Как бы некоторым видимым знаком особенного присутствия здесь Богородицы являются три леторасли, чудесным образом произросшие из каменного помоста алтаря под Ее образом Знамение. Благодаря особому покровительству Божию Анзерский скит сделался местом благоговейного почитания и паломничества окрестных жителей. Много прибегающих сюда за духовной помощью и с верою молящихся здесь получали исполнение прошений и исцеление недугов своих как от иконы Пресвятой Троицы, так и от мощей преподобного. Много чудесных знамений, совершенных по его молитвам, было собрано его почитателями, но еще более было предано забвению. Будем и мы, благочестивые читатели, памятуя труды и подвиги преподобного Елеазара и великое дерзновение его к Богу, прибегать к его помощи. Мощи преподобного Елеазара, обретенные в 1757 году, почивают под спудом в каменной часовне. Память преподобного чтится местно. Иринарх, затворник Ростовский, преподобный Преподобный Иринарх, затворник Ростовский, во святом крещении Илия, родился в июне 1548 года в селе Кондаково, в 43 верстах от Ростова Великого. Он был третьим сыном в благочестивой крестьянской семье Акиндина и Ирины. С раннего детства в мальчике обнаружилось стремление к монашеской жизни: в детских играх он не участвовал, но старался сдержать свои желания и во всем ограничивать себя. Шестилетний Илия однажды сказал матери: «Как вырасту, так постригусь и стану монахом; буду носить на себе железа и трудиться ради Бога…» С юных лет Илия мечтал подражать подвигам преподобного Макария Калязинского († 1483; память 17/30 марта и 26 мая/8 июня), тайно носившего тяжелые вериги, житие которого он услышал от приходского священника Василия. Когда в округе случился голод, 18-летний Илия отправился на заработки в Нижний Новгород. После кончины отца, о которой он был извещен свыше, Илия вместе с матерью и старшим братом Андреем переселился в Ростов Великий. Здесь родные Илии стали вести торговлю, но Илия тяготился мирскими заботами и находил утешение в чтении Священного Писания. Стремление уйти в монастырь окончательно окрепло. В 1578 году, испросив благословение матери, Илия ушел в Борисоглебский монастырь на реке Устье, близ Ростова Великого, где принял постриг с именем Иринарх.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

•  Св. Антоний начал подвизаться в безмолвии в местности, называемой Рублевской пустошью, на юго-западном берегу оз. Ильмень. Постриг он принял в Леохнове, расположенном в 20 верстах от Старой Руссы (Новгородская епархия). Здесь преподобным была основана обитель в честь Преображения Господня, в которой он подвизался 50 лет. Преподобный Иоанн, затворник Псковский (+ 1616) Память его празднуется 24 окт. в день преставления и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Псковских святых Св. Иоанн подвизался в келье в крепостных стенах города Пскова с 1594 г. до 24 октября 1616 г. — дня своей кончины. Все 22 года затворничества он прожил в совершенном безмолвии. Питался он одной рыбой и никогда не вкушал хлеба. Преподобный Иринарх, затворник Ростовский (+ 1616) Память его празднуется 13 янв. в день преставления, 23 мая вместе с Соборам Ростово-Ярославских святых Прп. Иринарх, в миру Илия, был сыном благочестивых крестьян — Акиндина и Ирины — из села  Кондакова, что в Ярославской земле. Двадцати недель от рождения он стал ходить, а шести лет сказал матери: «Когда вырасту, так постригусь и стану монахом; буду носить на себе железа и трудиться ради Бога и буду всем людям учителем». Однажды у его родителей был приходский священник и за обедом рассказывал житие прп. Макария Колязинского. Вдруг Илия сказал: «И я буду таким же монахом!» Священник строго спросил: «Как ты, чадо, осмелился сказать такое слово?» Илия отвечал: «Кто тебя не боится, тот это и говорит».  Юношей Илия пошел на заработки за 300 верст от дому. Однажды при всех он горько заплакал и на расспросы ответил: «Вижу преставление моего отца, несут родителя моего светлые ангелы на погребение». Оказалось, что отец его в это время умер, и мать его немало утешилась, услышав о необыкновенном видении сына. После этого Илия с матерью и старшим братом переселились в Ростов, завели торговлю и разбогатели. У Илии был там духовный друг, купец Агафоник: вместе они читали божественные книги, помышляли о душевном спасении, усердно посещали церкви и творили милостыню. Наконец Илия взял с собой крест и благословился у матери идти в  Борисоглебский монастырь,что на Устье (в 18 верстах от Ростова). Там его отдали под начало старцу, а послушание назначили в пекарне, а потом и постригли с наречением ему имени Иринарх, но он помышлял о более строгом монастыре — Кирилло-Белозерском или Соловецком. 

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

— Праведное солнце, свет наш пресветлый, Владыка Человеколюбче, Иисусе Христе! Ты, Господи, претерпел такое великое страдание: и распятие, и поругание, и оплевание, и по ланит ударение, и оцта и желчи напоение, и для нашего спасения все претерпел сие от Своего же создания, от неразумного и беззаконного сборища иудейского и от зависти людей сих! Ныне, Господи, открой, как мне грешному и неразумному поселянину спастись и тебе единому Иисусу Христу, Сыну Божиему, распятому и нераздельно со Отцом и Святым Духом в Троице славимому, угодить! Да будет воля Твоя, Владыко, надо мною! И в тот же час от Владычного образа было Иринарху извещение: — Иди в келью свою, будь затворником и не исходи: так и спасешься. Иринарх отправился к строителю Варлааму и просил у него благословения на затвор, то есть неисходно молиться в кельи, по евангельскому слову Господню: «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян.14:22). «Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» (Мрк.8:35). «Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь» (Лк.6:21). Строитель Варлаам благословил его на затвор молиться неисходно из кельи. — И прославил Бог российскую землю и дом великих страстотерпцев Христовых Бориса и Глеба и преподобных отцов наших Феодора и Павла в нынешнее время! — восклицает составитель жития, ученик Иринархов инок Александр, — прославил досточудными мужами, и страдальцами, и учителями, и наставниками! С тех пор Иринарх с дерзновением принялся за новый подвиг: стал молиться в кельи неисходно, поминая иноков древних и первых времен, как они по дебрям по островам и в вертепах жили, не любили тленного мира и не хотели и смотреть на суету его. Начав свой подвиг, Иринарх сковал себе железную цепь в три сажени длины и приковал ею себя к стулу деревянному. Все движение его ограничивалось только размерами этой цепи. Кроме этой цепи, он наложил на себя и другие железные тяжести и трудился в них в поте лица. Много претерпел он поругания и посмеяния от братии, но переносил сие с кротостью и молился за них Богу:

http://predanie.ru/book/216284-zhitiya-s...

В мире Илья, был родом из крестьян дер. Кондакова, Ростовской области. На 30 г. оставив мир, он постригся в Борисоглебском монастыре, что на р. Устье, в 15 верстах от Ростова. Там начал он свое подвижничество тем, что стал ходить босой и в рубище. Это казалось монастырской братии неприличным. Монахи, чтобы заставить подвижника носить обувь и рясу, то запирали его на несколько дней в холодную келью, то в морозы посылали звонить на колокольне. Блаженный терпеливо переносил все это. Когда же назначили ему исполнять послушание за монастырем, удаление от молитв храма показалось ему невыносимым, и он перешел в Авраамиев монастырь. В это время там подвизался в затворе старец Пимен и беседа с ним облегчала Иринарха. Спустя три года, возвращенный новым настоятелем в Борисоглебскую обитель, подвижник явился с тяжкими веригами на плечах и с оковами на ногах, затворился безвыходно в келье и приковал себя цепью к стулу. Здесь посетил его блаженный Иоанн юродивый, по прозванию Большой Колпак, предсказал ему будущий успех его подвигов. С того времени Иринарх постепенно увеличивал тяжести, носимые на теле; спал только два часа в сутки и бичевал тело свое железною палкою. Так подвизался он тридцать слишком лет. Тяжкими и долгими подвигами очистилось духовное зрение блаженного старца. Однажды, заснув в затворе, он увидел Москву в огне и во власти ляхов, и голос сказал ему: «иди, скажи об этом царю». Преп. Иринарх явился к царю Василию Ивановичу (Шуйскому) и рассказал о видении; царь принял егл с честию и отвез назад в своей повозке. Скоро сбылось пророчество. В 1609 году ляхи завладели Ростовом; свирепый пан Микульский пришел к затворнику с другими панами и спросил: кого признаешь ты царем? – «Я живу на Руси, отвечал старец, и знаю Русского царя, а других не знаю». Слыша угрозы ляхов, он сказал спокойно: «Вере своей не изменю, и Русского царя не отвергнусь. Не много вам во мне крови: вашего меча тленного не боюсь, а у моего живого Бога есть такой меч, что всех вас погубит». После того и сам вождь грабителей Сапега, посетил преп. Иринарха. «Благослови, батько, сказал он, как терпишь ты эту муку в такой темнице?» «Для Бога терплю, отвечал старец. А ты, пан, возвратись в свою землю; полно тебе разорять Русь. Если не выйдешь из Руси, или опять придешь, то Богом тебя уверяю – убьют тебя в Русской земле». Сапега прислал старцу пять рублей и строго запретил ляхам тревожить обитель.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

На миниатюре (Л. 318 об.) И. изображен в правой части композиции, стоящим на берегу водоема, в молении образу Пресв. Богородицы, пальцы правой руки сложены троеперстно, в левой - четки. У И. впалые щеки, короткая борода; одет в желтоватую рясу, темную мантию, синюю схиму и куколь. Образ Богоматери в облаках необычен: Она стоит на коленях, красный плащ скреплен на груди, на голове венец, на левой руке восседает обнаженный Младенец; подпись: «    ()   #    ()   «     h   #       h         h     h   #        ». В рукописи службы И. («Служба Преподобному отцу нашему Иринарху Затворнику ростовскому Борисоглебскому чудотворцу, что на реке Устье»), написанной в июне 1881 г. послушником Борисоглебского монастыря Семеном Ивановичем Горским (Архив ГМЗРК. Р-535), имеется миниатюра (Л. 3) с поясным изображением И. на голубом фоне в круге с красной 8-конечной звездой. И. представлен прямолично, в темно-коричневой мантии, в голубом куколе, в правой руке - свиток. У И. короткая борода, желтый нимб с киноварной точечной обводкой, имя написано киноварью по сторонам нимба («Иринархъ»). Прп. Иринарх. Литография Д. Гаврилова по рис. И. И. Самойлова. 3-я четв. XIX в. (ГПИБ) Прп. Иринарх. Литография Д. Гаврилова по рис. И. И. Самойлова. 3-я четв. XIX в. (ГПИБ) «Божественное откровение прп. Иринарху от образа Иисуса Распятого о затворничестве». Литография Д. Гаврилова по рис. И. И. Самойлова. 3-я четв. XIX в. (ГПИБ) «Божественное откровение прп. Иринарху от образа Иисуса Распятого о затворничестве». Литография Д. Гаврилова по рис. И. И. Самойлова. 3-я четв. XIX в. (ГПИБ) Под влиянием композиций сохранившейся житийной иконы И. были созданы графические произведения, картины, др. иконы. Для 1-го издания Жития И., к-рое было осуществлено архим. Амфилохием (Жизнь прп. Иринарха. 1865), иконописец И. И. Самойлов (крестьянин Борисоглебских слобод имения гр. В. Н. Панина, ученик иконописцев Сапожниковых) в 1855 г. выполнил с клейм житийной иконы рисунки, в 1862 г. их перерисовал З. Фон-Берг. Литографии Д.

http://pravenc.ru/text/673961.html

Перед кончиной старец сказал ученикам своим Александру и Корнилию: «Братия и сопостники мои, вот ныне отхожу от жизни моей ко Господу, Богу моему Иисусу Христу. Помолитесь за меня Богу и Пресвятой Богородице, дабы я избежал сетей вражиих и воздушных мытарств, ибо я грешен. Вы же после смерти моей пребудьте в посте и молитве, в бдении и слезах, а также в любви между собой, без ропота, в послушании и повиновении, ибо вы знаете заповедь Христову о блаженствах». Ученики просили молитв его. Старец же продолжал: «Я отхожу от вас телом, духом же буду неразлучен. Если же кто будет притеснять обитель мою, свыше, данную от Бога, искупленную и выпрошенную у игумена и братии, то пусть их судит Бог и Матерь Божия!» Простясь со всей братией, старец стал на молитву, молился долго и тихо отошел ко Господу. Погребли его б пещере, им же самим уготовленной. Прожил он 68 лет и 4 месяца, из них жития его иноческого 38 лет и 4 месяца. «Труды» его хранились при раке его в монастыре, в постройке, где была келья, а часть их — в церкви родного его села Кондакова. Во время молебнов больные надевали их на себя. • Село Кондаково, родина преподобного, расположено между Угличем и Ростовом на р. Устье. Борисоглебский монастырь, в котором принял постриг прп. Иринарх, ныне находится в Ростовском р-не Ярославской обл. Монастырь основан в 1363 г. по благословению прп. Сергия (память его 25 сент). Ав-раамиев Богоявленский монастырь, в котором прп. Иринарх пробыл до смерти матери, основан прп. Авраамием Ростовским (память 29 окт), находится в Ростове Великом (Ростов Ярославский), на берегу оз. Неро. Обитель прав. Лазаря — на берегу того же озера. В начале века здесь была церковь. Все места, связанные с подвижничеством прп. Иринарха, сейчас сосредоточены в Ярославской обл. (Ярославская епархия). • Исторически Ростов Великий с 1207 г. был столицей Ростовского княжества, в 1474 г. вошел в состав Московского государства. В 1589—1788 гг. там была резиденция митрополита. В описываемое время митрополитом Ростовским был Кирилл IV, лишенный кафедры Лжедимитрием, и Филарет (отец Михаила Романова и будущий Патриарх Московский), плененный в Смутное время.

http://sedmitza.ru/lib/text/436793/

При жизни преподобного Пимена в обители некоторое время пребывал монах Иринарх, впоследствии прославившийся как затворник Борисоглебский. Считается, что именно пример преподобного Пимена и беседы с ним послужили к тому, чтобы преподобный Иринарх избрал такой же путь. Вернувшись из Авраамиева монастыря в Борисоглебскую обитель он затворился в крошечной келье и надел на себя свои " труды " - вериги. О блаженном Стахии известно, что жил он во времена митрополита Ионы, был с ним близок и даже делил трапезу. Ему принадлежит известное пророчество о судьбе Ростовского архирейского дома. Увидя как-то владыку, опечаленного некоторыми трудностями при постройке своей резиденции, блаженный сказал ему: " Ах, Иона, Иона! Что ты хлопочешь? В твоих постройках и церквах по времени одни воробьи будут жить " Прошло столетие, и это предсказание исполнилось с переводом архирейской кафедры в Ярославль, здания Ростовского кремля были заброшены и на долгое время стали приютом для птиц. Среди замечательных личностей, жизнь которых была связана с Авраамиевой обителью, следует упомянуть святителя Игнатия. Он был её настоятелем по воле святого Александра Невского и его двоюродных братьев Бориса и Глеба, сыновей святого князя Василька Ростовского, после чего в 1262 году стал епископом Ростова. Святитель управлял кафедрой более четверти века в лихое время татаро-монгольского ига. С восточной и северной стороны Богоявленского собора ранее располагался монастырский некрополь. В течение многих веков здесь погребали настоятелей и братию монастыря, среди которых были беззвестные подвижники и молитвенники, их же имена знает один Господь. С некоторого времени на монастырском кладбище стали погребать не только братию. Так, здесь находится место вечного упокоения протоиерея Аристарха Израилева, известного ростовского священника, изобретателя колокольных звонов. Авраамиев монастырь был основан мужским, и оставался таковым долгие столетия. В 1915 году, во время Первой мировой войны, мужская обитель вследствие малочисленности братии была расформирована, а на её территории разместился Евфросиниевский женский монастырь, эвакуированный из Полоцкой епархии (Белоруссия).

http://sobory.ru/article/?object=00594

Велика была радость по случаю уничтожения казацкой грабительской шайки милостью Божьей и заступлением Пресвятой Богородицы и московских чудотворцев, и молитвами и слезами затворника Иринарха. С того времени настала на Руси тишина. Старец же Иринарх по–прежнему непрестанно молился и поливал слезы, постился, принимал странных и защищал обидимых от притеснения сильных. Еще при жизни Бог прославил Своего угодника Иринарха чудесами: его молитвами Бог исцелял больных и бесноватых, чудесную силу имело его благословение для приходивших к нему с верою. Составитель жития Иринарха, ученик его Александр, записал девять чудес Божьих совершенных молитвами борисоглебского затворника и страдальца при его жизни. К преподобному Иринарху приходили, или были приводимы больные разными болезнями, особенно же одержимые духом нечистым. Старец молился, заставляя и больных молиться и поститься, возлагал на них свой честный крест, нередко налагал на больных часть своей цепи или приказывал лежать на сих цепях. Иногда издалека от больных посылали к Иринарху за благословением, которое он давал и вместе посылал просфору или крест, которым святили воду и давали ее больным пить. Так преподобный исцелил бесноватого из села Давыдова возложением на него своего креста; другой бесноватый из Вощажникова был исцелен, когда на буйного ученик Александр возложил старцеву цепь и привел больного к старцу и к образу Пресвятой Богородицы. На заболевшего исступлением ума в Борисоглебском монастыре воеводу, сына боярского Матфея Тихменева, преподобный Иринарх возложил свой крест и привязал к своей цепи, приставив для охраны двух воинов; так больной провел целую ночь, а утром старец послал воеводу в церковь молиться; от литургии больной пришел здоровым, но преподобный заповедал ему всю неделю поститься, ни мяса не есть, ни вина, ни пива не пить. Подобным же образом получил исцеление иступивший из ума в монастыре крестьянин Никифор: старец повелел возложить на него свой крест и привязать цепью к грядке; через час старец снял крест и цепь и приказал больному лечь на свои цепи, где он и спал целую ночь, – встал же совершенно здоровым.

http://pravoslavie.ru/118853.html

Христофор Сольвычегодский Преподобный Афанасий Свирский Преподобный Иона Яшезерский XVI-XVII Праведный Афанасий Наволоцкий XVI-XVII Праведный Прокопий Усьянский (Устьянский) До XVII XVII век Праведный Василий (мученик), Мангазейский, Туруханский Борис Феодорович Годунов (1598 – 1605) Преподобный Мартирий Зеленецкий Праведная Иулиания Лазаревская Святитель Иов, первый Патриарх Московский и всея Руси Василий Иоаннович Шуйский (1606 – 1610) Преподобномученица Анастасия, игумения Угличская и с нею 35 сестер-монахинь Преподобный Сергий Шухтовский Преподобный Леонтий Леохновский Междуцарствие 1610 – 1613 Преподобный Серапион Кожеезерский Святитель Ермоген священномученик, Патриарх Московский и всея Руси Преподобномученик Галактион Вологодский Преподобный Иосиф Заоникиевский Преподобный Трифон, архимандрит Вятский Преподобномученик Евфросин Синоезерский Праведный Иоанн (затворник), Псковский Михаил Феодорович Романов (1613 – 1645) Преподобный Иринарх, затворник Ростовский Праведная София, кн. Слуцкая Преподобный Адриан Монзенский Преподобный Поликарп Брянский Блаженный Киприан, Христа ради юродивый, Суздальский чудотворец Преподобный Макарий Жабынский, Белевский Преподобный Вассиан Тиксненский Блаженный Прокопий Вятский, Христа ради юродивый Преподобный Иов Ущельский Преподобный Иринарх, игумен Соловецкий Преподобный Диодор (Дамиан) Юрьегорский Преподобный Дионисий Радонежский, архимандрит Троице-Сергиевой лавры Преподобный Никодим Хозыогский, Кожезерский Преподобномученик Симон Воломский Праведный Симеон Верхотурский Преподобномученик Афанасий Брестский Алексий Михайлович (1645 – 1676) Праведный Максим, иерей Тотемский, Христа ради юродивый Преподобный Иов, игумен Почаевский Святитель Аффоний, митрополит Новгородский Святитель Серапион, митрополит Сарский и Подонский Преподобный Леонид Устьнедумский Преподобный Лукиан Александровский Святитель Афанасий, Патриарх Константинопольский, Лубенский чудотворец Преподобный Елеазар Анзерский Преподобный Филипп Янковский, Сухонский Преподобный

http://azbyka.ru/shemy/hronologia_russki...

– Общее место тропарей мученицам, см., например: Тропарь преподобномученице Евгении; Тропарь преподобномученице Леониде; Тропарь великомученице Марине, глас 4; Тропарь мученице Христине, глас 4; Тропарь преподобномученице Раисе. 102 «Внидите ускими враты, яко пространная врата и широк путь вводяй в пагубу» ... – См. коммент, к с. 14 107 О еже претерпевати скорби. – Эта глава представлена в «Цветнике священноинока Дорофея» в качестве главы 13 «Поучение о еже по Христе ити и претерпевати всякия скорби» в несколько более пространном виде. 112 Веруяй в мя несуменно не собирает, коею смертию скончается... – Этот фрагмент напоминает цитату из Священного Писания , передающую слова Господа (веруяй в мя), однако, скорее всего, это не цитата, а результат порчи текста, так как в соответствующем месте «Цветника священноинока Дорофея» читается: «Веруяй несуменно не избирает, коею смертию скончается...» (РНБ, собр. Колобова, 287, л. 297). 113 О вере несуменней. Глава 3. – В «Цветнике священноинока Дорофея» это фрагмент главы 62. В «Кринах сельных» находится в конце сборника (как правило, глава 42). 115 От житий отеческих... како пожиша. Глава 4. – В «Цветнике священноинока Дорофея» это глава 12. Однако 12-я глава Цветника передаёт другую, более раннюю, редакцию данного текста. В сборнике «Крины сельные» глава, совпадающая в своей редакции с публикуемым текстом, имеет номер 2. Четвёртый номер глава имела в сборнике, послужившем источником для Матфея Никифорова и в свою очередь имевшем общий источник с «Кринами сельными». 116 Иринарх Затворник – имя святого указано в «Старчестве» и в «Кринах сельных», в «Цветнике священноинока Дорофея» вместо слов «Воспомяни Иринарха Затворника...» читается «Воспомяни... оного старца...». Также судя по упоминанию далее ученика Иринарха Корнилия, имеется в виду преподобный Иринарх, затворник ростовский (ум. в 1616 г.; память празднуется 13 января в день преставления и 23 мая в соборе ростово-ярославских святых). Полное Житие Иринарха Ростовского см. в наст, изд.: СПб., 2006.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010