В обители этой погребены: потомок св. Феодора, князь Александр Феодорович Ярославский, при котором совершилось обретение святых мощей, и Ростовский архиепископ XV века, Трифон. Здесь помещается Духовная Консистория и основанная митрополитом Арсением, 1747, семинария. ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ, муж., существовавший в глубокой древности в Ярославле. О времени основания сей обители неизвестно: в первый раз упоминается о ней в летописях 1186 года и в это время она находилась под управлением архимандрита. После уничтожения ее, которое последовало также весьма давно, уцелела только одна церковь , древнего построения, во имя св. Апостолов Петра и Павла, в которой находятся гробницы: 1) Князя Михаила Феодоровича Ярославского, старшего сына св. князя Феодора Ростиславича и брата св. Князьям Давиду и Константину; 2) Его матери княгини Марии Васильевны; 3) Его бабки княгини Ксении, супруги св. Василия Всеволодовича Ярославского; и 4) Его тетки, княгини Анастасии, коей память, по богоугодной ее жизни, чтится окрестными жителями и доныне. В 1186 году, когда св. Никита, Столпник Переславский, скончался насильственною смертью, вериги его, прельстившие убийц, брошены были в реку Волгу против Петропавловской обители – и вынутые оттуда по чудесному видению, находились здесь некоторое время, производя верующим исцеления; а потом перенесены в Никитский Переславль-Залесский монастырь. ЛАЗАРЕВСКИЙ, муж., существовавший некогда в уездном городе Ростове и давно уже упраздненный. В этой древней обители жил в XVI веке, Преподобный Иринарх, затворник Ростовский. ГРИГОРЬЕВСКИЙ, муж., бывший в древности в Ростове, близ Успенского собора. Время основания его неизвестно; от него осталась одна древняя и ветхая церковь св. Григория Богослова . В XIV веке в сей обители принял иночество св. Стефан, епископ Пермский. СПАСКИЙ, ЧТО НА ПЕСКУ, муж. близ Ростова. Время основания этой обители относится к отдаленной древности. Сюда принесено было из Ростовского Успенского собора, по приказанию св. Епископа Игнатия, тело князя Глеба Васильковича, в 1278 году. В числе игуменов сей обители был в начале XV века, Преподобный Григорий Пельшемский. Монастырь этот уничтожен весьма давно, и древние его церкви: Преображения Господня и Великомученика Георгия, теперь принадлежат к Яковлевскому Ростовскому монастырю.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

И. имел учеников, к-рые подражали его подвигу. Польский ротмистр Кирбицкий, рассказывая Сапеге о посещении Борисоглебского монастыря, сообщил, что нашел там «трех старцев скованных». В Месяцеслове келаря Троице-Сергиева монастыря Симона (Азарьина) перечислены ученики И.: преподобные Пимен Ростовский , Иоаким Шартомский , Дионисий Переяславский , Корнилий Переяславский , прмч. Галактион Вологодский (в последнем случае под ученичеством подразумевалось, видимо, следование одной духовной традиции) и неизвестный затворник из Георгиевской пуст. на р. Клязьме. «Сии вси един образ имуще: железа тяжкая на себе ношаху и к стене прикованы бяху, пищею сухою питахуся, рыбы и масла, ни скоромному и мяхких яств не прикасахуся. И житие их Богу единому ведомо. Людие мнози к ним прихождаху, и житие их ублажаху, и ползу от них, сказывают, велию приимаху» (РГБ. МДА. 201. Л. 335 об., сер. 50-х гг. XVII в.). И. преставился в возрасте 68 лет, преподав ученикам последние наставления и обещая заступничество Божией Матери за обитель. Святой был погребен в пещере, вырытой им справа от входа в собор во имя святых Бориса и Глеба. Погребение совершили игум. Петр, духовный отец И. иером. Тихон, диак. Тит, иноки Александр и Корнилий. В Житии святой назван схимником. М. В. Толстой писал о нарукавниках, власянице и схиме И., хранившихся в Борисоглебском мон-ре ( Толстой. 1860. С. 85). Схимником святой изображен в иконописном подлиннике ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 40) и на иконах. Почитание В различных списках Жития И. повествуется о 24 чудесах, совершенных святым: 10 прижизненных и 14 посмертных (1-е чудо - исцеление прп. Корнилия Переяславского от болезни ног; последнее чудо в ркп. РГБ. Тихонр. 259 - об исцелении бесноватого Петра, жителя с. Фантырева Суздальского у., датировано 1691; опубл.: Доброцветов. 2011). Большинство чудес связано с исцелением от беснования (бесноватых привязывали к веригам святого). В 1771 г., во время эпидемии чумы, жители с. Фантырева служили молебны перед иконой И. В «Летописи Борисоглебского монастыря» сообщается об исцелении в сер. июня 1903 г. 12-летней дочери ростовского крестьянина А. А. Маринина Марии, страдавшей пороком сердца, воспалением легких и ревматизмом. После молебна у мощей преподобного больная выпила воды из источника И. и исцелилась (ГАЯО. Ростовский фил. Ф. 245. Оп. 1. Д. 334. Л. 3-3 об.).

http://pravenc.ru/text/673961.html

Знаменателен на ратной иконе и символ " троицы " - три ратных образа над преподобным Иринархом Затворником, три воина-богатыря и Москва - русская столица, державный град и " Третий Рим " . Да и сама ратная икона была освящена 19 июня 2005 года - в Праздник Святой Троицы. 4. Нижняя часть ратной иконы: В центре символы подвига и ратной славы - боевой шлем, сабля, топор и лавровые ветви. И слова памятной разделенной надписи - " Благословение преподобным Иринархом Затворником Борисо-Глебским - православного Русского воинства, народных героев-вождей и спасителей Отечества - Козьмы Минина и Димитрия Пожарского в 1612 году " . 5. Оборотная сторона ратной иконы: " Ратная икона-благословение посвящена духовным и ратным вождям, национальным героям и спасителям Отечества в 1612 году. Создана трудами иконописца Константина Назарова и радетелей русской воинской славы Владимира Максимова (Москва) и Юрия Каштанова (Смоленск). По благословению игумена Иоанна (Титова) и братии Ростовского Борисо-Глебского монастыря. В Царствующем граде Москва лета от Рождества Христова 2005, месяца мая 9 дня - в год 60-летия победы народов России в Великой Отечественной войне (1941-1945). Надеясь на грядущую нашу Победу и возрождение Великой России, мы вновь обращаемся к святому воинскому покровителю, молитвеннику и чудотворцу преподобному Иринарху (1547-1616) - ангелу-хранителю Земли Русской в Смутное время, имя которого с новой силой заблистало на русской небосклоне: " Святый Чудотворец и Победный Вождь Иринарх Затворник Борисо-Глебский! Моли Господа-Вседержителя и Пречистую Богородицу о сохранении и спасении Державы Российской - от иноземных нашествий и войн, междоусобной брани и потрясений, бедствий и смут. Помогай своими святыми молитвами - общенациональному возрождению и согласию, единению и державной соборности. Укрепляй веру, мужество и силу духа православного воинства. Благослови русское победное оружие, поднятое на благо и спасение Родины - России - Отечества. Сим победиши! " # # # Оборонители, собиратели и спасители Державы Российской - Михаил Скопин-Шуйский, Козьма Минин и Димитрий Пожарский побеждали врагов Отечества своего верой, мужеством и оружием! Их имена и подвиги, вознесенные на волне национально-освободительного подъема, золотыми буквами выбиты на скрижалях Российской истории.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

Троицы, но считая твердый помысл его делом Божиим, благословляет его избрать место для особой обители. Блаж. Феодор с несколькими другими, которых отпустил с ним Сергий, нашел место на берегу р. Москвы, называемое Симоново, под Москвою. Преп. Сергий сам приходил осмотреть это место, одобрил и благословил. Тогда Феодор, с разрешения святителя Алексия, поставил церковь Рождества Богородицы и основал общежительный монастырь, известный доныне под именем Симонова. Отличаясь не только привлекательною наружностию, но и добродетелями иноческими и обширным умом, новый игумен приобрел себе всеобщее уважение. Великий князь Димитрий Донской избрал его духовником своим и часто поручал ему дела церковные. Так в 1381 году Димитрий посылал Феодора в Киев, чтобы пригласить в Москву митрополита Киприана, а в 1383 г. отправлял его с поручениями в Царь-град к патриарху Нилу, который, беседуя с Феодором, весьма полюбил его, посвятил в сан архимандрита и возвел монастырь его на степень патриаршей ставропигии. Наконец, в 1388 году, преп. Феодор снова путешествовал в Царь-град с поручением великого князя, который писал, что желает видеть его на святительской кафедре. Патриарх рукоположил Феодора в сан архиепископа в Ростове, где до того времени были епископы; но утомленный трудами, понесенными для Русской Церкви во время долгих и опасных путешествий, блаженный святитель недолго правил Ростовскою церковью. В Ростове св. Феодор основал женский монастырь в честь Рождества Богородицы. Занимаясь в свободное время искусством иконописания, он написал для этой обители икону Богородицы, которая и теперь там сохраняется. («Святыни Ростова», изд. 3-е, стр. 80). В «Сказании о святых иконописцах»: «св. Феодор, племянник св. Сергия, писаше многия св. иконы, егда был архимандритом в Симоновом монастыре на Москве; и образ написа дяди своего преподобного Сергия. И зде на Москве обретаются его письма иконы, Деисус на Болвановке у Николы святаго» (Рукопись графа С.Г. Строганова. Буслаев, «Ист. Оч.», II, 379). Ум. 28 ноября 1394 года. Мощи его почивают под спудом в Ростовском Успенском соборе у южной стены. Память в день преставления. Она чтилась еще в XV в. Тропарь и кондак помещен в сборнике Кирилло-Белозерск. 1476–1482 N 1083. (Макарий, IV, 260; VIII, 49). По «Иконописному Подлиннику»: «подобием брада поменьше Власиевой; в белом клобуке: ризы святительския, омофор и Евангелие. Неции пишут рус, аки Златоуст» (Филимонов,

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Часто ли обращаясь к истории, погружаясь в анализ всех политических, социально-экономических и других, «земных» факторов, мы учитываем главное? Какую роль в исходе Куликовской битвы сыграла молитва преподобного Сергия? Повлияла ли молитва преподобного Тихона Калужского на исход «стояния на Угре»? Является ли вкладом в победу в Великой Отечественной войне молитвенный подвиг блаженной Матронушки Московской и преподобного Серафима Вырицкого? Для православного человека эти вопросы являются риторическими. Резюмируя свои размышления о князе Пожарском, В. Каргалов пишет, что его «выделяло из других исторических деятелей того времени глубокая вера в патриотические силы народа». Верно. Но это не главное. Молитва – следствие нашей веры в Бога; именно она и увенчивала все деяния Пожарского. Вера в спасительный Промысл Божий, глубокая убежденность в том, что во всех своих действиях необходимо следовать воле Божией. И эту волю и возвестил ему духоносный старец Иринарх Затворник! Преподобный Иринарх Затворник, Ростовский чудотворец Один из духовных вождей русского народа в тяжелейшие годы Смуты преподобный Иринарх прославил своими подвигами Борисоглебский, что на Устье, монастырь. Эта славная обитель была основана в 1363 г. двумя подвижниками – преподобными Феодором и Павлом, по благословению самого «игумена земли Русской». Расположенный на дороге, получившей впоследствии именование «Великой Государевой» (Москва – Троица – Ростов Великий – Ярославль – Каргополь – Соловки), монастырь уже при Василии II стал местом великокняжеских, а затем царских богомолий. Именно здесь крестили первого российского самодержца Иоанна III, а при Иоанне IV Грозном обитель входила в число десяти крупнейших и наиболее почитаемых в России. Именно здесь более 30 лет и подвизался преподобный Иринарх, «в затворе, узах и веригах Господеви благоугодивший». Еще в шестилетнем возрасте отрок Илья (так звали преподобного Иринарха до пострига) заявил своей матери: «Как вырасту, так постригусь и стану монахом: буду носить на себе железа и трудиться ради Бога, и буду учителем всем людям». И слово сдержал. Приняв постриг в Борисоглебском монастыре, Иринарх прошел долгий, трудный, порою скорбный, но и радостный путь духовного возрастания, прежде чем окончательно обосновался в Борисоглебской обители. По откровению Божию и благословению настоятеля монастыря Иринарх удалился в затвор. Начав подвиг, он сковал себе железную цепь в три сажени длины и приковался к деревянному стулу. Затворник наложил на себя и другие железные тяжести и трудился в них в поте лица. Подвижник претерпел поругания и посмеяния от братии, но переносил все с кротостью и молился за них Богу.

http://pravoslavie.ru/57184.html

– Святые страстотерпцы Борис и Глеб, и вся монастырская братия! Есть у вас в монастыре много места, а мне грешному места нет. Сидя, он задремал и в тонком сне видит: идут к монастырю Лазареву святые страстотерпцы; он вопрошает их: – Далеко ли идете, святые страстотерпцы Борис и Глеб? – Идем старец за тобой, – отвечают они, – поди в наш монастырь! Он пробудился от сна, и слышит, что у окна кто–то творит молитву. Отворив свое оконце, он увидел старца Борисоглебского монастыря, по имени Ефрема, который сказал: – Отче, прислал меня к тебе строитель Варлаам: поди к нам в монастырь на свое обещание; строитель спрашивает: подвода ли тебе нужна, или сам придешь в монастырь? Старец Иринарх отвечал ему: – Господину строителю Варлааму мир и благословение, а я со временем сам приду в монастырь. А в это время он носил уже на себе железа тяжелые и на ногах путы. Ростовский Борисоглебский монастырь Вскоре он собрался и с великою радостью пошел на свое обещание в Борисоглебский монастырь. На пути, утомившись от великой тяжести своих вериг, он присел отдохнуть и слегка заснул. Во сне он видит: подползла к нему змея и хотела ужалить, он же ударил ее своим посохом в гортань, и змея уползла. Старец пробудился от сна, встал, перекрестился и пошел далее без всякого вреда. Завидев монастырь, он возрадовался от всего сердца, подошел к воротам и горячо помолился. Вошедши в монастырь, где шла тогда литургия, он вошел в церковь, встал на место, помолился и поклонился строителю. Строитель Варлаам был весьма рад прибытию Иринарха, с любовью облобызал его и поставил рядом с собою. По зависти дьявольской, один из старцев по имени Никифор подошел и сказал строителю: – Зачем ты принял старца: ведь он игумена не слушает, в ветхих и худых ризах, и бос ходит, и железа на себе многие носит. Но строитель Варлаам своим посохом отстранил этого старца, действовавшего по навету дьявола, и принял вновь Иринарха в монастырь с радостью и дал ему отдельную келью. Преподобный Иринарх неопустительно ходил в церковь и, стоя со страхом и трепетом усердно молился пред святыми иконами. Особенно часто взирал он на изображение распятия Господа нашего Иисуса Христа и его страданий. Однажды, стоя пред сею иконою, он в слезах обратился с такою молитвою:

http://pravoslavie.ru/118853.html

Особую известность получил преподобный Иринарх Затворник, живший в монастыре в конце XVI — начале XVII веков, его мощи под спудом сберегаются в паперти соборного храма монастыря. Согласно житию святого, у него в 1612 году получили благословение на защиту Москвы от поляков князь Дмитрий Пожарский и нижегородский посадский человек Кузьма Минин. Подробнее... Ростовский женский монастырь Рождества Пресвятой Богородицы [ править править код ] Дата основания: 1390 Статус: действующий Адрес: Ярославская обл., г. Ростов, Советская пл., 14 Телефон: 8 (48536) 6-35-83 Сайт: http://rbm76.ru/ Основан в XIV веке святым Феодором, племянником Сергия Радонежского. До XVII века все строения монастыря были деревянными. В конце XVII века по указу ростовского митрополита Ионы Сысоевича была выстроена первая каменная церковь во имя Рождества Богородицы с трапезной. В середине XIX века выстроена пятиглавая надвратная церковь Тихвинской Божией Матери. В XX веке ансамбль монастыря был серьёзно повреждён, в том числе разрушена колокольня, лишь частично сохранились стены и башни. Женский Монастырь Рождества Пресвятой Богородицы В Ростове Великом В 1990-х годах монастырь был передан церкви. В 1990-2000-е годы из находящихся на территории монастыря зданий постепенно выселялись жильцы. Подробнее... Спасо-Яковлевский Димитриевский мужской монастырь [ править править код ] Дата основания: 1386 Статус: действующий Адрес: Ярославская обл., г. Ростов, ул. Энгельса д.44 Телефон: (48536) 7-43-69 ; (48536) 7-70-02 Сайт: http://www.rostov-monastir.ru/ История ростовского Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря насчитывает более 600 лет. На разных этапах своего существования он менял свой статус: с середины XVII в. — был приписан к Ростовскому архиерейскому дому; во второй половине XVIII в. — получил титул ставропигии и поступил в ведомство Святейшего Синода; с последней четверти XIX в. — служил резиденцией викарных архиереев Ярославо-Ростовской епархии; в настоящее время является обителью, возглавляемой ярославским владыкой.

http://azbyka.ru/palomnik/Ярославская_об...

В это время князь Михаил Скопин-Шуйский прислал к старцу за благословением. Старец послал ему благословение, крест и просфору и велел сказать: «Дерзай, и Бог поможет тебе», и под Александровской слободой князь побил Литву. Но к ней подошли подкрепления, и князь опять послал гонца к старцу; и старец опять послал ему благословение и просфору и велел сказать: «Дерзай, князь Михаил, и не бойся, Бог тебе поможет». И князь опять побил Литву. Один из его воевод прошел в лавру, а за ним и сам князь, и под Димитровом Сапега был разбит и бежал в Волоколамск, а Тушинский вор — в Калугу, где и был убит. Князь поехал в Москву, а старец послал к нему за своим крестом, и князь после этого скончался. В это время новый игумен Симеон поднял против старца гонение и велел ему ходить в церковь, а он и по келье мог пройти только с трудом. Тогда он велел взять у него запасы. Старец послал сказать, что забыли взять кадушку с медом, и игумен взял и последнее. В тот же вечер явился старцу юноша в белом и, стоя около него и смотря на него, говорил о немилостивом поступке игумена, а потом стал невидим. Утром игумен велел выволочь старца силой из кельи; ему сломали руку и бросили, беспомощного, около церкви. Там он пролежал девять часов без движения, молясь за врагов своих. Учеников его, Александра и Корнилия, удалили от него, но ночью Александр тайно пришел в келью и молился так: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, долго ли нам в скорби сей быть с учителем своим и терпеть от людей сих зверообразных и пьяниц? Но да будет воля Твоя!» И был ему глас от крестов: «Иди к игумену и скажи: „Зачем противишься судьбам Божиим? " » Александр пошел к игумену во время утрени, и игумен благословил старца и обоих учеников, и они возвратились в свою келыо. И был ему свыше голос: «Дерзай, страдалец Мой, Я с тобой всегда, Я ждал твоего подвига, терпению твоему дивились ангелы. Теперь уже не будет на тебя гонений, но ждет тебя уготованное тебе место в Царствии Небесном!» А старец, в страхе и трепете, со слезами творил молитву и осенял себя крестным знамением.

http://sedmitza.ru/lib/text/436793/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Преподобный Иринарх, затворник Ростовский (+ 1616) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 13 янв. в день преставления, 23 мая вместе с Соборам Ростово-Ярославских святых Прп. Иринарх, в миру Илия, был сыном благочестивых крестьян — Акиндина и Ирины — из села Кондакова, что в Ярославской земле. Двадцати недель от рождения он стал ходить, а шести лет сказал матери: «Когда вырасту, так постригусь и стану монахом; буду носить на себе железа и трудиться ради Бога и буду всем людям учителем». Однажды у его родителей был приходский священник и за обедом рассказывал житие прп. Макария Колязинского. Вдруг Илия сказал: «И я буду таким же монахом!» Священник строго спросил: «Как ты, чадо, осмелился сказать такое слово?» Илия отвечал: «Кто тебя не боится, тот это и говорит». Юношей Илия пошел на заработки за 300 верст от дому. Однажды при всех он горько заплакал и на расспросы ответил: «Вижу преставление моего отца, несут родителя моего светлые ангелы на погребение». Оказалось, что отец его в это время умер, и мать его немало утешилась, услышав о необыкновенном видении сына. После этого Илия с матерью и старшим братом переселились в Ростов, завели торговлю и разбогатели. У Илии был там духовный друг, купец Агафоник: вместе они читали божественные книги, помышляли о душевном спасении, усердно посещали церкви и творили милостыню. Наконец Илия взял с собой крест и благословился у матери идти в Борисоглебский монастырь, что на Устье (в 18 верстах от Ростова). Там его отдали под начало старцу, а послушание назначили в пекарне, а потом и постригли с наречением ему имени Иринарх, но он помышлял о более строгом монастыре — Кирилло-Белозерском или Соловецком. Раз пришел его навестить Агафоник. Иринарх пошел его проводить и на обратном пути услышал голос: «Не ходи ни в Кириллов, ни в Соловки. Здесь спасешься!» После этого его сделали пономарем.

http://sedmitza.ru/lib/text/436793/

Однажды, сжалившись над странником, который не имел обуви, святой Иринарх отдал ему свои сапоги и с тех пор стал ходить босой по морозу 26 января. ПРАВМИР. Преподобный Иринарх, затворник Ростовский, родился в крестьянской семье в селе Кондаково Ростовского уезда. В Крещении он получил имя Илия. На 30-м году жизни святой принял постриг в монашество в Ростовском Борисоглебском монастыре. Там он стал усердно трудиться в иноческих подвигах, посещал церковные службы, ночами молился и спал на земле. Однажды, сжалившись над странником, который не имел обуви, святой Иринарх отдал ему свои сапоги и с тех пор стал ходить босой по морозу. Игумену не понравилось такое поведение подвижника, и он начал смирять его, заставляя часа по два стоять на морозе против своей келлии или подолгу звонить на колокольне. Святой всё переносил с терпением и не изменил своего поведения. Игумен продолжал жестокосердствовать, и преподобный был вынужден перейти в Аврамиев Богоявленский монастырь, где был принят в число братии и вскоре был назначен келарем. Преподобный с усердием исполнял свое послушание, скорбя о том, что братия монастыря и служители не берегут достояние обители, расточая его без меры. Однажды во сне он увидел преподобного Авраамия Ростовского (память 29 октября), который утешил его и благословил раздавать всем потребное без смущения. Как-то, во время пения Херувимской, преподобный Иринарх громко зарыдал. На вопрос архимандрита он ответил: “Мать моя преставилась!” Оставив Авраамиев монастырь, преподобный Иринарх перешел в Ростовский монастырь святого Лазаря, поселился в уединенной келлии и прожил в ней три года в тесноте и голоде. Здесь его навещал блаженный Иоанн юродивый, по прозванию Большой Колпак. Святые подкрепляли друг друга духовной беседой. Старец, однако, имел желание возвратиться в свою первоначальную обитель – Борисоглебский монастырь. Он был принят обратно с любовью строителем Варлаамом и стал еще более сурово подвизаться в обители. Уединившись в затворе, подвижник железной цепью приковал себя к деревянному стулу, наложил на себя тяжелые цепи и кресты. За это он переносил озлобление и насмешки от монастырской братии.

http://pravmir.ru/tserkov-chtit-pamyat-p...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010