1. Миссия и начало соборного движения 1.1. Земские реформы и идея соборного движения В последней четверти XIX века в связи с развитием местного самоуправления, которое началось после земской реформы, прошли три областных архиерейских совещания, посвященных проблемам миссии. В начале XX века эти собрания стали называться архиерейскими соборами. Церковные публицисты начала XX века, говоря о необходимости возвращения к соборному управлению, обычно указывали на важность этого условия для исполнения учительных функций Церкви. В активизации приходской жизни, развитии церковных братств и участии мирян в жизни Церкви видели средство для того, чтобы церковная проповедь была услышана всеми. И приходящиеся на конец XIX века первые опыты проведения соборов были также связаны с решением миссионерских проблем. О созыве архиерейских соборов заговорили в 6070-е годы XIX века. Толчком к этому послужила, по всей видимости, земская реформа. В результате развития органов местного самоуправления многие вопросы стали решаться обществом, а не государством. Мысль о необходимости проведения областных соборов была высказана высочайше учрежденным 12 января 1870 г. Особым комитетом для преобразования духовно-судебной части. Подготовленный комитетом проект был разослан епархиальным архиереям. Многие из них поддержали предложение о регулярном созыве таких соборов. Так, например, епископ Костромской Платон (Фивейский) 15 в своем отзыве писал: Во всех сословиях теперь образуются съезды для решения дел, их касающихся. Почему ж только одни епископы не собираются для решения дел церковных, тогда как это требуется с самого начала Церкви священными правилами. 16 В том же духе высказался и епископ Тамбовский Палладий (Раев) 17 : Тогда как в отечестве нашем разные общества и учреждения пользуются правом собрания для обсуждения своих дел, русские православные епископы не имеют взаимного общения, не имеют обмена мыслей, необходимого по важности церковных дел, в чем упрекают нашу Церковь представители и писатели других христианских вероисповеданий. Собрание епископов в таких священных городах как Москва и Киев не только напомнило бы собою, но и воскресило бы древние частные соборы и оказалось бы весьма полезным по вопросам догматическим, законодательным, административным, миссионерским, по всем вопросам, касающимся внешнего и внутреннего состояния Русской Православной Церкви. Такие соборы были бы вполне сообразны и с достоинством сей последней. Они своими соображениями и совещаниями давали бы материал для Святейшего Синода и сообщали бы новое, столь желательное движение русской церковной жизни. Собрание таких местных частных соборов в настоящее время и при нынешних путях сообщения не представит ни малейших затруднений. 18

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

21 декабря в Зале Церковных Соборов Христа Спасителя под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II открылось очередное ежегодное заседание Епархиального собрания города Москвы. Святейший Патриарх выступил с докладом, в котором освещаются наиболее актуальные вопросы церковной жизни, подводятся итоги уходящего года и намечаются перспективы на ближайшее будущее. 21 декабря в Зале Церковных Соборов Христа Спасителя под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II открылось очередное ежегодное заседание Епархиального собрания города Москвы. В заседании принимают участие митрополит Калужский и Боровский Климент, управляющий делами Московской Патриархии, викарии Московской епархии: архиепископ Истринский Арсений; архиепископ Верейский Евгений, ректор МДАиС, председатель Учебного комитета при Священном Синоде; архиепископ Орехово-Зуевский Алексий; епископ Красногорский Савва; епископ Дмитровский Александр; епископ Сергиево-Посадский Феогност, наместник Троице-Сергиевой Лавры; епископ Люберецкий Вениамин, наместник Николо-Угрешского монастыря; епископ Егорьевский Марк, заместитель председателя ОВЦС МП, а также епископы Аркадий (Афонин) и Никон (Миронов), руководители и представители Синодальных отделов Московского Патриархата, настоятели и клирики московских храмов, председатели и члены приходских советов, настоятели Патриарших подворий, представительств Поместных Православных Церквей, наместники и настоятельницы московских и Патриарших ставропигиальных монастырей и монастырских подворий. Святейший Патриарх Алексий открыл заседание кратким вступительным словом. Во вступительном слове Его Святейшество привел статистические данные, касающиеся Москвы и всей Русской Церкви. Предстоятель Русской Православной Церкви сообщил, что количество храмов и часовен в Москве увеличилось с 645 в прошлом году до 724 в нынешнем. Клир г. Москвы насчитывает сейчас 1681 священнослужителя (в прошлом году — 1586), из них священников — 1191, диаконов — 490.

http://pravmir.ru/patriarx-aleksij-vnov-...

Егорьевск. Собор Александра Невского. Собор во имя благоверного князя Александра Невского Карта и ближайшие объекты После покушения на царя-освободителя Александра II (2 апреля 1879 г.) городской голова Егорьевска Н.М. Бардыгин провёл в Думе предложение о сооружении в городе храма Александра Невского, в память неоднократного спасения царя от рук злодеев. Строить предполагалось на доходы банка, на средства города, на суммы соборного приходского попечительства и на добровольные пожертвования. Церковь Благоверного Князя Александра Невского начал строить рязанский архитектор Вейс. Но он умер. Возведённые при нём арки дали трещины. Дело спас известный московский архитектор Александр Степанович Каминский. Он пристроил к основным четырём столбам храма пилястры и выложил новые арки. 1 октября 1897 г. церковь была освящена архиепископом Рязанским и Зарайским Милетием (Якимовым). Церковным старостой был купец 1-й гильдии Родион Дмитриевич Востряков. В храме три престола: благоверного князя Александра Невского, Знамения Пресвятой Богородицы и первоверховных апостолов Петра и Павла. Колокольня закончена в 1914 г. по проекту архитектора Барютина. В конце 30-х гг. храм был закрыт и после неоднократных просьб верующих вновь открыт в 1946 г. Настоятелем стал митрофорный протоиерей Иоанн Михайлович Ковальский. Он был рукоположен во священника 14 октября 1921 г., за долголетнюю службу удостоен всех наград, вплоть до Патриаршего креста и права служения Божественной литургии при открытых царских вратах до пения “Отче наш”. Решение о строительстве новой церкви в Егорьевске было принято на общегородском собрании в Городской думе 18 июня (1 июля) 1877 года. На этом же собрании была создана комиссия по стоительству церкви, в которую вошли Алексей, Давид и Герасим Хлудовы, Ф.М. Карцев и многие другие знатные егорьевцы. Председателем комиссии был избран городской голова Никифор Михаилович Бардыгин, который первый внес на строительство храма три тысячи рублей. По предложению Бардыгина церковь было решено строить на пересечении улиц Широкой и Егорьевской. В 1881 году в Духовную консисторию были представлены чертежи храма, который Никифор Михаилович предложил возвести во имя святого благоверного великого князя Александра Невского - небесного покровителя императора Александра Второго, в память избавления его от покушения 2 (15) апреля 1879 года. Проект церкви был выполнен московским архитектором А.С. Каминским по заказу Н.М. Бардыгина.

http://sobory.ru/article/?object=01798

Закрыть Доклад на торжественном собрании, посвященном 185-летию Полоцкого объединительного Собора 1839 года 09.03.2024 56 Время на чтение 6 минут Источник: Наука Вера Культура Высокопреосвященнейшие Владыки, досточтимые отцы, братья и сестры! Сегодня мы молитвенно и торжественно вспоминаем одно из важнейших событий истории Православия на белорусских землях – Полоцкий объединительный Собор 1839 года, который состоялся 185 лет назад. Полоцким Собором 1839 года называется совместное богослужение иерархии и духовенства униатских Белорусской и Литовской епархий, располагавшихся в границах Российской империи. Во время Литургии вместо папы Римского во всеуслышание поминались Святейший Синод Русской Православной Церкви и предстоятели всех Православных Поместных Церквей. Полоцкий Собор состоялся в Софийском соборе города Полоцка 25 февраля по новому стилю 1839 года в неделю Торжества Православия. Он проходил под руководством епископа Литовского Иосифа (Семашко) при участии епископа Полоцкого Василия (Лужинского) и викария Литовской епархии епископа Брестского Антония (Зубко), а также 21-го представителя органов административного управления унией и униатских духовных школ. Перед Полоцким Собором все его участники одобрили и подписали Соборный Акт, объявлявший о возвращении униатов к православному вероисповеданию. После Собора на имя императора Николая были отправлены Соборный Акт и прошение о присоединении униатов к Греко-Российской Православной Церкви. К этим документам прилагались 1305 собственноручных подписок униатских приходских священников, в которых выражалось принципиальное согласие на воссоединение с Православием. Полоцкий Собор прекратил действие Брестской церковной унии 1596 года на белорусских землях, введение которой мыслилось ее идеологами и творцами, как инструмент вытеснения Православия из жизни русского населения Речи Посполитой и навязывания ему другой национальной идентичности. По итогам Полоцкого Собора к православному вероисповеданию вернулись более 1900 священнослужителей и монашествующих, 1 500 000 белорусских и 100 000 украинских униатов. По религиозным мотивам отказались от Православия 20 униатских священников и монахов. Им было предложено самим выбрать место своего поселения вне пределов компактного проживания воссоединенного из унии народа, и правительство Российской империи пожизненно выплачивало этим людям пенсию в размере 350 рублей в год. Степень суровости обращения российских властей с несогласными на воссоединение униатскими священнослужителями ярко оттеняет тот факт, что самое высокое жалование, на которое в середине XIX века мог рассчитывать действующий православный священник, составляло 250 рублей в год .

http://ruskline.ru/opp/2024/03/09/doklad...

Источники и литература Die Orthodoxe Kirche in Russland. Dokumente ihrer Geschichte (860–1980). Gottingen, 1988. Fireside Harvey. Icon and Svastika: The Russian Orthodox Church under Nazi- and Soviet Control. Cambridge, 1971. Fletcher, William C. A study in survival. The Church in Russia. 1927–1943. London, 1963. Heyer F. Die Orthodoxe Kirche in der Ukraine von 1917 bis 1943. Koln-Braunsfeld, 1933. Johannes Chrysostomos. Kirchengeschichte Russlands der neuesten Zeit. 1.–3. Bd. Munchen-Salzburg, 1963–1968. Manuil (Lemesevskij).Die russischen orthodoxen Bischofevon 1893 bis 1965. Bio-Bibliographie. Bis zur Gegenwart erganzt von C. Patock, 1.–4. Bd. Erlangen, 1979–1986. Rossler R. Kirche und Revolution in Russland. Patriarch Tichon und der Sowjetstaat. Wien-Koln-Graz, 1969. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917–1943/Сост. М. Е. Губонин. М., 1994. Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Церковь и духовное возрождение России. Слова, речи, послания, обращения. 1990–1998. М., 1999. Алексий II, Патриарх. Православие в Эстонии. М., 1999. Алексий II, Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Обращение к клиру и приходским советам храмов города Москвы на епархиальном собрании 21 декабря 1995 г. М., 1996. Алексий II, Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Слово на епархиальном собрании духовенства Москвы 23 декабря 1994 г. М., 1995. Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Слова, речи, послания, обращения, доклады, статьи. М., 1994. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 29 ноября – 2 декабря 1994 г. Документы. Доклады. М., 1995. Барсов Т. В. Сборник действующих и руководственных церковных и церковно-гражданских постановлений по Ведомству православного исповедания. СПб., 1885. Барсов Т. В. Святейший Синод в его прошлом. СПб., 1896. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. Т. 1–2. М., 1993. Валентинов А. Черная книга. (Штурм небес.) Сборник документальных данных. Париж, 1925.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Лекция, прочитанная в Тобольском общественном собрании 7 марта текущего года в пользу церковно-приходских школ. В настоящем собрании я намерен остановить ваше просвещенное внимание на одном из наиболее важных вопросов христианской морали, именно на вопрос о сущности христианского настроения. Прошло почти 2000 лет с тех пор, как пришел на землю Сын Божий, чтобы, через ниспослание Святого Духа, дать людям новую жизнь, положить в сердца людей новое семя новой благодатной, совершеннейшей жизни. В основу этой новой жизни, жизни истинной и совершенной Он положил любовь. «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» ( Ин.13:35 ). Согласно словам Христа, высказанным в его первосвященнической молитве, христиане должны составить одно нераздельное, тесное общество, полную любви и единения Церковь , одно живое тело Христово. В истинной Церкви Христовой должно быть единение в мыслях и чувствах, такое тесное общение членов её, при котором в преимуществах высших и более совершенных участвуют низкие, а недостатки и страдания менее совершенных и несчастных болезненно чувствуются первыми, как свои собственные. В том Царстве Благодати, где в основу человеческой жизни положена Христом любовь, нет места чьим-либо эгоистическим интересам: истинный христианин живет жизнью ближних, радуется их добродетелям, плачет и скорбит об их несовершенствах и падениях. Истинный христианин, проникнутый глубокой духовной любовью, не ощущает подвига, когда страдает, плачет, печется о своих ближних, в его душе нет внутренней борьбы, нет взрывов самолюбия и себялюбия, в ней царит лишь «радость и мир о Духе Святом» ( Рим. 14:17 ). Лучшим, хотя и слабым, подобием истинно-христианской духовной любви в жизни естественной, в жизни обыденной может служить любовь матери к своему ребёнку, так как эта любовь, при всей её непосредственности, соединяется в некоторой степени с сознательностью и свободой. Мать не чувствует борьбы в себе самой, не ощущает подвига, когда, в заботах о своем ребёнке, проводит без сна целые ночи, не ест, не пьет и страдает о нём.

http://azbyka.ru/otechnik/Lollij-Yurevsk...

Михаил Соллогуб: " Миссия русской православной эмиграции была плодотворной " РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_9933.html 27 июля 2004 Михаил Соллогуб: " Миссия русской православной эмиграции была плодотворной " Интервью с вновь избранным секретарем Совета Архиепископии православных русских церквей Западной Европы (Экзархат Константинопольского Патриархата), профессором Сорбонны Михаилом Соллогубом   Михаил Андреевич, расскажите, как формируется Совет Архиепископии и каковы Ваши обязанности как его секретаря. Совет состоит из 12 членов – 6 клириков и 6 мирян, которые избираются на генеральной ассамблее Архиепископии (епархиальном собрании) на шесть лет. Ассамблея в свою очередь состоит из всех клириков епархии (включая псаломщиков) и мирян, представляющих приходские общины и избираемых на общем собрании прихода. Число мирян, которые представляют приход, равно числу клириков этой общины; то есть, например, один клирик – один мирянин или два клирика – два мирянина. Каждые три года в совете происходила ротация и обновлялась половина его членов. 30 апреля сего года состоялось экстраординарное епархиальное собрание, которое приняло поправки к действующему уставу Архиепископии, касающиеся как раз ротации членов совета: теперь обновление совета будет происходить не каждые три года, как раньше, а каждые шесть лет. Затем 1 мая состоялось уже ординарное епархиальное собрание, в котором приняли участие около 160 человек. На собрании был заслушан отчет архиепископа Гавриила и прошли выборы в Совет. В качестве новых членов были избраны о. Иов (Геча), о. Иоанн Роберти и о. Евгений Чапюк, а также Н. А. Струве, И. В. Черепенников и М. А. Соллогуб (позднее, на заседании совета Архиепископии, я был избран его секретарем). А вечером того же дня начались торжества прославления новых святых. В обязанности епархиального секретаря входят делопроизводство – административная часть, подготовка и ведение протоколов собраний совета епархии, который собирается десять раз в году, публикация коммюнике о каждом собрании.

http://religare.ru/2_9933_1_21.html

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Доклад председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла на VIII Всемирном Русском Народном Соборе Ваше Святейшество, дорогие братья и сестры! В течение двух дней работы VIII Всемирного Русского Народного Собора нам предстоит разговор о взаимоотношениях России и православного мира. Впервые в России, может быть, за последние сто лет эта тема будет главным предметом обсуждения в столь представительном собрании, не будет преувеличением, если скажу, - собрании общенационального уровня. Ведь наш Собор сегодня объединил в зале Московской Духовной академии и высокопоставленных политиков различных уровней, и церковных иерархов, людей науки и культуры, общественных деятелей, и наших соотечественников из-за рубежа. Особенно важно, что наши заседания будут проходить при участии представителей Поместных Православных Церквей и посольств стран православной традиции. Почему же мы обращаемся к этой теме только сейчас, хотя Всемирный Русский Народный Собор существует уже 10 лет? Почему мы раньше не выносили на соборное обсуждение эту тему, несмотря на то, что в церковных кругах интерес к ней не ослабевал никогда? Мы понимали, что обсуждать широко и серьезно тему взаимоотношений России с православным миром невозможно до тех пор, пока сама Россия не станет осознавать себя страной православного большинства, страной, наследующей богатую православную традицию не только в духовном и культурном планах, но и в социальном, политическом, экономическом. Это мало-помалу стало происходить в последние годы. Конечно, все вдруг не начали жить церковной жизнью и вдохновляться православными идеалами в общественном служении. Тем не менее народ России все настойчивее и яснее демонстрирует свою тягу к обретению ценностных ориентиров в своей жизни на основе православной традиции. Мы наблюдаем этот вектор народного движения и по приходской жизни, и по активности мирян в организации социального служения Церкви, развитии просветительских и культурных проектов.

http://mospat.ru/archive/86464-doklad-pr...

Разделы портала «Азбука веры» Протоиерей Михаил Петропавловский и матушка Татьяна " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" ( 2  голоса:  5.0 из  5) Матушка динамичная, изящная. Покладистая. Батюшка рассудительный, центрирующий. Красивая пара. Ни много, ни мало – 35 лет вместе. Четверо детей уже выросло и создало собственные семьи. Протоиерей Михаил Петропавловский и матушка Татьяна рассказывают мне о шести кризисах семьи – и верится, что все эти кризисы у них давно уже остались позади. Второй год настоятель храма святых апостолов Петра и Павла в Сестрорецке протоиерей Михаил Петропавловский и его матушка Татьяна проводят приходские супружеские встречи. Собрания организуются не реже одного раза в месяц. Пары делятся опытом, рассказывают, как преодолели ту или иную непростую жизненную ситуацию, тема собрания задается заранее. На основе этих встреч отец Михаил составил небольшую памятку для собирающихся вступить в брак. В ней десять вопросов, помогающих духовнику оценить готовность людей к ответственному шагу. Эту памятку, дополненную поясняющими цитатами, разместил у себя районный ЗАГС, а сейчас его сотрудники просят священника составить такие же вопросы для подающих на развод. Десять вопросов вступающим в брак «Семейный совет» на приходе – Отец Михаил, как вам пришла мысль организовать на приходе встречи семейных пар? Отец Михаил: Мы с матушкой искали аудиторию, которой интересно внебогослужебное общение со священником, дискуссии, обсуждения. И заметили, что семейные пары – это самая активная часть нашего прихода. Так и возникла идея регулярных встреч – образовалась площадка, где можно учиться друг у друга, делиться опытом. Матушка Татьяна: Для нас очень важно, чтобы семьи не распадались. Разводы – это просто бич общества сегодня. Мы считаем, что не бывает плохой семьи или плохого супруга, а бывает какая-то конкретная проблема. Одна проще, другая сложнее – но решаемая. Всё решаемо! Кроме того, у нас самих взрослые дети. Для них должен быть пример, какая-то база, куда можно прийти и обратиться в случае чего.

http://azbyka.ru/semya/vmeste-do-nebesno...

Речь, произнесенная в торжественном собрании Императорского Новороссийского университета 30 Августа 1885 года профессором протоиереем Ал. Кудрявцевым. Содержание I. Апология христианского учения о благотворении а) Нищие по учению святой церкви б) Милостыня по учению св. церкви в) Свойства и качества благотворителей по учению святой церкви II. Церковь и её благотворительные учреждения 1. Союз междуцерковный и его учреждения 2. Союз церковно-национальный и его благотворительные учреждения 3) Союз епархиальный и его благотворительные учрежденья 4) Союз приходский и его благотворительные учрежденья III. Государственные и общественные мероприятия для борьбы с нищенством IV. Желаемое взаимодействие церкви, общества и государства в деле призрения нищих     Вопрос о нищенстве, которым я, с разрешения Совета Императорского Новороссийского университета, буду иметь честь занять ваше благосклонное внимание в настоящем торжественном собрании, не есть вопрос только государственный или полицейский, как принято, в большинства случаев, думать о нем. С тех пор как правительства, испробовавши все меры к устранению нищенства, убедились в невозможности бороться с ним одними собственными силами и стали, мало по малу, призывать на помощь к себе церковь и общества, он сделался вопросом церковно-общественным, таким, к разрешению которого призывается всякий, кому дороги интересы церкви и государства. Особенно важно и необходимо при этом церковное участие. Попечение о бедных и нищих всегда было самою существенною принадлежностью жизни церковной. И многовековая практика её выработала самые разнообразные образцы его. Ей хорошо известно и попечение в госпиталях, и попечение на дому и попечение посредством частной милостыни. Каждый из этих видов попечения практиковался не как-нибудь, а всеми последователями известного вероисповедания, и практиковался в течении нескольких веков; каждый успел, следовательно, в достаточной мере обнаружить в себе и свои достоинства и свои недостатки. И те и другие и вообще скрыться не могли, а тем более при той постоянной полемике, какую вели между собою эти вероисповедания.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010