«Обручих бо вас», говорит Апостол, «единому мужу деву чисту представити Христови» ( 2Кор.11:2 ); и еще: «Егоже дом мы есмы» ( Евр.3:6 ). Как муж тщательно собирает в дом свой всякие блага: так и Господь в доме Своем – душе и теле собирает и полагает небесное богатство духа. Ни мудрые своею мудростью, ни разумные своим разумом не могли постигнуть душевной тонкости, или сказать о душе, что она такое, только при содействии Духа Святого открывается и приобретается понятие и точное ведение о душе. Но при этом рассматривай, рассуждай и уразумевай, как это бывает, и слушай: Он Бог, а она – не Бог; Он Господь, а она – раба; Он Творец, а она – тварь; Он Создатель, а она – создание; ничего нет общего в Его и ее естестве, но только по бесконечной, неизреченной и недомыслимой любви Своей, и по благоутробию Своему благоволил Он вселиться в сем создании, в этой разумной твари, в этом досточестном, избранном деле Своем, «во еже», говорит Писание, «быти нам начаток некий созданием Его» ( Иак.1:18 ), быть нам Его мудростью и общением, быть собственною Его обителию, собственною чистою Его невестою. 5. Поелику же такие уготованы нам блага, такие даны обетования, и такое было к нам благоволение Господа; то не вознерадим и не укосним, чада, поспешить к жизни вечной, и всецело посвятить себя на благоугождение Господу. Посему, будем умолять Господа, да Божественною Своею силою избавит нас из мрачной темницы постыдных страстей, и отмстив за собственный Свой образ и за создание Свое, возвратит ему светлость, соделав душу здравою и чистою; и таким образом, сподобимся мы общения Духа, прославляя Отца и Сына и Святого Духа, во веки. Аминь. Беседа 50. Бог чудодействует во Святых Своих 1. Кто заключил небесные врата? Илия, или Бог, Который был в нем и повелевал дождю? Думаю, что Властитель неба сам восседал тогда в душе Илии, и Божие слово языком его воспретило дождю сходить на землю; а когда опять изрек он, – отверзлись небесные врата, и сошел дождь. Подобно и Моисей положил жезл, – и стал он змием; и опять сказал слово, – и стал он жезлом.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Одновременно с этим произошло избиение подвижников в Раифе. Узнав о приближении варваров, святые отцы собрались в церкви на молитву. Святой Павел, настоятель обители, от лица всех братии просил Бога укрепить их в час бедствия и принять их души, как приятную жертву. По окончании молитвы святые отцы сказали «аминь» и сразу же услышали из алтаря голос: «Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы» ( Мф. 11,28 ). Подкрепленные словом Божиим, они мужественно встретили мученическую смерть. Из 43-х раифских подвижников остались в живых только четверо; один же из оставшихся, святой Домн, по происхождению римлянин, умер от ран. Избиение святых отцов в Синае и Раифе описано очевидцем – египетским иноком Аммонием, посетившим в то время святую гору Синай. «Мы... с великими слезами похоронили убитых отцов... – пишет Аммоний. – Да и кто бы мог быть настолько жестоким и немилосердным, чтобы не оплакивать горько столь многих и таковых отцов... У одного голова была отрублена совсем, у другого держалась только на коже с одной стороны; один был перерублен пополам, у другого отсечены руки и ноги; у одного выколоты глаза, другой с головы до ног рассечен надвое. Да и кто мог бы описать подробно все, что мы видели, убирая и погребая тела святых?» Второе избиение святых отцов произошло в V веке. Одно из кочевых арабских племен вновь напало на мирных жителей Синая и Раифы, где в то время вновь расцвело подвижничество. Воздержание святых отцов было так велико, что редко кто из них вкушал хлеб. Многие принимали пищу через 2 – 3 дня, а некоторые – через неделю. Усердно и пламенно иноки служили Господу, день и ночь славословя Его. Напавшие язычники зверски убили многих святых отцов, но некоторым удалось спастись. Среди спасшихся был преподобный Нил Постник (память 12 ноября), который впоследствии описал 2-е избиение святых отцов в Синае и Раифе. Из описаний Аммония и преподобного Нила Постника известны имена некоторых святых отцов, избиенных в Синае и Раифе в IV – V веках: Исайя, Савва, Моисей, другой Моисей, Павел, Иеремия, Адам, Сергий, Домн, Феодул, Макарий, Марк, Вениамин, Евсевий, Илия, Прокл, Ипатий, Исаак.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Он (Сисиний) доставил мне много вопросов св. братий и сестер из вашей провинции, вопросов, на которые я думал изготовить самый пространный ответ только ко дню Богоявления. Но когда, занимаясь урывками по ночам, на большую часть вопросов я составил уже ответы, и, удовлетворив других, берег свои силы для ответа на ваш вопрос, как наиболее трудный, – неожиданно приходит ко мне Сисиний, говоря, что он сейчас отправляется, и когда я просил его отложить отъезд, то он стал представлять мне голод в Ливии, нужды монастырей египетских, маловодие Нила, беспомощное положение многих, так что удерживать его здесь долее было бы почти грехом перед Богом. Итак то, что я приготовил на подкладку для вашей туники – основу, уток и стан, только это и посылаю вам в неотделанном виде, чтобы вашей мудростью было соткано то, чего не достает у меня. Вы благоразумны, вы образованы и от собачьего, как говорит Аппий, велеречия перешли уже к Христовой красоте слова. Мне нет нужды много трудится для вас, подобно тому как, по рассказам басней, испытал один философ, уча простеца. «Едва только, говорил он, я скажу бывало, половину, он остальное уже понимал». Точно также и я, при недостатке времени, представил вам только мнения каждого из оставивших толкование на св. Писание, и большую часть этих мнений перевел слово в слово, чтобы и самому мне избавиться от возражений, и вам самим предоставить авторитет древних писателей, чтобы, читая и одобряя мнение того или другого, вы делали это не по моему желанию, а по своей воле. Вы спрашиваете, в каком смысле сказано, и как нужно читать в первом послании апостола Павла к Коринфянам 15 гл. 51 ст. – так ли: все мы умрем, но не все изменимся, или, по другим спискам, не все мы умрем, но все изменимся: ибо то и другое чтение встречается в греческих кодексах. Феодор из города Ираклеи, называвшегося прежде Перинфеном, в кратких толкованиях на апостола (Павла) говорил так. «Хотя не все мы умрем, но все изменимся». Ибо Енох и Илия, победив законы смерти, от земного общества восхищены в небесное царствие так, как были в телах ( Быт. 5:24 ; 4Цар. 2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Они будут предстоять перед Той Жизнью, при Которой, вне Ее, не может быть иной жизни. Справедливо сказали Отцы, что в это грозное время вся тварь, если бы она не была удержана всемогуществом Божиим, и предоставлена самой себе, обратилась бы в ничтожество 22 . Праведники, увидев лицом к лицу Правду совершенную, сочтут свою правду не имеющей никакого значения, а грешники оправданием, чуждым евангельского разума, осудят себя. Решится участь всех на вечность. Прежде наступления этого суда Божественный Апостол сознается, что он не может оправдаться, хотя и не знает за собой никакого греха: потому что Судия его – Бог ( 1Кор. 4, 4 ). Все святые, во время земного странствования своего, часто приходят воспоминанием и размышлением благочестивым на страшный суд Христов, – благовременным, спасительным страхом ограждают себя от страха, который возбудится в погибших отчаянием; благовременным осуждением себя они стараются благовременно снискать оправдание, плачем отвратить плач. Братия! Нужно, необходимо нам, немощным и грешным, частое воспоминание второго пришествия и страшного суда Христова: такое воспоминание есть благонадежнейшее приуготовление. Страшен тот Суд, который ожидает всех человеков после общего воскресения, страшен и тот суд, который ожидает каждого человека после его смерти. Последствия того и другого суда или вожделенны или бедственны. Если земные суды, на которых дело идет об одном тленном и временном, возбуждают нашу заботливость: тем более должен озабочивать нас суд Божий. С какой другой целью Господь возвестил нам о нем так ясно, как не с целью возбудить в нас душеспасительный страх, могущий предохранить нас от греховной, беспечной жизни, в которой – условие нашей погибели? Преподобный Илия, Египетский инок, безмолвствовавший в Фиваидской пустыне, говаривал: “Меня устрашают три времени: время исшествия души из тела, время суда Божия, и время изречения, какое последует о мне от Бога” 23 . Нужно ли предупреждать, что учение всех святых Отцов Православной Церкви о страхе Божием согласно с учением Священного Писания , когда учение Священного Писания служит источником для учения Отцов, когда обоих этих учений источник один – Святой Дух? “Страх Божий есть начало добродетели, – говорит святой Исаак Сирин .

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

От горы Фавор, на которой преобразился Господь и явились Ему Моисей и Илия, беседовавшие о событиях, которые должны были свершиться в ближайшее время в Иерусалиме, – явилась слава Христа и бесславие человечества. Апостолы пали ниц, пораженные, видя великолепие Христа и слыша голос: «Сей есть Сын Мой возлюбленный.» Такое событие вспоминается в завтрашний день. К этому свету стремились апостолы, пустынники. И они сияли, лицо и тело озарялось этим светом. Сияла и Мария Египетская. И наша Русь сияла от преподобных Антония и Феодосия. Пещера их озарялась, как дневным светом, и до сего дня. И в этом свете иеромонах Дионисий хотел помолиться о упокоении там лежащих, но сказал: «Христос Воскресе, братия!» И все гробы ответили: «Воистину Воскресе!» На горе Почаевской пещера Иова Почаевского , который предал анафеме униатов, католиков. У него не было лучины, а в окне был виден свет. Этот свет озарял и прп. Серафима. Когда Мотовилов беседовал с ним, вдруг озарил их свет. Этот свет свойственен и нашему XX веку: видели его в ночь казни члены Царской семьи. Он озарил нашу землю, когда обрели Казанскую икону Божией Матери. В Сталинградской битве. Очевидцы рассказывали: «Замолкли орудия, священники поют, все умолкло». И какая победа! Этим светом наша Заступница спасла Санкт-Петербург, когда 25 лет управлял Церковью патриарх Алексий I. Обошел он, шатаясь, вокруг города с иконой Божией Матери. Светом сияло его лицо. Что случилось – никто и не подозревал. И над Москвой, когда Сталин велел митрополиту Сергию взять иконы. Времени было мало – он дает самолет, и отцы полетели с иконой Божией Матери крестным ходом вокруг города. К этому свету и мы стремимся. В наши дни уже молим, чтоб Господь просветил наши сердца светом, который воссиял на Фаворе. Дай, Господи, чтоб и наша душа преобразилась от грехов. Этим светом наполнен рай. Не лиши нас, Господи, за нашу жизнь этого света. И он осиявает всех, когда кто искренно кается на исповеди, когда чувство «спадения камня», легкость. Он осиявает, когда со страхом и глубоким смирением причащаются. И Ангелы радуются, и Чаша сияет. И мы молимся: «Не осуди нас за недостойное причащение».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Прежде сего он обращался с этим вопросом к архиепископу Воронежскому Антонию, от которого получил следующий ответ: «Схима есть неизмеримая высота и глубина христианского смирения». Поистине велика молитва смиренного инока, отрешённого от всего земного, с чистой душой предстоящего пред Господом. Свидетельствовал Варсонуфий Великий (в VI b.), когда писал: «Есть три мужа: Иоанн в Риме, Илия в Коринфе и ещё некто в епархии Иерусалимской, могущие умолить за весь мир, во время гнева Божия, попустившего за беззакония людей всегубительство». Какая всеобъемлющая сила в молитве сих мужей! Какое величие! Особенное действие молитвы – боголепное и торжественное – было в Преображении Господа Иисуса Христа: «И бысть, егда моляшеся, видение лица Его ино, и одеяние Его блистаяся» (Лк. 9, 29). Не есть ли это указание, что чистая молитва приближает человека к Богу и соединяет с Ним? Св. Исаак Сирин чистую молитву описывает так: «У чистого душою мысленная область внутри его; сияющее в нём солнце – Свет Святыя Троицы; воздух, которым дышат обитатели области сея, – Утешительный и Всесвятый Дух; совосседающие с Ним – святыя и бесплотный природы; и жизнь, и радости, и веселие их – Христос, Свет от Света-Отца. Область сия есть облако Божией славы, в которое только чистые сердцем внидут узреть лице своего Владыки, и озарить умы свои лучами Владычнаго света» (Сл. 8). В «Отечнике» есть примеры, как свет внутренней молитвы отражается на внешнем виде молящегося: один брат, придя к келье аввы Арсения, великого молитвенника, посмотрев в дверь, увидел, что старец весь как бы огненный. Сей великий старец по вечерам в субботу на воскресный день становился спиной к солнцу и, подняв руки свои к небу, молился до того времени, как солнце начинало светить ему в лицо; после чего он садился (Отеч. 98). Старец Иосиф Панефосский, в присутствии аввы Лота, простёр руки свои к небу; и сделались персты его как десять огненных светильников. Макарий Египетский видел, как из уст ученика его, при пении «Аллилуйя», выходил огненный луч.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/l...

При впадении в море Иордан не смешивается с водами моря, как пловец не смешивается с водой, в которой плывет. Триста метров идет " дорожка " Иордана по Генисаретскому морю и впадает в Мертвое море. Когда Христос принял от руки Иоанна Крестителя крещение, Иордан пошел вспять. Вода изменила направление течения. Это место особое. Здесь преподобная Мария Египетская как посуху прошла по водам Иордана. Здесь пророк Илия за 2000 лет до Рождества Христова опускал свою милоть пророку Елисею. Здесь прошел и израильский народ, когда пророк Моисей выводил его из египетского плена. Накануне Крещения Господня православные христиане сбивают деревянные кресты, укрепляют на них зажженные свечи и река Иордан уносит их в Мертвое море. А в день Крещения Господня, когда воды Иордана поворачивают вспять и идут из Мертвого моря, они приносят кресты обратно. И обычно пресная вода Иордана становится соленой, такое событие происходит только один раз в году, на праздник Крещения Господня по старому стилю. Великое множество народа собирается здесь, и все являются свидетелями, как воды Иордана идут вспять. Наши православные матушки прямо в монашеской одежде бросаются в реку с головой, освящаются в соленых водах Иордана. Замечено, что во время освящения ветви деревьев по берегам Иордана опускаются так низко, что касаются вод: вся природа поклоняется Крещению Господню и торжествует вместе с освящением водного естества. Эти чудеса видят многие. Господь их показывает для укрепления веры у маловерных и для торжества верных Своих чад. 2014/01/22, 21:20:46 В этом году был в купели 6 раз. Были сомнения, но я немного думал про мой маленький поступок, пусть он будет угоден Богу. И все мои сомнения развеялись некоторыми совпадениями. И я окончательно решил, что и в этом году не отступлю от проруби. На все воля Божия. С прадником вас всех братья и сестры. Храни вас всех Господь. 2014/01/20, 00:05:01 Бог с нами. Мы с Богом. Рад, что враг верит и трепещет, но никак не делает. Всякое сомнение и отрицание чуда, есть слабость духа.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=1376

С какою другою целию Господь возвестил нам о нем так ясно, как не с целию возбудить в нас душеспасительный страх, могущий предохранить нас от греховной, беспечной жизни, в которой — условие нашей погибели? Преподобный Илия, египетский инок, безмолвствовавший в Фиваидской пустыне, говаривал: «Меня устрашают три времени: время исшествия души из тела, время Суда Божия и время изречения, какое последует о мне от Бога» [ 112 ]. Нужно ли предупреждать, что учение всех святых Отцов Православной Церкви о страхе Божием согласно с учением Священного Писания, когда учение Священного Писания служит источником для учения Отцов, когда обоих этих, учений источник один — Святой Дух? «Страх Божий есть начало добродетели, — говорит святой Исаак Сирский. — Утверждают, что он — порождение веры, и насевается в сердце, когда ум устранится от попечений мира сего для собрания скитающихся помышлений своих из рассеянности в непрестанное изучение будущего возустроения… Умудрись положить в основание путешествия твоего страх Божий — и в немногие дни окажешься при вратах Царствия, не понуждавшись в продолжительном пути» [ 113 ]. Между наставлениями преподобного Пимена Великого читаем следующие: «Мы нуждаемся в смиренномудрии и страхе Божием столько же, сколько в дыхании. Три главных делания инока: бояться Бога, молиться Богу и делать добро ближнему. Когда пчелы будут прогнаны дымом из улья, тогда взимается сладостный труд их: так и плотское наслаждение изгоняет страх Божий из души и губит все благое дело ее. Начало и конец духовного пути — страх Господень. Писание говорит: Начало премудрости страх Господень [ 114 ]. И опять, когда Авраам устроил алтарь, Господь сказал ему: Ныне бо познах, яко боишися ты Бога [ 115 ]. На вопрос брата, кто говорит: Причастник Аз есмь всем боящимся Тебе [ 116 ], — Великий отвечал: «Дух Святой говорит это о Себе». Также он передавал изречение святого Антония Великого о преподобном Памве, что при посредстве страха Божия Памва соделал себя обителию Святого Духа» [ 117 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Св. Григорий Богослов. Собрание творений, Минск – Москва, 2000, т. 1, с. 215. Святитель Игнатий Брянчанинов. О монашестве. Собр. соч., т. I , М., 2001, с. 530 – 531. П. Евдокимов. Православие. М., 2002, с. 37. П. Евдокимов. Этапы духовной жизни. М., 2003, с. 119. Преподобного Никиты Стифата первая деятельных глав сотница. Добротолюбие, указ. изд., т. 5, с. 101. Добротолюбие , YMCAPRESS, Paris, 1988, т .5, с . 262. См. в кн.: «Без Церкви нет спасения». М. – СПб., 1998, с.243. Конечно, ни в одном уставе, ни в истории монастырей ничего подобного не найдешь; но ведь диктуют обстоятельства, за неотвратимостью которых просматривается воля Божия: «мы создали небольшой скит в Рязанской области… к нам пришли крестьяне из соседней деревни Слободка и сказали: – Отцы святые, возьмите нас хоть крепостными, мы четыре года не получали зарплату, нас 800 человек и мы не знаем, как дальше жить…». См. беседу с настоятелем Сретенского мужского монастыря архимандритом Тихоном (Шевкуновым) в газете «Татьянин день», ноябрь 2004, с. 24. Руководство милиции Наровчатовского района Пензенской области связало существенное снижение подростковой преступности с деятельностью ТроицеСканова женского монастыря, который организовал летний трудовой лагерь и четыре воскресные школы при храмах (интернет). Творения иже во святых отца нашего Василия Великого. Часть пятая. М., 1991, с. 39. Цит. по: Архимандрит Илия (Рейзмир). Учение святителя Василия Великого о духовном совершенствовании. СвятоТроицкая Сергиева Лавра, 2004, с. 55 – 56. Ин. 3, 16 Святитель Василий Великий, указ. изд. , с. 39 – 40. История египетских монахов. Православный СвятоТихоновский богословский институт, М., 2001, с. 61–65. Мф. 25, 15 – 28 Евр. 11, 8. Иоанн Креститель принимал живое участие в жизни монахов Палестины, он был для них игуменом, наставником и заступником. В «Луге духовном» (репринт издания ТроицеСергиевой Лавры, 1915, с. 6 – 7) приводится умилительный рассказ об измученном плотской бранью подвижнике Кононе ( VI в.), который решил покинуть монастырь; встречает его Иоанн Креститель и кротко говорит: возвратись в монастырь, и я избавлю тебя от брани. Конон же ответил с гневом (!): будь уверен, ни за что не вернусь! Ты не раз обещал мне это и не исполнил своего обещания! С прежней кротостью великий Иоанн объясняет: Я желал, чтобы ты получил награду за эту брань, но так как ты не захотел, я избавлю тебя…но вместе с тем ты лишаешься и награды за подвиг.

http://pravmir.ru/o-sovremennom-monashes...

Св. Григорий Богослов . Собрание творений, Минск – Москва, 2000, т. 1, с. 215. Святитель Игнатий Брянчанинов . О монашестве. Собр. соч., т. I, М., 2001, с. 530 – 531. П. Евдокимов. Православие. М., 2002, с. 37. П. Евдокимов. Этапы духовной жизни. М., 2003, с. 119. Преподобного Никиты Стифата первая деятельных глав сотница. Добротолюбие, указ. изд., т. 5, с. 101. Добротолюбие, YMCA-PRESS, Paris, 1988, т. 5, с. 262. См. в кн. : «Без Церкви нет спасения». М. – СПб., 1998, с. 243. Конечно, ни в одном уставе, ни в истории монастырей ничего подобного не найдешь; но ведь диктуют обстоятельства, за неотвратимостью которых просматривается воля Божия: «мы создали небольшой скит в Рязанской области… к нам пришли крестьяне из соседней деревни Слободка и сказали: – Отцы святые, возьмите нас хоть крепостными, мы четыре года не получали зарплату, нас 800 человек и мы не знаем, как дальше жить…». См. беседу с настоятелем Сретенского мужского монастыря архимандритом Тихоном (Шевкуновым) в газете «Татьянин день», ноябрь 2004, с. 24. Руководство милиции Наровчатовского района Пензенской области связало существенное снижение подростковой преступности с деятельностью Троице-Сканова женскогомонастыря, который организовал летний трудовой лагерь и четыре воскресные школы при храмах (интернет). Творения иже во святых отца нашего Василия Великого . Часть пятая. М., 1991, с. 39. Цит. по: Архимандрит Илия (Рейзмир). Учение святителя Василия Великого о духовном совершенствовании. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2004, с. 55 – 56. Ин. 3:16 Святитель Василий Великий , указ. изд., с. 39 – 40. История египетских монахов. Православный Свято-Тихоновский богословский институт, М., 2001, с. 61–65. Мф. 25:15-28 Пустите детей… Есть на море пустынном монастырь Из камня белого, золотоглавый, Он озарен немеркнущею славой. Туда б уйти, покинув мир лукавый, Смотреть на ширь воды и неба ширь… В тот золотой и белый монастырь! Н. С. Гумилев. Человеческое рассуждение объясняет возникновение монашества в IV веке, во-первых, прекращением гонений: жаждущие пострадать за Христа уже не находили места подвигу в благополучном, могучем, процветающем государстве и бежали в пустыню; во-вторых, обмирщением Церкви, куда хлынули толпы жителей Империи, переставших бояться преследований за христианство.

http://azbyka.ru/fiction/plach-tretej-pt...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010