража», Русской общины, а также неравнодушные петербуржцы и гости нашего города приняли участие в общегородском благодарственном молебне о даровании победы нашему христолюбивому воинству.

http://ruskline.ru/politnews/2024/04/01/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010