Учебные военные сборы студентов МГСУ закончились благословением священника Борисоглебский, 21 августа 2004 г. Радостно видеть, как растет уважение к армии. Унижаемая телевизора в эпоху " перестройки " в прессе и с экранов армия обрела ту опору, которая всегда делала ее мужественной, благородной и сильной. Эта опора - Православие. Во всех концах страны в полки приглашают священников для духовного окормления воинов. Все больше солдат и офицеров укрепляются в вере и достойно несут свою нелегкую службу защитников Отечества. Сегодня студенты Московского государственного строительного университета принимали воинскую присягу на верность России. Два года студенты изучали теорию на военной кафедре института. А теперь в качестве курсантов на сборах на базе Ростовского инженерно-саперного полка прошли практический курс занятий. Подрывали различные предметы, учились вождению инженерной техники, прошли огневую подготовку, учились строить мосты и дороги, устранять мины. Основную помощь в организации и проведении учебных сборов оказал заместитель командира полка подполковник Гриндий Сергей Иванович. Сборы прошли успешно. Сегодня курсанты прибыли в поселок Борисоглебский для принятия присяги. Заведующий военной кафедрой полковник Святченко Владимир Николаевич в приветственной речи отметил, что воины разных времен всегда принимали присягу на верность Отечеству, послушание командирам. Он напомнил курсантам, что присягу принимали воины Димитрия Донского, Александра Невского, ополченцы Минина и Пожарского. Владимир Николаевич обратил внимание курсантов и на тот факт, что рядом находится древний Борисо-Глебский монастырь, где подвизался в смутное время преподобный Иринарх затворник, который, будучи окован цепями и веригами - трудами - из окошка своей кельи призывал народ идти в ополчение к Минину и Пожарскому. У полковника Святченко сегодня юбилейный выпуск, пятнадцатый. В торжественной обстановке на площади у памятника погибшим во время Великой Отечественной войны солдатам, под полковым знаменем, под сенью древнего монастыря, ребята присягали на верность своему Отечеству. Более 200 молодых ребят обещали служить России.

http://pravoslavie.ru/10799.html

390 лет назад почил Иринарх Затворник, благословивший на битву Дмитрия Пожарского Борисоглебский, 26 января 2006 г . Преподобный Иринарх, Затворник Ростовский Вериги прп. Иринарха. Фото Прокудина-Горского, 1911 г. Сегодня исполняется 390 лет со дня блаженной кончины преподобного Иринарха, Затворника Ростовского. В конце 16 века, в Смутное Время спасался в Борисо-Глебском монастыре преподобный Иринарх Затворник, проведший в добровольном затворе и веригах 38 лет, вплоть до своего преставления 13 января (26 января по новому стилю) 1616 г . Иринарх получил откровение от Бога о надвигающемся польском нашествии и пешком пришел в Москву к царю поведать о грядущем бедствии. Во время войны поляки пораженные его подвижничеством не тронули его и не причинили вреда святой обители. Они даже оставили преподобному охранное знамя, которое теперь хранится в Третьяковской галерее. Охранное знамя Сапеги. Фото Прокудина-Горского, 1911 г. Преподобный Иринарх посылал благословения вождям русского ополчения, призывая их с решимостью и мужеством идти освобождать от захватчиков Кремлевские святыни. Он предсказал совершенный успех князю Димитрию Михайловичу Пожарскому, шедшему на избавление Москвы, и князю Михаилу Скопину-Шуйскому в битве с литовцами. Крест, которым прп. Иринарх благословил князя Д. Пожарского. Фото Прокудина-Горского, 1911 г. С 1998 года в Борисо-Глебском монастыре проходят Иринарховские чтения. Участие в них принимают ученые, священнослужители, военачальники, журналисты и писатели из многих городов России и зарубежья. В 2005 году чтения прошли уже в восьмой раз . И интерес к ним из года в год растет. День памяти святого стал общим праздником для всех жителей поселка Борисоглебский Ярославской области. Борисоглебский. Памятник святому Александру (Пересвету) Жителям поселка, наконец, возвращают историю края. В прошлом году в поселке на главной площади перед зданием местной администрации был установлен бюст князя Дмитрия Пожарского. Примечательно, что предварительно с этого места был перенесен бюст Ленина (не без возмущения коммунистов). А примерно год назад из парка убрали памятник вождю пролетариата, стоявшего спиной к южным воротам монастыря и протягивающего руку, как бы призывая прочь от монастыря.

http://pravoslavie.ru/16028.html

Глава III. Жизнь препод. Иринарха в затворничестве §1. Божественное откровение преп. Иринарху от образа Господа нашего Иисуса Христа о затворничестве Преп. Иринарх, поселившись в Борисоглебском монастыре, первою обязанностью счел сходить в храм Божий и возблагодарить Бога за великие к нему милости. Пришедши в храм, стоял со страхом и трепетом, молился Богу усердно, взирал на святые иконы с особенным благоговением. Взглянув же на образ Распятия Господа нашего Иисуса Христа, вдруг прослезился и со слезами начал молиться так: «Владыко человеколюбче Иисусе Христе, ты претерпел распятие, прободение, поругание и поношения для нашего спасения! Как бы мне, Свете мой, грешному и не разумному селянину спастись и Тебе Иисусу Христу угодить. Буди воля Твоя со мною!» Во время сей слезной молитвы вдруг он слышит глас от образа Иисуса Распятого: «Иди в келью свою, буди затворник, не выходя из ней; и там спасешься». После сих слов от образа Иисуса Распятого старец Иринарх идет (1586 г.) к строителю Варлааму и просит у него благословения на затворническую жизнь, будучи от роду 38-ми лет 4 . Строитель благословил его на этот великий подвиг, который преп. Иринарх принял с особенною радостию, припоминая первых монахов, как они жили в дебрях, вертепах и пропастях земных; желая избегнуть тленного сего мира, они хотели лучше быть в темнице, нежели смотреть на сей тленный мир. Затворившись в своей келье, преп. Иринарх заказал себе сделать ужище железное в три сажени и приковал себя к стулу деревянному, сделанному из березового комля, трудясь и постясь день и ночь. За такой свой великий подвиг он терпел от братии поругания и насмешки. Преподобный же молился за них Богу говоря так: «Господи, не постави им сего греха, они не ведят что творят». §2. Об ученике его Александре Некто Алексей, узнав о великих трудах преп. Иринарха, пожелал и сам также подвизаться. Пришедши к преподобному, стал просить его, чтобы он постриг (Алексея) в иноческий образ и взял его к себе в ученики. Преп. Иринарх с радостию принял предложение его, призвал священника и диакона и с благословения строителя Варлаама постригли Алексея и нарекли ему имя Александр. С сих пор инок Александр был его неотлучным учеником до конца жизни (1616 г.) и вместе участвовал в трудах, посте и молитве. §3. О посещении преп. Иринарха в затворе Иоанном юродивым, Ростовским и Московским чудотворцем, по прозванию Большим колпаком 5

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В Борисо-Глебском монастыре отмечается память преподобного Иринарха Затворника Москва, 26 января 2005 г. 26 января Православная Церковь чтит память преподобного Иринарха Затворника. Удивительным образом переплетаются события. Совсем недавно российским правительством был учрежден День народного единства, в честь освобождения Москвы от польских интервентов, который будет отмечаться 4 ноября. 4 ноября – день основания Ростовского Борисо-Глебского на Устье мужского монастыря (Ярославская епархия), в котором подвизался в XVII веке преподобный Иринарх, всея России чудотворец. Преподобный был непосредственным участником событий смутного времени. Вчера в Борисо-Глебском монастыре начались празднования в честь преподобного Иринарха. Игумен Иоанн (Титов) в сослужении священников Ярославской епархии отслужил всенощную, сегодня будет отслужена праздничная литургия. В феврале в Борисоглебском откроются ежегодные Иринарховские чтения. Вериги преподобного Иринарха Еще до нашествия Литвы, как пишет о преподобном святитель Димитрий Ростовский, во время тонкого сна Иринарху было видение: город Москва разорена Литвою, все Российское царство пленено и пожжено по местам. Проснувшись, он стал неутешно плакать о предстоящем пленении и разорении святых Божьих церквей. Чудесный голос повелел ему пойти в Москву и поведать о своем видении. Старец Иринарх отправился в путь. В Москве царь Василий Шуйский любезно принял старца и подивился великим " трудам " , которые он носил на себе. На плечах и груди преподобного висели вериги, на шее– железное путо, на ногах – цепи, на голове тяжелый обруч… Старец сказал царю: «Господь Бог открыл мне, грешному старцу: я видел город Москву, плененную ляхами, и все Российское государство, И вот, оставя многолетнее сиденье в темнице, я сам пришел к тебе возвестить сие. И ты стой за веру Христову мужеством и храбростью». Келья Иринарха Затворника Спустя немного времени после путешествия преподобного Иринарха в Москву и предсказания бедствий, явилась в русскую землю литва. Князь Михаил Скопин-Шуйский получил благословение преподобного Иринарха – медный крест.

http://pravoslavie.ru/12470.html

Крестный ход из Борисо-Глебского монастыря к источнику преподобного Иринарха отправится 22 июля Борисоглебский, 30 июня 2004 г. 22 июля (в четверг) в 8-00 начнется Божественная литургия в Борисо-Глебском на Устье мужском монастыре, по окончании которой Крестный ход направится к колодчику преподобного Иринарха затворника у села Кондаково. Православный народ всегда глубоко чтил память преподобного Иринарха-затворника. Сейчас это почитание растет и крепнет среди православных не только в России, но и за ее пределами. В XVII веке появились иконы преподобного Иринарха. Сохранились многочисленные молитвы, к нему обращенные. Паломники старались посетить все места, связанные с его земной жизнью. Одно из таких мест находится в километре от села Кондаково. Здесь любил уединяться для молитвы юный подвижник Илия, будущий инок Иринарх. На этом месте он выкопал колодчик, из которого вот уже почти четыре века бьет источник чистой воды. Место это становилось все более посещаемым. Более 300 лет ежегодно приходили сюда Крестным ходом из обители Борисо-Глебской монастырская братия и многочисленные паломники. В июле 1997 года на источнике был установлен крест, около источника устроена купальня. А в следующем году по благословению архиепископа Михея, бывшего тогда главой Ярославской и Ростовской епархии, была возобновлена традиция совершать пешие Крестные ходы из Борисо-Глебской обители к источнику преподобного Иринарха у села Кондаково. В 1999 году обитель обрела вериги преподобного Иринарха, и все участники Крестного хода, который длился два дня, имели возможность некоторое время идти в веригах. Всё обильнее и обильнее изливается поток исцелений по молитвам преподобного Иринарха. Все больше паломников с молитвенным пением идут Крестным ходом. В 2003 году Крестный ход благословил архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл В 2003 году Крестный ход благословил архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл. Теперь Крестный ход шел уже три дня. Первая ночевка в селе Павлово в палатках. Вечером – всенощная в храме Тихвинской иконы Божией Матери, утром – исповедь, литургия. После короткого отдыха и обеда, приготовленного военными на полевой кухне, дальнейший путь. По всему маршруту служатся молебны и литии на местах разрушенных храмов и заброшенных кладбищ. Следующая большая остановка - в селе Ивановском, где теперь освящен престол в честь Илии Пророка. И здесь теперь вечером - всенощная, утром – литургия, за которой причастились многие паломники.

http://pravoslavie.ru/10331.html

Борисоглебский. Борисоглебский монастырь. Снимок сделан С.М.Прокудиным-Горским. Восстановлен Павлом Вейником из Белорусского Государственного университета с помощью разработанной им программы «Алгоритм совмещения цветовых компонент фотографических изображений» Подробнее на сайте www.veinik.by Владимир Уханов ?? Карта и ближайшие объекты В 18 км от Ростова находится посёлок Борисоглебский. Главной достопримечательностью его является монастырь, основанный в честь первых русских святых князей Бориса и Глеба. Сам Сергий Радонежский благословил в 1363 году на создание монастыря новгородских монахов Фёдора и Павла. Историческое предание сообщает о том, что Сергий Радонежский выбрал место для строительства нового общежитийного монастыря, предсказав его дальнейшее процветание: " Призрит Бог и Пресвятая Богородица на место сие, а страстотерпцы Бориса и Глебе в помощь да будут, в предыдущие времена превознося монастырь под великими лаврами " . Все строения в монастыре были деревянными. Таковым он просуществовал 159 лет. Борисоглебский монастырь был любим московскими князьями и первыми русскими царями, считавшими его своим " домашним " . Во время междоусобной войны середины XV в. в стенах Борисоглебской обители находил приют великий князь Василий II Тёмный. В 1440 году Борисоглебский игумен Питирим крестил в стенах монастыря первого русского царя Ивана III, сына Василия Тёмного. Как и отец, Иван III всю жизнь жаловал " домашний " монастырь деньгами и вотчинами. При сыне Ивана III, Василии III, в 1522 году в Борисоглебском монастыре начинается каменное строительство. Для этой цели в обитель был направлен великого князя мастер " каменный здатель " Григорий Борисов. В монастыре налажено производство кирпича, из округи свозятся валуны для фундаментов, добывается песок, чудесным образом обретается известь. Трижды посещал Борисоглебскую обитель Иван IV Грозный, причём первый раз ещё юношей в 1545 году. Иван Грозный сделал более 20 вкладов в Борисоглебский монастырь: книги, огромные денежные вклады и колокол весом в 138 пудов. Вклады в Борисоглебский монастырь делали также цари Борис Годунов, Алексей Михайлович, князья Сабуровы, Пивовы, Бельские, Шуйские, Пронские, Орловы, Сумароковы и другие. К середине XVII века Борисоглебский монастырь владел 22 тыс. десятин земли и 4-мя подведомственными монастырями: Троицким на Бору, Никольским на Ковже, Спасской пустынью и Никольским на Бою. Он по праву считался одним из богатейших в Ростовской митрополии. Очень известен был Борисоглебский монастырь в начале XVII в., когда в его стенах подвизался затворник преподобный Иринарх (1548-1616 гг.). Иринарх прославил обитель своим духовным подвигом, взяв на себя высшую степень монашеского жития - затвор, прожив в веригах 38 лет. Именно он предсказал царю Василию Шуйскому " пленение Руси поляками " . В стенах Борисоглебского монастыря побывали полководцы: князья Б.М. Лыков, М.В. Скопин-Шуйский, Д.М. Пожарский и К. Минин, видевшие в преподобном Иринархе духовного наставника.

http://sobory.ru/article/?object=00223

Ростовский Борисоглебский мужской монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Борисоглебский на Устье Ростовский монастырь — мужской православный монастырь на дороге из Ростова в Углич (в посёлке Борисоглебский), входящий в «Золотое кольцо России». Архитектурный комплекс монастыря полностью сложился в допетровское время, когда он был одним из богатейших в Ростовской митрополии, а у московских князей и первых русских царей считался «домашним». После XVII века архитектурный ансамбль почти не менялся. Содержание История [ править править код ] Основан пришедшим из Новгородской земли иноком Феодором и присоединившимся к нему позднее Павлом по благословению Сергия Радонежского в 1363 году. Согласно «Повести о Борисоглебском монастыре», Сергий Радонежский сам выбрал место для обители. Основатели монастыря прославлены как преподобные и входят в Собор ростово-ярославских святых. Их погребение находится в северо-западном углу Борисоглебского собора и служит местом почитания этих святых. Особую известность получил преподобный Иринарх Затворник, живший в монастыре в конце XVI — начале XVII веков, его мощи под спудом сберегаются в паперти соборного храма монастыря. Согласно житию святого, у него в 1612 году получили благословение на защиту Москвы от поляков князь Дмитрий Пожарский и нижегородский посадский человек Кузьма Минин. Среди церковных деятелей, подвизавшихся в Ростовском Борисоглебском монастыре, — архиепископ Ростовский и Ярославский Тихон (Малышкин). Настоятелем монастыря уже в Новое время некоторое время являлся известный археограф и палеограф, собиратель и исследователь памятников древнерусской письменности Амфилохий, будущий епископ Угличский. Монастырь стал духовным и экономическим центром, вокруг которого возникли Борисоглебские слободы — крупное торговое село Ростовского уезда Ярославской губернии, центр Борисоглебской волости. В 1764 году слободы из владения монастыря были переданы Екатериной II своему фавориту графу Г. Г. Орлову. В праздник Бориса и Глеба у стен монастыря традиционно проходила богатая ярмарка.

http://azbyka.ru/palomnik/Борисоглебский...

Архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл: «Мы говорим о победе русского духа» 6 июня 2005 г. 18:21 Телефонное интервью радио «Радонеж» архиепископа Ярославского и Ростовского Кирилла . У микрофона — Андрей Третьяков: — Дорогой владыка, мы узнали, что в последнее время по инициативе, в том числе, и Русской Православной Церкви в Ярославле планировалась установка памятного монумента, посвященного 625-летию победы русского оружия в Куликовской битве. Не могли бы вы вкратце рассказать, в чем проблема в сложившейся ситуации и почему не удается установить памятники столь значимым историческим событиям? — Во-первых, мы не можем казать, что не удается. Дело все в том, что идет работа по установлению памятников — преподобному Иринарху, затворнику Ростовскому, и преподобному Александру Пересвету. И они должны быть установлены в поселке Борисоглебске, близ Ростова, рядом с Борисоглебским монастырем. Просто мы натолкнулись на некое непонимание достаточно влиятельных людей в Ярославской области и, прежде всего, депутата Государственной Думы Анатолия Николаевича Грешневикова, который почему-то считает, что этих памятников быть не должно. Но я думаю, что все-таки справедливость восторжествует, и память об этих великих людях — наших земляках (потому что, по преданию, Александр Пересвет принимал постриг в Борисоглебском монастыре, а преподобный Иринарх затворник благословлял народное ополчение Пожарского на поход на Москву, на освобождение Москвы от поляков), память об этих великих мужах русской и церковной истории должна сохраниться, в том числе, и в этих монументах. — А депутат объяснил каким-либо образом причины своего недовольства относительно установки этих памятников? — Во-первых, он не счел нужным пообщаться с архиереем (в отличие, скажем, от других сторон). А, во-вторых, я думаю, что главная причина заключается в том, что это было народное движение людей, заинтересованных в поднятии национально-патриотического духа вокруг Борисоглебского монастыря, и как-то обошлось без Грешневикова. Поэтому, скорее всего, это его личное отношение к этому.

http://patriarchia.ru/db/text/21677.html

Главная Борисоглебский монастырь: как он стал «домашним» для царей и какой удивительный святой жил здесь? Борисоглебский монастырь: как он стал «домашним» для царей и какой удивительный святой жил здесь? Место для него выбрал сам преподобный Сергий Радонежский. Здесь подвизался великий инок Пересвет, павший в Куликовской битве. Отсюда благословлял войска Минина и Пожарского на освобождение Москвы от поляков и литовцев святой затворник Иринарх. Об этом и не только — в нашей подборке интересных фактов о Ростовском Борисоглебском монастыре.  1 Место для строительства монастыря выбрал сам преподобный Сергий Радонежский! Святой приезжал в Ростов по делам в 1363 году. На создание монастыря в честь Бориса и Глеба — первых святых Русской Церкви — он благословил новгородских монахов Феодора и Павла. Все строения монастыря времен Сергия Радонежского были деревянными, ни одно из них не сохранилось. Инок Пересвет жил здесь в XIV веке. Его вместе с братом Ослябей благословил на битву преподобный Сергий. Пересвет первый начал Куликовскую битву с сильнейшим воином Орды Челубеем. В 2005 году скульптор Зураб Церетели установил в поселке Борисоглебский бронзовый памятник святому воину Александру Пересвету. Борисоглебский монастырь стоит в излучине реки Устье в 18 км от Ростова, на дороге из Ростова в Углич. Фото: Ghirlandajo/Wikimedia Commons/CC-BY-SA-3.0 Сегодня обитель — могучая каменная крепость. Каменное строительство началось при Василии III, в 1522 году. В конце XVII века многие здания были перестроены и возведены новые. Именно в таком виде обитель дошла до наших дней. 2 Великие русские князья и первые русские цари любили Боорисоглебский монастырь и считали его своим домашним Монастырь получал от них милости, очень богатые вклады, ему щедро жертвовали земли, дарили иконы и драгоценности. Здесь находил приют великий князь Василий Темный, крестился его сын, великий князь московский Иван III. Трижды посещал обитель его внук, царь Иван Грозный.  Сначала монастырь был «митрополичьим», то есть находился в подчинении митрополита Ростовского. После того как во время княжеских распрей великий князь Василий Темный и мать его София находят здесь убежище и называют монастырь своим, обитель становится великокняжеской. А когда игумен монастыря Питирим крестил будущего самодержца Всея Руси Иоанна III и тот встал на царство (слово «царь» есть в его официальном титуле), обитель делается царской. В XVI–XVII веках Борисоглебский мужской монастырь обоснованно считался одним из богатейших в Ростовской митрополии.

http://sever.foma.ru/borisoglebskij-mona...

Борисо-Глебский на Устье монастырь отметил 10-летие своего возрождения Борисоглебский, 4 ноября 2004 г. Крестный ход вокруг стен монастыря совершается каждое воскресенье. В Ростовском Борисо-Глебском на Устье мужском монастыре сегодня день особый. Вместе со всем православным миром братия монастыря, многочисленные прихожане и паломники празднуют в честь Казанской иконы Божией Матери. Сегодня же, 4 ноября, в монастыре чтят память преподобных Феодора и Павла – первостроителей монастыря. Ровно десять лет назад, 4 ноября 1994 года, игумен Иоанн (Титов) отслужил первую литургию в соборе Бориса и Глеба. Этот день стал началом возрождения монашеской жизни в Борисо-Глебском монастыре. Сегодня праздничную литургию возглавил архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл. После литургии архиепископ поздравил всех присутствовавших. Труды игумена Иоанна (Титова) были отмечены наградой Ярославской епархии. Преподобные Феодор и Павел были первостроителями Борисо-Глебского на Устье мужского монастыря. Они погребены в северной угловой части соборной монастырской церкви Бориса и Глеба. К началу XVI века монастырь стал одним из самых крупных. И ныне поражают его размеры и мощь... Протяженность монастырских стен более 1 км, а их высота более 10,5 метра. Два высоких надвратных храма с севера и юга и 14 башен придают стенам вид грозной крепости. Но еще надежнее, крепче камня, был и остается дух обители. Историки И. Е. Забелин и А. Д. Нечволодов, давая определение значения Борисо-Глебской обители, выразились следующим образом: " На сем месте начинались победы почти над каждой русской смутой... " Связь монастыря с праздником Казанской Божией Матери прослеживается с XVII века. Сегодняшнее празднование Казанской иконе установлено в память о победе народного ополчения под предводительством гражданина Минина и князя Пожарского над польско-литовскими захватчиками в 1612 году. Именно в это время подвизался в монастыре преподобный Иринарх Затворник. Его советам и предсказаниям внимал Василий Шуйский. Молодой полководец князь Михаил Скопин-Шуйский получил от преподобного Иринарха крест и благословение на борьбу с поляками. С этим крестом князь победоносно прошел до самой Москвы, спас ее от погибели и навеки оставил славный след в истории.

http://pravoslavie.ru/11737.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010