кончины святых мучеников точно неизвестен. Преосвященный Филарет («Жития святых», июнь, стр. 31) относит год их кончины на время царствования Максима, который в 305 году получил верховную власть над Сириею и Египтом и в своих владениях жестоко преследовал христиан. Царствовал с 305 г. до 312 г. ( < < back 1) ( < < back 2) ( < < back 3) Житие преподобного отца нашего Виссариона его празднуется св. Церковью 4-го марта. его — 4-го февраля. знаменитый вождь и законодатель народа еврейского и первый священный писатель, живший за XV веков до Р. Хр.; родился в Египте и происходил из колена Левиина. Моисей чудесно вывел евреев из Египта, избавив их от тяжкого египетского рабства. На горе Синай он получил 10 заповедей и сподобился видеть славу Божию. Все, полученные им от Бога, заповеди и установления, равно как и первоначальную историю народа еврейского, он изложил в первых пяти книгах Библии (пятикнижие Моисеево). — Память св. пророка Моисея празднуется Церковью 4 сентября. известно, вода в морях бывает обыкновенно соленою. Навин — вождь народа еврейского, руководивший ими после смерти Моисея. одно из языческих племен, населявших землю ханаанскую. Аморреи, по переводу с еврейского значит — «жители высоких мест»; им противопоставляются ферезеи — «жители низменностей». Незадолго до исхода евреев из Египта аморреи захватили восточную иорданскую область, очень плодородную. Иисус Навин сражался с аморреями и разбил пять аморрейских царей (Иис.Нав.10:5–11). ( < < back) знаменитейший пророк израильский, происходивший из города Фесвы галаадской, живший и действовавший во дни нечестивого царя Ахава и Иезавели. Илия из числа всех пророков отличался особенною ревностью о славе Божией. История его жизни и деятельности излагается в 3-ей и 4-ой кн. Царств (3 Цар.17–20; 4 Цар.1–2) — Память его празднуется св. Церковью 20 июля. ( < < back) пророк израильский, преемник пророческого дара св. Илии. — См. житие его ниже, под 14 июня. ( < < back) преподобного Виссариона последовала в конце IV или начале V века.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Преподобный Нил считает Иисусову молитву «самой божественной из всех добродетелей», которая приносит радость, превосходящую всякие земные наслаждения. 1.9. Святитель Григорий Палама, архиепископ Фессалоникийский Святитель Григорий Палама , архиепископ Фессалоникийский (ок. 1296– 1357) – выдающийся византийский богослов и апологет Православия, много внимания уделявший изучению Иисусовой молитвы. Учение св. Григория Паламы об умной молитве, ее совершении и о особых духовных состояниях во многом родственно с учением прп. Симеона Нового Богослова 100 . Так святитель Григорий говорит, что во время молитвы подвижник направляет в ум не только внутрь тела и сердца, но и во внутрь себя самого 101 . У преподобного Симеона встречается подобное высказывание: «ум хранил сердце в молитве, всегда обращался внутри его [сердца] и из оной глубины воссылал ко Господу моления. Тогда, «вкусив..., яко благ Господь» ( Пс. 33:9 ), ум более не извергается из обители сердечной, поскольку и сам он говорит вместе с апостолом» 102 . Святитель Григорий считает, что такой способ совершения молитвы, хотя и без самого призывания имени Христа, существовал с самых древних времен и был весьма распространен в устной традиции 103 . Например, святой пророк Илия во время молитвы о ниспослании дождя, опустил голову на колени и таким образом прилежно вводил свой ум вовнутрь его самого и в Бога ( 3Цар.18:42 ) 104 . А святой пророк Моисей, при выведении израильского народа свой из египетского плена, не произнося слова, молился за весь свой народ. После этого обращения Господь услышал его и обратился к нему (см.: Исх.14:15 ); Его обращение показывает, что пророк Божий молился, а если молился молча, то, молился умом 105 . Поэтому, когда Моисей вместе с израильским народом проходил через Чермное море, то значит, он поднялся в умной молитве к Единому, Который мог сделать посредством него такие вещи» 106 . Главным аргументом в пользу совершения Иисусовой молитвы для свт. Григория служит абсолютный авторитет и личный аскетический опыт святых подвижников. Среди прочих святитель Григорий выделяет: преподобного Симеона Нового Богослова , Никифора, свят. Феолипта Филадельфийского 107 и других.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Преподобный Павел Фивейский (около 228—341) — великий египетский подвижник, почти сто лет, начиная с юности, проживший в строгой аскезе и полном уединении в пещере недалеко от Чермнóго моря, никому не вéдомый. Перед сáмой его кончиной Господь дал о нём откровение Антонию Великому, и он посетил этого святого, сподобился беседовать с ним и погребсти по смерти. Мощи преподобного Павла Фивейского были впоследствии перенесены в Константинополь, затем в Венецию, наконец в Венгрию, в Офен; часть его честнóй глав ы — в Риме. Вокруг его пещеры устроен монастырь со строгим иноческим уставом. Память преподобного Павла Фивейского празднуется 15/28 января. Русский путешественник А. С. Норов пишет, что монастырь Павла Фивейского имеет расстояние от монастыря Антония Великого по прямой линии не более четырех верст, но он «отделен столь высокою и крутою скалою, что обход вокруг нее очень продолжителен» ( Норов А. С. Путешествие по Египту… Ч. II. С. 378). Архимандрит Порфирий (Успенский), посетивший вслед за Норовым долину Вади–Дейр (монастырскую) с пещерой Павла Фивейского, записал в дневнике: «От сует и соблазнов сего мipa Павел ушел сюда для покаяния и молитв в предощущении явления мipa нового. Выбор сего мéста обнаруживает наклонность душ и его к самоотвержению и уединению глубокому. Святой Антоний водворился в лучшем месте, с которого видны Чермнóе море, Арабайские потоки и кочевья арабов, и имел учеников. А преподобный Павел один безмолвствовал в ущелье сáмом диком и угрюмом, из которого ничего отрадного не видно» (Путешествие по Египту… С. 232). Для многих часто оставался нерешенным вопрос: кто из монахов первоначально стал пустынножительствовать? Некоторые, обращая взоры к древности, полагали начáло пустынножителей в блаженном Илии и Иоанне. Но, мне кажется, Илия был более пророк, чем монах, а Иоанн начал пророчествовать еще до рождения. Другие (с чем согласно большинство) призна ю т Антония главою пустынножительства, это отчасти справедливо. Но Антоний был не столько первым пустынножителем, сколько человеком, возбудившим общее стремление к этому образу жизни.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Хотя Служба преподобному Михаилу Клопскому (†1456; пам. 11 янв.) не содержит имени Святителя, однако из акростиха канона мы узнаем, что она была написана по благословению Новгородского владыки Макария: «В царство благочестивого Христолюбивого царя Иоанна всея России самодержца повелением Владыки (и) благословением Макария святейшего архиепископа Богоспасаемых градов Великого Новограда и Пскова благодарное им пение принесша всепреподобному Михаилу Клопот христолюбивому рукою пресвитера Илии» 762 . Иеромонах Илия, служивший в домовой церкви Новгородского святителя Макария, при написании Службы таким образом отметил в акростихе имя Владыки, благословившего написание Службы. В контексте акростиха имя преподобного Макария говорит о святителе Макарии, а по содержанию тропаря канона – о египетском подвижнике. «Амбивалентность данного имени в этом случае не случайна: Митрополит Макарий несомненно чтил своего Небесного покровителя – преподобного Макария Египетского » 763 . Наиболее отражен в гимнографии московский период деятельности святителя Макария (1542–1563). В 1552 году была покорена Казань, а в 1555 году в Русской Церкви была учреждена Казанская епархия и в Казань был поставлен первый Казанский святитель – архиепископ Гурий (†1563; пам. 4 дек.). Его сподвижниками явились святители Герман (†1567; пам. 23 июня) и Варсонофий (†1576; пам. 11 апр.). В их Службах чаще называется царь Иоанн Грозный и реже – Митрополит Макарий. Святитель Димитрий Ростовский (†1709; пам. 28 окт.), автор Службы архиепископу Гурию Казанскому, говорит в каноне о его архиерейской хиротонии: «Благословением Первосвятителя, поставляешися пастырь и учитель новопросвещенному граду Казани, идеже прелестию врага омраченный люди, светом благоразумия просветил еси» 764 . Почти дословно об этом же говорится и в каноне Службы на праздник обретения честных мощей святителя Гурия, архиепископа Казанского, и Варсонофия, епископа Тверского: «Благословением крайняго Святителя поставляешися пастырь и учитель новопросвещенному граду Казани...» 765 . В Казань святитель Гурий был послан вместе с будущими иерархами Германом и Варсонофием. В Службе святителю Герману говорится: «Гласом предержащего и собором Первосвятителей основателем великиа обители посылаешися» 766 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

28 сентября оптинцы встречали нового Калужского епископа владыку Феофана. «При колокольном звоне всех церквей города Козельска владыка проследовал в Оптину, где встречен был преосвященнейшим епископом Михеем, настоятелем отцом архимандритом Исаакием, скитоначальником отцом игуменом Феодосием, старцами, старшею и прочиею братиею обители. Преподав святительское благословение собравшимся, владыка изволил проследовать в отведенные для него покои и по кратком отдохновении слушал раннюю литургию в церкви преподобной Марии Египетской. В тот же день архипастырь выезжал для обозрения церквей города Козельска и в 4-м часу удостоил своим архипастырским посещением и наш скит. Навстречу ко Святым вратам вышла вся братия с скитоначальником отцом игуменом Феодосием в полном монашеском одеянии по чину; парадная церковная встреча на сей раз была отменена ввиду краткости времени, остающегося до всенощной. Преосвященного сопровождали отец благочинный, настоятель Николаевского в городе Малоярославце монастыря архимандрит Илия, настоятель Оптиной пустыни отец архимандрит Исаакий, отец казначей иеромонах Пантелеимон и другие. При пении певчими тропаря Крестителю Господню владыка проследовал в Предтеченский храм и, преподав святительское благословение братии, осматривал помещения храма. Из старого преосвященный проследовал в новый храм; начальствующие и братия сопровождали владыку. После осмотра церквей преосвященный посетил старцев отца игумена Феодосия и иеромонаха Нектария в их келиях, освященных молитвами и подвижническими трудами подвизавшихся в них знаменитых старцев Макария, Амвросия, Анатолия, Иосифа, Варсонофия и других, и особенно продолжительной беседы удостоил старца отца Нектария. Началось всенощное бдение и было совершено со всею торжественностью и благолепием. На литию выходил преосвященнейший владыка. Во время кафизм его преосвященством было сказано слово о высоком служении народу великой обители Оптиной и о том, какими средствами может быть поддержана на духовной высоте эта обитель, являющаяся одним из центров паломнического движения богомольцев со всех концов России.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Биографическая справка Игумен Иоанн (Михаил Александрович Титов) родился в 1960 г. в Костромской обл. В 1991 г. поступил в число братии только что открывшегося в Ярославле Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря. 8 апреля 1993 г. стал первым здешним пострижеником, принял постриг с именем прп. Иоанна Прозорливого Египетского. 10 апреля того же года рукоположен в иеродиакона, 3 июня — в иеромонаха. В апреле 1994 г. награжден наперсным крестом. 17 октября 1994 г. указом архиепископа Ярославского и Ростовского Михея (Хархарова; †2005) назначен временно исполняющим обязанности наместника Борисо-Глебского мужского монастыря. В ноябре 1994 г. решением Священного Синода назначен игуменом и с тех пор бессменно управляет обителью. Преподобный Иринарх Затворник Преподобный Иринарх, затворник Ростовский, родился в крестьянской семье в селе Кондакове Ростовского уезда. В крещении получил имя Илия. На 30-м году жизни святой принял постриг в монашество в Ростовском Борисо-Глебском монастыре. Там он усердно трудился в иноческих подвигах, посещал церковные службы, ночами молился и спал на земле. Однажды, сжалившись над странником, который не имел обуви, святой Иринарх отдал ему свои сапоги, и с тех пор стал ходить босой по морозу. Игумену не понравилось такое поведение подвижника, и он начал смирять его, заставляя часа по два стоять на морозе против своей кельи или подолгу звонить на колокольне. Святой всё переносил с терпением и не изменил своего поведения. Игумен продолжал жестокосердствовать, и преподобный был вынужден перейти в Авраамиев Богоявленский монастырь, где был принят в число братии и вскоре назначен келарем. Преподобный с усердием исполнял свое послушание, скорбя о том, что братия монастыря и служители не берегут достояние обители, расточая его без меры. Однажды во сне он увидел преподобного Авраамия Ростовского (память 29 октября), который утешил его и благословил раздавать всем потребное без смущения. Как-то во время пения Херувимской преподобный Иринарх громко зарыдал. На вопрос архимандрита он ответил: «Мать моя преставилась»! Архимандрит удивился. Еще не окончилась Литургия, как пришел к Иринарху брат Андрей и сообщил, что мать их Ирина умерла.

http://e-vestnik.ru/church/borisoglebski...

Будет то, чему не воспрепятствуют быть наши грехи, наши немощи, наше не достоинство». После такого вступления, святитель-вития приступает к раскрытию главной поучительной мысли всей проповеди – о безмолвии, долженствовавшем представлять собою основание жития скитского, равно как и для самого проповедника представлявшем предмет заветных и всегдашних желаний и чувств. «Некто из отцов, так начинает он это раскрытие, вопросил некоего великого из отцов: какое есть доброе дело, которое бы мне сделать, так чтобы оно было делом моей жизни? Авва ответствовал: не все дела равны для всякого. Книги говорят, что Авраам был страннолюбив, и Бог был с ним. Илия любил безмолвие, и Бог был с ним. Давид был смирен, и Бог был с ним. Итак, в чем душа видит для себя хотение Божие, то и делай. Наипаче же храни сердце свое. Кто хочет подражать Авраамову страннолюбию, Давидову смирению, – тот, как самые сии примеры показывают, может упражняться в сих добродетелях повсюду: на пути, в доме, в деревне, в городе, на престоле. Так ли легко найдет себе открытое и нестесненное поприще тот, кто изберет делом жизни своей Илиину любовь к безмолвию? Где теперь Илиин Кармил или Хорив? Где Иоаннова пустыня? Где дикие места Палестинские и Египетские, которые чудным образом угождающая благодати природа сделала неспособными для обыкновенных селений человеческих, чтобы сберечь для жительства земных ангелов? Сонмы сих ангелов переселились в сродное небо; земные жилища их, едва не без остатка, пришли в запустение; и на поприще духовного безмолвия вновь рыщет одинокий зверь, или скитается полудикий человек. Переселилась любовь к безмолвию, перенося духовный взор от восточных обителей безмолвия к отечественным, русским, говорит вития, и в наши страны, и избрала для себя пещеры, леса, места, удаленные не только от жилищ, но и от путей человеческих, чего близкий пример имеем в преподобном Сергии, но как, по непреложному слову Христову, не может град укрытися верху горы стоя ( Мф.5:14 ); то высоко возросшая и созревшая любовь к безмолвию обыкновенно не оставалась сокрытою, привлекала учеников, почитателей, посетителей, и от самого множества любителей или почитателей безмолвия, кроме других причин, почти по необходимости, стало тесно безмолвию. Между тем и пустыни наших стран, по самой природе, менее южных удобные для безустройственного пустынножительства, с течением времени сделались для него менее прежнего пространными и свободными, по действию распространившегося народонаселения. Чего же по сему ожидать? Путь Илии, путь Иоанна Крестителя, путь Антония Великого , должен ли увидеть себя оставленным и возрыдать, подобно как некогда, по сказанию Иеремии, путие Сиони рыдали, яко несть ходящих по них в праздник ( Плач.1:4 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Будет то, что испросят молитвы святых и преподобных отец наших Сергия, Никона, Михея, Иоасафа, Серапиона, Максима, Дионисия, и прочих сподвижников их и сообитателей в земной, и в небесных обителях. Будет то, чему не воспрепятствуют быть наши грехи, наши немощи, наше недостоинство. Некто из отцов вопросил некоего великого из отцов: какое есть доброе дело, которое бы мне сделать так чтобы оно было делом моей жизни? Авва ответствовал: не все дела равны для всякаго. Книги говорят, что Авраам был страннолюбив, и Бог был с ним. Илия любил безмолвие, и Бог был с ним. Давид был смирен, и Бог был с ним. Итак в чем душа видит для себя хотение Божие: то и делай. Наипаче же храни сердце свое. Кто хочет подражать Авраамову страннолюбию, Давидову смирению: тот, как самые сии примеры показывают, может упражняться в сих добродетелях повсюду: на пути, в доме, в деревне, в городе, на престоле. Так ли легко найдет себе открытое и нестесненное поприще тот, кто изберет делом жизни своей Илиину любовь к безмолвию? Где теперь Илиин Кармил, или Хорив? Где Иоаннова пустыня? Где дикие места Палестинские и Египетские, которые чудным образом угождающая благодати природа сделала неспособными для обыкновенных селений человеческих, чтобы сберечь для жительства земных Ангелов? Сонмы сих Ангелов переселились в сродное небо; земные жилища их, едва не без остатка, пришли в запустение; и на поприще духовного безмолвия вновь рыщет одинокий зверь, иля скитается полудикий человек. Переселилась любовь к безмолвию и в наши страны, и избрала для себя пещеры, леса, места, удаленные не только от жилищ, но и от путей человеческих, чего близкий пример имеем в преподобном Сергии: но как, по непреложному слову Христову, не может град укрытися верху горы стоя ( Матф. 5:14 ), то высоко возросшая и созревшая любовь к безмолвию, обыкновенно не оставалась сокрытою; привлекала учеников, почитателей, посетителей; и от самого множества любителей или почитателей безмолвия, кроме других причин, почти по необходимости, стало тесно безмолвию.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Верующие совершают погружение в специально приготовленных белых сорочках, освященных на Камне Миропомазания в Иерусалимском храме Воскресения Христова. По благочестивому обычаю, эти сорочки хранят в течение всей жизни и используют в качестве погребальной одежды. Надев новую белую рубашку, с глубокой верой в помощь благодати Божией, с тропарем Крещения в сердце и с чувством неизреченной благодарности Просветителю и Очистителю нашего греховного естества утолил и я, грешный, свою сердечную жажду чистыми струями Иордана. На радости я погрузился в его животворящие воды 9 раз и ощутил ту благодатную силу, которая помогла мне, немощному, преодолеть все трудное благословенное путешествие, да еще и в хорошем самочувствии. Память о сем событии всегда будет сладостна моему сердцу. От благословенного Иордана направили мы свои стопы в расположенную неподалеку отсюда Иоаннову пустынь, в глубине которой, на скале, располагается греческий монастырь во имя Иоанна Предтечи, Крестителя Господня. Это четырехугольное здание, наподобие крепости, сооруженное еще при святой Елене на месте пещеры, где обитал Иоанн Предтеча. ( Восстановлен храм во второй половине XIX века.) Согласно преданию, гора расступилась и приняла праведную Елисавету с младенцем, бежавшую от воинов царя Ирода. В ней, по Божьему повелению, образовалась пещера, явился источник и выросла финиковая пальма, которая в нужное время наклонялась, питая беглецов и снова выпрямлялась. Здесь святая Елисавета вскоре преставилась, а святой Иоанн возрастал, питаемый Ангелом, до своего совершеннолетия, укреплялся духом до дня своего явления израильскому народу, когда был к нему глас Божий, и он стал проповедовать покаяние в окрестностях Иордана. Из скалы бъет чудотворный источник. Вокруг монастыря леса, в которых много акрид — деревьев, от которых питался Креститель Господень (одни акридами называют деревья, другие — саранчу). Против этого места стоит гора Иермон, с которой Дух Господень свидетельствовал об Иисусе в образе голубином: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, о Нем же Мое благоволение» ( Мф. 3:16-17 ). С этой же горы Илия Пророк взят был на огненной колеснице на небо ( 4 Цар. 2:11 ). В монастыре, по преданию, преподобная Мария Египетская (VI век) причащалась Святых Тайн по своему обращению перед уходом за Иордан. Она переплыла Иордан на лодке и удалилась туда, куда указала ей таинственным гласом икона, и где подвизалась в течение 17-ти лет. В монастыре подвизался также и старец Зосима, который имел беседу с Марией Египетской, в 522 году причастил ее, а в последствии предал святую Марию земле. Здесь же находятся обретенные нетленные мощи преподобного Зосимы.

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/dushepol...

Во время великого смущения и ожесточения, описанного вами, можно бы вам себя укротить. Ежели бы вы да имели благоговение и веру достодолжную к своей маменьке, то бы и в таковое время могли бы увещательными словами остановиться и смирить себя, но как вы издавна закоснели в своенравии, непокорливы, то по вашему великомудрию вам кажется, что она вам недостаточна к руководству и окормлению! Но прошу и молю, как можно, понуди сердце свое к повиновению и послушанию, чем и обряшешь в душе мир. А что вы на свадьбе, хотя соблазнительных самых последствий и не видали, однако значительно ваш душевный храм (то есть, все чувства) оскверняли представлениями, а потому и впредь должны мы с тобою от таковых событий познавать, каково около свадебных сообращений и какой огнь блудных вожделений восприемлет силу свирепствовать в наших мнениях и чувствах. Обдумайте хорошенько, не решиться ли вам от пристрастных котлов и сластей с. — петербургских (или, можно сказать) египетских, решительно поудалиться к тихому пристанищу, и, так упразнясь, уразумеете истинный путь в вечные обители! Господь же Премилостивый да просветит тебя, да умудрит во смирении, да поможет тебе, и да сохранит тебя, и покрыет от всех наваждений диавольских. 18. Дом души — терпение Вы пишете и сознаетесь, что вынуждены терпеть не токмо от единоутробной, но и от прислужниц. Хотя сии приключения, по–видимости, и выше ваших сил, но только вспомнит и то, что наша с тобою обязанность, призывая Всемогущего Господа, сие претерпевать и приобретать смирение, и сохранять, яко некое имение. О сем явственно пишет преподобный Илия Екдик в 62 главе: “Дом убо души есть терпение, обдержится бо в нем. Имение же — смирение, питается бо тем”. И потому, чтобы от кого не попускалось прекословий или неправильных словооправданий, терпеливостию да пропускаем и примером своего благодушия да поучаем. «Обличи силою добродетелей твоих устен сопротивно учащих тебе, а не известословием словес твоих, но кротостию и тихостию твоих устен умолкнути сотвори, непокоривых бесстудие обличи благородием жития твоего и чувств бесстудных удержанием очию твоею».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=102...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010