Своего рода комментарием к этим словам Спасителя можно считать замечательное высказывание преподобного Макария Египетского: “Совершенное очищение есть не воздержание от внешних пороков, но полная чистота по совести. Войди, сей че­ловече, усилием своих помыслов в ум, плененный и порабощенный грехом, и виждь змия, который таится под самым умом, во глубине помыслов, в так называемых тайниках души, ползает, гнездится и умерщвляет тебя в самых опасных частях твоей души (ведь сердце есть непостижимая бездна)” 33 . Поистине, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма (Мф 6:23)?! Несвобода от страстей подразумевает несвободу в богообщении. Благодать Божия не могла наполнить сосуд (ср. уподобление души сосуду в 2 Тим 2:20–21), “исполненный хищения и лукавства”, а посему Господь действовал в Ветхом Завете “из­вне”. “Я, — говорит блаженный Диадох Фотикийский, — из Божественных Писаний и из самаго чувства (опытно) ума постиг, что прежде крещения благодать со вне направляет душу на добро, а сатана гнездится в самых глубинах ее, покушаясь преграждать уму все правые исходы” 34 . Благодать в Ветхом Завете — это не столько энергия, преображающая душу человека, сколько проявление славы Божией, харизма, “сила”, носящая внешний по отношению к человеческой душе характер. Вот почему Самсон лишается этой “силы” после острижения волос (Суд 16:17–20), а Илия передает ее вместе с милотью (4 Цар 2:9–15). Бог Ветхого Завета соблюдал изрядную дистанцию в отношении человека, а человек, в свою очередь, постоянно находился в поиске Лица Божия (Пс 23:6; 26:8; 68:18; 87:15; 104:4), то есть искал личных отношений с Богом. Но ветхий человек не мог увидеть Лицо Божие и остаться в живых (Исх 33:20) 35 ; ему мешала духовная слепота, которая была подобна покрывалу, полагаемому иудеями на голову при чтении Торы (2 Кор 3:14–16). “Подза­кон­ный” человек не мог достичь бесстрастия и “чистоты сердечной”, необходимой для лицезрения Бога (Мф 5:8) — богопознания, человек не мог вкушать от древа жизни, не мог по-настоящему полюбить Бога, ему оставалось только верить.

http://pravmir.ru/greh-u-dverey/

Следующий образ – Илии и пророков Иезавели. Этот образ символизирует Церковь , как открытие потаенного сокровища: Илия скитался, обличил Ахава и Иезавель, ниспроверг поклонение идолам (то есть твари), отчего и победили 7000 израильтян, о чем прп. Ефрем говорит: «воссияли венцы». Здесь разумеются события глав 20-й и 21-й из з Кн. Царств, где говорится о Бен- Ададе (в Септуагинте и Славянской Библии – сыне Адерове) и его походе на град Афеку, а также – о поражении сирийского войска во уверение Ахава. Церковь здесь есть победа истинной веры, сокрытой, но проявляемой через Человека Божия Илию. История Даниила пользуется достаточно классическим образом Трех Отроков, как символа исповеднической стойкости Церкви. Отроки возлюблены Богом, и через них Он в милосердии Своем являет чудо. Навухудоносор – победоносный царь, но и его длани побеждены во уверение и во спасение. Учение о спасении у прп. Ефрема трактуется в связи с темой Нового Адама, Который возводит ветхого и перстного к нетлению и возвращает ему Едем, сияние Рая. Сила Сына Божия сокрыта в Его внешнем бессилии, ибо Своими Страстями Христос возвеличивает Силу Божию и возносит истинную ветвь над лозою египетской. Вообще говоря, тематика «сокрытого» и «явленного» (kasyt/galyt) типична для богословия прп. Ефрема. Так в Стихах о вере, к примеру, он говорит о том, что «Сокрытый» (то есть Единый Бог) стал «самым явленным из всех», прияв тело 201 . 5. Важная тема – тема вертограда и вертоградарей 202 . Она начинается с упоминания ложного вертограда, производящего незрелый виноград – маловерных и самовлюблённых христиан. Такой виноград Бог отвергает. В Своём вертограде Господь ждёт истинных виноградарей, которые возделывают его и этим отличаются от мимоидущих лжецов, готовых наслаждаться сенью вертограда и плодами лозными, но в «час угнетения» покидающих его. Это и есть враги Церкви – небрегущие трудом церковным. Лжецы возлюбили не Господа, Который есть Истинный Вертоградарь, но своё чрево. Для «отсева» таких лжецов и попускает Господь быть испытаниям. Истинные делатели нивы Христовой должны, как и Истинный Вертоградарь, распяться на Древе Крестном, от которого вкусил ветхий Адам. Новый плод Нового Древа – Хлеб Жизни. 6.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/yu...

Спасибо тебе большое, она мне будет полезна. А я тебя этим не стесню? Может быть, она тебе нужна? Как ты мне услужила, – продолжал старец, – передав мне записку с именами родственников м. Нины и м. Серафимы. Я давно их хотел помянуть». Батюшка всегда был со всеми утонченно вежлив и деликатен. Со своим келейником, например, он был так предупредителен, точно он только что к нему поступил на послушание, а отец Макарий был при старце более двадцати лет. Отец Алексий называл отца Макария на «вы». 28 ноября 1926 г. я исповедовалась у старца. Он лежал на своей кровати в полном схимническом облачении. Я поразилась его видом, такой он был важный и торжественный, и представилось мне, что передо мной находится древний великий старец вроде преподобного Макария Египетского . Такой благодатью веяло от него, что мне стало страшно: как смею я, такая грешная, стоять возле такого святого мужа? Исповедь продолжалась около двух часов. Перед этим я долго хворала и во время болезни вспоминала о многих забытых грехах моих, не исповеданных у старца во время моей полной исповеди с семилетнего возраста. Исповедь была подробная, и сокрушение у меня было искреннее. Старец положил на меня епитимию за то, что я постыдилась нести икону впереди гроба матери Х.С. Он велел мне класть по пятнадцать поклонов ежедневно в течение известного срока, и в то же время старец показал свою заботу о моем здоровье – не позволил класть сразу все пятнадцать поклонов, а только по пять. «Ты поправилась из кулька в рогожку», – сказал он. Благословил продолжать заниматься с детьми около Данилова монастыря. Потом старец начал громко молиться за меня, чтобы Господь мне послал сил и здоровья, помог бы мне во всех моих делах и дал бы умение отвечать современным людям без боязни и ложного стыда. Никогда не нужно их раздражать, но нужно твердо, спокойно стоять за свою веру, или быть исповедницей своей веры. Нужно беспрестанно молиться, без этого нельзя жить. «Господь тебя не оставит и благословит за твою ко мне верность и любовь».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Суд Божий Братия! Нужно, необходимо нам, немощным и грешным, частое воспоминание Второго пришествия и Страшного Суда Христова: такое воспоминание есть благонадежнейшее приуготовление. Страшен тот суд, который ожидает всех человеков после общего воскресения. Страшен и тот суд, который ожидает каждого человека после его смерти. Последствия того и другого суда или вожделенны, или бедственны. Если земные суды, на которых дело идет об одном тленном и временном, возбуждают нашу заботливость, тем более должен озабочивать нас суд Божий. С какой другой целью Господь возвестил нам о нем так ясно, как не с целью возбудить в нас душеспасительный страх, могущий предохранить нас от греховной, беспечной жизни, в которой – условие нашей гибели? Преподобный Илия, египетский инок, безмолвствовавший в Фиваидской пустыне, говаривал: «Меня устрашают три времени: время исшествия души из тела, время суда Божия и время изречения, которое последует о мне от Бога». 2. 64 (См. Образ и подобие , Евангелие , Мытарства ). Счастье Это мнимое счастье, как ни низко (оно плотское!), могло бы быть еще завидным, если бы было прочно и вечно. Но оно превратно, оно мгновенно – и как терзаются при его изменах, при потере его, избалованные им. Оно непременно должно разрушиться, отняться неумолимой и неотвратимой смертью; ни с чем несравнимо бедствие, с которым внезапно встречаются во вратах вечности воспитанники мнимого, земного счастья! Справедливо сказал святой Исаак Сирский: «Мир – блудница: он привлекает красотой своей расположенных любить его. Уловленный любовью мира и опутанный им, не возможет вырваться из рук его, доколе не лишится живота своего. Мир, когда совершенно обнажит человека, изводит его из дому его (т.е. из тела) в день его смерти. Тогда человек познает, что мир льстец и обманщик». 6. 150 С того времени как Богочеловек подчинил Себя страданиям и ими исцелил наши страдания, подножие Голгофы сделалось для ученика Иисусова местом дум плачевных и вместе утешительных, сладостных. Сидящий у сего подножия смотрит с равнодушным и спокойным любомудрием на непостоянных счастливцев сего непостоянного мира. Он им не завидует, он предпочитает познание Креста Христова, отверзающего врата в блаженную вечность тому кратковременному упоению, в котором держит земное счастье свою жертву, чтобы предать оную вечному бедствию. Горе вам, насыщенным ныне, горе вам, смеющимся ныне! Это неложные слова Сына Божия. 6. 494–495

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Ты невредимо и безбоязненно проведешь нас и сквозь сень смертную, если мы до смерти будем отражать в себе живое подобие Тебя, – совершенств Твоих. XII. Вознесение Господне Ученики Господа, по вознесении Его на небо, оставаясь в Иерусалиме, находились всегда в храме, хваля и благословляя Бога ( Лк.24:35 ). И мы, как возрожденные благодатию Святого Духа для жизни святой и богоугодной, в смирении сердца должны хвалить и благословлять Господа – Царя славы и Преславную Владычицу нашу Богородицу, во всю нашу жизнь, – славить всем существом, душею и телом(1Кор.6:20; Кол.3:17 ), и умом и волею, и словом и делом, творя всегда правду и уклоняясь от всякого зла: лжи, зависти, клеветы, злоречия, ропота, гнева, вражды, обмана, кражи, лености, пьянства, сладострастия и всех дел тьмы, о коих, по Апостолу, срамно есть и глаголати ( Ефес.5:12 ). И мы, как члены благодатного царства, – наследники небесной славы. всех, без исключения, сказал Господь: Аз любящия Мя люблю; и – побеждающему дам сести на престоле Моем ( Притч.8:17 ; Апок.3: 21 ). Посмотрите на своих, по естеству, братий, кои прославлением Господа на земле улучили вечную славу на небе. И Илия Пророк Божий, по уверению Апостола, был подобострастный нам человек: но своею ревностию о славе Божией еще на земле стяжал такую славу, что одним Молитвенным словом заключал и отверзал небо, воскрешал мертвецов, низводил огонь и дождь с неба и проч. Мария Египетская тяжкая вначале была грешница; но, оставив путь погибельный, столько возревновала о славе Божией, что совершенно победила в себе грех силою благодати, – истребила страсти, и в пустыне Иорданской достигла равноангельной чистоты и святости, составляя предмет удивления для самых великих святостию пустынножителей, каков был преподобный Зосима. Кому неизвестны имена тяжких некогда грешников и грешниц: Пелагий, Евдокий, Таисий, Вонифатиев и проч., кои, из сосудов нечистоты и страстей, соделались чистыми храмами Духа Божия? Они своею жизнию, а последний и мученическою смертию прославили Бога и за то получили венец славы в обителях небесных!

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

И все это совершится, чтобы египтяне в третий раз познали, что Он Господь. Все это мы вкратце изложили, полагая исторические основания. Теперь должно разъяснить облако аллегории, и мы с той же краткостью постараемся избегать длинноты и в этом толковании. Дракону, сказавшему: мои реки, и я создал их, говорится, что сам Господь наведет на него меч, о котором у Исаии написано: упися меч Мой на небеси: се снидет на землю, чтобы погубить на ней людей и скот ( Ис. 34:5 ), – все то, что, по-видимому, обладает разумом или простотой, и погубит не безусловно, но для дракона, чтобы погибли для дракона и жили для Бога и чтобы земля египетская была погибелью в вышеизложенном смысле, в том, что она погибнет для дракона и после погибели обратится в пустыню, перестав иметь у себя жесточайшего врага. И тогда люди, и скот и погибшая земля узнают, что Он Господь, – в том смысле, в каком в семьдесят седьмом псалме написано: егда убиваше я, тогда взыскаху Его ( Пс. 77:34 ). Ибо всяк ищай обретает ( Мф. 7:8 ). Но это служит доказательством милосердия Божия, что погибает изобилие мира сего и иссыхают реки египетские, или земля их делается пустынями и, по определению Господню, опустошается от башни сиенской, означающей круг, – ибо ничего прямого он не будет иметь у себя, – до земли ефиоплян, означающих смиренных, – потому что всякая гордость, восстающая на разум Божий, будет ниспровержена и смирится для своего спасения. И ни нога человека, то есть ничто разумное, не будет проходить по Египту, ни нога скота не будет ходить, чтобы он не имел никого из простецов, которых фараон, отпустив людей, хотел удержать в Египте, тогда как Моисей не соглашался на это и желал также освобождения скота из плена египетского. И не будут, говорит, обитать в ней сорок лет, каковое число всегда означает скорбь и наказание. Поэтому и Моисей, и Илия и сам Спаситель постились сорок дней и ночей, и в течение сорока лет народ находился в пустыне, чтобы впоследствии, обрезавшись в Галгалах, избавиться от позора и бесчестия египетского.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Илия властно заключил небесные ключи, и не было дождя ( 3Цар. 17:1 ). Как он сумел это сделать? Приник к Богу, уверовал, возлюбил. И не скажу тебе, что он простер свои руки до неба; и не сам он своей силой принес небесный огонь и спалил всесожжение и лжепророков ( 3Цар. 18:36–38 ); нет, но его любви и вере содействовала Божественная сила, которая совершила все это через него. Другой праведник тоже сказал слово – и остановилось солнце ( Нав. 10:13 ); третий заградил уста львов ( Евр. 11:33 ). Все творения, созданные Богом, были изначала, и реки, и горы, и холмы, и звери, и источники. Что же это такое, что пришедший и облекшийся в плоть Господь называет делом, величайшим сих, если в явленном нет ничего недостающего творению? Что это такое, о чем Он сказал: Отец мой доныне делает, и Я делаю, и больше сих сотворю дела ( Ин. 5:17, 14:12 ), если земля уже возникла, и растения, и небо, и солнце и луна? Ясно, конечно, что Он идет совершить дело, величайшее всех видимых дел, невидимое телесными очами. Он идет исправить умы, тайно разрушаемые сатаною, и посеять в земле души духовное семя, как земледелец в видимом мире засевает свое поле. Что же, быков ли Он запрягает? Нет, не то. Насаждения ли видимые насаждает? Опять не то. Потому что виноградник Господу есть душа (и душе – Господь), и насаждает он ростки любви, сладчайшие радости и источники жизни, текущие в сердце, новые небеса и новую землю ( 2Пет. 3:13 ) и новые светила; ведь если цветы нашей земли он облекает в такую славу, и фиалки одевает в порфиру, то насколько более Он разумную душу прославит и украсит духовным украшением и облачит в порфиру духа. Так Он благоволил; вот какое дело совершает Он в душах, чтобы душа слилась с небесным Духом и стала смесью и единством земного с небесным. Лишь бы мы возлюбили друг друга и уверовали Богу, и Он дарует нам Свое наследство. Он угашает огонь, который в нас; только бы мы возлюбили Его, и Он придет и истребит смерть, чего мы сделать не можем. Ведь не люди сумели разрушить стены Иерихонские ( Евр. 11:30 ), но они пали от божественной силы. Как если бы был некий начальник и имел он перед собой знамя и изображение царя; силой властно несомого впереди него образа он убивает и изгоняет всех бесчинствующих. Но если в мертвом изображении такое устрашение и такое достоинство, то насколько же более небесный образ, живописанный в сердцах, насколько более живая сила Божия и знамя небесное и Божественное искореняют и убивают силы тьмы, тайком прокрадывающиеся в сердце, и совершенно истребляют всю силу вражью ( Лк. 10:19 ). Слава величию Его и бесконечному Его милосердию во веки веков. Аминь. Беседа 21. О том, как надо удаляться дурного обычая

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Ответ. Как светлая жемчужина или камень светлячок отовсюду виден, так и душа отовсюду видна и сияет. 2,1 Словно как опытный земледелец засевает землю в зависимости от ее качества и плодородного слоя, и на одной сеет пшеницу, на другой – ячмень, на третьей – бобы, и каждую землю приспосабливает по мере качества, отводя одну под виноградник, другую под масличную рощу, – так и Господь в землях сердечных соизмеряет благодать с мерой веры 2823 и состоянием 2824 восприемника и, как хочет Дух, действует тремя этими способами. И если многие тысячи [людей] духоносны, то в каждом случае различно, «многократно и многообразно» 2825 , имеют они проявляющуюся благодать. 2,2 Как, например, Авраам, будучи богатым, восприял благодать Божию по вере, Илия – по мужеству и уединению в пустынях, Иов – терпению, Давид – благости и человеколюбию, и все, имея один дух, действовали различно. И апостолы, все восприяв в одно время Утешителя, многообразно были причастны [Ему]. Но и грешникам в изобилии предоставляется домостроительно благодать по свободному изволению человека. 2,3 Христиане, когда выпадут им испытания, не должны удивляться, но, скорее, изумляться отдохновению [от трудов] и беспопечительности и взирать на Господа нашего Иисуса Христа, как, став образом нашим, Он претерпел насмешки, пострадал и был распят, и как одни апостолы были распяты, у других усечена голова, иные «умирали от меча» 2826 , и вся жизнь большинства пророков была исполнена бесчестий. Итак, взирая и смотря на это основание, мы должны радоваться, сострадая Христу, и горевать, когда мы в славе и чести, как не вступившие и не коснувшиеся пути Господа и апостолов, ибо жизнь их прошла в скорбях. Вступившие на путь праведности 2827 пребывают в горе, скорби и слезах, словно человек, безутешно горюющий об умершем единородном сыне. Но и в столь великом горе есть радость, и в труде и горести – утешение, прекращающее даже слезы, так что воздыхания из глубины сердца доставляют наслаждение стяжавшим [их], поскольку таковые отдыхают и радуются скорбной жизни и свои для Бога 2828 . Превзошедшие же меру сию отерли всякую слезу с лица души 2829 и, отложив при помощи Господа скорбь, восприяли радость и любовь. Но это мера совершенных.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Перед смертью лицо подвизавшегося в египетской пустыне старца Сисоя просияло как солнце. Он узрел явившихся пророков, апостолов, и, наконец, ангелов, с которыми стал разговаривать. На вопрос собратий монахов старец сказал: «Вот пришли ангелы взять меня, а я прошу, чтобы на несколько минут оставили меня для покаяния». А все знали, что он духовно совершенен. Вдруг лицо его просияло подобно солнцу, так что все пришли в ужас, преподобному явился Сам Господь и произнёс «Принесите ко Мне избранный сосуд пустыни». Тотчас старец предал дух и стал светлым как молния, а келлия наполнилась благоуханием 575 . Ещё один подвижник авва Илия говорил, что страшится более всего трех вещей: того, когда душа будет исходить из тела, когда он должен будет предстать Богу, и когда будет произнесеноло о нём окончательное определение Божьего Суда 576 . И многих страниц не хватит, чтобы привести все наставления подвижников благочестия относительно того, что с великим смиренным страхом и покаянным трепетом необходимо готовиться к переходу в загробный мир. Ничего такого мы не находим в поучениях основоположниках теософии. Они наоборот стремятся заставить забыть об этой подготовке, описывая «Рай забвения», ожидающий всех, независимо от того, вёл человек жизнь праведную или же порочную. Из конъюнктурных соображений А. Безант, как мы рассмотрели выше, несколько изменила это галлюцинаторное блаженство, создав под своим пером теософское Чистилище, но и в нём действительные страдания предусмотрены лишь для тяжких преступников, да и то временно, остальных же ожидают разные формы фантасмагорий, а после, как и у Блаватской, всеобщее блаженное забытьё. Как бесконечно далеко это от христианского подхода к смерти! Учение теософии о посмертной участи человека – явная антитеза христианскому отношению к смерти, антитеза – бессмысленная по своей противоречивости. 147 Faivre A. Theosophy, Imagination, Tradition: Studies in Western Esotericism. Albany, New York: State University of New York Press, 2000. P. 3. 148 Блаватская Е.П.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/bluzhdan...

Прор. Илия. Роспись кафоликона мон-ря св. Иоанна Предтечи. XIV в. Прор. Илия. Роспись кафоликона мон-ря св. Иоанна Предтечи. XIV в. А. Страти датирует эти фрески 1319 г. и указывает на их сходство с росписями кафоликона мон-ря Хиландар (1320/21), к-рые А. Цитуриду и Е. Цигаридас связывают с фресками ц. Николая Орфаноса, а С. Пеликанидис и Д. Мурики - с храмом Воскресения Христова в Веррии , расписанным Георгием Каллиергом. Страти считает, что тесные связи И. П. м. и Хиландара в нач. XIV в., на к-рые указывают 2 хрисовула императоров Андроника II и Андроника III (1321), делают вполне вероятным участие одного и того же художника или мастерской в росписях этих мон-рей. Кроме того, по мнению Страти, к рассматриваемым нами фрескам близки по стилю росписи ц. вмч. Георгия в сел. Оморфоклисья близ Кастории 1-й четв. XIV в. Ко 2-й фазе росписей внутреннего экзонартекса относятся надпортальный образ Христа Великого Архиерея (в крещатой ризе, без митры) с эпитетом «Антифонит» и св. Иоанн Предтеча и Богоматерь «Кехаритомени» по обеим сторонам входа в нартекс. Над относящимися к 1-й фазе росписей «40 Севастийскими мучениками» был помещен «Спас Недреманное Око», а над ним - «Пятидесятница». На вост. стене внутреннего экзонартекса также изображены прав. Иаков, прор. Исаия и «Мученичество сщмч. Игнатия Богоносца»; на юж. стене - прор. Илия; на сев. стене - св. бессребреник Дамиан, преподобные Зосима и Мария Египетская, арх. Гавриил с прп. Пахомием. В пятах свода и в арках, которые их разделяют, представлены циклы жития св. Иоанна Предтечи, чудеса Христа и сцена «Христос, учащий апостолов после Тайной вечери»; над глухими арками и лопатками зап. стены - образы святых: преподобных Макария Римского, Иоанна Колова, Сисоя, Аммона, Макария Египетского, Макария Александрийского, Герасима Иорданского, эфиоп. царя блж. Елезвоя, прп. Стефана Савваита (Агиополита), свт. Николая Чудотворца. Изображение тронной Богородицы «Перивлепты» с Младенцем с предстоящими Иоанном Предтечей и Иоанном Богословом в люнете над входом в макринарикион на юж. торцевой стене внутреннего экзонартекса Страти относит к 1319 г., а Кирьякудис - к 1359 г. К подножию трона припадает заказчик композиции - мон. Феодот.

http://pravenc.ru/text/577916.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010