В пещи многих искушений, Иринарше блаженне,/терпеливо пребывал еси, не опален уныния пламенем,/и вся прилоги диаволи смирением и незлобием души твоей низложил еси, присно зовый:/благословен еси, Боже отец наших.  Припев: Преподобне отче наш Иринарше, моли Бога о нас. В пещи гонения лютаго,/яко сребро чистое, пред лицем Божиим явился еси, преподобне отче,/сего ради Ангела Божия сподобился еси зрети, да выну поеши:/благословен еси, Боже отец наших.  Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Пещь многих скорбей разжже ти диавол, Иринарше терпеливодушне,/неразумныя на тя человеки воздвизая,/но вся сия незлобием твоим посрамил еси/и, присно моляся за них Богу, взывал немолчно:/благословен еси, Боже отец наших.  И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: В пещи халдейстей таинство рождества Твоего проразумевая, Богородице,/рождшимся от Тебе Искупителем спасение обретохом/и, подобно отроком Богословцем, Сыну Твоему и Господу благодарно зовем:/благословен еси, Боже отец наших.  Песнь 8 Ирмос: Ангели и Небеса,/на Престоле Славы Седящаго/и яко Бога непрестанно Славимаго,/благословите, пойте/и превозносите Его во веки.  Припев: Преподобне отче наш Иринарше, моли Бога о нас. Ангела тя во плоти и человека Небеснаго видев,/воевода рати иноплеменныя ублажи терпение твое и мужество души твоея, отче преподобне, глаголя,/яко таковаго отца никогдаже виде,/и тако прослави Бога, препетаго и превозносимаго во, веки.  Припев: Преподобне отче наш Иринарше, моли Бога о нас. Ангелы собеседники имел еси, преподобне отче,/и, теми укрепляем, гонение лютое претерпел еси мужески,/гонителем же твоим благотворити тщался еси,/присно моляся за них Богу, препетому и превозносимому во веки.  Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Ангелов Творец, Христос Господь, обетования Своя на тебе исполни, Иринарше, отче наш,/и яко претерпевшему до конца всякое злострадание/прозорливства и чудотворения дарова тебе благодать,/еюже зело прославил еси на земли Бога, препетаго и превозносимаго во веки. 

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-prepo...

Очень замечателыю, что это происходило в 1586 году, в тот самый год, когда в боярской среде последовала первая попытка закрепить за собою вольных слуг - холопей. Ужище затворника служило как бы прообразованием крепостного ужища, наложенного государством на вольных людей. Вскоре приходит навестить старца другой такой же подвижник и всегдашний его собеседник, ростовский и московский юродивый, Иван Блаженный, по прозванию Большой колпак, и в беседе советует старцу сделать себе сто крестов медных, чтоб каждый был в полугривенку весом (четверть фунта). Иван Блаженный сам всегда носил множество крестов с железными веригами и со всякими другими трудами, покрываясь большим колпаком, простиравшимся да колен. Старец Иринарх с радостью пожелал исполнить совет Блаженного, но затруднялся тем, что, по бедности, не знал, откуда можно достать столько меди. Блаженный успокоил его, говоря, что Бог поможет, что сказанное им мимо не пройдет. Затем Иван Блаженный стал иносказательно и пророчески говорить старцу: «Даст тебе Господь Бог коня. Никто не сможет на том коне сесть, ни ездить, кроме одного тебя. Твоему коню очень будут дивиться даже и иноплеменные. Господь назначил тебе быть наставником и учителем. И от пьянства весь мир отводить... За это беззаконное пьянство наведет Господь на нашу землю иноплеменных. Но и они тебя прославят паче верных». Надо заметить, что преп. Иринарх с первых же лет всегда с особою горячностью восставал своим учительным словом против «хмельнова», за что и терпел от братии ненависть, поношения и даже преследования. Чрез несколько дней по уходе Ивана Блаженного, один из друзей затворника, посадский человек, принес ему совсем неожиданно большой медный крест, из которого при великой радости, скоро были слиты назначенные сто крестов. Вслед за тем, другой посадский приятель, также неожиданно, принес затворнику железную палицу - дубинку около трех фунтов весом. Это было оружие против лености тела и против невидимых бесов. Вскоре и число крестов увеличилось до 142, когда один из иноков, поревновавший трудам Иринарха и тоже сковавший себе вериги и кресты, удалился потом в пустыню и те кресты завещал преподобному.

http://sedmitza.ru/text/396711.html

Припев: Преподобне отче наш Иринарше, моли Бога о нас. Яко безплотен воистинну, отче,/всякое злострадание телесное терпел еси мужески, утеснитель быв твоему телу,/еже железными узами неослабно истнил еси,/да от бездны греховныя изыдет живот твой.  Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Яко крепкий ратоборец, в доспехи железныя одеявся, преподобне,/враги невидимыя побеждал еси/и, вся искушения диавольская отражая,/воистинну был еси столп непоколебим благочестия и подвижник совершенный о Христе,/в немже тля греховная никакоже обретеся.  И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: Яко воистинну прибежище непостыдное христианом,/щит и покров, Мати Божия,/воспевающий Тя бед и скорбей свободи./Тя бо Едину, благословенную в женах, немолчными песньми хвалебными ублажаем.  Кондак, глас 2 Волнений множество жестоким житием преходя,/изгнание, затвор и узы железныя претерпел еси мужески, Иринарше терпеливодушне,/нам оставль образ злострадания и терпения твоего,/озаряя чудес блистаньми с верою приходящих к честному гробу твоему,/у негоже, яко почесть победную, вериги твоя тяжкия видим,/от нихже подаеши исцеления недужным./Сего ради зовем ти:/радуйся, Иринарше, отче предивный. Икос Ангельскими нравы себе благоукрасив, Иринарше блаженне,/тих, кроток и незлобив был еси./В земном житии ко врагом твоим не враждуя,/но присно моляся за них Богу,/воистинну Небесный человек показался еси/и совершенный угодник Христов,/Им бо в житии и по преставлении чудесы многими прославлен был еси, преподобне./Ты и ныне точиши исцеления от мощей твоих,/к нимже с верою и любовию притекающе, вопием ти:/радуйся, Иринарше, отче предивный. Песнь 7 Ирмос: Халдейская пещь, огнем распалаемая,/орошашеся Духом, Божиим предстоянием,/отроцы пояху:/благословен еси, Боже отец наших.  Припев: Преподобне отче наш Иринарше, моли Бога о нас.

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-prepo...

Ненавидяй добра, враг рода человеческого – диавол, чтобы отвлечь преп. Иринарха от великих его подвигов, внушил братии сказать Игумену на преподобного, что он постится, сидит в затворе, носит на себе тяжелые железа, хмельного не пьет, учит и братию, чтобы и она также трудилась и постилась, а хмельного никогда в рот не брала. Что всего тяжелее и несноснее для нас, так этот его совет – быть монахом как ангелом, ни о чем не заботиться, плоти своей не щадить и не миловать, многими скорбями подобает нам внити в Царствие Небесное ( Деян.14:22 ); не велит Братии к службам церковным ходить, а налагает на них такие же великие труды, какие сам носит. Игумен Гермоген, слыша такие наговоры братии на преп. Иринарха, приказал выгнать его вон из монастыря. Преподобный же в изгнании утешал себя сими словами Божественного писания: Аще вас ижденут из дому святаго, бежите во ин. Аз есмь с вами до скончания века. Из Борисоглебского монастыря ушел в Ростовский Лазаревский. Здесь он пробыл год и две недели в трудах и посте. Игумен же Гермоген, вспомнивши, что преп. Иринарх выгнан из монастыря невинно по одному братскому наущению, послал за ним в Ростов одного старца. Старец пришед к преподобному, говорит ему: «Не вспомни, старче, нашего наговора на тебя игумену, иди опять в наш монастырь на свое обещание». Преп. Иринарх пошел в свой монастырь из Лазаревского с такою молитвою: «Господи Иисусе Христе сыне Божий, не лиши меня вечных твоих благ и обещания мною тебе данного. Дай Господи мне грешному старцу Иринарху долготерпение». Взошед в свою келью опять принялся за прежние свои труды, – молиться Богу за Государя и всех православных христиан. §8. О даре прозорливства Преп. Иринарх получил от Бога дар прозорливости. Многие из городов и селений, узнавши о сем даре, стали к нему стекаться, прося его молитв и благословений на добрые дела. В знак благодарности и признательности за добрые советы делали ему разные приношения, которые он раздавал нищим и странникам. Приходящих к нему наставлял на путь добродетели, обличал в грехах и советовал удаляться от них.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

После погребения своей матери, преп. Иринарх, желая оставить видную для него келарскую должность в Авраамиевом монастыре, дабы вести себя смиреннее, решился переселиться в другой Ростовский же монастырь – Лазарев. Здесь он пробыл три с половиною 3 года в посте и молитве, терпя тесноту и хлад, по многу дней не вкушая никакой пищи. Иоанн юродивый часто посещал его здесь и утешал. Для духовного утешения преподобный постоянно ходил в собор и молился там Богу и Пречистой Богородице со слезами. Однажды, по окончании службы, преп. Иринарх сидя в своей келье молился со слезами, так говоря к св. страстотерпцам Христовым Борису и Глебу: «Как у вас в монастыре всей братии есть место, а мне грешному нет». С произнесением сих молитвенных слов задремал, и видит как бы в тонком сне идущих к монастырю св. Лазаря, Святых страстотерпцев Бориса и Глеба. Преподобный сказал им: «Страстотерпцы Христовы Борис и Глеб!». Святые князья сказали ему: «Мы, старец, идем за тобою, ступай в наш монастырь». Пробудившись от сна, преп. слышит у окна своей кельи творящего молитву Борисоглебского старца Ефрема. Сей старец говорит преп. Иринарху: «Строитель наш Варлаам прислал меня за тобою, чтобы ты шел к нам в монастырь на свое обещание. Коня ли за тобою прислать, или ты сам придешь пеший в монастырь». Преп. сказал Ефрему: «Строителю Варлааму от меня поклон, а в монастырь ваш я приду пеший». §10. О возвращении преп. Иринарха в Борисоглебский монастырь Преп. Иринарх, оставив Лазаревский монастырь, пошел в Борисоглебский. Утрудившись на пути сел отдохнуть и заснул. Во сне видит, что к нему подполз змий и хочет его ужалить. Преп. ударил его палкой, и змий ушел от него. Пробудившись от сна и оградив себя крестным знамением пошел с радостию в Борисоглебский монастырь. Приблизившись к монастырю сильно возрадовался, и подошед к монастырским воротам, помолился воротным иконам, потом пошел к строителю Варлааму за благословением. Строитель, благословив его, поцеловал его, о Господе с любовью и поставил его с собою рядом. В это время пришел к строителю один старец Никифор, по внушению сатанину стал говорить строителю сии слова: «Зачем ты принимаешь этого старца, который игумена не слушает, ходит босой и в ветхой одежде, и носит на себе тяжелые вериги». Строитель за сии оскорбительные слова ударил своим посохом Никифора, а преп. Иринарха принял с радостию опять в свой монастырь и дал ему особую келью.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

в Москве историк Виппер. Духовенство, в борьбе с расхищавшим монархию боярством, потеряло двух митрополитов: Даниила и Иоасафа, свергнутых с престола князьями Шуйскими. Но знаменитый митрополит Макарий вышел победителем и венчал на царство Uoahha IV , являясь много лет его спасительным советником. И Патриарх Иов принимал близкое участие в государственных делах в царствования Царей: Феодора Иоанновича и Бориса Годунова. Святой Патриарх Гермоген спас Россию в смутные годы XVII века, став за отсутствием Государя «начальным человеком Земли Русской», и погиб, защищая ее. Иерархи, иноки Троицко-Сергиевской Лавры, исповедники, помогли Патриарху в его патриотическом делании. Обитель Преподобного Сергия, Печерский монастырь под Псковом, Боровский монастырь, Тихвинская Обитель с оружием отбивались от врагов, отстаивая Православие и Отчизну. Затворники: преподобный Иринарх Ростовский и блаженный Иоанн Псковской, «что в стене жил 22 лета, ядь же его рыба сырая, а хлеба не ел, а жил в граде, яко же в пустыни в молча нии великом» – подвиг свой обратили на служение Родине и вдохновляли русских людей на священную борьбу. Митрополиты: Ростовский Филарет (будущий патриарх), Ефрем Казанский и Свияжский, Исидор Новгородский, архиепископы: Сергий Смоленский, Феоктист Тверской – выступали действенно, защищая Родину, за что три последних и поплатились жизнью. Митрополит Кирилл Ростовский , исцелившийся от тяжкой болезни, молясь над гробницей блаженного Иоанна Власатого, был великим миротворцем Нижегородской рати. Митрополиты: Ефрем Казанский (считавшийся старшим во вдовьей русской церкви), Кирилл Ростовский , Иона Сарский и архиепископ Феодорит Рязанский заседали на «Освященном Соборе» 1613 г., принимавшем участие в «обрании» на царство Михаила Феодоровича Романова. Архиепископ Феодорит возглавлял посольство, отправленное в Ипатьевский монастырь, и слово Владыки убедило юного Михаила принять бразды правления. Огромное значение в царствование двух первых царей из Дома Романовых имели патриархи: Филарет и Никон. В стенах Троицко-Сергиевой Лавры юный Петр дважды находил укрытие и защиту во время бунтов стрельцов. При этом иерархи русские не стремились к какой либо светской власти. «Несмотря на свою знаменитость и важность, духовенство наше не оказывало излишнего властолюбия, свойственного духовенству западной церкви и, служа Великим Князьям в государственных делах полезным орудием, не спорило с ними о мирской власти » пишет Карамзин. «В раздорах княжеских митрополиты бывали посредниками, но избираемыми единственно с обоюдного согласия, без всякого действительного права; ручались в истине и святости обетов, но могли только убеждать совесть, не касаясь меча мирского, сей обыкновенной угрозы пап на ослушников их воли»...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Молитвенно взываю к предстательству о мне пред Господом преподобного Иринарха - Затворника и Чудотворца, богоносного отца земли Ростовской, священное имя которого наречено мне при иноческом постриге, чтобы его молитвами Господь благословил пронести с радостию о Господе Иисусе возлагаемое на меня новое апостольское служение в сане епископском. Постоянно памятую в сердце своем и призыв преподобного, обращенный к гражданам Отечества, терзаемого раздорами смутного времени - " стоять за веру Христову мужеством и храбростью " . Повинуясь определению Священного Синода нести епископское служение среди народа, в душе которого заложены прочные основы христианства трудами святителя Стефана Пермского, смиренно обращаю взоры мои к его апостольским трудам и подвигам веры и благочестия. Молитвенно прошу святого епископа земли Пермской ходатайствовать пред Отцом Небесным о ниспослании мне свыше помощи Божией в предстоящих трудах на ниве церковного делания. Сыновне испрашиваю Ваших, Ваше Святейшество, и Ваших, Ваши Высопреосвященства и Преосвященства, святых молитв у престола Божия, ибо Ваше молитвенное предстательство пред Господом как архипастырей и святителей Церкви Христовой будет способствовать благословенному успеху в предстоящих мне трудах на ниве церковной. Вместе с тем в качестве многолетнего клирика Московской епархии полагаю уместным сказать несколько благодарных слов в адрес Вашего Святейшества, с чего, может быть, и надлежало мне начать мою сегодняшнюю речь. Промыслом Божиим мне было суждено нести пастырское служение на московском приходе под Вашим, Ваше Святейшество, архипастырским окормлением. Выполняя различные послушания по благословению Вашего Святейшества, мне приходилось постепенно осваивать науку церковно-административного управления епархиальной жизнедеятельностью в границах вверенного мне Вашим Святейшеством Благочиния. Совместно с другими московскими клириками мне довелось часто бывать вместе с Вашим Святейшеством и иметь благоприятную возможность учиться у Вас благоговейному совершению евхаристических священнодействий, возрождению из руин порушенных национальных Святынь и строительству новых храмов, отеческому попечительству о возрождении православных монастырей и о процветании в них подвигов иноческого благочестия.

http://sedmitza.ru/text/416592.html

Барсуков смешивает его с архиепископом Ефремом, жившим в XV веке. 226. Святый Кирилл епископ преставися в лето 6000 Из архимандритов Рождественского монастыря, был избран в епископы князем-мучеником Васильком Ростовским и посвящен в Киеве, 6 апреля 1231 года, при многочисленном собрании епископов и князей. Он великолепно украсил кафедральный свой храм; в нашествие Батыя показал себя истинным отцом своей паствы и несколько раз предпринимал путешествие в орду, где исцелил ханского сына. После тридцатилетних подвигов архипастырства, преставился 21 мая 1262 года и погребен в соборной церкви. Летописец называет его «блаженным и учительным». Ему принадлежит известное в рукописи «поучение попом». (Прибавл. к Твор. св. Отц. 1843, стр. 426 и 427). Не канонизирован. 227. Святый Феодор архиепископ первый Ростову иже бысть ученик и племянник святому Сергию чудотворцу преставися в лето 6903 месяца ноября в 28 день Младший сын Стефана, старшего брата преп. Сергия Радонежского. Стефан (родоначальник дворянского рода Иванчиных) был значительным лицом при Радонежском князе Андрее Ивановиче. Когда супруга его Анна, родив ему двух сыновей Климента и Иоанна, скончалась, овдовевший Стефан принял монашество в Хотьковском Покровском монастыре; потом поступил в Московский Богоявленский монастырь, где был духовником великого князя Симеона. Сын его Иоанн был обучен грамоте и желал жить под надзором дяди своего преп. СЕргия. Ему было 12 лет, когда отец привел его в пустыню Сергия и в храме передал его на руки великому авве. Сергий тогда же (апреля 20, на память преп. Феодора Трихины) постриг его в монашество с именем Феодора. В пустынной обители Сергиевой, юный Феодор удостоился священства. Он так возрос в жизни духовной под руководством святого наставника, что когда совершал он литургию с преп. Сергием, чистые сердцем видели сослужившего им ангела. В душе его явилось желание основать особую общежительную обитель. Он открыл это желание Сергию и потом по временам напоминал ему о неоставляющем его помысле. Преподобный сказал ему наконец, что желал было иметь его преемником своим в обители святой

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

А что-нибудь новое в этом жанре вышло? Да. Только что вышли из печати «Избранные Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней архиепископа Филарета Черниговского» в 2-х книгах. В этом двухтомнике помещены жития тех святых, которых нет у святителя Димитрия Ростовского. О святых рассказывается также и в новых изданиях нашей именной серии, которая пользуется большим спросом. В серии уже вышли книги: «Святая Ольга», «Святая Екатерина», «Святая Нина», «Святая Наталия», «Святая Ирина», " Святая Мария " , «Святой Димитрий». В планах издательства книги о святых: Анне, Сергии, Александре, Владимире и других. Есть ли другие отдельные книги или серии, которые тоже особенно дороги Вам? Есть. Это издания, которыми мы гордимся: «Добротолюбие» в 5-ти томах, Избранные творения святителя Игнатия (Брянчанинова) в 3-х книгах, Творения преподобного Симеона Нового Богослова в 3-х томах. На последнем издании мне особенно хочется остановиться. Не все знают, что в истории христианства третьим духовным писателем, к имени которого придано именование Богослов, является как раз преподобный Симеон Новый Богослов. Святой отец устными поучениями, а позднее и письменными проповедовал свой личный опыт сокровенного общения с Господом. Русские православные люди познакомились с творениями Симеона Нового Богослова благодаря переводческим трудам епископа Феофана Затворника. Кроме того, мне хотелось бы назвать серию «Даруй, Господи, мне зрети мои прегрешения». В этой серии собраны поучения, проповеди, наставления святых отцов, подвижников благочестия и современных священников о причинах грехов и о способах борьбы с грехами. Так, в этой серии вышли книги: «Помоги, Господи, не унывать», «Помоги, Господи, изжить гордыню», «Помоги, Господи, изжить мое сребролюбие». Такая литература сейчас очень востребована, и мы постоянно допечатываем книги серии. С этой серией перекликается и другая серия – «Страсти – болезни души», в которой собрано богатейшее духовное наследие: она содержит избранные места из творений святых отцов.

http://izdatsovet.ru/pcroc/detail.php?ID...

В 1956 году архитектором Б.А. Огневым в аркосолии северной стены, у гробницы основателей монастыря Федора и Павла, была вскрыта фреска XVI века, та самая, о которой упоминается в описи 1735 года. По-видимому, уже ко времени обследования собора в 1778 году аркосолий был заложен кирпичом заподлицо со всей стеной и забелен. На северной стене аркосолия изображены друг против друга святые князья Борис и Глеб в молении. К их ногам припадают основатели монастыря - игумены Федор и Павел. На западном склоне аркосолия написан великий Киевский князь Владимир, отец Бориса и Глеба. Он изображен в царской короне и пурпурной мантии с белой опушкой, лицо его величаво, свтло-русые волосы красивыми волнами ниспадают на плечи. На восточном склоне - изображение ростовского святителя Леонтия, который одет в белую епископскую фелонь и белый клобук. По материалам книги В.Т. Кривоносова " Борисоглебский монастырь. Архитектурный ансамбль. " , стр. 8-12. Издательство " Северный паломник " , 2007 г. Соборная церковь во имя благ. князей Бориса и Глеба пятиглавая, построена в 1524 г. при игумене Филофее. Прекрасное стенное письмо, сделанное при Грозном, было цело до 30-х годов нынешнего столетия, но затем все замазано голубой краской, и сделанная вновь живопись плохо гармонирует с величием и древностью храма. В северо-западном углу собора почивают под спудом мощи основателей монастыря преп. Федора и Павла. В приделе к храму с западной стороны почивают под спудом мощи преп. Иринарха затворника, проведшего в затворе 38 лет. При гробнице находятся тяжелые цепи и др. вериги преподобного. А. А. Титов «Ростовский уезд Ярославской губернии». Москва. В Синодальной типографии, 1885 г. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. × Внести изменения в объект Что нужно изменить: Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных. × Добавить статью или комментарий Уведомить меня по итогам проверки статьи Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь комментарий или небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.

http://sobory.ru/article/?object=05673

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010