Глава II. Жизнь препод. Илии в монашестве §1. Приход Илии в монастырь и пострижение его Илия, пришед в монастырь св. страстотерпцев Бориса и Глеба, сильно возрадовался духом. Пошел к игумену, поклонился ему до земли и испросил благословения. Игумен, благословив его спросил: зачем ты пришел к нам? Илия сказал ему: «Желаю отче, ангельского образа, постриги меня Бога ради, невежу и селянина и причти к избранному стаду и к святей обители сей». Игумен, провидев духом, что Илия пришел в св. обитель по внушению Божию, принял его с радостию, облек его в Ангельский образ, нарек имя ему Иринарх, и отдал на испытание одному опытному старцу. Преп. Иринарх проводил все время у своего наставника в послушании, посте и молитве. §2. Первое послушание его – в пекарне После испытания у старца игумен дал преп. Иринарху послушание – заниматься печением хлебов в пекарне. Сие послушание он исполнял с покорностию, трудился там и днем и ночью. Насмешки от некоторых из братии переносил безропотно. В церковь Божию ходил прежде всех, ни с кем не говорил, во время чтений церковных не сидел и прежде конца службы из церкви не выходил. §3. О друге его Агафонике Ростовский друг его Агафоник, узнав, что преп. Иринарх уже постригся в монашество, пришел посетить его в Борисоглебском монастыре. Тут пробыл он у преп. Иринарха не мало времени. Когда Агафоник пошел домой, то Иринарх проводил своего друга две версты, поцеловав о Господе простился с ним и отпустил его с миром, а сам пошел в монастырь. Идя дорогою, размышлял сам с собою, как бы ему спастись, не идти ли лучше в Кирилов или Соловецкий монастырь. И был ему голос свыше: «Не ходи ни в Кирилов, ни в Соловки, здесь спасешься». И этот голос был ему трижды. Преп. Иринарх осмотрелся кругом, думая, что это привидение, но никого вокруг себя не видал. Слыша сей голос трижды укрепился в мыслях не ходить ни в Кирилов, ни в Соловецкий монастырь, а оставаться в Борисоглебском. Здесь он начал прилагать труды к трудам больше, нежели в первые дни своей монастырской жизни. §4. Другое послушание – пономарство

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Приложение I. Список книг из библиотеки В.Г. Дружинина, выявленных в Библиотеке Санкт-Петербургской Духовной академии по экслибрисам и записям Книги на русском языке 1. Беседа Ф. Е. Мельникова с беспоповским начетчиком А.А. Коноваловым о крещении митр. Амвросия и о 500 червонцах. М., 1913. 2. Благоверные князья Ярославские Феодор, Давид и Константин/Житие и чудеса от святых мощей их. Ярославль. Типография губернской земской управы. 1879. 3. Житие преподобного Лазаря, основателя Муромского монастыря. СПб., Типография Дома презрения малолетних бедных. 1886. 4. Жития святителей Ростовских Леонтия, Исайи, Игнатия. Ярославль. Типография губернского правления. 1884. 5. Житие святые благоверные равноапостольные великие княгини Ольги, нареченные во святом крещении Елены. Псков. Славянская типография. 1883. 6. Житие и труды преподобные матере нашея Феодоры, иже в мужестем образе подвизася. Киев. Типография Киево-Печерской лавры. 1886. 7. Житие и чудеса святителя Николая. М., 1901. 8. Летопись раскола за 1876–1879 г. М., 1880. 9. Н. Н. Блаженный Петр ордынский царевич, Ростовский чудотворец. Ростов. Типография губернской земской управы. 1880. 10. Преподобный Иринарх, затворник Ростовского Борисо-Глебско го монастыря. Ярославль. Тип. Г. В. Фальк. 1884. 11. Путешествие во Иерусалим Саровские общежительные пустыни иеромонаха Мелетия в 1793 и 1794 году. М., Губернская типография. 1800. 12. Расходная книга патриаршего приказа кушаньям, подававшимся патриарху Адриану и разного рода лицам с сентября 1698 по август 1699 г. СПб., 1890. 13. Святой Леонтий, епископ Ростовский/Житие и чудасе от святых мощей его. Ярославль. Типография губернской земской управы. 1877. 14. Современные летописи раскола. Выпуск первый. Белокриницкий собор 1869 г. и относящиеся к нему акты и письма. М., Университетская типография (Катков и К°). 1869. 15. Терновский Ф.А. Терновский С. А. Греко-восточная церковь в период Вселенских соборов/Чтения по церковной истории Византии от императора Константина великого до императрицы Феодоры (312–842 гг.) с приложением русской и иностранной библиографии по предметы чтения. Киев. Университетская типография. 1883.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Druzhi...

«Здесь спасешься» К 10-летию возрождения обители страстотерпцев Бориса и Глеба Борисо-Глебский на Устье мужской монастырь 10 лет назад, в день празднования Казанской иконе Божией Матери, к престолу Борисо-Глебского на Устье мужского монастыря впервые встал игумен. Так было положено начало возрождению молитвенной жизни, прерванной богоборцами в 1923 году. В этот праздничный день Божественную литургию возглавил архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл, ему сослужило духовенство Ростовского и Борисоглебского благочиния. После молебна владыка благословил всех молящихся Казанской иконой Божией Матери. По случаю 10-летия возрождения обители архиепископ Кирилл удостоил наместника монастыря игумена Иоанна (Титова) епархиальной награды - медали Ярославских чудотворцев благоверных князей Феодора и чад его Давида и Константина и Василия и Константина. Борисо-Глебский монастырь, третий (после Лавры и Кержачского монастыря) из основанных преподобным Сергием Радонежским, возник в 1363 году на том месте, которое указал преподобный своим собеседникам и ученикам Феодору и Павлу, первостроителям обители. В истории Борисо-Глебского монастыря много замечательных страниц, но особенно памятна та из них, которая повествует о роли Борисо-Глебского монастыря в спасении Отечества от польско-литовского нашествия. Преподобный Иринарх-затворник, подвизавшийся в Борисо-Глебском монастыре, дал благословение на поход на Москву и медный поклонный крест вождям русского ополчения князю Димитрию Пожарскому и Козьме Минину. Крест преподобного и его молитвы сопровождали воинов-освободителей до самого Кремля. С этим крестом и Казанской иконой Божией Матери была одержана победа. Эти две святыни стояли вместе у кремлевских стен как свидетельство небесного заступничества и помощи в прекращении великой смуты в русском царстве. За десять лет возрождения монастырь стал центром духовной жизни для многих и многих православных людей из разных мест России и зарубежья. Начиная с 1997 года, дважды в год, в зимнюю и летнюю пору сюда стекается православный народ на Иринарховский крестный ход и для участия в научно-практических и краеведческих чтениях, посвященных памяти преподобного Иринарха.

http://pravoslavie.ru/222.html

ВЕРА (раздел). – С.30-43.   Школа «Фомы». Именины:   Дионисий. [Иллюстрированная информация: Значение имени. Дионисий - имя древнегреческого происхождения, переводится как «Дионису принадлежащий». В античной мифологии Дионис – бог виноделия, вдохновения и религиозного экстаза; Дни памяти : 16 октября – день памяти священномученика Дионисия Ареопагита; 17 января – Собор 70-ти апостолов; Священномученик Дионисий Ареопагит ( I век) . Подготовил Тихон Сысоев . Ил.: Икона святого и фото: Афины, Греция. Руины Ареопага и других строений;   Святые с именем Дионисий : Преподобный Дионисий Олимпийский (90-е гг. XV в. - 1541). Преподобный Дионисий Радонежский (ок. 1570-1633); Известные люди с именем Дионисий: Денис Фонвизин (1745-1792) – литератор, драматург, автор сатирических комедий «Бригадир» и «Недоросль». Денис Мацуев (род.1975) – известный российский пианист. Фото Вячеслава Прокофьева/ТАСС; Интересные факты. Ил.: Ангельские чины. Икона (по преданию Дионисию Ареопагиту принадлежит главное в святоотеческой литературе сочинение об ангелах, о девяти ангельских чинах). Фото: угол Бауманской улицы и Денисовского переулка в Москве, где в конце XVIII века жил Денис Фонвизин//Фома. - – октябрь 2017. – С.30-31. - (раздел « Вера », рубрика « Школа “Фомы”. Именины »). Тихон Сысоев . Как сомневались святые? 5 историй об искренней вере: Фома, Антоний Великий, Николай Японский, Иосиф Исихаст, Лука (Войно-Ясенецкий). Рисунки Натальи Федоренковой//Фома. - – октябрь 2017. – С.32-35. – (раздел « Вера »).   Школа «Фомы». Суть вещей:   Вериги преподобного Никиты Столпника . [Вериги (старослав. верига – «цепь») – тяжелые цепи или любые металлические предметы (кресты, кольца, пластины, подошвы обуви), которые носили на себе подвижники для усмирения плоти по благословению духовного наставника. Ношение вериг – один из видов аскетического подвига; Преподобный Никита Столпник. [Жил в XII веке в Переславле-Злесском]. О нем и его подвиге; Большие вериги (с указанием, где находятся); Малые вериги ; Ил.: Преподобный Никита Столпник. Икона святого. Большие вериги. Малые вериги. Никитский мужской монастырь. Фото www.lori.ru; Кто еще носил вериги : Евфросиния Полоцкая. Преподобный Феодосий Печерский. Преподобный Иринарх, затворник Ростовский; Интересный факт: 29 января Православная Церковь празднует поклонение честным веригам апостола Петра. Святыня находится в храме апостола Петра в Риме. Подготовил Кирилл Баглай . Фото Михаила Кудрявцева//Фома. - – октябрь 2017. – С.36-37. - (раздел « Вера », рубрика « Школа “Фомы”. Суть вещей »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-10-174...

Града Ростова святыя 220. Святый Леонтий епископ Ростовский чудотворец преставися в лето 6500, обретены святыя мощи его в лето 6672 месяца маиа в 23 день Постриженник Печерский, пришел в пещеру преп. Антония не ранее 1032 года, когда преп. Феодосий нашел там одного только Никона. По выражению Симона, епископа Владимирского, он был первопрестольник в том смысле, что первый из Печерских иноков возведен на святительский престол, следовательно не позже 1051 года (рукопись Новг. Соф. собора N 503, л. 132 об.), когда удостоился епископского сана и вторый из постриженников преп. Антония – блажен. митрополит Иларион. В Ростове святитель встретил язычников упорных, суровых и диких, от которых уже принуждены были бежать два его предместника: епископы Феодор и Иларион. Леонтий решился не оставлять вверенного ему стада. Он поселился за городом, построил малый деревянный храм архистратига Михаила и, встречая упорное сопротивление от язычников, окрепших и устаревших в язычестве, он обратился к полоению юному, еще неиспорченному. Святитель стал приглашать к себе детей, кормил их и ласкал; дети охотно ходили к нему, а он учил их началам веры Христовой и крестил. Дикие язычники с большим ожесточением устремились на него и подвергали его мучениям и побоям; но мученик Христов не ослабевал в своем труде, пока не просветил верою врагов своих. Однажды, когда они с оружием и дреколием собрались вокруг церкви, где он обучал детей и положили между собою не только изгнать его из города, но и умертвить, Леонтий облекшись во все святительские одежды, с крестом в руках и сопутствуемый освященным собором также в полном облачении, явился пред ними; язычники, пораженные чудным видением, поверглись все на землю, как бы мертвые. Леонтий простер к ним слово, исполненное духа и силы: они уверовали во Христа и крестились. С того времени своим учением и чудесами св. Леонтий привлек ко Христу многих жителей Ростова, но не успел довершить своего апостольского подвига, который окончился мучительскою кончиною. Летописцы молчат о времени преставления великого святителя; по всей вероятности можно полагать, что св. Леонтий умерщвлен в 1073 году, когда в земле Ростовской совершались страшные злодейства проповедниками чудского язычества – волхвами.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Иринарховский крестный ход 2007 г. В Смутное время в Ростовском Борисо-Глебском монастыре подвизался прп. Иринарх Затворник, всея России чудотворец. Святой предсказал нашествие поляков на Москву, он же благословил кн. Димитрия Пожарского на борьбу с иноплеменниками. Ежегодно в память о преподобном братия и паломники обители шли крестным ходом от стен Борисо-Глебского монастыря на родину святого в село Кондаково. Крестный ход длился неделю, у каждого из встречавшихся на пути храмов делались остановки на ночлег, служились молебны. 300-летняя традиция прервалась с закрытием обители большевиками. Почти все храмы на пути крестного хода были разрушены. В 1994 г. в Борисо-Глебский монастырь вернулась братия, стараниями которой с 1997 г. был возобновлен традиционный Иринарховский Крестный Ход. Сейчас паломники проходят около 70 км за три дня пути, останавливаясь на ночлег у восстановленных храмов. В разрушенных церквях и на сельских погостах служатся молебны и панихиды. Четвертый день заканчивается молебном на источнике прп. Иринарха у села Кондаково. День первый. 19 июля. Борисо-Глебский монастырь – Павлово село Надвратная Сергиевская церковь Ростовского Борисо-Глебского монастыря Символическая рака прп. Иринарха Затворника и чтимая икона святого, которую пронесут крестным ходом У кельи прп. Иринарха Затворника Божественная литургия перед началом крестного хода Божественная литургия в Борисо-Глебском монастыре перед началом крестного хода Паломницы. Позади – келья прп. Иринарха Юный крестоходец Мишка Трапеза перед выходом Надо еще подкрепиться! Идти три дня… Молебен перед ракой прп. Иринарха Затворника Начало крестного хода. Молебен у храма Начало крестного хода. Напутственное слово наместника Борисо-Глебского монастыря игумена Иоанна (Титова) Начало крестного хода. Молебен у храма Пошли! Впереди 3 дня пути и 70 км дорог Выход из ворот святой обители В сосновом бору. Когда-то монастырь окружали непроходимые дубовые чащи По борисоглебскому лесу с чтимой иконой прп. Иринарха Паломники на пути к св. источнику

http://pravoslavie.ru/gallery/gallery34....

Ростов. Церковь Воскрешения Лазаря. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты На перекрестке Бебеля и Революции - в прошлом Лазаревской и Успенской - стоял когда-то красивейший храм Воскресения Лазаря. В 1809 году построили эту церковь. До того стояли две - теплая и холодная. Видимо, деревянные. Титулярный советник Алексей Васильевич Юматов  возглавил прихожан и совместным с ними иждивением построил новую церковь. Заложена по благословению Преосвященного Павла Архиепископа Ярославскаго и Ростовскаго при священнике Михаиле Леонтьеве и церковном старосте, ростовском посадском Косме Абрамове Голицыне вместо двух обветшавших деревянных храмов, холодного во имя Лазаревого Воскресения и теплого - во имя святителя и чудотворца Николая, находившихся по направлению от настоящего храма к северу на расстоянии сажен пятидесяти, на том месте, где был древний Лазаревский мужской монастырь, в котором в XVI столетии жил преподобный Иринарх затворник Ростовский. В храме имелось два алтаря - во имя Святителя и чудотворца Николая и во имя Святыя Троицы, последний - в память бывшей на берегу озера Неро Троицкой церкви, по упразднению которой часть прихода и утвари передана в Лазаревский храм. Лазаревская церковь была богато украшена произведениями ростовских мастеров финифти и являлась во второй трети XIX в. крупным центром эмальерного искусства в Ростове, основу которого составляли ученики мастера Якова Ивановича Шапошникова, жившего неподалеку. В 1930-х годах церковь снесена. При изучении ростовской финифти XVIII-XIX вв. основным источником, кроме списков ремесленной управы, остаются церковные исповедные и метрические росписи. И если документы управы дают важную информацию о профессиональной принадлежности, то церковные росписи позволяют определить, кроме основных вех жизни человека, его место проживания и близкое окружение, составляющее приход храма. При помощи этих данных были выявлены два основных центра, к которым принадлежали финифтяных дел мастера первоначального периода истории ростовской финифти. Это – церковь блгв. кн. Бориса и Глеба, где исповедывались мастера Ростовского Архиерейского дома, и церковь Архистратига Михаила, по документам которой определяется круг мастеров, тяготевший к Ростовскому Спасо-Яковлевскому Димитриеву монастырю. В начале XIX в. ситуация несколько изменилась – Архиерейский дом переехал в Ярославль, и хотя финифтяных дел мастера остались в Ростове, роль церкви Бориса и Глеба, как центра, вокруг которого концентрировались мастера, оказалась сниженной. Но возник другой центр – церковь Воскресения Лазаря, где организующей силой был уже не заказ, а, как мы предполагаем, деятельность мастера – маэстро и его учеников. Рассмотрению данного вопроса – на основе анализа источников и памятников, связанных с церковью Воскресения Лазаря, и посвящена настоящая работа.

http://sobory.ru/article/?object=43120

Кондаково. Часовня Иринарха Затворника. Святой источник с колодчиком преподобного Иринарха Карта и ближайшие объекты Святой источник преподобного Иринарха Затворника находится в месте рождения преподобного — деревне Кондаково. Преподобный Иринарх Затворник после пострига обосновался в Ростовском Борисоглебском монастыре, а до 18 лет жил в Кондаково. Колодец будущий преподобный Русской Церкви вырыл в лесу в своей деревне. При жизни старца к источнику приходили и жители деревни, и монахи. Вода в роднике помогала избавиться от всех болезней. Сегодня на источнике построен деревянный колодец с крестом. За источником находится деревянная часовня с купальней. Ежегодно перед праздником Илии пророка, мирского ангела преподобного, совершается крестный ход из стен обители к источнику Иринарха, в 40 километрах от монастыря, близ села Кондакова - родины святого. В 1998 году архиепископ Ярославский и Ростовский Михей благословил возобновить традицию пеших крестных ходов к источнику преподобного Иринарха. По материалам: http://www.ruist.ru/; В 1548 году в Кондаково в благочестивой крестьянской семье Акиндина и Ирины родился будущий святой преподобный Иринарх, затворник Борисоглебского монастыря. В селе Кондаково он прожил 18 лет. По сохранившемуся преданию, преподобный Иринарх любил молитвенное уединение на источнике близ села. Увидев набожность юноши и узнав о его желании построить на этом месте часовню, один из земляков Иринарха, занимавшийся изготовлением кирпичей, стал давать их ему. Возможно, первая часовня над святым источником и была выстроена из кирпичей, принесенных самим Преподобным. Позже ее неоднократно перестраивали, последний раз в 1916 году. Сейчас от часовни остались лишь две кирпичные глыбы. Когда-то к колодчику вела вымощенная дорожка (длиной 800 метров и шириной 1.5 метра), с горы спускалась кованая металлическая лестница. В 1930 годы лестницу выдернули и изрезали на плуги. Долгое время сохранялись приступочки, по которым можно было легко спуститься к источнику преподобного Иринарха; теперь и их нет. Говорят, что дорожка была очень удобна и женщины могли ступать по ней в туфельках. Да и место вокруг источника было, видимо, хорошо расчищено. Жители ходили туда на молебны во время крестных ходов. В дни памяти Иринарха у источника собирались жители со всей округи, было много приезжих.

http://sobory.ru/article/?object=14651

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДР РОСТОВСКИЙ Инок Александр Ростовский (справа). Клеймо иконы «Преподобный Иринарх, затворник Борисоглебский, в житии». 2-я пол. XVII в. (ГМЗРК) Инок Александр Ростовский (справа). Клеймо иконы «Преподобный Иринарх, затворник Борисоглебский, в житии». 2-я пол. XVII в. (ГМЗРК) (Алексий; 2-я пол. XVI в.- 1-я пол. XVII в.), инок, ученик прп. Иринарха Ростовского († 1616), автор его жития, сохранившегося в большом числе списков XVII-XIX вв.,- единственного источника сведений о жизни самого А. Р. Научного издания жития и его текстологического исследования нет. Житие прп. Иринарха было написано А. Р., как предполагал В. О. Ключевский , вскоре после кончины преподобного - в 1616 г. О себе А. Р. сообщает очень кратко, но тем не менее образ его как усердного ученика, день и ночь проводившего в молитве, послушании и посте, возникает на страницах жития довольно часто. Узнав о подвижнической жизни прп. Иринарха, подвизавшегося в затворе в ростовском Борисоглебском мон-ре , А. Р. пришел к нему с просьбой о постриге и ученичестве. Это произошло ок. 1586/87 г., когда настоятелем обители был строитель Варлам (в миру Владимир), бывш. ключарь московского Архангельского собора . А. Р. жил рядом с прп. Иринархом 30 лет, долгое время оставаясь его единственным учеником. Лишь в описании событий 1610 г. на страницах жития появляется имя еще одного ученика - Корнилия. 3 раза по поручению прп. Иринарха А. Р. побывал в Москве. В 1608 г. А. Р. сопровождал своего учителя, шедшего сообщить царю Василию (Шуйскому) о видении, предвещавшем разорение Московского царства от поляков. 2-й раз А. Р. приходил в Москву к кн. М. В. Скопину-Шуйскому, чтобы вернуть крест прп. Иринарха, к-рым последний благословил князя на борьбу с литовцами в 1610 г. Также А. Р. приходил и к кн. Д. М. Пожарскому за благословенным крестом прп. Иринарха и просьбой об освобождении Борисоглебского мон-ря от сборов в ополчение по случаю разорения обители и ее слобод литовцами. По мнению А. Р., благословение прп. Иринархом князей Скопина-Шуйского и Димитрия Пожарского сыграло большую роль в победе этих князей над интервентами. А. Р. делил со своим учителем не только труды и молитвы, вместе с ним он смиренно переносил гонения от игумена и братии. По словам Ключевского, житие прп. Иринарха «ярко рисует падение монастырской дисциплины и нравственную распущенность в русском монашестве, обнаружившуюся с половины XVI в.».

http://pravenc.ru/text/64394.html

Преподобный Иринарх, муж праведный и многострадальный, предвидя свою кончину, призвал к себе своих учеников и сказал им: «Братия моя и спутницы молю вас. Вот я теперь отхожу от сей жизни ко Господу Богу моему, молите за меня Бога и Пречистую Богородицу, дабы душа моя, по преставлении моем, была взята милостивыми Ангелами, дабы я избегнул сетей вражиих и воздушных мытарств вашими молитвами, поскольку я грешен. Вы же пребывайте в посте и молитве, в бдении и слезах, в любви между собою, без ропота, в послушании, писано бо есть: Блажени нищие духом, яко тех есть Царство Небесное». И проч., и другое многое говорил старец в назидание своим ученикам. Они же, увидев старца при последнем уже издыхании, сильно опечалились и сказали: «О добрый наш пастырь и учитель! Мы видим тебя уже при конце жизни, после тебя к кому мы прибегнем, от кого послушаем в сладость душеспасительных наставлений, кто позаботится о наших грешных душах? Но молим тебя, угодниче Христов! Если ты по отшествии своем из сей жизни обрящешь благодать пред Богом, то моли там за нас неослабно Бога, Пречистую Богородицу, потому что все наши страдания тебе известны». Старец Иринарх сказал: «Я отхожу от вас телом, но духом неразлучно». Еще прибавил: «Если кто станет вас обижать, или нападать на сию св. обитель мою, им судит Бог». Дав ученикам последнее целование, и став на молитву, говорил так: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй меня грешного, избави Господи Боже мой грешную мою душу от рук миродержителей тьмы века сего. Все мои грехи, тайные, дневные, и ночные написаны в книге Твоей: посли Господи милость свою и загладь рукописания грехов моих молитвами Пречистой Владычицы, свят. великомученицы Екатерины и всех святых, аминь». И отыде ко Господу, в вечный покой лета 7124 (1616), января в 13 день, на память святых мученик Ермила и Стратоника, раб Божий, старец, схимонах Иринарх, в пятницу на субботу, в 9-м часу ночи. По благословению и по повелению Преосвященного митрополита Ростовского и Ярославского Кирилла похоронил тело старца, инока схимонаха Иринарха, Борисоглебский игумен Петр, отец его духовный, иеромонах Тихон, диакон Тит, ученики, старцы: Александр и Корнилий. По его, старцеву благословению погребли его в заповеданном им месте в могиле, которую он своими руками выкопал.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010