Село Кондаково, находящееся в 20 верстах от монастыря, — родина преподобного Иринарха затворника, великого подвижника 16-17 столетий, оказавшего своими молитвами и советами незабвенные услуги нашему Отечеству в тяжелую годину Смутного времени. Здесь в июле 1548 года у крестьян Акиндина и Ирины родился сын. Во святом крещении наречено ему было имя Илья. В 6 лет он пророчески сказал, что когда вырастет, будет монахом, и будет трудиться для Бога, возложив на себя железные вериги... В этом селе прожиты 18 лет юной жизни будущего знаменитого затворника. Пост, молитва и подвиги наполняли жизнь Ильи тою верой, которая, по слову Спасителя, может творить чудеса. В возрасте 30 лет он отправляется в монастырь святых страстотерпцев Бориса и Глеба, что на реке Устье и принимает иноческий постриг с именем Иринарх. Борисо-Глебский на Устье мужской монастырь Из 38 лет монашеской жизни 30 лет провёл преподобный в затворе. Повсюду- на Русской земле дивились стойкому затворнику, что подчинил плоть душе, являя пример добровольного мученичества. В годы страшных бедствий людских, в разгар погибельной Смуты - прибавлял себе преподобный Иринарх оков и тяжестей. Силой духа вооружал он соплеменников, дабы противостояли они лиходейству, пагубе и растлению. Были на нём плечные и нагрудные вериги, шейное путо и путы ножные, пудовые поясные связни, многие оковцы для рук и перстов, обруч для головы, 142 небольших кованных креста. Далеко разносились пророческие слова преподобного Иринарха из его убогой кельи. И слышала эти слова вся Русь. В XVII веке появились иконы преподобного Иринарха. Сохранились многочисленные молитвы к нему обращённые. Особым поклонением почитались мощи преподобного, его " труды " и все места связанные с его земной жизнью. Одно из таких мест находится в полукилометре от села Кондаково. Это место, где любил уединяться для молитвы юный подвижник Илья. Здесь его руками был выкопан колодчик из которого вот уже более 4-х веков бьет источник чистой воды. В 1998 году по благословению ахиепископа Ярославского и Ростовского была возобновлена традиция совершать пешие крестные ходы из обители Борисо-Глебской к источнику преподобного Иринарха у села Кондаково.

http://pravoslavie.ru/10496.html

Геннадий Костромской и Любимоградский Герасим Болдинский (Герасим Переславский) Даниил Переславский и матерь его преподобная Феодосия Дионисий Переяславский Димитрий Прилуцкий Дорофей Югский Епифаний Премудрый Игнатий Ломский (Ярославский) Исаакий Ломский (Исаакий Ярославский) Иларион Югский Иринарх Ростовский (Борисоглебский, Затворник)затворник Борисоглебского монастыря Кассиан Грек (Угличский, Учемский) Киприан Тропский (Киприан Ярославский) Кирилл и Мария — родители преподобного Сергия Радонежского Кирилл — схимонах Борисоглебский Корнилий Молчальник (Переславский) Леонид Пошехонский Михей Радонежский Моисей Оптинский Никита Столпник (Переяславский) Никодим Кожеезерский Паисий Угличский Петр Ордынский (Петр Ростовский) Пимен — затворник и верижник Ростовский Севастиан Сохотский (Севастиан Пошехонский) Серафим Вырицкий Сергий Радонежский — игумен Сильвестр Обнорский Феодор и Павел Борисоглебские Феодор Санаксарский Феодосий Переславский Преподобномученики Адриан Пошехонский Анастасия — игуменья Угличская и 35 монахинь с нею Анна Рыбинская Арсений — архимандрит угличского Алексеевского монастыря и с ним 60 иноков и более 500 мирян Геннадий — пресвитер Петровский Григорий — пресвитер Мологский Даниил — грехозаруцкий игумен и с ним 30 братий и 200 мучеников, мирян угличских Иерофей — иеромонах Любимский Иосиф — иеромонах Толгский Мардарий Угличский Никандр — иеромонах Толгский Новомученики Архиепископ Серафим (Самойлович) Епископ Вениамин (Воскресенский) Иеромонах Алексий (Задворнов) Иеромонах Григорий (Воробьёв) Иеромонах Иерофей (Глазков) Иеромонах Мардарий (Исаев) Иеромонах Николай (Ащепьев) Монахиня Анна (Благовещенская) Протоиерей Андрей Николаевич Добрынин Протоиерей Владимир Дмитриевич Фарфоровский Протоиерей Евгений Андреевич Елховский Протоиерей Михаил Павлович Белороссов Протоиерей Николай Александрович Розов Протоиерей Николай Иванович Любомудров Протоиерей Пётр Николаевич Богородский Священник Александр Автономович Смирнов Священник Александр Афанасьевич Абиссов

http://pravicon.com/info-3289

В это время некто Алексей постригся с наречением ему имени Александр и стал учеником старца — по кончине его он и составил его житие. В то же время давний друг старца, Христа ради юродивый Иоанн (память его 3 июля) по прозванию Железный Колпак, велел ему сделать себе 100 крестов весом по четверть фунта каждый. «Невозможно мне сделать столько, — отвечал преподобный, — в нищете нахожусь». Но Иоанн возразил ему: «Это не мои слова, а от Господа Бога: „Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут " (Мф. 24, 35). Все сказанное сбудется. Бог тебе поможет». И многое другое говорил Иоанн и закончил так: «Не дивись тому, что так будет с тобою. Устами человеческими невозможно выразить или исповедать всего. Бог даст тебе коня, и на том от Бога данном коне никто, кроме тебя, не сможет ездить и сесть на месте твоем, кроме тебя». Прощаясь со старцем, Иоанн пророчески поведал еще следующее: «Бог заповедал верным ученикам Своим, от востока и до запада, наставлять людей и отводить их от беззаконного пьянства. За это пьянство Господь наведет на нашу землю иноплеменников, и эти иноплеменники подивятся твоему многому страданию! Меч их не повредит тебе, и они прославят тебя более верных. А я иду в Москву к царю просить себе землю: там у меня в Москве столько будет бесов, видимых и невидимых, что едва можно будет поставить хмелевые затычки. Но всех их изгонит Своею силою Пресвятая Троица». После этого разные люди стали приносить преподобному разные железные и медные вещи — цепи, вериги, кресты, — и он сделал себе из них тяжести, которые он называл «трудами», и стал в них подвизаться. Он приковал себя цепью длиною в 20 сажен, которую надевал на шею. На себе же имел 142 железных и медных креста, 7 тяжестей плечных, ножные путы, на руках и груди 18 оковцев и на поясе связи в один пуд весом. Часто бил себя железной палкой, спал же всего два часа. От подвигов он часто болел, но всегда благодарил за это Бога. Он никогда не оставлял рукоделия своего — вязания клобуков и свиток для братии и одежды для нищих. При этом он непрестанно творил молитву Иисусову.

http://sedmitza.ru/lib/text/436793/

Ненавидяй добра, враг рода человеческого – диавол, чтобы отвлечь преп. Иринарха от великих его подвигов, внушил братии сказать Игумену на преподобного, что он постится, сидит в затворе, носит на себе тяжелые железа, хмельного не пьет, учит и братию, чтобы и она также трудилась и постилась, а хмельного никогда в рот не брала. Что всего тяжелее и несноснее для нас, так этот его совет – быть монахом как ангелом, ни о чем не заботиться, плоти своей не щадить и не миловать, многими скорбями подобает нам внити в Царствие Небесное ( Деян.14:22 ); не велит Братии к службам церковным ходить, а налагает на них такие же великие труды, какие сам носит. Игумен Гермоген, слыша такие наговоры братии на преп. Иринарха, приказал выгнать его вон из монастыря. Преподобный же в изгнании утешал себя сими словами Божественного писания: Аще вас ижденут из дому святаго, бежите во ин. Аз есмь с вами до скончания века. Из Борисоглебского монастыря ушел в Ростовский Лазаревский. Здесь он пробыл год и две недели в трудах и посте. Игумен же Гермоген, вспомнивши, что преп. Иринарх выгнан из монастыря невинно по одному братскому наущению, послал за ним в Ростов одного старца. Старец пришед к преподобному, говорит ему: «Не вспомни, старче, нашего наговора на тебя игумену, иди опять в наш монастырь на свое обещание». Преп. Иринарх пошел в свой монастырь из Лазаревского с такою молитвою: «Господи Иисусе Христе сыне Божий, не лиши меня вечных твоих благ и обещания мною тебе данного. Дай Господи мне грешному старцу Иринарху долготерпение». Взошед в свою келью опять принялся за прежние свои труды, – молиться Богу за Государя и всех православных христиан. §8. О даре прозорливства Преп. Иринарх получил от Бога дар прозорливости. Многие из городов и селений, узнавши о сем даре, стали к нему стекаться, прося его молитв и благословений на добрые дела. В знак благодарности и признательности за добрые советы делали ему разные приношения, которые он раздавал нищим и странникам. Приходящих к нему наставлял на путь добродетели, обличал в грехах и советовал удаляться от них.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

После погребения своей матери, преп. Иринарх, желая оставить видную для него келарскую должность в Авраамиевом монастыре, дабы вести себя смиреннее, решился переселиться в другой Ростовский же монастырь – Лазарев. Здесь он пробыл три с половиною 3 года в посте и молитве, терпя тесноту и хлад, по многу дней не вкушая никакой пищи. Иоанн юродивый часто посещал его здесь и утешал. Для духовного утешения преподобный постоянно ходил в собор и молился там Богу и Пречистой Богородице со слезами. Однажды, по окончании службы, преп. Иринарх сидя в своей келье молился со слезами, так говоря к св. страстотерпцам Христовым Борису и Глебу: «Как у вас в монастыре всей братии есть место, а мне грешному нет». С произнесением сих молитвенных слов задремал, и видит как бы в тонком сне идущих к монастырю св. Лазаря, Святых страстотерпцев Бориса и Глеба. Преподобный сказал им: «Страстотерпцы Христовы Борис и Глеб!». Святые князья сказали ему: «Мы, старец, идем за тобою, ступай в наш монастырь». Пробудившись от сна, преп. слышит у окна своей кельи творящего молитву Борисоглебского старца Ефрема. Сей старец говорит преп. Иринарху: «Строитель наш Варлаам прислал меня за тобою, чтобы ты шел к нам в монастырь на свое обещание. Коня ли за тобою прислать, или ты сам придешь пеший в монастырь». Преп. сказал Ефрему: «Строителю Варлааму от меня поклон, а в монастырь ваш я приду пеший». §10. О возвращении преп. Иринарха в Борисоглебский монастырь Преп. Иринарх, оставив Лазаревский монастырь, пошел в Борисоглебский. Утрудившись на пути сел отдохнуть и заснул. Во сне видит, что к нему подполз змий и хочет его ужалить. Преп. ударил его палкой, и змий ушел от него. Пробудившись от сна и оградив себя крестным знамением пошел с радостию в Борисоглебский монастырь. Приблизившись к монастырю сильно возрадовался, и подошед к монастырским воротам, помолился воротным иконам, потом пошел к строителю Варлааму за благословением. Строитель, благословив его, поцеловал его, о Господе с любовью и поставил его с собою рядом. В это время пришел к строителю один старец Никифор, по внушению сатанину стал говорить строителю сии слова: «Зачем ты принимаешь этого старца, который игумена не слушает, ходит босой и в ветхой одежде, и носит на себе тяжелые вериги». Строитель за сии оскорбительные слова ударил своим посохом Никифора, а преп. Иринарха принял с радостию опять в свой монастырь и дал ему особую келью.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В обители почивают мощи преподобного Аврамия Ростовского, архимандрита. В обители почивают мощи святителя Димитрия Ростовского, под спудом — мощи святителя Иакова Ростовского . Хранится Ватопедская икона Божией Матери. В Борисоглебском монастыре подвизался прп. Иринарх, затворник Ростовский († 1616), по преданию предсказавший разорение Москвы польскими войсками и благословивший князей Д. М. Пожарского и М. В. Скопина-Шуйского на борьбу с интервентами. В монастыре возле ограды находилась тесная, длиной 3 м, шириной менее 1,5 м, келья прп. Иринарха (восстановлена в кон. 90-х годов XX в.), в которой подвижник провел 38 лет в затворе, прикованный цепями к стенам. Вериги подвижника состояли из 142 металлических крестов, камня, цепей, железного кольца на голову и железной палки. В кон. 90-х годов XX в. Угличский музей передал в Борисоглебский монастырь часть вериг подвижника. Прп. Иринарх был погребен в выкопанной им самим могиле, в настоящее время его мощи почивают под спудом в Илиинском приделе Борисоглебского собора. В соборе почивают мощи святителя Леонтия Ростовского . Тутаев [ править править код ] Храм расположен в правобережной, западной части города, бывшей Борисоглебской слободе, которая в настоящее время стала центральным районом города. Одна из наиболее почитаемых икон собора – огромный трехметровый поясной образ Спаса Всемилостивого, созданный, по преданию Дионисием Глушицким. Углич [ править править код ] У левого клироса находится ковчег с мощами младенца мученика Иоанна (Чеполосова) , убиенного 25 мая (8 июня) 1663 года. Он показал высокое исповедничество любви к Богу и родителям, отказавшись учиться магии, за что и претерпел жестокие мучения от своего учителя-изувера. Вскоре мощи были чудесно обретены и прославлены церковной комиссией. Уже его родители строившие храм на могиле сына, молились ему. Ярославль [ править править код ] По легенде, перед основанием Казанского монастыря произошло необычное явление Ярославской Казанской иконы Божией Матери; она была привезена в город Романов в 1588 году. При разграблении Романова в 1609 году икону вывезли. Затем она была выкуплена в Ярославле. С 2002 г. возрожден старинный крестный ход с Казанской иконой до Тутаева (бывший Романов-Борисоглебск). С 2000 г. в казанской обители покоятся чудотворные мощи святителя Агафангела, Митрополита Ярославского и Ростовского, причисленного к лику святых, новомученников и исповедников.

http://azbyka.ru/palomnik/Ярославская_об...

в Москве историк Виппер. Духовенство, в борьбе с расхищавшим монархию боярством, потеряло двух митрополитов: Даниила и Иоасафа, свергнутых с престола князьями Шуйскими. Но знаменитый митрополит Макарий вышел победителем и венчал на царство Uoahha IV , являясь много лет его спасительным советником. И Патриарх Иов принимал близкое участие в государственных делах в царствования Царей: Феодора Иоанновича и Бориса Годунова. Святой Патриарх Гермоген спас Россию в смутные годы XVII века, став за отсутствием Государя «начальным человеком Земли Русской», и погиб, защищая ее. Иерархи, иноки Троицко-Сергиевской Лавры, исповедники, помогли Патриарху в его патриотическом делании. Обитель Преподобного Сергия, Печерский монастырь под Псковом, Боровский монастырь, Тихвинская Обитель с оружием отбивались от врагов, отстаивая Православие и Отчизну. Затворники: преподобный Иринарх Ростовский и блаженный Иоанн Псковской, «что в стене жил 22 лета, ядь же его рыба сырая, а хлеба не ел, а жил в граде, яко же в пустыни в молча нии великом» – подвиг свой обратили на служение Родине и вдохновляли русских людей на священную борьбу. Митрополиты: Ростовский Филарет (будущий патриарх), Ефрем Казанский и Свияжский, Исидор Новгородский, архиепископы: Сергий Смоленский, Феоктист Тверской – выступали действенно, защищая Родину, за что три последних и поплатились жизнью. Митрополит Кирилл Ростовский , исцелившийся от тяжкой болезни, молясь над гробницей блаженного Иоанна Власатого, был великим миротворцем Нижегородской рати. Митрополиты: Ефрем Казанский (считавшийся старшим во вдовьей русской церкви), Кирилл Ростовский , Иона Сарский и архиепископ Феодорит Рязанский заседали на «Освященном Соборе» 1613 г., принимавшем участие в «обрании» на царство Михаила Феодоровича Романова. Архиепископ Феодорит возглавлял посольство, отправленное в Ипатьевский монастырь, и слово Владыки убедило юного Михаила принять бразды правления. Огромное значение в царствование двух первых царей из Дома Романовых имели патриархи: Филарет и Никон. В стенах Троицко-Сергиевой Лавры юный Петр дважды находил укрытие и защиту во время бунтов стрельцов. При этом иерархи русские не стремились к какой либо светской власти. «Несмотря на свою знаменитость и важность, духовенство наше не оказывало излишнего властолюбия, свойственного духовенству западной церкви и, служа Великим Князьям в государственных делах полезным орудием, не спорило с ними о мирской власти » пишет Карамзин. «В раздорах княжеских митрополиты бывали посредниками, но избираемыми единственно с обоюдного согласия, без всякого действительного права; ручались в истине и святости обетов, но могли только убеждать совесть, не касаясь меча мирского, сей обыкновенной угрозы пап на ослушников их воли»...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Барсуков смешивает его с архиепископом Ефремом, жившим в XV веке. 226. Святый Кирилл епископ преставися в лето 6000 Из архимандритов Рождественского монастыря, был избран в епископы князем-мучеником Васильком Ростовским и посвящен в Киеве, 6 апреля 1231 года, при многочисленном собрании епископов и князей. Он великолепно украсил кафедральный свой храм; в нашествие Батыя показал себя истинным отцом своей паствы и несколько раз предпринимал путешествие в орду, где исцелил ханского сына. После тридцатилетних подвигов архипастырства, преставился 21 мая 1262 года и погребен в соборной церкви. Летописец называет его «блаженным и учительным». Ему принадлежит известное в рукописи «поучение попом». (Прибавл. к Твор. св. Отц. 1843, стр. 426 и 427). Не канонизирован. 227. Святый Феодор архиепископ первый Ростову иже бысть ученик и племянник святому Сергию чудотворцу преставися в лето 6903 месяца ноября в 28 день Младший сын Стефана, старшего брата преп. Сергия Радонежского. Стефан (родоначальник дворянского рода Иванчиных) был значительным лицом при Радонежском князе Андрее Ивановиче. Когда супруга его Анна, родив ему двух сыновей Климента и Иоанна, скончалась, овдовевший Стефан принял монашество в Хотьковском Покровском монастыре; потом поступил в Московский Богоявленский монастырь, где был духовником великого князя Симеона. Сын его Иоанн был обучен грамоте и желал жить под надзором дяди своего преп. СЕргия. Ему было 12 лет, когда отец привел его в пустыню Сергия и в храме передал его на руки великому авве. Сергий тогда же (апреля 20, на память преп. Феодора Трихины) постриг его в монашество с именем Феодора. В пустынной обители Сергиевой, юный Феодор удостоился священства. Он так возрос в жизни духовной под руководством святого наставника, что когда совершал он литургию с преп. Сергием, чистые сердцем видели сослужившего им ангела. В душе его явилось желание основать особую общежительную обитель. Он открыл это желание Сергию и потом по временам напоминал ему о неоставляющем его помысле. Преподобный сказал ему наконец, что желал было иметь его преемником своим в обители святой

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Бог даровал ему прозорливость. К нему приходило много людей издалека; он же учил их заповедям, обличал их тайные грехи, защищал слабых от сильных, многих привел к Богу — и за всех молился. Милостыню же, которую приносили ему, раздавал нищим. Недостойные же иноки клеветали на него, ибо суровое его житие было обличением для них, — и новый игумен изгнал его; и старец пробыл еще год и две недели в монастыре св. Лазаря. Но потом игумен раскаялся и вернул его. «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, — молился старец, — не лиши меня вечных Твоих благ, дай мне, грешному старцу, дотерпеть свое обещание!» О врагах же своих он молился так «Господи, я живу в темнице сей (так он называл свою келью) вопреки братии, они праведны и праведные труды Тебе приносят. Я же, смрадный, лишен добродетели». Раз он увидел во сне разорение Москвы и всего русского царства и, проснувшись, стал плакать. Вдруг его осиял сверху свет и раздался голос: «Пойди к Москве и поведай, что все так будет». Он перекрестился. Голос повторился: «Все так будет». Он стал молиться: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго от искушения. Я раб Отца, Сына и Святого Духа и не желаю на свете сем ничего видеть!» Голос раздался опять: «Не ослушайся и делай по сему гласу: все будет так роду сему непокорному!». Тогда старец благословился у игумена и поехал в Москву к царю Василию Иоанновичу Шуйскому (1606—1610). По дороге он исцелил от лихорадки друга своего, переяславского диакона Онуфрия. Этот диакон терпел много гонений за то, что уничтожил почитание большого камня, ввергнув его в яму. Эти гонения и болезнь он переносил с благодарностью, но лечиться у знахарей не хотел. Царь принял старца в Благовещенском соборе и дивился его «трудам», а старец сказал ему: «Господь Бог открыл мне, грешному старцу: я видел Москву, плененную ляхами, и все Российское царствие. И вот, оставя многолетнее сидение в темнице, я сам пришел известить тебе сие. И ты стой за веру Христову с мужеством и храбростью!» Сказав это, старец пошел из церкви, а царь и ученик его Александр повели его под руки. После царя старец посетил царицу Марию Петровну и благословил ее. Она же послала ему в дар полотенца. Но он не принял их и сказал: «Я приехал не ради даров, я приехал возвестить тебе правду». Старец пробыл в Москве 12 часов. Царь приказал отвезти его обратно в его монастырь, и старец опять затворился и стал молиться, чтобы Господь смилостивился над Москвой, как над древней Ниневией.

http://sedmitza.ru/lib/text/436793/

Венчание на царство Михаила Феодоровича в Успенском соборе Московского Кремля 11 июля 1613 г. совершил не К., а Казанский митр. Ефрем, отсутствовавший в Москве во время выборов и приехавший туда вместе с новым царем. Во время венчания К. подносил митр. Ефрему крест и скипетр для вручения царю. Показательно, что власти 2-го ополчения, наметив кандидатов на епископские кафедры (Суздальскую, Крутицкую), направляли их на поставление в Казань. Митр. Ефрем в кон. 1613 г. скончался, и управление Церковью перешло местоблюстителю Патриаршего престола Крутицкому митр. Ионе (Архангельскому) , поставленному в кон. мая 1613 г. в Москве; главой Русской Церкви официально именовался находившийся в польском плену митр. Филарет. В этих условиях К. мог удалиться в Ростовскую епархию, подвергшуюся разорению в Смутное время. В книгах Печатного приказа 1613-1615 гг., где фиксировалось взимание пошлин при выдаче жалованных грамот, никаких жалованных грамот на имя К. не отмечено. 20 сент. 1615 г. митрополит получил от царя грамоту «на домовые вотчины» ( Виденеева А. Е. Ростовский архиерейский дом и система епархиального управления в России XVIII в. М., 2004. С. 156, 205 (Прил.: Опись Ростовского архиерейского дома 1763 г.)). По благословению К. в 1616 г. был основан ярославский во имя святителей Афанасия и Кирилла муж. мон-рь в память о прекращении в Ярославле в 1612 г. эпидемии после молитв перед чудотворной иконой Нерукотворного образа Спасителя. При К. в ростовском Борисоглебском на Устье муж. мон-ре подвизался затворник прп. Иринарх ; по преставлении преподобного 26 янв. 1616 г. К. благословил игум. Петра совершить погребение в ископанной прп. Иринархом при жизни пещере около Борисоглебского собора. К. похоронен в ростовском Успенском соборе у юж. стены, погребение сохранилось. Ист.: Титов А. А. Синодики XVII и XVIII вв. Успенского собора. Ростов, 1903. Лит.: Иерархи Ростовско-Ярославской паствы, в преемственном порядке, с 992 г. до наст. времени. Ярославль, 1864. С. 120-124; Толстой М. В. Святыни и древности Ростова Великого. М., 18662. Прил. 1. С. 12, 13; Горский А. В., прот. Ист. описание Св.-Троицкой Сергиевой лавры. М., 189010. Ч. 1. С. 97-99; Летописец о Ростовских архиереях/Примеч.: А. А. Титов. СПб., 1890. С. 13; Титов А. А. Ростовская иерархия: Мат-лы для истории Рус. Церкви. М., 1890. С. 64-70; Ростово-Ярославские иерархи (992-1893)//Ярославские ЕВ. 1894. 11. Ч. неофиц. Стб. 174-176; Любомиров П. Г. Очерки истории нижегородского ополчения 1611-1613 гг. М., 1939п; Соловьёв. История. 1989. Кн. 4. С. 651, 655-656, 663; Черкасова М. С. Землевладение Троице-Сергиева мон-ря в XV-XVI вв. М., 1996. С. 162-191; Вахрина В. И. Успенский собор Ростова Великого. М., 2012. С. 79.

http://pravenc.ru/text/1840433.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010