граждан, а некоторые остались жить с ним. Тогда святитель-изгнанник построил деревянные келлии для братии и деревянную церковь в честь зачатия св. Анны. Так положено было основание Иоаковлевскому монастырю. Ростовцы почувствовали свой грех , раскаялись пред святителем, безрассудно оскорбленным и просили его возвратиться на кафедру; но праведник, отягченный старостию, не захотел оставить тихой обители своей. Он мирно почил здесь 27 ноября 1391 г. Память св. епископа Иакова празднуется в день преставления. Мощи его почивают под спудом, в соборной церкви основанного им Иаковлевского монастыря. Празднование памяти в день преставления установлено соборным определением 1549 года (Макарий, Ист. Русск. Церкви, VIII). Рукописное сказание о житии св. Иакова хранится в Иаковлевском Ростовском монастыре. («Описание Рост. Иаковл. монастыря» С.-Петербург 1849 г., стр. 3–5). 224. Святый Прохор епископ преставися в лето 6000 месяца сентября во 2 день Посвящен из архимандритов Ярославского Спасо-Преображенского монастыря. Рукоположение его совершал в 1311 г. св. Петр митрополит. В 1314 г., епископ Прохор, во время путешествия своего с Бела-озера в Ростов, не доезжая 8 верст до Ярославля, остановился ночевать на правом берегу Волги, 8 августа и в полночь сподобился увидеть на другом берегу, при речке Толге или Толгоболи, икону Божией Матери в лучезарном свете. Там же на другой день нашли икону спутники его, что и послужило поводом к основанию, в том же году обители Толгской, на месте явления св. иконы. Чувствуя приближение кончины, блаженный Прохор местом покоя, после шестнадцатилетнего служения Ростовской церкви, избрал Ярославский Спасо-Преображенский монастырь, где принял схиму с именем Трифона и переселился в вечность 7 сентября 1328 года. Место могильного покоя его обозначает каменная часовня, устроенная вблизи олтаря Преображенского храма. Не канонизирован. 225. Святый Ефрем епископ преставися в лето 6000 Современник в. кн. Владимира Мономаха (Карамзин III, прим. 27). По свидетельству св. Симона, в послании его к Поликарпу, Ефрем был постриженником Печерским и назывался епископом Суздальским. Время кончины и место погребения неизвестны. Не канонизирован.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

«Мы считаем святого благоверного князя Александра Невского небесным покровителем нашего прекрасного города. Каждый год в день перенесения его честных мощей мы проводим многолюдный, многотысячный крестный ход. Скоро мы вместе с вами будем отмечать 800-летие со дня рождения князя. Я хочу от всей души сегодня поздравить вас, дорогие друзья, с Праздником! Пожелать каждому из вас, нашему городу, нашей великой Родине – процветания и многолетия. И пожелать уверенно смотреть в будущее, потому что будущее и нашего города и нашей прекрасной страны – великое. Ведь с нами святой благоверный князь Александр Невский. С Праздником, дорогие друзья!» - поздравил петербургский губернатор. Речь спикера Заксобрания Вячеслава Серафимовича Макарова, по обыкновению, была яркой, эмоциональной, вдохновляющей. «Крестный ход, который совершился сегодня, – это дань не только нашей духовной традиции. Это обращение к нашим истокам, к 1000-летней истории России, к духовным координатам народа! – воскликнул политик. - Вот почему мы стоим здесь как одно целое, объединенные одной верой, верой православной – святой Евхаристией! Именно это чувство сплоченности делает нас по-настоящему сильным единым народом, способным преодолеть любые испытания, противостоять любым угрозам». «Все мы – дети родимой России, её великой истории. И эта историческая, генетическая память народа призывает нас к общей ответственности за судьбу Отечества! У России в мире своя, особая миссия. Смысл существования России в том, чтобы решать проблемы, которые ни одна другая страна решить не способна. Россия – миродержавная сила, последняя надежда Бога на земле! Вот почему Господь незримо ограждает Россию от недругов, бережет ее малый мир для спасительного исхода, чтобы сохранить нашу страну в ее небесном и земном измерении. И это дает нам великую силу. А сила Православной веры способна все победить», - уверен спикер. «Ровно 100 лет отделяют нас от событий, радикально изменивших жизнь нашего Отечества – великой, многонациональной страны, событий, которые ввергли в безумство гражданской войны, когда дети восстали против родителей и брат пошел на брата. И те последующие потери и скорби, через которые прошел народ, были предопределены разрушением монархии, убийством царя, его детей и воинствующим безбожием. " Я в России рожден и крещен. За Русского царя и Бога молю " , - говорил преподобный Иринарх, затворник Ростовский. Именно в любви к Богу, в авторитете и силе царя была сила России, её мощь и непобедимость. Мы должны сохранить Веру! Мы должны сохранить Евангельское учение! Мы должны сохранить Россию и наш великий город!» - призвал Вячеслав Серафимович.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/09/12/se...

После этого на Русь напали польско-литовские полчища — у нас их звали Литвой, — разорили много городов, осквернили много святынь и убили многих людей. Они хотели, чтобы русские отреклись от царя Василия Иоанновича Шуйского и признали царем или польского короля Сигизмунда, или Тушинского вора — Лжедимитрия II. Раз вошел к старцу в келью польский воевода пан Микулинский с другими панами. «В кого ты веруешь?» — спросил он. Старец ответил: «Я верую во Святую Троицу — Отца, Сына и Святого Духа!» — «А земного царя кого имеешь?» Старец произнес громогласно: «Я имею российского царя Василия Иоанновича. Живу в России, российского царя и имею, а иного никого не имею!» Один из панов сказал: «Ты, старец, изменник, ни в нашего короля, ни в Димитрия не веруешь!» Старец отвечал: «Вашего меча тленного я не боюсь и веры своей в российского царя не изменю; если ты меня за это посечешь, то потерплю сие с радостью; немного во мне крови для тебя, а у моего живого Бога есть такой меч, который посечет вас невидимо, без мяса и крови, а души ваши пошлет в муку вечную!» И пан Микулинский подивился великой вере старца. Потом пришел из Новгорода князь Михаил Скопин-Шуйский, а против него — из-под Троице-Сергиевой лавры пан Сапега, и московская сила побила Литву. Сапега отступил и стал против Борисоглебского монастыря. Среди братии поднялась великая скорбь, а старец говорил: «Не убоимся посечения или пожжения от иноверных. Мы явимся новыми мучениками, получим венец на Небе от Христа Бога нашего». Раз пришел в монастырь пан Кирбитский, подивился старцевым «трудам» и говорит Са-пеге: «В монастыре у Бориса и Глеба я нашел трех старцев скованных». Сапега пошел в келью старца и сказал: «Благослови, отче! Как ты терпишь такую великую муку?» Старец ответил: «Ради Бога сию темницу и муку терплю в келье сей!» Паны сказали Сапеге: «Сей старец за нашего короля и Димитрия Бога не молит, а молит за Шуйского, царя!» Старец возразил: «Я в России рожден и крещен, за русского царя и Бога молю!» Сапега сказал: «Правда в батьке велика: в которой земле жить, тому царю и служить!» Старец сказал: «Возвратись, господин, в свою землю, полно тебе в России воевать! Если же не уйдешь из России или опять придешь в Россию и не послушаешь Божия слова, то будешь в России убит!» Сапега умилился и сказал: «Чем мне тебя одарить? Я ни здесь, ни в иных землях такого монаха крепкого и безбоязненного не видывал!» Он прислал старцу дары и запретил своим войскам вредить монастырю, а сам пошел в Переяславль.

http://sedmitza.ru/lib/text/436793/

Владимир Сергеевич Мартышин, член Союза писателей России, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств, директор Ивановской на Лехте школы (Борисоглебский р-н Ярославской области), представил доклад к 400-летию преставления преподобного Иринарха «Значение духовного наследия святого для наших дней». Автор отметил, что кротость и смирение, которых достигали наши святые предки, сегодня непостижимы, но к этому образцу необходимо стремиться, пример Макария Калязинского и Иринарха-Затворника вдохновлял людей на объединение в самые тяжёлые времена. Владимир Сергеевич подчеркнул, что такие люди, как Предподобные Макарий и Иринарх внесли свой вклад в сохранение Отечества не только и не столько делами, сколько одним своим высоким образом подвижнического жития. Их жизнь - неисчерпаемый источник для воспитания в настоящее время. В продолжение рассказа о преподобном Иринархе Ростовском Сергей Николаевич Козлов, руководитель видео-студии «Орнамент» (Калязин) показал свой фильм «Зачем идём...» Иринарховский крестный ход - вековая традиция, возобновлённая на Ярославской земле, - собирает тысячи паломников ежегодно. Сергей Николаевич также напомнил о том, что до революции подобный Крестный ход совершали и наши земляки, и о необходимости такие крестные ходы возродить. Тему продолжила Анна Петровна Малова, старший научный сотрудник Кашинского краеведческого музея, филиала ТГОМ (Кашин). В докладе «Калязин-Кашин. К истории крестных ходов и паломничеств». Автор отметила, что исторически святые Макарий Калязинский и Анна Кашинская не делились православными двух городов, но равно почитались как свои покровители и в Калязине, и в Кашине. Подтверждение тому находим и в существовавшей до революции в Кашине церкви преподобного Макария, и в истории крестных ходов 1909 года по случаю второго прославления Анны Кашинской, в которых принимали участие калязинцы. Самый же последний из зафиксированных документами крестных ходов, согласно изысканиям Анны Петровны, состоялся в 1924 г. Ряд докладов, касающихся истории выдающихся семейств Кашинской и Калязинской земли, раскрывает историю Отечества и родной земли с иной стороны. Здесь мы можем попробовать взглянуть на события истоического масштаба через призму судеб живших в те времена людей, причём на протяжении нескольких поколений.

http://ruskline.ru/analitika/2016/06/25/...

Из истории Святой подвижник Иринарх подвизался в Борисоглебском монастыре (что под Ростовом Великим) в XVI–XVII столетиях. Из тридцати восьми лет монашеской жизни тридцать святой провел в затворе и неустанно молился о Руси в годы Смутного времени. За великие духовные подвиги и труды Господь наделил преподобного Иринарха даром прозорливости и исцеления. В 1612 году у кельи преподобного приняли от него благословение идти в поход под Москву воеводы Минин и Пожарский. В XVII веке появились первые иконы преподобного Иринарха Затворника. Особым почитанием пользовались мощи святого и все места, связанные с его земной жизнью. К колодчику, выкопанному его руками, ежегодно приходили из Борисоглебской обители монастырская братия и паломники. Путь от монастыря до источника преодолевали за неделю, шли от храма к храму, останавливаясь на ночлег, служили молебны. Более 300 лет существовала эта благочестивая традиция. В 1998 году по благословению владыки Михея, архиепископа Ярославского и Ростовского, эта нарушенная революцией традиция была возобновлена. Иринарховский крестный ход на последнем этапе пути — к селу Кондаково      За эти пятнадцать лет Иринарховский ход стал не просто паломничеством, а еще и местом встречи близких по духу людей. Паломники приезжают из Рыбинска, Ростова, Ярославля, Углича, Москвы, Питера и других городов. Крестный ход организован очень продуманно. Полевые кухни следуют за паломниками по маршруту, поэтому сытные обед и ужин всегда обеспечены участникам. Тяжелые рюкзаки можно сдать в машину сопровождения и идти налегке. А если устал или, не дай Бог, подвернул или натер сильно ноги, — окажут помощь медики в карете скорой помощи и довезут до очередной остановки. В селе Кондаково, в еще не восстановленном храме Рождества Христова в последний день хода служили Литургию. Люди стояли на улице, в высокой траве. Дети притихли. Хор пел Трисвятое. Я всмотрелась в лица. Люди плакали. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Тамара 22 сентября 2015, 16:05 Мы очень хотели бы узнать адрес Екатерины Соловьевой.

http://pravoslavie.ru/74705.html

– Праведное солнце, свет наш пресветлый, Владыка Человеколюбче, Иисусе Христе! Ты, Господи, претерпел такое великое страдание: и распятие, и поругание, и оплевание, и по ланит ударение, и оцта и желчи напоение, и для нашего спасения все претерпел сие от Своего же создания, от неразумного и беззаконного сборища иудейского и от зависти людей сих! Ныне, Господи, открой, как мне грешному и неразумному поселянину спастись и тебе единому Иисусу Христу, Сыну Божьему, распятому и нераздельно со Отцом и Святым Духом в Троице славимому, угодить! Да будет воля Твоя, Владыко, надо мною! И в тот же час от Владычного образа было Иринарху извещение: – Иди в келью свою, будь затворником и не исходи: так и спасешься Иринарх отправился к строителю Варлааму и просил у него благословения на затвор, то есть неисходно молиться в кельи, по евангельскому слову Господню: «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» ( Деян.14:22). «Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» ( Мк.8:35).«Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь» ( Лк.6:21). Строитель Варлаам благословил его на затвор молиться неисходно из кельи. – И прославил Бог российскую землю и дом великих страстотерпцев Христовых Бориса и Глеба и преподобных отцов наших Феодора и Павла в нынешнее время! – восклицает составитель жития, ученик Иринархов инок Александр, – прославил досточудными мужами, и страдальцами, и учителями, и наставниками! С тех пор Иринарх с дерзновением принялся за новый подвиг: стал молиться в келье неисходно, поминая иноков древних и первых времен, как они по дебрям по островам и в вертепах жили, не любили тленного мира и не хотели и смотреть на суету его. Начав свой подвиг, Иринарх сковал себе железную цепь в три сажени длины и приковал ею себя к стулу деревянному. Все движение его ограничивалось только размерами этой цепи. Кроме этой цепи, он наложил на себя и другие железные тяжести и трудился в них в поте лица. Много претерпел он поругания и посмеяния от братии, но переносил сие с кротостью и молился за них Богу:

http://pravoslavie.ru/118853.html

В это время услышали враги о кончине князя Михаила Скопин-Шуйского, ободрились и подступили к Москве; а москвичи свели с престола царя Василия Иоанновича и пустили их в город. Литва опять заняла Борисоглебский монастырь и пробыла в нем недель десять. Пришел один пан к старцу и говорит: «Благослови, батько! Сапега убит по твоему слову под Москвой!» Старец сказал: «Подите вы в свою землю — и будете живы, если не пойдете, то будете убиты!» Тогда сын воеводы Каменского благословился у него идти в свою землю. За ним пришел и отец его, поклонился старцу в землю и тоже благословился. А старец благословил и сказал ему: «Только не трогай монастыря, братии и города Ростова!» И Каменский ушел в свою землю, а монастыря и города не тронул. В это время в Нижнем Новгороде стало собираться ополчение, а вождем избрали князя Димитрия Михайловича Пожарского, а в помощь ему посадского человека Косьму Минина и стали собирать людей и деньги на войну. Ополчение стало в Ярославле, и стали собираться к нему из других городов русские люди. А под Москвой стоял с войском своим князь Трубецкой, и стал он просить Пожарского скорее идти к нему на помощь. Но среди русских людей не было единодушия, и еще прежде казаки убили воеводу Прокопия Петровича Ляпунова. Тогда старец Иринарх, за всем следивший и все понимавший, послал князю Пожарскому благословение и просфору и велел сказать: «Увидите славу Божию». И князь Пожарский и Косьма Минин поехали к старцу, и он дал им в помощь честной крест. От Троицы-Сергия Пожарский послал Трубецкому помощь, и Заруцкий бежал, а ополчение пошло дальше. И с Божией помощью Пожарский взял Китай-город, а потом Московский Кремль, где засела Литва. После этого избрали на царство юного Романова и венчали его царским венцом. Тогда Русь грабили воровские шайки, и царь послал против них воеводу, князя Лыкова. Князь Лыков послал к старцу за благословением и его молитвами очистил Русь от воровских шаек Старец же продолжал подвизаться, принимать богомольцев, помогать бедным. Бог прославил его чудесами. При жизни его записал их ученик его Александр 9, а по кончине — 13. На болящих возлагал его цепи или честной крест, и они исцелялись.

http://sedmitza.ru/lib/text/436793/

Основанный преподобным Мартинианом Спасский монастырь на озере Воже, в ста двадцати верстах от города Кириллова, упразднен в 1764 году. 13-й день. Преподобный Иринарх Затворник Преподобный Иринарх, в миру Илия, был родом из земледельцев деревни Кондаковой Ростовского округа. Уже с раннего детства можно было видеть его расположение к благоговейной жизни. Шестилетним мальчиком он уже говорил матери: «Когда буду большой и постригусь, то стану носить на себе железа». Однажды его отец пригласил к себе на обед священника, который стал рассказывать за столом о подвигах преподобного Макария Калязинского; внимательно слушал отрок сию повесть и сказал: «И я буду иноком!» Изумленный священник спросил его, как он решился сказать такое смелое слово. Отрок отвечал: «Кто не боится, тот говорит, что у него на сердце». Во время голода Илия, уже восемнадцатилетним юношей, ушел в Нижний Новгород и там прожил два года. Отец послал двух старших сыновей искать своего брата; они нашли его в слезах. «О чем ты так плачешь?» – спросили братья. Он отвечал: «Вижу преставление родителя нашего; светлые юноши несут его на погребение». Когда все братья вернулись домой, то оказалось, что их родитель скончался именно в тот день и в то время, когда плакал о нем Илия. Потеряв отца, он перешел с матерью и братом в Ростов, где занимался торговлей. На тридцатом году жизни, оставив мир, постригся в Борисоглебском монастыре, что на Устье, с именем Иринарха. Между прочими послушаниями ему было поручено пономарское. В духовной жизни его очевидна постепенность, с какой переходил он от нелегкого подвига к тяжелому и потом к весьма трудному; очевидно и то, как скорби, которые наносили ему люди, не понимавшие его, действовали благотворно на душу подвижника. Он начал свое подвижничество тем, что стал ходить босой, уступив свою обувь страннику, и в ветхом рубище. «Монах босой и в рубище – какое неприличие!» – так говорили дорожившие внешним нарядом, а не душою. Особенно это не нравилось игумену, не отличавшемуся духовным рассуждением.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Предисловие ко второму изданию . Жизнь преп. Иринарха, напечатанная мною в 1865 году в небольшом количестве экземпляров уже вся разошлась. Но требование, как заявлял и лично и письменно о. архимандрит Евангел, от жителей Борисоглебских слобод и других селений, окружающих Борисоглебский монастырь, не прекращается. Желаю удовлетворить требование усердных чтителей преп. Иринарха, изданием его жизни в другой раз. Оно будет издано без изменения, кроме исправления опечаток и прибавления одного рисунка, именно креста его, украденного с гробницы в 1830 году, как значится в монастырской описи, с прежним количеством картин и в туже величину. Копия с креста преп. Иринарха мною найдена в собрании снимков с древних икон и крестов, числом более 600, принадлежащем теперь Обществу Любителей Духовного Просвещения и находящемся в хранилище икон Общества при Московском Данилове монастыре. Г. Филимонов это собрание снимков приписывает иконописцу Московскому Гурию, не так давно умершему. Формат книжки, по желанию о. Архимандрита и некоторых жителей уменьшится, но величина картин не уменьшится, особенно картин, сделанных в настоящую величину, чтобы сохранить труды препод. Иринарха навсегда в памяти чтущих его, и иметь понятие о них более наглядное, если какой-нибудь из великих его трудов, от непредвиденных обстоятельств, затеряется, или украден будет, как упомянутый выше крест преп. Иринарха. По цене желаю сделать доступнее прежнего издания, не смотря на прибавление еще одного рисунка. Архимандрит Амфилохий 1 Ростовский Второклассный Борисоглебский мужской монастырь, что на Устье реке, находится в 18-ти верстах от Ростова, Ярославской губернии, по Угличскому тракту. 2 Сия молитва выписана из службы преподобному Иринарху, не известно кем составленной в конце 18-го столетия, или в начале 19-го. Тут сказано, что преподобный Иринарх жил в тесной хижине (в затворе) 38 лет, но это не справедливо. Преподобный Иринарх вступил на затвор 38-ми лет, а умер 68-ми: следовательно он жил в затворе тридцать лет. Из 8-ми лет не затворнической жизни, известны следующие годы: три года он был в Борисоглебском монастыре, болен ногами от ознобу, три года и пол жил в Лазаревском Ростовском монастыре, один год и две недели, там же, 6 месяцев без двух недель, о которых определенно не сказано в житии, им проведено в Ростовском Авраамиевом монастыре, в келарском послушании. Ученик его Александр, поступивший на затвор к Иринарху, как сказано в житии, в начале затворнической жизни, и прожил с ним тридцать лет, как написал ученик Александр.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Светлый образ святого подвижника господствует над всеми сторонами как частной, так и общественной жизни того времени. Бояре и князья трепетали, идя на исповедь к суровому старцу преподобному Пафнутию Боровскому. Еще большее влияние на князей имел его ученик Иосиф Волоколамский. Московские князья считали своим непременным долгом испросить благословение праведника на каждое важное государственное дело. В период междоусобиц подвижники смягчали и даже совершенно прекращали ожесточенные раздоры между князьями. Троицкий игумен Мартиниан Белоезерский лишил благословения князя Василия Темного – и князь покорно является с повинной в обитель преподобного Сергея. Когда в 1480 г. Иоанн III заколебался перед решающей битвой с полчищами татарского князя Ахмата, епископ Вассиан Ростовский не побоялся всенародно назвать князя «бегуном» и вынудил его принять историческое сражение, окончательно освободившее Россию от татарского ига. В тяжелые смутные годы подвижники всегда были вместе с народом. Затворник, прикрепивший себя железной цепью к потолку кельи, Галактион Вологодский, во время наступления поляков на Вологду снял с себя цепь и пламенной речью призвал народ к покаянию и к защите родного города, на развалинах которого погиб он сам. В это время другой затворник, Иринарх Ростовский, снял с себя тяжелые вериги и обратился к Пожарскому с призывом: «Иди на Москву! Увидишь славу Божию!» – а полякам, нагрянувшим на Ростов, грозно сказал: «Если не уйдете в свою землю, не быть вам живыми!» Так велико было влияние личности праведника, что враги покинули город, никого и ничего не тронув. Отличительной чертой русского подвижничества было великое милосердие. Заповедь о милосердии преподобного Сергия, вменившего своей братии в обязанность призрение странников и уход за больными, была воспринята не только его преемниками, но и вообще всеми достойными обителями. Для Древней Руси было очевидной истиной, что «нищелюбие больше есть молитвы, поста и иных спасительных и богоугодных дел», выше самого девства «его же ничто же выше» 12 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010